Творческий путь Л. Леонова. Художественное своеобразие прозы и драматургии Леонова. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Творческий путь Л. Леонова. Художественное своеобразие прозы и драматургии Леонова.

2017-11-17 678
Творческий путь Л. Леонова. Художественное своеобразие прозы и драматургии Леонова. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Леонид Леонов родился 19 мая 1899 г. в Москве. По сословию крестьянин Калужской губернии. Писал много стихов. В 1916 г. создана поэма «Сказание о Калафате», из нее вырос одноименный рассказ-притча (позднее вошедший в роман «Барсуки»). В Архангельске работает в газете «Северное утро». В феврале 1920 г. Леонов (Л-в) добровольцем отправляется на Южный фронт. Назначенный редактором «Бюллетеня» политотдела 15-й Инзенской стрелковой дивизии, принимает участие в штурме Перекопа (окт.-дек. 1920). Не поступив на медицинский факультет Московского университета, видит свое будущее в призвании художника. Прозой занялся с н. 1922 г. В 1922 г. в альманахе «Шиповник» был опубликован рассказ «Бурыга» о трогательном лесном звереныше. Затем последовали и другие р-зы, в кот-х обозначился творческий диапазон художника. Здесь и отголоски легенд и мифов Древней Руси («Гибель Егорушки»), и реставрация мыслей человека, жившего в исторические времена («Туатамур»), и обращение к библейским ситуациям («Уход Хама»). Молодой художник убегает от настоящего в мир легенды, справедливо видя в этом способ рассказать о современности. В «Туатамуре», например, он восстал против человека (военачальника Чингисхана), кот-й считал, что «кровь не оскорбит землю». В 1922-1924 гг. Л-в пытается понять, что несет революция интеллигенции и тем людям, к-е ее не ждали, не хотели кардинальныз перемн. Таких людей писатель рисует в произведениях «Петушихинский пролом», «Конец мелкого человека» (1924) и «Записи некоторых эпизодов, сделанные в городе Гогулеве Андреем Петровичем Ковякиным» (1926). Традиционная для рус. лит-ры тема «маленького» человека приобрела у Леонова новый аспект: его герой мелок. Он многого не понял и не принял в сегодняшнем дне России. Первое большое эпическое произвед-е Л-ва роман «Барсуки» вышел в 1924 г. В нем впервые писателем была затронута тема революции, расколовшей общество и поставившей по разные стороны баррикад жен и мужей, родителей и детей, сестер и братьев. Герои романа: Семен Рахлеев - вдохновитель и руководитель крестьянского мятежа против Советской власти и его брат Павел («товарищ» Антон) - большевик, присланный усмирять восставших. Гибнет немало народа, и это - закономерный результат стремления революционеров переделать до основания жизнь в деревне. Как и в предыдущих своих произведениях, Л-в оставляет читателю возможность самому трактовать характеры и события. В этом состоит своеобразие творчества Леонова. Особое отношение у писателя к народу: он проявляет сочувствие к несчастным людям, ничего не понимающим в происходящем. Повстанцы («барсуки») были в конце концов окружены в лесу, а Семен Рахлеев пришел-таки сдаваться. Манера письма, хотя и близка к сказу, но не гипертрофирована, как в «Конце мелкого человека». После «Барсуков», произведения истинно народного, пис-ль приступает к изучению сложной и противоречивой обстановки, кот-я была вызвана НЭПом. В 1927 г. он создает 1-ую редакцию романа «Вор». Принцип усложненной композиции сохранится во всем последующем творчестве Л-ва. К «Вору» примыкали такие произвед-я, как пьеса «Унтиловск» (1927), пов-ть «Провинциальная история» (1928). 1930-е годы для Л-ва были окончательным переходом на позиции социалистического реализма - романы «Сеть» (1930), «Скутаревский» (1932), «Дорога на океан» (1936), пьесы «Половчанские сады» (1938), «Волк» (1938), «Метель» (1946) и др. При всем разнообразии тем и жанров, стилей и композиционных решений у него была уже вполне устойчивая литературная репутация. Он считался представителем «орнаментальной прозы» и «попутчиком». Роман «Соть» стал водоразделом двух периодов в творчестве Л-ва. Им завершился период сомнений и открылся прямой путь в классики соцреализма. Это был социальный заказ на производственный роман. В 1930-1940-е годы в творчестве Л-ва получают развитие новые жанры - драматургия и публицистика. Пьеса «Нашествие» (1942) принадлежит к числу самых значительных произведений периода войны. Главная тема -созревание народной ненависти и гнева. В пьесе 4 действия (наступление-»оборона-»отступление->победа), 3 из кот-х происходят в доме Талановых. Для Л-ва образ Родины начинается с образа дома. Своеобразие леоновского подхода к изображению борьбы сов. народа с нем. захватчиками состоит в выборе главного героя - личности, на первый взгляд негероической. Л-в показал, как зараженный индивидуализмом, страдающий от личных обид Федор Таланов перерождается перед лицом всенародного бедствия. Основные конфликты: русский народ и фашистские захватчики; Федор и семья; психологический конфликт (в душе Федора). Повесть «Взятие Великошумска» (1944) публиковалась на страницах «Правды». Она написана после поездки на фронт в к. 1943 г. Советские воины-танкисты осознают, что от сопротивления каждого отдельного бойца зависит общая победа. Поступок экипажа танка № 203 символизирует подвиг всего сов. народа. По жанру эта пов-ть близка к публицистике. Сразу же после войны Л-в написал пьесу «Золотая карета» (первый вариант - 1946). Л-в не спешит благополучно завершить изломанные войной судьбы своих героев, а пристально всматривается в самый процесс их духовного исцеления. Центральной является мысль о моральной ответственности нынешних и грядущих поколений перед миллионами погибших, изувеченных на войне. Война предъявила свой счет людям, повысила меру требовательности к ним. Именно поэтому стали особенно нетерпимы явные/тайные проявления мещанского эгоизма и тщеславия, попытки утвердиться в сознании своего превосходства над людьми. В борьбе 2-х различных идеалов - «черного хлеба счастья», добытого дорогой ценой ратного подвига, и «золотой кареты» мещанского благополучия - и заключается осн. конфликт. Смысл последн. редакции - в стремлении пис-ля соотнести характеры и конфликт произвед-я с правдой породившего их времени. Л-ва привлекает внутренний драматизм эпохи. Главное - не события, а их отражение в душах людей. Полковник Березкин — воплощенная совесть народа, его «послала война», и он вправе наказать, вершить суд. Золотая карета - это символ мечты о счастье. О нем все время думают, его страстно ждут люди. Только что пережившие страшную войну: Березкин и бывший танкист Тимоша Непряхин, потерявший на войне зрение, мать и дочь Щелкановы, академик Кареев и его сын Юлий. В течение 1950-1953 гг. Л-в создает свой самый знаменитый роман - «Русский лес», за кот-й в 1957 г. его удостоили Ленинской премии. Тема русского леса, приобретая символическое, философское звучание, явилась одним из важнейших звеньев леоновской концепции отечественно истории. Метафорично само название: вся Россия - это и есть русский лес. Русский лес - это и самостоятельный поэтический образ, поэзия рус. старины, и добрый спутник человека, хранитель и защитник его. Это и связь неразрывных поколений. Во вдохновенной лекции профессора-лесовода Вихрова Л-в делает природу живым и равноправным творцом нации. Природа становится мерилом нравственности человека. Поднимая большую общенародную проблему разумного использования и сбережения лесных богатств, автор, подобно ученому, ставит практические вопросы лесоводства, выступает в защиту «зеленого друга» человека. С подлинным историзмом и философской глубиной Л-в раскрывает тему борьбы за лес как тему борьбы за жизнь, за завтрашний день человечества. В основе романа лежит изображение событий 1941-1942 гг., военного быта Москвы, боевых действий на подступах к столице. Своего рода открытием автора стал образ антипода Вихрова - Грацианского, кот-й существует за счет более сильного и талантливого профессора. Содержание романа выходит за рамки Отечественной войны, раскрывается целая эпоха, в течение которой происходят перемены не только в людях, но и в существовании всего общества. Подробно изображается жизненный путь Вихрова. Вихров близок к народу, и, по мере того как открывается духовная биография героя, все ярче русские народные характеры - Калины, Марка Ветрова и др. Возникает живой собирательный образ русского народа. Вихрову почти на всем протяжении жизненного пути сопутствует Грацианский, ставший, как и Вихров, профессором лесоводства. Он - представитель той части буржуазной интеллигенции предреволюционных лет, для которой характерны индивидуализм, оторванность от народа, стремление выглядеть прогрессивно настроенной и якобы сочувствующей революции. Грацианский - духовный наследник Буланина из «Соти». На протяжении мн. лет романного действия с Грац-го последовательно снимаются разнообразные соц-но-этические напластования и постепенно обнаруживается его подлинное содержание. Вихров - рыцарь деятельного добра, бесстрашный воитель науки, вместе с тем необычайно уязвимый, доверчиво простоватый. Одиночеству Вихрова противостоит круговая порука в среде Грацианских. Для Вихрова лес и судьбы его - бесценные пособия к познанию главного, что волнует и автора, - «национальной биографии» русского народа. Герои Л-ва мыслят большими историческими категориями. Почти каждая встреча Поли и Вари завершается рассуждениями, необычно звучащими в устах юных комсомолок (открытия античных философов, законы войны). Большое место в романе занимает проблема «отцов и детей» (перипетии судьбы Поли, нашедшей отца после многих лет разлуки). Оригинальна композиция романа. Главы о настоящем чередуются с главами о прошлом то в виде реминисценций, то в виде экскурсов в прошлое героев. Такие отступления от хронологии помогают писателю многогранно развивать ведущие сюжетные линии и темы. Героев Л-ва интересуют вечные темы, волновавшие некогда и героев Достоевского (Нат. Серг. рассказывает Поле притчу о «золотинке»: «...самые богатые не те, кто получил много, а кто щедрей всех раздавал себя»). По Дост-му, отказ от своего «я» помогает завоевать право на «вечную жизнь». Именно это - залог счастья и вечного блаженства. Л-в решает по-другому: не себя надо отчуждать, а свой труд, не умерщвлять личное, а развивать его всемерно. Последн. произвед-я Л-ва («Мироздание по Дымкову», «Последняя прогулка», «Спираль», частично вошедшие в роман «Пирамида») связаны со стремлением художника осмыслить место человеч-ва во Вселенной и представляют собой отрывки, фрагменты тех книг, которые он не успел написать.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.