История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2017-11-17 | 460 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Готический роман. Во второй половине XVIII века появилась новая разновидность романа, которая, правда, не дала таких великих художественных плодов, как просветительский реалистический роман, но тем не менее имела некоторое значение, подготовив почву для последующей литературы. Эта новая разновидность получила название «готического романа» или «романа ужасов и тайн». Появление подобных романов связано с возрождением интереса к средневековью. Отсюда и происходит название жанра, ибо в XVIII веке слово «готический» было синонимом средневековья.
Возникновение готического романа было одним из проявлений начавшейся реакции против просветительского реализма и рационализма. Романисты нового направления отказываются от изображения повседневного современного быта. Их привлекают необычные происшествия, окружённые ореолом таинственности.
Если реалисты-просветители в своих произведениях давали кристально ясную картину жизни, то в готическом романе жизнь оказывается полной загадок и тайн, причины которых выходят за пределы разума и здравого смысла и имеют по преимуществу сверхъестественное происхождение.
Готический роман был отражением предромантизма в прозаической литературе.
Уолпол. Создателем жанра готического романа был Горейс Уолпол (1717—1797), прославившийся романом «Замок Отранто» (1765), который поразил воображение современников нагромождением всякого рода ужасов и тайн. Действие романа происходит на рубеже XII—XIII веков. Владелец замка Отранто, жестокий феодал Манфред, является внуком злодея, который отравил своего соперника Альфонсо для того, чтобы завладеть его достоянием и властью. Над родом Манфреда тяготеет пророчество, что члены семьи будут владеть замком до тех пор, пока его законный владелец не вырастет настолько, что перестанет вмещаться в здание. Согласно этому же предсказанию замок останется в руках наследников Манфреда лишь по мужской линии. Манфред собирается женить сына на прекрасной Изабелле, но накануне свадьбы жених оказывается убитым при таинственных обстоятельствах. Тогда Манфред решает развестись с женой и вступить в брак с Изабеллой, чтобы обеспечить себе наследника. Но девушка бежит от него при помощи крестьянина Теодоро, который удивительно похож на портрет законного владельца замка Альфонсо. Теодоро подозревают в убийстве сына Манфреда и заточают в темницу, но дочь Манфреда, Матильда, устраивает ему побег. Узнав о том, что Теодоро должен встретиться у могилы Альфонсо с какой-то женщиной и подозревая, что это будет Изабелла, Манфред приходит на место встречи и убивает ночью таинственную незнакомку, которая оказывается его же дочерью Матильдой. Сбывается предсказание: привидение убитого Альфонсо, обитавшее в замке, вырастает до такой высоты, что обрушивает своды здания. Манфред признаётся в преступлении своего предка и в собственных грехах. Замок переходит к Теодоро, который, как выясняется, и есть законный наследник.
|
Сюжет романа усложнён всякого рода таинственными и ужасающими происшествиями: портрет деда Манфреда выходит из рамы, кровь капает из мраморной статуи Альфонсо и т. п. События развиваются на фоне мрачного старинного замка, действие происходит по ночам, то при бледном свете луны, то в кромешной тьме. Злая воля проявляется в каждом поступке Манфреда, одержимого маниакальной страстью сохранить обладание замком.
Произведение Уолпола породило множество подражаний, и жанр готического романа стал одним из самых распространённых в литературе конца XVIII и начала XIX века.
Редклиф. В числе наиболее талантливых продолжателей Уолпола была писательница Энн Редклиф (1764—1823), написавшая много романов ужасов и тайн, из которых наибольшую известность приобрёл роман «Удольфские тайны» (1794). События, описанные в нём, отнесены к XVI веку. Девушка из французской дворянской семьи, Эмилия Сент-Обер, оставшись сиротой, попадает под опеку своей тётки, своевольной госпожи Шерон, которая увозит её в Италию, в замок Удольфо, принадлежащий её мужу Монтони. Делается это для того, чтобы воспрепятствовать браку Эмилии с молодым человеком из обедневшей дворянской семьи Воланкуром. В замке Удольфо, находящемся где-то в горах Апеннин, Эмилия сталкивается со всякого рода ужасами, подстроенными Монтони, чтобы запугать её. Как выясняется впоследствии, Монтони оказывается авантюристом и разбойником, преследовавшим корыстные цели. После всяких злоключений Эмилии удаётся покинуть замок и соединиться со своим возлюбленным.
|
В «Удольфских тайнах» романтические аксессуары средневекового быта соседствуют с житейской прозой. Основной конфликт произведения состоит в столкновении чистых и "естественных чувств героини с эгоизмом и своекорыстием её преследователей. В конечном счёте за всеми таинственными элементами романа просвечивают, черты реальных жизненных конфликтов. Это характерно для значительной части готических романов; все тайны в них обычно связаны с борьбой за имущественные интересы. Злодеи, фигурирующие в романах, как правило, являются хищниками, стремящимися овладеть богатством или сохранить преступно нажитые блага.
Мэтюрин. Философскую проблематику обрёл готический роман в творчестве одного из наиболее поздних представителей этого жанра, жившего уже в эпоху романтизма,— Чарльза Роберта Мэтюрина (1782—1824). Герой романа «Мельмот-скиталец» (1820) продаёт душу дьяволу и получает взамен бессмертие. Он имеет право отказаться от него, если найдёт другого человека, который согласился бы принять от него дар вечной жизни. Это произошло с Мельмотом ещё в XVII веке. Он прожил дольше обыкновенного человеческого срока, пережив несколько поколений, и начинает тяготиться своим бессмертием. Герой устал от жизни, его удручают её бедствия, и он жаждет смерти. Мельмот ищет человека, который захотел бы продать душу дьяволу за бессмертие. Роман распадается на цепь эпизодов. Мельмот встречается с разными людьми, обречёнными на тяжёлые мучения. Но никто не соглашается поменяться с ним судьбой — ни Стентон, заточённый сумасшедший дом, ни испанец Монсада, попавший в темницы инквизиции, ни немец Вальберг, страдающий оттого, что его дети умирают у него на глазах от голода, ни другие люди, которым он предлагает дар, полученный от дьявола.
|
Тема «Мельмота-скитальца» полемически перекликается с «Фаустом» Гёте и со всей оптимистической просветительской концепцией прогресса. Мэтюрин утверждает своим романом, что жизнь не может дать людям счастье, что вера в прогресс является иллюзией. Роман Мэтюрина был выражением полного отрицания всего комплекса просветительских идеалов. Он содержит вместе с тем несомненные социально-критические мотивы, свидетельствующие об отрицательном отношении писателя к буржуазному обществу.
Значение готического романа. Значение готического романа заключалось прежде всего в том, что он, правда в иррациональной и фантастической форме, пытался отразить сложную и запутанную действительность нарождающегося буржуазного общества. Именно с этим связано его влияние на последующую литературу. Тайны, фантастика, роковые страсти — эти и подобные им черты получили развитие в творчестве романтиков, которые продолжили и углубили социально-критические элементы, содержавшиеся в «романах ужасов и тайн». Они воспользовались также приёмом философского осмысления элементов фантастики.
Но готический роман, и в особенности творчество Мэтюрина, имели значение и для развития последующей реалистической литературы. Крупнейшие реалисты использовали элементы этого жанра, когда хотели найти художественную форму, способную адекватно выразить подмеченные ими противоречия буржуазного строя, закономерности которых оставались для них неясными. Показательна в этом отношении философская повесть Бальзака «Прощёный Мельмот», развивающая мотивы романа Мэтюрина.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!