История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Перипубертатный период и его специфика у человека.

2017-11-17 763
Перипубертатный период и его специфика у человека. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Наиболее ответственным этапом в развитии человека является время полового созревания, включающее второе детство, подростковый и отчасти юношеский возраст. В течение перипубертатного периода обычно выделяют раннюю (препубертатную) и зрелую (собственно пубертатную) фазы.

Препубертатный период (adrenarche). Наиболее существенное явление этого периода – это созревание андрогенной (продуцирующие мужские половые гормоны андрогены) зоны коры надпочечников.

Стадия адренархе начинается в среднем в 7 лет у женщин и в 8 лет у мужчин. Андрогены стимулируют скелетное и начальное половое созревание. Особенно велико их значение во всем ходе препубертатного развития женщин, т.к. происходит увеличение длины тела и массы тела за счет андрогенов.

Собственно пубертатный период (gonadarche). Именно в этот период происходят значительные сдвиги морфофункциональных параметров, а, следовательно, существует большая вероятность отклонений показателей здоровья. Происходит ускоренное или замедленное развитие, в результате уменьшается число детей со средними темпами развития и возрастает число акселератов и ретардантов.

Главным событием пубертатного периода является созревание системы репродуктивного гомеостата-гипоталамус-гипофиз-гонады, т.е. происходит выделение гонадотропных гормонов, действие которых направлено на половые железы, где образуются половые гормоны. У мужчин это тестостерон, у женщин – эстрогены (эстрон, эстрадиол, эстриол). Половые различия в характере секреции гормонов определяются ранней половой дифференцировкой гипоталамуса, «выключением» циклического центра, происходящим под влиянием кратковременной выработки большого количества андрогенов у мужских эмбрионов. У женщин тоже наблюдается несколько «пиков» секреции эстрогенов в перипубертатном периоде: незначительное их повышение в 9-11 лет, более выраженный подьем к 12 и особенно к 14-15 годам. Но увеличение продукции эстрогенов происходит и на 3-ем десятилетии жизни.

Половые гормоны наряду с другими факторами регулируют развитие первичных и вторичных половых признаков, влияют на половое поведение, обмен веществ.

В пубертасе происходит быстрое увеличение размеров тела, изменения в его пропорциях и составе, усиленное развитие мускулатуры у мужчин и жироотложения у женщин.

Важным событием перипубертатного периода является спрут – скачкообразное увеличение роста, наблюдающееся у мужчин в среднем в 13-15, а у женщин в 11-13 лет. На этой стадии у мальчиков быстро развиваются семенные трубочки, становятся сильно извитыми и вдвое более широкими; возникают сперматоциты, т.е. клетки, которые являются непосредственными предшественниками сперматозоидов. У девочек в яичниках идет быстрый рост фолликулов и увеличивается число тех из них, которые обладают оболочками.

Количество андрогенов и эстрагенов в моче возрастает. В эту стадию внешне проявляются вторичные половые признаки, кроме того в этот период происходят важнейшие процессы психологического и культурного (познавательного) созревания на основе биологических изменений, развитие социально-психологических особенностей личности.

Созревание репродуктивной функции завершается к 18-20 годам. К этому времени уже окончательно устанавливаются овуляторные циклы у женщин, выработка зрелой спермы у мужчин; завершение линейного роста.

Оптимальный статус («физиологическая норма») связывается обычно с возрастом 20 – 25 лет.

 

Биологический возраст.

Темпы развития являются фундаментальной характеристикой индивида.

Познать закономерности развития и судить об их индивидуальной специфике можно только на основе длительных наблюдений.

При изучении любой группы развивающихся организмов обращает на себя внимание дифференциация их морфофункционального статуса, которая определяется различиями темпов индивидуального развития. Для их оценки используется категория биологического возраста.

Разработка интегрального критерия биологического возраста сталкивается с большими трудностями. Мерой приближения к такому критерию на практике является комплекс показателей, оценивающих уровень развития ведущих систем организма.

1. Комплексность. С точки зрения целостности биологического статуса человека на любом этапе онтогенеза желательна оценка биологического возраста на комплексной основе.

2. Связь с хронологическим возрастом. Связь между показателями развития основных систем организма и хронологическим возрастом выражается корреляциями разной силы, величина которых зависит от этапа онтогенеза.

3. Тождество дефинитивного статуса. Очень существенное условие, которому удовлетворяют лишь немногие, имеющиеся с возрастом признаки.

4. Скоррелированность с другими критериями биологического возраста.

Хорошим примером ведущего критерия для пубертатного периода является состояние гипоталамо-гипофизарной – гонадной системы, параметры которой скоррелированны с большим числом различных морфологических и функциональных признаков, в той или иной мере гормонально зависимых.

5. Качественная однородность группы, на фоне которой определяется индивидуальный биологический возраст. Точность определения биологического возраста повышается при максимально суженном хронологическом интервале, т.к. при этом уменьшается общая «разнокачественность» биологического статуса группы.

Основные критерии биологического возраста:

1) Морфологическая зрелость. К числу наиболее распространенных морфологических критериев биологического возраста относится: скелетный (костный) возраст, зубной возраст, половое развитие, общее соматическое развитие.

Биологический возраст широко определяют по степени развития вторичных половых признаков. Наиболее часто учитываются такие признаки: развитие волос на лобке и в подмышечных впадинах у обоих полов; развитие молочных желез и наступление менархе у девочек; пубертатное набухание сосков и перелом голоса у мальчиков. Каждый признак проходит несколько стадий развития.

Хорошим показателем биологического возраста для всех периодов служит «костный возраст» или скелетная зрелость. Учитывается число точек окостенения, время и последовательность их появления. Существует взаимосвязь между половым созреванием и оссификацией скелета: при раннем половом развитии созревание скелета ускоряется, а при позднем задерживается.

Зубная зрелость обычно определяется путем подсчета числа прорезавшихся зубов и сопоставления его с существующими стандартами. Молочные зубы прорезываются у детей с 6 месяцев до 2 лет, постоянные зубы – в среднем от 6 до 13 лет. Следовательно, зубная зрелость может использоваться в качестве показателя биологического возраста только до 13-14 лет.

Индивидуальные различия в биологическом возрасте определяются многими факторами: наследственными, социально-экономическими, климатогеографическими.

2) Физиологические и биохимические критерии. К числу наиболее распространенных физиологических и биохимических критериев биологического возраста относятся показатели основного, углеводного и липидного обмена, некоторые ферменты и зависящие в основном от возраста нейрофизиологические характеристики – уменьшение интенсивности биоэлектрической активности мозга, повышение подвижности нервных процессов, силы двигательных реакций, ускорение выработки условного торможения.

Важную информацию о биологическом возрасте несут многие гормоны, особенно их соотношения, также возрастные особенности сердечно-сосудистой, дыхательной функций.

3) Психологические критерии. Поиск критериев созревания субстрата психических процессов – ЦНС – основан на изучении возрастной динамики важнейших ее структурных и биохимических параметров. Развитие мозга и нервной системы в целом имеет системную направленность, начиная с очень ранних этапов онтогенеза.

В качестве критериев признаются такие показатели: величина и плотность расположения нейронов, длина аксонов, степень миелинизации, содержание ДНК и другие.

Уровень психического развития (и, прежде всего умственного) может быть использован в качестве дополнительного критерия биологического возраста при учете конкретных условий жизни и воспитания ребенка.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.