Социальные общности и группы — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Социальные общности и группы

2017-10-16 375
Социальные общности и группы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

5.1. Сущность и типы общностей. 5.2. Сущность, структура и типы

социальных групп. 5.3. Малые группы

Основные понятия: социальная общность, идентификация, солидарность, социаль-ная группа, малая группа, интернализация.

Группы и общности – более низкий по сравнению с обществом уровень социальной организации индивидов. Их исследование в социологии связано с той особой ролью, кото-рую они играют в жизни людей. Каждый из нас одновременно принадлежит не к одной, а ко многим общественным группировкам, которые с различной интенсивностью влияют на своих членов. Изучение всего многообразия социальных общностей и групп позволит вам получить целостное представление о важнейших источниках группового воздействия на социальное поведение человека.

5.1. Сущность и типы общностей

Термин социальная общность так же, как общество ([3) и социальная структура ([4),в социологии трактуется по-разному. Основные взгляды на сущность общности:1) с позиции социального реализма, к которой близки марксистская и функционалистская трактовки,это реально существующая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостно-стью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия, поведения; 2) с точки зренияфеноменологиии символического интеракционизма, это некакое-либо но- вое, особое телесное образование ("социальный субъект"), а определённым образом органи- зованныйкомплекс социальных действий и взаимодействий отдельных людей, реали- зующих солидарные ожидания, ориентации на то, что совместно им удастся эффектив- нее решать те или иные задачи; общность существует лишь настолько, насколько мы осознаём её.

По мнению П. Бурдье ([4.3), реально существуют сравнительно немногочисленные общности (малые группы), большие же общности (классы, нации и т.п.) – это искусственно созданные (вымышленные) преимущественно политиками и в политических целях образо-вания, реальность существования которых напрямую зависит от степени укоренённости в общественном сознании (то есть от того, насколько мы их идентифицируем (осознаём, соотносим с определенными личностями, партиями, группами, ценностями и нормами) и насколько поступаем в соответствии с этой идентификацией).

Важнейшим условием возникновения социальных общностей является солидарность – единодушие, осознание общности с интересами других людей. При этом уровень солидар-ности в разных типах общностей, как мы увидим ниже, может проявляться по-разному.

Свойства социальных общностей: 1) наличие общей цели деятельности или совпадение целей людей, составляющих общность; 2) наличие единых, разделяемых всеми участниками общности, правил и норм; 3) солидарные социальные взаимодействия партнёров, обуслов-ленные наличием совпадающих целей и единых норм.

Типология социальных общностей:

I. В зависимости от уровня солидарности:

1) множества, в которых воплощается мнимая солидарность (при отсутствии взаимных социальных действий имеются совпадающие цели, интересы и т.п.). Формы множеств: а) ка-тегории (статистические совокупности индивидов, имеющих сходные социальные признаки): студенты, подростки, женщины, "новые русские" и т.д.; б) агрегации (объединения людей, пространственно находящихся в одном месте): пассажиры одного поезда, посетители одного супермаркета и т.д.; в) массы (характеризуются сходными (однородными), но не социальны-ми действиями): люди, спасающиеся бегством от реальной или вымышленной угрозы (сходное действие – паника); люди, стремящиеся носить одинаковую одежду (сходное действие – следование моде) и т.д.;

2) контактные общности, в которых воплощается реальная, но, как правило, крат-ковременная солидарность. Их формы: а) аудитории – одноразовые, относительно кратко-временные (от нескольких минут до нескольких часов) взаимодействия лектора (певца, актера и т.п.) и слушателей; б) толпы – общности людей, объединённых сиюминутным настоящим (разновидности толп: случайная (зеваки на пожаре), обусловленная (очередь за билетами), действующая (мятежники)); в) социальные круги – общности людей одного социального положения, собравшихся вместе для удовлетворения своих социальных потреб-ностей (в общении, заботе о других, признании, престиже и т.п.): встреча друзей, конфе-ренция учёных, школьный бал и т.д. (социальные круги нередко становятся основой для формирования групповых общностей);

3) групповые общности, в которых воплощается институционализированная (долго-временная, устойчивая, определяемая нормами, обычаями и т.п.) солидарность ([5.2).

II. По численности:

1) диады (взаимодействие двух человек);

2) малые общности (включают от 3 до нескольких десятков человек);

3) большие общности (от сотен до тысяч человек);

4) суперобщности (включают десятки тысяч и миллионы человек);

5) всё мировое сообщество.

III. По времени существования:

1) кратковременные (существуют от нескольких минут до нескольких часов – аудитория конкретного мероприятия, пассажиры междугороднего автобуса);

2) длительные (существуют от нескольких дней до нескольких лет – коллективы пред-приятий, воинские подразделения);

3) долговременные (существуют от нескольких десятилетий до веков и тысячелетий – тер-риториальные, этнические общности, нации ([6)).

IV. По плотности связей между индивидами:

1) тесно сплочённые (организации ([7));

2) аморфные образования (болельщики футбольного клуба, любители пива).

V. По базовому системообразующему признаку:

1) территориальные (дальневосточная общность);

2) этнические (русские) ([6);

3) демографические (молодёжь, женщины), 4) культурные (субкультурные) ([9.2) и т.д.

В социальной психологии в начале ХХ в. сложилось ещё одно понимание социальных общностей. Наиболее известные представители данного направления – Г. Тард и Г. Лебон утверждают, что все объединения людей можно обозначить понятием толпа. По их мнению, толпа – это не только стихийное, неорганизованное скопление индивидов, но и струк-турированное в той или иной степени, организованное объединение людей. Г. Лебон выде-ляет следующие типы толп: 1) разнородные, в том числе: а) анонимные (уличная толпа) и б) неанонимные (парламентское собрание); 2) однородные, в том числе: а) секты (полити-ческая, религиозная) и б) касты (военные, рабочие); 3) классы (буржуазия, купечество).

Таким образом, существуют различные трактовки понятия социальная общность и мно-гообразные типы общностей. В социологии наиболее глубоко исследован тип групповых общностей (социальных групп), и это не случайно.

5.2. Сущность, структура и типы социальных групп.

Изучение социальных групп[5] имеет особое значение для социологии. Это связано с тем, что, в отличие от иных типов общностей, они оказывают на человека неизмеримо более силь-ное воздействие, формируют микросоциальную среду нашего существования в обществе.

Под социальной группой в социологии чаще всего понимаютобъединение людей, осно-ванное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Признаки социальной группы: 1) наличие внутренней организации; 2) общая (групповая) цель деятельности; 3) групповые формы социального контроля ([11.3); 4) образцы (модели) групповой деятельности; 5) интенсивные групповые взаимодействия.

Последний признак является важнейшей отличительной чертой социальной группы и проявляется: 1) в непосредственной мотивированности взаимодействий не личными потреб-ностями, а интересами всей группы; 2) институционализорованном характере этих взаимодействий. В свою очередь, институционализация социальных взаимодействий в группе проявляется: 1) в статусно-ролевом дифференцировании членов группы (каждый член группы занимает определённый статус внутри группы и выполняет соответствующие данному статусу роли); 2) в формировании устойчивой внутренней структуры (иерархии), обеспечивающей успешное функционирование группы; 3) в наличии формальных и нефор-мальных отношений (групповых норм, традиций, обычаев).

Типология социальных групп:

1. По аскриптивному (предписанному от рождения) признаку: а) расовые; б) этнические; в) территориальные; г) родственные и т.п.

2. По статусному или профессиональному признаку: а) рабочие; б) служащие; в) предприниматели и т.п.

3. По целям деятельности: а) хозяйственные (трудовой коллектив); б) научно-иссле-довательские (коллектив учёных); в) политические (партия) и т.п.

4. По численности: а) малые, члены которых целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга ([5.3); б) большие – группы, в которых люди чаще всего не только не знают друг друга, но и не имеют непосредственных контактов (социальные классы, слои, этносы, профессиональные группы и т.д.). Большие группы нередко называют общностями (этническая общность украинцев, профессиональная общность врачей).

5. По характеру внутригрупповых связей: а) формальные – объединения людей, опосре-дованные не личными интересами, а внешними законодательными предписаниями (трудовой коллектив, воинское подразделение) (признаки формальной группы: 1)заданная чаще всего извне рациональная цель; 2) предписанные функции, предполагающие наличие должностей, прав, обязанностей, санкций за нарушения; 3) чёткая социально-профессиональная струк-тура, определяющая формальные отношения между членами группы); б) неформальные – объединения людей по их желанию, взаимным симпатиям и общим интересам. Формальные и неформальные группы в ряде случаев могут совпадать. Внутри формальной группы неред-ко возникают неформальные группы (друзей, влюблённых, сообщников).

6. По различным признакам, которые определяют устойчивость данного группового обра-зования: а) этнические (расовые); б) культурные (субкультурные); в) с теми или иными ви-дами и структурами внутригрупповых связей; г) выполняющие те или иные функции; д) ре-шающие те или иные задачи и т.д.

5.3. Малые группы среди прочих типов социальных групп привлекают особое внимание социологов. Это вызвано следующим: 1) каждый из нас принадлежит не к одной, а к несколь-ким малым группам; 2) они воздействуют на своих членов с особой силой.

Особенности малых групп: 1) в них происходит прямой контакт между членами группы, непосредственное межличностное взаимодействие и взаимовлияние; 2) её сплачивают общая цель и деятельность, переживание общих чувств; 3) наблюдается жёсткое внутригрупповое распределение функций и социальных ролей; 4) складывается общность интересов, социаль-ных норм, нравов, обычаев и форм поведения; 5) они чётко локализованы в пространстве и устойчивы во времени.

Внутригрупповые взаимодействия в малых группах отличаются: 1) персонифицирован-ным характером (каждый член группы с каждым её представителем взаимодействует особым образом); 2) формированием " мы-сознания " (как бы "растворением" индивида в группе, идентификацией себя со всеми её членами); 3) эффективным групповым контролем; 4) неповторимой индивидуализированной структурой (каждый член группы занимает тот групповой статус и выполняет те социальные роли, которые соответствуют его индиви-дуальным качествам).

Выделяют два вида малых групп: 1) первичные – небольшие группы, члены которых хорошо знают друг друга или большинство из их представителей, отношения в группе тес-ные и взаимозависимые (семья, группа друзей, производственная бригада); б) вторичные– более многочисленные, могут иметь в своем составе одну или несколько первичных групп; степень взаимовлияния в группе зависит от того, насколько глубоко членами группы интернализованы (усвоены) групповые ценности и нормы (трудовой коллектив, студенты одного курса).

Э.Шиллз выделяет три типа малых групп: 1) первоначальные – имеют прочные, много-летние связи и традиции (семья); 2) личные – группы друзей, основанные на симпатии и созданные на базе личных потребностей в объединении; 3) идеологические – объединяют людей с общими ценностями (религиозные, политические).

Размер малой группы может колебаться от 2 – 3 до 20 – 25 человек (при оптимальной численности 7 – 9 чел.). Наблюдения показывают, что группы с бóльшей численностью неиз-бежно распадаются на несколько малых групп.

Возможные модели отношений в малой группе представлены на рисунке 5.

 
 


Уровень удовлетворённости групповыми отношениями наибольший в многоканальной схеме, средний – в центрированной и минимальный – в круговой.

Факторы, определяющие уровень сплочённости членов малой группы: 1) частота взаимо-действий индивидов; 2) групповой характер взаимодействия; 3) стиль руководства (демо-кратический или авторитарный); 4) психоэмоциональное состояние членов группы (радост-ное, безразличное или гнетущее); 5) наличие или отсутствие угрозы течению группового процесса; 6) статусные и поведенческие характеристики членов группы (по установкам, возрасту, полу, профессиям, морали и т.д.).

* * *

Краткие выводы. Общности и группы играют важную роль в жизни людей. Каждый из нас одновременно является членом многих групп и общностей. Среди различных типов общностей и групп наиболее сильное влияние на человека оказывают малые группы.

Этнические общности

6.1. Этнос и его структура. 6.2. Этнические процессы современности.

6.3. Национально-этнические отношения

Основные понятия: этнос, этническая общность, этническая группа, этноцентризм, самоидентификация, племя, народ, нация, нация-государство, нация-этнос(этнонация), национализм, шовинизм, этнический парадокс современности, сепаратизм, сецессия, ирредентизм, национально-этнические отношения, национальный вопрос, национальная политика, межнациональный конфликт.

 

Этническая группа – одна из первичных форм существования общества, а в наши дни – элемент его социальной структуры. Принадлежность к тому или иному этносу является очень важной для каждого человека. Межэтнические отношения склонны к обострению и чреваты конфликтами, в том числе военными. Именно поэтому этнические группы, этнические процессы, национально-этнические отношения находятся в центре внимания современной социологии.

6.1. Этнос и его структура

Понятие "этнос" появилось в социологии сравнительно недавно. В Западной Европе интерес к этническим проблемам возник после окончания Второй мировой войны, когда в страны Европы и Великобританию начался приток иммигрантов из Африки. В СССР поня-тие этнос в 1970-е гг. ввёл в научный оборот Ю.В. Бромлей. До сих пор среди исследователей нет единого мнения о том, что такое "этнос", "этническая общность" и "этническая группа". Многие авторы в своих трудах используют их как синонимы. Однако различия есть, и состоят они в следующем.

Этнос – общая расовая, языковая или национальная идентичность социальной группы[6]. Этнос может объединять людей по нескольким признакам: культурным (язык, традиции, обычаи), религиозным (идеологическим), национальным (политическим), генетическим (расовым) (например, "он этнический русский", то есть русского происхождения, хотя сам индивид, может быть, и не догадывается об этом).

Этническая общность – совокупность людей, объединённых общими этническими признаками и осознающих свою принадлежность к данному этносу. Этническая группа – устойчивая группа людей, имеющих общую историю, обычаи и идентичность, а в большин-стве случаев и язык, и религию, осознающих себя как единое целое [7].

В недавнем прошлом, когда различные этносы существовали сравнительно локально, изолированно друг от друга (препятствием для смешивания служили как национальные границы, так и культурные (языковые, религиозные и т.п.) различия, этноцентризм (тенденция судить о поведении других групп по стандартам собственной группы, нетерпи-мость к иным этносам и культурам)), этническая общность и этническая группа были иден-тичны друг другу. Следствием массовых миграций народов мира в ХХ в. стало то, что в настоящее время этническая общность охватывает всех представителей того или иного этноса, где бы они ни проживали, даже если их не объединяет ничего, кроме происхождения и самоосознания принадлежности к этому этносу; этническая группа, как правило, существу-ет в пределах национального государства либо на определенной территории в составе госу-дарства (автономная республика, область, округ, район), что позволяет её представителям активно взаимодействовать и воспроизводить в каждом последующем поколении структуру своего этноса.

Структура этноса включает: 1) язык (речь, манеру общения, мимику, жесты); 2) быто-вую культуру (одежду, приготовление пищи, вид и обстановку жилища); 3) обычаи и тради-ции (праздники, обряды, типичные модели поведения, трудовую, досуговую и иную деятельность); 4) этническое самосознание (самоидентификациюосознание себя принад-лежащим к той или иной группе, в данном случае – этнической); 5) этническое родство (чувство этнической солидарности – осознание общности происхождения, интересов, пот-ребностей с другими представителями данной группы); 6) самоназвание (этноним, нап-ример русские). Этносы возникли в глубокой древности, существуют сегодня и, очевидно, сохранятся в обозримом будущем, придавая своеобразие социокультурным общностям.

Исследователи выделяют три исторические формы существования этнических групп: 1) племя – людей, объединённых родовыми и социальными связями (важнейшие признаки племени – этнокультурная общность, этническое самосознание и самоназвание); 2) народ общность, объединённую преимущественно социально-экономическими связями и характе-ризующуюся более высоким уровнем развития языка, материальной и духовной культуры; 3) нацию наивысшую на сегодняшний день историческую форму этнической группы, объе-динённую, главным образом, экономическими и политическими связями. Нацию отличают: 1) специфическое национальное самосознание; 2) развитой, литературный язык; 3) профес-сиональная культура; 4) устойчивый социально-классовый состав, соответствующий эпохе промышленно-научного развития; 5) национальная государственность или развитое движе-ние за её достижение; 6) экономическая общность на основе национальной государст-венности.

Исторически племя возникает в период формирования родоплеменного строя и преобра-зуется в народ на стадии появления государства. Однако некоторые этнические группы и до сегодняшнего дня существуют в виде племени (в странах Центральной Азии, Африки, Латинской Америки). Этническая группа в форме народа существовала в традиционных государствах докапиталистической эпохи. В период капитализма (в Западной Европе – с XVI – XVII вв.) появляются первые нации, объединённые в границах государств современно-го типа. Однако и до сегодняшнего дня не все народы мира стали нациями. Процесс транс-формации народов в нации является важнейшей особенностью современного этапа развития этнонациональных отношений ([6.2).

Понятие нация – одно из наиболее сложных в современной социологии. Существует два различных подхода к его толкованию. Первый исходит из того, что нация – это совокупность граждан того или иного государства. В такой трактовке национальное означает – государ-ственное (например, национальные интересы = государственные интересы), национализм – любовь и уважение к своей нации, своему государству (национализм в данном контексте = патриотизм). Сторонники второго подхода понимают под нацией форму этнической груп-пы, представляющую собой политическую общность граждан какого-либо государства, республики или автономии в составе государства, либообщность, выражающую стремление к своемугосударственно-политическому оформлению. При таком понимании нации нацио-нальное следует трактовать как этническое (например, национальные отношения, нацио-нальный вопрос ([6.3)). Национализм в многонациональном (полиэтническом) государст-ве – стремление к доминированию своей этнической группы по отношению к иным группам, неуважение к интересам и потребностям других наций, борьба за образование своего независимого государства и выход из состава страны(национализм = сепаратизм). В неко-торых странах, где в силу численного превосходства и господствующего положения в обще-стве одна этническая группа объективно доминирует над другими, может возникнуть шовинизм – крайняя форма национализма, состоящая в проповеди национальной исключи-тельности, направленная на разжигание национальной вражды и ненависти.

Наличие двух различных трактовок понятия нации в последнее время нашло выражение в появлении двух новых терминов – нация-государство и нация-этнос (или этнонация). При этом одно понятие не противоречит другому. Например, в России нация-государство – это все её граждане, россияне, этнонации – этнические группы, имеющие свои государственные образования (русские в России, якуты в Республике Саха (Якутия), чукчи в Чукотском автономном округе и т.д.).

В 1990-е гг. в России возникла дискуссия о сущности нации. Ряд исследователей (Э.В. Та-девосян, В.А. Тишков и др.) поставили под сомнение само её существование, полагая, что понятие "нация" было порождено в своё время сугубо идеологическими соображениями и в политических целях – оно служило консолидации тех или иных этнических групп под национальными знаменами и способствовало приходу к власти лидеров и групп, эксплуатирующих чувство этнической солидарности граждан. По мнению этих исследова-телей, нация существует лишь как политическая общность граждан данного государства (безотносительно их этнической принадлежности), этнонация – опасная выдумка политиков, чреватая острыми межнациональными конфликтами, войнами, распадом некогда единых многонациональных государств и т.д. С этим мнением можно согласиться. Однако, имея в виду идею П. Бурдье, высказанную им о социальных классах ([4.3), приходится признать, что до тех пор, пока понятие этнонации укоренено в сознании миллионов людей и пока этнонациональные чувства управляют их социально-политическим поведением, нации являются реальными элементами социальной структуры современного общества.

6.2. Этнические процессы современности.

Для современного этапа развития этнонациональных отношений характерны следующие процессы: 1) этническая консолидация народов, проявляющаяся в развитии их политической, экономической, языковой и культурной самостоятельности, упрочении национально-государственной целостности (к концу ХХ в. отдельные народы стали субъектами не только внутригосударственной, но международной политики); 2) межэтническая интеграция – расширение и углубление сотрудничества народов во всех сферах жизни ради более полного удовлетворения их потребностей (эта тенденция проявляется в процессе глобализации и регионализации ([16)); 3) ассимиляция – как бы "растворение" одних народов в других, сопровождающаяся утратой языка, традиций, обычаев, этнической самобытности и этнического самосознания.

В современном мире набирают силу такие негативные для миропорядка и междуна-родной безопасности явления, как сепаратизм стремление к обособлению, отделению этнических групп друг от друга, сецессия – выход из состава государства какой-либо его частив силу победы сепаратистского движения этнически однородного населения данной территории, ирредентизм – борьба за присоединение к государству приграничных земель соседнего государства, заселенных представителями титульной национальности [8] данного государства.

Многие негативные явления в межнациональных отношениях связаны с формированием этнонаций. Этот процесс стал определяющим в возникновении этнического парадокса современности значительного повышения роли этничности в общественных процессах, возрастания интереса к этнической культуре на фоне усиливающейся интернационализации культурной, экономической и политической жизни человечества. Возвышение этничности стало закономерным ответом людей на процесс глобализации, охвативший сегодня все страны и народы мира. В этих условиях этничность выполняет интегративную функцию – она объединяет представителей этносов, независимо от их классовой, социально-статусной или профессиональной принадлежности.

Сегодня возрастание роли этничности стало мощнейшим конфликтогенным фактором, вызывающим появление всё новых очагов межэтнической напряжённости, чреватых не только локальными, но и региональными и даже мировыми войнами (чеченский конфликт в России, арабо-израильский конфликт на Ближнем Востоке, этнорелигиозные столкновения в Великобритании и т.д.).

6.3. Национально-этнические отношения представляют собой всё многообразие связей, взаимодействий и обменов, возникающих междуэтническими группамипо поводу насущных проблем их выживания и развития. Подобные отношения существуют на трёх уровнях: 1) межличностном – отношения между представителями тех или иных этнических групп, совместно проживающих в одной и той же местности (город, село, улица, дом); 2) межгрупповом – отношения между этническими группами, объединёнными в границах одного многонационального государства; 3) международном – отношения между нациями-государствами. Первый уровень отношений изучается в рамках социальной психологии, второй – предмет изучения социологии, третий – политологии.

Рассмотрим межгрупповые национально-этнические отношения. Субъектами этих отно-шений выступают этнические группы: 1) большие и малые [9]; 2) более и менее развитые с точ-ки зрения достигнутого ими уровня развития экономики, государственности, культуры; 3) коренные и некоренные (по критерию первоначального заселения данной территории); 4) титульные и нетитульные. Объект – всё многообразие проявлений жизни общества: политика, экономика, культура, социум и т.д. Таким образом, национально-этнические отно-шения имеют всеобщий и универсальный характер.

Обострение национально-этнических отношений приводит к возникновению националь-ного вопроса, связанного с проблемами свободного и всестороннего развития всех народов, расширения межэтнического сотрудничества и гармоничного сочетания национальных инте-ресов. В различных сферах общественной жизни национальный вопрос имеет свою специ-фику. В политической сфере это вопрос равноправия этнических групп и их равного (пропорционального) представительства во всех ветвях и структурах власти. В экономической сфере – вопрос межнационального разделения труда, перспектив эконо-мического роста, участия в государственном и мировом рынках. В социальной сфере – вопрос статусов и привилегий, объективного и субъективно оцениваемого места каждой этнической группы в социальной иерархии общества. В сфере культуры – вопрос сохранения и развития самобытной национальной культуры, преодоления ассимиляционных процессов и одновременно – стремления к равноправному и полноценному вхождению в мировую культуру.

Решению национального вопроса и соответственно гуманизации национально-этни-ческих отношений служит национальная политика – деятельность государства,полити-ческих партий и общественных движений, направленная на урегулирование и оптимизацию национальных отношений, создание условий для равноправного и полноценного сосущест-вования всех этнических групп, независимо от их численности, культурных и иных особен-ностей.

Данная в определении национальная политика характерна для государств с демократи-ческими режимами. Однако в мире существуют и иные модели (способы) решения нацио-нального вопроса. Их социально-исторические типы можно представить следующим образом: 1) политика подавления и вытеснения нежелательных этнических групп (прежде всего меньшинств) (в форме геноцида или этноцида); 2) политика экономической и культур-ной изоляции народов с целью искусственной задержки их социально-политического развития (например, в колониальных странах в XV – начале XX в.); 3) политика воздействия на народы с целью выравнивания их социально-экономического потенциала, повышения культурного уровня, создания равных возможностей для активного участия в жизни государства (принудительная модернизация ([14.3) в некоторых странах Европы и Азии в ХХ в.); 4) политика невмешательства в социально-экономическое и социокультурное развитие этнических групп (в соответствии с идеей о том, что самобытность каждого этноса является культурным достоянием всегочеловечества).

Приходится признать, что в современном мире национально-этнические отношения далеки от идеальных. В разных регионах мира периодически вспыхивают межнациональ-ные конфликты, связанные с крайним обострением противоречий между народами, и возникающие в ходе решения политических, территориальных, экономических, культурных и социальных проблем.Наибольшую остроту приобретают конфликты, связанные с религи-озным противостоянием, территориальными претензиями и проблемой идентичности (сохранения самобытности этносов). Среди всех видов социальных конфликтов межэт-нические конфликты наиболее глубоко укоренены в сознании людей, они с большим трудом поддаются урегулированию и могут длиться десятки и даже сотни лет.

* * *

Краткие выводы. Этносы играют важную роль в жизни общества. Возникнув в глубокой древности, они прошли долгий путь эволюции от племени до нации. В современном мире существуют нации-государства и этнонации. Их взаимодействие носит сложный, противоре-чивый характер. Национально-этнические отношения проявляются на межличностном, меж-групповом и международном уровнях. Они имеют тенденцию к обострению. Это связано с процессом глобализации и возникновением этнического парадокса современности.

Социальные организации

7.1. Организация – целевая социальная группа.

7.2. Управление организациями. 7.3. Бюрократия.

Основные понятия: организация, социальная организация, формальная и неформаль-ная организации; административная, общественная и ассоциативная организации; кол-лектив, управление, мера управляемости, модель (стиль) руководства, бюрократия.

 

Среди многообразных видов социальных групп организации занимают особое место. Они имеют непосредственное отношение к человеческой деятельности. В них концентрируется и материализуется вся созидательная и разрушительная сила общества. Понимание сущности, особенностей возникновения, существования, управления и типологии социальных организа-ций позволит вам более уверенно ориентироваться в непростом мире современных деловых отношений.

7.1. Организация – целевая социальная группа

Социальные организации возникают и функционируют в рамках социальных институ-тов ([3.1). Важнейшими их чертами являются: 1) постоянное и прочное взаимодействие между участниками; 2) чёткое определение их функций, прав и обязанностей; 3) регла-ментация и контроль за исполнением функций и обязанностей; 4) наличие специально подготовленных кадров, обеспечивающих их функционирование.

В социологии сложилось несколько подходов к пониманию сущности организации: 1) искусственное объединение институционального характера, занимающее определённое место в социальной структуре общества и предназначенное для выполнения конкретной функции; 2) деятельность по организации, включающая распределение функций, нала-живание устойчивых связей, координацию и контроль; 3) степень внутренней упорядо-ченности, согласованности функционирования элементов какой-либо системы.

Социальная организация – совокупность индивидов, ролей и других элементов, систе-матически взаимосвязанных между собой для достижения результатов, которые недоступ-ны разрозненным индивидам. Важнейшей специфической чертой организации являетсявысокая степень её формализации. В современном обществе существуют разнообразные виды социальных организаций: производственные, религиозные, национальные, научные, политические, образовательные и т.д. Социальная организация объединяет индивидов в коллектив – группу людей, совместно и координированно реализующих общую цель (А.И. Пригожин).

Особенности социальных организаций: 1) они создаются для реализации конкретных целей; 2) члены организации распределяются по горизонтали соответственно выполняемым ими ролям и по вертикали (по иерархии) соответственно их статусам; 3) имеет место разделение труда по функциональному признаку (важнейшее разделение: на управляющих и управляемых); 4) управляющая подсистема формирует механизмы, средства регулирования и контроля за деятельностью различных элементов организации (важнейшие среди них – внутриорганизационные нормы).

Типология социальных организаций:

1. По степени формализации существующих связей, статусов и норм ([5.2): а) фор-мальные организации (их особенности: 1) возникают, как правило, в результате соответст-вующего административного, политического решения; 2) основаны на разделении труда; 3) им присуща глубокая специализация; 4) деятельность организации чётко регламентиро-вана, обусловлена юридическими нормами; 5) функционирование основано на упр


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.