Охарактеризуйте программированное обучение. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Охарактеризуйте программированное обучение.

2017-11-16 669
Охарактеризуйте программированное обучение. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Название программированное обучение происходит от терми­на «программа», что обозначает систему последовательных дей­ствий (операций), выполнение которых ведет к заранее заплани­рованному результату. Главной отличительной особенностью программированного обучения является то, что процесс усвоения, выработки умения управляется программой.

Особенности программированного обучения заключаются в следующем:

· учебный материал разделяется на отдельные порции (дозы);

· учебный процесс состоит из последовательных шагов, содер­жащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвое­нию;

· каждый шаг завершается контролем (вопросом, заданием и т. д.);

· при правильном выполнении контрольных заданий ученик по­лучает новую порцию материала и делает следующий шаг в обу­чении;

· при неправильном ответе ученик получает помощь и дополни­тельные разъяснения;

· каждый ученик работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;

· результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируют­ся, они становятся известными как самим ученикам (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь);

· педагог выступает организатором обучения и помощником (кон­сультантом) при затруднениях, осуществляет индивидуальный под­ход;

· в учебном процессе широкое применение находят специфиче­ские средства программированного обучения (программирован­ные учебные пособия, тренажеры, контролирующие устройства, обучающие машины).

Программированное обучение может быть реализовано машин­ным и безмашинным способами.

Учителя чаше используют элементы программированного обу­чения в виде специально составленных карточек-заданий, где с помощью алгоритма расписана система действий ученика. Ис­пользуются и программированные карточки-трафареты для про­верки выполнения заданий.

18. Раскройте содержание понятия «форма организации обучения». Охарактеризуйте классно-урочную систему обучения.

Любое обучение, где бы оно ни было, спонтанно обретает ор­ганизационную форму. Формы организации обучения - это внешнее выражение ор­ганизации обучения, осуществляемого в определенном порядке и режиме. Формы организации обучения (организационные формы) конструируются и используются для того, чтобы создать наилуч­шие условия передачи детям знаний, умений, навыков, развития их дарований, практических способностей и мировоззрения. Ор­ганизационные формы влияют на ход обучения, обусловливают возможность проявления индивидуального темпа учебной рабо­ты, влияют на результат учебного процесса и содействуют его ус­пешности. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.

Формы организации обучения классифицируются по разным критериям:

а) по количеству учащихся: массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые, индивидуальные;

б) по месту учебы: классные, внеклассные, школьные, внешкольные;

в) по продолжительности учебных занятий: классический урок (45 мин), спаренное занятие (90 мин), укороченное занятие (30-40 мин), спаренное укороченное занятие (70 мин), уроки «без
звонков» произвольной длительности.

Эта классификация не является строго научной, но позволяет немного упорядочить разнообразие форм обучения.

История развития школы знает различные системы обуче­ния, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации обучения. Еще в первобытном обществе сложилась система индивидуального обучения как передача опыта от одного человека к другому. В процессе повседневного общения старшие учили младших. А первоначально накопленные знания в общест­ве жрец передавал каждому ученику отдельно.

По мере развития общества и научного знания (земледелия, ско­товодства, астрономии, мореплавания и др.) возникала потребность в некотором количестве образованных людей, и тогда система ин­дивидуального обучения трансформировалась в индивидуально-групповую (школы Средневековья). Работая в группе (10-15 чело­век), учитель кратко излагал материал одному ученику, давал ему задания для самостоятельной работы и переходил к другому, третьему и т. д. Завершив работу с последним, учитель возвра­щался к первому ученику. Содержание обучения было строго ин­дивидуально, и в группы собирались дети разного возраста и сте­пени подготовки. Большая часть времени в обучении тратилась на заучивание священных писаний. С увеличением количества обу­чающихся постепенно группа комплектовалась из учащихся бо­лее-менее однородных по знаниям и возрасту. Многие учителя собирали такие группы, в которых они могли одновременно рабо­тать со всеми детьми.

Индивидуально-групповая система обучения постепенно была заменена классно-урочной как одним из видов групповой системы обучения. Свое окончательное оформление она нашла в описани­ях Я. А. Коменского в книге «Великая дидактика».

Классно-урочная система обучения - высшая форма груп­пового обучения. Я. А. Коменский, обобщив опыт братских школ, обосновал целесообразность создания постоянных групп учащих­ся - классов. Вместе с тем он разработал признаки классно-урочной системы и ее принципы. Признаки, характеризующие особенности классно-урочной системы:

· постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уров­ня подготовленности (класс);

· учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвя­занных, следующих одна за другой частей (уроков);

· каждый урок посвящен только одному предмету;

· постоянное место и продолжительность занятий;

· стабильное расписание занятий.

Преимущества классно-урочной системы:

• усвоение материала идет небольшими порциями, планомерно и последовательно;

· возможно чередование различных видов умственной и физиче­ской деятельности;

· облегчается планирование учебного предмета в масштабах стра­ны;

· присутствует строгая организационная структура;

· экономия средств государства, поскольку один учитель работа­ет одновременно с большой группой учащихся;

· создаются благоприятные предпосылки взаимообучения учащих­ся, коллективной познавательной деятельности;

· воспитывается чувство коллективизма, так как происходит со­четание работы всего класса и индивидуально с отдельным уча­щимся.

Вместе с тем данная форма не лишена и серьезных недостат­ков, снижающих ее эффективность:

• необходимость оставления отстающих детей на повторный курс (в силу комплектования в класс учащихся одинаковых по уров­ню подготовки);

• ориентация на «среднего» ученика;

• невозможность для учащегося пройти программу быстрее, если это позволяют его умственные способности;

• затруднения в индивидуальном подходе к учащимся, так как рабо­та ведется в общем темпе ио усвоению одного материала.

При всех достоинствах и недостатках классно-урочной систе­мы следует сказать, что попытки отказаться от нее и заменить другими формами оказались безуспешными. До сих пор в школе урок выступает основной формой организации обучения. Вместе с тем следует отметить, что, будучи одной из самых передовых, классно-урочная система содержит в себе и целый ряд недостат­ков, которые необходимо изжить. Об этом свидетельствуют мно­гочисленные высказывания ученых, учителей-практиков, педаго­гов-новаторов. При этом указывается, что основная причина - не­достаточная разработанность теории организационных форм обу­чения, особенно урока как основной формы организации учебно­го процесса в классно-урочной системе.

19. Раскройте сущность урока как формы организации обучения. Охарактеризуйте классификацию уроков по дидактическим целям. Ключевым элементом классно-урочной системы обучения яв­ляется урок.

Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому рас­писанию и с единой для всех программой обучения (П. И. Пидкасистый). Урок рассматривается как основная форма организа­ции педагогического процесса, так как здесь возможна не только организация учебно-познавательной деятельности, но и интеллек­туальное развитие личности ребенка, управление развитием спо­собностей, формирование мировоззрения учащихся, потребности к знаниям, а также его воспитание.

Цель урока - усвоение нового материала как части более об­ширного содержания, осознанное восприятие информации, ее за­поминание и закрепление, использование в практической деятель­ности. На уроке создаются благоприятные возможности для соче­тания фронтальной, групповой и индивидуальной работы детей.

Урок всегда многопланов, так как в нем взаимодействуют все компоненты процесса обучения - педагогические цели, дидакти­ческие задачи, содержание, методы, техническое оснащение и др. Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса.

Можно выделить особенности урока, отличающие его от дру­гих форм обучения:

• дидактические цели (соответствуют функциям обучения);

• определенный объем учебного материала;

• постоянный состав учащихся, одинаковый по возрасту;

• руководство со стороны учителя деятельностью учащихся;

• последовательность различных видов деятельности учителя и уча­щихся в зависимости от структуры урока;

• ограниченность во времени;

• четкое время проведения по расписанию;

• обязательность посещения урока;

• реализация в оптимальном соотношении всех дидактических прин­ципов;

• опора на достигнутый уровень знаний.

С учетом общих требований конкретизируются и дидактиче­ские требования. Они соответствуют образовательным, воспи­тывающим и организационным требованиям к уроку:

четкое определение образовательных задач;

определение содержания урока в соответствии с программой, целями урока, уровнем подготовки учащихся;

• выбор методов обучения (активные методы);

• наличие межпредметных связей;

• использование новейших достижений нау­ки;

• развитие всех сфер личности;

• формирование общеучебных уме­ний;

• усвоение знаний, развитие умений и навыков;

• развитие на­учного мировоззрения;

• формирование познавательных интересов, мотивов учения;

• учет психологических особенностей обучения;

• соблюдение принципов обучения и др.

Анализ проводимых в школе уроков показывает, что их струк­тура и методика во многом зависят от тех дидактических целей и задач, которые решаются в процессе изучения той или иной темы. Все это позволяет говорить о методическом разнообразии уроков и выделять те из них, которые характеризуются рядом общих особенностей. Так в педагогике появилась необходимость в клас­сификации различных типов уроков.

Для практической цели чаще всего в школе используется классификация уроков по дидактическим целям (Б. П. Есипов, Г. И. Щукина, Н. И. Болдырев, В. А. Онищук):

урок изучения новых знаний — основное время отводится на пе­редачу и усвоение новых знаний, умений и навыков. Такие уро­ки используются для передачи объемного материала, демонст­рации технологических процессов, новых явлений;

уроки совершенствования знаний, умений и навыков - в боль­шинстве классификаций этот тип урока разбивают на несколько подтипов: уроки закрепления изучаемого материала; уроки по­вторения; уроки комплексного применения знаний, умений и навыков; уроки формирования умений и навыков и др. Видами этого типа уроков являются: а) уроки самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений); б) урок-лабораторная работа; в) урок практических работ; г) урок-экскурсия; д) урок-семинар. Основные дидактические задачи, которые решаются на этих уроках, в основном сводятся к сле­дующим: а) систематизация и обобщение новых знаний; б) по­вторение и закрепление ранее усвоенных знаний; в) применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоен­ных знаний; г) формирование умений и навыков; д) контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования зна­ний, умений и навыков;

урок обобщения и систематизации изученного — сущность этих уроков состоит в активном воспроизведении изученного мате­риала по отдельным разделам учебной программы и в организа­ции упражнений в целях приведения знаний в систему, осмыс­ления их логики, что способствует более прочному овладению ими и совершенствованию практических умений и навыков;

урок проверки и контроля знаний - уроки этого типа предназна­чаются для оценки результатов учения, уровня усвоения уча­щимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, сформированных умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности школьников, установления диагностики уровня обученности учеников, коррекции в про­цессе учения в соответствии с диагностикой состояния обучен­ности детей;

комбинированный урок - это наиболее распространенный тип урока в существующей практике работы школы. На нем реша­ются дидактические задачи всех предыдущих типов уроков, описанных выше.

 

20. Раскройте содержание понятия «структура урока». Охарактеризуйте структуру комбинированного урока.

Под структурой урока понимается его внутреннее строение. Это составные части урока, которые находятся в тесной взаимо­связи и осуществляются в определенной последовательности. Наи­более распространенный - комбинированный урок. В современ­ной дидактике выделяют от 3 до 12 этапов комбинированного урока.

Комбинированный урок объединяет несколько дидактических задач и может состоять из следующих этапов:

• Организационный - дидактическая задача заключается в подготовке учащихся к работе на уроке.

• Проверка выполнения домашнего задания — дидактическая задача: проверить правильность выполнения домашнего задания, выявить пробелы в знаниях и устранить их.

• Подготовка к восприятию учебного материала - дидакти­ческая задача этого этапа ориентирует на подготовку учащихся к тому виду деятельности, который будет доминировать на основ­ном этапе урока. На этом этапе осуществляется цслеполаганис, актуализация прежних ЗУНов, мотивация.

• Усвоение новых знаний - дидактическая задача: формирова­ние у учащихся конкретных представлений об изучаемых фактах, понятиях, явлениях, их сущности и взаимосвязях.

• Первичная проверка понимания учащимися нового материа­ла — дидактическая задача состоит в установлении специфики осоз­нанности его освоения.

• Закрепление знаний - дидактическая задача заключается в ор­ганизации деятельности учащихся по применению новых знаний.

• Обобщение и систематизация знаний — дидактическая за­дача состоит в обеспечении усвоения системы знаний и установ­лении межпредметных связей.

• Контроль и самоконтроль знаний - дидактическая задача ориентирует на проверку знаний и стимуляцию учащихся на са­моконтроль и самообразование.

• Подведение итогов — дидактическая задача: дать анализ успешности образовательной деятельности и показать пути реше­ния проблем в обучении.

• Информация о домашнем задании - дидактическая задача
состоит в подготовке к выполнению рекомендаций учителя.

Рассмотренные этапы не имеют жестко закрепленной после­довательности, могут носить инвариантный характер и объеди­няться между собой, ориентируясь на целенаправленную учебно-познавательную деятельность учащихся и характеризуя также дру­гие формы обучения.

Структура урока зависит от типа урока, его целей, содержания изу­чаемого материала, принципов, методов, приемов и средств обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития учащихся, места урока в общей системе >роков по теме (разделу) программы. Так, структура урока изучения новых знаний можег быть следующей:

а) организационное начало, введение в урок (подготовка к усвоению нового материала, актуализация ранее изученного в целях связи с новым);

б) постановка целей и задач урока;

в) изложение, объяснение нового материала, включение учащихся в самостоятельную работу (с учебником, справочной литературой, приборами, оборудованием, компьютерной техникой);

г) выполнение практических работ как закрепление нового материала или краткий опрос по изложенному материалу;

д) подведение итогов урока с комментарием успехов и трудностей в усвоении темы;

ж) домашнее задание и его комментарий.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.