Охарактеризуйте сущность, пути и средства эстетического воспитания школьников. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Охарактеризуйте сущность, пути и средства эстетического воспитания школьников.

2017-11-16 2341
Охарактеризуйте сущность, пути и средства эстетического воспитания школьников. 5.00 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Термин «эстетическое воспитание» связан с понятием «эсте­тика», обозначающим философскую науку о прекрасном.

Сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащих­ся, направленной на формирование у них способности полноцен­но воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий, вкусов и убеждений, а также на развитие творческих задатков и дарований в области искусства.

Задачи эстетического воспитания:

• формирование эстетического сознания, включающего в себя совокупность знаний по основам эстетики, мировой и отечест­венной культуры, способность понимать и отличать подлинно прекрасное в искусстве, народном художественном творчестве, природе, человеке от суррогата;

• формирование эстетических чувств, вкусов;

• педагогически корректное противодействие дезориентирующим влияниям псевдокультуры;

• развитие мотивации (потребностей, интересов) и способностей к художественно-творческой деятельности;

• формирование способов художественно-творческой деятельно­сти;

• поддержка одаренных детей;

• выработка опыта (умений и навыков) организации среды оби­тания, труда, учения с учетом эстетических норм и ценностей.

Цель эстетического воспитания - формирование эстетиче­ской культуры личности.

Формирование эстетической культуры - это процесс целе­направленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает выработку системы ху­дожественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим у школь­ников воспитывается стремление и умение вносить элементы пре­красного во все стороны бытия, бороться против всего уродливо­го, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.

Эстетическое восприятие - способность выделять в искусст­ве и жизни эстетическое свойства, образы и испытывать эстетиче­ское чувства. Это исходный этап общения с искусством и красо­той действительности, психологическая основа эстетического от­ношения к миру. Целенаправленное формирование эстетического восприятия у школьников требует развития у них способности тонкого различения формы, цвета, оценки композиции, а также музыкального слуха, умения различать стили, тональности, от­тенки звука, мыслить художественными образами. Культура эсте­тического восприятия способствует развитию эстетического чувства.

Эстетические чувства — эмоциональные состояния, вызван­ные оценочным отношением человека к явлениям действительно­сти и искусства. Эстетические чувства, возникшие в единстве с идейным осмыслением эстетического события, порождают эсте­тические переживания, состояния потрясения, просветления, очищения, страдания, безысходности, радости и восторга, состра­дания. Эстетические переживания способствуют возникновению и развитию духовно-эстетических потребностей.

Эстетические потребности — нужда в общении с художест­венно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях.

Эстетическое сознание - совокупность идей, теорий, взгля­дов, критериев художественных суждений, вкусов, благодаря ко­торым человек получает возможность достоверно определять эс­тетическую ценность окружающих его предметов, явлений жиз­ни, искусства. Центральным звеном эстетического сознания явля­ется эстетический идеал — социально обусловленное представле­ние о совершенной красоте в природе, обществе, человеке и ис­кусстве.

Эстетическое сознание в единстве с эстетическим чувством рождает художественно-эстетический вкус, способность челове­ка оценивать произведения, предметы, явления, ситуации дейст­вительности и искусства с позиций художественно-эстетического идеала. Художественно-эстетический вкус - это тонкое и сложное умение увидеть, почувствовать, понять подлинно прекрасное или безобразное, трагическое или комическое и верно оценить его.

Содержание воспитательной работы по формированию эсте­тической культуры личности включает в себя усвоение художест­венных и искусствоведческих знаний, воспитание эстетического отношения к природе и искусству, развитие эмоциональной сфе­ры личности художественными средствами, приобщение обу­чающихся к отечественной и мировой художественной культуре, развитие и реализацию творческого потенциала детей и учащейся молодежи. Содержание эстетического воспитания определяется его задачами и отражено в Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.

Формы и методы эстетического воспитания условно можно разделить на две большие группы.

Познавательные: беседы, лекции, встречи за круглым столом; университеты культуры; клубы друзей искусства; экскурсии, фес­тивали, устные журналы, тематические вечера, выставки, студии и др.

Развлекательные: музыкальная фонотека, певческая деятель­ность, утренники и вечера; «капустники», «посиделки»; посеще­ние кинотеатров, театров и др.

Формированию эстетического поведения способствуют сле­дующие методы и приемы: отработка культуры соблюдения ти­шины и порядка, бережливого отношения к книгам и тетрадям, школьной мебели, доброжелательных отношений и вежливости между учащимися; беседы о нравственности, этикете, культуре речи и внешнем облике человека, его манерах; ознакомление с современной модой: встречи с модельерами, артистами и др.

К средствам эстетического воспитания относятся кино, теле­фильмы, природа, картины, музыкальные произведения, литера­тура, отношения, СМИ, труд, семья, личность учителя, слово и др.

Эстетическое воспитание осуществляется следующими путями.

Во-первых, эстетическое воспитание осуществляется в про­цессе обучения и воспитания в школе. Оно реализуется прежде всего на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства.

Развитие эстетического восприятия начинается в начальных классах и происходит за счет восприимчивости младших школь­ников, в первую очередь на уроках литературы, языков, музыки и пения, изобразительного искусства, технологии. Учитель дает за­дание самим делать рисунки, иллюстрации, пейзажные зарисовки.

Основная работа в направлении формирования эстетической культуры осуществляется в средних и старших классах. В про­цессе восприятия и сравнения произведений литературы и искус­ства формируются художественно-эстетические представления.

Развитие эстетического вкуса - очень сложная и слабо решае­мая проблема. Только приобщая учащихся к высоким образцам литературы, музыки и изобразительного искусства, можно фор­мировать у них подлинно художественные вкусы. В старших классах созданы все условия для более глубокого понимания ис­кусства.

Эстетика должна присутствовать на всех уроках, особенно на уроках художественного цикла; должна проявляться в деятельно­сти учения, в здоровых человеческих взаимоотношениях, в бли­жайшем окружении и в быту.

В процессе внеклассной работы продолжается приобщение учащихся к художественному творчеству и делаются первые ша­ги в литературе, музыке и изобразительном искусстве. Работают кружки и студии по литературе, музыке и изобразительному ис­кусству, коллективы художественной самодеятельности, органи­зуются встречи с работниками искусства, проводятся художест­венно-творческие конкурсы, олимпиады

Во-вторых, эстетика поведения должна пронизывать органи­зацию труда и разнообразную практическую деятельность во внеурочное время (уборка класса; насаждение растений, выращи­вание цветов - видеть красоту плодов своей деятельности).

В-третьих, возможности художественного образования и эсте­тического воспитания учащихся, предоставляемые учебным пла­ном и программой, ограниченны. Эта ограниченность должна быть компенсирована в системе дополнительного образования. 0громной силой эстетически-эмоционального воздействия обла­дает театр. Необходимо предварительно готовить учащихся к восприятию театрального искусства, создавать условия, при ко­торых дети были бы способны поддаться обаянию игры актеров.

В-четвсртых, природа дает богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения. Эстети­ческое отношение к природе формирует нравственное отношение к ней. Природа, не являясь носителем общественной морали, в то же время учит ребенка нравственному поведению благодаря гар­монии, красоте, вечному обновлению, строгой закономерности, пропорциям, разнообразию форм, линий, красок, звуков. Дети по­степенно приходят к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и приумножении ее богатства, в том числе красоты, а зло состоит в нанесении ей ущерба, в ее за!рязнении.

В-пятых, есть своя эстетика в искренних, здоровых, человеч­ных взаимоотношениях между учащимися и учителями, между самими воспитанниками, между старшими и младшими школь­никами. Примитивные, черствые, неискренние отношения между людьми в семье и школе глубоко ранят личность ребенка, остав­ляют след на всю жизнь. И наоборот, тонкие, тактичные отноше­ния педагогов к учащимся, справедливая требовательность дела­ют уклад детской жизни школой воспитания в духе высокой эсте­тики и морали.

Наконец, в обиход детской жизни важно вводить элементы эс­тетического оформления ближайшего окружения и быта. Важно пробудить у школьников стремление утверждать красоту в шко­ле, дома, всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают. Детей следует шире привлекать к тому, чтобы они создавали эстетическую обстановку в школе, в классе, в квартире.

Показателями эстетической воспитанности являются нали­чие эстетических потребностей, знаний, чувств, эстетического идеала и подлинного художественного вкуса, эстетических уме­ний, способностей, занятия искусством; у школьника развита спо­собность к воспроизведению, любованию, переживанию, сужде­нию и художественно-эстетическому творчеству.

 

28. Назовите и охарактеризуйте методы формирования сознания личности учащихся. Методы формирования сознания - это методы воздействия на сознание, поведение, волю детей в целях формирования у них системы взглядов и убеждений. Они обеспечивают решение глав­ной задачи воспитания школьников - формирования их мировоз­зрения, высоких общественных и политических качеств, созна­тельной убежденности. Синонимичное название этой группы ме­тодов - методы убеждения.

Функции методов формирования сознания:

• формирование знаний о правилах и нормах поведения, знаний о морали, труде, общении;

• формирование представлений, понятий, отношений, ценностей, взглядов;

• обобщение, анализ собственного опыта школьников;

• трансформация общественных ценностей в индивидуальные ус­тановки.

Основной инструмент - слово, сообщение и обсуждение ин­формации; убеждать нужно и делом, и словом.

Средства убеждения: логические выводы, цифры, факты, при­меры, эпизоды, практическая деятельность.

К этой группе методов относятся рассказ, беседа, диспут, лекция, разъяснение, пример, внушение и др.

Рассказ - это яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание.

Функции: служить источником знаний; обогащать нравствен­ный опыт личности опытом других людей; быть положительным примером в воспитании.

Требования: краткость, эмоциональность, доступность, иллю-стрированность, соответствующая обстановка, живая и образная речь и др.

Беседа - метод систематического и последовательного обсуж­дения знаний в вопросно-ответной форме. Предполагает участие обеих сторон — воспитателя и воспитанника.

В воспитательном процессе учителями чаще всего использу­ется этическая беседа. Цель этической беседы - формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Этическая беседа состоит, как правило, из краткого вступления учителя и поста­новки вопросов для обсуждения, преимущественно проблемного характера. Предметом для этической беседы могут быть нравст­венные, социальные, этические и другие проблемы.

Требования: интересное содержание, проблемный характер, возможность высказать свое мнение, живой разговор и др.

Лекция - это систематизированное изложение проблемы в монологической форме. Темы лекций - социатьная жизнь, нрав­ственные, эстетические проблемы. Лекция проводится в старших классах. От рассказа лекция отличается большей продолжитель­ностью, глубиной освещаемого вопроса, исследованием его исто­рии и установлением связей между явлениями.

Требования: информативность, доступность, эмоциональность, убедительность, логичность и др.

Диспут - это спор в целях выработки правильных суждений и установок, обучения умению вести полемику, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Для проведения диспута требуется сформулировать название, вопросы для обсуждения, выбрать ведущего (если это не учитель), ознакомить участников с правилами. Результатом обсуждения должны стать получение и осмысление информации, самостоятельное размышление и вы­бор. Одно из требований - не требовать единого решения и не де­лать никаких общих выводов.

Разъяснение — метод эмоционально-словесного воздействия на группу или на отдельных воспитанников.

Функции: сформировать либо закрепить новое качество или форму поведения для выработки правильного отношения к уже совершенному поступку. Разъяснение опирается на внушение.

Внушение - это воздействие на личность с помощью эмоцио­нальных приемов при сниженной критичности личности, при из­вестном доверии к внушающему.

Пример - рассказ, показ, обсуждение, анализ образца, литера­турного или жизненного факта, личности.

Функции: иллюстрация, конкретизация общих проблем, акти-иизация собственной душевной работы.

Действие примера основано на свойстве личности к подража­нию, характер которого зависит от возраста. Младшие школьники берут готовые образцы, подражание подростков носит избиратель­ный характер, в юношеском возрасте примером служит конкретное лицо или собирательный образ. Важную роль играют эталоны, формируемые СМИ, искусством. Нередко массовая культура несет отрицательное воздействие на детей. Важно окружить ребенка по­ложительными примерами для подражания. Существенна сила по­ложительного воздействия педагога, когда между словом и делом нет расхождений. Пример можно отнести и к методам формирова­ния опыта поведения, так как может служить действенным образ­цом в нравственном поведении.

29. Назовите и охарактеризуйте методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения учащихся в процессе воспитания. Методы организации деятельности и формирования опы­та поведения являются ведущими в классификации методов вос­питания по их месту в процессе воспитания (Г. И. Щукина, Ю. К. Бабанский) и тесно связаны с методами формирования соз­нания, так как только по конкретным действиям, поведению уче­ника можно судить о степени сформированное™ его нравствен­ного сознания, об уровне его воспитанности.

Основное понятие — воспитание в деятельности - проходит через все методы этой группы, так как они основаны на практиче­ской деятельности воспитанников. Позиция учеников должна быть активной, и функции их должны меняться: все проходят роли ис­полнителей и организаторов.

Таким образом, методы организации деятельности и форми­рования опыта поведения - это пути выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации.

Основная функция методов организации деятельности и фор­мирования опыта поведения - выработка умений и привычек пра­вильного поведения.

Группа методов организации деятельности и формирования опыта поведения включает в себя приучение, упражнение, пору­чение, создание воспитывающих ситуаций, педагогическое тре­бование, общественное мнение и др.

Приучение - это организация регулярного выполнения детьми действий с целью превратить их в привычные формы поведения. Привычки становятся устойчивыми свойствами и отражают соз­нательные установки личности, поэтому их так важно формиро­вать. Приучение эффективно на ранних этапах развития. Методи­ка требует объяснять учащимся, что, как и зачем нужно делать. Приучение предполагает и проверку выполнения действий.

Упражнение - это многократное повторение, совершенство­вание способов действий как устойчивой основы поведения. Пси­холог Л. И. Божович отмечала: «Качества личности нельзя воспи­тывать только путем убеждений, требований, поощрений и нака­заний. Способам устойчивого поведения надо учить ребенка так же, как мы учим его русскому языку и арифметике». Упражнение опирается на приучение и реализуется через поручение, выполне­ние роли в общей деятельности (участие в КТД). Результат уп­ражнения - устойчивые качества личности: навыки и привычки.

Упражнения применяются для решения самых разнообразных задач нравственного, эстетического, физического и трудового вос­питания: патриотизма, дисциплинированности, культуры поведе­ния на занятиях и переменах, общения, санитарно-гигиенических умений и навыков и т. д. Многие недочеты в работе и поведении учащихся, которые наблюдаются в школах, часто являются следст­вием неумелого использования метода упражнений (приучения) в процессе воспитания.

Условия эффективности: система упражнений; доступность и посильность, частота повторений, контроль и коррекция, учет личностных качеств, сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений и т. д. Поручение - с их помощью детей приучают к положительным поступкам, развивают у них положительные качества. Поручения могут быть временные и постоянные. При помощи поручения у детей воспитываются ответственность, дисциплинированность, нравственные качества.

Педагогическое требование - это предъявление к выполне­нию определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе. Требование может выражаться как сово­купность норм общественного поведения; реальная задача; кон­кретное указание о выполнении какого-либо действия.

По форме требования бывают прямые и косвенные. Первые имеют вид приказания, указания, инструкции, отличаются реши­тельным тоном, особенно на начальном этапе воспитания. Кос­венные требования предъявляются в виде просьбы, совета, наме­ка; они апеллируют к переживаниям, мотивам, интересам учени­ков. В развитом коллективе предпочтительны косвенные требо­вания.

Воспитывающие ситуации - это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию; они могут быть специально организо­ваны педагогом.

Их функция - создать условия для сознательной активной дея­тельности, в которой проверяются сложившиеся и формируются новые нормы поведения, ценности.

Общественное мнение -выражение группового требования. Это совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллек­тива, социальной общественности к различным событиям и явле­ниям окружающей действительности. Оно используется в развитых коллективах при оценке поступков. Педагог должен формировать здоровое общественное мнение, стимулируя выступления учащих­ся с оценкой их деятельности.

Все рассмотренные методы воспитания должны применяться в совокупности, в умелом сочетании друг с другом и с методами формирования сознания и методами стимулирования. Только ком­плексное использование методов и средств воспитания приведет к ожидаемым результатам в процессе личностного развития учащих­ся и действенного формирования у них положительных свойств и качеств.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.