Семинар 1. Ощущение и восприятие — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семинар 1. Ощущение и восприятие

2017-11-16 483
Семинар 1. Ощущение и восприятие 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Семинар 1. Ощущение и восприятие

 

Цель занятия: проанализировать сущность, физиологические основы, свойства, основные закономерности и виды процесса ощущения, проанализировать специфические особенности, физиологические основы, свойства и виды процесса восприятия.

Понятия: ощущение, анализатор, свойства ощущений, пороги и чувствительность, адаптация, контраст, сенсибилизация, интерференция, синестезия, развитие чувствительности, экстероцептивнные, интероцептивные и проприоцептивные ощущения. восприятие, свойства восприятия, внутрианализаторные и межанализаторные нервные связи, зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое виды восприятия, восприятие пространства, времени и движения, наблюдение и наблюдательность.

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Понятие и физиологические основы ощущений.

2. Основные свойства и характеристики ощущений.

а) пороги и чувствительность;

б) адаптация;

в) взаимодействие ощущений;

г) контраст.

3. Понятие и физиологические основы восприятия.

4. Виды восприятия.

5. Предмет и фон в восприятии; взаимоотношения целого и части. Восприятие пространства, времени и движения.

 

Основной список литературы

1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2003, 2010. Глава 7.

2. Марцинковская, Т. Д. Общая психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Т. Д. Марцинковская. - М.: Академия, 2010.

 

 

Дополнительный список литературы

1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.: АСТ, Астрель, 2008. - 196 с.

2. Гуревич П. С. Психология. Учебник. М.: Юнити-Дана, 2012. - 320 с.

3. Куприна О. А. Общая психология. Хрестоматия, учебно-методический комплекс. М.: Евразийский открытый институт, 2011. - 255 с.

4. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ Спб.: Питер, 2004. Раздел II. Часть 1.Глава 1.

5. Психология ощущений и восприятия, изд.2-е, /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.Б. Любимова и М.Б.Михалевой М.: ЧеРо, 1999.

6. Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. – СПБ.: Питер, 2003. Глава 1.


 

Семинар 2. Память

 

Цель занятия: проанализировать сущность, физиологические основы, виды, основные закономерности функционирования процессов памяти.

Понятия: память, временные связи, реверберация, консолидация следов, кратковременная, долговременная, оперативная память, запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение, забывание.

Вопросы для обсуждения:

1. Общее понятие о памяти и её значение в жизни человека.

2. Виды памяти.

3. Физиологические и психологические теории памяти.

4. Общая характеристика процессов памяти

а) запоминание;

б) сохранение и забывание;

в) воспроизведение.

 

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2003, 2010. Глава 10.

Список источников литературы:

1. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. М.: Директ-Медиа, 2008. - 1602 с.

Или

2. Черемошкина Л. В. Психология памяти. Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 320 с.

3. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию/ Пер.с англ; Под ред. А.Р.Лурия. М.: Мир, 1974. С.313-419.

4. Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. Т.2. М.,1987. С.5-294.

5. Хофман И. Активная память: Экспериментальные исследования и теории человеческой памяти. М.:Прогресс, 1986.

6. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ СПб.: Питер, 2004. Раздел II. Часть 1.Глава 4.

 


 

Семинар 3. Мышление и воображение

 

Цель занятия: проанализировать сущность, физиологические основы и виды процесса мышления, обозначить основные мыслительные операции, а также этапы решения мыслительных задач.

Понятия: мышление, мыслительные операции, логические формы мышления, интеллект, наглядно-действенное, наглядно-образное, отвлеченное мышление, решение задач, творческое мышление.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о мышлении. Физиологические основы мышления.

2. Мыслительные операции. Мышление и логика. Виды мышления.

3. Динамика мышления при решении задач. Творческое мышление.

4. Индивидуальные особенности мышления.

 

& Список литературы:

Базовый учебник:

1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2003, 2010. Глава 12.

2. Куприна О. А. Общая психология. Хрестоматия, учебно-методический комплекс. М.: Евразийский открытый институт, 2011. - 255 с.

3. Гуревич П. С. Психология. Учебник. М.: Юнити-Дана, 2012. - 320 с.

Список источников литературы:

1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.: АСТ, Астрель, 2008. - 196 с.

2. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения.//Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987. стр. 282-287.

 

 


 

Семинар 5. Эмоции и чувства

 

Цель занятия: проанализировать специфические особенности эмоций и чувств, раскрыть основные положения теорий происхождения эмоций, исследовать сущность, физиологические основы, свойства и виды эмоций и высших чувств.

Понятия: эмоции, чувства, стенические и астенические эмоции, амбивалентность чувств, связь эмоций и чувств с различными органическими процессами, чувственный тон, настроение, аффект, стресс, фрустрация, высшие чувства.

Вопросы для обсуждения:

1. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. Физиологические основы эмоций.

2. Теории эмоций.

3. Понятия «эмоции» и «чувства», их отличия и связь.

4. Классификация и виды эмоций и чувств и функции эмоций и чувств.

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2003, 2010. Глава 16.

Список источников литературы:

Бреслав Г. Психология эмоций. М.: Смысл; Академия, 2008.

Семинар 6. Воля и Внимание

 

Цель занятия: проанализировать сущность, мотивационные аспекты волевых действий, рассмотреть структуру волевого акта и волевые свойства личности. проанализировать сущность, свойства, основные виды процесса внимания.

Понятия: воля, произвольные и волевые действия, структура волевого акт, волевые свойства личности, внимание, очаг оптимальной возбудимости, доминанта, ориентировочный рефлекс, произвольное, непроизвольное, послепроизвольное внимание, свойства внимания.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о воле. Общая характеристика волевых действий.

2. Структура волевого акта.

3. Волевые качества человека и их развитие. Патология воли.

4. Понятие о внимании, физиологические основы внимания.

5. Теории внимания.

6. Основные виды и свойства внимания.

 

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2003, 2010. Глава 14 и 16.

Список источников литературы:

1. Выготский Л. С. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте//Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М, 1983. Т. 3. С. 454—465.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.: АСТ, Астрель, 2008. - 196 с.

3. Гуревич П. С. Психология. Учебник. М.: Юнити-Дана, 2012. - 320 с.

4. Казанская К. О. Основы психологии. Конспект лекций. Учебное пособие. М.: А-Приор, 2010. - 145 с.

5. Куприна О. А. Общая психология. Хрестоматия, учебно-методический комплекс. М.: Евразийский открытый институт, 2011. - 255 с..

6. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ Спб.: Питер, 2004. Раздел II. Часть 1. Глава 3.

7. Марцинковская, Т. Д. Общая психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Т. Д. Марцинковская. - М.: Академия, 2010

8. Першина, Л. А.Общая психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Першина Людмила Алексеевна. - М.: Акад. Проект, 2004. - 436 с.; 21 см. - (Gaudeamus) (Учебное пособие для вузов).

9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Директ-Медиа, 2008. - 1859 с

 


 

Семинар 1. Ощущение и восприятие

 

Цель занятия: проанализировать сущность, физиологические основы, свойства, основные закономерности и виды процесса ощущения, проанализировать специфические особенности, физиологические основы, свойства и виды процесса восприятия.

Понятия: ощущение, анализатор, свойства ощущений, пороги и чувствительность, адаптация, контраст, сенсибилизация, интерференция, синестезия, развитие чувствительности, экстероцептивнные, интероцептивные и проприоцептивные ощущения. восприятие, свойства восприятия, внутрианализаторные и межанализаторные нервные связи, зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое виды восприятия, восприятие пространства, времени и движения, наблюдение и наблюдательность.

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Понятие и физиологические основы ощущений.

2. Основные свойства и характеристики ощущений.

а) пороги и чувствительность;

б) адаптация;

в) взаимодействие ощущений;

г) контраст.

3. Понятие и физиологические основы восприятия.

4. Виды восприятия.

5. Предмет и фон в восприятии; взаимоотношения целого и части. Восприятие пространства, времени и движения.

 

Основной список литературы

1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2003, 2010. Глава 7.

2. Марцинковская, Т. Д. Общая психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Т. Д. Марцинковская. - М.: Академия, 2010.

 

 

Дополнительный список литературы

1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.: АСТ, Астрель, 2008. - 196 с.

2. Гуревич П. С. Психология. Учебник. М.: Юнити-Дана, 2012. - 320 с.

3. Куприна О. А. Общая психология. Хрестоматия, учебно-методический комплекс. М.: Евразийский открытый институт, 2011. - 255 с.

4. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ Спб.: Питер, 2004. Раздел II. Часть 1.Глава 1.

5. Психология ощущений и восприятия, изд.2-е, /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.Б. Любимова и М.Б.Михалевой М.: ЧеРо, 1999.

6. Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. – СПБ.: Питер, 2003. Глава 1.


 

Семинар 2. Память

 

Цель занятия: проанализировать сущность, физиологические основы, виды, основные закономерности функционирования процессов памяти.

Понятия: память, временные связи, реверберация, консолидация следов, кратковременная, долговременная, оперативная память, запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение, забывание.

Вопросы для обсуждения:

1. Общее понятие о памяти и её значение в жизни человека.

2. Виды памяти.

3. Физиологические и психологические теории памяти.

4. Общая характеристика процессов памяти

а) запоминание;

б) сохранение и забывание;

в) воспроизведение.

 

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2003, 2010. Глава 10.

Список источников литературы:

1. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. М.: Директ-Медиа, 2008. - 1602 с.

Или

2. Черемошкина Л. В. Психология памяти. Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 320 с.

3. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию/ Пер.с англ; Под ред. А.Р.Лурия. М.: Мир, 1974. С.313-419.

4. Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. Т.2. М.,1987. С.5-294.

5. Хофман И. Активная память: Экспериментальные исследования и теории человеческой памяти. М.:Прогресс, 1986.

6. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ СПб.: Питер, 2004. Раздел II. Часть 1.Глава 4.

 


 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.