Создание и внедрение системы экологического менеджмента на основе серии стандартов ГОСТ р ИСО 14000 на объекте по уничтожению химического оружия города Почеп Брянской области — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Создание и внедрение системы экологического менеджмента на основе серии стандартов ГОСТ р ИСО 14000 на объекте по уничтожению химического оружия города Почеп Брянской области

2017-11-17 338
Создание и внедрение системы экологического менеджмента на основе серии стандартов ГОСТ р ИСО 14000 на объекте по уничтожению химического оружия города Почеп Брянской области 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет охраны труда и окружающей среды

Кафедра социальной экологии и природопользования

 

 

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ
Заведующий кафедрой д-р биол. наук, профессор
___________ В.М.Зубкова
«____»_______________ 2012 г

 

Дипломная работа

на тему:

СОЗДАНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ОСНОВЕ СЕРИИ СТАНДАРТОВ ГОСТ Р ИСО 14000 НА ОБЪЕКТЕ ПО УНИЧТОЖЕНИЮ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ ГОРОДА ПОЧЕП БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Специальность: 020801.65 – Экология

Специализация: «Экологическая безопасность»

 

Выполнил студент ____________ Гаврилова Е.С. (подпись)

Научный руководитель

к.б.н., доцент ____________Реуцкая В.В. (подпись)

 

Москва 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Введение……………………………………………………………………...……4

Глава 1.

Система экологического менеджмента на предприятии: теоретический анализ литературы ………………………………….…..………………………………...6

1.1. Понятие экологического менеджмента предприятия…………….…….…6

1.2. Необходимость создания систем экологического менеджмента на предприятиях в соответствии со стандартами серии ИСО 14000 и преимущества от введенной системы …………………………………...……..16

1.3. Охрана окружающей среды, как необходимое условие функционирования современных предприятий………………………….........23

Глава 2.

Специфика организации охраны окружающей среды в сфере уничтожения химического оружия ………………….……………………………..…….……30

2.1. Химическое оружие и программа по его уничтожению...……..............30

2.2. Анализ законодательной литературы по уничтожению химического оружия………………..…………………………………………………………..37

2.3.Организация охраны окружающей среды и обеспечение безопасности на объектах по уничтожению химического оружия)…………………… …....46

Глава 3.

Проект создания и внедрения системы экологического менеджмента объекта по уничтожению химического оружия г.Почеп Брянской области………....55

3.1. Обоснование необходимости и целесообразности внедрения системы экологического менеджмента на объекте …………………………………..…55

3.2. Основные мероприятия реализации проекта ……………………...…….60

3.3Оценка функционирования и результативности созданной системы экологического менеджмента и ее преимущества для данного объекта….…

Заключение………………………………………………..…………..………….79

Список литературы……………………………………………………...……….82

Приложение..…………………………………….. …………….…….………...83

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На протяжении многих лет мировое сообщество стремится ликвидировать ядерное и химическое оружие как оружие массового поражения, что является комплексной, многоплановой и чрезвычайно сложной в реализации проблемой. Она требует одновременного решения как технических, проектных, строительных, так и эксплуатационных задач, создания необходимой правовой базы с учетом полного обеспечения технологической и экологической безопасности, а также экологических прав и законных интересов населения, проживающего на соответствующей территории.

Уничтожение химического оружия является актуальной проблемой для России и всего мира, однако, очень важно при данной деятельности заботиться об экологической безопасности и охране окружающей среды, потому как объекты по уничтожению химического оружия являются источниками повышенной опасности для экологии окружающей среды.

В настоящее время экологическая безопасность является одним из ключевых условий деятельности предприятия.

В последние годы различного рода организации становятся все более заинтересованными в том, чтобы добиться достаточной экологической результативности и демонстрировать ее, контролируя воздействие своей деятельности, продукции или услуг на окружающую среду с учетом своей экологической политики, экологических целей и задач. Они делают это в условиях все большего ужесточения законодательства, развития экономической политики и других мер, направленных на охрану окружающей среды, а также в условиях общего роста озабоченности заинтересованных сторон вопросами состояния окружающей среды, включая устойчивое развитие.

Актуальность данной темы заключается в том, что экологический менеджмент является необходимым условием функционирования современных предприятий, которые должны заботиться об охране окружающей среды и экологии в ходе своей деятельности. Как вид управления экологический менеджмент – это управление, заключающееся в сознательном воздействии человека на природные, техногенные и социальные процессы, а также объекты окружающей среды.

Особенно важен экологический менеджмент на предприятиях, на которых существуют повышенные экологические риски. Объекты по уничтожению химического оружия, безусловно, относятся к таким предприятиям. Создание и внедрение системы экологического менеджмента на объектах по уничтожению химического оружия является важным условием их функционирования.

Объект – предприятия по уничтожению химического оружия.

Предмет – система экологического менеджмента на объектах по уничтожению химического оружия.

Цель – рассмотреть вопросы создания и внедрения экологического менеджмента на объектах по уничтожению химического оружия.

Задачи

1. Рассмотреть теоретические вопросы создания и функционирования экологического менеджмента на предприятиях

2. Проанализировать специфику организации охраны окружающей среды в сфере уничтожения химического оружия

3. Разработать и внедрить проект системы экологического менеджмента объекта по уничтожению химического оружия г.Почеп Брянской области.

 

 

Таблица 1 – Факторы, позволяющие принять решение о внедрении и сертификации СЭМ по ИСО 14001

Фактор Характеристика
Действующее законодательство и механизмы контроля его соблюдения постоянно возрастающее количество политических решений, законов и других нормативных актов, а также механизмов контроля соблюдения содержащихся в них требований.
Конкурентоспособность растущее осознание того, что экологические аспекты, связанные с продукцией и технологиями, могут играть существенную роль в международной конкуренции;   опасения по поводу барьеров в международной торговле, определяемых различными стандартами в области охраны окружающей среды.  
Финансы отрицательное влияние на успешность предприятия аварий и недостатков в производственном экологическом контроле (вопросы ответственности за прошлое загрязнение, расходы на реабилитацию загрязнения, приостановление производственных операций);   внедрение экономических (финансовых) инструментов, таких как налоги или платежи за выбросы, сбросы и отходы, для стимулирования снижения уровня загрязнения;   дополнительные стимулы со стороны государства (лицензирование), банков (более привлекательные условия выдачи кредитов) и страховых компаний (более привлекательные условия страхования);   экономия затрат за счет внедрения методов чистого производства и повышения экологической эффективности.  
Внимание заинтересованных сторон внимание со стороны потребителей, их организаций и широкой общественности (в соответствующем регионе);   возрастающее внимание со стороны третьих сторон, таких как финансовые институты и страховые компании;   внимание со стороны акционеров и работников предприятий.  
Информированность, имидж и репутация растущая информированность деловых кругов по вопросам охраны окружающей среды (ответственное отношение);   корпоративный имидж (общественность, власти);   отрицательное влияние на успешность предприятия аварий и недостатков в производственном экологическом контроле (негативное общественное мнение, ущерб корпоративному имиджу).  

 

Органы государственного управления всех уровней усиливают контроль промышленной деятельности и увеличивают санкции за нарушение экологических норм и условий выдаваемых разрешений. За нарушение требований разрешений и нормативных актов в первую очередь в тех случаях, когда эти требования касаются ситуаций, связанных с повышенным риском для здоровья людей или долговременным ущербом окружающей природной среде, например, подземным водам или качеству почв, вводятся новые, все более серьезные административные и уголовные наказания. К предприятиям предъявляются требования ведения мониторинга, необходимого для подтверждения того, что они соблюдают условия выданных разрешений и требования соответствующих нормативных актов [6].

Власти могут усилить контроль деятельности и менее охотно идти на переговоры и компромиссы с предприятиями, у которых есть проблемы с выполнением условий разрешений и соблюдением нормативных требований, по сравнению с предприятиями, пользующихся репутацией законопослушных. В некоторых случаях предприятиям приходится переносить свои производственные объекты в другое место или осуществлять значительные капиталовложения в новое природоохранное оборудование. В других случаях их вынуждают платить за причиненный ущерб окружающей среде.

Не уделяя должного внимания экологическим проблемам, предприятие рискует потерять свои позиции в конкурентной борьбе на внутренних и международных рынках. Наиболее очевидной причиной являются повышенные издержки, связанные с излишними расходами материалов и энергии. Предприятие, которое неспособно учитывать экологические факторы, может выпускать низкокачественную продукцию, отвергаемую потребителями. Загрязнение и отходы могут вызывать травмы или заболевания работников предприятия или жителей прилегающей территории [7].

Уже сегодня в нашей стране предприятиям приходится учитывать необходимость ответственного отношения к окружающей природной среде и во многих случаях брать на себя ответственность за экологические последствия своей деятельности как неотъемлемой части повседневной деловой практики. До недавнего времени эта тенденция не затрагивала предприятия в новых индустриальных странах. Однако быстрое глобальное развитие в этом направлении деловой практики и соответствующие международные соглашения призваны изменить эту ситуацию. Предприятия с серьезным грузом экологических проблем попросту могут оказаться выброшенными из современного бизнеса. Культура «зеленого потребления» является сегодня существенной рыночной силой. Производители или фирмы, которые непосредственно продают товары конечным потребителям, часто требуют от своих поставщиков выполнения новых, значительно более строгих экологических требований к поставляемой ими продукции. Это могут быть как требования обеспечения всех применимых к экспортируемой продукции норм действующего в стране-импортере экологического законодательства, так и жесткие требования к поставщикам строго соблюдать определенные минимальные экологические критерии, применяемые в соответствующей сфере бизнеса и отрасли производства. Жесткие стандарты качества продукции могут означать, что поставщик должен применять не менее строгие стандарты производства, чем заказчик его продукции и услуг. Некоторые компании прямо выдвигают требования соблюдения устанавливаемых ими стандартов всеми поставщиками и контролируют их выполнение [8].

Поскольку использование многих веществ, ранее считавшихся приемлемыми, начинает жестко регулироваться законодательством, предусматривающим их постепенный вывод из употребления, производители продукции, в состав которой входят такие вещества, вынуждены искать им замену. В противном случае они рискуют потерять свои позиции на рынке. Внутренние или зарубежные конкуренты могут получить преимущество в конкурентной борьбе за потребителя только за счет того, что демонстрируют экологически дружественный характер своей продукции или применяемых технологий. В подобной ситуации предприятие просто обязано доказать широкой общественности, что оно поддерживает достаточно высокий уровень соблюдения экологических требований, если оно стремится сохранить свою конкурентоспособность.

В самом ближайшем будущем предприятия не смогут экспортировать продукцию, которая будет признана опасной для окружающей среды (низкая способность к биологическому разложению, содержание опасных веществ и т.д.) или произведенной в экологически неприемлемых условиях. Продукция, которая в большей степени соответствует экологическим предпочтениям потребителей, может получить важное преимущество по сравнению с продукций конкурентов, не придающих должного значения этим соображениям, особенно при небольшой разнице цен.

Предприятия, которым удается найти эффективные способы сокращения или даже устранения загрязнения, отходов, а также экономии энергии, могут существенно снизить финансовые затраты и, таким образом, повысить свою конкурентоспособность. В таких сферах, как эффективное энергопотребление, сокращение выбросов и сбросов, вторичное использование и восстановление отходов, минимизация потребления сырьевых материалов и т.д., имеется целый ряд возможностей использования общих подходов к организации экологически более чистого производства.

Банки все чаще анализируют вопросы экологических обязательств предприятия, прежде чем принять решение о выделении кредитных ресурсов для финансирования его деятельности. Аналогичные тенденции характерны и для деятельности страховых компаний. Предприятие с меньшими экологическими рисками может легче и на более выгодных условиях привлечь финансовые ресурсы для новых инвестиций, получить более дешевую страховку [9].

От предприятий ожидается, что они будут соблюдать законодательство, постоянно возрастает давление, направленное на поддержание определенных минимальных стандартов и определенного уровня внимания к решению экологических проблем. Многие люди считают, что предприятие, не уделяющее должного внимания природоохранной деятельности, не в состоянии производить высококачественную продукцию. Потребители все чаще отдают предпочтение продукции, которая произведена в условиях, рассматриваемых как наиболее благоприятные с точки зрения нагрузки на окружающую среду.

Другие заинтересованные стороны, такие как финансовые институты и страховые компании, уделяют все больше внимания результативности природоохранной деятельности предприятия в процессе общей его оценки как потенциального или реального клиента до того, как ему будут оказаны дополнительные услуги или с ним будут вестись переговоры о предоставлении льготных условий. Важным «клиентом» любого предприятия является население той местности, где оно расположено. Сегодня наиболее успешные промышленные компании придерживаются той точки зрения, что они «должны заработать» право вести свою деятельность в данном районе в глазах местного населения. Такие предприятия устанавливают высокую планку экологических стандартов для своих конкурентов.

Предприятия, которые игнорируют озабоченность местного населения проблемами загрязнения, иногда обнаруживают, что не только их заявки на получение разрешений, но и сами входы на их территорию оказываются заблокированными протестующей общественностью. Экстремальным примером такого рода является реальный случай, происшедший в Таиланде, когда толпа, возмущенная загрязнением источника питьевой воды, ворвалась на фабрику, виновную в этой аварии, и сожгла ее дотла. Однако обычно такое противостояние приводит к дорогостоящим задержкам в получении разрешений на освоение территории и строительство и к трудностям во взаимоотношениях с природоохранными органами.

Споры по поводу экологической ситуации вокруг предприятия могут не только повредить его репутации, но и отвлечь внимание руководителей и работников от выполнения своих основных обязанностей, ухудшить моральный климат на предприятии и привести предприятие в состояние неопределенности и замешательства.

В глазах общественного мнения «чистые» предприятия нередко рассматриваются как ответственные организации, заслуживающие доверие властей и потребителей. Именно с такими предприятиями будут советоваться политики, разрабатывающие новое законодательство. У них будет предпочтительная позиция при переговорах с природоохранными органами по поводу аварий или заключения соглашений по вопросам контроля загрязнения или планов действий по охране окружающей среды.

По мере повышения результативности природоохранной деятельности предприятие может рекламировать свои успехи, что укрепляет его репутацию, а иногда и позицию на рынке. Например, некоторые предприятия активно публично рекламируют свою экологическую политику и планы действий. Они документально фиксируют свои успехи в уменьшении загрязнения и образования отходов в сопоставлении с экологическими целями и задачами. Другие предприятия рекламируют вторичное использование материалов или применение экологически более чистых технологий. Наконец, третьи разрабатывают продукцию, при производстве которой используются вторичные или биологически разрушающиеся материалы, или удовлетворяют пожелания потребителей относительно уменьшения объемов опасных отходов и рекламируют свои продукты как «зеленые» [10].

 

За период функционирования объекта по уничтожению химического оружия случаев негативного изменения качества окружающей среды не выявлено. Превышения установленных для объекта нормативов качества окружающей среды не зафиксировано. Концентрации загрязняющих веществ в природных средах находятся в пределах установленных для них нормативов. Экологическая обстановка остается стабильной, изменение ее показателей, по сравнению с фоновыми значениями, не наблюдается.

Проектными решениями на строительство объекта уничтожения химического оружия предусмотрен комплекс мероприятий по обеспечению экологической безопасности. В частности, для сокращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предусмотрено:

¾ герметичность конструкции зданий и сооружений;

¾ использование герметичного оборудования и коррозионностойких материалов;

¾ высокоэффективные многоступенчатые системы очистки технологических абгазов и воздуха общеобменной вентиляции производственных помещений;

¾ максимальная автоматизация процесса уничтожения и максимальное исключение присутствия людей;

¾ транспортировка ОВ и других опасных продуктов с помощью системы транспортного вакуума.

Образующиеся сточные воды направляются на переработку:

¾ на установку термообезвреживания отходов;

¾ на узел переработки сточных вод;

¾ на станцию очистки дождевых стоков;

¾ на биологические очистные сооружения;

¾ на станцию очистки дренажных вод. Образующиеся в процессе уничтожения химического оружия отходы направляются на переработку:

¾ на установку термообезвреживания отходов:

¾ на участок хранения отходов;

¾ на переработку на специализированные предприятия (вторчермет, вторцветмет, демеркуризация ртутных ламп, прием резинотехнических отходов, отработанных масел и т.д.)[17].

Участок хранения отходов является природоохранным сооружением, созданным в соответствии со всеми требованиями нормативных документов. На участке хранения отходов предусмотрено пять бункеров, для размещения отходов второго класса опасности и два хранилища – для размещения отходов третьего и четвертого классов опасности. Таким образом, технологические решения, принятые в проекте, обеспечивают поддержание безопасности объекта на высоком уровне, позволяют максимально ограничить негативное воздействие объекта на окружающую среду, исключают вероятность попадания вредных веществ в природные среды. Для контроля экологической безопасности работы объекта создана система производственного экологического контроля и мониторинга, которая предусматривает контроль состояния отдельных компонентов окружающей среды на территории Объекта, в санитарно-защитной зоне и зоне защитных мероприятий. Кроме производственного мониторинга над объектом установлен государственный экологический контроль. В районе его расположения осуществляется государственный экологический мониторинг. Данные производственного экологического мониторинга и государственного контроля за 2009-2011 годы свидетельствуют о достаточности проектных решений и концептуальных подходов по обеспечению экологической безопасности. За это время были выполнены сотни тысяч анализов на загрязнение отдельных компонентов окружающей среды. Загрязнения окружающей среды специфическими для объекта УХО, в первую очередь отравляющими веществами, зафиксировано не было. Концептуальные подходы в области экологической и промышленной безопасности способствуют не только ограничению и исключению аварийных ситуаций, но и по некоторым направлениям даже улучшают фоновые показатели. Таким образом, работа объекта по уничтожению химического оружия практически не изменила экологическую обстановку в районе его расположения.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Постоянно увеличивающаяся нагрузка на окружающую среду в результате антропо­генной деятельности требует принятия новых механизмов управления экологической ситуацией. Помимо того, что уничтожение запасов химического оружия является чрезвычайно сложной научно-технической и социально-экономической задачей, одной из основных проблем остается обеспечение безопасности для окружающей природной среды и для здоровья населения.

Экологический менеджмент предприятия – это часть общей системы менеджмента предприятия, включающая организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, собственно практическую работу, процедуру, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов и совершенствования экологической политики.

Внедрение экологического менеджмента на предприятии осуществляется с целью предотвратить негативное воздействие на окружающую среду, не снижая при этом объемов деятельности, но уменьшая расходы исходных материалов и сырья, энергетических ресурсов и максимально повышая экологическую безопасность уничтожения химического оружия. С его помощью можно ин­тенсифицировать процессы регулирования воздействия не только по традиционным направлениям: охрана воздушного и водного бассейнов, утилизация отходов производ­ства и потребления, но и активно внедрять инновации в промышленности, энергетике и социальной сфере.

В ходе исследования были разработаны (и проведены), необходимые мероприятия по созданию системы экологического менеджмента на объекте по уничтожению химического оружия в Брянской области, включая участи в разработке руководящих документов системы экологического менеджмента.

Можно выделить следующие положительные эффекты от внедрения системы экологического менеджмента на объекте по уничтожению химического оружия в Брянской области:

¾ снижение экологических рисков деятельности объекта;

¾ уменьшение финансовых затрат (например, за счет предотвращения или сокращения штрафных санкций со стороны органов государственного экологического контроля);

¾ правовая безопасность в результате четкого соблюдения природоохранного законодательства;

¾ экономия ресурсов путем их более рационального использования;

¾ оценивание риска возникновения аварийных ситуаций и разработка мер по их предупреждению;

¾ повышение репутации объекта в глазах общественности, населения, проживающего в районе расположения объекта, вследствие признания их заинтересованности в стабильной экологической обстановке;

¾ снижение социальной напряженности в районе расположения объекта;

¾ поддержание связей со средствами массовой информации;

¾ защита здоровья людей, животных и растений;

¾ совершенствование общей системы административного управления;

¾ поддержание экологического порядка на территории объекта, в его санитарно-защитной зоне, зоне защитных мероприятий, в складском хозяйстве, при размещении и удалении отходов производства и т. д.;

¾ повышение экологической осведомленности и сознательности персонала объекта;

¾ экономия средств за счёт сокращения объёма отходов.

Так же можно выделить следующие преимущества:

¾ обеспечение выполнениия требований природоохранительного законодательства;

¾ улучшение отношений с государственными органами регулирования природопользования и охраны окружающей среды;

¾ улучшение имиджа в глазах общественности;

¾ снижение риска техногенных аварий и нештатных ситуаций, которые могут привести к существенному загрязнению окружающей среды.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Поселянова Е.А. Управление формированием и развитием системы экологической безопасности // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2010. № 9

2. Федоров М.А. Разработка системы управления окружающей средой (в части обращения с отходами) // Транспортное дело России. 2009. № 4

3. Экологический менеджмент в условиях глобализации экономики / С.М. Сухорукова, П.В. Сухоруков, Е.И. Хабарова и др. – М.: КолосС, 2009

4. Федоськина Л.А. Экологический менеджмент: этапы становления // Вестник Мордовского университета. 2009. № 3

5. Байбакова Е.В., Ковальчук С.А. Место экологического менеджмента в общей системе управления предприятием (организацией, фирмой) // Экологический консалтинг. 2005. № 2

6. Варенникова Е.В. Внедрение систем экологического менеджмента, в целях повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов // Вестник Чувашского университета. 2010. № 4

7. Волков А.А. Применение экологического менеджмента в качестве механизма повышения эффективности общего управления промышленным предприятием // Межотраслевая информационная служба. 2005. № 2-3

8. Гусева Т.В., Дайман С.Ю. Внедрение систем экологического менеджмента в России // Компетентность. 2006. № 01

9. Костылева Н.В., Микишева В.И. Существующие требования и подходы к организации природопользования и охраны окружающей среды на предприятии, меры по их улучшению // Географический вестник. 2009. № 1

10. Северцев Н.А., Неронов В.Ф., Ушакова Н.В., Тарасов А.А. Проблемы разработки интегрированных систем менеджмента качества и экологического менеджмента (менеджмента экологической безопасности) // Труды международного симпозиума "Надежность и качество". 2008. Т. 2

11. Бородин А.И. Концепция эколого-экономического управления предприятием // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. № 8

12. Антонов, Н.С. Химическое оружие на рубеже двухстолетий. – М.: Прогресс, 1994.

13. Горбовский, А. Химическое оружие под запрет на рубеже 21 века // Химическое оружие и его уничтожение. Центр ПИР, М. – 1996. – № 1.

14. Болгова Д. Химическое оружие затянувшегося действия. Газета «Недели в Саратове», № 74 от 22 сентября 2009 г.

15. Капашин В.П., Пункевич Б.С., Загребин Е.М., Фокин В.Н., Кислова Е.И. Системы экологического менеджмента на объектах по уничтожению химического оружия // Теоретическая и прикладная экология. 2011. № 4

16. Холстов В.И., Фокин Е.А.Химическое разоружение. Практика обеспечения выполнения конвенционных обязательств позапрещению химического оружия и его уничтожению // Теоретическая и прикладная экология. 2007. № 2.

17. Белокрылова Е. А. Объекты по уничтожению химического оружия как экологически значимые промышленные объекты: терминологическая сущность и особенности правового регулирования // Вестник Удмуртского университета 2008. №1-2

18. Демахин А.Г., Олискевич В.В., Талаловская Н.М. Пути перепрофилирования объекта по уничтожению химического оружия в объект по обезвреживанию опасных промышленных отходов. Ж. «Некоммерческое партнерство. Новые исследования и технологии», http://www.npniit.ru

19. Захаров А.С., Кузнецова Ю.Е., Кинаш Е.В., Назаров А.В. Шестой российский объект по хранению и уничтожению химического оружия в г.Почеп Брянской области.2009г.

20. Пункевич Б.С., Фокин В.Н., Кислова Е.И., Дмитриева К.С., Загребин Е.М. Системы экологического менеджмента организаций на основе стандартов ГОСТ Р ИСО серии 14000 и их сертификация: Учеб.пособие. –М.:АСМС, 2010. – 136с.

 

 

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет охраны труда и окружающей среды

Кафедра социальной экологии и природопользования

 

 

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ
Заведующий кафедрой д-р биол. наук, профессор
___________ В.М.Зубкова
«____»_______________ 2012 г

 

Дипломная работа

на тему:

СОЗДАНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ОСНОВЕ СЕРИИ СТАНДАРТОВ ГОСТ Р ИСО 14000 НА ОБЪЕКТЕ ПО УНИЧТОЖЕНИЮ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ ГОРОДА ПОЧЕП БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Специальность: 020801.65 – Экология

Специализация: «Экологическая безопасность»

 

Выполнил студент ____________ Гаврилова Е.С. (подпись)

Научный руководитель

к.б.н., доцент ____________Реуцкая В.В. (подпись)

 

Москва 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Введение……………………………………………………………………...……4

Глава 1.

Система экологического менеджмента на предприятии: теоретический анализ литературы ………………………………….…..………………………………...6

1.1. Понятие экологического менеджмента предприятия…………….…….…6

1.2. Необходимость создания систем экологического менеджмента на предприятиях в соответствии со стандартами серии ИСО 14000 и преимущества от введенной системы …………………………………...……..16

1.3. Охрана окружающей среды, как необходимое условие функционирования современных предприятий………………………….........23

Глава 2.

Специфика организации охраны окружающей среды в сфере уничтожения химического оружия ………………….……………………………..…….……30

2.1. Химическое оружие и программа по его уничтожению...……..............30

2.2. Анализ законодательной литературы по уничтожению химического оружия………………..…………………………………………………………..37

2.3.Организация охраны окружающей среды и обеспечение безопасности на объектах по уничтожению химического оружия)…………………… …....46

Глава 3.

Проект создания и внедрения системы экологического менеджмента объекта по уничтожению химического оружия г.Почеп Брянской области………....55

3.1. Обоснование необходимости и целесообразности внедрения системы экологического менеджмента на объекте …………………………………..…55

3.2. Основные мероприятия реализации проекта ……………………...…….60

3.3Оценка функционирования и результативности созданной системы экологического менеджмента и ее преимущества для данного объекта….…

Заключение………………………………………………..…………..………….79

Список литературы……………………………………………………...……….82

Приложение..…………………………………….. …………….…….………...83

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На протяжении многих лет мировое сообщество стремится ликвидировать ядерное и химическое оружие как оружие массового поражения, что является комплексной, многоплановой и чрезвычайно сложной в реализации проблемой. Она требует одновременного решения как технических, проектных, строительных, так и эксплуатационных задач, создания необходимой правовой базы с учетом полного обеспечения технологической и экологической безопасности, а также экологических прав и законных интересов населения, проживающего на соответствующей территории.

Уничтожение химического оружия является актуальной проблемой для России и всего мира, однако, очень важно при данной деятельности заботиться об экологической безопасности и охране окружающей среды, потому как объекты по уничтожению химического оружия являются источниками повышенной опасности для экологии окружающей среды.

В настоящее время экологическая безопасность является одним из ключевых условий деятельности предприятия.

В последние годы различного рода организации становятся все более заинтересованными в том, чтобы добиться достаточной экологической результативности и демонстрировать ее, контролируя воздействие своей деятельности, продукции или услуг на окружающую среду с учетом своей экологической политики, экологических целей и задач. Они делают это в условиях все большего ужесточения законодательства, развития экономической политики и других мер, направленных на охрану окружающей среды, а также в условиях общего роста озабоченности заинтересованных сторон вопросами состояния окружающей среды, включая устойчивое развитие.

Актуальность данной темы заключается в том, что экологический менеджмент является необходимым условием функционирования современных предприятий, которые должны заботиться об охране окружающей среды и экологии в ходе своей деятельности. Как вид управления экологический менеджмент – это управление, заключающееся в сознательном воздействии человека на природные, техногенные и социальные процессы, а также объекты окружающей среды.

Особенно важен экологический менеджмент на предприятиях, на которых существуют повышенные экологические риски. Объекты по уничтожению химического оружия, безусловно, относятся к таким предприятиям. Создание и внедрение системы экологического менеджмента на объектах по уничтожению химического оружия является важным условием их функционирования.

Объект – предприятия по уничтожению химического оружия.

Предмет – система экологического менеджмента на объектах по уничтожению химического оружия.

Цель – рассмотреть вопросы создания и внедрения экологического менеджмента на объектах по уничтожению химического оружия.

Задачи

1. Рассмотреть теоретические вопросы создания и функционирования экологического менеджмента на предприятиях

2. Проанализировать специфику организации охраны окружающей среды в сфере уничтожения химического оружия

3. Разработать и внедрить проект системы экологического менеджмента объекта по уничтожению химического оружия г.Почеп Брянской области.

 

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.134 с.