Психологические и психолингвистические основы становления речевой коммуникации — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Психологические и психолингвистические основы становления речевой коммуникации

2017-10-17 771
Психологические и психолингвистические основы становления речевой коммуникации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Жизнь каждого человека буквально пронизана контактами с другими людьми. И одной из самых важных потребностей человека является потребность в общении[38].

Общение, с психологической точки зрения, это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера)[49].

Общение является сложной и многогранной деятельностью, которое требует специфических знаний, умений, навыков.

Психолингвистика рассматривает речевое общение как речевую деятельность. Речевая деятельность – это процесс общения людей посредством языка[14]. По мнению А.А. Леонтьва, исходным моментом при порождении речевого высказывания является мотив. Речевая деятельность в форме отдельных речевых действий обслуживает все виды деятельности, входя в состав актов трудовой, игровой, познавательной деятельности[34]. И именно мотив порождает направленность сознания, волю, чувства индивида на какой-либо предмет речевой деятельности, таким образом, оказывая непосредственное влияние на речевую активность и своевременное речевое развитие ребенка. Все последующие этапы порождения речевого высказывания по модели А.А. Леонтьева (замысел, этап внутреннего программирования, лексико-грамматическое развертывание, реализация высказывания во внешнем плане) также оказывают существенное влияние при формировании речевой активности.

Отметим, что в основе речевого общения лежит языковая деятельность. Языковая деятельность – это процесс освоения и использования набора языковых единиц и правил их функционирования, необходимых для наиболее адекватных способов выражения с их помощью смысла высказывания.

Человек с первых месяцев жизни испытывает в общении с другими людьми потребность, которая постоянно развивается: от необходимости эмоционального контакта до личностного общения и сотрудничества[25]. Таким образом, общение подразумевает потенциальную непрерывность как необходимое условие жизнедеятельности.

У ребенка от рождения до 7 лет сменяются 4 основные формы общения со взрослыми: ситуативно-личностная (от рождения до 6 месяцев), ситуативно-деловая (от 6 месяцев до 2 лет), внеситуативно-познавательная (от 3 до 5 лет) и внеситуаивно-личностная (от 6 до 7 лет) [14,26].

Форма общения, по мнению М.И. Лисиной, это коммуникативная деятельность ребенка, характеризуемая следующими параметрами:

- временем возникновения данной формы общения;

- местом, которое она занимает в жизни ребенка;

- содержанием потребности, которая удовлетворяется ребенком в ходе общения;

- ведущими мотивами, побуждающего ребенка к общению;

-основными средствами общения, с помощью которых осуществляется коммуникация с другими людьми [35].

Таким образом, у ребенка к 7 годам должны сформироваться все 4 формы общения.

М.И. Лисина выделяет четыре критерия общения:

Первый критерий: общение предполагает внимание и интерес к собеседнику, без чего любое взаимодействие невозможно. Взгляд в глаза, внимание к словам и действиям другого свидетельствуют о том, что субъект воспринимает другого человека, что он направлен на него.

Второй критерий: эмоциональная окраска восприятия воздействий партнера.

Третьим критерием общения являются инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе. Поскольку общение - процесс взаимный, человек должен быть уверен, что его партнер воспринимает его и относится к его воздействиям. Стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание - наиболее характерный момент общения.

Четвертым критерием общения является чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнер. О такой чувствительности может свидетельствовать изменение своей активности (настроения, слов, действий) под влиянием отношения партнера [35].

Немаловажную роль в жизни человека играет активность. Активность является базовым качеством личности ребенка и влияет на его позицию по отношению к миру. Активность рассматривается как динамическое условие деятельности и свойство личности, определяющее возможность собственного движения, деятельности и развития, в конечном счете[34,49,59].

Р.С. Немов выделяет следующие виды детской активности:

- поисковая

- познавательная

- творческая

- двигательная

- социальная

В основе всех видов активности лежит собственная внутренняя активность ребенка [45].

Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка со взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения. От количества и качества общения зависят уровень будущих способностей ребенка, его характер.

Таким образом, мы рассмотрели речевое общение как речевую деятельность. Рассмотрим речевое общение как процесс коммуникации.

Коммуникация – это передача сообщения, сознательное, простроенное, адресное и целесообразное влияние на взгляды и ценности собеседника, построенное преимущественно на рациональной основе [27].

О.М. Казарцева определяет речевую коммуникацию как мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной целевой установки и протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности [23].

Проблемой формирования коммуникативных способностей личности занимались такие ученые, как А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, А. Р. Лурия, Г. В. Чиркина. Ими были рассмотрены вопросы формирования и развития коммуникативной сферы личности, а так же описана структура коммуникативных способностей. Контингент исследуемых в этой области в основном составили детей с нормальным психическим развитием или лёгкими формами дизонтогенеза.

И.Н. Горелов занимался вопросами по рассмотрению соотношения интеллектуального и речевого развития ребенка. Он выделяет шесть речевых стадий в развитии ребенка дошкольного возраста:

1) лепет и первые реакции на собственное имя и имя матери (5–7 мес.);

2) первые слова – предложения (9–12 мес.);

3) первые предложения (к двум годам);

4) первые возможности понимания чужой и употребления собственной речи вне ситуации (к трем годам);

5) беглая речь, словотворчество (к четырем годам);

6) сознательное отношение к правилам языка, исправление ошибок в речи других (к семи годам) [11]. Основополагающим при выделении этих стадий становится появление тех или иных новообразований в речи ребенка.

Ю. В. Бессмертная определяет коммуникативные способности как устойчивую совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, существующих на основе коммуникативных задатков и определяющих успешность овладения коммуникативной деятельностью.

Развивая коммуникативные способности, люди овладевают многообразным опытом человечества, в том числе коммуникативными компетенциями. Коммуникативные компетенции – знания, умения, навыки в области речевой коммуникации, позволяющие человеку успешно и легко достигать цель общения. Чем более высокий уровень коммуникативности, тем выше залог успешной адаптации человека в любой социальной среде.

Помимо коммуникативных компетенций эффективной коммуникативной деятельности будет способствовать коммуникативная компетентность. Коммуникативная компетентность – многоуровневое интегральное качество личности (совокупность когнитивных, эмоциональных, поведенческих особенностей), опосредующее эффективную коммуникативную деятельность [12, 53, 59].

Из всех коммуникативных способностей в большей степени нас интересует речевая коммуникация. Рассмотрим такое понятие как коммуникативно-речевая активность. Систематическое взаимодействие ребенка с внимательным и доброжелательным взрослым повышает у него к этому человеку и усиливает социальную инициативу, то есть развивается речевая активность.

Коммуникативно-речевая активность — свойство человека, его деятельностное состояние, которое характеризуется стремлением к разнообразной речевой деятельности на уровне тех языковых возможностей, к которым он готов в смысле владения языком [ 53 ]. В коммуникативно-речевой активности проявляются волевые усилия человека, и вместе с тем это его внутренняя готовность действовать соответственным образом в конкретной коммуникативно-речевой ситуации.

Проявление коммуникативно-речевой активности зависит от:

а) особенностей характера человека;

б) наличия потребности в самовыражении; конкретной ситуации, обстановки; уровня владения языком; организации обучения (стимулов, методов, приемов обучения); характера педагогического общения преподавателя с учащимися; характера общения товарищей по учебной группе[ 53].

Коммуникатино-речевая активность — это и предмет, и основное условие обучения речи.

Таким образом, совокупность индивидуально-психологических особенностей ребенка и благоприятная речевая среда определяют успешность овладения коммуникативной деятельностью. Коммуникативная деятельность, в свою очередь, способствует развитию всех психических процессов и свойств личности, установлению полноценных межличностных отношений, а так же налаживанию контактов с окружающими людьми.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.