Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2017-11-17 | 1000 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
1. Альтерация посредством понижения II ступени лада приводит к образованию т.наз. «неаполитанской гармонии», чаще встречающейся в виде «неаполитанского секстаккорда» - секстаккорда II низкой ступени ( II6). Первоначально гармония II низкой ступени использовалась преимущественно в миноре. Как обостренно, напряженно звучащий субдоминантовый аккорд применяется неаполитанский секстаккорд уже у Баха.
В неаполитанском секстаккорде обычно удваивается терцовый тон, однако возможны и другие удвоения. II6 часто звучит в каденциях перед К64 или D,D7. При соединении с D допускается переченье. Реже II6 разрешается в Т, DDVII7, в миноре – в VI. Наиболее характерно использование неаполитанской гармонии в музыке мрачно-минорного характера, где эта гармония еще более сгущает мрачные краски, создает «конфликтную ситуацию» разрешения в D при ярком и усиленном тяготении к тонике.
2. В мажоре эпизодически применяется II65#1. Этому аккорду свойственно разрешаться в тоническое трезвучие. Он никогда не встречается в каденциях, область его применения – заключительные обороты, где он выступает в роли вспомогательной S между тониками. Кроме музыки романтиков, где этот вид альтерации не нашел широкого распространения, он довольно часто звучит в эстрадно-джазовой музыке.
3. Еще реже можно встретить II7 3, аккорд, содержащий ум.3 и ув.6 в своем составе и ввиду этого имеющий резко диссонирующее звучание. Он может употребляться только в миноре.
II. АЛЬТЕРАЦИЯ АККОРДОВ ДОМИНАНТОВОЙ ГРУППЫ
Если для аккордов S группы наиболее типична альтерация IV ступени лада, то альтерация в аккордах D группы связана со II ступенью. В миноре II ст. только понижается, в мажоре - может быть понижена и повышена. Что касается IV ст., то ее альтерация в аккордах D группы вторична, употребляется гораздо реже и только вместе с альтерацией II ст.
Альтерированные D возникли первоначально из хроматических неаккордовых звуков и лишь в XIX в. приобрели самостоятельное значение и яркую выразительность. Частое применение альтерированных гармоний создает особый колорит музыки, свойственный некоторым композиторам конца XIX – начала ХХ вв. (Римский-Корсаков, Скрябин, Рахманинов, Григ).
Приведем возможные альтерированные аккорды доминантовой группы в мажоре и в миноре:
Наибольшее распространение получил D7 с повышенной или пониженной квинтой. применяется часто в виде D43, с альтерированным звуком в басу. Все аккорды с повышенной квинтой, а также VII7#3 обычно звучат с альтерированным звуком в верхнем голосе. Разрешение повышенной квинты (или терции в VII7) происходит только по тяготению – т.е. вверх. Широко применяется ум.VII7 с пониженной терцией (часто в виде квинтсекстаккорда). Этот альтерированный аккорд имеет фонизм малого мажорного септаккорда, что делает его одним из наиболее употребимых в энгармонической модуляции.
|
В мажоре возможна и двойная альтерация II ступени – D7 или D9 с расщепленной квинтой, а также VII7 с расщепленной терцией. Характерен, например, оборот с проходящим D64 с расщепленной квинтой в крайних голосах. Многозвучные аккорды с целотоновым звукорядом в своей основе типичны для творчества Скрябина. Скрябинский «прометеев аккорд» - это нонаккорд, содержащий в себе расщепленную квинту (или повышенную квинту + сексту).
Сочетание мажорной ладовой основы с доминантовой гармонией, обостренной повышающей альтерацией, способствует подчеркнутой мажорности звучания, эмоциональной приподнятости, ощущению света, яркой действенной силы, «солнечности». Именно эти ощущения создаются в ряде произведений Скрябина, Прокофьева. Для Прокофьева, в частности, характерен доминантсептаккорд с повышенными квинтой и септимой – одна из специфических черт гармонии этого композитора, т.наз «прокофьевская доминанта». Ее острый фонизм увеличенного септаккорда зачастую еще более обостряется наличием в аккорде наряду с альтерированными и неальтерированных квинты и септимы.
В условиях минора альтерированная доминанта, ввиду понижающей альтерации, всегда оказывается связанной с углублением «минорности», омрачением образности. Так, для ряда произведений Шостаковича характерна доминанта с пониженными II и IV ступенями лада, например, VII7 в Симфонии № 11, ч.3 – «Вечная память».
При использовании альтерации аккордов D возможен и прием дезальтерации, рассмотренный выше в связи с альтерацией S.
Альтерированные аккорды D стали основными аккордами в зрелом и позднем творчестве Скрябина, постепенно вытеснив субдоминантовые гармонии и даже тоническое трезвучие.
|
Широкое применение альтерации D встречаем в творчестве Рахманинова, Мясковского, Шостаковича. Этих композиторов объединяет некоторая склонность к понижающей альтерации. В музыке Рахманинова нередко звучит мажор с низкими VII, VI, II ступенями, или т.наз «доминантовый мажор». D у Рахманинова приобретает вид септаккорда V ступени с уменьшенным трезвучием в основе. В творчестве Шостаковича интенсивно применяются понижающие альтерации в миноре с низкими II, IV и нередко VII ступенями, что создает своеобразный доминантовый аккорд: уменьшенный септаккорд на V ступени (т.е. d7 ,7).
Все аккорды альтерированной D нашли широкое применение в гармонии эстрадно-джазовой музыки, отличающейся острой диссонантностью, использованием «блюзового лада», звуки которого усложняют и обостряют фонизм аккордики.
Литература по теме:
1. Т.Мюллер. Гармония. – М.: «Музыка», 1982. – С.155-173.
2. А.Степанов. Гармония. – М.: «Музыка», 1971. – С.107-110, 158-164, 147-148.
3. Н.Долматов. Гармония. – М.: «Академия», 1999. – С.262-266, 271-274.
4. А.Мясоедов. Учебник гармонии. – М.: «Музыка», 1980. – С.116- 142, 236-246.
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!