Описание профессиограммы «Учитель – дефектолог» — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Описание профессиограммы «Учитель – дефектолог»

2017-10-21 1323
Описание профессиограммы «Учитель – дефектолог» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание деятельности:

Организует и осуществляет учебно-коррекционную работу с обучающимися (воспитанниками, детьми), имеющими отклонения в развитии, обследует их, определяет степень и структуру выраженности имеющегося дефекты, отбирает их в специальные учебные группы, способствует их социальной адаптации, консультирует педагогических работников и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонение в развитии.

Условия деятельности:

Работа в помещении, нормированный рабочий день.

Квалификационные требования:

Знание педагогики, возрастной и педагогической психологии, анатомно-физические и клинические основы дефектологии, возрастной физиологии, патологии, основ генетики и клиники олигофрении, методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии детей, принципов обучения и воспитания детей с физическими и умственными отклонениями, основ законодательства в области образования, брака и семьи, охраны материнства и детства, нормативных документов, определяющих деятельность образовательного учреждения.

Средства деятельности:

Функциональный труд.

Требования к профессионально важным качествам:

Устойчивый интерес к работе с детьми, эмоционально-волевая устойчивость, толерантность многочисленным контактам, выдержка, терпение, способность концентрации внимания в условиях помех, коммуникативные способности.

Профессиональное образование:

Профессию можно получить в и высшем учебном заведении.

Медицинские противопоказания:

Работа не рекомендуется людям, имеющим нарушения зрения и слуха, противопоказана – людям, страдающим инфекционными, кожными, психическими и нервными заболеваниями.

Родственные профессии:

Психолог, Педагог-психолог, Учитель начальных классов.

 

 

Приложение 3

Анкета выявления и оценки профессиональной направленности, профессиональных намерений (НИН - 78) Б.А. Федоришина.

 

Ф.И.О._________________________________________________

Год рождения______________ Дом. адрес___________________

Другие данные__________________________________________

Дата заполнения_________________________________________

 

1. Назовите по одной профессии в каждой из следующих сфер деятельности:

а) Профессия, в которой объектом работы являются люди:______________________

б) Профессия, в которой объектом работы является техника:____________________

в) Профессия, в которой объектом работы является природа:____________________

г) Профессия, в которой объектом работы является знаковая система:________________________________________________________________

д) Профессия, в которой объектом работы является художественный образ:___________________________________________________________________

2. Представьте себе, что у Вас имеются самые благополучные условия для выбора профессии в любой из указанных сфер. Какую сферу Вы предпочитаете? Обведите кружочком соответствующую букву: а, б, в, г, д (см. вопрос 1).

3. Профессии выделенной Вами сферы деятельности получают в разных учебных заведениях. Где бы Вы хотели продолжить образование, чтобы овладеть профессией? (Обведите кружочком соответствующую букву).

а) В лицее.

б) В колледже.

в) В вузе (институте, университете, академии).

4. Назовите 2-3 учебных предмета, знание которых необходимо для успешного овладения профессией, которую Вы хотели бы избрать:

а)______________________________________________________________________

б)______________________________________________________________________

в)______________________________________________________________________

5. Если у Вас есть решение о выборе профессии для себя, то какова степень твердости этого решения, его окончательности? Поставьте оценку по пятибалль­ной системе:__________________________________________________

6. Есть у Вас родственники или друзья, которые работают по избранной Вами профессии? Напишите "да" или "нет":____________________________________

7. Есть ли у Вас друзья, которые твердо намерены избрать ту же профессию, что и Вы? Напишите "да" или "нет":_____________________________________

8. Какую профессию Вы решили избрать?_________________________________

9. Что привлекает вас в ней? (Обведите кружочками соответствую­щие номера или сделайте дополнительную запись).

1. Условия труда.

2. Сам процесс данной трудовой деятельности.

3. Высокая материальная обеспеченность.

4. Подвижная работа, новые впечатления.

5. Спокойная работа.

6. Повышенная ответственность.

7. Самостоятельное принятие решений.

8. Возникновение сложных пли даже опасных ситуаций.

9. Контактирование с людьми.

10. Возможность творческой деятельности.

11. Частые командировки, поездки.

12. Возможность что-либо создавать своими руками.

13. Работа на свежем воздухе.

14. Романтичная профессия.

15. Полезность продукта (результата) вашей работы.

16. Независимость в работе.

17. Перспективность (профессиональный рост, продвижение).

18. Близость к месту жительства.

19. ____________________________________________________________________

20._____________________________________________________________________

Мы благодарим вас за то, что вы ответили на вопросы этой анкеты. Желаем вам успехов в учебе и в будущей профессиональ­ной деятельности.

Приложение 4

Методика определения основных мотивов выбора профессии

 

Известно, что при выборе той или иной профессии человек руководствуется целым рядом мотивов. Однако часть из них является основными (решающими), а часть имеют второстепенное значение. Данная методика позволяет установить роль тех или иных мотивов при выборе профессии.

Сущность методики заключается в следующем. Испытуемому предоставляется опросник, в котором содержится 18 суждений (оценок) о профессии. Эти суждения выражают 9 групп мотивов:

· Социальные /суждения 1 и 2/;

· Моральные /суждения 3 и 4 /;

· Эстетические /суждения 5 и 6/;

· Познавательные /суждения 7 и 8/;

· Творческие /суждения 9 и 10/;

· Связанные с содержанием труда по избираемой профессии /суждения 11 и 12/;

· Материальные /суждения 13 и 14/;

· Престижные /суждения 15 и 16/;

· Утилитарные /суждения 17 и18/.

Испытуемый должен оценить в какой мере то или иное суждение присуще избранной профессии.

Инструкция испытуемому. «В предложенном вам опроснике имеется 18 суждений о профессии. Оцените в какой мере каждое из данных суждений относится к избранной вами профессии. Ответы могут быть пяти видов:

· «да»;

· «скорее да, чем нет»;

· «затрудняюсь ответить»;

· «скорее нет, чем да»;

· «нет».

Этим ответам соответствует пять колонок, расположенных на бланке ответов справа.

Вы должны внимательно прочесть суждение и проставить знак «V» против этого суждения в ту колонку, которая соответствует вашей оценке»

После выполнения задания испытуемого просят написать свою фамилию и инициалы.

Перед обработкой результатов опроса ответы испытуемого необходимо перенести на Бланк ответов, для чего необходимо обвести кружками цифры, находящиеся на пересечениях колонок с номерами суждений и строк, соответствующих оценкам испытуемых. Эти цифры выражают баллы за тот или иной ответ.

Для определения основных мотивов выбора профессии необходимо подсчитать суммы по каждой группе мотивов. Группы мотивов, имеющие максимальное количество баллов, являются основными в выборе профессии.

 

ОЦЕНКА ПРОФЕССИИ

 

№№ пп Суждения Да Скорее да, чем нет Затрудняюсь с ответом Скорее нет, чем да Нет
             
1. Позволяет приносить пользу нашему обществу          
2. Личный труд по этой специ-альности позволяет укрепить мир на земле          
3. Позволяет всегда быть в коллективе, участвовать в его делах          
4. Позволяет совершенствовать свой духовный мир          
5. Позволяет ощущать радость труда          
6. Способствует осознанию красоты труда          
7. Позволяет использовать все свои способности          
8. Позволяет постоянно самосовершенствоваться          
9. Дает большие возможности для творчества          
10. Позволяет быть оригинальным в работе          
11. Требует большого умственного напряжения          
12. Требует большого физического напряжения          
13. Хорошо оплачивается          
14. Обеспечивается стабильное будущее          
15. Ценится среди друзей и знакомых          
16. Обеспечивает быстрое повышение квалификации и профессиональный рост          
17. Дает возможность работать в городе          
18. Обеспечивает поступление и обучение в вузе.          

 

Испытуемый _____________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

 

 


ЛИСТ ОТВЕТОВ

 

Испытуемый______________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

 

Группа мотивов                  
№№ суждения                                    
О Т В Е Т Да                                    
Скорее да, чем нет                                    
Затрудняюсь ответить                                    
Скорее нет, чем да                                    
Нет                                    
Сумма баллов по группе                  
Занимаемое место                  

Приложение 5

ОПРОСНИК КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

(«ЯКОРЯ КАРЬЕРЫ»)

Э. Шейн

Назначение. Опросник предназначен для выявления структуры карьерных ориентации личности и доминирующей ориентации в выборе карьеры.

Оборудование, стимульный материал. Для однократного обследования необходимо иметь бланк с текстом опросника, содержащий перечень из 41 утверждения, бланк для ответов, «ключ» для обработки.

Инструкция: «Опросник, который Вы сейчас будете заполнять, направлен на выявление предпочтения личности в выборе профессионального пути и построении карьеры. Вам необходимо прочитать 41 утверждение. Сначала внимательно прочитайте первые 21 утверждение. Используя 10-балльную шкалу оценивания, определите насколько каждое из предложенных утверждений важно для Вас. Если утверждение совершенно неважно, то в бланке для ответов, соответственно порядковому номеру утверждения, зачеркните цифру 1, если исключительно важно, то — 10. Чем более важным для Вас является утверждение, тем большая зачеркивается цифра.

Затем внимательно прочитайте утверждения с 22 по 41 используя 10-балльную шкалу, определите, насколько Вы согласны с каждым утверждением. Если Вы совершенно не согласны, то в бланке для ответов, соответственно порядковому номеру утверждения, зачеркните цифру 1. если полностью согласны, то — 10. Чем больше Вы соглашаетесь с содержанием утверждения, тем большая зачеркивается цифра.

Работайте быстро и внимательно, не пропускайте ни одного утверждения. Постарайтесь отвечать на предложенные вопросы как можно искренне. Ваши ответы не будут разглашаться».

Процедура обследования. После того как психолог убедится в том, что инструкция понятна, обследуемый начинает выполнение задания. Опросник допускает индивидуальное и групповое применение без ограничения времени, В случае группового обследования количество участников не должно превышать 15 человек. Каждому участнику необходимо предоставить отдельное место для выполнения задания. Длительность выполнения задания 10-15 мин. Если в процессе работы у обследуемого возникнут вопросы, то психолог должен дать разъяснения.

Обработка. Обработка осуществляется с помощью специального «ключа». По каждой карьерной ориентации представленной по строкам «ключа», подсчитывается количество баллов. Для этого баллы суммируются и делятся на количество вопросов — 5 (для ориентации стабильность работы» — 3 и «стабильность места жительства» — 3). Самый высокий показатель — 10, самый низкий - 1.

Регистрируемые показатели. Выраженность карьерной ориентации:

• профессиональная компетентность — усредненное (по 5 утверждениям) количество баллов;

• менеджмент - усредненное (по 5 утверждениям) количество баллов;

• автономия — усредненное (по 5 утверждениям) количество баллов;

• стабильность работы — усредненное (по 3 утверждениям) количество баллов;

• стабильность места жительства — усредненное (по3 утверждениям) количество баллов;

• служение — усредненное (по 5 утверждениям) количество баллов;

• вызов — усредненное (по 5 утверждениям) количество баллов;

• интеграция стилей жизни — усредненное (по 5 утверждениям) количество баллов;

• предпринимательство — усредненное (по 5 утверждениям) количество баллов;

• профессиональная мотивация — усредненная сумма баллов (по всем карьерным ориентациям).

Интерпретация. Карьера рассматривается как индивидуальная последовательность аттитюдов и поведения, связанных с опытом и активностью в сфере работы на протяжении человеческой жизни. Критериями удавшейся карьеры являются удовлетворенность жизненной ситуацией (субъективный критерий) и социальный успех (объективный критерий), т.е. объективная, внешняя сторона карьеры — это последовательность занимаемых индивидом профессиональных позиций, а субъективная, внутренняя сторона — это то, как человек воспринимает свою карьеру, каков образ его профессиональной жизни и собственной роли в ней.

Профессиональная компетентность. Эта ориентация связана с наличием способностей и талантов в определенной области (научные исследования, техническое проектирование, финансовый анализ и т.д.). Человек с такой ориентацией хочет быть мастером своего дела, он бывает особенно счастлив, когда достигает успеха в профессиональной сфере, но быстро теряет интерес к работе, которая не позволяет развивать свои способности. Одновременно такой человек ищет признания своих талантов, что должно выражаться в статусе, соответствующем его мастерству. Он готов управлять другими в пределах своей компетентности, но управление не представляет для него особого интереса. Поэтому многие из этой категории отвергают работу менеджера, управление рассматривают как необходимое условие для продвижения в своей профессиональной сфере. Обычно это самая многочисленная группа в большинстве организаций, обеспечивающая принятие компетентных решений.

Менеджмент. В данном случае первостепенное значение имеет ориентация личности на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации. С возрастом и опытом работы эта карьерная ориентация проявляется сильнее. Такая работа требует навыков межличностного и группового общения, эмоциональной уравновешенности, чтобы нести бремя ответственности и власти. Человек с карьерной ориентацией на менеджмент будет считать, что не достиг целей своей карьеры, пока не займет должность, на которой сможет управлять различными сторонами деятельности предприятия: финансами, маркетингом, производством продукции, разработками, продажами.

Автономия ( независимость). Первичная забота личности с такой ориентацией — освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Ярко выражена потребность все делать по-своему: самому решать, когда, над чем и сколько работать. Такой человек не хочет подчиняться правилам организации (рабочее место, время, форменная одежда). Конечно, каждый человек в некоторой степени нуждается в автономии, однако если такая ориентация выражена сильно, то личность готова отказаться от продвижения по службе или от других возможностей ради сохранения своей независимости. Такой человек может работать в организации, которая обеспечивает достаточную степень свободы, но не будет чувствовать серьезных обязательств или преданности организации и будет отвергать любые попытки ограничить его автономию.

Стабильность. Эта карьерная ориентация обусловлена потребностью в безопасности и стабильности для того, чтобы будущие жизненные события были предска­зуемы. Различают два типа стабильности — стабильность места работы и стабильность места жительства. Стабиль­ность места работы подразумевает поиск работы в та­кой организации, которая обеспечивает определенный срок службы, имеет хорошую репутацию (не увольняет рабочих), заботится о своих работниках после увольне­ния и платит большие пенсии, выглядит более надежной в своей отрасли. Человек с такой ориентацией — его ча­сто называют «человеком организации» — перекладыва­ет на нанимателя ответственность за управление своей карьерой. Он поедет куда угодно, если того потребует компания. Человек второго типа, ориентированный на стабильность места жительства, связывает себя с гео­графическим регионом, «пуская корни» в определенном месте, вкладывая сбережения в свой дом, и меняет рабо­ту или организацию только тогда, когда это может пре­дотвратить его «срывание с места». Люди, ориентирован­ные на стабильность, могут быть талантливыми и зани­мать высокие должности в организации, но, предпочитая стабильную работу и жизнь, они откажутся от повыше­ния, если оно грозит риском и временными неудобства­ми, даже в случае открывающихся возможностей роста.

Служение. Основными ценностями при данной ори­ентации являются: «работа с людьми», «служение человечеству», «помощь людям», «желание сделать мир луч­ше» и т. д. Человек с такой ориентацией имеет возможность продолжать работать в этом направлении, даже если ему придется сменить место работы. Он не будет работать в организации, которая враждебна его целям и ценностям, и откажется от продвижения или перевода на работу, если это не позволит ему реализовать главные ценности жизни. Люди с такой карьерной ориентацией чаще всего работают в области охраны окружающей среды, проверки качества продуктов или товаров, зашиты прав потребителей и т. п.

Вызов. Основные ценности при карьерной ориента­ции данного типа - конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач. Человек ориентирован на то, чтобы бросать вызов. Соци­альная ситуация чаще всего рассматривается с позиции выигрыша - проигрыша. Процесс борьбы и победа для человека важнее, чем конкретная область деятельности или квалификация. Например, торговый агент может рас­сматривать каждый контракт с покупателем как игру, которую надо выиграть. Новизна, разнообразие и вызов имеют для людей с такой ориентацией очень большую ценность, и если все идет слишком просто, им становит­ся скучно.

Интеграция стилей жизни. Человек ориентирован на интеграцию различных сторон образа жизни. Он не хо­чет, чтобы в его жизни доминировала только семья или только карьера, или только саморазвитие. Он стремится к тому, чтобы все это было сбалансировано. Такой чело­век больше ценит свою жизнь в целом (где живет, как совершенствуется), чем конкретную работу, карьеру или организацию.

Предпринимательство. Человек с такой карьерной ориентацией стремится создавать что-то новое, он хочет преодолевать препятствия, готов к риску. Он не желает работать на других, а хочет иметь свою марку, свое дело, свое финансовое богатство. Причем это не всегда творческий человек, для него главное - создать дело, концепцию или организацию, построить ее так, чтобы это было продолжением его самого, вложить туда душу. Предприниматель будет продолжать свое дело, даже если сначала он будет терпеть неудачи и ему придется серьезно рисковать.

 

ТЕКСТ ОПРОСНИКА


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.