Предмет и методы исследования методики преподавания естествознания в специальной школе. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Предмет и методы исследования методики преподавания естествознания в специальной школе.

2017-10-21 751
Предмет и методы исследования методики преподавания естествознания в специальной школе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предмет и методы исследования методики преподавания естествознания в специальной школе.

Основные особенности организации изучения естествоведческого содержания на других уроках в специальной школе.

Для программы характерны упрощенная структура и концентрическое построение, сокращенный объем сообщаемой информации, излагаемой небольшими частями, максимальная опора на чувственный и практический опыт школьников, повторяемость наиболее важных тем. В основу построения программы положен специальный дидактический принцип -- краеведческий, реализация которого позволяет придать курсу географии вспомогательной школы «высшую наглядность и конкретность».

При формировании у школьников основных природоведческих понятий нужно установить связи с математикой, чтением, сельскохозяйственным трудом, изобразительным искусством, ознакомлением с окружающим миром. Задача учителя состоит в том, чтобы планомерно, из урока в урок, организовывать повторение именно тех понятий, которые могут служить опорными при формировании новых. В связи с этим в плане работы желательно выделить специальную графу «Тематическое повторение», в которой должны найти отражение внутрипредметные и межпредметные связи.

Существенную роль в формировании понятий играет терминологическая работа, т.е. работа над усвоением языка науки. Говоря о науке и ее языке, нужно иметь в виду не простое сочетание слов, а систему взаимосвязанных между собой терминов. Поэтому важно четко определить, что такое слово и термин, в каких соотношениях они находятся.

Природоведение как учебный предмет включает в себя основы таких наук, как биология и география, поэтому его содержание раскрывается через систему биологических и географических терминов.

Особенности объема, содержания и методики изучения природоведения в 5 классе.

Особенности объема, содержания и методики изучения естествознания в 6 классе.

В 6 классе изучается раздел «Неживая природа». По этому разделу предусматривается изучение элементарных сведений о неживой природе.

Цель обучения: Формирование представлений учащихся о предметах и явлениях неживой природы.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

- формирование представлений учащихся об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве);

– развитие памяти, внимания, речи, зрительного восприятия, мышления средствами предмета «Естествознание»; - нравственно - экологическое воспитание учащихся при изучении предмета.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

- отличительные признаки твёрдых тел, жидкостей и газов;

- характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;

- некоторые свойства твёрдых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха.

Учащиеся должны уметь:

- обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;

- проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.

Особенности объема, содержания и методики изучения естествознания в 7 классе.

Особенности объема, содержания и методики изучения естествознания в 8 классе.

Особенности объема, содержания и методики изучения естествознания в 9 классе.

Межпредметные и внутрипредметные связи курса естествознания специальной школы.

Система методов преподавания естествознания во коррекционной школе. Основные особенности их применения в процессе обучения естествознанию школьников с интеллектуальным недоразвитием.

Формы организации внеклассной работы по естествознанию в специальной школе.

Особенности использования практических методов обучения в курсе естествознания коррекционной школы.

Алгоритмические предписания. Значение для организации процесса обучения естествознанию в специальной школе.

Особенности организации работы по формированию временных представлений в пропедевтический период изучения естествознания.

Особенности использования наглядных методов обучения в курсе естествознания коррекционной школы.

Фронтальная, групповая и индивидуальная работа. Значение, соотношение на уроке, способы организации.

Подготовка и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий по естествознанию в специальной школе.

Подготовка и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий по естествознанию в специальной школе.

 

Продолжительность внеклассных занятий определяется в каждом отдельном случае руководителем этого занятия или руководителем учреждения. В группах могут быть объединены как одновозрастные, так и разновозрастные дети. Число детей в группе также определяется в каждом случае индивидуально. При этом учитывается содержание внеклассного занятия, его потребности в оборудовании и т. п.

Внеклассная работа может быть организована в школе. Она является основным видом деятельности внешкольных учреждений таких, как дома детского творчества, станции юных натуралистов, художественные школы. Внеклассные занятия для детей проводятся на базе домов и дворцов культуры взрослых, музеев, ДЭЗов и т. д. В каждом из названных учреждений могут быть организованы занятия на естественнонаучные темы.

Внеклассная работа может быть организована как массовая, групповая и индивидуальная.

Одним из видов массовых внеклассных мероприятий служат праздники. Они проводятся и в школе, и во внешкольных учреждениях. Тематика праздников может быть самая разнообразная. Например, традиционные праздники урожая. Перед началом весенних сельскохозяйственных работ учителя в своих классах проводят беседы о значении урожая растений для жизни человека, о важности труда людей по выращиванию растений, кто из детей и что может вырастить дома (на своих участках) к празднику урожая, который в школе будет проведен осенью. Поэтому желательно периодически конт-ролировать, как дети готовятся к празднику, что они уже сделали. При оформлении выставки каждый экспонат снабжается этикеткой, на которой указаны название растения, площадь сбора урожая, масса собранного, а также фамилия и имя ученика, который выращивал данное растение или принимал участие в его выращивании. Экспонаты могут быть сгруппированы по отделам. только овощи, в другом — фрукты и т. П. «Природа и фантазия». При оформлении выставки очень важно учесть ее эстетичность, проявить творчество и фантазию. Сам праздник может начаться с открытия выставки. Здесь-то и окажет помощь художественная самодеятельность. Участники выставки представляют свои экспонаты посетителям, рассказывают, как они трудились, чтобы получить такой хороший урожай. Другие виды внеклассных массовых мероприятий — экскурсии в музей в зоопарк, в заповедник, ботсад и т. п. Обычно по числу участников они значительно менее массовые, чем праздники. Значительно более регулярны групповые внеклассные занятия. Это, прежде всего разнообразные кружки юных натуралистов, юных животноводов, юных цветоводов, юных лесоводов и т. п. Занятия кружков проводятся с определен-ной периодичностью, например раз в неделю или через неделю. Часть занятий следует посвятить опытнической работе с комнатными растениями. Самостоятельные занятия отводятся на изучение болезней и вредителей комнатных растений. На весенние занятия кружка планируется работа по пересадке растений. Учащиеся принимают активное участие на работах в пришкольном участке. Обязательно изучаются способы размножения каждого из растений. При проведении всех занятий кружка необходимо соблюдать правила гигиены и безопасности для здоровья детей следует отметить факультативы. Как и кружки, факультативы учитывают индивидуальные интересы и особенности детей, проводятся за рамками учебного времени. Однако в отличие от кружков они более регламентирова-ны: предлагаются государственной программой, дети обязательно должны выбрать какой-то факультатив. Но от них могут быть освобождены учащиеся, которые с трудом справляются с обязательной учебной нагрузкой. Индивидуальная внеклассная работа более разнообразна. Довольно распространенной индивидуальной формой внеклассной работы является чтение книг естественнонаучного содержания. Дети могут в индивидуальном порядке проводить наблюдения, эксперимент и другие исследования под руководством дефектолога. Установив какие-то особые наклонности ребенка, надо помочь ему советом: порекомендовать для чтения необходимые книги, помочь поставить и провести опыт, ответить на интересующие ребенка вопросы или найти ответ вместе, найти возможность периодически интересоваться его достижениями.

 

51) Основные требования к организации и проведению внеклассного мероприятия по естествознанию в специальной школе.

Внеклассная работа в отличие от внеурочной не является обязательной. Она строится по интересам учащихся и на принципах полной добровольности. Вместе с тем, как и обязательная учебная деятельность, внеклассная работа должна учитывать возрастные особенности учащихся. Ведущей задачей внеклассной работы является расширение кругозора школьников, развитие их личностных качеств с учетом индивидуальных интересов. Содержание внеклассной работы не направлено на выполнение обязательной учебной программы, но, как правило, связано с ней. Внеклассная работа не регламентирована жесткими временными и возрастными рамками. В группах могут быть объединены как одновозрастные, так и разновозрастные дети. Число детей в группе также определяется в каждом случае индивидуально. При этом учитывается содержание внеклассного занятия, его потребности в оборудовании и т. п. Внеклассная работа может быть организована как массовая, групповая и индивидуальная. Внеклассная работа может быть организована в школе. Она является основным видом деятельности внешкольных учреждений таких. Внеклассные занятия для детей проводятся на базе домов и дворцов культуры взрослых, музеев, т. д. Особенностью внеклассных мероприятий является то, что в них могут принимать участие все учащиеся школы или отдельные классы. Одним из видов массовых внеклассных мероприятий служат праздники. Они проводятся и в школе, и во внешкольных учреждениях. Тематика праздников может быть самая разнообразная. Другие виды внеклассных массовых мероприятий — экскурсии в музей в зоопарк, в заповедник, ботсад и т. п. Обычно по числу участников они значительно менее массовые, чем праздники. Значительно более регулярны групповые внеклассные занятия. Это, прежде всего разнообразные кружки юных натуралистов, юных животноводов, юных цветоводов, юных лесоводов и т. п. Занятия кружков проводятся с определенной периодичностью, например раз в неделю или через неделю. Также следует отметить факультативы. Как и кружки, факультативы учитывают индивидуальные интересы и особенности детей, проводятся за рамками учебного времени. Однако в отличие от кружков они более регламентирова-ны: предлагаются государственной программой, дети обязательно должны выбрать какой-то факультатив. Но от них могут быть освобождены учащиеся, которые с трудом справляются с обязательной учебной нагрузкой. Индивидуальная внеклассная работа более разнообразна. Довольно распространенной индивидуальной формой внеклассной работы является чтение книг естественнонаучного содержания. Дети могут в индивидуальном порядке проводить наблюдения, эксперимент и другие исследования под руководством дефектолога. Установив какие-то особые наклонности ребенка, надо помочь ему советом: порекомендовать для чтения необходимые книги, помочь поставить и провести опыт, ответить на интересующие ребенка вопросы или найти ответ вместе, найти возможность периодически интересоваться его достижениями.

 

Предмет и методы исследования методики преподавания естествознания в специальной школе.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.