Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2017-10-16 | 249 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
По предмету «История и философия науки»
95-100 – А (наличие аналитического и критического подходов в раскрытии вопросов билета, полное освещение сути вопросов, полные ответы на дополнительные вопросы преподавателя);
90-94 – А- (наличие критического подхода в раскрытии вопросов билета, полное раскрытие сути вопросов, ответы на дополнительные вопросы преподавателя);
85-89 – В+ (полное раскрытие сути вопросов билета, ответы на дополнительные вопросы преподавателя);
80-84 – В (полное раскрытие сути вопросов билета, неполные ответы на дополнительные вопросы преподавателя);
75-79 – В- (достаточно полное раскрытие сути вопросов билета, неполные ответы на дополнительные вопросы преподавателя);
70-74 – С+ (достаточно полное раскрытие сути вопросов билета, затруднения с ответами на дополнительные вопросы преподавателя);
65-69 – С (недостаточно полное раскрытие сути вопросов билета, затруднения с ответами на дополнительные вопросы преподавателя);
60-64 – С- (недостаточно полное раскрытие сути вопросов билета, отсутствие ответов на дополнительные вопросы преподавателя);
55-59 – D+ (частичное раскрытие сути вопросов билета, затруднения с ответами на дополнительные вопросы преподавателя);
50-54 – D (частичное раскрытие сути вопросов билета, отсутствие ответов на дополнительные вопросы преподавателя);
0-49 – F (суть вопросов не раскрыта, отсутствие ответов на дополнительные вопросы преподавателя).
ГЛОССАРИЙ
Абстракция (с лат. отвлечение) — основная операция мышления, предполагающая отвлечение от непосредственно, чувственно воспринимаемого в объекте и выделение в нем существенного и необходимого. На основе абстрагирования происходит образование философских понятий и категорий.
|
Аксиология (с гр. учение о ценностях) — как особая область вненаучного исследования и своеобразный способ видения мира возникает на рубеже XIX—XX вв. Природа и эволюция ценностей, причины их существования, роль в познании мира — предмет острых дискуссий между философами.
Амбивалентность (с лат.) — двойственность переживания, двойственные чувства, эмоции, вызываемые у человека какими-либо явлениями: любовь и ненависть, симпатия — антипатия, радость — горе и пр.
Априорность (с лат. предшествующий) — знание, предшествующее опыту и независимое от него. Априорными, по Канту, являются те понятия, которые не могут быть доказаны или опровергнуты опытом. В XX веке считают, что априорные положения являются исходными постулатами науки, они условны и относительны.
Артефакт (с лат.) — сделанное искусственно. Процесс, предмет, вещь созданная людьми, то, что возникает только под воздействием людей.
Архетип (с гр, начало + образ) — прообраз, первичная форма, образец. К.-Г. Юнг определяет этим термином структурные элементы коллективного бессознательного, лежащего в основе психики человека и этносов. Архетип един для всех человеческих культур, но задавлен нормами и эталонами современной культуры.
Аутентичность (с гр.) — подлинность, достоверность, соответствие самому себе.
Антропоцентризм (с гр.) — воззрение, согласно которому человек — это центр Вселенной и высшая цель всего, совершающегося в мире.
Бытие — философская категория, обозначающая прежде всего сущёствование, бытие в мире. Различают бытие природы, общества; человека, а также реальное бытие или существование и идеальное бытие или сущность. 3 вида бытия или модусы бытия — возможность, действительность, необходимость. Значение категории бытия утверждают все философские школы; содержание, категории бытия — объект дискуссий.
Витализм (с лат. жизнь) — концепция жизненной силы, имеющейся во всех организмах. Всё проявления жизни зависят от витальности того или иного организма.
|
Верификация (с лат. истина + делать) — подтверждение истинности или ложности какого-либо высказывания с помощью логического доказательства или опытным путем. Неопозитивизм считает, что метод верификации разоблачает несостоятельность тех высказываний, которые не могут быть подтверждены эмпирически.
Герменевтика (с гр.) — истолкование текстов или искусство перевода, объяснения. В XX в. герменевтикой называют учение о понимании, о научном постижении наук о культуре, философская герменевтика определяет превосходство понимания и интерпретации над объяснением.
Гетерогенность (с гр.) — разнородность. Характеристика чего-либо, состоящего из неоднородных элементов, в отличие от гомогенности, предполагающей однородность процесса или явления.
Гносеология (с гр.) — учение о познании. Гносеологический — относящийся к процессу познания.
Деконструкция (с лат.) — процесс, обратный конструкции, разборка смысловых конструкций текста с целью выявления его подлинного смысла.
Деонтология (с гр. учение о должном) — раздел этики, рассматривающий проблемы долга и моральных требований в отличие от аксиологии — учении о ценностях. Деонтология исследует проблемы должного поведения людей в соответствии с требованиями социально-исторической практики, культурной традиции.
Дескриптивность (слат. описание) — изображение с помощью языка содержания переживания, соответственно — дескриптивный (описательный) метод в науке.
Детерминация (с лат. определять) — причинная обусловленность явлений действительности, наличие закономерности в явлениях природы и общества.
Дискурс (с лат. рассуждение) — знания, полученные на основе предшествующих суждений, зафиксированные в письмах или устной речи.
Индукционизм (с лат. наведение). Метод и принцип познания, основанный на движении от частного, отдельного, единичного ко всеобщему и закономерному. В отличие от дедукции идет от опыта и наблюдения, делает общие выводы по определенному классу исследуемых объектов.
Интерпретация (с лат.) — истолкование, разъяснение смысла и значения чего-либо. Интерпретация предполагает предписывание определенных значений исследуемому объекту или процессу.
Категория (с гр. высказывание) — основные понятия, в которых раскрываются простейшие формы действительности, их главные характеристики.В философии различают каттегории бытия и категории познания, соотношение между нимиисследуется в теории познания (гносеологии).
|
Код (с фр.) — совокупность знаков (символов) и система определенных правил, с помощью которых представляется, обрабатывается, передается и сохраняется информация. Культурные коды характеризуют разные типы культур.
Коммуникация (с лат.) — совещаться с кем-либо. Центральное понятие в философии экзистенциализма: благодаря коммуникации субъект действительно становится самим собой, обнаруживая себя в другом. Коммуникация как общение может быть контактом, договором, дискуссией, встречей.
Конвергенция (с лат. вместе и сближаться) — сближение различных объектов исследования к одной системе. В социальной философии — поиск одинакового в разных, сообществах и государствах, что позволяет сближать их историю развития.
Контекст (с лат.) — тесная связь, соединение. Законченный кусок текста или устной речи, обеспечивающий понимание и определение смысла входящих в него слов и фраз.
Креативность — способность к творчеству, созданию чего-либо нового. Креативность как свойство личности, как правило, сочетается с высоким интеллектом, творческой индукцией и правильной самооценкой личности.
Ментальность (с лат.) — образ мышления, общая духовная настроенность этноса, социальной группы, индивида. Ментальность обусловлена национальными и социокультурными особенностями, в которых живут народы.
Объективация (с лат. предмет) — превращение в объект, опредмечивание. Объективировать — превратить что-либо в объект.
Онтология (с гр.) — учение о бытии, об основных началах всего существующего. Одна из наиболее древних частей философского знания, развиваемая с самых истоков философии.
Ориенталистика (с лат. восточный) — совокупность наук, связанных с изучением культуры и языков восточных народов.
Панлогизм (с гр.) — учение о том, что все в мире является осуществлением разума, что сама Вселенная имеет логическую природу.
Парадигма (с гр.) — образец, пример, своего рода эталон, который берется для доказательства определенных смысловых связей между изучаемыми явлениями. Термин парадигма заменяет понятие Картина мира.
|
Позитивизм (с лат. устойчивый, положительный) — философская школа, основанная О. Кантом, считающая философию обобщением наук, основанных на опыте и претендующая на "снятие односторон-ностей" материализма и идеализма.
Редукция (с лат. отодвигать назад, возвращать) -— методологический прием сведения исследуемых явлений к исходным началам, :такое упрощение структуры объекта позволяет понять его происхождение и единство с другими объектами.
Релятивизм (с лат. относительный) — учение об относительности всякого познания, а значит о невозможности получения константного, абсолютного объективного знания.
Рефлексия (с лат.) — самоуглубление внутрь себя, вскрытие существенных характеристик, внутренне присущих исследуемому явлению.
Сенсуализм (с лат. чувство, ощущение) — принцип познания, основанный на чувственном восприятии, согласно которому в интеллекте нет ничего, чего ранее не было в чувстве. Сенсуализм близок позитивизму.
Символ (с гp.) — отличительный знак, которому придает особое значение какая-либо группа людей. Символ всегда многозначен, он хранит тайну, намек, понятный только посвященным. Символы влияют на все стороны жизни человека: разрешают и запрещают, предписывают и покоряют.
София (с гр. мудрость) — в русской религиозной философии творческая премудрость Бога, в ней заключены все мировые идеи и идеи самого человечества. Олицетворение женственного в Боге и символ тайн бытия.
Стохастический (с гр. догадка) — случайный или вероятностный процесс, характер изменения которого точно предсказать или описать невозможно.
Субстанция (с лат. сущность) — нечто неизменное в противовес меняющимся состояниям и свойствам. Чаще всего субстанция — синоним материи, вещества. Термин используется с античных времен, однако, в разных философских школах понимается по-разному.
Сциентизм (с лат. наука) — абсолютизация роли науки а жизни общества, особенно характерная для современной индустриальной цивилизации.
Тенденция (с нем.; лат.) — стремление, склонность к чему-либо — предвзятая мысль, проводимая в какой-либо теории или научном труде; направление, в котором идет развитие каких-либо явлений действительности.
Толерантность (с лат. терпение) — терпимость к разного рода взглядам, нормам поведения, привычкам, отличным от тех, которые разделяет субъект. Открытость для любых идейных течений, отсутствие страха перед конкуренцией идей.
Физикализм — философская концепция, считающая, что все должно постигаться при помощи методов физики, в противном случае познание бессмысленно.
|
Холизм (с гр. целое) — учение о целостности мира во всех его главных областях— психической, биологической и самой внешней и самой рациональной физической действительности.
Экзистенция (с дат.) — существование как факт бытия. Центральное понятие в экзистенциализме, считающего, что существование предшествует сущности человека и по-разному определяющего эту сущность.
Эмпиризм (с гр. опыт) — направление в теории познания, которое считает главной силой в познании чувственный опыт (эмпирию). Эмпиризм как принцип познания противостоит рационализму.
Эпистемология (с гр. знание + учение) — теория познания. Эпистемологический синоним — теоретико-познавательный, гносеологический.
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
1. Абдина А.К. История и философия науки. Учебник. – Астана, 2011.* [7]
2. Абишев К. Философия. Учебник для студентов и магистрантов. – Алматы, 2000.*
3. Артемьев А.Н., Мырзалы С.К. История и философия науки. – Алматы, 2010.*
4. Войтов А.Т. Философия. Учебное пособие для аспирантов. – М., 2003.*
5. Голубинцев В.О., Донцев А.А., Любченко В.С. Философия науки. – Ростов-на-Дону, 2007.*
6. Ивин А.А. Современная философия науки. – М., 2005.
7. Илларионов С.В. Теория познания и философия науки. – М., 2007.
8. Ильенков Э.В. Философия культуры. – М., 1991.*
9. Карнап Р. Философские основания физики. – М., 2005.
10. Коген Г. Теория опыта Канта. – М., 2012.
11. Конт О. Дух позитивной философии. – М., 2003.
12. Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки. – М., 2006.*
13. Крянина Ю.В., Моторина Л.Е. История и философия науки. – М., 2007.*
14. Кун Т. Структура научных революций. – М., 2002.
15. Лакатос И. Фальсификация и методология программ научного исследования. – М., 1995.
16. Лебедев С.А., Ильин В.В., Лазарев Ф.В., Лесков Л.В. Введение в историю и философию науки. – М., 2003.*
17. Лешкевич Г.Г. Философия науки. Учебное пособие. – М., 2006.*
18. Липкин А.И. Философия науки. – М., 2007.
19. Никифоров А. Философия науки. История и теория. – М., 2006.
20. Поппер К. Логика научного исследования. – М., 2004.
21. Рассел Б. Избранные труды. – Новосибирск, 2007.
22. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998.
23. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М., 2006.
24. Степин В.С. История и философия науки: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. — М., 2011.
25. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. Учебник. – М., 2005.*
Дополнительная литература:
1. Аль-Ани Н.М. Философия техники. – СПб., 2004.
2. Горохов В.Г. Основы философии техники и технических наук. – М., 2007.
3. История информатики и философия информационной реальности. – М., 2007.
4. Казютинский В.В.Глобальный эволюционизм и научная картина мира // Глобальный эволюционизм (философский анализ). – М., 1994.
5. Карамова О.В. Философия, методология и история экономической науки. – М., 2007.
6. Косиченко А.Г. Научное творчество. – Алма-Ата, 1992.
7. Котенко В.П. История и философия классической науки. – М., 2005.
8. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М., 2006.
9. Майданов А.С. Методология научного творчества. – М., 2007.
10. Математика и опыт: Сб. статей. – М., 2003.
11. Мукашев З.А. Концепции современного естествознания. – Алматы, 2005.
12. Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. – М., 1990.
13. Печенкин А.А. Современная философия науки. – М., 2005.
14. Розин В.М. Методология: Становление и современное состояние. – М., 2006.
15. Розин В.М. Мышление и творчество. – М., 2006.
16. Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. – М., 2006.
17. Светлов В.А. История научного метода. – М., 2007.
18. Фейнман Р. Дюжина лекций: шесть попроще и шесть посложнее. – М., 2006.
19. Филинова О.Е. Математика в истории мировой культуры. – М., 2006.
20. Флауэрс Ч. Десять заповедей нестабильности. – М., 2007.
21. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М., 2003.
22. Хокинг С., Млодинов Л. Кратчайшая история времени. – СПб.:, 2008.
23. Черняк В.З. История и философия техники. Пособие для аспирантов. – М., 2006.
24. Шишков И.З. В поисках новой рациональности: философия критического разума. – М., 2003.
25. Щукарев А.Н. Проблемы теории познания в их приложении к вопросам естествознания и в разработке его методами. – М., 2007.
* Источники, отмеченные звездочкой, имеются в библиотеках КАТУ им. С.Сейфуллина.
[2] Общие проблемы философии науки: Словарь для аспирантов и соискателей / сост. и общ. ред. Н. В. Бряник; отв. ред. О. Н. Дьячкова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007. – С. 118-119
[3] Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 707-708.
[4] Абдигалиева Г.. Ценностная идентификация казахской культуры // http://articlekz.com/article/ 8268
* Источники, отмеченные звездочкой, имеются в библиотеках КАТУ им. С.Сейфуллина.
[6]Подготовка презентаций предполагает навыки аналитической работы магистранта, его умение систематизировать полученные знания и информацию, а также четкое и лаконичное представление материала. Примерная форма презентации 6/6/10 (6 слов – 6 строк – 10 слайдов), использование аудио и видеоэффектов возможно. Творческий подход к выполнению задания поощряется.
* Источники, отмеченные звездочкой, имеются в библиотеках КАТУ им. С.Сейфуллина.
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!