Принцип историзма как основание европейского исторического сознания: классические версии. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Принцип историзма как основание европейского исторического сознания: классические версии.

2017-11-17 436
Принцип историзма как основание европейского исторического сознания: классические версии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Историзм — принцип рассмотрения мира, природных и социально-культурных явлений в динамике их изменения, становления во времени, в закономерном историческом развитии, предполагающий анализ объектов исследования в связи с конкретно-историческими условиями их существования.

Термин как обозначение универсального метода «наук о духе» введен во всеобщее употребление В. Дильтеем в кон. 19 в. Однако в более широком значении, термин «историзм» используется для характеристики социально-философских воззрений французских материалистов 18 в. Дж.Вико, Вольтера, Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро, выдвинувших идею социального прогресса – поступательного развития человечества от низших ступеней к высшим. Выдающаяся роль в развитии философии истории середины 19 в. принадлежит немецкой классической философии. Фундаментальным основанием философии истории Г.В.Ф.Гегеля является идеалистический панлогизм – обозрение исторического процесса как закономерного этапа развития абсолютной идеи. Взгляд на общество как на отчужденное бытие саморазвивающегося абсолютного духа позволяет увидеть его как процесс поступательного развития, подчиненный объективным закономерностям. Исторический прогресс Гегель связывал с реализацией идеи свободы, с достижением условий которой историческое развитие заканчивается.

Исторический материализм К.Маркса – новый крупный этап в развитии западноевропейского историзма. Если Гегель, полагая, что материя лишь разнообразится в пространстве, сужал применение принципа историзма до анализа духовных образований, то историзм Маркса охватывал сферы природы, общества и человеческого познания. Являясь продуктивным синтезом диалектического метода Гегеля и современной ему исторической науки, историзм Маркса соотносил исторический прогресс с развитием материальных производительных сил общества. Полемически заостряя значение этого принципа в научном познании, Маркс утверждал, что существует «единственная подлинная наука о человеке» – история, история природы и история деятельности людей, тесно связанные между собою. Рассмотрение предмета в его самодвижении и развитии, а также в диалектической связи с другими явлениями способно, по мысли Маркса, обеспечить объективность и всесторонний характер научного исследования.

В постгегелевском самосознании европейской культуры, рассматривавшем духовное начало как воплощение человеческой деятельности («дух времени», «дух народа», «воля», «дух европейской культуры»), понятие историзма характеризовало установку на изучение процесса изменения культуры как формы человеческого бытия. Процесс исторического познания у Дильтея представал как понимающее переживание человеком тотальности исторического опыта, «континуальности знания и действия».. Дильтеевская критика исторического разума направлена против схематизированного рационализма абстрактного гносеологического субъекта, оторванного от контекста исследовательской практики.Однако культурно-историческая нагруженность историзма чревата опасностью релятивизации человеческих ценностей, нигилизмом, гипостазированием субъективных оценок, на что указывал Ф. Ницше.

Концепции циклического развития цивилизаций (О.Шпенглер, А.Тойнби), бросающие вызов линейному прогрессизму новоевропейского историзма, отражали представления о ценности социально-культурного многообразия и отвергали схему глобального исторического процесса как недопустимую универсализацию опыта Западной Европы (см. Европоцентризм).

 

Драматургия истории в интерпретации представителей классического историзма: основные концепты.

Гердер

Гердер пишет, что человек, созданный по образу и подобию Бога-творца, является богом на земле. Бог всегда ассоциируется с чем-то светлым, справедливым, гуманным. Соответственно, человеку, прототипу Бога, с самого сотворения был предначертан жизненный путь, "рука об руку" с гуманностью. Гуманность есть то,ради чего творятся все добрые деяния, зло, в свою очередь, - преступление против духа гуманности.

Воспитание в себе гуманности – вот в чем заключается смысл человеческого существования, поскольку человек по своей сути не склонен стремиться к непостижимому и оплакивать невозможность его достичь, а самое высокое и чистое, что может быть у человека – это гуманный дух. В любых условиях и при любом укладе жизни человек должен стремиться к этой самой высоте, ибо все хорошее, что делалась в ходе развития истории исходя из принципов гуманности, и все плохое, являвшее собой преступление против него, есть борьба двух заложенных Богом начал – силы и слабости, низменности и благородства. Но воспитание личности в духе гуманизма невозможно без участия разума, который, к сожалению, зачастую используется человеком для совершения злых деяний. Согласно Гердеру, однажды разум все-таки одержит окончательную победу."

Кант

Идея Канта заключается в следующем, у всего есть смысл и все должно развивать, так задумано природой. Человеческий род - бессмертен, значит и развитие его может длиться бесконечно долго переходя от поколения к поколению, а всемирная история это такой взгляд на развитие человечество на его пути к полному развитию человеческих задатков которыми его наградила история. История следит за постепенным просвещением человеком, не смотря, на всего его неуда Человека в его действиях нельзя отнести ни к животному, ни к человеку разумному. Так как действиями, которые мы совершаем, порой управляет иррациональная часть нашего мозга. Наше тщеславие, злоба, лицемерие, желание обогатиться. Кант, в этих бессмысленных поступках раскрывает не цель человека, а цель природы «на основании которой у существ, действующих без собственного плана, все же была бы возможна история согласно определенному плану природы.Согласно Канту, высшей точкой исторического развития все народов, живущих на Земле, является становление государства, которое поистине можно назвать правовым и где соблюдаются все этические нормы, тем самым оно являет собой результат работы чистого и нравственного сознания – разума. Одной из основных предпосылок для построения правового общества Кант считает мир между народами, а основными ценностями, помогающими такому строительству – гармоничное сочетание принятых законов с человеческой свободой, нацеленность индивида на взаимодействие с окружающим его обществом, воспитание и просвещение, экономические и политические факторы при этом играют лишь второстепенную роль. Но этой цели нельзя достичь в одночасье, здесь необходимы долгие годы разумной деятельности и культурного развития человека, который изначально является природным существом, и лишь в процессе своего развития постепенно становится разумным, обретает способность к критическому мышлению, стремится к взаимодействию с другими людьми и постижению окружающего его мира.Борьба со злом, которое исходит от самого же человека, в конечном итоге продит его к постижению вечных идеалов, необходимых для создания открытого и толерантного общества - "всеобщего правового гражданского общежития"чи и падения человечество, он извлекает урок и позволяет двигаться вперед.

Гегель

«Субстанцией и сущностью духа является свобода», - согласно Гегелю свобода является основополагающим качеством духа, т.е. именно из понятия свободы вытекают все представления о действительности.[1] Человек является свободным априори, однако важную роль играет его осознание собственной свободы. Представление о человеке как о свободном существе возникли еще у древних греков, однако не все люди обладали свободой, по их мнению, именно поэтому и существовало рабство. Человечеству понадобилось много времени для прихода к осознанию свободы как качества, присущего всем и каждому. Прогресс напрямую связан со степенью осознания человеком наличия свободы в себе. Получается, что человеческая свобода является двигателем исторического прогрессаРабота отдельно взятого человека над своим сознанием, над освобождением своего разума от всевозможных стереотипов и страстей, ведет к своеобразному очищению разума. Освободившись от довлеющих нагромождения всевозможных страхов, сняв некоторые внутренние запреты, человек становится более свободным. Круг его возможностей расширяется, открывается широкое поле для его деятельности. Отдельно взятый человек – болтик в огромной машине истории, но его движение вперед влечет за собой и исторический прогресс. Поиск свободы является неотъемлемой частью жизни как отдельно взятого человека, так и целого поколения.

В философии истории Гегель рассматривает развитие государств в развитии мирового разума. Гегель рассматривает особенности развития нравственности и права, и уже согласно этим двум понятиям развитие государства. Основная идея заключается в постижении свободы. То есть всемирная история, как история «мирового разума» имеет своей целью развитие свободы. Развитие свободы происходит постепенно, в каждой исторической эпохе присутствует «исторический дух» и представителем этого духа является наиболее развитый народ.

Такое развитие мира для Гегеля есть доказательство его разумности и наличия «мирового разума». Важно отметить, что важен результат, а процесс. Так как от каждой эпохи остаются определённые черты, которые получают большее развитие в последующие эпохи.

Согласно Гегелю, государство основывается на идеи духовности, которая выражается в человеческой воле и её свободе. Ключевое понятие, на котором строится развитие любого "действительного" государства – дух народа, которым пропитаны все сферы человеческой деятельности. Но необходимым условием является знание самого человека об этом духе и сознание своего единства с ним, поскольку "нравственность есть единство субъективной и всеобщей воли".[1].Задачей религии является познание истины и идеи о едином или раздельном существовании человека и Бога. Таким образом, религия и принцип государства тесно связаны между собой. По этой причине государство основано на религии.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.