Анализ изменений таможенно-тарифного регулирования в России в связи со вступлением в Таможенный союз — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Анализ изменений таможенно-тарифного регулирования в России в связи со вступлением в Таможенный союз

2017-11-17 332
Анализ изменений таможенно-тарифного регулирования в России в связи со вступлением в Таможенный союз 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Анализируя российскую систему таможенно-тарифного регулирования до вступления в Таможенный союз, можно сделать вывод, что в целом она соответствовала международным требованиям, однако имела ряд особенностей.

Во-первых, обращено внимание на сравнительно высокий, в том числе на фоне других стран СНГ, уровень тарифной защиты внутреннего рынка: средневзвешенная ставка ввозных пошлин составляла в 2008 г. 11,17%. Причем в отличие от большинства стран мира указанная величина в России в текущем десятилетии имела тенденцию к росту.

Во-вторых, указано на существенную долю импорта, охваченного международными тарифными пиками (на долю позиций со ставками свыше 15% в 2006 г. приходилось 18,4% их общего числа) и неадвалорными пошлинами (26% его стоимости в 2007 г.).

В-третьих, констатируется сравнительно низкая степень дифференциации (разброса ставок) импортного тарифа, что затрудняет реализацию структурных задач тарифной политики и не в полной мере соответствует потребностям динамично развивающейся российской экономики. Отмеченное, вкупе с большим числом тарифных пиков и неадвалорных ставок, говорит о преимущественно фискальной направленности национального таможенного тарифа.

В-четвертых, в качестве характерной черты российской таможенно-тарифной политики называется сохранение экспортных пошлин на широкий круг товаров. Несмотря на трехкратное сокращение числа облагаемых пошлинами товаров в 2005-2007 гг. (отменены на многие виды продукции с высокой добавленной стоимостью), к концу 2007 г. вывозные пошлины действовали в отношении 397 товарных позиций (на уровне 10 знаков ТН ВЭД). Экспортные пошлины служат для нашей страны инструментом изъятия природной ренты (нефть и газ), ограничивают вывоз ряда товаров (аграрные товары, лес круглый, лом и отходы металлов), пополняют доходы бюджета (полимеры, металлы, рыба и морепродукты).

Отличительной чертой таможенно-тарифного регулирования в РФ является частое изменение ввозных и вывозных таможенных пошлин. В 2007 г., например, были изменены ставки импортных пошлин по 1570 тарифным позициям. С одной стороны, изменения позволяют учитывать сдвиги в структуре товарных потоков, решать задачи развития национальной экономики, но с другой – создают неопределенность и риски для отечественных и зарубежных предпринимателей.

Вступление России в Таможенный союз стало большим шагом к решению многих таможенно-тарифных проблем в России. Происходит принятие важных соглашений, в первую очередь к ним относятся соглашения, подписанные 25 января 2008 г.: «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе», «О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран», «О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам» и др. Некоторые положения, регулирующие указанные вопросы, содержатся также в Протоколе «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе», подписанном 11 декабря 2009 г.

Изменения, произошедшие с 1 января 2010 г. в тарифном регулировании, коснулись абсолютно всех российских компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью. В основном это связано с тем, что в рамках созданного Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии вступил в силу Единый таможенный тариф, введена единая система тарифных льгот и преференций, а также применяется единая товарная номенклатура. На этапе формирования Таможенного союза одним из главных вопросов являлось обсуждение ставок Единого таможенного тарифа (далее - ЕТТ). Оказалось, что изначально ставки пошлин у трех стран совпадали только на 40%. В связи с этим начался долгий процесс унификации ставок почти по 11 тыс. товарных позиций.

Ставки российского таможенного тарифа, действующего на территории Российской Федерации до 1 января 2010 г., также претерпели существенные изменения и в большинстве своем снизились. В частности, значительные изменения коснулись более 300 позиций технологического оборудования, устройств и механизмов, ставки на которые были обнулены. Незначительные изменения ставок в сторону увеличения произошли в отношении мясной и молочной продукции, а также черных металлов. Безусловно, значительные изменения тарифной политики стран Таможенного союза повлияли на размер пошлин, собираемых таможенными органами в бюджет. Так, по оценке министра финансов России, введение ЕТТ сократит поступления в российский бюджет на 50 - 60 млн долл. США в год.

Страны - участницы Таможенного союза договорились об установлении тарифных квот в отношении сельскохозяйственных товаров (группы 01 - 24 ТН ВЭД ТС) при их ввозе на территорию Таможенного союза. Тарифные квоты означают возможность ввоза определенного количества товара по сниженной ставке пошлины. В случае превышения квоты импортер обязан уплатить более высокую ставку импортной пошлины. Тарифные квоты устанавливаются и распределяются между странами-участницами Комиссией ТС.

В конце 2008 г. страны Таможенного союза подписали Протокол о единой системе тарифных преференций, которая применяется с 1 января 2010 г. Тарифные преференции дают право импортерам применять нулевые либо сниженные ставки ввозной таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товаров.

В рамках применения единой системы преференций на уровне Комиссии ТС утверждены:

· Перечень развивающихся стран (103 государства) - снижение ставки ввозной пошлины на 25%;

· Перечень наименее развитых стран (49 государств) - применение нулевой ставки ввозной пошлины;

· Перечень преференциальных товаров (товары из 49 товарных групп).

Условия применения тарифных преференций аналогичны тем, что установлены в рамках национальной преференциальной системы в России.

Одним из важнейших вопросов тарифного регулирования по-прежнему остается возможность применения компаниями, осуществляющими внешнеторговую деятельность, тарифных льгот - освобождений от уплаты ввозных таможенных пошлин (вне зависимости от страны происхождения товара). Основные тарифные льготы (например, в отношении гуманитарной и технической помощи, при ввозе товаров в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал, в отношении транспортных средств, осуществляющих международные перевозки) закреплены в Соглашении о едином таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008.

Создание Таможенного союза способствовало росту внешней и взаимной торговли государств-членов, объем которой вырос на треть по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, также как объем поступлений по импортным пошлинам. С ноября 2010 г. восстановился докризисный уровень внешнеторгового оборота государств-членов Таможенного союза. После устранения таможенного оформления товаров Таможенного союза, перемещаемых через общие границы государств-членов, быстро растет объем приграничной торговли, расширяются кооперационные связи предприятий.

Необходимо понимать, что для предприятий в целом играет роль не сам по себе Таможенный союз как организационное решение, а те изменения законодательства и процессов, которые сопутствуют этому решению, в первую очередь, это новые правила игры в таможенной сфере. Таможенный кодекс Таможенного союза в большей степени соответствует международным соглашениям, следовательно, для любого международного контракта и его участников сумма ожиданий должна в большей степени совпадать с реальностью. Предпринимательское сообщество при этом отмечает ряд основных положительных преимуществ Таможенного союза для развития бизнеса:

· более четкое соблюдение законодательства по основным вопросам таможенного контроля;

· нормы таможенного регулирования в основном прозрачны и однозначны, исключают произвольное толкование;

· единое таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;

· свободное перемещение товаров во взаимной торговле;

· расширение рынков сбыта товаров и услуг с минимизацией издержек;

· повышение безопасности производства и потребления товаров (разработка и утверждение единых для ТС технических регламентов);

· улучшение качества товаров и услуг (за счет повышения конкуренции в рамках ТС);

· расширение инвестиционной деятельности;

· развитие производственной кооперации, создание устойчивых производственных цепочек.

По мнению предпринимательского сообщества, проблемы бизнеса, связанные с функционированием ТС, прежде всего, возникали вследствие рассогласования действий таможенных органов в новых условиях. Общеизвестны факты "усиления" контроля на границе вместо его отмены, контроля в отношении всех товаров вместо тех, что перечислены в Протоколе о временных изъятиях; требование документов, подтверждающих происхождение товаров, в тех случаях, когда этого быть уже не должно; требования копий документов, подтверждающих выпуск товаров для внутреннего потребления на территории ТС, отказ в оформлении ряда документов и т.п. - все эти проблемы могут быть квалифицированы как превышение таможенными органами своих полномочий.

По мнению ряда экспертов, одним из факторов, снижающих эффективность реализации таможенного регулирования в ТС оказывает принятый в ноябре 2010г. закон №311-Ф3 «О таможенном регулировании в РФ», раскрывающий и дополняющий ТК ТС для российской стороны. Фактически закон создает внутри ТС отдельную российскую таможенную территорию, со своими правилами игры и собственным внутренним таможенным законодательством. Поэтому для эффективного решения проблем, связанных с функционированием ТС, а точнее -для того, чтобы российский бизнес почувствовал преимущества работы в условиях ТС, необходимо системное согласование политики КТС (Комиссия таможенного союза) и ФТС России в соответствии с общими целями, задачами и способами их решения на разных уровнях, вплоть до конкретного таможенного инспектора.

 

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.