Проведите сравнительный анализ подходов к типологии ЗПР таких авторов как Г.Е.Сухарева, В.В.Ковалев, М.С.Певзнер. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Проведите сравнительный анализ подходов к типологии ЗПР таких авторов как Г.Е.Сухарева, В.В.Ковалев, М.С.Певзнер.

2017-11-27 296
Проведите сравнительный анализ подходов к типологии ЗПР таких авторов как Г.Е.Сухарева, В.В.Ковалев, М.С.Певзнер. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2. Выделите положения клинической и дефектологической наук, которые легли в основу выделения различных типов ЗПР.

3. Что такое психический инфантилизм и каковы его варианты? Дайте психолого-педагогическую характеристику детей с органическим инфантилизмом.

4. Составьте сравнительную таблицу различных классификаций ЗПР.

Литература

1. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. – СПб.: Речь, 2004. – 352 с.

2. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Изд-во «Речь», 2001. – 224 с.

3. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А.Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 312 с.

4. Шамарина Е.В., Чернухина Е.Е. Особенности познавательной деятельности и эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР: Учебно-методическое пособие. – М.: Книголюб, 2006. – 208 с.

5. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Методическое пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 136 с.


Семинарское занятие №3 (2 часа)

Тема: Современные подходы к систематике ЗПР

План:

1. Классификация ЗПР К.С. Лебединской.

2. Классификация ЗПР Ю.Г. Демьянова.

3. Систематика детей с ЗПР дошкольного возраста.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов:

Опишите, какое значение для дифференцированного подхода в коррекционной работе с детьми с ЗПР имела классификация К.С. Лебединской.

2. В чем состоит главное отличие классификации ЗПР Ю.Г. Демьянова от других типологий ЗПР?

3. Выделите параметры, которые легли в основу классификации детей с ЗПР дошкольного возраста У.В.Ульенковой, дайте психолого-педагогическую характеристику данным формам ЗПР.

Литература

1. Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 303 с.

2. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: Научно-практическое пособие / И.И. Мамайчук. – СПб.: Изд-во «Речь», 2003. – 400 с

3. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Изд-во «Речь», 2001. – 224 с.

4. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. – СПб.: Речь, 2004. – 352 с.

5. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А.Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 312 с.

6. Шамарина Е.В., Чернухина Е.Е. Особенности познавательной деятельности и эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР: Учебно-методическое пособие. – М.: Книголюб, 2006. – 208 с.

7. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Методическое пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 136 с.

8. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. – Н-Новгород, 1994.

Семинарское занятие №4 (2 часа)

Тема: Минимальная мозговая дисфункция (ММД) и ее проявления

План:

1. Понятие о ММД.

2. Причины ММД.

3. Характеристика отклонений в развитии и поведении при ММД: проявления дисфункции и критерии оценки.

4. Типология ММД.

5. Диагностика ММД у детей.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов:

Какие типы органического поражения ЦНС выделяют в клинической науке, кроме минимальных поражений? Насколько различны последствия при данных типах поражений?

2. Выделите пренатальные и натальные причины ММД.

3. Выделите перечень состояний по классификации МКБ-10 (ВОЗ), рассматриваемых среди ММД Дайте краткую характеристику этим состояниям..

4. Составьте таблицу, отражающую характеристику типов ММД по таким параметрам, как: уровень умственной работоспособности ребенка, смена процессов торможения и возбуждения, особенности нарушений внимания, особенности учебной и умственной деятельности и др.

Литература

1. Заваденко Н. Н., Петрухин А. С., Манелис Н. Г., Успенская Т. Ю., Суворинова Н. Ю., Борисова Т.Х. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование // Вопросы психологии. - 1999. - №4. С. 21-26.

2. Фишман М.Н. Мозговые механизмы внимания // Дефектология. – 2004. - №1. - С.3-7.

3. Шарапановская Е.В. Воспитание и обучение детей с ММД и ПШОП. – М.: ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.

4. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. СПб.: Речь, 2003. – 384 с.

Семинарское занятие №5 (2 часа)

Тема: СДВГ как проявление ММД

План:

1. Психофизиологическая характеристика внимания.

2. Психофизиологическая характеристика двигательной активности.

3. Представления о механизмах формирования СДВГ в клинике и психологии.

4. Клинические и психофизиологические проявления СДВГ.

5. Нарушения двигательной функции у детей с СДВГ.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов:

1. Дайте общепсихологическую характеристику процессу внимания, его видам и свойствам.

2. Выделите возрастные особенности внимания в дошкольный и школьный период.

3. Каким образом формируется схема тела и как это сказывается на двигательной деятельности ребенка? Опишите, какие механизмы участвуют в управлении движениями.

4. Охарактеризуйте основные типы двигательной активности.

5. Выделите факторы, которые способствуют возникновению СДВГ в пренатальный и перинатальный период. Какие нарушения можно выделить у детей с СДВГ при нейропсихологическом обследовании?

6. В чем проявляются двигательные и сенсорные нарушения у детей с СДВГ?

7. Каковы перспективы развития у детей и подростков с СДВГ?

Литература

1. Грибанов А.В., Волокитина Т.В., Гусева Е.А., Подоплекин Д.Н, Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. – М.: Академический Проект, 2004. 176 с.

2. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 112 с.

3. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. СПб.: Речь, 2003. – 384 с.

Семинарское занятие №6 (2 часа)

Тема: Лечебно-коррекционная работа при ММД

План:

1. Трудности обучения в школе детей с ММД.

2. Возрастные особенности детей и подростков с ММД.

3. Оптимизация обучения детей с ММД.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов:

1. Опишите изменение взглядов на лечебно-профилактическую и восстановительную работу в клинической и дефектологической науке.

2. Охарактеризуйте готовность к школе ребенка с ММД.

3. Опишите личностные особенности подростков с ММД.

4. Разработайте рекомендации педагогам по оптимизации обучения детей с ММД.

5. Разработайте рекомендации для родителей, воспитывающих детей с ММД по организации воспитания в семье, адекватного состоянию ребенка.

Литература

1. Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. - Л.: Медицина, 1990. - C. 88-96, 96-105 (глава «Психический инфантилизм»).

2. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 304 с.

3. Шарапановская Е.В. Воспитание и обучение детей с ММД и ПШОП. – М.: ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.

4. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. СПб.: Речь, 2003. – 384 с.

 

Семинарское занятие №7 (2 часа)

Тема: Дифференциация ЗПР от сходных состояний

План:

1. Краткая характеристика основных видов дизонтогенеза.

2. Типы неуспевающих учеников по И.П. Подласому.

3. Дифференциация ЗПР от умственной отсталости.

4. Дифференциация ЗПР от нарушений речи.

5. Дифференциация ЗПР от социально-педагогической запущенности.

6. Дифференциация ЗПР от других состояний.

7. Дифференциальная диагностика детей с ЗПР в зависимости от формы нарушения и от возможностей обучения.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов:

1. Обоснуйте необходимость дифференциации детей с различными типами дизонтогенеза в целом и внутри популяции детей с ЗПР, в частности.

2. Как изменялось представление об учебной неуспеваемости в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке?

3. Составьте сравнительную таблицу детей с различными типами дизонтогенеза, основанием которой служат параметры психической деятельности и школьно-значимых функций.

4. Какие группы детей с ЗПР были выделены Л.И. Переслени и Е.М. Мастюковой? Дайте психолого-педагогический анализ данным группам детей.

5. Как развивается современная дифференциальная диагностика детей с нарушениями интеллектуального развития (детей с ЗПР и умственной отсталостью)? Назовите основные признаки, значимые для диагностики задержки психического развития и умственной отсталости в дошкольном возрасте.

Литература

1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии // Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987.

2. Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 303 с.

3. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 352 с.

4. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. – СПб.: Речь, 2004. – 432 с.

5. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А.Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 312 с.

6. Шамарина Е.В., Чернухина Е.Е. Особенности познавательной деятельности и эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР: Учебно-методическое пособие. – М.: Книголюб, 2006. – 208 с.

Семинарское занятие №8 (2 часа)

Тема: Диагностика детей с ЗПР

План:

1. Клинические методы диагностики ЗПР: психофизиологическое, нейрофизиологическое, медицинское и другое обследование.

2. Основные положения и особенности проведения и обработки результатов психологического обследования отклоняющегося развития.

3. Психологическая диагностика познавательной сферы (восприятия, памяти, мышления, речи) детей и подростков с ЗПР.

4. Психологическая диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы и межличностных отношений детей и подростков с ЗПР.

5. Психолого-педагогическая диагностика учебной деятельности школьников с ЗПР:

а) педагогическая диагностика знаний, умений и навыков детей с ЗПР;

б) диагностика учебной мотивации школьников с ЗПР.

6. Изучение детей и подростков с ЗПР в процессе различных видов наблюдения.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов:


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.