Тема 4. Восстановление и особенности развития советской и российской экономики (40-е –90- г.г. ХХ в.). — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Тема 4. Восстановление и особенности развития советской и российской экономики (40-е –90- г.г. ХХ в.).

2017-11-17 285
Тема 4. Восстановление и особенности развития советской и российской экономики (40-е –90- г.г. ХХ в.). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Начало Великой Отечественной войны для советской страны было трудным. Внезапно атакованные части Красной Армии вынуждены были отступать. К концу 1941 года оказалась оккупированной территория, на которой проживало 40% населения, производилось 70% чугуна и 60% стали, добывалось 63% угля. Здесь находилось до 33% основных производственных фондов предприятий. Германия стала превышать по объёму промышленного производства СССР в 3-4 раза. Самым тяжёлым периодом для промышленности СССР была осень-зима 1941-1942 гг. Промышленное производство по сравнению с 1940 г. сократилось более чем в 2 раза. Выплавка чугуна и стали уменьшилось в 3 раза, производство шарикоподшипниковой промышленности в 21 раз. К концу зимы было приостановлено падение промышленного производства, а со второй половины 1942 года началось его восстановление. СССР удалось мобилизовать в короткие сроки все имевшиеся в стране ресурсы, провести полную милитаризацию экономики. Был создан мощнейший военно-промышленный комплекс, который существенно превзошёл по выпуску продукцию германской промышленности. Сформированная в стране сверхцентрализованная система управления оказалась в годы войны действенной и востребованной. Жёсткие административные методы управления(детальное краткосрочное планирование, введение ненормированного рабочего дня, военная дисциплина, создание крупных государственных резервов) позволили сосредоточить в руках государства все виды ресурсов, оперативно управлять ими и решать задачи, связанные с созданием военной экономики и обеспечением фронта всем необходимым. Была проведена эвакуация промышленных предприятий из фронтовых и прифронтовых районов. Эвакуировалось также имущество колхозов, совхозов, институтов, лабораторий. В тылу была проведена всеобщая мобилизация всего трудоспособного населения. Выпуск военной продукции и её рост обеспечивали женщины, старики, дети-подростки. Уже в 1942 году СССР по производству некоторых видов военной техники (танков, артиллерийских орудий и др.) обогнал Германию. Сельское хозяйство оказалось ещё в более тяжёлом положении, чем промышленность. Особенно трудными были 1942-й и 1943 –й, когда валовая продукция сельского хозяйства составляла лишь 37-38% довоенного уровня. В связи с этим в городах было введено нормированное распределение продовольствия по карточкам. Такое распределение не могло полностью обеспечить горожан в необходимых товарах. Поэтому рабочим и служащим предоставлялись в пригородной зоне участки под огороды. В 1944 году были открыты коммерческие магазины, где можно было купить дополнительно к нормированным пайкам некоторые товары. Коммерческие цены были выше пайковых в 5-6 раз.

Производство вооружения и военной техники, ведение боевых действий значительно увеличивало расходы государства, что в свою очередь, заставляло его искать дополнительные источники доходов, в частности:

-были повышены налоги с гражданского населения;

-осуществлялась обязательная подписка населения на облигации государственных займов;

-проводился выпуск денежно-вещевых лотерей;

-осуществлялась эмиссия денег.

Существенную роль играли добровольные взносы населения в фонд обороны(деньги, драгоценности, отчисления части зарплаты) и оказание материальной помощи союзнических армий Великобритании и США в соответствии с законом о ленд-лизе. Советский Союз смог выстоять и победить. Но победа досталась нашей стране высокой ценой. Страна-победительница лежала в руинах, в экономике наблюдался серьёзный спад, усилились диспропорции в отраслевом развитии, которые не удавалось ликвидировать в течение многих десятилетий после окончания войны.

Возрождение экономики началось ещё в годы Великой Отечественной войны, по мере освобождения советской территории от врага. Основные задачи восстановления народного хозяйства были определены в четвёртом пятилетнем плане (1946-1950). План предусматривал перевод экономики на мирное развитие и проведение конверсии военного производства. Процесс этот проходил односторонне. Не все военные производства были демилитаризованы. Одновременно с сокращением выпуска военной продукции старых образцов огромные средства вкладывались в разработку новых видов техники и оружия нового поколения. Прямые военные расходы в начале 1950-х гг. составляли 25% расходов государственного бюджета.

Другими приоритетными направлениями в развитии промышленности были: машиностроение, металлургия, топливно-энергетический комплекс. Поэтому успехи послевоенной экономики – прежде всего успехи военного производства и тяжёлой промышленности. За годы четвёртой пятилетки тяжёлая промышленность превысила довоенный уровень в 2 раза. Такие темпы были достигнуты за счёт перекачки средств из отраслей промышленности группы «Б», сельского хозяйства и социальной сферы. Влияли также репарации, которые СССР получал после Второй мировой войны, вывоз из Германии оборудования и его установка на советских предприятиях, существование советского ГУЛАГа, использование труда военнопленных. Инвестиции, направляемые на восстановление и новое строительство большого количества предприятий тяжёлой промышленности, были значительными, но они сопровождались увеличением объёма незавершённого строительства и ростом инфляции. Развитие экономики носило экстенсивный характер.

Развитию отраслей группы «Б» отводилась второстепенная роль и финансирование по остаточному принципу. За годы четвёртой пятилетки производство потребительских товаров даже не достигло довоенного уровня. Тяжёлое положение, сложившееся в сельском хозяйстве в течение всего периода войны и не ликвидированное к её окончанию, также негативно влияло на развитие пищевой и лёгкой промышленности. После окончания войны остро встал вопрос о дальнейшем пути развития сельского хозяйства: сохранить наметившиеся в годы войны тенденции на ослабление контроля государства над ним или отвергнуть их и вернуться к модели 1930 –х гг. Правительство избрало довоенный путь развития, обосновав свой выбор сложной международной обстановкой и плохим урожаем 1946 года. Сельское хозяйство рассматривалось как безграничный источник пополнения продовольственных государственных ресурсов. Установленные низкие цены на продукцию сельского хозяйства способствовали неэквивалентному товарообмену между городом и деревней. Увеличились сборы и налоги с доходов от продаж на свободном рынке. В 1947 году был издан указ об обязательном минимуме трудодней, чтобы заставить крестьян работать. За его невыполнение крестьянам грозила ссылка. Это был период «второго раскулачивания».

Необходимость проведения восстановительных работ вели к резкому увеличению дефицита бюджета и денежной эмиссии. Кроме того, в обращении ходили фальшивые деньги, выпущенные гитлеровцами с целью подрыва денежной системы СССР. Эти последствия войны были ликвидированы в ходе денежной реформы 1947 года. Деньги, находившиеся у населения, обменивались в течение недели на новые из расчёта 10:1. Преимущества имели граждане, хранившие свои деньги в сберегательных кассах. Их вклады обменивались следующим образом: до 3 тыс. руб. не подлежали переоценке и обменивались в соотношении 1:1; от 3до 10 тыс.руб обменивались из расчёта 3:2; свыше 10 тыс.руб.- в соотношении 2:1. Средства государственных предприятий и организаций сохранялись без изменения. Все ранее выпущенные займы объединялись в единый заём. Старые облигации обменивались на новые в соотношении 3:1. При этом доходность по новым бумагам снижалась. Реформа позволила изъять лишнюю денежную массу и ликвидировать дефицит основных товаров народного потребления. Реформа носила конфискационный характер, т.к. сельские жители пострадали, они хранили свои сбережения не в сберегательных кассах, а у себя дома, и граждане, по тем или иным причинам не успевшие в течение недели обменять свои деньги. Государство, как всегда, не выполнила своих обязательств перед гражданами своей страны. Одновременно была отменена карточная система, восстановлена розничная торговля, открыты магазины, рестораны, проведена реформа цен. Государственное снабжение сельской местности по-прежнему оставалось крайне плохим. Были введены единые розничные цены, отменены коммерческие и пайковые цены. Вследствие этого цены на основные виды продуктов повысились. В 1950 году правительство установило официальный курс советского рубля по отношению к иностранной валюте и подкрепило его золотым содержанием (0,222168 г чистого золота). Но официальный курс советского рубля в экономических расчётах не использовался, так как усилилась изоляция СССР от капиталистического мира. Резко сократилась внешняя торговля, не было притока передовых технологий и оборудования.

После смерти И.В.Сталина (1953) перед новым руководителем встали вопросы дальнейшего экономического развития страны, поиска новых ориентиров, методов руководства, которые бы позволили совершенствовать сложившуюся систему хозяйствования. Но действия правительства были не всегда достаточно продуманы, принимались решения, имевшие большие просчёты и ошибки.

Развитие сельского хозяйства. Впервые за многие годы существования советского государства приоритетным направлением его экономической политики стало развитие сельского хозяйства. Вопросы преобразования аграрного сектора, восстановления принципов материальной заинтересованности в сельском хозяйстве были поставлены на сентябрьском (1953) пленуме ЦК КПСС. В соответствии с его решениями к 1960 году почти в 3 раза должны были вырасти закупочные цены на колхозно-совхозную продукцию, что позволило бы обеспечить расширенное воспроизводство в большинстве хозяйств. Одновременно были снижены обязательные поставки продукции животноводства, уменьшен сельскохозяйственный налог, списаны долги колхозов за прошлые годы, увеличены размеры личных подсобных хозяйств колхозников и др. Заметно усилилось финансирование аграрного сектора, укрепилась его материально-техническая база.

В 1954 году началось освоение целинных и залежных земель. Это была ещё одна попытка использовать методы экстенсивного роста сельскохозяйственного производства.

Другим направлением реформирования сельского хозяйства явилась ликвидация МТС, которая началась в 1958 году. Техника передавалась колхозам, которые должны были её выкупать. Эта акция рассматривалась как важнейший этап индустриализации сельского хозяйства. Дальнейшее развитие сельского хозяйства виделось в создании мощных колхозных союзов. Но интеграция колхозного хозяйства требовала крупных инвестиций, которых не было ни у государства, ни у колхозов.

В 1963 году была принята программа химизации земледелия, которая предусматривала высокие темпы производства минеральных удобрений. Эта программа была совершенно нереальной, поскольку химическая промышленность не обладала достаточными мощностями, способными выпускать запланированный объём производства. Несмотря на многочисленные попытки преобразования сельского хозяйства с целью его подъёма и эффективного развития, рост сельскохозяйственной продукции был незначительным. За 1959-1965 гг. объём сельскохозяйственного производства возрос на 10% против 70% по плану.

Развитие промышленности. В развитии промышленности было определено главное направление – повышение технического уровня производства на базе электрификации, комплексной механизации и автоматизации.

Благодаря принятым мерам, которые носили характер государственных мобилизационных программ, удалось добиться высоких результатов в развитии отдельных направлений промышленного производства: в атомной электроэнергетике, освоении космоса, выпуске военной продукции. Активно развивалась химическая промышленность и её новое направление – производство искусственных материалов с заданными свойствами. Радикально изменился топливный баланс страны в сторону производства нефти и добычи газа. Темпы развития промышленности были достаточно высокими. Но негативные тенденции сохранялись – промышленность в целом продолжала развиваться на экстенсивной основе за счёт нового строительства и увеличения вовлекаемых в производство ресурсов. Углублялись структурные диспропорции в её развитии. По-прежнему более высокими темпами развивались отрасли, производящие средства производства. Потребности населения в товарах народного потребления не удовлетворялись. Дефицитной была практически вся продукция, начиная от самой простой (мыло, зубная паста и др.) и заканчивая товарами длительного пользования (телевизоры, холодильники, радиоприёмники и т.д.). Современные отрасли (робототехника, микроэлектроника, компьютерная техника и др.) В СССР были развиты крайне слабо. К середине 1960-х годов научно-техническое отставание СССР от промышленности развитых капиталистических стран усилилось.

Реформирование управления. Перестройка управления, начатая в 1957 году, предусматривала переход от отраслевого к территориальному принципу управления. Были упразднены отраслевые союзные министерства, вместо них появились совнархозы. Были оставлены лишь министерство обороны, иностранных и внутренних дел, а также ведавшие военным производством. Положительные моменты этой перестройки: возросли масштабы производственной специализации и межотраслевой кооперации, более полно и комплексно развивались территории с учётом особенностей местного производства. Но такая система управления отрицательно воздействовала на функционирование крупных отраслей промышленности, тормозила развитие научно-технического прогресса, ослабляла межрегиональные связи, порождала местничество.

Преобразования социальной сферы. В 1950-е – середине 1960-х гг. был разработан комплекс мер, направленных на улучшение условий жизни советских людей и повышение их материального уровня. Только большинство мер было ориентировано на городских жителей.

Были отменены выпуски облигационных займов и принудительная их подписка, но срок выплаты по ранее выпущенным займам переносился на 20 лет. Была повышена минимальная заработная плата. Началось массовое жилищное строительство. За 1955-1960 гг. новоселье справила почти четверть населения страны. Началось кооперативное строительство жилья.

В 1956 году был принят закон о сокращении рабочей недели с 48 до 46 часов. Рабочий день в субботу был сокращён на 2 часа. В этом же году были отменены все виды оплат за школьное и высшее образование. Увеличился оплачиваемый отпуск по беременности и родам с 70 до 112 дней, возросли пособия многодетным семьям, была повышена оплата бюллетеней по временной нетрудоспособности. Был принят и закон о пенсионном обеспечении, что стало важным социальным решением, затрагивающим интересы большинства населения. В 1965 году впервые вводились пенсии по старости для колхозников. Их размер был гораздо ниже, чем у городского населения. Была проведена паспортизация сельского населения, и колхозники получили право свободного передвижения. Был упразднён ГУЛАГ. Но трудности, складывающиеся в экономике, тормозили применение более радикальных мер по совершенствованию социальной сферы и демократизации общественных отношений. Просчёты в экономической политике перекладывались на плечи трудящихся: шло скрытое снижение заработной платы рабочих, сокращались приусадебные участки сельских жителей, вводились ограничения на продажу и заготовку кормов для личных подсобных хозяйств, началась компания против «спекулянтов» на колхозных рынках и т.д. В 1961 году была проведена деноминация денежных знаков. Но покупательная способность выпущенных денег продолжала снижаться, уровень реальных доходов падал.

Недовольства, прокатившиеся по стране, подавлялись карательными органами. Нерешённых проблем в экономике становилось всё больше и больше.

Хозяйственная реформа 1965 г. Негативные явления в виде снижения темпов роста национального дохода в целом и на душу населения, усиления дефицита потребительских товаров, преимущественного использования экстенсивных факторов, снижения фондоотдачи, повышения материалоёмкости, медленного роста производительности труда, отсутствия у производителей материальной заинтересованности в увеличении производства и улучшении качества работы указывали на то, что необходима иная система руководства экономикой, новые методы планирования и оценки эффективности производства. Отставание СССР от передовых стран по уровню технического развития, душевым показателям производства и потребления всё более усиливалось.

С начала 1960-х гг. расширялись поиски новых механизмов хозяйствования в условиях централизованного планирования. Шли научные дискуссии по вопросам политической экономии (о законе стоимости, о назначении прибыли, о соотношении интересов личности и общества и т.д.), т.е. обсуждался вопрос о возрождении товарно-денежных отношений при сохранении надлежащего планового руководства экономикой. Реформа затронула разные сферы экономики, но в большей степени – промышленность. Основные преобразования происходили по трём направлениям:

1.изменение организационной структуры управления народным хозяйством;

2.совершенствование системы планирования;

3.создание системы экономического стимулирования производством.

1.Изменение организационной структуры управления народным хозяйством. В основу была положена идея сочетания отраслевого и территориального принципов управления с целью развития отраслевой специализации, проведения единой научно-технической политики, более эффективного использования ресурсов регионов. Вместо Совнархозов – создавались союзные, союзно-республиканские и республиканские министерства, формировались территориально-производственные комплексы(ТПК). Были распределены полномочия между различными уровнями в области управления и планирования производства, снабжения и сбыта.

Возврат к отраслевому принципу управления привёл к увеличению объёма задач и функций, численности управленческого аппарата, усилению централизации в руководстве народным хозяйством.

2.Совершенствование системы планирования – состояла вусилении роли перспективного планирования, развитии программно-целевых методов, расширении использования ЭВМ для разработки оптимального варианта развития экономики, сокращении числа и изменении перечня директивных показателей планов. Новая система была направлена на устранение регламентации хозяйственной деятельности предприятий, а также на повышение качества работы. Важнейшими показателями оценки деятельности промышленных предприятий стали: объём реализованной продукции, чтобы предприятия уделяли больше внимания качеству продукции; поставки важнейших видов продукции в натуральном выражении, которые должны были обеспечить удовлетворение первоочередных государственных потребностей; размер получаемой прибыли. Для повышения качества продукции, увеличения выпуска более производительных машин и оборудования предусматривались показатели технического уровня и качества продукции, долговечности и надёжности. Изменилась система показателей плана по труду. Главными её показателями стали фонд заработной платы и рост производительности труда. Среди обязательных были также платежи в бюджет, объём централизованных капитальных вложений, ввод в действие производственных мощностей и др.

3.Создание системы экономического стимулирования производства. Предприятиям разрешили создавать за счёт части прибыли предприятия по установленным нормативам фонды экономического стимулирования. Оставляемая часть прибыли предприятия увеличивалась до 42%. По установленным нормативам она направлялась в три основных фонда:

-фонд материального поощрения – для премирования работников, оказания единовременной помощи;

-фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства – для строительства и ремонта жилых домов и культурно-бытовых учреждений, улучшения бытового обслуживания работников предприятия;

-фонд развития производства - для финансирования капитальных вложений на внедрение новой техники, механизацию и автоматизацию производства, модернизацию оборудования, освоение новых видов продукции. Кроме этого, предприятия могли самостоятельно заключать договоры между собой, устанавливать показатели и условия премирования, распоряжаться амортизационными отчислениями и т.д. Таким образом, предприятия должны были работать на принципах самоокупаемости, материальной ответственности за результаты своей работы, т.е. на условиях хозяйственного расчёта.

В управлении сельским хозяйством также предусматривались некоторые изменения:

-по важнейшим видам сельскохозяйственной продукции устанавливался твёрдый план заготовок на несколько лет, а по некоторым видам (зерно) – даже сокращался;

-перевыполнение плана поощрялось. Сверхплановые закупки производились по повышенным ценам, с надбавкой до 50%. Идея государственного «плана-заказа» давала возможность хозяйствам самостоятельно составлять производственный план. В колхозах предусматривалось введение гарантированной заработной платы, установление подоходного налога только с чистого дохода, увеличение приусадебных участков колхозников.

В совхозах предполагался полный хозрасчёт. Значительно увеличилось финансирование аграрного сектора.

Итоги реформы 1965 г. В первые годы реформы были достигнуты ощутимые результаты. Прирост национального дохода составил 41% (против 37%), продукции промышленности –50%, сельского хозяйства – 21%, производительности общественного труда – 37%. Всё это выразилось в росте реальных доходов населения на 33%.

Эффект от реформы оказался ниже ожидаемого, а в конце 1960 – х гг. её позитивный потенциал стал исчерпываться, т.к. реформа содержала ряд противоречий и недостатков – несоответствие положений реформы интересам предприятий (планирование от достигнутого уровня), недостаточная комплексность и непоследовательность в выполнении принимаемых решений, закрепление затратного принципа ценообразования. Реальное осуществление реформы резко отличалось от разработанной ранее концепции и её конечных целей. Отказ от радикальных преобразований вёл к кризису в экономике, который стал очевиден уже в середине 1970-х гг. Только мировой энергетический кризис в 1973 году отодвинул его на несколько лет. Роста народнохозяйственной эффективности не происходило. Наблюдалось снижение фондоотдачи, медленно росла производительность труда, усиливался всеобщий дефицит. В 1977 году была введена талонно-распределительная система на некоторые виды продуктов питания, распространялась внутренняя распродажа товаров на предприятиях. Дальнейшее реформирование носило пропагандистско-косметический характер.

В начале 1980-х гг. падение темпов производства стало критическим. В промышленности они составляли 3,5%, в сельском хозяйстве –1,4%. Таким образом, темпы экономического развития упали до уровня простого воспроизводства.

Экономические преобразования в период 1985-1991 гг. Поиск путей перехода к новым экономическим отношениям начался во второй половине 1980-х гг. Была провозглашена концепция ускорения. Идея новой экономической политики состояла в ускорении темпов и интенсификации общественного производства посредством научно-технического прогресса, структурной перестройки, формирования эффективной системы управления, организации и стимулирования труда. Курс на ускорение предусматривал ежегодный прирост национального дохода не менее чем на 4%. Для этого следовало увеличить добычу топлива и сырья за пятилетие на 15%, размер инвестиций – до 40%, дополнительно привлечь в производство 2 млн. человек. Такими ресурсами страна не располагала. Нужна была реорганизация всего существующего хозяйственного механизма. Борьба с алкоголизмом, как одно из направлений совершенствования социалистической системы, имела серьёзные социально-экономические последствия, т.к. привела к разрушению целых отраслей аграрного комплекса, резкому уменьшению доходной части бюджета, увеличению потребления наркотиков.

К середине 1987 г. была принята программа коренной перестройки управления экономикой. Она предусматривала социальную переориентацию экономики, структурные преобразования, реформу ценообразования, перестройку финансово-кредитной системы. Радикальные перемены начались с принятия новых законов, которые позволяли сочетать действующую плановую систему с совершенствованием хозяйственного механизма на базе расширения самостоятельности предприятий, развития частной инициативы и негосударственных форм собственности. Это были законы: о государственном предприятии, о совместных предприятиях, о кооперативах, об аренде и др. Их реализация означала разгосударствление – движение к регулируемой рыночной экономике.

Закон о государственном предприятии (1987) провозглашал принцип полного хозяйственного расчёта. Но новые идеи не получили последовательной реализации.

Реальный эффект дал Закон о кооперации в СССР 1987 г. Кооперативы быстро стали проникать вовсе сферы производства и услуг, становясь конкурентами государственному сектору.

Закон об арендных отношениях(1989) позволял трудовым коллективам брать в аренду свои предприятия с последующим их выкупом за символическую цену. Сдача в аренду небольших предприятий имела хорошие результаты: росли объёмы и эффективность производства. Но этот процесс был прерван прямым вмешательством государства в распределение доходов арендаторов.

Новые законы о крестьянском(фермерском) хозяйстве, о земельной реформе были нацелены на значительные преобразования в аграрном секторе. Но реформы требовали реальной помощи со стороны государства, которую государство предоставить не могла.

Нерешительность и непоследовательность руководства в своих действиях, сопротивление консервативных кругов, отказ от предлагаемых программ перехода к регулируемой рыночной экономике ввергли экономику СССР в конце 1980-х гг. в состояние глубокого экономического кризиса. Попытка его преодоления с помощью денежной реформы только усилила панику среди населения.

Реформирование экономики в период 1992-2000 гг. Начался этап радикальных экономических реформ.

Либерализация цен. Первоначально были освобождены 80% оптовых и 90% розничных цен. Исключение составляли товары первой необходимости, а также особо важные материальные и энергетические ресурсы. Спустя некоторое время был окончательно снят контроль над ценами, внешнеторговыми операциями и обменным курсом. Упразднена система централизованного распределения ресурсов. Либерализация цен вызвала семикратное их увеличение в течение первых пяти месяцев. Либерализация цен не привела к рыночному равновесию. Начался хаотический неравномерный рост цен, ускорявший инфляцию За 1992 год цены возросли в 26 раз, за 1993 г.- в 9,4 раза, за 1994 г.- в 3,2 раза. В последующие годы (до 1998 г.)цены увеличивались более умеренно. Для преодоления инфляции и обеспечения финансовой стабильности в 1993 году были предприняты меры:

-сокращение масштабов кредитования с целью сокращения денежной массы;

-прекращение субсидирование экспорта государств – членов СНГ;

-ликвидация единого постсоветского пространства.

Либерализация внешнеэкономической деятельности. С 1992 года право внешнеэкономической деятельности получили все предприятия и организации, способные к её осуществлению. Централизованное распределение валюты отменялось, контроль над импортом был снят. В 1992 году сложился механизм конвертируемости рубля. Либерализация внешнеэкономической деятельности сделала возможным иностранные инвестиции в экономику России. Только нестабильность политической ситуации в стране, несовершенство нормативно-правовой базы сдерживало приток инвестиций в реальный сектор экономики.

Преобразование отношений собственности. Закон о собственности в РСФСР (декабрь 1990 г.) законодательно закрепил частную собственность. До середины 1980-хгг. Государственному сектору принадлежало 88% основных производственных фондов, колхозам и кооперативам-11%, частному сектору-1,1%. Государственная приватизационная политика началась с 1992 года. Приватизация проводилась в два этапа. Первый этап(1992-1994) – бесплатная приватизация. Каждый гражданин получал приватизационный чек на сумму 10 тыс.рублей, который можно было продать, обменять на акции подлежащих приватизации предприятий. Второй этап (с1995 г.) – платная приватизация. Продавалась недвижимость и государственные пакеты акций. Средства должны были направляться на увеличение инвестиций в приватизированные предприятия и пополнение бюджета страны. Приватизация проводилась без соблюдения необходимых условий, связанных с развитием фондового рынка, реальной оценкой приватизируемых объектов.

Преобразование бюджетно-налоговой системы. К концу 1980-х гг. бюджетная политика перестала быть эффективной, возросли внутренний и внешний долги, увеличился дефицит бюджета. Система налогообложения начала формироваться в период либерализации экономики. Были установлены новые налоги: НДС, налог на имущество, подоходный налог с прогрессивной шкалой и др. Значительная часть прав и ответственности были переданы из центра на места.

К концу 1990 –х гг. в РФ сформировались новые формы и типы хозяйствования, возродилась частная собственность, сформировалась рыночная инфраструктура. Этот процесс сопровождался снижением производства и эффективности использования ресурсов, сокращением занятости, снижением качества жизни большинства населения. Финансовое оздоровление было прервано финансовым кризисом 1998 года.

Современная экономика России характеризуется ростом промышленности и ВВП, профицитом бюджета, наличием стабилизационного фонда для смягчения действий неблагоприятных факторов, увеличением золотовалютных резервов.

В настоящее время стоит задача создания условий для нового качественного роста экономики России, преодоления нефтегазовой зависимости, максимальной реализации человеческого потенциала.

Контрольные вопросы:

1.Каково было состояние промышленности в начальный период войны.

2.Каким образом удалось приостановить падение промышленного производства в годы Великой Отечественной войны и начать его восстановление.

3.Особенности конверсии военного производства, проведенного после войны.

4.Какие отрасли экономики получили приоритетное развитие после войны (1946-1950).

5. С какой целью проводилась денежная реформа 1947 года.

6.Мероприятия, направленные на ускорение развития сельского хозяйства в 1950-1960 –е гг.

7.Итоги развития сельского хозяйства и промышленности за семилетку (1959-1965).

8.Что предлагалось для реформирования системы управления в 1957 году.

9.Какие преобразования происходили в социальной сфере.

10.Чем была вызвана деноминация и как она повлияла на уровень жизни населения.

11.Причины проведения реформы 1965 года.

12.Основная идея реформы 1965 года.

13.Основные направления осуществления реформы.

14.Какие основные директивные показатели устанавливались для предприятий.

15.По каким направлениям осуществлялась реформа в сельском хозяйстве.

16.Каковы противоречия и недостатки реформы.

17.Какие причины побудили советское правительство начать перестройку.

18.Какие законы положили начало разгосударствлению экономики.

19.Что следует понимать под разгосударствлением и приватизацией.

20.Какие негативные тенденции в экономике стали проявляться в 1989-1990 гг.

21.Чем была вызвана либерализация цен и как она происходила.

22.Как проходила приватизация на первом этапе.

23.Особенности приватизации на втором этапе.

24.Какие изменения произошли во внешнеэкономической деятельности.

25.Позитивные тенденции российской экономики на современном этапе.

26.Основные задачи экономики Росси на рубеже ХХ-ХХ1 вв.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.407 с.