Нурисламова Т.С., Лисняк М.А. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Нурисламова Т.С., Лисняк М.А.

2017-10-16 244
Нурисламова Т.С., Лисняк М.А. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Нурисламова Т.С., Лисняк М.А.

Основы психогенетики: методические указания к выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения по направлению подготовки 37.03.01 «Психология», профили обучения: психология управления, юридическая психология / АНО ВО СИБУП. – Красноярск, 2016. – 23с.

 

 

ã АНО ВО СИБУП

ã Т.С. Нурисламова

ã М.А. Лисняк

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ  
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ  
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ  
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ  
ПРОЦЕДУРА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ  
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ  
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ  
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ  
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ  
ПРИЛОЖЕНИЕ 1  

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Учебная дисциплина «Основы психогенетики» является теоретическим курсом, который формирует общеобразовательный фундамент, необходимый для качественной подготовки психологов в современных условиях.

Данный предмет помогает создать студентам более целостное представление о человеческом организме и его функционировании.

1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов образования (РО):

- знания – основных категорий дисциплины: матричные процессы в клетке, основные законы передачи генетического материала, основные нарушения психики при наследственной патологии.

- умения теоретические – использовать полученные теоретические знания для углубления своих представлений о человеческой психике.

- умения практические – различать биологическое и социальное в поведении человека; представлять наследование основных психических функций человека

- навыки -использовать полученные навыки для определения умственной отсталости, детерминированной генетической патологией

Перечисленные РО являются основой для формирования следующих компетенций:

- профессиональных

ПК-4 – способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;

ПК-9 - способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП ВО

Дисциплина «Основы психогенетики» относится к базовой части учебного плана подготовки бакалавров психологии.

Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются:

знание эволюции психики человека в онтогенезе, основных закономерностей функционирования психики;

умения интегрировать ранее полученные теоретические знания о человеческой психике в новые теоретические знания и практические навыки;

владение представлениями о научных методах и методиках изучения основных психических функций.

Содержание дисциплины является логическим продолжением содержания дисциплин «Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология» и служит основой для освоения дисциплины «дифференциальная психология».

Формы проведения занятий – материал, предусмотренный программой, изучается на лекциях и семинарских занятиях.

 

Требования к уровню освоения программы и формы контроля

 

Студент:

- должен знать – матричные процессы в клетке, основные законы передачи генетического материала, эволюцию психики человека в онтогенезе, основные нарушения психики при наследственной патологии.

- должен уметь – использовать полученные теоретические знания для углубления своих представлений о человеческой психике.

 

Итоговый контроль - недифференцированный зачет.

 

 


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема 4. Генетика пола

Хромосомный механизм определения пола. Соотношение полов в человеческой популяции.

Наследование признаков, сцепленных с полом. Дальтонизм. Гемофилия.

Наследование, ограниченное и контролируемое полом.

Аномалии в системе половых хромосом. Синдром Клайнфелтера. Синдром Шерешевского-Тернера. Трисомия Х. Синдром-47, XYY.

 

ПРОЦЕДУРА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Итоговый контроль по дисциплине «Основы психогенетики» для студентов заочного отделения проходит в форме зачета путем защиты содержания реферативной части контрольной работы. Для успешной сдачи зачета студент должен ответить на заданные преподавателем вопросы по теме реферата, уметь дать пояснение любому термину, использованному в реферате. Для успешного прохождения данного этапа студент уже при выборе темы должен взвесить свои возможности в понимании и освещении специфического материала, при написании реферата представить авторский вариант текста по рассматриваемому вопросу, прояснить для себя значение специфических терминов и формул, встречающихся в тексте работы.

Тематика контрольных работ

1. Наследственный фактор в развитии шизофрении

2. Близнецовый метод психогенетического исследования

3. Болезнь Дауна

4. Генетическая природа раннего детского аутизма

5. Генотипическая изменчивость

6. Гибридологический метод в психогенетике

7. Евгеника

8. Кариотип человека

9. Клинико-генеалогический метод в психогенетике.

10. Клонирование.

11. Летальные гены

12. Медико-генетическое консультирование

13. Моногенные заболевания

14. Мутации и мутагенные факторы

15. Нарушение половой дифференцировки: синдром Кляйнфельтера и синдром Шерешевского-Тернера.

16. Наследственность при алкоголизме

17. Наследственный фактор в развитии маниакально-депрессивного психоза

18. Наследственный фактор в развитии эпилепсии

19. Наследственный фактор при формировании психопатии

20. Наследуемость отдельных талантов и свойств личности

21. Проблемы средовой и генетической обусловленности психики и поведения

22. Роль наследственного фактора в формировании агрессивного поведения человека

23. Синдром «кошачьего крика».

24. Синдром Патау

25. Синдром Реторе

26. Сцепленное наследование

27. Умственная отсталость при генетических болезнях

28. Хромосомный механизм определения пола

29. Цитогенетический метод, изучение полового хроматина

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ОСНОВЫ ПСИХОГЕНЕТИКИ»

1. Формирование психогенетики как науки об этиологии индивидуальных
различий связано с именем:

а) Ж.-Б. Ламарка

б) Ч. Дарвина

в) Ф. Гальтона

г) А. Уэллеса

 

2. Основными методами психогенетики являются:

а) близнецовый

б) генеалогический

в) все вышеперечисленные

 

3. Гены, подобно хромосомам, расположены:

а) изолированно

б) попарно

в) небольшими группами

 

4. Весь набор генов организма называют:

а) генотипом

б) фенотипом

 

5. Термин «евгеника» предложил:

а)Ч. Дарвин

б)Ф. Гальтон

в) Ж.-Б. Ламарк

 

6. Евгеника в рамках биологии рассматривалась как:

а) естественный отбор

б) искусственный набор

в) особый вид селекции, способствующий «рождению более лучших»

 

7. Отбор (в рамках евгеники) по нужным для человека признакам относится:

а) к позитивной евгенике

б) к негативной евгенике

в) ко всему названному

 

8. Близнецовый метод не включает в себя:

а) метод контрольного близнеца

б) разлученных близнецов

в) близнецовой пары

г) приемных детей

 

9. Монозиготные близнецы - это:

а) двуяйцовые близнецы

б) однояйцовые близнецы

в) сибсы

 

10. Генеалогический анализ в психогенетике не включает в себя следующие этапы:

а) тестирование

б) анамнез (сбор информации об истории семьи)

в) составление легенды семьи

г) построение генограммы

д) анализ генограммы

 

11. Символ представителя мужского пола в генограмме:

а)

 

 

б)

 

в)

 

г)

 

 

12. Символ представителя женского пола в генограмме:

a)

 

 

б)

 

в)

 

г)

 

 

13. Построение генограммы начинается с поколения:

а) родителей пробанда

б) пробанда

в) не имеет значения

г) детей пробанда

 

14. Многочисленные различные единицы, из которых складывается вся совокупность генетической информации индивида, определяющей признаки – это:

а) нуклеатиды

б) гены

в) хромосомы

 

15. Установите соотношение:

соматические клетки гаплоидный набор хромосом

половые клетки диплоидный набор хромосом

 

16. Особь, которая имеет 2 различающихся аллеля хромосом является:

а) гетерозиготной

б) гомозиготной

 

17. Кодоминирование – это:

а) принак у гетерозигот имеет промежуточное между доминантным и рецессивным проявление

б) один из генов гетерозиготной особи проявляется в фенотипе и маскирует своего партнера

в) отношения доминантности и рецессивности отсутствует и оба аллеля проявляются в фенотипе.

 

18. Согласно первому закону Менделя, при скрещивании АА и аа фенотип потомства F1 будет:

а) иметь расщепление 3:1

б) иметь расщепление 1:2:1

в) единообразным

 

19. Исключением из 3-го закона Менделя о независимом наследовании признаков являются:

а) сцепленные гены

б) летальные гены

в) серии множественных генов

 

20. Явление обмена фрагментами ДНК называется:

а) кроссинговером

б) перекрещиванием

в) распределением

 

21. Не выделяют мутаций:

а) генотипических

б) хромосомных

в) генных

г) геномных

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) основная литература:

1. Равич-Щербо, И.В. Психогенетика: Учебник для вузов / И.В. Равич-Щербо, Т. М. Марютина, Е. Л. Григоренко. - М.: Аспект Пресс, 2012. – 448 с.

2. Тиходеев,О.Н. Основы психогенетики/ О.Н. Тиходеев. - М.: Академия, 2011. – 320 с.

3. Курчанов, Н. А. Генетика человека с основами общей генетики /Н.А. Курчанов. -СпецЛит, 2011. – 192 с.

б) дополнительная литература:

1. Александров, А.А. Психогенетика. Учебное пособие / А.А. Александров. — СПб.: Питер, 2008. — 192 с.

2. Алфимова, М.В. Генетика и преступность/ М.В.Алфимова // Вопросы психологии.- 2000.- №6.- С.129-131.

3. Анохин, А. П. Генетика, мозг и психика человека: тенденции и перспек­тивы исследований / А.П. Анохин. - М., 1988. – 240 с.

4. Асанов, А.Ю. Основы генетики и наследственные нарушения развития у детей/ А.Ю. Асанов, Н.С.Демикова, С.А.Морозов. – М., 2003.

5. Атраментова, Л.А. Введение в психогенетику: Учебное пособие / Л.А. Атраментова, О.В. Филипцова. – М., 2004. – 472 с.

6. Бочков, Н.П. Клиническая генетика / Н.П. Бочков. - М., 1997. – 386 с.

7. Булаева, К.Б. Генетические основы психофизиологии человека / К.Б. Булаева. - М.: На­ука, 1991. – 180 с.

8. Дубинин, Н.П. Сравнительно-популяционное исследование основ индивидуально-психологических различий / К.Б. Булаева, Н.П. Дубинин // Психологический жур­нал. 1984. № 4. С.95-108

9. Егорова, М.С. Развитие как предмет психогенетики/ М.С.Егорова, Т.М. Марютина // Вопросы психологии. 1992. № 5, 6.

10. Заяц, Р.Г. Общая и медицинская генетика /Р.Г. Заяц, В.Э. Бутвиловский, И.В. Рачковская. – Ростов-на-Дону, 2002.

11. Зорина, З.А. Основы этологии и гене­тики поведения / З.А. Зорина, И.И. Полетаева, Ж.И. Резникова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. – 334 с.

12. Исайчев, С.А. Генетические основы цветового зрения человека /С.А.Исайчев // Успе­хи современной генетики. - М.: Наука, 1990.- вып. № 17.- С.15-43.

13. Купер, К. Индивидуальные различия / К. Купер. - М.: Аспект Пресс, 2000. – 210 с.

14. Левонтин, Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда / Р. Левонтин. - М.: Прогресс-Универс, 1993. – 161 с.

15. Малых, С. Б. Исследования генетической детерминации ЭЭГ человека/ С.Б. Малых // Вопросы психологии.- 1997.- № 6.- С. 109—128.

16. Малых, С.Б. Основы психогенетики / С.Б. Малых. - М.: Эпидавр, 1998. – 388 с.

17. Маринчева, Г.С. Умственная отсталость при наследственных болезнях / Г.С. Маринчева, В.И. Гаврилов. – М., 1988.

18. Марютина, Т.М. Психологические факторы как детерминанты генотип-средовых отношений/Т.М.Марютина // Психологический журнал. - 1994.- № 2.- С.87-119.

19. Мастюкова, Е.М. Основы генетики. Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и социальной психологии / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. – М., 2003.

20. Психогенетика (тематическое ядро) / Ред.-сост. И.В.Равич-Щербо, Р.Пломин // Иностранная психология. - 2001.- № 14.- С. 1—59.

21. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н.Г. Лейтеса. – М., 2000.

22. Трубников, В.И., Генные основы темперамента и личнос­ти/ В.И.Трубников, М.В. Алфимова // Вопросы психологии. - 2000. - № 2. - С. 128—140.

 

в) программное обеспечение, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные системы:

Электронные библиотечные системы:

1. e-library.ru

2. znanium.com

3. Psy.lib.ru

4. Psylib.info

5. Koob.ru

6. Delfia.ru

Некоторые зарубежные источники, регулярно публикующие материалы психогенетических исследований:

· Журналы: Психофармакология и биол. наркология

· Вестник биол. психиатрии -

· A Trends Guide to Neurodegenerative Disease and Repair

· Clinical Genetics

· Current Opinion in Genetics & Development

· Genes, Brain and Behavior

· Journal of Neurochemistry

· Molecular Psychiatry

· Nature Reviews | Neuroscience

· Nature Reviews | Genetics

· Nature Neuroscience

· Neurobiology of behaviour

· Neuropsychopharmacology

· Neuroscience

· Psychiatry and Clinical Neurosciences

· Trends in Genetics

· Trends in Neuroscience

· Полезные интернет-сайты:

·


Приложение 1

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«Сибирский институт бизнеса управления и психологии»

 

Факультет психологии

Кафедра психологии

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Основы психогенетики»

Вариант 1

 

Выполнил: Иванов А.А.

студент гр. 254

номер зачетной книжки_________

Проверил: Нурисламова Т.С.

«____» ____________20__г.

______________________

(оценка и роспись)

 

 

Красноярск, 20__

 


Учебное пособие

 

Нурисламова Татьяна Сергеевна

Лисняк Марина Анатольевна

 

Основы психогенетики

 

 

Методические указания к выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения по направлению подготовки 37.03.01 «Психология», профили обучения: психология управления, юридическая психология

 

 

Составители Т.С. Нурисламова, М.А. Лисняк

Редактор Н.В. Суворова

Оригинал-макет и вёрстка Д.В. Тетерина

 

Подписано в печать Сдано в производство
Формат 14,85х21,0 Бумага потребительская.
Печать трафаретная. Усл. печ. 1,4
Изд. № Заказ №
Тираж экз. завод - экз.

 

 

Редакционно-издательский центр АНО ВО СИБУП

660037, Красноярск, ул. Московская, 7 «А», т. 223-33-13
       
 
 
   

Нурисламова Т.С., Лисняк М.А.

Основы психогенетики: методические указания к выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения по направлению подготовки 37.03.01 «Психология», профили обучения: психология управления, юридическая психология / АНО ВО СИБУП. – Красноярск, 2016. – 23с.

 

 

ã АНО ВО СИБУП

ã Т.С. Нурисламова

ã М.А. Лисняк

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ  
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ  
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ  
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ  
ПРОЦЕДУРА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ  
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ  
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ  
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ  
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ  
ПРИЛОЖЕНИЕ 1  

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Учебная дисциплина «Основы психогенетики» является теоретическим курсом, который формирует общеобразовательный фундамент, необходимый для качественной подготовки психологов в современных условиях.

Данный предмет помогает создать студентам более целостное представление о человеческом организме и его функционировании.

1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов образования (РО):

- знания – основных категорий дисциплины: матричные процессы в клетке, основные законы передачи генетического материала, основные нарушения психики при наследственной патологии.

- умения теоретические – использовать полученные теоретические знания для углубления своих представлений о человеческой психике.

- умения практические – различать биологическое и социальное в поведении человека; представлять наследование основных психических функций человека

- навыки -использовать полученные навыки для определения умственной отсталости, детерминированной генетической патологией

Перечисленные РО являются основой для формирования следующих компетенций:

- профессиональных

ПК-4 – способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;

ПК-9 - способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП ВО

Дисциплина «Основы психогенетики» относится к базовой части учебного плана подготовки бакалавров психологии.

Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются:

знание эволюции психики человека в онтогенезе, основных закономерностей функционирования психики;

умения интегрировать ранее полученные теоретические знания о человеческой психике в новые теоретические знания и практические навыки;

владение представлениями о научных методах и методиках изучения основных психических функций.

Содержание дисциплины является логическим продолжением содержания дисциплин «Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология» и служит основой для освоения дисциплины «дифференциальная психология».

Формы проведения занятий – материал, предусмотренный программой, изучается на лекциях и семинарских занятиях.

 

Требования к уровню освоения программы и формы контроля

 

Студент:

- должен знать – матричные процессы в клетке, основные законы передачи генетического материала, эволюцию психики человека в онтогенезе, основные нарушения психики при наследственной патологии.

- должен уметь – использовать полученные теоретические знания для углубления своих представлений о человеческой психике.

 

Итоговый контроль - недифференцированный зачет.

 

 


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.152 с.