Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Тема: Ранние славяне и их соседи в письменных источниках и материальной культуре.

2017-11-27 388
Тема: Ранние славяне и их соседи в письменных источниках и материальной культуре. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

1. Наиболее ранние упоминания о славянах происходят с территории:

А) Арабского халифата;

Б) Германии;

В) Византии;

Г) Швеции;

Д) Священной Римской империи.

2. Прародина славян, по версии одного из авторов Повести временных лет, находилась:

А) в Верхнем Подунавье;

Б) в Нижнем Поволжье;

В) между Одером и Вислой;

Г) в Малой Азии.

3. В общеславянском языке нет заимствований из языков:

А) иранских;

Б) кельтских;

В) балтских;

Г) финно-угорских;

Д) тюркских.

4. По данным физической антропологии, древние славяне наиболее сходны с:

А) балтами;

Б) германцами;

В) финно-уграми;

Г) иранцами;

Д) кельтами.

5. Первой собственно славянской археологической культурой является:

А) зарубинецкая;

Б) черняховская;

В) киевская;

Г) тшинецко-комаровская;

Д) волынцевская.

6. Со склавенами Иордана и византийских источников связывают археологическую культуру:

А) пражско-корчакскую;

Б) лужицкую;

В) волынцевскую;

7. Для материальной культуры славян Восточной Европы до Х в. не характерно:

А) использование гончарного круга.

Б) височные кольца.

В) кучевая застройка.

Г) малые размеры жилища.

8. Великая Булгария византийских источников находилась:

А) в Среднем Поволжье.

Б) в Северном Причерноморье.

В) между Дунаем и Савой.

Г) в Центральной Азии.

9. Основные миграционные потоки славян в Восточную Европу в 8-10 вв. шли с территории:

А) Подунавья и южного берега Балтийского моря.

Б) Среднего Поволжья и Скандинавского полуострова.

В) Подунавья и Северного Причерноморья.

Г) Циркумбалтийского региона и Северного Причерноморья.

10. Главным торговым путём Восточной Европы в 8 — 1-й пол. 9 вв. был:

А) из Варяг в Греки.

Б) Днепро-Дунайский.

В) Волго-Балтийский.

Раздел 4. Русские земли в XIII-XV веках и европейское средневековье.

Тема: Русь и Золотая Орда: проблема монголо-татарского ига и его последствий.

1. В улус Джучи после завоеваний Батыя формально не входили земли:

А) Северо-Восточная Русь;

б) Половецкая степь;

в) Волжская Булгария.

2. Первым титул великого князя всея Руси носил:

А) Александр Невский;

б) Юрий Данилович Московский;

в) Михаил Ярославович Тверской.

3. Правителя улуса Джучи русские летописцы называли:

А) ханом;

Б) князем;

В) царём.

4. Антиордынские восстания 1262 г. в Ростове, Суздале, Ярославле были организованы:

А) Александром Невским;

Б) Даниилом Галицким;

В) городским вечем;

Г) Тевтонским орденом.

5. В 1246 г. по распоряжению Батыя от уплаты дани было освобождено:

А) купечество Владимиро-Суздальской земли;

Б) православное духовенство;

В) новгородское крестьянство.

6. «Наше величие смирилось; красота наша погибла; богатство наше пошло в прибыль другим; нашим трудом воспользовались поганые; наши земли стали достоянием иноплеменников. Мы стали поношением для живущих на окраинах нашей земли, стали посмешищем наших врагов; мы навели на себя гнев Божий как дождь с неба» - эта знаменитая фраза принадлежит:

А) Серапиону, епископу Владимирскому;

Б) Кириллу, митрополиту Киевскому;

В) неизвестному автору Задонщины.

7. В 1290-е гг. право сбора дани было передано Ордой:

А) баскакам;

Б) православному духовенству;

В) русским князьям.

8. Более всего пострадали от монгольского нашествия и ига:

А) города;

Б) сёла

9. Восстановите название государства: Великое княжество Литовское, ________ и Жмудское:

А) Польское;

Б) Чешское;

В) Русское.

10. В 1359 г. фактическим главой Московской Руси становится

А) хан Мамай;

Б) Дмитрий Донской;

В) митрополит Алексий.

 

Промежуточная аттестация

- экзамен (рейтинговая система*)

Рейтинг:

В связи с введением балльно-рейтинговой системы, предлагается учитывать виды учебной деятельности по дисциплине «ИСТОРИЯ» в следующих объемах баллов:

 

1) Выполнение самостоятельных письменных контрольных работ-тестов - 0 – 5 баллов (5 баллов – даны ответы на 90% - 100% вопросов теста; 4 балла – даны ответы на 70 – 89% вопросов теста, 3 балла – даны ответы на 50 – 69% вопросов теста; 2 балла – даны ответы на 40 – 49% вопросов теста; 1 балл – даны ответы на 30 – 39% вопросов теста).

2) Ответ на заранее сформулированный вопрос во время семинара – эвристической беседы – 2 – 5 баллов*

3) Участие в дискуссии – 1 – 5 баллов.

4) Выполнение творческого проекта (эссе) – 5-15 баллов.

5) Выполнение информационного проекта – 5-10 баллов.

6) Выполнение исследовательского проекта –7-15 баллов.

7) Написание рецензии – 5 - 15 баллов.

8) Составление аннотаций или аннотированных списков информационных ресурсов – 5-10 баллов.

9) Составление тематического глоссария - 2- 7 баллов.

10) Составление сравнительной таблицы - 2-7 баллов.

11) Составление персоналий - 2-7 баллов.

12) Посещение одной лекции – 2 балла.

13) Посещение одно семинара – 2 балла.

14) Посещение музея МПГУ – 5 баллов.

Обязательное условие для допуска студента к экзамену в форме блиц-опроса – наличие набранных баллов по каждому из разделов. Минимальное количество баллов для допуска студента к экзамену в форме блиц-опроса – 100 баллов.

 

Вопросы к экзамену

1. История как наука.

2. Переход от первобытного общества к государственности в мировой истории.

3. Ранние славян и их соседи по данным археологии и письменных источников.

4. Образование Древнерусского государства. Норманнская теория и её критика.

5. Социально-экономический и политический строй Древней Руси, раннесредневековой Европы и Востока.

6. Древняя Русь в системе международных отношений 9-12 вв.

7. Высокое Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России.

8. Держава Чингисхана. Монголо-татарское нашествие на Восточную Европу и его последствия.

9. Русь и Орда во 2-й пол. 13 - 15 вв.

10. Централизация и формирование национальной культуры.Централизация Русского государства в 14 - 1-й пол. 16 вв.

11. Общественная мысль и культура России 14-16вв. в контексте культурного процесса в Европе и на Востоке.

12. «Новое время» в Европе как особая фаза всемирно-исторического процесса.

13. Государственная деятельность Ивана Грозного и её оценка в исторической науке.

14. Проблема закрепощения крестьян.

15. Смутное время: причины и основные этапы.

16. Социально-экономическое и политическое развитие России 17 в. Дискуссия об абсолютизме.

17. Народные движения в Европе и на Востоке в 15-17 вв. Русский раскол как форма общественного протеста.

18. Реформы Петра I в контексте истории Европы 17-нач. 18 вв.

19. Структура общества России в 18 в. Категории населения. Правовое положение крестьянства.

20. Политика просвещенного абсолютизма. Реформаторская деятельность Екатерины II и Павла I. «Крестьянский вопрос».

21. Европейские революции Нового времени и их влияние на Россию.

22. Формирование колониальной системы и мирового капиталистического хозяйства.

23. Трансформации в России в 19 в.: территория, население, сословия и социальные группы.

24. Реформаторские проекты XIX в. Великие реформы Александра II.

25. Падение крепостного права.

26. Мировое капиталистическое хозяйство в кон. 19 – нач. 20 вв.

27. Социально-экономическое развитие Российской империи в конце 19 - начале 20 вв.

28. Политические партии в России нач. 20 в.: идеология и практика борьбы.

29. Россия в международных отношениях в 1894-1914 гг.

30. Первая мировая война: причины, основные театры военных действий, итоги.

31. Российская революция 1917 г.: причины и пути развития.

32. Версальско-вашингтонская система и международные отношения в 1919-1939 гг..

33. Причины, этапы и особенности Гражданской войны в России.

34. Советская страна и общество в 1921-1927 гг. Политика, экономика и международное положение.

35. Огосударствление экономики. Экономические и политические причины и смысл индустриализации и коллективизации.

36. Империя Сталина: государственное строительство, внутренняя и внешняя политика.

37. СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне.

38. Идеология и культура СССР в 1918-1941 гг.

39. Итоги Второй мировой войны. Формирование «нового мирового порядка» и место в нём Советского Союза.

40. Эпоха «застоя»: социально-экономические и политические процессы.

41. СССР как социальное государство. Научно-техническое развитие СССР.

42. Pax Americana vs Pax Sovetica: эволюция двухполюсного миропорядка в 1950-1970-е гг. Движение неприсоединения.

43. Культура СССР в 1945-1984 гг. Диссидентство.

44. «Перестройка»: социально-экономические реформы, политическая либерализация, межнациональные противоречия.

45. Конец Холодной войны. Распад СССР.

46. Социально-экономические процессы, внутренняя и внешняя политика России в конце 20 - начале 21 вв.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

1. Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России с древнейших времен до начала XXI века (9-е изд.). М., 2009

2. История Нового времени: 1600-1799 годы: учебное пособие для студентов вузов/Под ред. П.Ю. Уварова. – М.: Академия, 2007

3. Леонов С.В., Пономарёв Н.В., Родригес А.М. История ХХ века: Россия-Запад – Восток. М., 2008.

4. Основные этапы формирования гражданского общества в странах Западной Европы и России в ХIХ – ХХ вв. / Отв. ред. С.П. Пожарская. М.: ИВИ РАН, 2007

5. Родригес А.М. История стран Азии и Африки в новейшее время: Учебник. – М.: Проспект, 2009.

 

б) дополнительная литература:


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.