Перечислите и охарактеризуйте наглядные методы обучения. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Перечислите и охарактеризуйте наглядные методы обучения.

2017-11-16 416
Перечислите и охарактеризуйте наглядные методы обучения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наглядные методы. Цель наглядных методов - обогащение и расширение непосредственного чувственного опыта детей, раз­витие наблюдательности, изучение конкретных свойств предме­тов, создание условий для перехода к абстрактному мышлению, опоры для самостоятельного учения и систематизации изучен­ного. Источник знаний для учащихся - наблюдаемые предметы, явления, события, факты, пособия и т. д. Эффективность усвое­ния знаний зависит от применения учителем наглядных посо­бий, технических средств и др. Средства наглядности разнооб­разны: предметы и явления окружающей действительности, дей­ствия учителя и учеников, изображения реальных предметов, процессов (рисунки, картины), модели предметов (игрушки, вы­резки из картона), символические изображения (карты, таблицы, схемы и т. п.). К наглядным относятся методы иллюстрации (ал­горитм, плакат, опорный конспект, таблицы, карты, схемы, за­рисовки и др.), демонстрации (приборы, опыты, фильмы, диа­фильмы и др.), наблюдение, видеометод. Наглядные методы опираются на чувственные образы, ощущения, восприятия. В результате применения этой группы методов у учащихся фор­мируется познавательный интерес, потребность к знаниям. На­глядные методы применяются на всех этапах педагогического процесса. Их роль - обеспечить всестороннее, образное воспри­ятие, дать опору для мышления.

Иллюстрация - показ и восприятие предметов, процессов, яв­лений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, рисунков, схем и т. д. Иллюстрации существенно об­легчают процесс формирования понятий.

Демонстрация заключается в наглядно-чувственном ознакомлении с явлениями, процессами, объектами в натуральном виде, используется с внешним видом предмета, его внутренним устройством.

Видеометод - экранное преподнесение информации, которое тужит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, т. е. выполняет все дидактические функции.

13. Перечислите и охарактеризуйте практические методы обучения. Практические методы. Эта группа методов основана на прак­тической деятельности ученика по применению знаний. Средст­вом данного метода выступают упражнения, а также лаборатор­ные и практические работы. В результате применения этих мето­дов учащиеся добывают знания, вырабатывают умения, соверша­ют практические действия на основе знаний, вырабатывают на­выки исследовательского характера деятельности.

Умения и навыки формируются с помощью метода упражне­ний. Упражнения - это планомерное, организованное, повторное выполнение действий в целях изучения или повышения их каче­ства. Виды упражнений: специальные, производные, комменти­рованные, устные, письменные, графические, лабораторно-практические, производственно-трудовые и др. Упражнения, во-первых, должны носить сознательный характер и проводиться только тогда, когда учащиеся хорошо осмыслят и усвоят изучаемый мате­риал; во-вторых, они должны способствовать дальнейшему уг­лублению знаний и, в-третьих, содействовать развитию творче­ских способностей школьников. Эффективность метода упражне­ний зависит от дидактических условий их использования (их сложность, последовательность, практическая направленность, посильность выполнения, наличие образцов, выполнение упражне­ний и т. д.).

Лабораторная работа - это такой метод обучения, при кото­ром учащиеся под руководством учителя и по заранее намечен­ному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысли­вают новый учебный материал. Лабораторные работы как метод обучения во многом носят исследовательский характер, и в этом смысле высоко оцениваются в дидактике. Они пробуждают у уча­щихся глубокий интерес к окружающей природе, стремление ос­мыслить, изучить окружающие явления, применять добытые зна­ния к решению и практических, и теоретических проблем.

Практическая работа - применение полученных знаний к ре­шению практических задач, умение использовать теорию на прак­тике. Данный метод выполняет функцию углубления знаний, уме­ний, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулирования познавательной деятельности.

Методы обучения, при помощи которых достигаются ожидае­мые результаты, оставаясь принципиально одинаковыми, беско­нечно варьируются в зависимости от множества обстоятельств и условий протекания процесса обучения. Педагогическое мастерст­во приходит только к тому учителю, который ищет и находит оп­тимальное соответствие методов закономерностям возрастного и индивидуального развития учащихся. Будучи очень гибкими и тон­кими инструментами прикосновения к личности, методы обучения вместе с тем всегда обращены и к коллективу, используются с уче­том его динамики, зрелости, организованности.

14. Перечислите и охарактеризуйте виды обучения.

Каждая дидактическая система вызывает к жизни определен­ный вид (тип) обучения со своими особенностями и соответст­вующей технологией.

Вид (тип) обучения - это общий способ организации учебно-воспитательного процесса. В истории развития образования из­вестны разные модели учебного процесса, которые отличаются друг от друга: 1) по характеру деятельности учителя; 2) характеру активности учащихся; 3) специфике применения знаний на прак­тике и др.

По этому общему критерию выделяются следующие виды обу­чения: догматическое; объяснительно-иллюстративное; проблем­ное; программированное; компьютерное, модульное, эвристиче­ское, дифференцированное и др.

В одно и то же время существует и практически применяется несколько различных видов обучения. Педагоги не отказываются от всего полезного, что было достигнуто на предыдущих ступе­нях развития теории и практики обучения, переносят лучшее из старых систем в новые.

Самым первым видом обучения была беседа. Ее применял Со­крат. Ученики Сократа находили истину путем ответов на наво­дящие вопросы - сократическая беседа. Учитель (он же философ) самой постановкой вопросов вызывал любопытство, познаватель­ный интерес ученика и сам устно рассуждал.

Догматическое обучение - форма коллективной организации обучения. Это было обучение, в основе которого положено биб­лейское писание. Главный вид деятельности учащихся - слуша­ние и механистическое заучивание. Распространено было в сред­ние века.

Сущность объяснительно-иллюстративного обучения хорошо передается его названием. Объяснение в сочетании с наглядно­стью - главные методы такого обучения, слушание и запомина­ние - ведущие виды деятельности учеников, а безошибочное вос­произведение изученного - главное требование и основной кри­терий эффективности. Такое обучение называют еще традицион­ным, но не только с целью отличить его от более современных видов, но и для того, чтобы подчеркнуть длительную историю его существования в различных модификациях. Это древний вид обу­чения, не утративший значения и в современной школе благодаря тому, что в него органически вписываются новые способы изло­жения знаний и новые виды наглядности. Объяснительно-иллюстративное обучение имеет ряд важных преимуществ. Оно экономит время, сберегает силы учителей и учеников, облегчает последним понимание сложных знаний, обеспечивает эффектив­ное управление процессом. Однако наряду с этими преимущест­вами ему свойственны и серьезные недостатки - преподнесение «готовых» знаний освобождает учеников от необходимости само­стоятельно и продуктивно мыслить при их освоении.

Проблемное обучение отличает организация обучения путем самостоятельного добывания знаний учениками в процессе соб­ственного решения ими учебных проблем. При этом существенно возрастают показатели творческого мышления и познавательной активности учеников. Технология проблемного обучения включа­ет выполнение ряда обязательных этапов. Важным этапом являет­ся создание проблемной ситуации. Это ощущение мыслительного затруднения, которое переживают ученики. Проблемная ситуация характеризуется интеллектуальной напряженностью и потребно­стью в решении возникшего противоречия. Нужно добыть новые знания, чтобы разрешить противоречие. Учебная проблема, кото­рая вводится в проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для учеников.

Проблемное обучение реализуется с помощью изложения су­ти проблемы, частично-поискового (эвристического), поискового и исследовательского методов.

Преимущества проблемного обучения хорошо известны: са­мостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебному труду, развитие про­дуктивного мышления, прочные и действенные результаты обу­чения. К недостаткам следует отнести слабую управляемость по­знавательной деятельностью учеников, большие затраты времени на достижение запроектированных целей.

Название программированное обучение происходит от терми­на «программа», что обозначает систему последовательных дей­ствий (операций), выполнение которых ведет к заранее заплани­рованному результату. Главной отличительной особенностью программированного обучения является то, что процесс усвоения, выработки умения управляется программой.

Особенности программированного обучения заключаются в следующем:

· учебный материал разделяется на отдельные порции (дозы);

· учебный процесс состоит из последовательных шагов, содер­жащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвое­нию;

· каждый шаг завершается контролем (вопросом, заданием и т. д.);

· при правильном выполнении контрольных заданий ученик по­лучает новую порцию материала и делает следующий шаг в обу­чении;

· при неправильном ответе ученик получает помощь и дополни­тельные разъяснения;

· каждый ученик работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;

· результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируют­ся, они становятся известными как самим ученикам (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь);

· педагог выступает организатором обучения и помощником (кон­сультантом) при затруднениях, осуществляет индивидуальный под­ход;

· в учебном процессе широкое применение находят специфиче­ские средства программированного обучения (программирован­ные учебные пособия, тренажеры, контролирующие устройства, обучающие машины).

Программированное обучение может быть реализовано машин­ным и безмашинным способами.

Учителя чаше используют элементы программированного обу­чения в виде специально составленных карточек-заданий, где с помощью алгоритма расписана система действий ученика. Ис­пользуются и программированные карточки-трафареты для про­верки выполнения заданий.

Модульное обучение стало использоваться в некоторых вузах в конце 80 - начале 90-х годов XX в. Суть модульного обучения за­ключается в том, что изучение материала необходимо осуществ­лять большими блоками, а не дробить его на мелкие части, как это делается в школе.

Модуль - это часть содержания образовательной дисциплины, которую должен усвоить обучающийся. Характерной особенно­стью модульного обучения является рейтинговая система оценки успешности обучения.

По своему содержанию модуль - это логически завершенный блок учебной дисциплины. Он вкючает в себя цель и задачи обу­чения, основные научные понятия, которые должны усвоить обу­чающиеся, перечень приобретаемых при этом умений и навыков, последовательность изучения материала, форму отчетности и критерии оценки. На основании рейтинговой системы по каждо­му модулю оценивается практически все: посещение учащимися занятий, выполнение заданий, начальный, промежуточный и ито­говый уровень подготовки. Курсовые работы и проекты, диплом­ные работы представляют собой самостоятельные модули, по ко­торым разрабатываются аналогичные задания и критерии их рей­тинговой оценки.

Развивающее обучение - учебный процесс, в котором наряду с передачей конкретных знаний уделяется должное внимание про­цессу интеллектуального развития человека, направлен на фор­мирование знаний в виде хорошо организованной системы, на от­работку когнитивных структур и операций в рамках этой систе­мы. В развивающем обучении центральной фигурой, от которой зависит успех, является не учитель, а ученик. И функция учителя заключается не в передаче знаний, а в организации учебной дея­тельности детей, в развитии их мышления. Любая деятельность - это есть решение задач. Поэтому основным средством, которым рас­полагает учитель, является постановка задач и организация их решения. Педагогический процесс в условиях развивающего обу­чения всегда носит характер парною диалога - учителя с учени­ком. Это обучение, в процессе которого ученик развивается со­вместно с учителем. Развитие мышления обеспечивается целена­правленно организуемой деятельностью, когда в центре внима­ния учителя оказывается проблема не столько получения знаний, сколько процесс включенности ученического интеллекта в решение учебной задачи. В трудах Л. С. Выготского неоднократно под­черкивается мысль о том, что любое обучение должно осознавать­ся обучающимися людьми. Упор должен делаться на обеспечении перехода от неосознаваемой деятельности к осознаваемой.

В основе системы развивающего обучения используется меха­низм, позволяющий подвести обучаемых к теоретическим обобще­ниям, используемым в дальнейшей работе как для решения част­ных практических задач, так и для «взращивания» более объемных обобщений.

 

15. Охарактеризуйте объяснительно-иллюстративное обучение.

Сущность объяснительно-иллюстративного обучения хорошо передается его названием. Объяснение в сочетании с наглядно­стью - главные методы такого обучения, слушание и запомина­ние - ведущие виды деятельности учеников, а безошибочное вос­произведение изученного - главное требование и основной кри­терий эффективности. Такое обучение называют еще традицион­ным, но не только с целью отличить его от более современных видов, но и для того, чтобы подчеркнуть длительную историю его существования в различных модификациях. Это древний вид обу­чения, не утративший значения и в современной школе благодаря тому, что в него органически вписываются новые способы изло­жения знаний и новые виды наглядности. Объяснительно-иллюстративное обучение имеет ряд важных преимуществ. Оно экономит время, сберегает силы учителей и учеников, облегчает последним понимание сложных знаний, обеспечивает эффектив­ное управление процессом. Однако наряду с этими преимущест­вами ему свойственны и серьезные недостатки - преподнесение «готовых» знаний освобождает учеников от необходимости само­стоятельно и продуктивно мыслить при их освоении.

16. Охарактеризуйте проблемное обучение.

Проблемное обучение отличает организация обучения путем самостоятельного добывания знаний учениками в процессе соб­ственного решения ими учебных проблем. При этом существенно возрастают показатели творческого мышления и познавательной активности учеников. Технология проблемного обучения включа­ет выполнение ряда обязательных этапов. Важным этапом являет­ся создание проблемной ситуации. Это ощущение мыслительного затруднения, которое переживают ученики. Проблемная ситуация характеризуется интеллектуальной напряженностью и потребно­стью в решении возникшего противоречия. Нужно добыть новые знания, чтобы разрешить противоречие. Учебная проблема, кото­рая вводится в проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для учеников.

Проблемное обучение реализуется с помощью изложения су­ти проблемы, частично-поискового (эвристического), поискового и исследовательского методов.

Преимущества проблемного обучения хорошо известны: са­мостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебному труду, развитие про­дуктивного мышления, прочные и действенные результаты обу­чения. К недостаткам следует отнести слабую управляемость по­знавательной деятельностью учеников, большие затраты времени на достижение запроектированных целей.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.