Психолог, прощаясь с детьми, просит сказать друг другу ласковые слова. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Психолог, прощаясь с детьми, просит сказать друг другу ласковые слова.

2017-11-16 222
Психолог, прощаясь с детьми, просит сказать друг другу ласковые слова. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Для проверки эффективности психокоррекционного воздействия (работа в группах с ОНР и стертой формой дизартрии), испытуемым было предложено повторно пройти процедуру тестирования. Результаты (цифровые значения и данные мат. статистики) представлены в таблицах 2 и 3.

 

 

Таблица 2

Эффективность коррекционной работы в группе с ОНР

 

Методика Группа с ОНР р
До коррекции (М±m) После коррекции (М±m)
Кратковременное запоминание цифр 4,6 ± 0,29 8 ± 0,64 >0,01
Оперативная память 2,9 ± 0,3 5,8 ± 0,43 >0,001
Кратковременное запоминание слов 5,2 ± 0,3 8,1 ± 0,61 >0,01
Долговременное запоминание слов 4,2 ± 0,25 7,4 ± 0,62 >0,01
Методика исследования зрительной памяти 3,9 ± 0,23 10,65 ± 1 >0,001
Методика исследования образной памяти 4,55 ± 0,25 7,55 ± 0,77 >0,05
Методика исследования логической памяти 4,5 ± 0,21 8,25 ± 0,57 >0,001

 

 

Таблица 3

Эффективность коррекционной работы в группе со стертой дизартрией

 

Методика Группа со стертой формой дизартрии р
До коррекции (М±m) После коррекции (М±m)
Кратковременное запоминание цифр 7,35 ± 0,44 9,4 ± 0,34 >0,05
Оперативная память 3,75 ± 0,32 6,3 ± 0,26 >0,001
Кратковременное запоминание слов 6,75 ± 0,38 9,4 ± 0,34 >0,001
Долговременное запоминание слов 4,85 ± 0,21 8,3 ± 0,45 >0,001
Методика исследования зрительной памяти 6,85 ± 0,31 12,15 ± 0,65 >0,001
Методика исследования образной памяти 6,8 ± 0,26 11,35 ± 0,36 >0,001
Методика исследования логической памяти 4,95 ± 0,2 9,7 ± 0,15 >0,001

 

При сравнении показателей по методикам исследования особенностей памяти дошкольников с ОНР и со стертой формой дизартрии до и после коррекционных мероприятий были найдены различия в большей степени на уровне значимости р>0,001 по всем используемым методикам, кроме методики исследования памяти на речевые конструкции (см. таблицы 2, 3). Причем средние значения в обеих группах до коррекции значительно ниже, чем полученные средние значения после проведения коррекционных мероприятий. Полученные результаты говорят о том, что мероприятия, проведенные по коррекции памяти детей обеих групп, оказались очень эффективными для всех видов памяти (слуховой, зрительной, образной и логической) и могут использоваться для дальнейшей работы с дошкольниками с ОНР и со стертой формой дизартрии.

ВЫВОДЫ

  1. В ходе прохождения практики мною были проанализирован

результаты психологического обследования 40 детей с речевыми нарушениями и были выявлены общие и специфические особенности развития памяти:

I общие особенности:

- у дошкольников с ОНР и со стертой формой дизартрии наблюдается отставание в развитии памяти;

- в обеих группах наблюдалась взаимосвязь между кратковременным запоминанием цифр и кратковременным и долговременным запоминанием слов, только в группе с ОНР она сильная, а в группе со стертой дизартрией умеренная, различия во взаимосвязях указывает на соответствующую зависимость результата от подачи материала обследования;

II специфические особенности дошкольников с ОНР:

- в группе с ОНР наиболее лучше всех остальных видов развита слуховая память;

- а зрительная память в группе развита наименее лучшим образом;

III специфические особенности дошкольников со стертой формой дизартрией:

- у дошкольников со стертой дизартрией лучше всего развита логическая память;

- наименее развита образная память.

2. В ходе прохождения практики были приобретены навыки взаимодействия и совместной работы с персоналом ДОУ (психологами, логопедами и воспитателями). Сотрудники ДОУ оказывали мне ощутимую помощь в виде предоставления данных обследований для анализа и интерпретации, предоставления заключений и экспертных оценок специфики психофизиологического состояния ребенка. Давали рекомендации по определению цели психокоррекционной работы, подбору упражнений и разработке и реализации психокоррекционной программы.

3. В ходе практики были получены навыки разработки, организации и проведения групповой коррекционной работы. Полученные результаты психокоррекционной работы позволяют говорить о том, что мероприятия, проведенные по коррекции памяти детей обоих групп, оказались достаточно эффективными для всех видов памяти (слуховой, зрительной, образной, логической) и могут использоваться для дальнейшей работы с дошкольниками с ОНР и со стертой дизартрией.

ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ И НАПИСАНИЯ ОТЧЕТА

1. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М., 1960.

2. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте //Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М., 1979.

3. Гурова Н.Н. О коррекционно-развивающем образовании детей с трудностями в обучении. //Дефектология. – М., 1996, №5.

4. Гурьева Н.Н. Год до школы. Развиваем память. Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. Учебное пособие. – СПб., 2000.

5. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. – М., 1999.

6. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 1968.

7. Лурия А.Р., Юдович Ф. П. Речь и развитие психических процессов у ребенка. – М., 1956.

8. Мартынова Р.И. Основные формы расстройства у детей (дислалии и дизартрии) в сравнительном анализе с позиции комплексного подхода. – М., 1972.

9. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст); Советы педагогам и родителям по обучению детей с проблемами в развитии. – М., 1997.

10. Филичева Т.Б. Основы логопедии. – М., 1989.

11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1991.

12. Черемушкина Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль, 1996.

13. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе. – М., 2002.

14. Яковлева Н.Психологическая помощь дошкольнику. - СПб.,2000.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

  1. Методика «Запомни цифры» (Д. Векслер)

Для исследования слуховой памяти при запоминании изолированных цифр(исследование кратковременной и оперативной памяти).

Оборудование: таблица рядов цифр.

Описание: ребенку предлагается внимательно послушать и повторить ряд цифр. Обычно испытание повторяется по два раза для прямого и обратного сче­та.

Прямой ряд (проверяется кратковременное запоминание изолированных цифр).

24 84

372 374

4638 7615

95375 83625

135283 273165 8362451 4197256

Если допущена ошибка, то экспериментатор повторяет соседний ряд цифр, находящийся справа и состоящий из такого же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит его воспроизвести. Если ребе­нок дважды ошибается в воспроизведении ряда цифр одной и той же длины, то на этом данная часть психодиагностического эксперимента завершается. Отме­чается длина предыдущего ряда, хотя бы раз воспроизведенного полностью и безошибочно, после чего переходят к зачитыванию ряда цифр, следующих в противоположном порядке.

Обратный ряд (проверяется оперативная память).

Я назову тебе несколько цифр, а ты повтори их в обратном порядке. На­пример, я скажу: «Два, четыре», а ты повторишь: «Четыре, два».

73 27

284 641

6372 4973

93621 91265

487269 318624

5794836 4926175

Оценка результатов:

 

По прямому ряду По обратному ряду
7 знаков 10 баллов 7 знаков 7 баллов
6 знаков 9 баллов 6 знаков 6 баллов
5 знаков 7 баллов 5 знаков 5 баллов
4 знака 4 балла 4 знака 4 балла
3 знака 1 балл 3 знака 1 балл

Исследование продуктивности запоминания кратковременной памяти.

  1. Методика «Воспроизведение десяти изолированных слов» (Лурия А.Р.)

Для исследования слуховой памяти при запоминании изолированных слов (исследование продуктивности запоминания кратковременной и долговременной памяти) (21).

Описание: ребенку предлагается внимательно прослушать и повторить слова.

Слова: гора, пила, роза, сено, окно, булка, перо, очки, пальто, река.

Оценка результатов:

Кратковременная память оценивается по количеству произнесенных слов после первого предъявления 1 слово – 1 балл, долговременная память оценивается по количеству слов произнесенных через 30 минут, 1 слово соответствует 1 баллу.

  1. Методика «Повторение фраз» (Нечаев А.П.)

Для исследования слуховой памяти при запоминании фраз.

Описание: ребенку предлагается прослушать и повторить фразы состоящие из разного количества слогов от 6 – 19.

6 слогов: Дети, ложитесь спать. Дети, пошли гулять.

7 слогов: Часы висят на стене. Чашка стоит на столе.

8 слогов: Лошадь бежит по дороге. В лесу весной поют птицы.

9 слогов: Кошка побежала за мышкой. Зимой на улице холодно.

10 слогов: Посмотрите в окошки на детей. Бедная собачка замерзает.

11 слогов: Летом солнышко греет сильно. Книга карандаш лежат на столе.

12 слогов: Курочка повела своих деток гулять. Уточка быстро плавает по озеру.

13 слогов: Поросята любят валяться в грязной луже. Сердитый мороз нарумянил детям щеки.

14слогов: Вечером няня рассказывает детям сказки. Дети пошли в лес за грибами и ягодами.

15 слогов: Пчела летит на душистый цветок за сладким медом. Страшная буря разрушила избушку рыбака.

16 слогов: Лиса залезла в курятник и утащила петуха. Первый чистенький снежок падает на мерзлую землю.

17 слогов: Маша ходила сегодня в сад и принесла много груш. Ранней весной прилетела птичка и стала вить гнездышко.

18 слогов: Ваня любит сказку про серого волка и хитрую лису. Бабушка и Миша уходили после обеда погулять в лес.

19 слогов: Летом после дождя дети очень любят бегать по сырой земле. Во время дождя все птички в лесу перестают петь свои песни.

Оценка результатов:

10 баллов – воспроизведение фразы из 19 слогов.

8 – 9 баллов – воспроизведение фразы из 13 – 16 слогов.

5– 7 баллов – воспроизведение фразы из 7 – 10 слогов.

  1. Методика «Запомни рисунки» Д. Векслера.

Исследование зрительной памяти при запоминании рисунков.

Оборудование:

Четыре рисунка

Описание:

Ребенку предлагается 4 рисунка.

На каждую из картинок ребенку разрешается посмотреть в течение 10 секунд. Затем он должен воспроизвести их на чистом листе бумаги.

Оценка результатов:

А) Две перекрещенные линии и два флажка - 1 балл.

Правильно расположенные флажки - 1 балл.

Правильный угол пересечения линий – 1 балл.

Максимальная оценка этого задания – 3 балла.

Б) Большой квадрат, разделенный на 4 части двумя линиями, – 1 балл.

Четыре маленьких квадрата в большом – 1 балл.

Две пересекающиеся линии и 4 мелкие квадрата – 1 балл.

Четыре точки в квадратах – 1 балл.

Точность в пропорциях – 1 балл.

Максимальная оценка этого задания – 5 баллов.

В) Большой прямоугольник с маленьким в нем – 1 балл.

Все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника – 1 балл.

Маленький прямоугольник точно размещен в большом – 1 балл.

Максимальная оценка – 3 балла.

Г) Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю – 1 балл.

Центр, левая и правая стороны воспроизведены правильно – 1 балл.

Фигура воспроизведена правильно, за исключением одного неправильно воспроизведенного угла – 1 балл.

Максимальная оценка – 3 балла

  1. Методика «Запомни образы»

Исследование образной памяти при запоминание образов.

Оборудование:

12 карточек.

Описание:

испытуемо­му предлагается в течение 30 секунд запомнить 12 образов, кото­рые предлагаются в виде рисунков.

Задача испытуемого — после того как убрали таблицу, нари­совать или выразить словесно те образы, которые он запомнил.

Оценка результатов тестирования проводится по количеству правильно воспроизведенных образов.

  1. Методика опосредованного запоминания А. Н. ЛЕОНТЬЕВА.

Исследование логической памяти при запоминании слов.

Оборудование: 30 карточек.

Описание: от ребенка требуется запомнить 10—15 слов, к которым, чтобы лучше запомнить предлагается соответствующий набор карточек с кар­тинками, они помогут ребенку вспомнить названное слово.

Слова для запоминания:

обед, свет, птица, сад, одежда, ученье, дорога, ночь, стул, поле, ошибка, лес, молоко, лошадь, мышь.

На выбор карточки к каждому слову отводится 30 секунд..

Затем через 15 минут ребенку демонстрируются картинки, которые были выбраны им для опосредованного запоминания, и он должен воспроизвести слова.

Оценка результатов: 10-8 баллов – 10-15 слов (20-30 карточек); 7-5 баллов – 5-9 слов (10-19 карточек); 4-1 балла – 1-4 слова (1-9 карточек).


 

 

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.