Орфография как раздел лингвистики. Понятие об орфограмме. Морфологический принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Орфография как раздел лингвистики. Понятие об орфограмме. Морфологический принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания

2017-11-17 253
Орфография как раздел лингвистики. Понятие об орфограмме. Морфологический принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методическая задача

В. Панов отмечает: «Прочесть букву – значит произнести звук, который буква обозначает. Звук – произносится, а буква читается». С учетом этого замечания оцените лингвистическую точность следующих учительских формулировок.

1.Сегодня мы будем читать слова со звуками [д’], [д].

2. Прочитайте слова, в которых есть звук «я».

3.Я буду называть слова, а если вы услышите букву «р» - поднимите руку.

4. Ударная гласная буква А в слове «каша».

 

 

Билет19

Лексикология как раздел лингвистики. Словарный состав языка и словарный запас человека. Системность лексики. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Типы фразеологических единиц.

Методическая задача

На одном из уроков в «Школе клоунов» Э.Успенского произошел такой диалог:

- Как в зоопарке кричат тигры?

-[р-р-р-р], ответили клоуны.

- Правильно. А какие слова начинаются с этого «тигриного звука»?

- ружьё,расчёска, редиска, ремень –придумали клоуны

Используя этот диалог, создайте упражнения для первоклассников

 

 

Билет20

Морфемный состав слова. Виды морфем.

Методическая задача

Играя в «цепочку слов» (последний звук предыдущего слова является первым – следующего), ученики составили такую цепочку: мост – телефон – носорог – гости – ирис – сад – дома – огурец – цирк – кино. Найдите ошибки, объясните причины их появления. Как вы их исправите?

 

 

Билет21

Причастие и деепричастие как особые формы глагола.

Методическая задача

Сравните два варианта подготовки детей к восприятию стихотворения А.А. Блока «Зайчик». Какой из них неверный? Ответ обоснуйте. (Сборник методических задач с.95,№3.7)

 

Билет22

Имя существительное как часть речи. Категория рода, числа.

Методическая задача

Определите достоинства и недостатки фрагментов уроков чтения по подготовке к восприятию художественных произведений. (Сборник методических задач с.95, №3.8).

 

 

Билет23

Категория падежа имени существительного. Склонение.

Методическая задача

Проанализируйте вариант подготовки к восприятию произведения Е.И.Чарушина «Страшный рассказ»:

- В густом лесу под ёлками,

Осыпанный листвой

Лежит клубок с иголками

Колючий и живой. Кто это? (Еж)

 

По каким признакам вы узнали, что это ёж? Кто видел ежа? Где? Чем питается ёж? (Рассматривается изображение ежа.) Сегодня мы будем читать рассказ Е.Чарушина про ежа. Почему таким образом нельзя проводить подготовку к восприятию данного рассказа?

 

 

Билет24

Имя прилагательное как часть речи.

Методическая задача

К вам обратились за помощью. Подберите группу упражнений для исправления названных дефектов навыка чтения.

а) у первоклассника буквенный способ чтения; б) у второклассницы слоговое «рубленное» чтение, при котором она не соблюдает орфоэпических норм.

 

Билет25

Имя числительное как часть речи.

Методическая задача

Играя в «цепочку слов» (последний звук предыдущего слова является первым – следующего), ученики составили такую цепочку: мост – телефон – носорог – гости – ирис – сад – дома – огурец – цирк – кино. Найдите ошибки, объясните причины их появления. Как вы их исправите?

 

Билет26

1. Местоимение как часть речи.

Методическая задача

В чем различие вариантов подготовки к восприятию рассказа А.П.Чехова «Ванька»? (Сборник методических задач с.97, №3.14.)

 

Билет27

Наречие как часть речи.

Методическая задача

В чем различие вариантов подготовки к восприятию рассказа А.П.Чехова «Ванька»? (Сборник методических задач с.97, №3.14.)

 

Билет28

Служебные части речи.

Методическая задача

Проанализируйте вариант подготовки к восприятию произведения Е.И.Чарушина «Страшный рассказ»:

- В густом лесу под ёлками,

Осыпанный листвой

Лежит клубок с иголками

Колючий и живой. Кто это? (Еж)

 

По каким признакам вы узнали, что это ёж? Кто видел ежа? Где? Чем питается ёж? (Рассматривается изображение ежа.) Сегодня мы будем читать рассказ Е.Чарушина про ежа. Почему таким образом нельзя проводить подготовку к восприятию данного рассказа?

 

 

Билет14 Практическое задание

Я любил бродить2 по этим нивам, полям и лугам. Чувству­ешь, как оживляют4 эти солнечные лучи, это дыхание матери-земли, эта кипучая жизнь, разлитая в воздухе, на земле и в зем­ле. Каждая былинка вытягивалась из последних сил, чтобы рань­ше других втянуть1 в себя первую капельку дождя, солнечную теплоту, ночную росу. А в этой густой зеленой траве, которая издали казалась бархатным3 ковром,— какая кипучая жизнь со­вершалась в ней! (М.-С.)

 

1. Определите тип и стиль речи текста.

2. Произведите фонетический анализ слова под цифрой 1.

3. Произведите графический анализ слова под цифрой 2.

4. Произведите лексический анализ слова под цифрой 3.

5. произведите морфемный и словообразовательный анализы слова под цифрой 4.

 

Билет 15 Практическое задание

«Никто не забыт, ничто не забыто». В канун Дня Победы люди отдают дань глубочайшего уважения тем, кто вы­нес на своих плечах великую тяжесть2 войны, кто выковал меч Победы для армии-освободительницы.

Праздник1 наш поистине интернационален. Во многих странах, в тысячах городов происходят торжественные4 церемонии3, возла­гаются цветы к памятникам павших советских воинов.

Они принесли мир народам, надежду на их светлое будущее. (Из газ.)

1. Определите тип и стиль речи текста.

2. Произведите фонетический анализ слова под цифрой 1.

3. Произведите графический анализ слова под цифрой 2.

4. Произведите лексический анализ слова под цифрой 3.

5. произведите морфемный и словообразовательный анализы слова под цифрой 4.

Билет16 Практическое задание

За рекой Каменкой, на низком, отлогом берегу, приткну­лась2 маленькая деревушка, точно она сейчас вылезла из воды своими двумя десятками избушек и теперь сушилась на солнеч­ном пригреве. Гавань устроена, вероятно, из островка1 или пес­чаной косы, которая образовалась в самом устье Каменки; ниж­няя часть этой косы3 была соединена с крутым берегом, на кото­ром раскинулась4 пристань широкой плотиной. (М-С.)

1. Определите тип и стиль речи текста.

2. Произведите фонетический анализ слова под цифрой 1.

3. Произведите графический анализ слова под цифрой 2.

4. Произведите лексический анализ слова под цифрой 3.

5. произведите морфемный и словообразовательный анализы слова под цифрой 4.

Билет 17 Практическое задание

И любой камень, и каждая травка1, и маленький2 горный ключик, и каждое дерево - все красиво по-своему. Какими кра­сивыми лишайниками точно обтянуты камни в горах! А мхи, папоротники, цветы - что может быть красивее? Перемены3 пого­ды по временам года нехороши только в селении, а в лесу все и хорошо, и красиво, и полезно. И дождь, и снег, и ветер, и хо­лод, все работает свою указанную работу. Осенние4 ночи и осен­ние ливни нехороши только в селениях, а в лесу и в них есть своя прелесть и своя глубокая поэзия. (М.-С.)

1. Определите тип и стиль речи текста.

2. Произведите фонетический анализ слова под цифрой 1.

3. Произведите графический анализ слова под цифрой 2.

4. Произведите лексический анализ слова под цифрой 3.

5. произведите морфемный и словообразовательный анализы слова под цифрой 4.

 

Билет18 Практическое задание

Извилистая горная тропинка шла3 зеленым коридором в гуще березняков4 и осинников. Особенно хороши были последние с своими матово-серыми стволами и трепещущей листвой2, с кото­рой точно сыпалась солнечная пыль. По густой, сочной, зеленой траве так красиво бродят жирные солнечные расплывающиеся пятна. Пахнет горьковатым ароматом осиновых губок, обдает каким-то влажным теплом; где-то немолчно долбит пестрый дятел, неистово вскрикивает черная ронжа, мелькает шустрая1 белка. По-моему, нет красивее леса, как сплошной старый осинник. По крайней мере, мне не случалось видеть ничего красивее. (М.-С.)

 

1. Определите тип и стиль речи текста.

2. Произведите фонетический анализ слова под цифрой 1.

3. Произведите графический анализ слова под цифрой 2.

4. Произведите лексический анализ слова под цифрой 3.

5. произведите морфемный и словообразовательный анализы слова под цифрой 4.

Билет19 Практическое задание

В то утро мы впервые1 увидели осенние краски. Еще вчера - я это точно запомнил - береза напротив стояла совершенно зеленой, а теперь одна из ее средних ветвей сделалась желтой. Я даже не сразу понял, как изменился лес вокруг нас: за одну только ночь он сделался светлее, просторнее. Украдкой под пологом ночи колдовала здесь осень. (Из газ.)

Июльский4 сумеречно-теплый лес неторопливо готовился отойти ко сну. Одна по-за одной смолкали непоседливые3 лесные птицы, замирали набухающие темнотой2 елки. (Бел.)

1. Определите тип и стиль речи текста.

2. Произведите фонетический анализ слова под цифрой 1.

3. Произведите графический анализ слова под цифрой 2.

4. Произведите лексический анализ слова под цифрой 3.

5. произведите морфемный и словообразовательный анализы слова под цифрой 4.

Билет20 Практическое задание

Милые зеленые2 горы!.. Когда мне делается грустно1, я уношусь мыслью в родные зеленые горы3, мне начинает казаться, что и небо там выше и яснее, и люди такие добрые, и сам я делаюсь лучше. Да, я опять хожу по этим горам, поднимаюсь на каменистые4 кручи, спускаюсь в глубокие лога, подолгу сижу.

1. Определите тип и стиль речи текста.

2. Произведите фонетический анализ слова под цифрой 1.

3. Произведите графический анализ слова под цифрой 2.

4. Произведите лексический анализ слова под цифрой 3.

5. произведите морфемный и словообразовательный анализы слова под цифрой 4.

 

 

Билет21 Практическое задание

Специалисты были уверены, что кристаллические породы3 будут поддаваться проходке при 500 оборотах1 бура в минуту. Но так было только до глубины восемь километров. Дальше пришлось3 искать другие варианты, потому что пошли зоны, осложненные тектоническими сдвигами... И вновь помогли4 ученые и конструкторы. Создан новый, более прочный бурильный инстру­мент, специальные турбинные двигатели с низким числом обо­ротов. Это позволяет теперь одним долотом проходить в четыре-пять раз большую толщу, чем старым инструментом. (Из газ.)

1. Определите тип и стиль речи текста.

2. Произведите фонетический анализ слова под цифрой 1.

3. Произведите графический анализ слова под цифрой 2.

4. Произведите лексический анализ слова под цифрой 3.

5. произведите морфемный и словообразовательный анализы слова под цифрой 4.

 

Билет 22 Практическое задание

1. Сейчас Сарез в девять раз глубже Аральского моря. В озере накопилось4 более 17 кубических километров чистейшей пресной воды. Для Средней Азии, где вода порой на вес золота, такое мо­ре (лежащее на высоте 3130 метров) - бесценное сокровище3. (Из газ.)

2. Выяснено, что в течение года уровень1 воды в озере колеблет­ся метров на пять-семь.

Река просачивается сквозь огромную каменную толщу завала несколькими мощными родниками2. Прорыв плотины, как по­казывают многолетние наблюдения, невозможен: завал «трясли» тысячи землетрясений самой различной силы. (Из газ.)

1. Определите тип и стиль речи текста.

2. Произведите фонетический анализ слова под цифрой 1.

3. Произведите графический анализ слова под цифрой 2.

4. Произведите лексический анализ слова под цифрой 3.

5. произведите морфемный и словообразовательный анализы слова под цифрой 4.

 

 

Билет23 Практическое задание

Может быть, все то, что приходит в ум и сердце1 ребенка из книги, из учебника, из урока, как раз и приходит лишь по­тому, что рядом с книгой — окружающий4 мир, в котором малыш делает свои нелегкие3 шаги от рождения2 до того момента, ког­да он сам может открыть и прочитать книгу. (Сухомл.)

1. Определите тип и стиль речи текста.

2. Произведите фонетический анализ слова под цифрой 1.

3. Произведите графический анализ слова под цифрой 2.

4. Произведите лексический анализ слова под цифрой 3.

5. произведите морфемный и словообразовательный анализы слова под цифрой 4.

 

 

Билет24 Практическое задание

Тридцать три года безвыездной4 работы в сельской2 школе были для меня большим, ни с чем не сравнимым счастьем. Я посвятил свою жизнь детям и после длительных раздумий3 назвал свой труд «Сердце отдаю детям», полагая, что имею на это право. Хочется рассказать педагогам - и тем, кто трудится в школе сейчас, и тем, кто придет в школу после нас,- о боль­шом периоде своей жизни — периоде, который равен десятиле­тию... Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю... любовь1 к детям. (Сухомл.)

1. Определите тип и стиль речи текста.

2. Произведите фонетический анализ слова под цифрой 1.

3. Произведите графический анализ слова под цифрой 2.

4. Произведите лексический анализ слова под цифрой 3.

5. произведите морфемный и словообразовательный анализы слова под цифрой 4.

 

Билет25 Практическое задание

Сама природа детского4 сознания2 и детской памяти требует, чтобы перед малышом ни на минуту не закрывался яркий окружа­ющий3 мир с его закономерностями. Я убежден, что острота1 дет­ской памяти, яркость мысли с поступлением в школу не только не ослабятся, но еще больше усилятся, если средой, в которой ребенок будет учиться мыслить, запоминать и рассуждать, ста­нет окружающий мир. (Сухомл.)

1. Определите тип и стиль речи текста.

2. Произведите фонетический анализ слова под цифрой 1.

3. Произведите графический анализ слова под цифрой 2.

4. Произведите лексический анализ слова под цифрой 3.

5. произведите морфемный и словообразовательный анализы слова под цифрой 4.

 

 

«5» - изложение полученных знаний полное, в соответствии с требованиями учебной программы; выделение существенных признаков изученного с помощью операций анализа и синтеза; выявление существенных признаков причинно-следственных связей, формулировка выводов и обобщений; самостоятельное применение знаний, выполнение заданий как воспроизводящего, так и творческого характера;

«4» - изложение полученных знаний полное, в соответствии с требованиями учебной программы; допускаются отдельные незначительные ошибки; при выделении существенных признаков также допускаются отдельные незначительные ошибки; в практической самостоятельной деятельности возможна небольшая помощь преподавателя;

«3» - изложение полученных знаний неполное, однако это не препятствует освоению последующего программного материала; допускаются отдельные существенные ошибки, исправляемые с помощью преподавателя; имеются затруднения при выявлении существенных признаков изученного и формулировки выводов;

«2» - изложение учебного материала неполное, бессистемное; имеются существенные ошибки, которые студент не в состоянии исправить даже с помощью преподавателя; неумение производит простейшие операции синтеза и анализа, делать обобщения и выводы;

«1» - полное незнаний и непонимание учебного материала или отказ отвечать.

3 этап – оценивается уровень творческой самореализации.

На основании отметок, полученных на каждом этапе, комиссия определяет средний балл, который и будет итоговой отметкой за комплексный экзамен.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.