Анализ законодательной литературы по уничтожению химического оружия — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Анализ законодательной литературы по уничтожению химического оружия

2017-11-17 668
Анализ законодательной литературы по уничтожению химического оружия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Нормативно-правовые акты, которые регулируют уничтожение химического оружия можно разбить на 2 группы – это международные и внутренние.

Международные документы по вопросам запрещения химического оружия

¾ Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении;

¾ Женевский Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств, 1925 год.

Основным документом на основании, которого ведется уничтожение химического оружия не только в России, но и во всем мире является «Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении».

Главным обязательством конвенции, налагаемым на ее участников, является запрет на производство и применение химического оружия, а также уничтожение всех его запасов. Вся деятельность, связанная с уничтожением, контролируется Организацией по запрещению химического оружия (ОЗХО).

Ключевые пункты Конвенции:

¾ Запрещение производства и применения химического оружия

¾ Ликвидация (или использование в других целях) мощностей по производству химического оружия

¾ Уничтожение всех запасов химического оружия (включая запасы, находящиеся за пределами территории государства)

¾ Взаимопомощь между государствами и взаимодействие с ОЗХО в случае применения химического оружия

¾ Инспекции ОЗХО с целью контроля над производством химикатов, из которых может быть изготовлено химическое оружие

¾ Международное сотрудничество в мирном использовании химикатов в соответствующих областях

Смысл принятия Конвенции о химическом оружии в наиболее сжатом виде отражен в преамбуле, где говорится: «…будучи преисполнены решимости в интересах всего человечества полностью исключить возможность применения химического оружия посредством осуществления положений настоящей Конвенции». Далее в преамбуле говорится о пользе мирной химии и желании поощрять свободную торговлю химикатами, а также международное сотрудничество в области химической деятельности, не запрещаемой по Конвенции.

В статье I излагаются общие обязательства каждого государства-участника по Конвенции. Конвенция запрещает государству-участнику применять химическое оружие или проводить военные приготовления к применению химического оружия. Кроме того, государство-участник никогда не должно «разрабатывать, производить, приобретать иным образом, накапливать или сохранять химическое оружие или передавать прямо или косвенно химическое оружие кому бы то ни было». Аналогичным образом, государство-участник не может содействовать или оказывать помощь какой-либо деятельности, осуществляемой отдельными лицами, группами или другим государством и запрещаемой по Конвенции. Согласно статье I, государство-участник должно уничтожить все запасы химического оружия, которые находятся в его владении, а также все объекты по производству химического оружия (ОПХО) на своей территории и любое химическое оружие, которое оно могло оставить на территории другого государства-участника. Кроме того, согласно статье I, химические средства борьбы с беспорядками (например, слезоточивый газ) запрещается использовать в качестве средства ведения войны.

В статье II КХО содержатся определения и критерии, подлежащие использованию в ходе осуществления Конвенции.

В статье III содержится требование о представлении объявлений в ОЗХО каждым государством-участником не позднее чем через 30 дней после того, как Конвенция вступает в силу для этого конкретного государства-участника. Государство-участник должно объявить, владеет ли оно химическим оружием и/или ОПХО, а также свои планы их уничтожения. Кроме того, оно должно объявить любые другие объекты, предназначенные для разработки химического оружия, такие как лаборатории, и владение или невладение химическими средствами борьбы с беспорядками. В этих объявлениях также содержится подробная информация о наличии или отсутствии у государства-участника старого химического оружия на его территории и факт оставления химического оружия на территории другого государства-участника или наличия на его территории такого оружия, оставленного другим государством-участником. Химическое оружие, которое было захоронено после 1977 года или сброшено в море, после 1 января 1985 года также подлежит объявлению.

Статьи IV и V касаются требования об уничтожении государствами-участниками своего химического оружия и ОПХО, включая представление подробных планов уничтожения и ежегодных объявлений о ходе операций по уничтожению. В случае ОПХО государства-участники могут запросить их конверсию на использование в мирных, незапрещаемых целях. Ответственность за покрытие расходов по уничтожению и/или конверсии и расходов по проверке деятельности по уничтожению, проводимой ОЗХО, лежит на самих государствах-участниках. Предполагается, что деятельность по уничтожению и/или конверсии будет завершена в течение десяти лет после вступления в силу Конвенции. В Конвенции предусмотрена возможность одноразового продления окончательного срока уничтожения химического оружия на период до 5 лет - 2012 года.

Статья VI касается «деятельности, не запрещаемой по настоящей Конвенции», т.е. деятельности, известной как режим нераспространения или режим проверки промышленности. Государства-участники должны обеспечить, чтобы токсичные химикаты и их прекурсоры разрабатывались, производились, передавались и использовались исключительно в мирных целях. Объекты, производящие списочные химикаты и конкретные органические химикаты, подпадают под механизмы контроля и отчетности, осуществляемые государством-участником, и инспекции, проводимые ОЗХО.

Статья VII касается национальных мер по осуществлению Конвенции и содержит требование о том, чтобы каждое государство-участник приняло на национальном уровне законодательство об осуществлении, предусматривающее уголовное наказание в контексте национального уголовного права за нарушение содержащихся в Конвенции запретов, и информировало ОЗХО о мерах, принятых для осуществления Конвенции. Согласно этой статье государства-участники обязуются сотрудничать в области правовой помощи, безопасности и окружающей среды. Эта статья требует также учреждения Национального органа для поддержания связей между государством-участником и ОЗХО.

Согласно статье VIII учреждается Организация по запрещению химического оружия, или ОЗХО, в качестве осуществляющего Конвенцию органа со штаб-квартирой в Гааге, Нидерланды. Организация состоит из трех главных органов: Конференции государств-участников, Исполнительного совета и Технического секретариата.

В статье IX предусматриваются процедуры проведения консультаций и разъяснений в случае возникновения обеспокоенностей относительно возможного несоблюдения Конвенции. Кроме того, там содержатся процедуры представления запроса и проведения инспекций по запросу в любом государстве-участнике, если имеются сомнения относительно соблюдения им Конвенции. Любое государство-участник может запросить инспекцию по запросу в любом месте на территории другого государства-участника.

Статьи Х и XI касаются, соответственно, помощи и защиты, предоставляемых государству-участнику в случае нападения или угрозы нападения с применением химического оружия, а также международного сотрудничества в области экономического и технического развития государств-участников.

Статья XII касается мер по обеспечению соблюдения, включая санкции в отношении государства-участника, не соблюдающего свои обязательства по Конвенции. Помимо принятия мер по исправлению положения, санкций или ограничения прав и привилегий и т.д., в особо серьезных случаях Конференция доводит данную проблему до сведения Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Совета Безопасности.

Статьи XIII-XXIV касаются различных вопросов, таких как взаимосвязь с другими международными соглашениями, урегулирование споров, внесение поправок в Конвенцию, срок действия Конвенции и выход из нее, вступление в силу и т.д.

Важными внутренними документами по уничтожению химического оружия стали Федеральный закон от 02.05.1997 N 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия» и Федеральный закон от 5 ноября 1997 г. № 138-ФЗ «О ратификации Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении», с данных законов и началось уничтожение химического оружия в России.

Подписав, а затем и ратифицировав Конвенцию, Россия серьезно взялась за организацию довольно сложного её выполнения. По условиям Конвенции все запасы ОВ, объекты на которых происходило их уничтожение и вся промышленно-производственная база, где раньше производилось ХО, должны быть уничтожены в течение 10 лет. Причем особо оговорены конкретные сроки ликвидации запасов - 1% (400 т) ОВ через 3 года, 20% (8000 т) через пять лет, 45% (18000 т) должны быть ликвидированы через 7 лет и полностью уничтожается все на десятый год действия Конвенции. Для уничтожения ОВ должны быть построены и приняты международными органами специальные экологически чистые объекты-заводы, на которых под строгим международным контролем должна происходить их ликвидация.

Для этого Правительство и Президент России осуществили разработку и принятие комплекса законов и подзаконных актов, в частности:

¾ Распоряжением Президента от 12.06.92 г. № 304-РП «О первоочередных мерах по подготовке к выполнению международных обязательств России в области уничтожения запасов химического оружия» был определен круг вопросов, решаемых в связи с этим;

¾ Указом Президента РФ от 19.02.92 г. № 160 был образован «Комитет по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия при Президенте РФ» - основной центральный орган, осуществляющей координацию и контроль в области обеспечения выполнения всех международных обязательств России по уничтожению и контролю за химическим и биологическим (бактериологическим) оружием. Позднее этот орган был переподчинен Правительству РФ;

¾ Распоряжением Президента РФ от 09.08.93 г. № 555-РП создана «Правительственная комиссия по выбору районов размещения объектов по уничтожению химоружия на территории РФ»;

¾ Указом Президента РФ от 24.03.95 г. № 314 «О подготовке РФ к выполнению международных обязательств в области химического разоружения» организуется работа по подготовке к уничтожению ХО: образована Межведомственная комиссия по химическому разоружению, а также определены задачи всем министерствам и ведомствам, которые должны участвовать в ликвидации запасов ОВ и самой промышленной базы.

Одновременно с принятием нормативных актов начинается разработка первой Федеральной программы «Уничтожение запасов химического оружия в РФ», которая принята постановлением Правительства РФ от 21.03.96 г. № 305 (с изменениями и дополнениями от 5.07.2001 г. № 542). С 13 апреля того же года этой Программе присваивается статус Президентской (постановление Правительства РФ от 13.04.96 г. № 542).

¾ Федеральными законами от 2.05.97 г. № 376-ФЗ и от 5 ноября 1997 г. № 138-ФЗ принимаются государственные решения «Об уничтожении ХО» и «О ратификации Конвенции о запрещении разработок, производств, накопления и применения ХО и о его уничтожении».

¾ Распоряжением Президента РФ от 12.06.98 г. № 304-РП «О первоочередных мерах по подготовке России к выполнению международных обязательств в области уничтожения запасов ХО» еще раз определяется круг задач по организации уничтожения.

В соответствии с Федеральным законом от 2 мая 1997 г. № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия», где впервые в практике российского законодательства регулируются вопросы, относящиеся к сфере национальной безопасности в области разоружения с учетом интересов и прав субъектов РФ.

Особое внимание следует обратить на нормы данного закона, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций. Так, ст. 19 Закона устанавливает право граждан на возмещение вреда вследствие чрезвычайных ситуаций, возникших при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия.

Граждане, проживающие и работающие в зонах защитных мероприятий, имеют право на возмещение вреда, причиненного их здоровью вследствие чрезвычайных ситуаций, возникших при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия.

Возмещение ущерба, причиненного объектам окружающей среды вследствие техногенных чрезвычайных ситуаций, возникших при проведении данных работ, предусматривается законодательством Российской Федерации.

Законом обуничтожении химического оружия предусматривается охрана окружающей среды, которая имеет следующие основные задачи: надзор за разработкой безопасных технологий уничтожения химического оружия, полностью исключающих или в максимальной степени снижающих негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, за строительством объектов по уничтожению химического оружия и контроль за безопасностью ведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, разработка и утверждение экологических нормативов выбросов и сбросов токсичных химикатов и отходов, образующихся в процессе уничтожения химического оружия, в окружающую среду; оценка фонового состояния окружающей среды в зонах защитных мероприятий и динамический контроль за его изменением; разработка и внедрение эффективных методов оценки состояния окружающей среды на объектах по хранению химического оружия и на объектах по уничтожению химического оружия, а также в зонах защитных мероприятий.

Закон об уничтожении химического оружия – устанавливает правовые основы проведения комплекса работ поуничтожению химического оружия, хранящегося на территории РФ, и по обеспечению безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении указанных работ.

Законом установлено, что ответственность за ущерб, причиненный техногенной чрезвычайной ситуацией, лежит на объекте экономики, являющемся ее источником. Ст. 5 данного закона определяет правовой режим объектов по уничтожению химического оружия: такие объекты, как и само химическое оружие, изымаются из хозяйственного оборота и находятся в исключительном ведении Российской Федерации. Однако, при этом вопросы статуса юридических лиц, эксплуатирующих указанные объекты, затронуты косвенно. Юридической основой создания этих объектов являются подзаконные акты – постановление Правительства РФ от 17 апреля 1998 № 402 «О первоочередных мероприятиях по созданию объектов по уничтожению химического оружия в Российской Федерации»; постановление Правительства РФ от 8 февраля 1999 г. № 143 «О порядке посещения объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия» и др. Из данных нормативно-правовых документов следует, что объекты по уничтожению химического оружия создаются при воинских частях. Статус военных и оборонных объектов определяется в Федеральном законе от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», ст. 1 которого устанавливает исключительную федеральную собственность на имущество Вооруженных сил РФ.

Следует отметить, что законодательство, регламентирующее деятельность объектов по уничтожению химического оружия, нуждается в обособлении в отдельную группу. Такие объекты являются разновидностью опасных производственных объектов, но в силу реализации Российской Федерацией международных обязательств по Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, а также в целях снижения риска причинения вреда в процессе уничтожения химического оружия, законодательством устанавливаются дополнительные требования к их эксплуатации.

Как показали результаты работы первых лет по ликвидации химического арсенала важными, если не главными являются вопросы правовой и социальной защиты гарантий людей, непосредственно работающих с химическим оружием, живущих в районах, где хранятся его запасы и идет их уничтожение [16].


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.