Деревенская» проза как худ. феномен. Творчество Ф. Абрамова, В. Белова. В. Астафьева, Б. Екимова, В. Распутина. Худ. своеобразие повести В. Распутина «Прощание с Матерой». — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Деревенская» проза как худ. феномен. Творчество Ф. Абрамова, В. Белова. В. Астафьева, Б. Екимова, В. Распутина. Худ. своеобразие повести В. Распутина «Прощание с Матерой».

2017-11-17 593
Деревенская» проза как худ. феномен. Творчество Ф. Абрамова, В. Белова. В. Астафьева, Б. Екимова, В. Распутина. Худ. своеобразие повести В. Распутина «Прощание с Матерой». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В течение многих лет Россия была по преимуществу страной крестьянской. 20 век изменил ситуацию радикально. После двух мировых воин и одной гражданской, после коллективизации и попыток построить социализм, обнищала русская деревня. Целые села пустели и зарастали бурьяном. С правами личности, проживающей в деревне никогда особенно не церемонились. Те крестьяне, которые после революции получили земельный надел и честно на нем работали, в 1929 году были объявлены кулаками. Затем последовал страшный голод 1932-1933. Уже с 19 века тема крестьянства была близка теме народа. В 20 веке эта тема обретает новые черты. К 30-40 гг. все оказывается под идеологическим прессом коллективизации. В 50-х гг. возникают произведения о счастливой деревне, о счастливой фальшивой жизни. В 60-х гг. - попытка стереть грань между городом и деревней. Т.е. тема деревни имеет твердую социальную основу. Но она имеет параллели с поэзией того времени: поиски национальных корней и традиций. Появляется тихая деревенская проза - это попытка сказать правду о народе и попытка найти национальные корни народа. ДП имеет точное время возникновения: в 1966 г. в журнале "Север" была опубликована повесть В. Белова " Привычное дело". Эта повесть открыла читателю мир деревни. Родовые особенности ДП отразились здесь очень ярко:

-двойственность природы, -подробное и беспощадное изображение нищенской жизни крестьян, -затрагиваются острые соц. проблемы. Гл. тема - ДП посвящена не быту, а бытию (т.н. вечные темы). Проблемы, которые затрагивает ДП: 1) проблема человека и природы. Люди, которые живут в согласии с природой, возвращаются к образу естественного человека, речь героя яркая и насыщенная (Иван Африканович наслаждается природой - " Привычное дело"). ДП ориентирована на понятие" естественного человека". 2) тема привычного уклада жизни, лада с жизнью. ДП ориентирована на приятие жизненных традиций, которые необходимо хранить (Дрынов не хочет ничего менять. Его образ восходит к образу 19 в.). 3) проблема нравственности, нравственность человека на первом месте. 4) тема жизни и смерти (у Ивана Африкановича умирает жена и он остается с 9 детьми). ДП - продолжение реалистической прозы 19 в. В разработке данного круга проблем были задействованы все виды прозаических произведений - от публицистического очерка до романа-эпопеи, иногда она приближалась физиологическому очерку, все жанры -исторические, социальные, психологические, философские, бытовые, сатирические, лирические. Язык ДП: эл-ты народной речи, диалекты, просторечия. Иногда описания быта жизни соседствуют с лирическим описанием природы. Ф Абрамов. "Три сестры"-1958, "Две зимы и три лета"-19б8, "Пелагея" и "Алька"- (Пелагея живет в деревне, работает на пекарне, всю жизнь отказывает себе во всем, все дочери, которая сбегает в город, отец умирает, мать, не дождавшись, тоже умирает. После смерти матери Алька (дочь) возвращается, но город " затянул" ее обратно). Василий Белов обращается к научно-публицистической прозе. Очерк " Лад"- очерк народной эстетики. Белов показывает красоту народного быта, обращается к поиску национального характера, истокам деревенской жизни ("Коммуны"- хроника конца 20-х гг.). "Год великого перелома" - раскулачивание самых умных и умелых работников, ссылки раскулаченных семей, бытовые сцены нищеты, колхоза. Виктор Астафьев. 2 главные проблемы его: проблема человека и природы, проблема человека в ситуации нравственного испытания-воина. Первые повести: " Стародуб"," Звездопад", "Пастух и пастушка" - название восходит к жанру пасторали, но здесь это звучит горкьой иронией. Повесть о войне: лейтенант и девушка Люся полюбили друг друга, были вместе один день, потом герой умирает, но не от раны (рана была не смертельна), а от любви - новый поворот в прозе. "Царь-рыба" - люди не делятся на городских и деревенских, автор различает их по отношению природе, дикой представляется мысль о покорении природы, автор требует разумного, бережного отношения ней. Ещё произведения: "Последний поклон"," Печальный детектив"," Прокляты и убиты". Художественое своеобразие повести В. Распутина Прощание с Матерой". Произведения: "Деньги для Марии", "Последний срок", "Живи и помни" (дезертир вернулся в родные места, жена помогала ему. Он жил в лесу, она сильно рисковала, не говоря, что ее муж сбежал. В конце она утопилась, а муж остался жить). «Прощание с Матерой» "- I976 г. Одно из самых значительных произведений ДП. Конкретная жизненная ситуация - затопление деревни острова из-за строительства гидроэлектростанции. Жанр повести - философская притча, о судьбе родины и всей земли, некой моделью которой и является Матера. Гл. героиня- старуха Дарья. Другие герои: Богодул, Настя с внуком, сын Дарьи и старухи. Остров Мятера - модель идеального мира, тема связана с темой мирового покаяния. Затопление острова - это божья кара за то, что люди предали "мать"- Матеру, люди будут наказаны за грехи. Затопление острова - библейский мотив, потоп - очищение, возвращение мира к первозданному состоянию. "Хозяин" - мифологический герой, покровитель местности. "Царский лиственник" - мифический образ мирового древа, воплощение природы - мотив борьбы человека с природой (люди хотели спилить, сжечь дерево, но оно устояло). Это символ силы природы над человеком. Проблематика 1) Нравственная проблема:

- тема исторической памяти, сохранения корней,

- тема сельского кладбища, символ памяти, связи поколений, культ предков - мифологический.

-уничтожение нац. нар. Культуры - сжигание изб.

2) Философские проблемы:

-мифологический пласт вырастает из реальности,

- тема смерти, культа предков.

3) Соц. проблемы:

-тема деревни и города.

Распутин заставляет читателя " оглянуться на самих себя, вспомнить, с какой Матеры каждый из нас".

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.