Конституционная система власти в РФ. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Конституционная система власти в РФ.

2017-10-17 213
Конституционная система власти в РФ. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Любое государство осуществляет свою разнообразную деятельность через государственные органы, каждый из которых является частью государственного аппарата. Государственный орган - это часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию в установленном им порядке. В современном обществе характер функций государственных органов определяется конституцией и другими законодательными актами.

В правовом государстве реализуется принцип разделения властей, органы государства, принадлежащие к разным ветвям власти, осуществляют свои полномочия самостоятельно, взаимодействуя между собой и уравновешивая друг друга.

Федеративное устройство государства предполагает выделение государственных органов РФ и государственных органов субъектов Федерации.

Как известно, органы государственной власти характеризуются следующими чертами:

- наделены государственно-властными полномочиями;

- об­разуются и действуют в установленном государством порядке;

- уполномочены государством осуществлять его задачи и функции;

- являются составной частью единой системы органов государственной власти Российской Федерации.

В своей совокупности государственные органы Российской Федерации образуют единую систему. Согласно Конституции (ст.11), в нее входят органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти ее субъектов. Единство системы государственных органов Российской Федерации обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности России, на единстве системы государственной власти. Единство системы проявляется в разграничении предметов ведения и пол­номочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. В соответствии со ст. 11 Конституции государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство и суды Российской Федерации. Каждый из этих видов органов власти представляет собой фактически подсистему единой сис­темы государственных органов Российской Федерации.

Президент, согласно ст.80 Конституции, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет общее руководство деятельностью Правительства и других звеньев исполнительной вла­сти, с органами которой он связан наиболее тесно.

Органы законодательной власти - это Федеральное Собрание Российской Федерации (Государственная Дума и Совет Федерации), народные собрания, государственные собрания, законодательные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законо­дательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются не­посредственно народом и никаким другим способом формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему предста­вительных органов государственной власти Российской Федерации. Органы законода­тельной власти делятся на федеральные и региональные (субъек­тов Федерации).

К органам исполнительной власти относятся Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - президенты и главы администраций субъектов Российской Федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов ис­полнительной власти, возглавляемую Правительством Российской Федерации. Для органов исполнительной власти характерно то, что они образуются (назначаются) соответствующими руководителями исполнительной власти - президентами или главами админист­раций. Органы исполнительной власти выполняют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядитель­ный характер. Органы исполнительной власти делятся на федеральные и субъектов Федерации.

Органы судебной власти образуют Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, другие феде­ральные суды, а также суды субъектов Российской Федерации. Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему Российской Федерации. Основной видо­вой особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, админист­ративного и уголовного судопроизводства.

Особую группу государственных органов, не относящуюся ни к одному из ранее названных видов органов государственной вла­сти, образуют органы прокуратуры. Прокуратура Российской Федерации, согласно Конституции (ст. 129), составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Ос­новной видовой особенностью органов прокуратуры является осуществление ими надзора за исполнением законов.

Кроме названных органов в систему государственных органов Российской Федерации входят также ряд других органов, осуществляющих вспомога­тельные, совещательные, контрольные и иного рода функции. К числу этих органов относятся, например, Администрация Президента Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, Счетные палаты, Избирательные комиссии, Центральный Банк РФ. Иногда их называют органы особой компетенции.

Особое место в механизме управления страной занимает местное самоуправление. Можно сказать, что оно начинается там, где заканчивается функционирование органов государ­ственной власти. В соответствии со ст.12 Конституции в Российской Федерации признается и гарантирует­ся местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

 

№44 вопрос. Местная администрация: правовой статус, полномочия, организация деятельности

 

Правовой статус, полномочия и организация деятельности местной администрации устанавливается ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (Закон будет лежать на столе).

Согласно Закону, Местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и наделяется уставом полномочиями по решению вопросов местного значения. Местной администрацией руководит глава местной администрации.

Главой администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности. Контракт с главой администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на эту должность.

Структура администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) (например, в администрации г. Оренбурга - Управление ЖКХ, Управление по культуре и искусству, Управление молодежной политики, Управление образования и т.д.) и территориальные органы (например, в администрации г. Оренбурга – администрации Северного и Южного округов, администрации городских районов) администрации.

К полномочиям местной администрации, как правило, относятся:

- вопросы социально-экономического развития муниципального образования

 

№51 вопрос. Целевая типология регионов. Особенности управления дотационными, депрессивными территориями (регионами)

По признакам масштабности и периодичности решения проблем различается интегральная типология тактического и стратегического характера.

Первая может быть использована для разработки практических мероприятий, включая механизм регулирования по выходу из кризисных ситуаций, стабилизации экономики и социальной сферы и т. д. на ближайшие годы. В этой связи целесообразно выделить районы опорные, депрессивные, слаборазвитые, самообеспечивающие и т. п.

Стратегическая типология регионов предназначена для разработки долговременной политики их социально-экономического развития. В указанных целях следует различать регионы старопромышленного (постиндустриального), переходного («среднего поколения») и осваиваемого типов. Не исключено использование смешанной — тактическо-стратегической типологии.

Могут выделяться регионы и по другим признакам, в зависимости от целей типологии. Важное направлениетипизации - определение регионов применительно к решению отдельных задач управления экономикой. Таким образом, универсальной типологии регионов нет, есть целевая типология.

С учетом территориальной дифференциации социально-экономического положения целесообразно проводить региональную политику применительно к 5 группам достаточно выраженных проблемных регионов России: развитые, депрессивные, слаборазвитые, особые и нового освоения. Кроме того, отдельный тип представляют регионы особо важного стратегического значения.

Каждый из названных типов регионов отличается своим, свойственным ему, комплексом проблем, решение которых (принимая во внимание испециализацию соответствующего крупного экономического района) требует от федеральных и территориальных органов власти применять дифференцированные подходы к стимулированию экономической активности и оказанию государственной поддержки.

Основой типологии является уже рассмотренная трехзвенная группировка регионов по уровням экономического и социального развития (выше среднего, среднего и ниже среднего уровня), которая обобщает особенности их дифференциации. Вторая типологическая группировка детализирует первую и корреспондирует с ней.

Существует немало вариантов классификации регионов России по уровню социально-экономического развития. Так, специалисты федеральных ведомств России и ученые РАН выделяют три группы регионов с качественно различными характеристиками состояния экономики и социальной сферы:

- развитые регионы с достаточно высоким уровнем производства и жизни людей;

- регионы со средним экономическим потенциалом;

- проблемные регионы с низким уровнем социально-экономического развития.

В группе последних выделяются депрессивные и отсталые регионы.

Отсталые (слаборазвитые) регионы. Понятие отсталости (слаборазвитости) региона является относительным. Оно имеет смысл только в контексте социально-экономической ситуации в стране. К данному типу проблемных регионов принято относить регионы, имеющие традиционно низкий уровень жизни по сравнению с основной массой регионов страны. Значительная часть регионов данной группы находится в состоянии длительного застоя; для них характерны низкая интенсивность хозяйственной деятельности, малодиверсифицированная отраслевая структура промышленности, слабый научно-технический потенциал, малоразвитая социальная сфера. В ряде регионов, относимых к группе отсталых, социально-экономическая ситуация отягощается политическими, этническими, криминальными, экологическими проблемами.

Государство может оказывать поддержку экономически слабым регионам в форме развития производственной инфраструктуры, стимулирования притока частных инвестиций, некоторых налоговых и кредитных льгот и преференций, селективного дотирования предприятий, обеспечивающих минимальную занятость и т.п. Однако масштабы такой экономической поддержки в ближайшие годы не могут быть значительными и достаточными, учитывая ограниченность финансовых ресурсов.

Депрессивные регионы принципиально отличаются от отсталых тем, что при более низких, чем в среднем по стране современных социально-экономических показателях, в прошлом эти регионы были развитыми, а по некоторым производствам занимали ведущие места в стране. Как правило, эти регионы имеют достаточно высокий уровень накопленного производственно-технического потенциала, значительную долю промышленного производства в структуре хозяйства, относительно высокий уровень квалификации кадров. Однако по разным причинам (из-за падения спроса на основную продукцию или снижения ее конкурентоспособности, истощения минеральных ресурсов или ухудшения геологических условий и т.п.) эти регионы потеряли свое былое экономическое значение и относительные преимущества. С точки зрения продолжительности депрессивного состояния целесообразно различать две группы регионов: а)"дореформенные" депрессивные регионы, регресс которых начался в дореформенный период, а в процессе реформ их положение еще более ухудшилось; б)"новые" депрессивные регионы, которые в дореформенный период поддерживали относительно высокий уровень развития, но затем попали в состояние кризиса и не имеют необходимых условий для выхода из него.

Продолжительность и глубина региональной депрессии определяется в значительной мере составом отраслей производства, кризис в которых стал основной причиной распространения депрессии на всю экономику региона. По этому признаку депрессивные регионы делятся на: 1) старопромышленные, 2) аграрно-промышленные, 3) добывающие (очаговые). Конкретными причинами образования разновидностей новых депрессивных регионов стали переходные процессы и их переплетения.

Переход к устойчивому экономическому росту и связанные с ним структурные сдвиги должны благоприятно сказаться в первую очередь именно на депрессивных регионах. Главный фактор - это увеличение инвестиционного и потребительского спроса и соответственно преимущественное развитие отраслей, составляющих основу ныне депрессивных регионов. В этом же направлении будет действовать нормализация финансово- банковской системы, способствующая перетоку капитала в реальный сектор.

№52 вопрос. Сущность и цели государственного регулирования экономики. Основные направления и инструменты экономической политики и государственного регулирования

 

Одним из важнейших направлений деятельности государства в современной рыночной экономике является регулирование экономики.

Государственное регулирование экономики — это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально экономическое развитие общества.

Государственное регулирование экономики направлено на достижение следующих целей:

• создание нормальных условий для функционирования рыночного механизма

• обеспечение устойчивых темпов роста;

• регулирование структурных изменений в экономике, вызванных потребностями современной научно технической революции;

• обеспечение социальной стабильности и социального прогресса;

• решение экологических проблем.

Государственное регулирование экономики включает различные направления экономической деятельности государства.

· создание правовой основы экономической деятельности

· Создание общественных благ

· Проведение антимонопольной политики

· Регулирования внешних или побочных эффектов

· Создание инфраструктуры экономики

· Государственное предпринимательство

· Государственная закупка товаров и услуг

· Налоговое перераспределение доходов

· Поддержка малого бизнеса

· Регулирование не только внутренней, но и внешнеэкономической деятельности

· Поддержка фундаментальной науки, проведение общей научно технической и инновационной политики

· Обеспечение экологической безопасности.

Методы государственного регулирования экономики:

Административные методы регулирования экономики включают такие меры, как запрещение, разрешение, принуждение.

Запрещение — это запрет какой либо деятельности, признание общественно вредными, ненужными, не допускаемыми к применению, использованию каких либо товаров и услуг и их компонентов. Например, государство может ввести запрещение транзита, то есть следование через находящуюся под его суверенитетом территорию неугодных ему лиц, грузов и транспортных средств других государств в целях обеспечения безопасности или по другим причинам. Некоторые страны проводят политику запрета внешнеэкономических связей.

Разрешение — это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления, обладающим соответствующим правом. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, на ввоз и вывоз ряда товаров (лекарств, продовольствия).

Принуждение является одним из методов управления, основанным на порицании и применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, несвоевременная уплата налогов, уменьшение налогооблагаемой базы приводят к взиманию штрафов с налогоплательщиков.

Экономические методы. В современном обществе государственное регулирование экономикой осуществляется преимущественно на основе экономических средств. Кним относятся:

Денежно-кредитная политика — это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленная на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. Денежно-кредитная политика включает следующие инструменты регулирования:

• регулирование учетной ставки;

• установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансово-кредитные организации обязаны хранить в центральном банке;

• операции государственных организаций на рынке ценных бумаг.

Бюджетно-финансовая политика сводится к целенаправленной деятельности государства по использованию бюджетно-финансовой и денежно-кредитной систем для реализации целей социально-экономической политики.

Ускоренная амортизация — это амортизация по повышенным ставкам по сравнению с действующими или средними ставками. Этот метод занимает особое место среди комплекса мер государственного регулирования экономики. Смысл ускоренной амортизации состоит в установлении такого уровня ежегодных списаний в амортизационный фонд, который превышает размеры фактического морального и физического износа элементов основного капитала.

Кроме того, используя метод ускоренной амортизации, государство имеет возможность влиять на структуру национального хозяйства. Государство может ускорить процесс развития отдельных отраслей экономики, введя для них особо благоприятные ставки амортизации. Дифференциация норм амортизационных отчислений применяется также для изменения региональной или территориальной структуры производства, создания новых отраслей.

Государственное программирование — это долговременное, целевое регулирование экономики. Государственное программирование экономики включает разработку не только экономических, но и социальных программ. Государственное программирование может охватывать всю экономику в целом или ее отдельные отрасли, сферы (социальная сфера), регионы, отдельные группы населения и др.

 

 

№53вопрос. Экономическое содержание прав собственности, формы собственности в современной рыночной экономике и их преобразование

 

Категория собственности впервые появилась в римском праве, и долгое время считалась юридической категорией. Отражала отношения между людьми, которые характеризуются правом владения и распоряжения вещью, закрепленных в юридических законах и нормах. Поэтому эти отношения регулируются юридической надстройкой (суды, прокуратуры и т.д.). С развитием цивилизации собственность как юридическая категория особых изменений не претерпевает.

С развитием общественного производства и появлением новых форм предпринимательской деятельности собственность приобретает большую значимость в своем экономическом аспекте, становится наряду с юридической также и определяющей экономической категорией.

Собственность как экономическая категория представляет собой отношения между людьми по поводу присвоения средств производства и создаваемых с их помощью материальных благ.

Право собственности закрепляет, фиксирует и регулирует отношения людей к вещам, и в этом смысле оно всегда производно от экономических отношений собственности. Но в то же время но выступает и предпосылкой экономического присвоения, ибо закрепленное право собственности на любые блага открывает путь к экономической форме наращивания собственности, богатства. Имущественное или вещное право может быть исключительным, абсолютным и относительным и соответственно выражаться в отношениях распоряжения, владения и пользования.

В реальности многие юридические процессы в воспроизводственном процессе переходят в экономические, и наоборот. Однако существуют не только юридические, но и экономические права собственности.

Современное институциональное направление разрабатывает теорию прав собственности (Р. Коуз, Д. Норт, А. Алчиан, О. Уильямсон, Г. Демсец, А. Оноре). Ее основным методологическим положением является новая характеристика объекта собственности, в качестве которого выступает не ресурс (физический объект, средство производства) сам по себе, а «пучок или доля прав по использованию ресурса».

Права собственности – это совокупность социальных и экономических отношений между людьми по поводу доступа к редким ресурсам. В результате этих отношений члены общества противостоят друг другу.

В настоящее время выделено 11 элементов (прав собственности), которыми исчерпывается, по А. Оноре, полный «пучок прав», собственно и составляющий «собственность»:

· Право присвоения – физического контроля над благами;

· Право использования – применения полезных свойств благ для себя;

· Право управления, решения – кто и как будет использовать блага;

· Право на доход;

· Право суверена – на отчуждение, изменение, уничтожение блага;

· Право на безопасность – на защиту от экспроприации и от нанесения вреда со стороны внешней среды;

· Право на передачу благ в наследство;

· Право на бессрочность обладания благом;

· Запрет на использование способом, наносящим вред окружающей среде;

· Право на ответственность в виде взыскания, то есть на возможность взыскания блага в уплату долга;

· Право на остаточный характер – восстановление нарушенных полномочий.

Права собственности имеют особое значение для заключения сделок (трансакций).

Трансакция – передача прав собственности на какой-либо объект. В зависимости от количества передаваемых прав определяется ценность объекта (покупка объекта – передача всех прав, аренда – передача части прав, поэтому арендная плата меньше, чем цена покупки).

При заключении сделок права собственности должны быть чётко распределены (специфицированы) между участниками договорных отношений. Если права собственности специфицированы, то договорные отношения строго соблюдаются.

Экономическое содержание категории собственность зависит от характера утвердившихся форм собственности, которые включают в себя отношения производства, распределения, обмена, потребления.

Современная экономика предполагает многообразие форм собственности. Их можно подразделить на две группы: государственные и негосударственные.

Государственная собственность подразделяется на: федеральную и региональную. Она есть во всех странах. Обычно государство имеет в собственности предприятия, требующие больших капиталовложений (космическая отрасль) с длительным сроком оборота капитала, неприбыльные предприятия, предприятия инфраструктуры (связь, дороги, энергетика). Преимущество госсобственности – возможность значительного финансирования и другие виды господдержки (пониженное налогообложение). Недостаток – низкий уровень самостоятельности.

Негосударственная собственность делится на:

коллективную (когда имущество принадлежит нескольким лицам и не разделяется на доли, напр., советский колхоз, общественные организации, религиозные объединения),

частную:

- частно-коллективную (имущество принадлежит нескольким лицам и разделяется на доли или паи, которые оформляются юридически, либо в Уставе, либо в виде акций. Преимущество – возможность значительного финансирования, ограниченная ответственность, коллективное руководство. Недостаток – громоздкая структура управления, двойное налогообложение. В этой форме собственности находятся кооперативы, товарищества, АО);

- частно-индивидуальную (собственность одного лица или семьи, обычно в этой форме находятся небольшие предприятия сферы услуг, торговли. Преимущество - высокий уровень самостоятельности и материальной заинтересованности. Недостаток - нехватка денежных средств, высокий уровень риска).

Муниципальная собственность – с юридической т. зр. это собственность негосударственная, т.е. собственность административно-хозяйственной единицы, с экономической т.зр. ее относят к общественной.

В итоге в укрупненном представление совокупность форм собственности охватывает:

1. общенародную - в виде природных богатств общенародного пользования, обладающей общей и равной доступностью для всех членов общества (эта форма собственности не выделена в принятых российских законодательных актах о собственности);

2. государственную - природные богатства, основные производственные средства, оборотные средства, информация, представляющие часть общенародной собственности - переданную по воле народа и решению органов народовластия в ведение и распоряжение государственных органов на определённых условиях использования с одновременным делегированием ответственности;

3. региональную государственную, преданную в ведение и распоряжение региональных государственных органов (собственность субъектов федерации);

4. коммунальную, муниципальную, переданную в распоряжение местных органов;

5. коллективную, представляющую неделимую часть общенародной, государственной, региональной собственности, преданную на определенный или неограниченный срок коллективу лиц, а также арендованную и используемую в соответствии с системой правил и норм, установленных законом, договором, уставом. Это, по сути, производная форма собственности, возникающая в результате передачи прав собственности;

6. общую - в виде имущества, ценностей, денежных средств, ценных бумаг, созданных, приобретенных, первоначально принадлежащим двум или нескольким лицам, членам ассоциированной группы, используемых ими по своему усмотрению при соблюдении общих установленных законом правил и ограничений (к таким формам в определенной степени относятся акционерная, коллективно-долевая, кооперативная собственность). Общая собственность делится на совместную, в рамках которой объект собственности принадлежит всем участникам, лицам на равных началах, без выделения долей, и долевую собственность, при которой определена доля каждого из отдельных собственников, участников, лиц в общем праве собственности;

7. индивидуальную, представляющего имущество, предметы, информацию, принадлежащие лично индивидууму и используемые им по собственному усмотрению при соблюдении правовых норм, распространяющихся на граждан-собственников.

Целесообразно также выделять собственность общественных организаций и групповую, семейную собственность.

Экономические отношения по поводу присвоения подвижны. Это означает, что формы собственности могут переходить одна в другую. Этот процесс осуществляется разными методами:

Национализация – переход частной собственности на основные объекты хозяйства (земля, промышленность, транспорт, банки) в собственность государства. Национализация имеет различное социально-экономическое и политическое содержание. В зависимости от того, кем, в чьих интересах и в какую историческую эпоху она проводится. Процессом, обратным национализации является приватизация.

Приватизация – передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность. Приватизация может носить скрытый характер (например, аренда государственного имущества на длительный срок частными лицами или компаниями). Она может быть частичной, когда распродается лишь часть акций.

Основные направления государственной политики в сфере приватизации федерального имущества на 2014 - 2016 годы сформулированы в государственной программе Российской Федерации "Управление федеральным имуществом", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013 г. N 191-р. На достижение этих целей и задач направлен прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2014 - 2016 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 1111-р), который разработан в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" с учетом основных задач социально-экономического развития Российской Федерации в среднесрочной и долгосрочной перспективах.

На современном этапе приватизация федерального имущества является одним из инструментов достижения целей перехода к инновационному социально ориентированному развитию экономики.

Поэтапное сокращение участия государства в управлении собственностью в конкурентных отраслях экономики должно достигаться путем применения прозрачных и эффективных приватизационных процедур, основанных на принципах рыночной оценки, равного доступа к имуществу и открытости деятельности органов государственной власти.

 

 

№54 вопрос. Система налогов, формирующих государственный и муниципальный бюджеты. Основы межбюджетных отношений в РФ

Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенныхНалоговым кодексом.

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией иНалоговым кодексом.Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития. В России действуеттрехуровневая налоговая система, состоящая из федеральных, региональных и местных налогов, что соответствует мировому опыту федеративных государств.

Из-за существующего многообразия налогов в РФ возникла необходимость их классификации.

Классификация налогов по принадлежности к уровням управления и власти (федеральные, региональные и местные налоги)в связи с федеративным устройством Российской Федерации подразумевает введение понятия налогового федерализма.

Налоговый федерализм — это разграничение и распределение налогов между уровнями бюджетной системы страны, т. е. это совокупность отношений в налоговой сфере между РФ и ее субъектами, органами местного самоуправления, которые обусловлены необходимостью реализации закрепленных в Конституции полномочий.

Основная цель налогового федерализма состоит в обеспечении единства государства и стабильности его социально-экономического развития на основе удовлетворения потребностей в денежных средствах всех уровней власти за счет перераспределения части ВВП между звеньями бюджетной системы.

По объекту налогообложения налоги делятся на:

§ налоги на доходы;

§ налоги на имущество;

§ налоги на потребление;

§ налоги на капитал.

По субъекту-налогоплательщику можно выделить следующие виды налогов:

§ налоги с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и др.);

§ налоги с организаций (налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость и т. д.).

По способу изъятияналоги подразделяются на прямые и косвенные. Это деление осуществляется по трем признакам:

§ по способу уплаты;

§ по способу взимания;

§ по экономическому признаку.

Исходя из первого признака, к прямым налогам относятся налоги, которые вносятся в бюджет действительными плательщиками налогов, а косвенные налоги вносятся в бюджет третьими лицами и ими перелагаются на конечных потребителей товаров, работ, услуг.

Исходя из второго признака к прямым налогам относятся налоги, взимаемые по окладным листам, кадастрам; а к косвенным налогам — налоги, взимаемые по тарифам.

В соответствии с экономическим признаком к прямым налогам относятся налоги, взимаемые с производства (доходов, имущества), а к косвенным — налоги, взимаемые с потребления (расходов, пользования имуществом). К прямым налогам можно отнести налог на имущество, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, а к косвенным налогам — налог на добавленную стоимость, акцизы.

Межбюджетные отношения

- это система оказания финансовой помощи органам государственной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления, которые в силу исторически сложившихся условий не обеспечены достаточными средствами для осуществления своих полномочий. Под ними понимаются системно организованные денежные потоки и связи между участниками отношений по формированию, распределению и использованию бюджетных средств.

- это взаимоотношения междуорганами государственной властиРоссийской Федерации, органами государственной властисубъектов РФи органамиместного самоуправления, связанные с регулированием бюджетных правоотношений, формированием и исполнением соответствующих обязательствбюджетов.

Отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ, а из бюджетов субъектов РФ — в местные бюджеты.

Наличие межбюджетных отношений определяется неодинаковым экономическим развитием конкретных территорий. Одни из них имеют богатыеприродные ресурсы, другие обладают важным стратегическим положением, определяющим их значение в государстве.

Для повышения результативности решения текущих задач территориальных бюджетов важную роль играют межбюджетные трансферты.

Ориентация на усиление экономической и финансовой самостоятельности регионов не исключает необходимости перераспределения части федерального бюджета между субъектами РФ, более того, механизм трансфертов является важным условием укрепления Федерации.

Межбюджетные трансферты — это средства одного бюджетабюджетной системыРФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ.

Межбюджетные трансферты осуществляются через Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд регионального развития, Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов и Фонд компенсаций.

Бюджетным кодексом РФ определены следующие формы межбюджетных трансфертов:

§ Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юр.лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах;

§ Дотация — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе. Дотации осуществляются из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Предоставляются они при условии соблюдения органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах;

§ Субвенция — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной си


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.144 с.