Культура как социальная система — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Культура как социальная система

2017-10-16 892
Культура как социальная система 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

9.1. Сущность, уровни и функции культуры в обществе.

9.2. Структура культуры. 9.3. Динамика развития культуры

Основные понятия: культура, субкультура, контркультура, цивилизация, ценность, норма, верование, обычай, массовая культура, язык, материальная культура, духовная культура, социальный прогресс, традиционная культура, модерн, постмодерн, социо-культурный процесс

Изучение культуры в социологии занимает особое место, связанное с той важной ролью, которую она играет в жизни общества. Не случайно многие исследователи объединяют понятия "культура" и "общество" в новом термине "социокультура". Понимание сущности культуры, основных элементов её структуры и социальных функций, важнейших особен-ностей современного социокультурного процесса позволит вам в дальнейшем более успеш-но освоить последующие темы данного курса.

9.1. Сущность, уровни и функции культуры в обществе.

С точки зрения социологии, культура является духовно-материальным фундаментом, на котором возникло и развивается человеческое общество. Не будь культуры, не было бы и социума – того особого человеческого пространства (П. Сорокин), которое изучает соци-ология. Сегодня всё большее число исследователей обращается к изучению культуры и культурных процессов в поисках первопричины социальных изменений в прошлом, насто-ящем и будущем ([14).

Среди проблем, которые интересуют социологов в сфере культуры, важнейшими явля-ются: 1) влияние культуры на социальные взаимодействия людей ([13); 2) процесс фор-мирования и эволюции социокультурных ценностей и норм; 3) влияние конкретного истори-ческого типа культуры на поведение и деятельность человека; 4) роль культуры в процессе социализации ([10.3); 5) проблема взаимодействия социума и природы; 6) глобальные и локальные социокультурные процессы ([16).

Культура с точки зрения социологии это особый вид деятельности, направленный на формирование социального пространства (среды обитания человека и человечества) путём: 1) выработки социокультурных ценностей и норм; 2) их изменения, воспроизводства и трансляции от поколения к поколению; 3) освоения окружающей среды; 4) формирования человека и человечества, отвечающих задачам и потребностям каждого конкретного периода человеческой истории.

Культура в широком смысле – это процесс формирования надындивидуального бытия, неподвластного отдельному человеку и проявляющегося в выработке общечеловеческих, общезначимых ценностей, норм, принципов социального общежития (Э. Дюркгейм). Куль-тура в узком смысле – это деятельность социокультурных институтов и конкретных учреждений культуры, в которых происходит процесс накопления, воспроизводства, тран-сляции и приращения культурных достижений как социума в целом, так и отдельных социальных групп и личностей (образование, наука, искусство; школы, НИИ, музеи и т.п.).

Уровни культуры: 1) макроуровень, на котором происходит формирование наиболее значимых, вырабатываемых и признаваемых всем человечеством социокультурных ценно-стей и норм, позволяющих рассматривать всё население планеты в качестве глобального социума или современной цивилизации; 2) медиауровень, где функционируют субкультурыцелостные культурные системы, характеризующиеся групповыми ценностями, нормами, верованиями, традициями, обычаями, языком, отличающими одну группу от других. В сов-ременном обществе сосуществуют и взаимодействуют разнообразные субкультуры: этнона-циональные (русская субкультура в России), социально-классовые ("новые русские"), региональные (кавказская), религиозные (исламская), половозрастные (молодёжная, женс-кая) и т.д. Особой разновидностью субкультур является контркультура – тип субкультуры, ценности и нормы которой противопоставляются общепринятым (например, контркуль-тура преступного сообщества); 3) микроуровень – культура отдельного человека.

Одной из сложных методологических проблем явля-ется соотношение понятий культура и цивилизация. Не-которые исследователи употребляют их как синонимы. Это неверно(см. рисунок 7). Культура – актуальный (современный) процесс, человеческая деятельность; цивилизацияпродукт этой деятельности, совокуп-ность культурных достижений, характерных для опреде-лённой эпохи (цивилизация средневековья), народа (древ-негреческая цивилизация) или всего человечества (совре-менная цивилизация). Граница между актуальной куль-турой и современной цивилизацией подвижна: достиже-ния культуры (идеи, открытия, механизмы и т.д.) могут опредмечиваться (то есть по разным причинам стано-виться более невостребованными людьми) и переходить в цивилизацию и, наоборот, распредмечиваться (вновь включаться в сферу деятельности человека) и переходить в лоно культуры. Это явление можно проиллюстрировать известной поговоркой: "Всё новое – давно забытое старое" (то есть, всё, что вновь создаётся, есть повторное использование, распред-мечивание созданного в прошлые времена).

Функции культуры: 1) человекотворческая (культура "творит" человека: превращает био-логический объект – живое тело – в социального субъекта – личность ([10)); 2) инфор-мационная (трансляция социального опыта от человека к человеку, от старшего поколения – младшему); 3) познавательная (изучение природной среды, общества, человека); 4) регуля-тивно-нормативная (социальный контроль за поведением человека в обществе ([11.3)); 5) символическая (выработка символов (знаков) для обозначения тех или иных явлений окружающей действительности (язык, жесты, научные понятия и символы и т.д.)); 6) цен-ностно-ориентационная (выработка системы жизненных ценностей).

9.2. Структура культуры

Один из наиболее плодотворных подходов к анализу структуры культуры состоит в её изучении как социальной системы, все элементы которой тесно взаимосвязаны между собой. Мы рассмотрим те из них, взаимодействие которых играет наиболее заметную роль в соци-альной жизни общества: социокультурные ценности, нормы, верования, обычаи, язык, мас-совую, материальную и духовную культуру.

Социокультурная ценность – продукт возвышения человеческих потребностей, интерес, смысл человеческой деятельности. Ценность в широком смысле – значимость предметов и явлений окружающей действительности с точки зрения социальной практики, соответствия или несоответствия потребностям общества, группы, личности. Ценность в узком смысле – нравственный и эстетический императив (требование), выработанный культурой и являю-щийся продуктом общественного сознания (дружба, любовь, верность и т.д.). Ценности бывают материальные (деньги, недвижимость, драгоценности) и нематериальные (безопас-ность, демократия, права человека). Уровни ценностей: общечеловеческий (международная безопасность) – групповой (религия) – индивидуальный (самовыражение в творчестве).

Социокультурная норма – образец, стандарт деятельности, правило поведения, выполнение которого ожидается от членов группы или общества в целом и поддерживается с помощью санкций ([11.3). Особенности социокультурных норм: 1) они регулируют соци-альное поведение (деятельность) людей; 2) они выражают дóлжное в реализации индиви-дуальных и общественных интересов; 3) они обладают императивностью (повелительно-стью) по отношению к личности; 4) они имеют исторический характер (изменяются с тече-нием времени). Норма – это модель поведения человека в данной социокультурной среде. Типология норм: 1) по специфике субъекта-носителя:групповые, классовые, этнические, общечеловеческие и т.д.; 2) по содержанию:нравственные, религиозные, этические и т.п.

Существует имманентная (внутренняя, сущностная) связь норм и ценностей, выражаемая социологическим законом: соблюдение социокультурных норм приводит к достижению социокультурных ценностей (ниже мы увидим, что этот закон действует не всегда ([11.2)).

Индивид интернализует ценности и нормы в процессе социализации ([10.3).

Верование – особая форма мировоззрения, основанная на вере – непоколебимой уверен-ности в том, существование чего невозможно доказать или опровергнуть. Исторические формы верований: миф, религия, идеология (в том числе, политическая). Причины сохра-нения верований в современном обществе: 1) нечёткость границ между знанием и верой; 2) неспособность науки ответить на все вопросы бытия; 3) углубляющийся кризис совре-менного общества. Именно верования лежат в основе современных нравственных принципов, по которым живет человечество. В лоне религии появились все ныне существующие науки и искусство. Бесспорна роль верований в организации и оптимизации социальной жизни людей. С глубокой древности и до наших дней верования играют важную роль в деле сохранения и развития национальной и мировой культуры.

Обычайстиль жизни данного народа. Обычаи включают: 1) способы приготовления пищи; 2) одежду; 3) манеры поведения; 4) обряды и праздники; 5) систему воспитания детей; 6) отношение к старикам, женщинам и детям; 7) особенности религиозного культа и т.д. В современном обществе происходит девальвация обычаев: им на смену приходит массовая культура. Многие люди воспринимают это крайне негативно.

Массовая культура обычно рассматривается в двух разных значениях: 1) как вид куль-туры современного индустриального общества, характеризующийся производством культур-ных ценностей, рассчитанных на массовое потребление и распространяемых средствами массовой информации; 2) как вид культуры, характеризующийся ориентацией на усреднён-ный массовый вкус, стандартизацией формы, содержания, расчётом на коммерческий успех ("мыльные оперы", песни-однодневки, боевики). В наиболее завершённом виде массовая культура в её втором значении представлена кичем – низкопробным искусством, рассчитан-ным на самый невзыскательный вкус.

Языксистема знаков (звуков, жестов, мимики), выполняющая важные социальные функции: 1) коммуникативную (средство общения); 2) информационную (средство накопле-ния знаний, информации); 3) трансляционную (передача информации); 4) функцию социа-лизации (воспитание); 5) образовательную (обучение); 6) профессиональную (выражение специфики той или иной профессии); 7) индивидуализирующую (самовыражение личности); 8) этнообразующую (язык – важнейший элемент структуры этноса, условие его возникнове-ния и существования, фактор самосознания ([6.1)).

Материальная культура – совокупность овеществлённых результатов человеческой деятельности, включающая как физические объекты, созданные человеком, так и природные объекты, используемые им. Духовная культура – совокупность результатов деятельности, связанной со сверхсознанием и духовностью, включает науку, философию, мораль, искусст-во, религию, политику, право.

9.3. Динамика развития культуры

Развитие культуры с древнейших времён и до наших дней традиционно рассматривалось с позиций теории социального прогресса ([14.4), который ассоциировался: 1) с духовным и физическим совершенствованием человека и всего человечества; 2) углублением и упорядочением социальных взаимодействий на всех уровнях от межличностного до международного; 3) расширением сферы культурной деятельности за счёт все большего овладения окружающей средой. Сегодня, в период возникновения и обострения глобальных проблем человечества, все эти критерии представляются более чем сомнительными. Важней-шим фактором выживания и сохранения цивилизации становится гармоничное сочетание человеческой деятельности с охраной окружающей среды. И до тех пор, пока это не будет выполнено в полной мере, следует говорить не о прогрессе, а о процессе эволюции культуры.

Историческая эволюция культуры: от традиционной культуры (с момента возникнове-ния в глубокой древности до начала эпохи капитализма) к культуре эпохи модерна (в Европе и США – со времени формирования капиталистического общества до третьей четверти ХХ в.) и к постмодерну (с 70-х гг. ХХ в.).

Глобальные социокультурные процессы современности: 1) переход от модернизационной модели культурного развития ([14.3) к постмодернизму ([16.3); 2) возникновение экологи-ческой культуры; 3) углубление межцивилизационных (Восток – Запад) конфликтов; 4) кон-фликт между человеческой культурой и машинной цивилизацией; 5) появление феномена массовой культуры.

Социокультурное своеобразие России: 1) промежуточное, срединное положение России между Востоком и Западом; 2) господство Русской Православной Церкви и соответствующей ей религиозной идеологии, длящееся более 1000 лет; 3) наличие большого числа существенно отличающихся друг от друга субкультур; 4) стремление России " идти в ногу " с Западной Европой (так называемое догоняющее развитие); 5) с 1990-х гг. – маргинализация культуры (путём её вестернизации – "американизирования"); 6) дезинтеграция (возрастание разобщён-ности) российских субкультур; 7) отказ от эффективной государственной политики в обла-сти культуры.

* * *

Краткие выводы. Культура и общество представляют собой целостность, выражаемую понятием "социокультура". Реализация её функций в обществе определяет всё многообразие проявлений социальной жизни людей. Культура состоит из элементов, находящихся в тесной взаимозависимости. Это позволяет рассматривать её как социальную систему. Культура общества постоянно изменяется, отражая непрерывный процесс развития общества.

Социология личности

10.1. Человек, индивид, индивидуальность, личность. 10.2. Структура личности.

10.3. Социализация личности. 10.4. Теории личности в социологии

Основные понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность, убеждение, социа-лизация личности, первичная и вторичная социализация, ресоциализация, десоциализа-ция, социальная роль, ролевой конфликт

Личность, по мнению большинства социологов, является элементарной (неделимой) частицей общества. Каждый из нас является личностью. Специфику взаимодействия лично-стей между собой, личности и группы, личности и общества невозможно понять, не разоб-равшись с тем, что же такое сама личность.

10.1. Человек, индивид, индивидуальность, личность.

Понятие личности тесно связано с родственными ему понятиями человек, индивид и индивидуальность. В чём сущность и отличия этих понятий? Человеквысшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Исследователи отмечают двойственную природу человека, как биосоциального существа. Важно также и то, что человек является не только продуктом (результатом воздействия) определённых общественных отношений, но и творцом самих этих отношений. Индивидотдельный, обособленный член социальной общности: народа, класса, группы или всего общества. Индивидуальностьнеповторимое сочетание природных и социальных свойств индивида.

Понятие личность – центральное в данной главе – в разных социологических перспек-тивах трактуется по-разному в зависимости от того, как представляется взаимодействие личности и общества. С точки зрения марксизма и структурного функционализма ([17.2), исходящих из идеи определяющего воздействия общества на личность, личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения. (В.Ядов)

Представители феноменологии ([17.6) и символического интеракционизма ([17.7), в частности, Дж. Мид, исходящие из положения, что реальны лишь индивиды и взаимодейст-вия (интеракции) между ними, рассматривают личность как социальное "Я", включающее: 1) индивидуальное "Я" (индивидуальное сознание) и 2) "Мы" (моё сознание в восприятии других людей). Социальное "Я" (личность) является результатом непрерывного взаимодейст-вия (диалога) между "Я" и "Мы", социальным отношением, представляющим собой как бы проекцию (наложение) межличностной коммуникации индивида с другими людьми на его индивидуальное "Я".

Наконец, по мнению Н. Лумана (теория социальных систем), личность – это социальная система, а человек – окружающая среда личности, поскольку человек сложнее любой системы.

Основываясь на первом (функционалистском) толковании, можно выделить две группы факторов, формирующих личность: 1) факторы, определяющие групповые качества личности (то есть качества, характерные для представителей тех или иных социальных групп): а) природные особенности той или иной местности (физическое окружение чело-века); б) культура (субкультура) ([9.1); в) групповой опыт (особенности социального взаимодействия, характерные для данной группы и никакой другой); 2) факторы, определя-ющие индивидуальные качества личности (индивидуальность каждого из нас): а) биологи-ческая наследственность; б) уникальный индивидуальный опыт.

10.2. Структура личности в социологии рассматривается по-разному. Один из подходов представлен на рисунке 8.

 
 

 


В данном случае под культурой понимается, главным образом, совокупность социо-культурных ценностей и норм ([9.2), которыми руководствуется личность в практической деятельности. Память включает систему знаний, которые приобретает личность в процессе обучения и самообучения, а также оперативную информацию, которая ей необходима для принятия конкретных решений (время работы магазина, расписание движения автобуса). Ценности и знания формируют ядро социальной структуры личности – её убеждениястереотипные, устойчивые, повторяющиеся в разных ситуациях отношения личности к социальным ценностям общества и группы.

Деятельность является практическим выражением, итогом мыслительного процесса личности. Любая деятельность основана на использовании двух механизмов: мотивационного и диспозиционного. Мотивационный механизм представляет собой способ выработки мотива деятельности и включает последовательность следующих операций: 1) ощущение потребности (в еде, одежде, жилище); 2) осознание интереса в удовлетворении данной потребности (мне нужно поесть, одеться, построить дом); 3) выработку мотива – побудительной причины, повода к деятельности (еды нет, одежда износилась, дом развалился).

Диспозиционный механизм определяет предрасположенность личности к тому или иному поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор деятельности. Он включает мотив деятельности, стимулывнешние побудители к деятельности (благоприятная или неблагоприятная ситуация, наличие или отсутствие средств, возможностей, навыков, умений) и установки – общую ориентацию, направленность сознания личности на тот или иной вид деятельности (например, еду можно купить, приготовить самому или украсть).

Существуют три уровня диспозиций личности: высший – формирование у личности концепции жизни и её воплощение в ценностных ориентациях (получить образование, упорно трудиться, родить и вырастить детей); средний – обобщенная установка личности на социальные объекты и институты (вуз, в котором я учусь – лучший в городе, моя семья – моя крепость); нижний – саморегуляция действий личности в конкретной ситуации (у меня есть свободное время – схожу в кино).

Также структуру личности представляют как систему, состоящую из двух подсистем: внутренней и деятельностной (см. рисунок 8). Взаимодействие подсистем личности может протекать в трёх режимах (см. рисунок 9): режим первый – обе подсистемы практически полностью совпадают, перед нами цельная, гармоничная личность, к сожалению, в жизни практически не встречающаяся; режим второй – внутренняя и деятельностная подсистемы полностью не совпадают (о таком человеке говорят, что он двуличный: думает одно, говорит другое, а делает третье); режим третий, при котором дея-тельностная подсистема частично совпадает с внутренней, а частич- но – нет, является типичным и наибо-лее распространён в обществе.

10.3. Социализация личности процесс социального взаимодействия, посредством которого человек приобретает знания, мнения, взгляды и формирует модели поведения, необ-ходимые для успешного участия в жизни общества.

Социализация включает: воспитание, обучение и информацию (личный жизненный опыт объекта социализации). Она может проходить в двух режимах: 1) адаптации, когда индивид пассивно приспосабливается к социальной среде и её требованиям; 2) интеграции, когда он активно взаимодействует с социальной средой, изменяется сам и изменяет в соответствии со своими взглядами социальное окружение.

Существует три взгляда на соотношение адаптации и интеграции в процессе социа-лизации. Один исходит из того, что есть два типа обществ: открытые (демократические) и закрытые (традиционные общества авторитарного типа). Первые ориентируют своих членов на активную интеграцию в общество, как важное условие динамичного общественного развития. Вторые стремятся к сохранению существующего положения вещей и поэтому поощряют адаптацию. Другой взгляд основан на представлении о двух этапах социализации в жизни каждого человека. Первый этап – адаптация, когда индивид пассивно приобретает знания и опыт социальной жизни в данном обществе (от рождения до наступления зрелости), второй – интеграция, когда он начинает изменять своё социальное окружение в соответ-ствии со своими интересами и целями (с момента достижения социальной зрелости и до конца жизни). Третий взгляд предполагает, что вообще все люди делятся на две неравные группы: представители одной (их подавляющее большинство) способны лишь к пассивной адаптации, представители второй (их сравнительно немного) имеют природную склонность к творчеству, инновациям, они активно интегрируются в общество, стремясь изменить его. При этом первые обеспечивают стабильность, устойчивость общества, а вторые способ-ствуют его изменению.

Исследователи также выделяют первичную социализацию – непосредственное усвоение индивидом социального опыта его ближайшего окружения (в первичных группах) и вто-ричную социализацию во вторичных группах ([5.2), происходящую, как правило, опосредованно (при участии формальных структур: школы, СМИ и т.д.). Следует различать социализацию в известном вам значении, а также ресоциализацию (процесс усвоения новых норм, ценностей, мировоззрения и моделей поведения, например в связи с изменением места жительства, места работы, социального статуса) и десоциализацию (процесс утраты соци-альных связей, например в связи с уходом на пенсию, тяжёлой болезнью или тюремным заключением).

Т. Парсонс (структурный функционализм) особое значение придавал семейной социали-зации индивида. По его мнению, семейная социализация определяется структурой семьи, которая различается: 1) по распределению власти и 2) по инструментальным (направленным на внешние отношения) и экспрессивным (ориентированным на внутренние отношения) функциям. Распространённая в современном обществе нуклеарная семья ([12.1) включает роль отца (характеризуется большой властью и инструментальной функцией), роль матери (большая власть и эпрессивная функция), роль сына (небольшая власть и инструментальная функция), роль дочери (небольшая власть и экспрессивная функция).

В процессе социализации человек интернализует (усваивает) не только воспроизводимые образцы поведения (роли отца, матери, сына или дочери), но и обучается различению между "Ты – Я", "Мы – Не-мы". Условием социализации личности является то, что удовлетворение её потребностей происходит не просто посредством объектов, а предполагает ценности, нормы и символы, которые усвоены личностью (это то самое "Сверх-Я" З. Фрейда ([10.4), которое Т. Парсонс определил как различение культуры как объекта потребления и куль-туры, усвоенной личностью).

10.4. Теории личности в социологии.

В ХХ в. в социологии сложилось несколько теорий, по-разному объясняющих сущность и процесс формирования личности. Рассмотрим некоторые из них.

Психоаналитическая теория З. Фрейда основана на представлении о человеке как системе нужд (преимущественно биологического характера) и обществе как системе запретов (табу), направленных на их ограничение. Структура личности включает три уровня (см. рису- нок 10).

Нижний и верхний уровни " атакуют " сознание человека, порождая невротический тип поведения. В процессе общест-венного развития верхний уровень (Super-Ego) постоянно уве-личивается, вследствие чего вся история человечества может быть представлена как история нарастающего психоза.

Поведенческая теория Б. Скиннера и Дж. Хоманса рас-сматривает личность как систему реакций на различные сти-мулы. Основной вывод теории: чем выше стимул, чем ценнее вознаграждение, тем чаще человек будет демонстрировать поощряемое поведение([17.8).

Деятельностная теория Л. Выготского исходит из понима-ния человека как деятельностного существа, которое преследует свои цели и чьё поведение невозможно объяснить только с точки зрения рациональности. Изучение личности в рамках данной теории основывается на анализе доминирующего вида её деятельности (профессио-нальная, познавательная, вынужденная, свободная и т.д.).

Наиболее популярной сегодня является ролевая теория личности Дж. Мида и Т. Парсон-са ([17.2; 17.7). Основные понятия теории: 1) социальный статус ([4.2); 2) социальная рольсовокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус в социальной системе; 3) ролевое ожидание – мнение общества относительно содержания данной роли; 4) ролевое исполнение – фактическое исполнение человеком той или иной роли (отец исполняет роль отца, директор – роль директора и т.д.). Основная идея теории: каждый человек, занимающий тот или иной статус, должен исполнять роли, соответствующие данному статусу (так, статус студента предполагает обязательное посещение занятий, ведение конспектов лекций, сдачу зачётов и экзаменов). Однако на практике нередко возникает ситуация, когда человек по разным причинам не может или не хочет их выполнять. Ролевое ожидание не соответствует ролевому исполнению. Тогда вступает в силу социальный контроль ([11.3), побуждающий человека вести себя в соответствии со статусом. Если этого не происходит, его статус в обществе изменяется (статус понижается (нерадивый студент отчислен) или повышается (талантливый студент стал специалистом досрочно)).

Нередко мы сталкиваемся с необходимостью исполнения двух и более ролей, которые противоречат (или не соответствуют) друг другу. В этом случае возникает ролевой конфликт. Создатели ролевой теории личностипредлагают несколько способов его преодо-ления: 1) рационализация ролей – скрытие реальности конфликта путём бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли (роль удачливого бизнесмена связывается с риском быть убитым киллером); 2) разделение ролей – временное изъятие из жизни одной из ролей и выключение её из сознания индивида (один и тот же человек в разных ситуациях: на работе – требовательный руководитель, дома – заботливый муж и отец); 3) регулирование ролей – осознанная личностью и преднамеренная процедура освобождения от личной ответственности за последствия выполнения той или иной роли (я выполнял приказ, следовал должностным инструкциям и т.д.).

* * *

Краткие выводы. Личность – социальная составляющая каждого из нас. Она форми-руется в раннем детстве и затем изменяется на протяжении всей жизни человека. Личность имеет сложную структуру, элементы которой находятся в динамичном взаимодействии и образуют систему. Важной теоретической и практической проблемой является социализация личности. Существует несколько теорий, объясняющих процесс формирования личности, особенности её поведения и деятельности, содержание и характер выполнения социальных ролей.

 

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.