Классификация методов обучения грамоте. Основные черты современного метода обучения грамоте. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Классификация методов обучения грамоте. Основные черты современного метода обучения грамоте.

2017-11-17 902
Классификация методов обучения грамоте. Основные черты современного метода обучения грамоте. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Приложение. Комплект заданий.

 

 


 

Пояснительная записка

 

Комплексный экзамен по русскому языку и методике преподавания русского языка проводится с целью определения соответствия уровня наученности требованиям ГОССПО по обозначенным смежным дисциплинам и включает материал, изученный в течение учебного года.

Форма экзамена традиционная. Студентам предлагается 26 билетов, включающих 2 задания: 1-ое задание предполагает ответ на теоретический вопрос или по русскому языку, или по методике преподавания русского языка, 2-ое задание практическое двух видов, а именно: решение методической задачи или выполнение 4 видов лингвистического анализа (Орфографический анализ, фонетический разбор слова, фонемный анализ 4 слов, грамматический разбор слова как части речи

Проверяются требования:

Знать:

· признаки функциональных стилей речи;

· основные единицы фонетики;

· правила деления слова на слоги по теории сонорности;

· важнейшие орфоэпические правила русского языка;

· основные сведения о происхождении и развитии русского алфавита;

· основной принцип русской графики;

· морфологический принцип написания слов как ведущий в русской орфографии, а также другие принципы написания

· основные лексические единицы: слово и фразеологизм;

· понятия «лексическое значение» и «грамматическое значение слова».Типы лексических значений;

· типы омонимов, синонимов, антонимов;

· основные признаки заимствованных слов;

· разновидности лексических единиц пассивного состава;

· основные единицы морфемики;

· морфологические и неморфологические способы словообразования

уметь:

· правильно вычленять звуки речи в звучащем слове;

· производить фонетический анализ слова;

· устанавливать позиционные чередования гласных и согласных звуков;

· выполнять фонетическую транскрипцию;

· классифицировать буквы русского алфавита на однозначные и двузначные, не смешивать понятия буква и звук;

· квалифицировать способы обозначения твёрдости и мягкости согласных, способы обозначения йота на письме, осуществлять графический анализ слова;

· видеть орфограммы, дифференцировать их;

· выполнять лексический анализ слова;

· выполнять морфемный и словообразовательный анали

Теоретические вопросы по русскому языку

1.Стилистика.Язык и речь. Характеристика типов речи. Характеристика стилей речи.

2. Фонетика как раздел лингвистики. Основные фонетические единицы. Понятие о фонеме. Слог. Особенности русского ударения. Классификация гласных звуков. Классификация согласных звуков.

3. Орфоэпия как наука. Основные орфоэпические правила в области гласных и согласных.

4. Графика. Русская графика. Происхождение и состав русского алфавита. Буквы и звуки. Основной принцип русской графики.Способы обозначения на письме твёрдости-мягкости согласных. Обозначение йота на письме.

5.Орфография как раздел лингвистики. Понятие об орфограмме. Морфологический принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания.

6.Лексикология как раздел лингвистики. Словарный состав языка и словарный запас человека. Слово как основная номинативная единица языка. Пути пополнения словарного состава языка (полисемия, заимствование, словообразование по языковым моделям). Системность лексики. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Типы фразеологических единиц.

7.Морфемный состав слова. Виды морфем.

8.Основные способы словообразования в русском языке. Морфемный и словообразовательный анализы как одна из основ грамотного письма.

9. Имя существительное как часть речи. Категория рода, числа.

10.Категория падежа имени существительного. Склонение.

11. Имя прилагательное как часть речи.

12. Имя числительное как часть речи.

13. Местоимение как часть речи.

 

Вопросы к экзамену по методике преподавания русского языка

1. Классификация методов обучения грамоте. Основные черты современного метода обучения грамоте.

2. Организация и содержание работы в подготовительный период обучения грамоте.

3. Организация и содержание работы в основной период обучения грамоте.

4. Развитие речи учащихся в период обучения грамоте.

5. Методика первоначального обучения письму.

6. Литературное чтение в начальных классах. Принципы обучения. Содержание, методы и приёмы обучения.

7. Методика работы над рассказом, сказкой, басней.

8. Методика работы над лирическим стихотворением.

9. Методические основы работы над идеей произведения.

10.Творческие работы учащихся по следам прочитанного произведения.

11.Характеристика навыка полноценного чтения. Приёмы работы над

правильностью, беглостью, осознанностью, выразительностью чтения.

12.Словарная работа на уроках чтения, принципы отбора слов, приёмы

толкования слов.

13.Методика внеклассного чтения. Три этапа работы. Отличие от классного

чтения.

 

 

Методические задачи

 

1. В 1-2 букварях выделите страницы и отдельные элементы, предназначенные: а) для знакомства с первыми лингвистическими понятиями; б) для изучения звуковой системы русского языка и формирования фонетических умений; в) для освоения букв и норм русской графики; г) для формирования первоначального умения читать и для более прочного его становления.

2. Выделяется два основных типа уроков обучения грамоте – знакомство с буквой и закрепление. Урок знакомства, в отличие от урока закрепления, имеет довольно жесткую структуру, которая чаще всего включает: звуковой анализ слов и сопоставительную характеристику звуков; знакомство с новой буквой. Объясните, как эта структура урока вытекает из основного метода обучения грамоте.

3. Перед Вами варианты вопросов, заданных детям. Кто из учителей сформулировал вопрос лингвистически более корректно? Аргументируйте.

А) Прочитайте слово ловила и найдите в нём слог с мягким согласным. Почему этот звук мягкий? Б) Как вы при чтении узнали, что согласный в слоге – ви – нужно произнести мягко? В) Как вы узнали, что буква В читается как [ в’], а не [в’]? Г) Как вы узнали, что буква В мягкая? Д) Как вы узнали, что буква В читается мягко? Е) Какой звук скомандовал букве В читаться мягко?

4. При обучении позиционному принципу письма целесообразна следующая последовательность приёмов: а) запись слогов после звукового анализа и составления звуковой схемы слога, б) запись слогов без схемы, в) запись под шепотное самокомментирование, г) запись слогов под самодиктовку.

Объясните методический смысл каждого из приёмов. На примере 2-3 прямых слогов с твердым и мягким согласными звуками покажите образец правильного действия первоклассников.

4. Сравните два варианта подготовки детей к восприятию стихотворения А.А. Блока «Зайчик». Какой из них неверный? Ответ обоснуйте. (Сборник методических задач с.95,№3.7)

5. Определите достоинства и недостатки фрагментов уроков чтения по подготовке к восприятию художественных произведений. (Сборник методических задач с.95, №3.8).

6. Проанализируйте вариант подготовки к восприятию произведения Е.И.Чарушина «Страшный рассказ»:

- В густом лесу под ёлками,

Осыпанный листвой

Лежит клубок с иголками

Колючий и живой. Кто это? (Еж)

 

По каким признакам вы узнали, что это ёж? Кто видел ежа? Где? Чем питается ёж? (Рассматривается изображение ежа.) Сегодня мы будем читать рассказ Е.Чарушина про ежа. Почему таким образом нельзя проводить подготовку к восприятию данного рассказа?

 

7. В чем различие вариантов подготовки к восприятию рассказа А.П.Чехова «Ванька»? (Сборник методических задач с.97, №3.14.)

8. Выберите лучший, на Ваш взгляд, вариант беседы по содержанию басни И.А.Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Выбор обоснуйте.

1) –Что однажды задумали сделать Лебедь, Щука и Рак?

–Как они старались выполнить работу?

–Получилась ли их затея?

–Как вы думаете, почему воз не сдвинулся с места?

 

2) -Почему же Лебедь Щука и Рак не свезли воз?

-А в жизни так бывало, когда у товарищей дело «не шло на лад»?

- Чему же учит эта басня?

 

9.К вам обратились за помощью. Подберите группу упражнений для исправления названных дефектов навыка чтения.

а) у первоклассника буквенный способ чтения; б) у второклассницы слоговое «рубленное» чтение, при котором она не соблюдает орфоэпических норм.

 

10. Играя в «цепочку слов» (последний звук предыдущего слова является первым – следующего), ученики составили такую цепочку: мост – телефон – носорог – гости – ирис – сад – дома – огурец – цирк – кино. Найдите ошибки, объясните причины их появления. Как вы их исправите?

 

11. В. Панов отмечает: «Прочесть букву – значит произнести звук, который буква обозначает. Звук – произносится, а буква читается». С учетом этого замечания оцените лингвистическую точность следующих учительских формулировок.

 

1.Сегодня мы будем читать слова со звуками [д’], [д].

2. Прочитайте слова, в которых есть звук «я».

3.Я буду называть слова, а если вы услышите букву «р» - поднимите руку.

4. Ударная гласная буква А в слове «каша».

 

 

12. На одном из уроков в «Школе клоунов» Э.Успенского произошел такой диалог:

- Как в зоопарке кричат тигры?

-[р-р-р-р], ответили клоуны.

- Правильно. А какие слова начинаются с этого «тигриного звука»?

- ружьё,расчёска, редиска, ремень –придумали клоуны

Используя этот диалог, создайте упражнения для первоклассников.

 

13.Проводя анализ слова ЛОСИ, учитель спросил: «Почему звук [с] мягкий?» Ученик ответил: «Потому что дальше идёт звук «и». Оцените диалог. Докажите, что неправомерный вопрос повлёк за собой неправильный ответ.

 

 

Критерии оценки теоретического задания

«5» - изложение полученных знаний полное, в соответствии с требованиями учебной программы; выделение существенных признаков изученного с помощью операций анализа и синтеза; выявление существенных признаков причинно-следственных связей, формулировка выводов и обобщений; самостоятельное применение знаний, выполнение заданий как воспроизводящего, так и творческого характера;

«4» - изложение полученных знаний полное, в соответствии с требованиями учебной программы; допускаются отдельные незначительные ошибки; при выделении существенных признаков также допускаются отдельные незначительные ошибки; в практической самостоятельной деятельности возможна небольшая помощь преподавателя;

«3» - изложение полученных знаний неполное, однако это не препятствует освоению последующего программного материала; допускаются отдельные существенные ошибки, исправляемые с помощью преподавателя; имеются затруднения при выявлении существенных признаков изученного и формулировки выводов;

«2» - изложение учебного материала неполное, бессистемное; имеются существенные ошибки, которые студент не в состоянии исправить даже с помощью преподавателя; неумение производит простейшие операции синтеза и анализа, делать обобщения и выводы;

«1» - полное незнаний и непонимание учебного материала или отказ отвечать.

Образец практического задания по русскому языку.

Практическое задание

Волчиха остановилась и положила свою ношу на снег, что­бы отдохнуть2 и начать есть, и вдруг отскочила с отвращением4. Это был не ягненок, а щенок, черный, с большой головой и на высоких3 ногах, крупной породы, с таким же белым пятном во весь лоб, как у Арапки. Судя по манерам, это был невежа, простой дворняжка1. Он облизал свою помятую, раненую спину и как ни в чем не бывало замахал хвостом и залаял на вол­чицу. Она зарычала, как собака, и побежала от него. (Ч.)

1.Спишите, расставьте знаки препинания

2.Произведите фонетический и орфографический анализ слова под цифрой 1.

3.Произведите морфемный и словообразовательный анализы слова под цифрой 2.

4. Произведите морфологический анализ слов под цифрой 3.

Критерии оценки практического задания: за каждое правильно выполненное задание ставится 3 балла. За грубые ошибки баллы «минусуются».

Несколько недочетов(3) приравниваются к одной ошибке (баллу).

«5» - 12 баллов

«4» - 11-10 баллов

«3» - 9- 8 баллов

«2» - 7 баллов и меньше

На основании отметок, полученных на каждом этапе, комиссия определяет средний балл, который и будет итоговой отметкой за комплексный экзамен.

 

 

Билет 1

 

Билет 2

 

1. Организация и содержание работы в подготовительный период обучения грамоте.

2. Практическое задание

Я поглядел кругом торжественно3 и царственно стояла ночь сырую свежесть позднего вечера сменила полуночная сухая теплынь2 и еще долго было ей3 лежать мягким пологом на заснув­ших полях; еще много времени оставалось до первого лепета до первых шорохов1 и шелестов утра до первых росинок зари (Т.).

1.Спишите, расставьте знаки препинания

2.Произведите фонетический и орфографический анализ слова под цифрой 1.

3.Произведите морфемный и словообразовательный анализы слова под цифрой 2.

4. Произведите морфологический анализ слов под цифрой 3.

Билет 3

1. Организация и содержание работы в основной период обучения грамоте.

2. Практическое задание

Когда волчата крепко уснули волчиха опять отправилась на охоту. Как и в прошлую ночь она тревожилась3 малейшего шума и ее пугали пни дрова темные3 одиноко стоящие кусты можжевельника издали похожие на людей. Она бежала в стороне от дороги по насту. Вдруг далеко впереди1 на дороге замелька­ло2 что-то темное (Ч.)

1.Спишите, расставьте знаки препинания

2.Произведите фонетический и орфографический анализ слова под цифрой 1.

3.Произведите морфемный и словообразовательный анализы слова под цифрой 2.

4. Произведите морфологический анализ слов под цифрой 3.

 

Билет 4

Билет 5

Литературное чтение в начальных классах. Принципы обучения. Содержание, методы и приёмы обучения.

2. Практическое задание

Я долго любовался изменявшейся картиной северного неба которое сейчас после солнечного1 заката силь­но потемнело и только мало-помалу «отошло»2 и приняло велико­лепный3 голубой цвет. Полярная звезда Большая Медведица3 го­рели лихорадочным светом Млечный Путь теплился матовым фосфорическим блеском (М.-С.).

1.Спишите, расставьте знаки препинания

2.Произведите фонетический и орфографический анализ слова под цифрой 1.

3.Произведите морфемный и словообразовательный анализы слова под цифрой 2.

4. Произведите морфологический анализ слов под цифрой 3.

Билет 7

Билет 12

Методическая задача

В 1-2 букварях выделите страницы и отдельные элементы, предназначенные: а) для знакомства с первыми лингвистическими понятиями; б) для изучения звуковой системы русского языка и формирования фонетических умений; в) для освоения букв и норм русской графики; г) для формирования первоначального умения читать и для более прочного его становления.

 

Билет15

Методическая задача

Выделяется два основных типа уроков обучения грамоте – знакомство с буквой и закрепление. Урок знакомства, в отличие от урока закрепления, имеет довольно жесткую структуру, которая чаще всего включает: звуковой анализ слов и сопоставительную характеристику звуков; знакомство с новой буквой. Объясните, как эта структура урока вытекает из основного метода обучения грамоте.

Билет16

Методическая задача

Перед Вами варианты вопросов, заданных детям. Кто из учителей сформулировал вопрос лингвистически более корректно? Аргументируйте.

А) Прочитайте слово ловила и найдите в нём слог с мягким согласным. Почему этот звук мягкий? Б) Как вы при чтении узнали, что согласный в слоге – ви – нужно произнести мягко? В) Как вы узнали, что буква В читается как [ в’], а не [в’]? Г) Как вы узнали, что буква В мягкая? Д) Как вы узнали, что буква В читается мягко? Е) Какой звук скомандовал букве В читаться мягко?

 

Билет17

Графика. Русская графика. Происхождение и состав русского алфавита. Буквы и звуки. Основной принцип русской графики. Способы обозначения на письме твёрдости-мягкости согласных. Обозначение йота на письме.

Методическая задача

При обучении позиционному принципу письма целесообразна следующая последовательность приёмов: а) запись слогов после звукового анализа и составления звуковой схемы слога, б) запись слогов без схемы, в) запись под шепотное самокомментирование, г) запись слогов под самодиктовку.

Объясните методический смысл каждого из приёмов. На примере 2-3 прямых слогов с твердым и мягким согласными звуками покажите образец правильного действия первоклассников.

 

Билет18

Методическая задача

В. Панов отмечает: «Прочесть букву – значит произнести звук, который буква обозначает. Звук – произносится, а буква читается». С учетом этого замечания оцените лингвистическую точность следующих учительских формулировок.

1.Сегодня мы будем читать слова со звуками [д’], [д].

2. Прочитайте слова, в которых есть звук «я».

3.Я буду называть слова, а если вы услышите букву «р» - поднимите руку.

4. Ударная гласная буква А в слове «каша».

 

 

Билет19

Методическая задача

На одном из уроков в «Школе клоунов» Э.Успенского произошел такой диалог:

- Как в зоопарке кричат тигры?

-[р-р-р-р], ответили клоуны.

- Правильно. А какие слова начинаются с этого «тигриного звука»?

- ружьё,расчёска, редиска, ремень –придумали клоуны

Используя этот диалог, создайте упражнения для первоклассников

 

 

Билет20

Методическая задача

Играя в «цепочку слов» (последний звук предыдущего слова является первым – следующего), ученики составили такую цепочку: мост – телефон – носорог – гости – ирис – сад – дома – огурец – цирк – кино. Найдите ошибки, объясните причины их появления. Как вы их исправите?

 

 

Билет21

Методическая задача

Сравните два варианта подготовки детей к восприятию стихотворения А.А. Блока «Зайчик». Какой из них неверный? Ответ обоснуйте. (Сборник методических задач с.95,№3.7)

 

Билет22

Методическая задача

Определите достоинства и недостатки фрагментов уроков чтения по подготовке к восприятию художественных произведений. (Сборник методических задач с.95, №3.8).

 

 

Билет23

Методическая задача

Проанализируйте вариант подготовки к восприятию произведения Е.И.Чарушина «Страшный рассказ»:

- В густом лесу под ёлками,

Осыпанный листвой

Лежит клубок с иголками

Колючий и живой. Кто это? (Еж)

 

По каким признакам вы узнали, что это ёж? Кто видел ежа? Где? Чем питается ёж? (Рассматривается изображение ежа.) Сегодня мы будем читать рассказ Е.Чарушина про ежа. Почему таким образом нельзя проводить подготовку к восприятию данного рассказа?

 

 

Билет24

Методическая задача

К вам обратились за помощью. Подберите группу упражнений для исправления названных дефектов навыка чтения.

а) у первоклассника буквенный способ чтения; б) у второклассницы слоговое «рубленное» чтение, при котором она не соблюдает орфоэпических норм.

 

Билет25

Методическая задача

Играя в «цепочку слов» (последний звук предыдущего слова является первым – следующего), ученики составили такую цепочку: мост – телефон – носорог – гости – ирис – сад – дома – огурец – цирк – кино. Найдите ошибки, объясните причины их появления. Как вы их исправите?

 

Билет26

1. Местоимение как часть речи.

Методическая задача

В чем различие вариантов подготовки к восприятию рассказа А.П.Чехова «Ванька»? (Сборник методических задач с.97, №3.14.)

 

Билет27

Наречие как часть речи.

Методическая задача

В чем различие вариантов подготовки к восприятию рассказа А.П.Чехова «Ванька»? (Сборник методических задач с.97, №3.14.)

 

Билет28

Служебные части речи.

Методическая задача

Проанализируйте вариант подготовки к восприятию произведения Е.И.Чарушина «Страшный рассказ»:

- В густом лесу под ёлками,

Осыпанный листвой

Лежит клубок с иголками

Колючий и живой. Кто это? (Еж)

 

По каким признакам вы узнали, что это ёж? Кто видел ежа? Где? Чем питается ёж? (Рассматривается изображение ежа.) Сегодня мы будем читать рассказ Е.Чарушина про ежа. Почему таким образом нельзя проводить подготовку к восприятию данного рассказа?

 

 

Билет14 Практическое задание

Я любил бродить2 по этим нивам, полям и лугам. Чувству­ешь, как оживляют4 эти солнечные лучи, это дыхание матери-земли, эта кипучая жизнь, разлитая в воздухе, на земле и в зем­ле. Каждая былинка вытягивалась из последних сил, чтобы рань­ше других втянуть1 в себя первую капельку дождя, солнечную теплоту, ночную росу. А в этой густой зеленой траве, которая издали казалась бархатным3 ковром,— какая кипучая жизнь со­вершалась в ней! (М.-С.)

 

1. Определите тип и стиль речи текста.

2. Произведите фонетический анализ слова под цифрой 1.

3. Произведите графический анализ слова под цифрой 2.

4. Произведите лексический анализ слова под цифрой 3.

5. произведите морфемный и словообразовательный анализы слова под цифрой 4.

 

Билет 15 Практическое задание

«Никто не забыт, ничто не забыто». В канун Дня Победы люди отдают дань глубочайшего уважения тем, кто вы­нес на своих плечах великую тяжесть2 войны, кто выковал меч Победы для армии-освободительницы.

Праздник1 наш поистине интернационален. Во многих странах, в тысячах городов происходят торжественные4 церемонии3, возла­гаются цветы к памятникам павших советских воинов.

Они принесли мир народам, надежду на их светлое будущее. (Из газ.)

1. Определите тип и стиль речи текста.

2. Произведите фонетический анализ слова под цифрой 1.

3. Произведите графический анализ слова под цифрой 2.

4. Произведите лексический анализ слова под цифрой 3.

5. произведите морфемный и словообразовательный анализы слова под цифрой 4.

Билет16 Практическое задание

За рекой Каменкой, на низком, отлогом берегу, приткну­лась2 маленькая деревушка, точно она сейчас вылезла из воды своими двумя десятками избушек и теперь сушилась на солнеч­ном пригреве. Гавань устроена, вероятно, из островка1 или пес­чаной косы, которая образовалась в самом устье Каменки; ниж­няя часть этой косы3 была соединена с крутым берегом, на кото­ром раскинулась4 пристань широкой плотиной. (М-С.)

1. Определите тип и стиль речи текста.

2. Произведите фонетический анализ слова под цифрой 1.

3. Произведите графический анализ слова под цифрой 2.

4. Произведите лексический анализ слова под цифрой 3.

5. произведите морфемный и словообразовательный анализы слова под цифрой 4.

Билет 17 Практическое задание

И любой камень, и каждая травка1, и маленький2 горный ключик, и каждое дерево - все красиво по-своему. Какими кра­сивыми лишайниками точно обтянуты камни в горах! А мхи, папоротники, цветы - что может быть красивее? Перемены3 пого­ды по временам года нехороши только в селении, а в лесу все и хорошо, и красиво, и полезно. И дождь, и снег, и ветер, и хо­лод, все работает свою указанную работу. Осенние4 ночи и осен­ние ливни нехороши только в селениях, а в лесу и в них есть своя прелесть и своя глубокая поэзия. (М.-С.)

1. Определите тип и стиль речи текста.

2. Произведите фонетический анализ слова под цифрой 1.

3. Произведите графический анализ слова под цифрой 2.

4. Произведите лексический анализ слова под цифрой 3.

5. произведите морфемный и словообразовательный анализы слова под цифрой 4.

 

Билет18 Практическое задание

Извилистая горная тропинка шла3 зеленым коридором в гуще березняков4 и осинников. Особенно хороши были последние с своими матово-серыми стволами и трепещущей листвой2, с кото­рой точно сыпалась солнечная пыль. По густой, сочной, зеленой траве так красиво бродят жирные солнечные расплывающиеся пятна. Пахнет горьковатым ароматом осиновых губок, обдает каким-то влажным теплом; где-то немолчно долбит пестрый дятел, неистово вскрикивает черная ронжа, мелькает шустрая1 белка. По-моему, нет красивее леса, как сплошной старый осинник. По крайней мере, мне не случалось видеть ничего красивее. (М.-С.)

 

1. Определите тип и стиль речи текста.

2. Произведите фонетический анализ слова под цифрой 1.

3. Произведите графический анализ слова под цифрой 2.

4. Произведите лексический анализ слова под цифрой 3.

5. произведите морфемный и словообразовательный анализы слова под цифрой 4.

Билет19 Практическое задание

В то утро мы впервые1 увидели осенние краски. Еще вчера - я это точно запомнил - береза напротив стояла совершенно зеленой, а теперь одна из ее средних ветвей сделалась желтой. Я даже не сразу понял, как изменился лес вокруг нас: за одну только ночь он сделался светлее, просторнее. Украдкой под пологом ночи колдовала здесь осень. (Из газ.)

Июльский4 сумеречно-теплый лес неторопливо готовился отойти ко сну. Одна по-за одной смолкали непоседливые3 лесные птицы, замирали набухающие темнотой2 елки. (Бел.)

1. Определите тип и стиль речи текста.

2. Произведите фонетический анализ слова под цифрой 1.

3. Произведите графический анализ слова под цифрой 2.

4. Произведите лексический анализ слова под цифрой 3.

5. произведите морфемный и словообразовательный анализы слова под цифрой 4.

Билет20 Практическое задание

Милые зеленые2 горы!.. Когда мне делается грустно1, я уношусь мыслью в родные зеленые горы3, мне начинает казаться, что и небо там выше и яснее, и люди такие добрые, и сам я делаюсь лучше. Да, я опять хожу по этим горам, поднимаюсь на каменистые4 кручи, спускаюсь в глубокие лога, подолгу сижу.

1. Определите тип и стиль речи текста.

2. Произведите фонетический анализ слова под цифрой 1.

3. Произведите графический анализ слова под цифрой 2.

4. Произведите лексический анализ слова под цифрой 3.

5. произведите морфемный и словообразовательный анализы слова под цифрой 4.

 

 

Билет21 Практическое задание

Специалисты были уверены, что кристаллические породы3 будут поддаваться проходке при 500 оборотах1 бура в минуту. Но так было только до глубины восемь километров. Дальше пришлось3 искать другие варианты, потому что пошли зоны, осложненные тектоническими сдвигами... И вновь помогли4 ученые и конструкторы. Создан новый, более прочный бурильный инстру­мент, специальные турбинные двигатели с низким числом обо­ротов. Это позволяет теперь одним долотом проходить в четыре-пять раз большую толщу, чем старым инструментом. (Из газ.)

1. Определите тип и стиль речи текста.

2. Произведите фонетический анализ слова под цифрой 1.

3. Произведите графический анализ слова под цифрой 2.

4. Произведите лексический анализ слова под цифрой 3.

5. произведите морфемный и словообразовательный анализы слова под цифрой 4.

 

Билет 22 Практическое задание

1. Сейчас Сарез в девять раз глубже Аральского моря. В озере накопилось4 более 17 кубических километров чистейшей пресной воды. Для Средней Азии, где вода порой на вес золота, такое мо­ре (лежащее на высоте 3130 метров) - бесценное сокровище3. (Из газ.)

2. Выяснено, что в течение года уровень1 воды в озере колеблет­ся метров на пять-семь.

Река просачивается сквозь огромную каменную толщу завала несколькими мощными родниками2. Прорыв плотины, как по­казывают многолетние наблюдения, невозможен: завал «трясли» тысячи землетрясений самой различной силы. (Из газ.)

1. Определите тип и стиль речи текста.

2. Произведите фонетический анализ слова под цифрой 1.

3. Произведите графический анализ слова под цифрой 2.

4. Произведите лексический анализ слова под цифрой 3.

5. произведите морфемный и словообразовательный анализы слова под цифрой 4.

 

 

Билет23 Практическое задание

Может быть, все то, что приходит в ум и сердце1 ребенка из книги, из учебника, из урока, как раз и приходит лишь по­тому, что рядом с книгой — окружающий4 мир, в котором малыш делает свои нелегкие3 шаги от рождения2 до того момента, ког­да он сам может открыть и прочитать книгу. (Сухомл.)

1. Определите тип и стиль речи текста.

2. Произведите фонетический анализ слова под цифрой 1.

3. Произведите графический анализ слова под цифрой 2.

4. Произведите лексический анализ слова под цифрой 3.

5. произведите морфемный и словообразовательный анализы слова под цифрой 4.

 

 

Билет24 Практическое задание

Тридцать три года безвыездной4 работы в сельской2 школе были для меня большим, ни с чем не сравнимым счастьем. Я посвятил свою жизнь детям и после длительных раздумий3 назвал свой труд «Сердце отдаю детям», полагая, что имею на это право. Хочется рассказать педагогам - и тем, кто трудится в школе сейчас, и тем, кто придет в школу после нас,- о боль­шом периоде своей жизни — периоде, который равен десятиле­тию... Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю... любовь1 к детям. (Сухомл.)

1. Определите тип и стиль речи текста.

2. Произведите фонетический анализ слова под цифрой 1.

3. Произведите графический анализ слова под цифрой 2.

4. Произведите лексический анализ слова под цифрой 3.

5. произведите морфемный и словообразовательный анализы слова под цифрой 4.

 

Билет25 Практическое задание

Сама природа детского4 сознания2 и детской памяти требует, чтобы перед малышом ни на минуту не закрывался яркий окружа­ющий3 мир с его закономерностями. Я убежден, что острота1 дет­ской памяти, яркость мысли с поступлением в школу не только не ослабятся, но еще больше усилятся, если средой, в которой ребенок будет учиться мыслить, запоминать и рассуждать, ста­нет окружающий мир. (Сухомл.)

1. Определите тип и стиль речи текста.

2. Произведите фонетический анализ слова под цифрой 1.

3. Произведите графический анализ слова под цифрой 2.

4. Произведите лексический анализ слова под цифрой 3.

5. произведите морфемный и словообразовательный анализы слова под цифрой 4.

 

 

«5» - изложение полученных знаний полное, в соответствии с требованиями учебной программы; выделение существенных признаков изученного с помощью операций анализа и синтеза; выявление существенных признаков причинно-следственных связей, формулировка выводов и обобщений; самостоятельное применение знаний, выполнение заданий как воспроизводящего, так и творческого характера;

«4» - изложение полученных знаний полное, в соответствии с требованиями учебной программы; допускаются отдельные незначительные ошибки; при выделении существенных признаков также допускаются отдельные незначительные ошибки; в практической самостоятельной деятельности возможна небольшая помощь преподавателя;

«3» - изложение полученных знаний неполное, однако это не препятствует освоению последующего программного материала; допускаются отдельные существенные ошибки, исправляемые с помощью преподавателя; имеются затруднения при выявлении существенных признаков изученного и формулировки выводов;

«2» - изложение учебного материала неполное, бессистемное; имеются существенные ошибки, которые студент не в состоянии исправить даже с помощью преподавателя; неумение производит простейшие операции синтеза и анализа, делать обобщения и выводы;

«1» - полное незнаний и непонимание учебного материала или отказ отвечать.

3 этап – оценивается уровень творческой самореализации.

На основании отметок, полученных на каждом этапе, комиссия определяет средний балл, который и будет итоговой отметкой за комплексный экзамен.

 

Приложение. Комплект заданий.

 

 


 

Пояснительная записка

 

Комплексный экзамен по русскому языку и методике преподавания русского языка проводится с целью определения соответствия уровня наученности требованиям ГОССПО по обозначенным смежным дисциплинам и включает материал, изученный в течение учебного года.

Форма экзамена традиционная. Студентам предлагается 26 билетов, включающих 2 задания: 1-ое задание предполагает ответ на теоретический вопрос или по русскому языку, или по методике преподавания русского языка, 2-ое задание практическое двух видов, а именно: решение методической задачи или выполнение 4 видов лингвистического анализа (Орфографический анализ, фонетический разбор слова, фонемный анализ 4 слов, грамматический разбор слова как части речи

Проверяются требования:

Знать:

· признаки функциональных стилей речи;

· основные единицы фонетики;

· правила деления слова на слоги по теории сонорности;

· важнейшие орфоэпические правила русского языка;

· основные сведения о происхождении и развитии русского алфавита;

· основной принцип русской графики;

· морфологический принцип написания слов как ведущий в русской орфографии, а также другие принципы написания

· основные лексические единицы: слово и фразеологизм;

· понятия «лексическое значение» и «грамматическое значение слова».Типы лексических значений;

· типы омонимов, синонимов, антонимов;

· основные признаки заимствованных слов;

· разновидности лексических единиц пассивного состава;

· основные единицы морфемики;

· морфологические и неморфологические способы словообразования

уметь:

· правильно вычленять звуки речи в звучащем слове;

· производить фонетический анализ слова;

· устанавливать позиционные чередования гласных и согласных звуков;

· выполнять фонетическую транскрипцию;

· классифицировать буквы русского алфавита на однозначные и двузначные, не смешивать понятия буква и звук;

· квалифицировать способы обозначения твёрдости и мягкости согласных, способы обозначения йота на письме, осуществлять графический анализ слова;

· видеть орфограммы, дифференцировать их;

· выполнять лексический анализ слова;

· выполнять морфемный и словообразовательный анали

Теоретические вопросы по русскому языку

1.Стилистика.Язык и речь. Характеристика типов речи. Характеристика стилей речи.

2. Фонетика как раздел лингвистики. Основные фонетические единицы. Понятие о фонеме. Слог. Особенности русского ударения. Классификация гласных звуков. Классификация согласных звуков.

3. Орфоэпия как наука. Основные орфоэпические правила в области гласных и согласных.

4. Графика. Русская графика. Происхождение и состав русского алфавита. Буквы и звуки. Основной принцип русской графики.Способы обозначения на письме твёрдости-мягкости согласных. Обозначение йота на письме.

5.Орфография как раздел лингвист


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.233 с.