Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2017-11-27 | 282 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Образовательные технологии.
1. Классические (традиционные) технологии:
Информационная (обзорная) лекция – изложение материала, призванное сформировать обобщенное представление по определенным темам. Данная технология используется для подачи сложного теоретического или фактического материала, в котором преобладает содержание, новое для студента. В рамках дисциплины «История» таким материалом является методология исторической науки, а также всемирная история, лишь фрагментарно изучаемая в средней школе.
К таким лекциям относятся следующие:
· «История в системе социально-гуманитарных наук» (Раздел 1);
· «Пути политогенеза во всемирной истории. Типология ранних государств» (Раздел 3)
· «Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России» (Раздел 4);
· «Новое время» как особая фаза всемирно-исторического процесса» (Раздел 5);
· «Пути развития капитализма в XVII – XIX вв. Становление колониальной системы» (Раздел 6);
· «Глобализация исторического процесса. Политическое и экономическое развитие стран Запада и Востока в ХХ веке» (Раздел 7);
Семинар – эвристическая беседа – подготовка и выступления студентов по каждому вопросу плана занятия с единым для всех перечнем рекомендуемой обязательной и дополнительной литературы.
К такому типу семинаров относятся следующие:
· «Ранние славяне и их соседи в письменных источниках и материальной культуре» (Раздел 3);
· «Русь и Золотая Орда: проблема монголо-татарского ига и его последствий» (Раздел 4);
· «Власть и собственность в России XV-XVII вв.; проблема закрепощения крестьян» (Раздел 5);
· «Петровская модернизация: предпосылки, цена, итоги» (Раздел 6);
|
· «Реформаторство в России XIX в.: причины провала «революции сверху» (Раздел 6);
· «Общество и власть России в нач. ХХ в. Политические партии и события 1905-1907 гг.» (Раздел 7)
· «Перестройка и развал СССР» (Раздел 7).
2. Технологии проблемного обучения:
Проблемная лекция – изложение материала, предполагающее постановку проблемы и дискуссионных вопросов, освещение различных научных подходов, авторские комментарии, связанные с различными моделями интерпретации изучаемого материала.
К таким лекциям относятся следующие:
· «Исследователь и исторический источник» (Раздел 1)
· «Дискуссия о «начале Руси» и факторы образования государства» (Раздел 3);
· «Направления трансформации русского абсолютизма. Дискуссия об абсолютизме» (Раздел 6);
Практическое (семинарское) занятие на основе кейс-метода («метод кейсов», «кейс-стади») – обучение в контексте моделируемой ситуации, воспроизводящей реальные условия научной, производственной, общественной деятельности. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
К таким занятиям можно отнести:
· «Политические партии, государственные институты и гражданское общество в революции 1917 г.» (Раздел 7)
· «Развитие политической системы в РФ в 2001-2011 гг.» (раздел 8)
3. Игровые технологии:
Деловая игра – моделирование различных ситуаций, связанных с выработкой и принятием совместных решений, обсуждением вопросов в режиме «мозгового штурма», реконструкцией функционального взаимодействия в коллективе и т.п.
Ролевая игра – имитация или реконструкция моделей ролевого поведения в предложенных сценарных условиях.
К таким занятиям относятся:
· Ролевая игра на семинаре: «Политические партии России в нач. ХХ в.» (раздел 7);
· Деловая игра на семинаре: «Альтернативы перестройки» (раздел 7).
|
6. Самостоятельная работа студентов
Таблица 3
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Вид самостоятельной работы | Трудоемкость (в академических часах) |
История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки | Составление аннотаций или аннотированных списков информационных ресурсов. Интернет-тестирование. | ||
Исследователь и исторический источник | Составление тематического глоссария. Интернет-тестирование. | ||
Особенности становления государственности в России и мире | Подготовка к выступлению на семинаре. Подготовка рефератов и исследовательских проектов. Написание эссе. Рецензирование научных статей и монографий. Составление тематического глоссария; персоналий; сравнительных таблиц; аннотаций или аннотированных списков информационных ресурсов. Интернет-тестирование. | ||
Русские земли в XIII-XV веках и европейское средневековье | Подготовка к выступлению на семинаре. Подготовка рефератов и исследовательских проектов. Написание эссе. Рецензирование научных статей и монографий. Составление тематического глоссария; персоналий; сравнительных таблиц; аннотаций или аннотированных списков информационных ресурсов. Интернет-тестирование. | ||
Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации | Подготовка к выступлению на семинаре. Подготовка рефератов и исследовательских проектов. Написание эссе. Рецензирование научных статей и монографий. Составление тематического глоссария; персоналий; сравнительных таблиц; аннотаций или аннотированных списков информационных ресурсов. Интернет-тестирование. | ||
Россия и мир в XVIII – XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот | Подготовка к выступлению на семинаре. Подготовка рефератов и исследовательских проектов. Написание эссе. Рецензирование научных статей и монографий. Составление тематического глоссария; персоналий; сравнительных таблиц; аннотаций или аннотированных списков информационных ресурсов. Интернет-тестирование. | ||
Россия и мир в ХХ веке | Подготовка к выступлению на семинаре. Подготовка рефератов и исследовательских проектов. Написание эссе. Рецензирование научных статей и монографий. Составление тематического глоссария; персоналий; сравнительных таблиц; аннотаций или аннотированных списков информационных ресурсов. Интернет-тестирование. | ||
Россия и мир в XXI веке | Подготовка к выступлению на семинаре. Подготовка рефератов. Написание эссе. Интернет-тестирование. |
Вопросы к семинарам:
|
Семинар 1. «Ранние славяне и их соседи в письменных источниках и материальной культуре» (Раздел 3)
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Повесть временных лет как источник по истории Древней Руси. Списки, редакции, особенности источниковедческого анализа.
2. Этногеография Повести временных лет.
3. Древнерусские источники и фольклор о происхождении и расселении славян.
4. Направления, причины и этапы миграции славян на Восточноевропейскую равнину
Семинар 2. «Русь и Золотая Орда: проблема монголо-татарского ига и его последствий» (Раздел 4)
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Русь и монголы в историографии. Критерии оценки последствий нашествия и вопрос об альтернативах развития Руси.
2. Русские земли в политической и экономической системе Золотой Орды. Данничество и средневековая русская государственность.
3. Роль Православной Церкви в борьбе против монголо-татарского ига и объединении русских земель.
4. Московская Русь и Великое княжество Литовское как альтернативные центры объединения русских земель.
Семинар 3. «Власть и собственность в России XV-XVII вв.; проблема закрепощения крестьян» (Раздел 5);
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Крестьянская община русского Средневековья. Общинная собственность в русской средневековой деревне. Зависимое население. Роль города.
2. Структура русского средневекового общества. Судебник 1497 г. в контексте русского и европейского права.
3. Дискуссия об этапах и сущности закрепощения крестьян.
4. Специфика сельского хозяйства Великороссии. Формы землевладения и землепользования в Московской Руси. Вотчина: эволюция понятия.
5. Соборное уложение 1649 г. и завершение юридического оформления системы крепостного права.
Семинар 4. «Петровская модернизация: предпосылки, цена, итоги» (Раздел 6);
Вопросы для самостоятельной подготовки:
|
1. Предпосылки и объективная необходимость реформ Петра. Альтернативность их конкретного осуществления.
2. Укрепление экономического потенциала страны. Социальная политика.
3. Оформление абсолютизма в России. Дискуссия в литературе по данной проблеме.
4. Церковь и Петр Великий.
5. Итоги преобразований. Их оценка современниками и потомками.
Семинар 5-6. «Реформаторство в России XIX в.: причины провала «революции сверху» (Раздел 6);
1. Реформаторские проекты Александра I и проблемы их реализации. Негласный комитет. Деятельность М.М. Сперанского. Аграрный вопрос.
2. Реформирование административного управления в эпоху Николая I. Мероприятия по крестьянскому вопросу. Секретные комитеты.
3. «Великие реформы» Александра II и их итоги:
а) отмена крепостного права: экономический и социальный аспекты;
б) земская реформа и её значение; формирование органов местного самоуправления;
в) реформа финансовой системы в контексте развития капитализма в России.
4. Александр III: контрреформы и переоценка ценностей.
Семинар 7-8. «Общество и власть России в нач. ХХ в. Политические партии» (Раздел 7)
1. Теории революции. Социальная и политическая революции.
2. Внутренняя политика в 1894-1904 гг. Разработка нового внутриполитического курса в начале XX в. Власть и общество в начале XX в. Радикализация либерального движения.
3. Внешняя политика России в конце XIX-начале XX в.Дальневосточный вопрос.
4. 1905-1907 гг.: Первая российская революция?
5. Власть и общество в 1907-1916 гг. Государственная Дума и партии.
Семинар 9-10. «Перестройка и развал СССР» (Раздел 7)
1. Истоки перестройки. Необходимость проведения структурных реформ.
2. Начало «перестройки» и дискуссии о ее программе. «Команда М.С. Горбачева». Курс на демократизацию и гласность (1987-88 гг.).
3. Свободные выборы 1989 г. и Съезд народных депутатов СССР. Общественные движения и переход к многопартийности. Экономическая и политическая борьба с центром.
4. Обострение межнациональных конфликтов. Национальная политика партии и государства. СССР, Россия и союзные республики: факторы возникновения неразрешимых противоречий.
5. Внешняя политика в годы перестройки. «Новое политическое мышление».
6. Август 1991 г. и путь к Беловежскому соглашению. Развал СССР.
Примерные темы творческих проектов (эссе)
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Темы |
История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки | - Производительные силы и производственные отношения в истории человечества. - Цивилизации и формации. - Художник и историк: разные пути познания | |
Исследователь и исторический источник | Не предусмотрено. | |
Особенности становления государственности в России и мире | - Проблема Леса и Степи (земледельцы и кочевники). - Древняя Русь на международных путях. - Пути распространения христианства на Руси. - Русская церковь конца X – начала XIII вв. - Языческие традиции в христианской Руси (природное и социальное). - Славянское язычество в Повести временных лет и Слове о полку Игореве. - Исторические реалии в древнерусской культуре (на примере двух – трёх произведений) | |
Русские земли в XIII-XV веках и европейское средневековье | - Держава Чингисхана и её роль в мировой истории. - Монголо-татарское нашествие на Восточную Европу и его последствия. - Возвышение Москвы: факторы и основные этапы. - Русь, Орда и Литва во 2-й пол. XIII - XV вв. - Новгород и Псков в XIV-XV вв. | |
Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации | - Иван Грозный: психологический портрет. - Самодержавие и общество: пределы самовластья. - Феномен «самозванчества» в русской истории. - Мировоззрение русского человека периода становления Московского царства. - Типы русской святости. | |
Россия и мир в XVIII – XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот | - Мировоззрение русского человека в период Нового времени. - Петр I: психологический портрет. - Фаворитизм как социально-политический и психологический феномен. - Две культуры: социально-психологические портреты дворянина и крестьянина 18 в. - М.М. Сперанский – звезда российской бюрократии. - Александр I и А.А. Аракчеев. - Николай I – человек и правитель. - Как Александр II превратился из «царя-освободителя» в «Вешателя»? - Братья Н.А. и Д.А. Милютины. - Александр III и К.П. Победоносцев. - День 14 декабря 1825 г. - А.И. Герцен – человек и революционер. - Отец русского консерватизма Н.М. Карамзин. - Славянофил (Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков, И.С. Аксаков – по выбору) - Крепостное право и русские интеллектуалы XVIII-XIX вв. - С.Г. Нечаев – «бес» русской революции. - Истоки революционного террора в России. - Психологический портрет русского террориста. | |
Россия и мир в ХХ веке | - Декаданс нач. ХХ в.: причины и исторический контекст. - Социальные последствия научно-технического прогресса в начале ХХ века. - Психотипы русских консерваторов и революционеров начала ХХ в. - Ментальность русского крестьянина начала ХХ века. - Русский крестьянин в условиях столыпинской аграрной реформы. - Русские революции: закономерность или случайность? -Февральская революция 1917 г.: альтернативы развития страны. - Причины реализации леворадикальной альтернативы в Октябре 1917 г. - Влияние Октябрьской революции в России на мировую капиталистическую систему. - В.И.Ленин: психологический портрет. - СССР: цена победы в Великой Отечественной войне. - Сталин и Черчилль: два жизненных пути в контексте исторического развития. | |
Россия и мир в XXI веке | - Глобализация: вызовы и ответы - Мировой финансовый и экономический кризис и Россия. - Особенности мировоззрения современного человека. |
|
Примерные темы исследовательских проектов
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Темы |
История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки | - «Новая историческая наука» и школа Анналов. - Историческая антропология. 1) Структурализм и постструктурализм в истории. 2) Постмодернизм в исторической науке. | |
Исследователь и исторический источник | - Историческая герменевтика. - Критика и интерпретация как источниковедческая проблема. | |
Особенности становления государственности в России и мире | - Хазарский каганат VIII-X вв.: этническая структура и проблема государственности. - Волжская Булгария в истории Восточной Европы и Руси. - Материальная культура славян Восточной Европы по данным лингвистики, археологии и письменных источников. - Норманнская теория и её критика в современной исторической науке. | |
Русские земли в XIII-XV веках и европейское средневековье | - Власть – церковь – общество в Средневековой Европе. - Русская православная церковь в период ордынского владычества. - Особенности формирования и развития дворянского сословия в России и мире. - Русь и рыцарские ордена Западной Европы. - Тюркские народы России в составе Золотой Орды. - Процессы объединения русских земель и централизации Русского государства в 14 - 1-й пол. 16 вв. - Нестяжатели и иосифляне: социально-экономическая, политическая и богословская основа направлений - Объединение земель и формирование концепции «Москва - третий Рим». - Святые и скоморохи: дуализм русской средневековой культуры в контексте европейской цивилизации. | |
Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации | - Крепостное право в Европе и России: сравнительная характеристика. - Сословно-представительная монархия в Европе и на Руси: общее и особенное. - Земские соборы Русского государства: становление и развитие института. - Густав Адольф и Алексей Михайлович – два проекта модернизации. - Система местного самоуправления Руси XVI-XVII вв. - Приказное управление на Руси: становление системы. - Дискуссия о форме правления времени Ивана Грозного в отечественной историографии. - Самодержавие и аристократия в России: дискуссия о местничестве. - Феномен «самозванчества» в русской политической традиции. - Дискуссия об абсолютизме в отечественной историографии. - Самодержавная власть первых Романовых: функции и прерогативы монарха в XVII столетии. - Законодательство периода становления абсолютизма в России: Соборное уложение 1649 г. - Судьба сословно-представительных учреждений в период становления абсолютизма: Земский собор, губные и земские избы. - Приказная система XVII века: основные тенденции и противоречия развития. - Приказ великого государя Тайных дел в системе усиливающейся самодержавной власти. - «Новый строй» русской армии. | |
Россия и мир в XVIII – XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот | -Особенности становления и развития капиталистических отношений в России и мире. -Судьба церкви в период становления абсолютизма. -Французская революция и её влияние на политическое и социокультурное развитие стран Европы. -Наполеоновские войны и Священный союз как система общеевропейского порядка. - Отечественные историки: взгляд на проблемы петровских реформ. - Сенатское управление: становление и развитие системы в первой половине XVIII в. - Боярская дума и Сенат: сравнительно-исторический анализ. - Коллегиальная система в России: необходимость или ошибка. - Приказная и коллегиальная система в России: сравнительный анализ. - Территориально-административные реформы первой половины - XVIII в.: система местного управления закрепившегося абсолютизма. - Контрольная власть в абсолютистской системе. - Проблема милитаризации как особенность абсолютистских режимов. - Государственная служба XVI – XVIII вв.: от «службы по роду» к «годности к государственной службе». - «Табель о рангах» и ее значение в истории государственной службы России. - Сельское хозяйство и промышленность Петровской России. - Политика меркантилизма в Петровскую эпоху. - Теория общественного договора и ее трансформация в идеях отечественных мыслителей времени становления абсолютизма в России. - Эпоха «дворцовых переворотов» в истории Российского государства. - Развитие капиталистических отношений и «просвещенный» абсолютизм в Европе и России. - Умеренное и радикальное направления в Просветительстве и отражение их идей в идеологической концепции просвещенных монархий. - «Наказ Уложенной комиссии» Екатерины II: взгляды императрицы на общество и государство. - Екатерина II и отечественные просветители. - Проблема государственных преобразований Екатерининского царствования в работах отечественных историков. - Екатерина II: особенности политики в отношении сословий. - Система местного управления России второй половины XVIII в. - «Золотой век российского дворянства»: дворянство в системе власти и управления Российской империи екатерининского царствования. - Русское крестьянство во второй половине XVIII столетия. | |
Россия и мир в ХХ веке | -Капиталистические войны конца XIX – начала ХХ вв. за рынки сбыта и источники сырья. - Образование российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Большевики и меньшевики: суть разногласий. - Партия социалистов-революционеров (ПСР). Эсеровская программа и тактика. Боевая организация ПСР. - Образование конституционно-демократической партии (кадеты) и партии «Союз 17 октября» (октябристы). Политические доктрины кадетов и октябристов. - Особенности организационного оформления и политической деятельности монархических партий. Политические установки монархистов. - Власть и церковь в 20-30-е гг. - Антигитлеровская коалиция во II Мировой войне. - Оккупационный режим на территории СССР в годы Великой отечественной войны: попытки создания антибольшевистского фронта и партизанской движение. -Советский тыл в годы Великой отечественной войны. -Научно-техническая революция и ее влияние на ход мирового общественного развития. - Первая волна русской эмиграции. - Причины двоевластия в Февральской революции. - Октябрьская революция и Учредительное собрание. - Военный коммунизм в России. - Причины победы большевиков в гражданской войне. - Причины перехода к нэпу. - Возрождение державы – образование СССР в 1922 г. - Значение внутрипартийной борьбы в РКП(б) – ВКП(б) в период нэпа. - «Великий перелом» – коллективизация сельского хозяйства. - Экономические итоги первых пятилеток в СССР. - Причины и результаты политических репрессий в 30-е годы. - Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны. - Причины поражения Красной армии в начальный период войны. - Духовные истоки перестройки: роль литературы.Журналистика периода хрущевской «оттепели». - Диссидентское движение: предпосылки, сущность, классификация, основные этапы развития. - Роль средств массовой информации в эпоху «перестройки». | |
Россия и мир в XXI веке | - Институт президентства в современной России. - Современная партийная система: реальные и формальные цели. |
Примерные темы информационных проектов
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Темы |
История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки | Не предусмотрены | |
Исследователь и исторический источник | Не предусмотрены | |
Особенности становления государственности в России и мире | - Античные цивилизации Европы и цивилизации Древнего Востока: сравнительный анализ. - Восточные славяне и их соседи: проблема взаимовлияния. - Норманны в Западной и Восточной Европе: общее и особенное. - Древняя Русь в системе международных отношений. - Образование и воспитание в Древней Руси. | |
Русские земли в XIII-XV веках и европейское средневековье | - Эпоха Возрождения в Европе. - Города в средневековом обществе. - Сословная структура средневекового общества. - Становление сословного представительства в Европе. - Реформация и её экономические, политические, социокультурные причины - Ереси как формы социального протеста в Европе и на Руси. - Завершение политического объединения русских земель при Иване III и Василии III. - Характер Московского государства во второй половине XV - начале XVI в. - Образование и просвещение в Московском государстве. | |
Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации | - Великая английская революция в портретах её деятелей. - Мыслители XVI столетия (Ф. Карпов, И. Пересветов и др.) о русском государстве и обществе. - Церковь и вольнодумство в русской истории XVI в. (М. Башкин, Ф. Косой и др.). - Раскол в русской православной церкви XVII в.: причины и последствия. - Система образования и просвещения в допетровской России. | |
Россия и мир в XVIII – XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот | - Влияние идей Просвещения на мировое развитие. - Петр I в оценках современников и потомков. - Образование и деятельность комиссии по составлению нового Уложения. - Деятели и теоретики Великой французской революции. - Городское и земское самоуправление в России второй половины XIX – начала ХХ вв. - Система образования и просвещения в России XIX – начала ХХ вв. - Русское дворянство и его роль в России XVIII – XIX вв. - Русская буржуазия: особенности развития. | |
Россия и мир в ХХ веке | - Развитие репрессивного аппарата в довоенный период: ОГПУ, НКВД, ГУЛАГ. - Репрессии в СССР и судьбы репрессированных. - Особенности развития советской культуры. - Особенности развития системы образования в СССР. - Идеал советского человека в кинофильмах 1920-1930-х гг. - Общество недопотребления: культура советской повседневности - Ленин и Сталин = Робеспьер и Наполеон? | |
Россия и мир в XXI веке | - Образование и культура современной России: основные направления реформирования. |
Список научных статей и монографий для рецензирования [1]
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Литература |
История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки | Блок М. Апология истории. М., 1986 Гринин Л.Е. Производительные силы и исторический процесс. М., 2006 Гуревич А.Я. Теория формаций и реальность истории // Гуревич А.Я. История – нескончаемый спор. М., 2005. Копосов Н. Как думают историки? М., 2002 Февр Л. Бои за историю. М., 1991// http://abuss.narod.ru/Biblio/febvre1.htm Филюшкин А.И. Историческая наука в ХХ веке // Новое в исторической науке ХХ века/ http://novist20w.narod.ru/lec1-vvod.htm | |
Исследователь и исторический источник | Арциховский А.В. Древнерусские миниатюры как исторический источник. Томск – М., 2004. Фуко М. Археология гуманитарных наук. М., 1994. Янин В.Л. Я послал тебе бересту… М., 1998. | |
Особенности становления государственности в России и мире | Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 2006. Раннее государство, его альтернативы и аналоги: Сб. статей / Под ред. Л.Е. Гринина, Д.М. Бондаренко, Н.Н. Крадина, А.В. Коротаева. – Волгоград, 2006 Седов В.В. Древнерусская народность. М., 1999. | |
Русские земли в XIII-XV веках и европейское средневековье | Данилова Л.В. Сельская община в средневековой Руси. М., 1994 Горский А.А. Москва и Орда. М., 2005. Алексеев Ю.Г. Псковская судная грамота и ее время. Л., 1980. Сказкин С.Д. Очерки по истории западноевропейского крестьянства в средние века. М., 1973. | |
Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации | Маньков А.Г. Уложение 1649 года – кодекс феодального права России. М., 2003. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. – М., 2001 Собственность в России: Средневековье и раннее новое время. М., 2001. | |
Россия и мир в XVIII – XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот | Бродель Ф. Динамика капитализма. Смоленск, 1993 //http://history.tuad.nsk.ru/Author/Engl/B/BraudelF/dinkap/index.html Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII-нач. ХХвв)-Т.1-2. СПб.,1999 Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в. Формирование бюрократии.-М.,1974 | |
Россия и мир в ХХ веке | Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. В 2 т. М., 2002. Вдовин А.И. Российская нация: Национально-политические проблемы ХХ века и общенациональная российская идея. М.. 1996 Данилов А.А., Пыжиков А.В. Рождение сверхдержавы СССР в первые послевоенные годы. - М., 2001 Шубин А.В. Парадоксы перестройки. Упущенный шанс СССР. М., 2005. | |
Россия и мир в XXI веке | Рецензирование не предусмотрено. |
Диагностирующий контроль
- Интернет-тестирование с использованием сайта "Интернет-тестирование в сфере образования. - Режим доступа: www. i-exam.ru
Текущий контроль
Таблица 4
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Средства текущего контроля |
История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки | Контрольное тестирование. Проверка рецензий и эссе. | |
Исследователь и исторический источник | Мониторинг результатов посещение музея МПГУ; контрольное тестирование. Проверка рецензий и эссе. | |
Особенности становления государственности в России и мире | Выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий в ходе семинаров. Мониторинг результатов семинарских занятий. Проверка рецензий, эссе, аннотаций, тематических глоссариев, сравнительных таблиц, персоналий. Презентация результатов проектной деятельности. Контрольное тестирование. | |
Русские земли в XIII-XV веках и европейское средневековье | Выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий в ходе семинаров. Мониторинг результатов семинарских занятий. Проверка рецензий, эссе, аннотаций, тематических глоссариев, сравнительных таблиц, персоналий. Презентация результатов проектной деятельности. Контрольное тестирование. | |
Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации | Выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий в ходе семинаров. Мониторинг результатов семинарских занятий. Проверка рецензий, эссе, аннотаций, тематических глоссариев, сравнительных таблиц, персоналий. Презентация результатов проектной деятельности. Контрольное тестирование. | |
Россия и мир в XVIII – XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот | Выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий в ходе семинаров. Мониторинг результатов семинарских занятий. Проверка рецензий, эссе, аннотаций, тематических глоссариев, тематических таблиц, персоналий. Презентация результатов проектной деятельности. Контрольное тестирование. | |
Россия и мир в ХХ веке | Выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий в ходе семинаров. Мониторинг результатов семинарских занятий. Проверка рецензий, эссе, аннотаций, тематических глоссариев, сравнительных таблиц, персоналий. Презентация результатов проектной деятельности. Контрольное тестирование. | |
Россия и мир в XXI веке | Выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий в ходе семинаров. Мониторинг результатов семинарских занятий. Проверка рецензий, эссе. Презентация результатов проектной деятельности. |
Примерные тесты для проведения контрольных работ
Раздел 3. Особенности становления государственности в России и мире
Промежуточная аттестация
- экзамен (рейтинговая система*)
Рейтинг:
В связи с введением балльно-рейтинговой системы, предлагается учитывать виды учебной деятельности по дисциплине «ИСТОРИЯ» в следующих объемах баллов:
1) Выполнение самостоятельных письменных контрольных работ-тестов - 0 – 5 баллов (5 баллов – даны ответы на 90% - 100% вопросов теста; 4 балла – даны ответы на 70 – 89% вопросов теста, 3 балла – даны ответы на 50 – 69% вопросов теста; 2 балла – даны ответы на 40 – 49% вопросов теста; 1 балл – даны ответы на 30 – 39% вопросов теста).
2) Ответ на заранее сформулированный вопрос во время семинара – эвристической беседы – 2 – 5 баллов*
3) Участие в дискуссии – 1 – 5 баллов.
4) Выполнение творческого проекта (эссе) – 5-15 баллов.
5) Выполнение информационного проекта – 5-10 баллов.
6) Выполнение исследовательского проекта –7-15 баллов.
7) Написание рецензии – 5 - 15 баллов.
8) Составление аннотаций или аннотированных списков информационных ресурсов – 5-10 баллов.
9) Составление тематического глоссария - 2- 7 баллов.
10) Составление сравнительной таблицы - 2-7 баллов.
11) Составление персоналий - 2-7 баллов.
12) Посещение одной лекции – 2 балла.
13) Посещение одно семинара – 2 балла.
14) Посещение музея МПГУ – 5 баллов.
Обязательное условие для допуска студента к экзамену в форме блиц-опроса – наличие набранных баллов по каждому из разделов. Минимальное количество баллов для допуска студента к экзамену в форме блиц-опроса – 100 баллов.
Вопросы к экзамену
1. История как наука.
2. Переход от первобытного общества к государственности в мировой истории.
3. Ранние славян и их соседи по данным археологии и письменных источников.
4. Образование Древнерусского государства. Норманнская теория и её критика.
5. Социально-экономический и политический строй Древней Руси, раннесредневековой Европы и Востока.
6. Древняя Русь в системе международных отношений 9-12 вв.
7. Высокое Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России.
8. Держава Чингисхана. Монголо-татарское нашествие на Восточную Европу и его последствия.
9. Русь и Орда во 2-й пол. 13 - 15 вв.
10. Централизация и формирование национальной культуры.Централизация Русского государства в 14 - 1-й пол. 16 вв.
11. Общественная мысль и культура России 14-16вв. в контексте культурного процесса в Европе и на Востоке.
12. «Новое время» в Европе как особая фаза всемирно-исторического процесса.
13. Государственная деятельность Ивана Грозного и её оценка в исторической науке.
14. Проблема закрепощения крестьян.
15. Смутное время: причины и основные этапы.
16. Социально-экономическое и политическое развитие России 17 в. Дискуссия об абсолютизме.
17. Народные движения в Европе и на Востоке в 15-17 вв. Русский раскол как форма общественного протеста.
18. Реформы Петра I в контексте истории Европы 17-нач. 18 вв.
19. Структура общества России в 18 в. Категории населения. Правовое положение крестьянства.
20. Политика просвещенного абсолютизма. Реформаторская деятельность Екатерины II и Павла I. «Крестьянский вопрос».
21. Европейские революции Нового времени и их влияние на Россию.
22. Формирование колониальной системы и мирового капиталистического хозяйства.
23. Трансформации в России в 19 в.: территория, население, сословия и социальные группы.
24. Реформаторские проекты XIX в. Великие реформы Александра II.
25. Падение крепостного права.
26. Мировое капиталистическое хозяйство в кон. 19 – нач. 20 вв.
27. Социально-экономическое развитие Российской империи в конце 19 - начале 20 вв.
28. Политические партии в России нач. 20 в.: идеология и практика борьбы.
29. Россия в международных отношениях в 1894-1914 гг.
30. Первая мировая война: причины, основные театры военных действий, итоги.
31. Российская революция 1917 г.: причины и пути развития.
32. Версальско-вашингтонская система и международные отношения в 1919-1939 гг..
33. Причины, этапы и особенности Гражданской войны в России.
34. Советская страна и общество в 1921-1927 гг. Политика, экономика и международное положение.
35. Огосударствление экономики. Экономические и политические причины и смысл индустриализации и коллективизации.
36. Империя Сталина: государственное строительство, внутренняя и внешняя политика.
37. СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне.
38. Идеология и культура СССР в 1918-1941 гг.
39. Итоги Второй мировой войны. Формирование «нового мирового порядка» и место в нём Советского Союза.
40. Эпоха «застоя»: социально-экономические и политические процессы.
41. СССР как социальное государство. Научно-техническое развитие СССР.
42. Pax Americana vs Pax Sovetica: эволюция двухполюсного миропорядка в 1950-1970-е гг. Движение неприсоединения.
43. Культура СССР в 1945-1984 гг. Диссидентство.
44. «Перестройка»: социально-экономические реформы, политическая либерализация, межнациональные противоречия.
45. Конец Холодной войны. Распад СССР.
46. Социально-экономические процессы, внутренняя и внешняя политика России в конце 20 - начале 21 вв.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
1. Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России с древнейших времен до начала XXI века (9-е изд.). М., 2009
2. История Нового времени: 1600-1799 годы: учебное пособие для студентов вузов/Под ред. П.Ю. Уварова. – М.: Академия, 2007
3. Леонов С.В., Пономарёв Н.В., Родригес А.М. История ХХ века: Россия-Запад – Восток. М., 2008.
4. Основные этапы формирования гражданского общества в странах Западной Европы и России в ХIХ – ХХ вв. / Отв. ред. С.П. Пожарская. М.: ИВИ РАН, 2007
5. Родригес А.М
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!