Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Конституционно-правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации. Права и обязанности депутата.

2017-11-17 660
Конституционно-правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации. Права и обязанности депутата. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Конституционно-правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы определяется Конституцией РФ (ст. 97 и 98) и Федеральным законом от 8 мая 1994 г. (в редакции от 5 июля 1999 г.) «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Членом Совета Федерации является представитель от субъекта РФ, уполномоченный осуществлять в Совете Федерации законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и федеральным законом. Депутатом Государственной Думы является избранный представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и федеральным законом.

Осуществление полномочий. Срок полномочий члена Совета Федерации определяется сроком его полномочий в качестве главы законодательного (представительного) и соответственно исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а срок полномочий представителя двухпалатного законодательного органа субъекта РФ определяется совместным решением обеих палат. Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня его избрания депутатом и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий.

Досрочное прекращение полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы возможно в случаях:

1) утраты гражданства РФ либо приобретения гражданства иностранного государства (таким образом, закон не поощряет приобретение членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы двойного гражданства);

2) вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;

3) признания недееспособным на основании решения суда, вступившего в законную силу;

4) смерти;

5) призыва на военную службу с его согласия.

Закон устанавливает также дополнительные основания прекращения полномочий для депутата Государственной Думы:

1) письменное заявление о сложении своих полномочий;

2) избрание депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или местного самоуправления;

3) поступление на государственную или муниципальную службу, вхождение в состав органа управления коммерческой организации, занятие предпринимательской деятельностью или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

4) роспуск Государственной думы в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции РФ.

Депутат Государственной Думы осуществляет свои полномочия на профессиональной постоянной основе и не вправе быть депутатом законодательного органа субъекта РФ, органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или местного самоуправления; находиться на государственной или муниципальной службе; заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; состоять членом органа управления коммерческой организации.

В интересах повышения эффективности работы де­путатов в представительных органах государственной власти, создания наиболее благоприятных условий для осуществления ими своих полномочий российским зако­нодательством установлен статус депутата соответ­ствующего органа власти. Под статусом депутата пони­маются закрепленные законодательством права и обя­занности депутата, а также основные правовые и соци­альные гарантии осуществления им депутатской дея­тельности.

Рассмотрим основные положения правового статуса депутата на примере федерального закона "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Фе­дерации" от 8 мая 1994 г. Закон определяет прежде все­го наиболее принципиальные черты правового положе­ния депутатов. Среди них:

а) четкое закрепление основной задачи депутатской деятельности -. осуществления законодательной власти -соответственно в Совете Федерации или Государственной Думе, а также иных полномочий, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законом о ста­тусе депутата;

б) установление правила о том, что в своей депутат­ской деятельности депутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, рег­ламентом соответствующей палаты Федерального Собра­ния России, предвыборной программой и своими убеж­дениями;

в) определение срока полномочий депутата и осно­ваний их досрочного прекращения. Срок полномочий депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы начинается со дня избрания депутата и прекра­щается с момента начала работы вновь сформированных Совета Федерации и Государственной Думы. Полномо­чия депутата прекращаются досрочно только в следую­щих случаях: письменного заявления депутата о сложе­нии своих полномочий; утраты депутатом гражданства Российской Федерации; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, яв­ляющегося депутатом; смерти депутата. Для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы установлены, кроме того, дополнительные основа­ния: избрание его депутатом иного представительного органа государственной власти или органа местного са­моуправления (в случае если сам депутат в связи с этим не сделал письменного заявления о сложении депутат­ских полномочий); поступление депутата на государ­ственную службу, занятие им другой оплачиваемой, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельностью; роспуск Государственной Думы в случа­ях, предусмотренных Конституцией Российской Феде­рации.

Федеральный закон "О статусе депутата Совета Фе­дерации и статусе депутата Государственной Думы Фе­дерального Собрания Российской Федерации" определя­ет основные формы депутатской деятельности:

а) участие в заседаниях соответственно Совета Фе­дерации и Государственной Думы, в совместных заседа­ниях палат Федерального Собрания;

б) участие, в работе соответствующих комитетов и комиссий палат Федерального Собрания; согласитель­ных комиссий, создаваемых Советом Федерации и Госу­дарственной Думой;

в) участие в выполнении поручений соответствую­щей палаты Федерального Собрания и ее органов (коми­тетов и комиссий);

г) участие в парламентских слушаниях;

д) работа с избирателями.

Кроме того, формами депутатской деятельности де­путата Государственной Думы являются:

а) участие в работе депутатских объединений -фракций и депутатских групп в Государственной Думе. Такие фракции или группы образуются из числа депу­татов - представителей политических партий и избира­тельных объединений;

б) обращение с вопросом к членам Правительства Российской Федерации на заседании Государственной Думы.

Депутатская деятельность может осуществляться и в других формах, предусмотренных Конституцией Рос­сийской Федерации, федеральными законами и регла­ментами палат Федерального Собрания.

Законодательством о статусе депутата установлены его основные права и обязанности. К числу основных прав депутата Совета Федерации и депутата Государ­ственной Думы относятся:

а) право избирательной инициативы. Это право осуществляется путем внесения депутатами в Государ­ственную Думу законопроектов и поправок к ним, зако­нодательных предложений о разработке и принятии но­вых федеральных законов, а также законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие зако­ны Российской Федерации либо о признании этих законов утратившими силу. Кроме того, группа депутатов не менее одной пятой депутатов Совета Федерации или Го­сударственной Думы может вносить предложения о по­правке и пересмотре положений Конституции Россий­ской Федерации;

б) право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым соответствующей палатой Феде­рального Собрания РФ. Это право обеспечивается лич­ным участием каждого депутата в работе соответствую­щей палаты парламента России;

в) право на участие в работе комитетов и комис­сий соответствующей палаты Федерального Собрания, членами которых они являются. Депутаты, избранные в комитеты и комиссии палат, вправе лично участвовать в обсуждении и решении всех рассматриваемых на засе­даниях комитетов и комиссий вопросов;

г) право на получение и распространение инфор­мации. Депутаты обеспечиваются всеми документами, принятыми палатами Федерального Собрания, а также документами, информационными и справочными мате­риалами, официально распространяемыми Администра­цией Президента России, Правительством Российской Федерации, Конституционным Судом и другими выс­шими судебными органами страны, иными государ­ственными органами и общественными объединениями. При обращении депутата в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, на предприятия, в учреждения, организа­ции (в том числе воинские части, организации и учреж­дения Министерства обороны РФ) должностные лица обеспечивают его по вопросам, связанным с его депутат­ской деятельностью, необходимой информацией и доку­ментацией независимо от степени ее секретности с со­блюдением, конечно, условий, предусмотренных феде­ральным законодательством о государственной тайне. Кроме того, руководители предприятий, учреждений и организаций обязаны предоставить депутату возмож­ность воспользоваться консультацией специалистов по вопросам, также связанным с его депутатской деятель­ностью. Право депутата на распространение информации реализуется путем предоставления ему преимуществ при

гли

выступлении по вопросам депутатской деятельности в государственных средствах массовой информации. При этом установлено правило, что материалы, представляе­мые депутатом по поручению соответствующих палат, комитетов и комиссий палат Федерального Собрания, а также депутатских объединений (фракций) в Государ­ственной Думе, подлежат обязательному опубликованию или распространению через средства массовой, информа­ции в срок, согласованный с депутатом, но не позднее семи дней после обращения. Следует отметить, что ре­дактирование (правка) представленных депутатом мате­риалов без его согласия не допускается.

К числу важнейших обязанностей депутата за­конодательство относит поддержание им постоянной связи с избирателями. Так, федеральный закон о ста­тусе депутатов парламента России устанавливает прави­ло, что депутаты Совета Федерации и избранные по од­номандатным избирательным округам депутаты Госу­дарственной Думы поддерживают связь с избирателями своих округов. Депутаты Государственной Думы, из­бранные по федеральному избирательному округу, под­держивают связь с избирателями того региона, который определен им для этого соответствующим депутатским объединением (фракцией). При этом, конечно, учиты­вается, с каким краем, городом была связана политиче­ская и трудовая деятельность депутата Государственной Думы. Организация встреч депутатов с избирателями проводится при активном участии органов государствен­ной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, руководителей предприятий и организаций, командования воинских частей.

Депутаты обязаны соблюдать правила депутатской этики, утверждаемые соответствующим представитель­ным органом государственной власти. Формы ответ­ственности депутатов за нарушение правил устанавли­ваются регламентами этих органов.

Обязанностью депутата является представление в установленном порядке в налоговые органы деклара­ции о доходах и сведений об изменении своего имуще­ственного положения. Депутаты Совета Федерации и депутаты Государственной Думы представляют их в со-

ответствующую палату парламента России. Информация о нарушениях, выявленных в результате проверки нало­говыми органами, публикуется в официальных издани­ях представительных органов государственной власти.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.