Второй уровень речевого развития. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Второй уровень речевого развития.

2017-11-16 446
Второй уровень речевого развития. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КОРРЕКЦИОННАЯ ПРАКТИКА

  1. ВВЕДЕНИЕ

Система дошкольного воспитания детей тем эффективнее, чем полнее она учитывает основные закономерности психического развития ребенка.

Как свидетельствуют наблюдения и некоторые экспериментальные исследования у детей с патологическим развитием речи, обычно наблюдаются более или менее выраженные отклонения от нормы психической деятельности, что особенно ярко проявляется на начальных этапах обучения в школе в виде затруднений в усвоении знаний и адаптации к требованиям педагогов.

Речевая деятельность является интегрирующей в системе психических функций человека. Она выполняет так же и социальную функцию, являясь средством общения на всех уровнях, обеспечивая адаптацию человека к окружающей среде. (Выготский Л.С., Лурия А.Р. и др.)

Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается как логическая, тик и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями (Мартынова Р.И., Филичева А.Б., Чиркина Г.В.), нарушаются все формы общения и межличностное взаимодействие.

Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. Нарушение таких познавательных процессов как память, внимание, речь и т. д. затрудняет процесс обучения детей, а поэтому своевременная коррекция познавательных процессов, а в данном случае памяти, является необходимым условием психологической готовности детей к усвоению школьных знаний.

ОНР также является распространенным нарушением среди детей дошкольного возраста. Речевая недостаточность у дошкольников варьирует от полного отсутствия общей употребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. У детей затруднена продуктивность запоминания. Сложность воспроизведения трудных инструкций, элементов и последовательность заданий, препятствуют нормальному обучению.

Цель практики – получение навыка разработки и проведения психокоррекционных мероприятий.

База прохождения практики - ДОУ № 118 Адмиралтейского района города Санкт-Петербурга.

Основанием для проведения коррекционной работы - стала необходимость оптимизации учебного процесса, повышения его эффективности, наиболее адекватными методами.

В соответствии с целью практики и запросом учреждения- базы практики, были определены следующие задачи:

1. Изучить литературу, касающуюся специфики развития детей с расстройствами речи.

2. Проанализировать имеющиеся данные исследования, касающиеся специфических особенностей памяти дошкольников с ОНР и со стертой формой дизартрии.

3. Определить направление коррекционной работы.

4. Разработать программу коррекции памяти с учетом особенностей онтогенеза и возрастных особенностей детей.

5. Провести мероприятия психологической коррекции в соответствии с разработанной программой.

6. Провести проверку эффективности проведенной психологической коррекции.

 

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Объект коррекционного воздействия – дети старшего дошкольного возраста с ОНР и со стертой дизартрией. Выборка составила 20 человек с ОНР и 20 человек со стертой Дизартрией.

Основным параметром включения ребенка в объект психокоррекционного воздействия явилось наличие речевого расстройства:

А) Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохраненном интеллектом отмечается позднее развитие речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.

Своеобразное развитие словарного запаса и грамматического строя языка при общем недоразвитии речи показано в исследованиях Р.Е.Левиной, Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной и других.

Большой интерес представляют работы Р.Е.Левиной, в которых используется системный подход к анализу речевых нарушений у детей.

В настоящее время в логопедии существуют две традиционные классификации нарушений речи: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Обе классификации дополняют друг друга и служат общим задачам:

1) Комплектованию групп детей с речевой патологией;

2) Осуществление системного, дифференцированного логопедического воздействия, с учетом симптоматики и механизмов нарушения речи.

Клинико-педагогическая классификация. Она акцентирует свое внимание на тех нарушениях, которые должны стать объектом медицинского, психологического и логопедического воздействия.

Клинические характеристики ориентированы, прежде всего, на объяснение причин возникновения речевых расстройств, на лечение ребенка, а не на систему коррекции.

Психолого-педагогическая классификация ориентирована на выявление, прежде всего речевой симптоматики (симптомологический уровень). Эта классификация была разработана Левиной и сотрудниками сектора логопедии Института дефектологии.

Общее недоразвитие речи имеет резкую степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.

Первый уровень речевого развития.

Характеризуется почти полным отсутствием словесных средств общения или весьма ограниченным их развитием в тот период, когда у нормально развивающихся детей речь оказывается полностью сформированной.

- Активный словарь таких детей состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов.

- Дети широко пользуются жестами и мимикой.

- В речи отсутствуют морфологические элементы для передачи грамматических отношений.

Речь понятна лишь в конкретной ситуации.

ДЕТЕЙ ПСИХОЛОГАМИ ЦЕНТРА

Результаты обследования

Предварительная беседа с матерями, воспитывающими детей с речевыми расстройствами, показала, что у большей части матерей присутствовали токсикозы I и II половин беременностей, а также анемия была у 12 женщин, простудными заболеваниями и инфекционными во время беременности болели во время беременности – в 15 случаях. По словам женщин, роды прошли с различными патологиями - асфиксия, затяжные роды матерей, а так же искусственное вскармливание все это отрицательно сказалось как на речевом развитие, так и на развитие познавательных процессов. А также многие рассказали о том, что их дети до года и после года болели инфекционными заболеваниями.

Таким образом, анализируя анамнестические данные мы видим, что у всех имеются факторы риска на ранних периодах жизни, которые в последствии оказывают негативное влияние на развитие познавательной деятельности, так у всех детей по данным воспитателя, логопеда и психолога можно сделать вывод, о нарушении внимания, памяти и мыслительной деятельности.

Дети не способны длительно концентрировать внимание на каком - либо объекте или деятельности, правильно распределять его между объектами, достаточно быстро переключаться с одного объекта вида деятельности на другой.

По данным логопеда и психологов ДОУ, у всех детей отмечено нарушение речи – ОНР II, III уровней, стертая форма дизартрии, и двое детей с ОНР I уровня – выход из моторной алалии. Речевая недостаточность сказывается на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой у детей снижена вербальная память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Игровая деятельность развита у всех хорошо, преобладает сюжетная игра. Обучаемость у большинства детей имеет высокий и средний уровень, только у трех детей она находится на низком уровне, этим детям требуется индивидуальный подход на всех занятиях. Двое детей имеют гиперактивное поведение, а двое находятся под гиперопекой матерей, все это негативно влияет на их общение в коллективе. Один ребенок из неполной семьи – воспитанием занимается одна мать. Остальные 19 детей из полных семей, однако, родители отстранились от воспитания детей, ими занимаются старшие братья и сестры.

Практически у всех обследованных выявлены нарушения памяти. Уровень развития памяти большинства обследованных детей не соответствует возрастным нормам. При сравнении детей с ОНР и детей со стертой дизартрией, результаты исследования логической памяти оказались более приближенными к возрастным нормам у дошкольников со стертой дизартрией. (см. таблица 1.)

Таблица 1.

Соотношение результатов по всем видам памяти

Методики   Группы Методики исследования слуховой памяти Методика исследования зрительной памяти Методика исследования образной памяти Методика исследования логической памяти
Кратковременное запоминание цифр Оперативная память Память на речевые конструкции Кратковременное запоминание слов Долговременное запоминание слов
Группа с ОНР 4,6 2,9 6,45 5,2 4,2 3,9 4,55 4,5
Группа со стертой формой дизартрии   7,35   3,75   7,1   6,75   4,85   6,85   6,8   7,95

 

По результатам количественного анализа были сделаны следующие выводы:

Лучше всего развиты следующие виды памяти: логическая память у дошкольников со стертой дизартрией, а в группе с ОНР лучше всех остальных видов развита слуховая память.

Наименее лучшим образом развита образная память у дошкольников со стертой дизартрией, тогда как в группе с ОНР она развита лучше, чем зрительная, а в группе со стертой дизартрией хуже развита зрительная.

По результатам статистической обработки можно сделать вывод о том, что в группе с ОНР лучше всех остальных видов развита слуховая память; а наименее лучшим образом развита образная память у дошкольников со стертой дизартрией, но в группе с ОНР она развита лучше, чем зрительная, а в группе со стертой дизартрией хуже развита зрительная.

По данным психолога ДОУ, в обеих группах наблюдается корреляционная взаимосвязь между кратковременным запоминанием цифр и кратковременным и долговременным запоминанием слов, только в группе с ОНР она сильная, а в группе со стертой дизартрией умеренная, различная сила взаимосвязей указывает на соответствующую зависимость результата от подачи материала обследования. В группе со стертой дизартрией ярче просматривается взаимосвязь результата и подачи материала. В группе с ОНР акцент делается на взаимозависимости анализаторов.

  1. ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

Для проведения психокоррекционной работы группы с ОНР и со стертой дизартрией, каждая подгруппа была разбита на 2 подгруппы по 10 человек. Занятия проводились по два раза в неделю в течение 1,5 месяцев. Каждая подгруппа занималась по 25 минут.

Содержание групповой психокоррекционной работы

Цель: Развитие зрительной, слуховой, логической и образной памяти. К тому же раскрытие творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей, развитее у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Задачи:

  1. Совершенствование памяти, внимания, мышления, восприятия, творческих способностей, воображения, речи;
  2. Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении;
  3. Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения;
  4. Создание возможностей для самовыражения, формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями – средствами человеческого общения (мимикой, жестами, пантомимикой);
  5. Обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения;
  6. Помощь ребенку в осознании своего реального «Я», повышении самооценки, развитии потенциальных возможностей, отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины.
  7. Развития чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучение умению быть в мире с самим собой.

Содержание психокоррекционной работы представлено групповой формой, при которой психокоррекционное воздействие осуществляется не только со стороны психолога, но и со стороны логопеда, воспитателя, музыкального работника в коррекционных садах.

Каждое занятие включает четыре этапа работы:

 

Разминка.

На данном этапе участники группы подготавливаются к психологической работе. Для этой цели используются психогимнастические упражнения, настраивающие на определенный вид внутренней психологической работы. На этапе разминки используются упражнения на развитее мимических движений, игры па определение и передачу эмоциональных состояний человека при помощи жестов и мимики, игры на развитие на развитие умения выражать интерес, внимание, сосредоточенность, удивление, радость, удовольствие, печаль, страдание, презрение, отвращение, гнев, страх, вину, стыд. Этюды на распознание различных жестов, на развитие выразительности жеста, по изучению поз, походки и других выразительных движений, игры на выражение и сопоставление отдельных черт характера – отрицательных и положительных. Сюжетно-ролевые игры по развитию коммуникативных навыков, коррекции взаимоотношений детей. Снятие мнимых, неадекватных страхов, неосознанной тревоги, обучение правилам этикета.

Основная часть.

Этап, нацеленный на развитие и коррекцию познавательной сферы психики. В этой части занятия проводятся игры в основном нацеленные на развитие всех видов памяти, а также на развитие общей осведомленности, восприятия, воли, внимания, наблюдательности, мышления, творческой фантазии, речи.

3. Релаксация.

Этап обучения детей приемам саморасслабления, снятию психомышечного напряжения и вхождение в состояние расслабленности с помощью релаксационных упражнений, а также погружение в чувство спокойствия в игровых ситуациях.

В этой части занятия используются игры и этюды на тренировку (напряжения и расслабления) отдельных групп мышц – рук, ног, туловища, лица, лица, шеи, комплекс психомышечной тренировки.

При обучении детей ауторелаксации используется релаксационная музыка, запись природных звуков – пение птиц, шум моря, водопада и др. Формулы внушения чувства покоя, безопасности, расслабления подаются в стихотворной форме.

Подведение итогов занятия

Осуществляется психологом с помощью членов группы. Психолог задает детям вопросы:

Чем мы сегодня занимались?

Что вы запомнили на этом занятии больше всего?

Вам понравилось это занятие? И др.

Содержание групповых психокоррекционных занятий.

Занятие 1.

Разминка.

Этюд «Любопытный»

По улице идет мужчина и несет в руке спортивную сумку, из которой что-то выпирает. Мальчику очень хочется узнать, что лежит в сумке. Мужчина идет большими шагами и не замечает мальчика. А маль­чик прямо-таки вьется около прохожего: то с одной стороны подбежит к нему, то с другой и, вытягивая шею, заглядывает в полуоткрытую сум­ку. Вдруг мужчина остановился, положил сумку на землю, а сам зашел в телефонную будку. Мальчик присаживается на корточки около сумки, слегка приоткрывает молнию и заглядывает внутрь сумки. Там лежат всего-навсего две обыкновенные ракетки. Мальчик разочарованно машет рукой, встает и не спеша идет к своему дому.

Этюд «Раздумье»

Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился. Наконец он вышел на большую дорогу. Но в какую сторону идти?

Выразительная поза: ребенок стоит, руки сложены на груди или одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается подбо­родок.

Основная часть.

Игра на развитие внимания:

«Съедобное — несъедобное»

Водящий бросает мяч, называя какой-либо предмет. Дети долж­ны ловить мяч только в том случае, если предмет съедобный.

Игра на развитие зрительной памяти:

«Запомни картинки»

Ребенку предлагают 10 картинок, на каждой, из которой изо­бражено по одному предмету. Ребенок должен рассматривать эти предметы в течение 2 минут. Затем картинки уберите, а ребенка попросите назвать те кар­тинки, которые ему удалось запомнить.

Игра на развитие логической и образной памяти:

«Назови лишнее слово».

1. Разложить на столе картинки с изображением фруктов: яблоко, груша, виноград, апельсин, ананас и добавить к ним картинку с изображением овоща помидор.

2. Попросить детей назвать лишнее слово, чтобы они объяснили свой от­вет.

Эту игру можно организовать и с несколькими детьми, и в парах. Выигры­вает тот из ребят, кто запомнил больше предметов.

Другой вариант: вы просите ребенка сосчитать палочки, из которых сдела­на фигура, и затем сложить фигуру из такого же количества палочек.

Релаксация.

Этюд «Факиры»

Дети садятся на ковер, скрестив по-турецки ноги, руки на коле­нях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены, голова опущена (под­бородок касается груди), глаза закрыты. Пока звучит тихая, спокойная музыка, факиры отдыхают.

Подведение итогов занятия.

Психолог задает вопросы:

- Что вам понравилось на этом занятии?

- Что вам больше всего запомнилось?

Занятие 2.

Разминка.

Этюд «Удивление»

Мальчик очень удивлен: он видел, как фокусник посадил в пус­той чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было, а из чемодана выпрыгнула собака!

Мимика: рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.

Этюд «Круглые глаза»

Однажды первоклассник подсмотрел в подъезде удивительную сценку и написал об этом рассказ: «Я шел из школы, зашел в подъезд и увидел, что бегает тряпка. Я поднял тряпку и увидел, что там котенок». Ведущий предлагает детям показать, какие круглые глаза были у маль­чика, когда он увидел живую тряпку.

  1. Основная часть

Игра на развитие слуховой памяти:

«Добавь слово».
Предложить детям поиграть. Выбрать тему, например, «Ово­щи». Первый ребенок называет слово. Второй повторяет его и добавляет свое. Третий ребенок повторяет два первых слова и добавляет свое. Четвертому ре­бенку придется назвать уже три слова и добавить свое.

Игра проводится неоднократно. От раза к разу будет увеличиваться коли­чество слов, т. е. будет увеличиваться объем памяти.

Игра на развитие зрительной памяти:

«Шкафчики»

Психолог прячет в один из ящиков шкафчиков (склеенных из спичечных коробков 5-, 6-, 9- составные шкафчики) игрушку на несколько секунд, а потом просит ее найти в нужном ящике.

Игра на развитие внимания:

«Игра с флажками»

Когда ведущий поднимает красный флажок, дети должны под­прыгнуть, зеленый — хлопнуть в ладоши, синий — шагать на месте.

Релаксация.

Этюд «Пылесос и пылинки»

Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пы­линки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее и медленнее, оседают на пол. Когда ребенок-пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед-вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает. Пылесос собирает пылинки: кого он коснется, тот встает и уходит.

Подведение итогов занятия.

Психолог задает вопросы:

- Что вам запомнилось на этом занятии?

Занятие 3.

Разминка.

Приветствие психологом детей.

Этюд «Золотые капельки»

Идет теплый дождь. Пляшут пузырьки в лужах. Из-за тучки выглянуло солнце. Дождь стал золотым. Ребенок подставляет лицо золо­тым капелькам дождя. Приятен теплый летний дождь!

Выразительная поза: голова запрокинута, рот полуоткрыт, глаза за­крыты, мышцы лица расслаблены, плечи опущены.

Этюд «Цветок»

Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цве­ток на солнце, подставляя теплу и свету каждый свой лепесток, повора­чивая свою головку вслед за солнцем.

Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опус­тить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны — цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем, глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

Этюд «Ласка»

Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого ко­тенка. Котенок жмурит глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трется головой о его руки.

Основная часть.

Игра на развитие слуховой памяти:

«Выучи загадки».

Психолог просит послушать загадку:

Очень толстый, очень злой,

С длинной черной бородой,

Он из сказки «Буратино»,

Хочет наказать Мальвину.

Задает вопросы:

- О ком говорится в загадке?

- Что вы еще можете рассказать о Карабасе?

Просит нарисовать его.

Игра на развитие зрительной памяти:

Игра «Слушай и исполняй!»

В этой игре кроме памяти развивается и внимание. Ведущий один - два раза называет несколько различных движений, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последова­тельности, в какой они были названы ведущим.

Игра на развитие зрительной памяти:

«Что исчезло?»

Детей просят рассмотреть предметы лежащие на столе (до 10 предметов), запомнить их, а затем детей просят отвернуться (убирается 1 предмет). А потом просят назвать предмет, который исчез.

Аналогично проведение игры на последовательность.

Релаксация.

Ведущий предлагает детям удобно устроиться, расслабиться и слушать с закрытыми глазами тихую, спокойную музыку. С окончанием музыки дети открывают глаза и тихо встают.

Подведение итогов занятия.

Психолог задает вопросы:

- Что мы делали на сегодняшнем занятии?

Занятие 4.

Разминка.

Этюд «Новая кукла»

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кру­жится, играет с куклой (мальчик — с новой машинкой). Звучит веселая музыка.

Этюд «После дождя»

Жаркое лето. Только что прошел дождь. Дети осторожно ступа­ют вокруг воображаемых луж, стараясь не замочить ноги. Потом, расша­лившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все сторо­ны. Им очень весело.

Основная часть.

Игра на развитие зрительной памяти:

Игра «Кто что делал?»

Четверо играющих стоят рядом друг с другом. Под веселую му­зыку они делают по очереди различные движения и повторяют их по четыре раза. Пятый ребенок должен запомнить, что они делали, и вос­произвести их движения.

Игра на развитие зрительной памяти:

Игра «Художник»

Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать, потом отворачивается и дает его словесный портрет.

Релаксация.

«На берегу моря»

Игра с песком (на напряжение и расслабление мышц рук).

Набрать в руки воображаемый песок. Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках. Посыпать колени песком, постепенно раскры­вая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уро­нить бессильно руки вдоль тела (лень двигать тяжелыми руками!).

Повторить игру с песком 2-3 раза.

 

Подведение итогов занятия.

Психолог задает вопросы:

- Что вам понравилось на сегодняшнем занятии?

Занятие 5.

Разминка.

Этюд «Остров плакс»

Путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но все дети-плаксы отталкивают его и продолжают реветь.

Мимика: брови приподняты и сдвинуты, рот полуоткрыт.

Этюд «Я так устал»

Маленький гномик несет на плече большую еловую шишку. Вот он остановился, положил шишку у своих ног и говорит:

Я так устал, Я очень устал.

Выразительная поза: руки висят вдоль тела, плечи опущены.

Основная часть.

Игра на развитие слуховой памяти:

«Слушай и повторяй»

Психолог говорит:

- Я простучу по столу или барабану опреде­ленное число раз, а вы, по очереди воспроизведите услышанное.

Игра на развитие зрительной памяти:

«Нарисуй изображение»

Психолог говорит:

- Посмотрите на изображение на рисунке слева, запомните его и накройте листом бумаги.

Теперь нарисуйте это изображение справа — в пустой клет­ке, соблюдая предложенную разметку.

Релаксация.

Игра с муравьем (на напряжение и расслабление мышц ног).

На пальцы ног залез муравей и бегает по ним. С силой потянуть носки ног на себя, ноги напряженные, прямые. Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей. Мгновен­ным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног. Нос­ки идут вниз — в стороны, ноги расслабляются и отдыхают. Повторить игру 2-3 раза.

Подведение итогов занятия.

Психолог задает вопросы:

- Что вам запомнилось на сегодняшнем занятии?

Занятие 6.

Разминка.

Этюд «Соленый чай»

Бабушка потеряла очки и поэтому не заметила, что насыпала в сахарницу вместо сахарного песка мелкую соль. Внук захотел пить. Он налил себе в чашку горячего чая, не глядя, положил в него две ложечки сахарного песка, помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!

Выразительные движения: голова наклонена назад, брови нахмуре­ны, глаза сощурены, верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен.

Этюд «Гадкий утенок»

Дети вместе с ведущим вспоминают сказку X. К. Андерсена «Гад­кий утенок», затем разыгрывают эпизод на птичьем дворе. В нем птицы демонстрируют свое презрительное и брезгливое отношение к утенку, который не похож на других утят. Они считают его безобразным и гад­ким.

Выразительные движения:

1. Отвращение: голова откинута назад, брови нахмурены, глаза при­щурены, ноздри раздуты и сморщены, углы губ опущены.

2. Униженность: голова наклонена вниз, плечи сведены вперед.

Этюд «Грязь»

Мальчик обул новые ботинки и пошел в гости к своему другу. Ему надо перейти дорогу, где идут ремонтные работы и все раскопано. Недавно прошел дождь, и на дороге грязно и скользко. Мальчик идет осторожно, стараясь не пачкать ботинки.

Выразительные движения: походка должна производить впечатление, что ребенок идет по грязи, осторожно ступая на цыпочках и выбирая более чистое место.

Основная часть.

Игра на развитие зрительной памяти:

«Опиши по памяти»

Ведущий на короткое время показывает детям куклу, а затем они по памяти должны ответить на вопросы: какие у куклы волосы, какое платье, какие глаза, были ли банты, туфельки, носочки, стоит она или сидит и т. д.

Игра на развитие зрительной памяти:

«Найди картинку»

Ведущий на короткое время (считая до пяти) показывает детям картинку, а затем из набора похожих картинок предлагает выбрать ту, которую им показали.

Релаксация.

«Солнышко и тучка» (на напряжение и расслабление мышц туловища).

Солнце зашло за тучку, стало свежо — сжаться в комок, чтобы со­греться. Солнце вышло из-за тучки, стало жарко — расслабиться, пото­му что разморило на солнце.

Повторить 2-3 раза.

Подведение итогов занятия.

Психолог задает вопросы:

- Что вам запомнилось на сегодняшнем занятии?

- Что бы вы хотели сделать на следующем занятии?

Занятие 7.

Разминка.

ЭТЮДЫ НА ВЫРАЖЕНИЕ СТРАХА

Этюд «Лисенок боится»

Лисенок видит на другом берегу ручья свою маму, но не решает­ся войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут.

Выразительные движения: поставить ногу вперед на носок, потом вер­нуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.

Этюд «Потерялся»

На вокзале ребенок отстал от родителей. Мальчик выходит на привокзальную площадь, он в смятении, не знает, куда идти.

Основная часть.

Игра на развитие мышления:

«Четвертый лишний»

1-й вариант. Каждому ребенку по очереди называются 4 слова. Ребенок должен выбрать лишнее слово, которое не подходит к трем остальным (например: чашка, миска, ботинки, тарелка).

2-й вариант. Каждому ребенку выдаются 4 карточки. Необходимо закрыть белой карточкой то изображение, которое не подходит к остальным.

Игра на развитие зрительной памяти:

«Запомни картинку»

Карточка с нарисованными на ней в разных местах буквами (5-7 букв) или цифрами (от 0 до 9) демонстрируется детям столько времени, сколько они сочтут нужным. После этого они по памяти, каждый на своем листочке бумаги, воспроизводят картинку.

Релаксация.

«В уши попала вода» (на напряжение и расслабление мышц шеи).

Дети купались, и им в уши попала вода. В положении лежа на спине ритмично покачивать головой, вытряхивая воду из одного уха, потом из другого.

Подведение итогов занятия.

Психолог задает вопросы:

- Что вам понравилось на сегодняшнем занятии?

Занятие 8.

Разминка.

Этюд «Провинившийся»

Мальчик разбил вазу, и мама его ругает. Он чувствует свою вину. Выразительные движения: голова наклонена вперед и втянута в при­поднятые плечи; ноги прямые, пятки сдвинуты; руки висят вдоль тела. Мимика: брови идут вверх и сдвигаются, уголки губ опущены.

Этюд «Стыдно»

Мальчик случайно сломал переключатель у телевизора. Он ис­пугался, что мама его накажет, и сказал, что переключатель крутил его маленький брат. Брата наказали. Старшему брату стало очень стыдно. Прослушав рассказ, дети по очереди показывают, как стыдно было стар­шему брату.

Основная часть.

Упражнение на развитие мышления:

Каждому ребенку предлагается набор карточек, на которых изоб­ражены чайники, тарелки, кастрюли, трамваи, троллейбусы, машины, платья, юбки, брюки, сапоги, туфли, тапки, бабочки, гусеницы, жуки, медведи, лисы, волки, козы, коровы, овцы, чайки, журавли, воробьи, пилы, молотки, отвертки и т. д. Дети должны разложить свои карточки на группы так, чтобы каждую группу можно было назвать одним словом («Посуда», «Транспорт», «Одежда» и т. д.).

Детям предлагается на ощупь с закрытыми глазами рассортиро­вать камешки на легкие и тяжелые; разложить предметы на мягкие и твердые; отделить тонкие ткани от плотных; из коллекции различных материалов выделить образцы дерева, металла, пластмассы и т. д.

Игра на развитие слуховой и логической памяти:

«Запомни слова»

Психолог просит запомнить слова: еда, учение, зоопарк, болезнь, рабо­та.

А потом детей просят подобрать к каждому слову самую под­ходящую картинку, чтобы она помогла вспомнить слово. (Картинки с изображением предме­тов: лиса, книга, сыр, машина «скорой помощи», метла, еж).

Релаксация.

«Лицо загорает» (на напряжение и расслабление мышц лица).

Подбородок загорает — подставить солнышку подбородок, слег­ка разжать губы и зубы. Летит жучок, собирается сесть к кому-нибудь из детей на язык — крепко закрыть рот. Жучок улетел — слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух. Прогоняя жучка, можно энергично двигать губами. Нос загорает — подставить нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть,— сморщить нос, поднять вер­хнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым. Бабочка улетела — рас­слабить мышцы губ и носа. Снова прилетела бабочка, качается на каче­лях — двигать бровями вверх-вниз. Бабочка улетела совсем — спать хо­чется, расслабление мышц лица. Не открывая глаз, принять удобную позу. Звучит тихая, спокойная музыка. С окончанием музыки дети тихо встают и подходят к ведущему.

Подведение итогов занятия.

Психолог задает вопросы:

- Что вам запомнилось на сегодняшнем занятии?

Занятие 9.

Разминка.

Приветствие психологом детей.

Основная часть.

Игра на развитие внимания и слуховой памяти:

«Тут что-то не так»

Ведущий достает куклу Тимошу. Тимоша обращается к детям:

«Здравствуйте, ребята! Что я вам расскажу! Иду я вчера по дороге, сол­нышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" — и рога уже наставила. Я испугался и убежал».

«Иду я по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу — гриб! На веточке растет, среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его».

«Пришел я на речку. Смотрю, сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду и уплыла».

Дети должны сказать, что было неправильно в рассказах Тимоши.

Игра на развитие мышления:

«Последовательные картинки»

Рассказы в картинках разрезаются на отдельные карточки и пе­ремешиваются. Дети должны разложить их в нужной последовательнос­ти, чтобы получился осмысленный рассказ.

Релаксация.

«Сон на берегу моря»

Дети слушают шум моря (аудиозапись). Ведущий говорит де­тям, что им всем снится один и тот же сон, и рассказывает его содержа­ние: дети видят во сне то, что они делали на занятии (закрепление полу­ченных впечатлений и навыков). Пауза. Ведущий сообщает, по какому сигналу дети проснутся (по счету, когда заиграет дудочка и т. п.). Пауза. Звучит сигнал. Дети спокойно встают.

Подведение итогов занятия.

Психолог задает вопросы:

- Что вам запомнилось на сегодняшнем занятии?

Занятие 10.

Разминка.

Этюд «Смелый заяц»

Заяц любит стоять на пеньке, громко петь песни и читать стихи. Он не боится, что его может услышать волк.

Выразительная поза: положение стоя, одна нога чуть впереди другой. Руки заложены за спину, подбородок поднят.

Мимика: уверенный взгляд.

Этюд «Часовой»

Ребенок изображает пограничника.

Ведущий читает стихотво­рение:

Стоит он в дозоре,

И зорок, и смел,

Чтоб мир потревожить

Никто не посмел.

Выразительная поза: голова держится прямо и немного откинута на­зад, взгляд устремлен вперед, ноги слегка расставлены, руки держат во­ображаемый автомат.

Этюд «Добрый мальчик»

Зима. Маленькая девочка, играя со снегом, потеряла варежку. У нее замерзли пальчики. Это увидел мальчик. Он подошел к девочке и надел на ее руку свою рукавичку.

Этюд «Внимательный мальчик»

По улице шла женщина с покупками. У нее упал сверток. Маль­чик, увидев это, подбежал, поднял сверток и подал женщине. Женщина поблагодарила мальчика.

Основная часть


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.21 с.