Самооценка индивидуальных особенностей (СИО). — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Самооценка индивидуальных особенностей (СИО).

2017-10-21 2157
Самооценка индивидуальных особенностей (СИО). 4.80 из 5.00 5 оценок
Заказать работу

(Л.Н. Кабардова)

Инструкция «Анкета самооценки» предназначена для того, чтобы помочь Вам лучше разобраться в своих склонностях, особенностях, возможностях. В ней описаны различные жизненные ситуации, качества, виды деятельности человека, которые прямо или косвенно связаны с определенными профессиональными сферами.

Чтобы можно было соотнести Ваши характеристики с различными профессиональными сферами, Вам необходимо проделать следующую работу:

1. Оценить предложенные варианты по 10-балльной шкале. Если описанное в вопросе качество у Вас выражено ярко, т.е. полностью Вам соответствует, то Вы оцениваете его наивысшим баллом – 10. Если у Вас его вообще нет (Вы ведете себя прямо противоположно), то Вы оцениваете его наименьшим баллом – О. Все остальные баллы (от 1 до 9) Вы ставите в зависимости от степени выраженности у Вас данного качества. Средний бал 5 старайтесь выбирать как можно реже, попробуйте все же оценить себя поточнее.

2. Оценить степень уверенности (правильности) своей первой оценки.

Оценив предложенное качество по 10-балльной шкале, Вы далее оцениваете правильность этой оценки, т.е. насколько Вы уверены, что правильно себя оценили соответствующим баллом.

Эта оценка проводится по следующей шкале:

Уверен, что оценил правильно – 3

Скорее уверен -2

Скорее не уверен -1

Совсем не уверен – О

Таким образом, на каждый вопрос анкеты Вы должны поставить две оценки: 1) собственно оценку качества и 2) оценку своей уверенности в ее правильности. На листке ответов у Вас должна быть сделана запись:

1)-9-3

2) -10-1

3) 6 – 2 и т.д.

Оценивать вопрос, в котором перечислено несколько качеств, нужно в целом. Если одно из качеств, перечисленных в вопросе, у Вас развито лучше, чем другое, то Вы как бы условно оцениваете каждое из них своим баллом, а окончательную оценку делаете сред­ней из этих двух оценок.

Некоторые слова в вопросах подчеркнуты, чтобы обратить Ваше внимание на главную мысль вопроса.

Анкета самооценки (СИО)

1. Вам присуща некоторая замкнутость, скованность, робость в поведении.

2. Вы наблюдательны и способны заметить мельчайшее измене­ние в развитии растений и животных.

3. Вы обладаете богатым воображением и фантазией.

4. Вы легко вступаете в контакты с разными людьми, любите совместную работу.

5. Вы хорошо справляетесь с работой, требующей аккуратности, точности, тщательности.

6. Вы способны работать терпеливо и настойчиво, несмотря на то, что результат от Вашей работы будет не скоро.

7. Вы способны тонко чувствовать и понимать красоту природы, произведений искусства.

8. Вы вежливы, умеете сдерживаться, даже если не согласны с мнением другого человека.

9. Вы способны:

а) не отвлекаясь выполнять работу, требующую длительного сосредоточения внимания (писать, собирать, решать, паять, счи­тать);

б) одновременно хорошо выполнять сразу несколько разных дел (записывать, слушать, разговаривать, наблюдать и пр.);

в) быстро находить в тексте, заданиях ошибки, нужные слова, даты, символы и пр.

10. Вы умеете:

а) решать логические задачи, т.е. на основе анализа признаков, понятий, законов, цифр находить логическую связь между ними;

б) поставить цель, продумать план и возглавить какое-нибудь Дело, т.е. организовать его выполнение;

в) придумывать новое, то, чего до Вас еще никто не придумывал (способ решения задачи, игру, занятие, блюдо, конструкцию и пр.).

11. У Вас хорошая память на: а) цифры, формулы, символы, номера телефонов, даты;

б) содержание прочитанного, слова, названия, стихи;

в) размеры, формы, схемы, расположение улиц, предметов;

г) лица, имена, особенности мимики, речи;

д) образы музыкальных или художественных произведений.

12. Вам легко удержать в памяти на короткое время какую-нибудь информацию, не записывая ее на бумагу (промежуточный результат примера или задачи, номер телефона, имя и пр.).

13. Вы умеете:

а) правильно оценивать на глаз размеры, расстояния, количество;

б) представлять фигуру, предмет или их части в пространстве; изменять мысленно их положение.

14. Вы умело работаете: на станке, швейной машинке, печатной машинке или других механизмах; водите автомобиль, управляете мотоциклом и пр.

15. Вы смелы и решительны, не теряетесь даже в неожиданной ситуации.

16. Вас ранит (обижает) резкий окрик, грубое слово; Вы старае­тесь не смотреть на «кровавые» (жестокие) сцены в фильмах.

17. Вам нравится работа спокойная, кропотливая (решать, под­считывать, собирать, чинить, шить и пр.).

18. Вы легко переключаетесь с одного занятия на другое (делая уроки, можете прерваться и поговорить по телефону, посмотреть телепередачу, помочь младшему брату (сестре), а затем продолжать делать уроки). Это разнообразие Вам даже нравится.

19. Вы привыкли работать, ходить, говорить быстро.

20. Вам трудно оторваться от своего дела, чтобы выполнить ка­кую-то другую работу. Вы предпочитаете работу, в которой не надо делать частых отвлечений и переключений.

21. У Вас физически сильные и выносливые руки, ноги, тело.

22. У Вас ловкие, чуткие пальцы, поэтому Вы хорошо выполняете работу, требующую мелких, точных движений (сборку, ручное шитье, лепку, монтаж радиосхем и пр.).

23. Вам больше нравится работа, связанная с реальными практи­ческими действиями, движениями; с использованием рук, ног, своих физических возможностей. Вы предпочитаете эту работу умст­венной, аналитической.

24. Вам нравится работа:

а) ремонт, сборка, конструирование технических устройств и ме­ханизмов; обработка деталей на станке; управление техническими средствами;

б) производство каких-либо изделий или продуктов (шить, готовить, чинить обувь, мебель, игрушки и пр., печатать фотографии, выполнять ремонтно-строительные работы, обрабатывать дерево и пр.);

в) анализ и обработка информации (текстовой, цифровой, услов­но-символической, графической и пр.);

г) постоянное взаимодействие с миром живой природы (ухажи­вать за растениями или животными, изучать биологические процес­сы и микроорганизмы);

д) активное взаимодействие с людьми (оказывать помощь, услу­ги, руководить);

е) создание новых или изготовление по образцу художественных изделий, моделей, произведений, образцов;

ж) изучение свойств различных веществ, состояния окружающей среды (водной, почвы, атмосферы, полезных ископаемых).

25. Вы считаете основными жизненными ценностями (для Вас главное):

а) высокое материальное обеспечение;

б) семейная жизнь;

в) общественное признание;

г) веселое, необременительное времяпрепровождение;

д) постоянное соприкосновение с красотой природы и искусства;

е) возможность творчества;

ж) активная, деятельная жизнь;

з) самосовершенствование, культура, образованность;

и) возможность оказывать влияние на других людей.

 

Бланк ответов

  10а   24а 25а
      24б 25б
  10в   24в 25в
  11а   24г 25г
      24д 25д
  11в   24е 25е
  11г   24ж 25ж
  11д     25з
      25и
13а      
13б      

 

«З»=; «Т»=; «И»=; «Ч»=; «ХО»=; «ЖП»=; «НП»=.

 

КЛЮЧ К МЕТОДИКЕ СИО

Профессиональные сферы:

«Анализ и обработка информации» («З»)

5, 9а, 9в, 10а, 11а, 116, 17, 24в (1,12,16,20)

«Работа с механизмами и устройствами» («Т»)

1, 11в, 13а, 136, 14, 21,23, 24а (16, 17, 19, 22)

«Производство продуктов, изделий; ремонт» («И»)

5, 9а, 11в, 13а, 19, 21, 23, 24б (4, 14, 17, 22)

«Взаимодействие с человеком»* («Ч»)

4, 8, 96,106, 11г,16, 18, 24д (10в, 12, 15, 19)

«Создание художественных произведений, образов» («ХО»)

3, 7, 10в, 11д, 136, 16, 22, 24е (9а, 17, 21, 33)

«Работа с миром живой природы» («ЖЛ'').

2, 6, 11в, 13а, 17, 21, 23, 24г (1, 5, 10а, 22)

«Работа с веществами, изучение характеристик окружающей среды» («НП'')

5, 9а, 11а, 11в, 12, 13а, 17, 24ж (10а, 16, 21, 22)

 

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОБРАБОТКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ САМООЦЕНКИ

Для обработки результатов необходимо использовать ключ к методике СИО, в котором номера вопросов соотнесены с профессиональными сферами. Номера, записанные без скобок, соответствуют вопросам, содержащим описание качеств личности, ее интересов, психических, физических, психофизиологических особенностей, требуемых в значительном числе профессий определенной профес­сиональной сферы. В вопросах, номера которых записаны в скобках, содержится аналогичная информация, относящаяся к отдельным представителям мира профессий данной сферы. Поэтому вопросы (номера) «без скобок» называются основными, а «в скобках» – дополнительным. Основные вопросы одной сферы могут быть дополнительными для другой. Например, вопрос №21 – «У Вас физически сильные и выносливые, руки, ноги, тело» – является основным в профессиональной сфере «Работа с миром живой природы» и дополнительным – в сфере «Создание художественных произведений», когда речь идет о профессиях балерины, скульптора и т.п.

При обработке результатов сначала нужно отметить (подчерк­нуть или выделить каким-либо способом) номера вопросов, у кото­рых стоит балл 6 и выше. Затем сравнить эти отмеченные номера с номерами вопросов, указанными в ключе, и подсчитать общую сум­му баллов, набранных по каждой профессиональной сфере отдельно по основным и отдельно по дополнительным вопросам. В результате по всем сферам выводятся показатели, представленные в виде двух чисел (например, 24 (16) или 42 (24)). Сравнение показателей пред­почтения той или иной профессиональной сферы производится по сумме баллов, набранных основными вопросами. Например, получе­ны по разным профессиональным сферам следующие показатели: 29 (18), 32 (25), 44 (20), 30 (15), 45 (28), 35 (21),19 (10). Предпочти­тельными являются профессиональные сферы, набравшие макси­мальное число баллов по основным вопросам. В нашем примере – 44 (20) и 45 (28). Если две или несколько сфер получили одинаковое или близкое количество основных баллов, то в этих сферах следует рассмотреть общий суммарный показатель, полученный сложением баллов по основным и дополнительным вопросам. Суммарные пока­затели в данном случае будут равны 64 и 73. Таким образом, по результатам самооценки, профессиональная сфера, имеющая пока­затель 73, является предпочтительной. Профессиональная сфера с показателем 64 является следующей по значимости и т.п.

 

СООТВЕТСТВИЕ ВОПРОСОВ РАЗЛИЧНЫМ СТРУКТУРАМ ЛИЧНОСТИ.

Характерологические особенности психические процессы свойства нервной системы физические качества интересы, склонности ценностные ориентации   (вопросы 1-8), (вопросы 9-14), (вопросы 15-20), (вопросы 21-23), (вопросы 24 а-ж), (вопросы 25 а-и).

 

 

Приложение 7

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ.

(автор Е.И.Головаха)

 

ИНСТРУКЦИЯ

Ниже представлен ряд суждений о профессиях. Выберите из них наиболее соответствующие Вашим взглядам (не больше двух), и обведите их номера кружками.

Для меня самая предпочтительная профессия, которая позволяет:

1) в наибольшей степени реализовать свои физические возможно­сти, проявить силу, ловкость, волевые качества;

2) достичь высокого общественного положения, известности, сла­вы, получить признание окружающих;

3) работать в хороших условиях - в таких, чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоций;

4) получать высокий заработок, обеспечивающий хорошие мате­риальные условия;

5) проявлять творческую инициативу, полностью раскрыть свои интеллектуальные способности;

6) сохранить достаточно энергии и времени для разнообразного досуга, увлечений, общения с друзьями и близкими.

Данный список ценностей соответствует классификации по кри­терию отношения ценности к сфере профессиональной деятельно­сти:

- ценности, которые могут быть реализованы непосредственно в профессиональной деятельности (1 и 5);

- ценности, которые реализуются за счет профессиональной де­ятельности (2 и 4);

- ценности, которые могут быть реализованы вне профессио­нальной деятельности (3 и 6).

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

 

Непротиворечивый профессиональный: характеризует человека с четкой профессиональной доминантой. Он соответствует следую­щим сочетаниям вариантов выбора - 1 и 2,1 и 4,1 и 5,1 и 6, 2 и 4, 2 и 5, 5 и 4, либо выбору только одной ценности - 1, 2, 4, 5.

Противоречивый: характеризует человека, у которого доминиру­ют и профессиональные, и противоречащие им внепрофессиональные ориентации. Этому типу соответствуют следующие сочетания вариантов выбора - 1 и 3, 2 и 3, 2 и 6, 3 и 4, 3 и 5, 4 и 6, 5 и 6.

Непротиворечивый внепрофессиональный: характеризует чело­века, ориентированного в основном на деятельность, не связанную с профессией. Этому типу соответствуют следующие варианты выбора - 3, 6, либо их сочетание.

 

 

Приложение 8

ОПРОСНИК О ЦЕЛЯХ ЖИЗНИ

(по материалам Б. Трейси).

 

1. Каковы пять наиболее важных ценностей в Вашей жизни, ради которых Вы можете чем-то пожертвовать и за которые готовы бо­роться?

2. В течение трех секунд запишите три наиболее важные в насто­ящий момент цели Вашей жизни (быстрая запись увеличивает веро­ятность написания действительно важных целей).

3. Что бы Вы дельта, если бы выиграли в лотерею миллион долла­ров? Каково было бы Ваше первое действие? Каково второе? Какие бы изменения Вы совершили в Вашей жизни?

4. Что бы Вы делали, как бы проводили время, если бы узнали, что Вам осталось жить шесть месяцев? (Цели, которые Вы ставите в "последние" 6 месяцев жизни - это цели, которые должны воплотить­ся в Вашей повседневной жизни.)

5. Что Вы всегда хотели сделать, но боялись попробовать?

6. Оглянитесь на все, что Вы делали до сих пор. Какое дело и в каких обстоятельствах давало Вам чувство собственной значимости?

7. Представьте, что волшебник дал Вам возможность осуществить только одну цель. Какова та единственная цель, к которой бы Вы стремились, если бы были застрахованы от неудачи?

Приложение 9

Художник или мыслитель.

Ответьте на следующие вопросы. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию – 10. Но если, например, первый же вопрос поставит вас в тупик, поскольку вы не относите себя к мрачным личностям, но в тоже время не торопитесь пополнить ряды счастливых оптимистов, то в вашем распоряжении все остальные баллы – от 1 до 9. Постарайтесь поставить себе справедливую оценку “ за настроение”.

 

1.У меня преобладает хорошее настроение.

2.Я помню то,чему учился несколько лет назад.

3.Прослушав раз-другой мелодию,я могу правильно воспроизвести её.

4.Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах.

5.Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.

6. Мне трудно даётся алгебра.

7.Я легко запоминаю незнакомые лица.

8.В группе приятелей я первым начинаю разговор.

9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.

10. У меня преобладает плохое настроение.

 

Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам 1,2,5,8,9 (левое полушарие) и 3,4,6,7,10 (правое полушарие).

1. Если ваш «левополушарный» (Л) результат более, чем на 5 баллов превышает “правополушарный” (П), то значит, вы принадлежите к логическому типу мышления. Вы в общем-то, оптимист и считаете, что большую часть своих проблем решите самостоятельно.

Как правило, вы без особого труда вступаете в контакт с людьми. В работе и житейских делах больше полагаетесь на расчёт, чем на интуицию.Испытываете больше доверия к информации, полученной из печати, чем к собственным впечатлениям.

Вам легче даются виды деятельности,требующие логического мышления. Если профессия, к которой вы стремитесь, требует именно логических способностей, то вам повезло.Вы можете стать хорошим математиком, преподавателем точных наук, конструктором, организатором производства, программистом ЭВМ, пилотом,водителем,чертёжником…

2. П больше Л - это означает, что вы человек художественного склада. Представитель этого типа склонен к некоторому пессимизму. Предпочитает полагаться больше на собственные чувства,чем на логический анализ событий, и при этом зачастую не обманывается. Не очень общителен, но зато может продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях (шум, различные помехи и т.п.). Его ожидает успех в таких областях деятельности, где требуются способности к образному мышлению,-художник, актёр, архитектор, врач, воспитатель.

3. Перед человеком, в равной степени сочетающим в себе признаки логического и художественного мышления, открывается широкое поле деятельности. Зоны его успеха там, где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои поступки даже в экстремальной ситуации. Управленец и испытатель сложных технических систем, лектор и полководец – все эти профессии требуют гармоничного взаимодействия противоположных типов мышления.

 

Приложение 10

Экспресс-анализ.

 

А. Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки (Л) или правой (П)? Запишите результат.

Б. Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочерёдно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, если вы закрываете правый глаз или левый,

В. Станьте в «позу Наполеона», скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху?

Г. Попробуйте изобразить «бурные аплодисменты». Какая ладонь сверху?

Теперь посмотрите, что у вас получилось.

ПППП – обладатель такой характеристики консервативен, предпочитает общепринятые

Нормы поведения.

ПППЛ – темперамент слабый, преобладает нерешительность.

ППЛП – характер сильный, энергичный, артистический. При общении с таким человеком не мешают решительность и чувство юмора.

ППЛЛ – характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке. Встречается довольно редко.

ПЛПП- аналитический склад ума, основная черта – мягкость, осторожность.Избегает конфликтов, терпим и расчётлив, в отношениях предпочитает дистанцию.

ПЛПЛ – слабый тип, встречается только среди женщин.Характерны подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способность идти на конфликт.

ПЛЛП – артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям.

В общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения. Среди женщин встречаеться примерно вдвое чаще, чем среди мужчин.

ПЛЛЛ – а этот тип, наоборот, более характерен для мужчин. Отличается независимостью, непостоянством и аналитическим складом ума.

ЛППП – один из наиболее распространённых типов.Он эмоционален, легко контактирует практически со всеми.Однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.

ЛППЛ – похож на предыдущий тип, но ещё менее настойчив, мягок и наивен.Требует особо бережного отношения к себе.

ЛПЛП – это самый сильный тип характера. Настойчив, энергичен, трудно поддаётся убеждению. Несколько консервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением.

ЛПЛЛ – характер сильный, но ненавязчивый.Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстаёт.

ЛЛПП – характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов.

ЛЛПЛ – простодушие, мягкость, доверчивость – вот его основные черты. Очень редкий тип, у мужчин практически не встречается.

ЛЛЛП – эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным поступкам.Энергичен.

ЛЛЛЛ – обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью.

 

Приложение 11

Тест СЖО (Д.А.Леонтьев)

Ф.И.О.______________________

Пол______________

Возраст___________

Пед. стаж_________

 

Инструкция: Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача – выбрать одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1,2,3, в зависимости от того, насколько Вы уверены в выборе (или 0,если оба утверждения, на Ваш взгляд, одинаково верны).

 

1. Обычно мне очень скучно 3 2 1 0 1 2 3 Обычно я полон энергии
2. Жизнь кажется мне волнующей и захватывающей 3 2 1 0 1 2 3 Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной
3. В жизни я не имею определенных целей и намерений 3 2 1 0 1 2 3 В жизни я имею очень ясные цели и намерения
4. Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной 3 2 1 0 1 2 3 Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной
5. Каждый день мне кажется мне всегда новым и непохожим на другие 3 2 1 0 1 2 3 Каждый день кажется мне совершенно похожим на другие
6. Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться 3 2 1 0 1 2 3 Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами
7. Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал 3 2 1 0 1 2 3 Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал
8. Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов 3 2 1 0 1 2 3 Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни
9. Моя жизнь пуста и неинтересна 3 2 1 0 1 2 3 Моя жизнь наполнена интересными делами
10. Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной 3 2 1 0 1 2 3 Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла
11.Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе 3 2 1 0 1 2 3 Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас
12. Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство 3 2 1 0 1 2 3 Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности
13. Я – человек очень обязательный 3 2 1 0 1 2 3 Я – человек совсем не обязательный
14. Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию 3 2 1 0 1 2 3 Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств
15. Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком 3 2 1 0 1 2 3 Я не могу назвать себя целеустремленным человеком
16. В жизни я еще не нашел своего призвания и ясных целей 3 2 1 0 1 2 3 В жизни я нашел свое призвание и цели
17. Мои жизненные взгляды еще не определились 3 2 1 0 1 2 3 Мои жизненные взгляды вполне определились
18. Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни 3 2 1 0 1 2 3 Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни
19. Моя жизнь в моих руках и я сам управляю ею 3 2 1 0 1 2 3 Моя жизнь не подвластна мне, и она управляется внешними событиями
20. Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение 3 2 1 0 1 2 3 Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания

 

Ключи и обработка теста СЖО

 

Для подсчета баллов необходимо перевести отмеченные испытуемым позиции на симметричной шкале 3 2 1 0 1 2 3 в оценки по восходящей или нисходящей асимметричной шкале по следующему правилу:

 

В восходящую шкалу 1 2 3 4 5 6 7 переводятся пункты № 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17.

В нисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1 переводятся пункты № 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20.

 

Вот пример перевода ответов на первые пять пунктов теста:

1. 3 2 1 0 1 2 3 - 3

2. 3 2 1 0 1 2 3 - 1

3. 3 2 1 0 1 2 3 - 4

4. 3 2 1 0 1 2 3 - 5

5. 3 2 1 0 1 2 3 - 2

 

После этого суммируются баллы асимметричных шкал, соответствующие позициям, отмеченным испытуемым.

Общий показатель ОЖ - все 20 пунктов теста;

Субшкала 1 (Цели) - №№ 3, 4, 10, 16, 17, 18;

Субшкала 2 (Процесс) - №№ 1, 2, 4, 5, 7, 9;

Субшкала 3 (Результат) - №№ 8, 9, 10, 12, 20;

Субшкала 4 (Локус контроля – Я) - №№ 1, 15, 16, 19;

Субшкала 5 (Локус контроля – жизнь) - №№ 7, 10, 11, 14, 18, 19.

 

Нормы, необходимые для оценки результатов, приведены в таблице.

Шкала Мужчины Женщины
М s М s
1. Цели 32,90 5,92 29,38 6,24
2. Процесс 31,09 4,44 28,80 6,14
3. Результат 25,46 4,30 23,30 4,95
4. ЛК – Я 21,13 3,85 18,58 4,30
5. ЛК – жизнь 30,14 5,80 28,70 6,10
6. Общий ОЖ 103,10 15,03 95,75 6,54

 

Интерпретация субшкал

 

1. Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне ОЖ будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем, высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.

2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале - признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее.

3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы – неудовлетворенность прожитой частью жизни.

4. Локус контроля - Я (Я - хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлениям о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Низкие баллы – неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

5. Локус контроля - жизнь или управляемость жизни. При высоких баллах – убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы – фатализм, убежденность в том. Что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

 

 

Приложение 12

Диагностика реальной структуры ценностных ориентации личности

(С. С. Бубнова)

 

Назначение. Методика направлена на изучение реализации ценностных ориентации личности в реальных условиях жизнедеятельности.

Инструкция. Данный опросник направлен на исследование вашей личности и ваших отношений. Отвечайте по возможности быстро, долго не раздумывая над каждым вопросом. Помните, что плохих или хороших ответов нет, есть только ваше собственное мнение. Отве­чать нужно «да» или «нет». В бланке ответов это соответственно «+» или «-», которые нужно проставить рядом с номером вопроса.

Опросник.

1. Любите ли вы лежать на диване и ничего не делать?

2. Любители вы сами зарабатывать деньги и получать от этого удовольствие?

3. Часто ли вас посещает мысль, что хочется сходить в театр или на выставку?

4. Часто ли вы помогаете близким по хозяйству?

5. Считаете ли вы, что любовь - определяющее чувство в жизни?

6. Любите ли вы читать книги о чем-то новом, еще неизвестном вам?

7. Хотите ли вы стать боссом (начальником какой-нибудь компании)?

8. Хотите ли вы, чтобы вас уважали друзья за ваши личностные качества?

9. Хотите ли вы сами принимать участие в каких-либо общественных мероприятиях (митин­гах, забастовках) в пользу близкого вам слоя населения?

10. Считаете ли вы, что без общения с друзьями ваша жизнь будет тусклой и безрадостной?

11. Считаете ли вы, что было бы здоровье, а все остальное приложится?

12. Часто ли вам хочется расслабиться (послушать легкую музыку, например)?

13. Вы избрали свою профессию в основном потому, что она может вам приносить большой материальный достаток?

14. Считаете ли вы, что в жизни важно уметь играть на музыкальных инструментах, рисовать и т. п.?

15. Если кто-то из ваших знакомых заболел, выберете ли вы время, чтобы его навестить?

16. Ваш брак заключен (будет заключен) по любви?

17. Любите ли вы читать научно-популярные книги?

18. Хотели вы в школе стать каким-либо организатором?

19. Если вы совершили неблаговидный поступок по отношению к друзьям или сотрудникам, будете ли вы переживать по этому поводу?

20. Считаете ли вы, что путем общественных действий (митингов, собраний) можно что-либо изменить в общественной жизни?

21. Можете ли вы спокойно обойтись без частого общения со своими знакомыми?

22. Считаете ли вы, что необходимо каким-либо образом укреплять свое здоровье (плавать, бегать, играть в теннис и т. д.)?

23. Главное для вас - ваше настроение в данный момент, а что будет потом - не так важно?

24. Считаете ли вы, что главное - это приобрести дом (квартиру), машину и другие матери­альные блага?

25. Любите ли вы гулять по лесу, парку?

26. Как вы считаете, нужно ли помогать материально тем, кто просит милостыню, или нет?

27. Любовь - это чувство, которое рождается и умирает?

28. Хотели бы вы стать ученым или научным сотрудником?

29. Власть - это почетно и значимо или от нее больше хлопот и всяких неприятностей?

30. Хотели бы вы, чтобы у вас было больше друзей?

31. Приходило ли вам в голову заняться переустройством какой-либо общественной органи­зации (клуба, консультационного пункта, института)?

32. Много ли своего свободного времени вы хотели бы уделять общению?

33. Часто ли вы задумываетесь о своем здоровье?

34. Считаете ли вы, что очень важно уметь доставлять себе удовольствие?

35. Если все начать сначала, выбрали бы вы сейчас более высокооплачиваемую работу, чем настоящая?

36. Хотели бы вы заняться фотографией?

37. Считаете ли вы, что нужно обязательно помочь упавшему человеку?

38. Чувство любви для вас - это первооснова жизни или нет?

39. Часто ли вы задаете себе вопрос: «А почему именно так?»

40. Хотели бы вы «делать» политику?

41. Часто ли ваш внутренний голос задает вам вопрос: «А уважают ли меня окружающие?»

42. Являются ли для вас общественные явления предметом обсуждения дома или на работе?

43. Если вы три дня проведете на необитаемом острове, умрете ли вы от одиночества?

44. Катаетесь ли вы на лыжах, чтобы укрепить свое здоровье?

45. Часто ли вы подолгу мечтаете, лежа с закрытыми глазами?

46. Главное в жизни - это делать деньги и создавать собственный бизнес?

47. Часто ли вы покупаете картины и другие художественные изделия или хотели бы их купить?

48. Если кто-то из близких довольно долго болеет, будете ли вы за него выполнять его обя­занности по хозяйству смиренно и безропотно?

49. Любите ли вы маленьких детей?

50. Хотели бы вы создать какую-нибудь свою «теорию» (относительности, таблицу и т. п.)?

51. Хотите ли вы быть похожим на какого-либо известного человека (актера, политика, биз­несмена)?

52. Важно ли вам, чтобы вас уважали сослуживцы за ваши профессиональные знания?

53. Хотели бы вы в настоящее время что-либо сами предпринять в политике?

54. Вы человек решительный?

55. Ходите ли вы в сауну, бассейн, баню, занимаетесь ли аэробикой для поддержания хоро­шего физического состояния?

56. Нормальный отдых - это чрезвычайно важно, не так ли?

57. В жизни чрезвычайно важно накопить материальные средства и передать их детям?

58. Хотелось ли вам когда-нибудь самому нарисовать картину или сочинить музыку?

59. Когда маленький ребенок плачет - это «крик о помощи»?

60. Для вас важнее любить самому, чем быть любимым?

61. «Во всем хочется дойти до самой сути» - это про вас?

62. Вы хотели бы, чтобы ваши дети стали знаменитыми людьми?

63. Хотели бы вы, чтобы сослуживцы обращались к вам за помощью в личном плане, как к человеку?

64. В общественной жизни пусть остается все как есть?

65. Общение - это лишь пустая трата времени?

66. Здоровье - это не самое главное в жизни, не так ли?


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.166 с.