В чем суть психологической концепции — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

В чем суть психологической концепции

2017-11-28 424
В чем суть психологической концепции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

интенциональных актов Франца Брентано,

и какое историческое значение имели его идеи?

Австрийский философ и психолог Франц Брентано (1838

1917), являясь противником как экспериментальной структур ралистской теории В. Вундта, так и ассоциативной психоло-' гии, создал свою психологическую теорию и программу разви­тия психологии как самостоятельной науки, получившую на­звание функционализма. Главной идеей его теории была активная природа человеческой психики, а главной пробле­мой — проблема понимания сознания и его взаимодействие с окружающей реальностью. Программа развития психологии и его теоретическая платформа Брентано содержали следую­щие ключевые идеи:

1) главное качество сознания — интенциональность, или осо­
бого рода активность, в результате которой сознание всегда взаи­
модействует с каким-либо объектом и направлено на него. Та­
ким образом, содержаниями сознания являются не ощущения
и восприятия, а интенциональные акты, содержащие в себе
объект, с которым они взаимодействуют;

2) соответственно предмет психологии — не содержания, как
утверждает экспериментальная психология В. Вундта и структу­
рализм Э. Титчинера, а акты сознания;

3) задача психологии как науки — изучение интенциональных
актов сознания и, следовательно, описание того, как работает
сознание, а не из чего оно состоит;

4) существует три основные формы интенциональных актов
(или актов активности сознания), различаемых по способу отно­
шения к субъекту:

 

— акты представления — они являются ведущими и опреде­
ляются как процесс презентации предмета сознанию; к актам
представления относятся восприятие, воображение, понятие;

— акты суждения, в процессе которых объекту дается оценка
истинности или ложности;

— акты чувства, которые представляют собой эмоциональ­
ную оценку объекта с точки зрения его желаемости или отвергае­
мое™ субъектом.

Иными словами, когда человек слышит какую-либо фразу, его сознание совершает акт представления, затем он понимает и оценивает эту фразу с точки зрения ее правдивости или ложно­сти для него, и здесь совершается работа акта суждения, и нако-


нец, когда человек понимает, приятно ему слышать эту фразу или нет, вступает в силу акт чувства;

5) метод исследования интенциональных актов — не экспери­мент, а тщательное внутреннее наблюдение за протеканием этих актов, при этом оно должно быть непредвзятым и непосред­ственным. Впоследствии этот метод был назван феноменологи­ческим наблюдением, так как его задачей являлось наблюдение за феноменами сознания.

При некоторой идеалистичности теории интенциональных актов сознания заслуга Ф. Брентано состоит в том, что он ввел в психологию изучение сознания не в его содержательном, а в процессуальном аспекте, а также указал на активность и пред­метность сознания, что, безусловно, дало толчок к развитию этой стороны в исследовании данного предмета. Постулируемый Брентано принцип активности обусловил развитие функциона­лизма как психологического течения, а также многих направле­ний в западноевропейской психологии. Его идеи повлияли на Вюрцбургскую школу, поставившую себе задачу изучения про­цессуальное™ мышления, обусловили развитие новых экспери­ментальных методик изучения сознания, в частности феномено­логический метод, а также отразились в теории гештальтпеихо-логии и психоанализе 3. Фрейда.

Каковы основные направления развития психологической мысли В. Джеймса и в чем заключается их историческое значение для психологии?

Вильям Джеймс (1842—1910), американский психолог, про­фессор психологии Гарвардского университета, создатель пер­вой американской лаборатории и президент Американской пси­хологической ассоциации, является одной из фундаменталь­ных фигур мировой психологии. В. Джеймс является отцом американского направления в функционализме, основой кото­рого во многом явилась теория акта австрийского психолога Ф. Брентано. Это направление противопоставлялось развивае­мому в Америке Э. Титчинером функционализму, берущему свое начало из экспериментальной психологии В. Вундта. Таким об­разом, функционализм Джеймса и его взгляды расширили пред­ставления о предмете психологии, понимании личности в целом, а также обусловили развитие новых направлений науки, напри­мер психологии личности как отрасли психологии.


Вильям Джеймс занимался изучением многих вопросов и проблем психологии. В частности, он дал психологии фунда­ментальный труд «Основы психологии» (1890), где изложил свою точку зрения и на саму эту науку, и на изучаемые ею феномены, явления и проблемы.

Джеймс придавал большое значение прикладной психологии, что послужило ее дальнейшему развитию, в частности необходи­мости ее использования в педагогике для решения ею задач по обучению, воспитанию и развитию личности ребенка с точки зрения ее прижизненного формирования. Эти взгляды Джеймса оказали прямое воздействие на педагогику и разрабатываемые ею в дальнейшем методы обучения и развития детей.

Одной из фундаментальных в психологии является разрабо­танная Джеймсом теория эмоций, основным постулатом кото­рой служит указание на связь между эмоциями и их физиологи­ческими проявлениями, но с обратной стороны, т. е. не физиоло­гическое изменение возникает под действием эмоции, а эмоция рождается из соответствующего физиологического действия, на­пример грусть рождается из физиологического процесса плача. Интересно то, что эта теория, имея совершенно отличную от об­щепринятой точку зрения на природу эмоций, получила широ­кое распространение и была принята многими учеными-психо­логами как основополагающая, а впоследствии была частично подтверждена современными исследованиями в области психо­коррекции и психофармакологии.

Широкую известность получили идеи Джеймса относительно природы сознания и природы человеческой личности в целом.

Как В. Джеймс понимал сознание и в чем видел задачи психологии как науки?

Одной из важнейших проблем психологии В. Джеймс считал проблему изучения и понимания природы сознания и выдвигал следующие идеи по этому вопросу.

1. Предметом психологии является сознание, но не с точки
зрения изучения его структуры и механизмов соединения его
элементов, как это постулировала школа В. Вундта. Предметом
изучения психологии должна стать работа сознания, исследова­
ние законов и механизмов, обуславливающих специфику его
функционирования.

2. Сознание понимается не как субстанция, а как функция
познания и накопления опыта, имеющая ряд характеристик:


— цельность, т. е. отсутствие каких-либо связок внутри самого
сознания;

— непрерывность работы сознания, постоянное движение,
названное Джеймсом «поток сознания», означающее, что созна­
ние человека постоянно работает и происходит более или менее
точное осознавание каких-либо окружающих нас вещей, явле­
ний, предметов, также внутренних явлений организма — мыс­
лей, чувств, ощущений и т. п.;

— динамизм, постоянная изменчивость осознания даже при­
вычных вещей;

— разная интенсивность осознавания тех или иных явлений
и вещей, т. е. в сознании всегда есть четко осознанные явления
и те, что не имеют такой четкости осознавания;

— селективность, т. е. избирательность в осознании как внеш­
них, так и внутренних образов и явлений. Это означает, что не
все из окружающей нас действительности мы готовы осознавать,
и также во внутреннем плане всегда какой-то образ выходит впе­
ред и осознается с максимальной четкостью, тогда как все ос­
тальные отодвигаются на задний план. Какой именно образ или
явление будет выходить на первый план, обуславливается жела­
ниями и интересами самого индивида.

3. Методом изучения функции сознания может быть только непосредственное самонаблюдение, интроспекция, в которой индивиду открываются не элементы, а цельные конкретные со­стояния сознания, изменчивые в каждый момент времени.

Размышления и идеи В. Джеймса относительно природы и сущности сознания обусловили множество изменений в психо­логии как науке о сознании:

— формируется новый подход к исследованию сознания не
как структуры, а как важнейшей функции организма — сознание
трактуется по-новому с точки зрения его приспособительной
функции для организма;

— описание характеристик сознания дало толчок к развитию
многих школ психологии, в частности выделение такой его характе­
ристики, как селективность, дало почву для формирования теории
гештальтпсихологии, возникшей в результате открытого кризиса.

Какие идеи выдвигал В. Джеймс относительно личности человека и в чем их историческое значение?

В. Джеймс известен в психологии как создатель одной из пер­вых теорий личности. Ключевые положения этой теории таковы:


 

1) личность, по Джеймсу, имеет две стороны: «эмпирическое
Я», т. е. познаваемое и определяемое как личность и «чистое Я» —
которое познает мир и себя;

2) структура «эмпирического Я»:

 

— физическая личность, в которую включены: собственная
телесная организация, одежда, а также дом, семья, материаль­
ное состояние;

— социальная личность, понимаемая как признание в нас
личности со стороны других людей, а также социальные роли;
это означает, что у человека столько социальных личностей, во
сколько социальных групп он психологически включен;

— духовная личность, представляющая собой единство
всех духовных свойств и состояний личности: мышление, эмо­
ции, желания и т. п., и ядром этой составляющей является
чувство активности «Я»;

Психология акта ф. Брентано
Противостояние теорий____

Экспериментальная

психология


Исследования мышления Г. Эббингауз

Функционализм В. Джеймс (США)

Структурализм Э.Титчинер (США)

В. Вундт

Дифференциальная психология ф.Гальтон

Возрастная психология

 

как самостоятельная

отрасль

Педология Ст. Холл (США)
Психотехника Г. Мюнстерберг (США)

Социокультурная

детская психология

Дж. Болдуин

Рис. 1. Развитие психологии как самостоятельной науки в конце XIX — начале XX в.

3) выделение в структуре личности такого важного феномена, как самооценка, которая по Джеймсу, состоит из самоуважения


личности, ее притязаний и внешнего влияния, а именно: успеш­ности в осуществлении притязаний;

Успех

4) уровень самооценки можно вычислить по формуле:

Самоуважение =

Притязания

Историческое значение понимания В. Джеймсом личности человека заключается в том, что, во-первых, им была создана первая в истории психологии теория личности, во-вторых, его взгляды на личность как на духовную сущность, которая разви­вает сама себя, оказали серьезное влияние на взгляды привер­женцев экзистенциализма и соответственно на создание ими своих экзистенциальных теорий личности.


Глава 8

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В ПЕРИОД

ОТКРЫТОГО КРИЗИСА (10-30-Е ГГ. XX В.).

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

В XX В.

В чем выражалась суть «открытого кризиса»

в психологии в 10—30-е гг. XXв., и как проходило

развитие психологической мысли в этот период?

В начале XX в. развитие психологии шло в очень активном ре­жиме. В разных ее отраслях проводилась масса исследований, ре­зультаты которых по-новому отвечали на главнейшие вопросы этой науки: о природе сознания и высших психических функций, о взаимодействии человека и среды, о познании. Такое интенсив­ное развитие науки, огромное количество эмпирических исследо­ваний и опытов не могло не спровоцировать дискуссий относи­тельно предмета психологии и борьбы мнений по этому поводу. Психология как наука о сознании начинает претерпевать измене­ния, и в первую очередь это касается самого предмета психологии — сознания. Таким образом, кризис психологии 10—30-х гг. можно назвать кризисом ее предмета. Рассмотрим основные предпосыл­ки, обусловившие возникновение «открытого кризиса»:

1) постепенно происходит понимание того, что старые уста­
новки, взгляды и методы исследования терпят свою несостоя­
тельность, и с их помощью уже невозможно объяснить наблюда­
емые учеными явления;

2) запросы практики также требуют от исследователей иного
подхода в объяснении изучаемых явлений;

3) интенсивное развитие различных отраслей, в том числе
дифференциальной, возрастной психологии, зоопсихологии,
происходившее на базе экспериментальной психологии В. Бунд-
та, обеспечило появление новых направлений, концепций и,
следовательно, новых взглядов на предмет психологической на­
уки; происходит разрушение старого представления о сознании
как о замкнутом внутри себя объекте;

4) активное развитие новой биологии, которая меняла пред­
ставление о сознании как замкнутом в себе субъекте и тем са­
мым расширяла сферу непознаваемых путем классического ме­
тода интроспекции явлений — поведение животных, детей,
психически больных людей; т. е. постепенно выявляется несос­
тоятельность интроспекции как объективного метода психоло­
гического исследования.

 

 


[1] История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И. И. Богута. М., 1997. С. 138.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.