Глава 2. История формирования социологического подхода к праву — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Глава 2. История формирования социологического подхода к праву

2017-10-16 1032
Глава 2. История формирования социологического подхода к праву 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

§ 1. Становление социологии права как юридической дисциплины

Сравнительно краткий по времени (после появления общей социологии) процесс формирования и развития социологии права как юридической дисциплины опирался на весьма долгую историю юридического изучения права как социального явления. Остановимся на некоторых основных вехах этой истории.

Юриспруденция, сформировавшаяся в качестве самостоятельной науки в Древнем Риме в IV-III вв. до н. з., опиралась на достижения древнегреческой мысли в области учений о праве, государстве, политике, обществе, философии, этике, истории и т. д. Вопросы, связанные с общественным значением права и юриспруденции, находились в центре внимания римских юристов - знатоков светского права, пришедших на смену жрецам (понтификам), которые до них ведали сакральным правом.

1 См.: Дигесты Юстиниана. М., 1984. С. 23.

Сама юриспруденция, согласно определению известного юриста I в. Цельса, понималась как наука (и вместе с тем как практически значимое социальное занятие, «искусство» - подобно врачебному «искусству») о «добром и справедливом»1 в совместной (общественной) жизни людей. В этом же духе знаменитый юрист классической эпохи (II—III вв.) Ульпиан характеризовал юриспруденцию как «познание божественных и человеческих дел, науку о справедливом и несправедливом». Для понимания общественной роли и значения юристов в ту эпоху (и вместе с тем социального смысла их занятий правом) весьма примечательны следующие его слова: «По заслугам нас назвали жрецами, ибо мы заботимся о правосудии, возвещаем понятия доброго и справедливого, отделяя справедливое от несправедливого, отличая дозволенное от недозволенного, желая, чтобы добрые совершенствовались не только путем страха наказания, но и путем поощрения наградами, стремясь к истинной, если я не заблуждаюсь, философии, а не к мнимой».

С точки зрения социологии права весьма поучительно сопоставить эти положения Ульпиана о реальном общественном статусе и функциях юристов (как представителей определенной социальной профессии и института римского общества) с социологическими мечтами и измышлениями отца-основателя позитивистской социологии О. Конта об особом социальном институте и функциях жрецов придуманной им религии в рамках «социократии» - проектируемого утопического общества будущего. По любым современным социологическим, а тем более юридико-социологическим критериям и меркам очевидно, что римские юристы (и римская юриспруденция в целом) реально (теоретически и практически) занимались (и ведали - в качестве правоведов) социально-правовой организацией общественной жизни (т. е. в чистом виде занимались юридической «социальной инженерией», говоря словами Р. Паунда), а в надуманных функциях жрецов контовской позитивной социологии трудно усмотреть что-либо позитивное в плане социальной действительности или социологически оправданное в плане научной обоснованности.

1 Дигесты Юстиниана. С. 23.

Социальная ценность и значимость как самого права, так и правовых занятий (теоретических и практических) римских юристов, а затем и их последователей - европейских юристов Средних веков, Нового и Новейшего времени - коренились в понимании и толковании права как выражения справедливости в общественной жизни. Воплощением правовой справедливости выступало естественное право, которое рассматривалось в виде одной из трех составных частей права вообще, наряду с правом народов и позитивным римским гражданским правом.

Теоретическая разработка римскими юристами концепции справедливого естественного права и обоснование с этих позиций требований справедливости всякого позитивного права предопределили основные социальные ориентиры для всего последующего развития европейского права и юриспруденции. Ведь именно в русле естественно-правовых идей о свободе и равенстве всех людей, их дальнейшего развития и постепенной практической реализации находятся такие основные достижения в общественной и политической жизни, как положения о неотчуждаемых естественных правах и свободах человека, господстве права, гражданском обществе, разделении властей, правовом и социальном государстве и т. д.

Средневековая европейская юриспруденция (теоретическая и практическая) в условиях господства церкви и теологии продолжала начатую римскими юристами деятельность в сфере юридической «социальной инженерии». Она весьма успешно осуществляла общесоциальные функции одного из ведущих светских институтов тогдашнего общества, а созданная юристами (как сторонниками естественного права, так и приверженцами юридико-догматического понимания и толкования позитивного права) правовая доктрина была основным источником действовавшего позитивного права. Усилиями средневековых юристов была подготовлена та светская социально-правовая почва, опираясь на которую юриспруденция Нового времени обосновывала идеи и принципы буржуазного «юридического мировоззрения» - господствующей социально-политической идеологии формировавшегося гражданского общества, правового государства, да и всего после-феодального буржуазного строя.

Особую роль в развитии этой идеологии сыграло учение французского юриста XVIII в. Ш. Л. Монтескье. Его главное произведение - фундаментальный труд «О духе законов» - выдающийся русско-американский социолог П. Сорокин назвал «первой систематической социологией права и морали». Монтескье выявил и исследовал те социальные, политические, экономические, исторические, географические и иные факторы, которые влияют на процесс правотворчества и определяют особенности содержания и характера позитивного права у разных народов и в различные эпохи их социально-исторического развития. Учение Монтескье о «духе законов» стало первой теоретически сформулированной (на основе анализа огромного массива эмпирических данных) юридико-социологической концепцией многофакторного подхода к изучению права, существенно повлиявшей на все последующие юридико-социологические исследования.

В начале XX в. в юриспруденции усилились призывы к возрождению естественного права и начало формироваться влиятельное антилегистское и антипозитивистское направление юридико-социологических исследований. Возникла «школа свободного права», с деятельностью которой связано оформление и утверждение социологии права как отдельной юридической дисциплины. Видный представитель этой школы, австрийский юрист Е. Эрлих в работе «Основы социологии права» (1913) определял цели и задачи социологии права как изучение «живого права народа», источником развития которого является не законодатель, а общество. Юридико-социологическим толкованием и изучением права как фактически складывающегося порядка общественной жизни занимались и многие другие приверженцы этой школы (Ф. Гек, Г. Зинцгеймер, Г. Канторович, Э. Юнг, Ф. Жени и др.).

Данное направление успешно развивалось в рамках американской школы социологии права - в работах таких известных юристов, как Р. Паунд, Д. Фрэнк, Б. Кардозо, О. Холмс, К. Ллевеллин и др. Особое внимание они уделяли юридико-социологическому изучению судебной практики, позиций судей по конкретным делам, поведения сторон в спорах о праве и т. д. В основе разработанной Р. Паундом концепции «юридической социальной инженерии» лежит представление о праве как режиме упорядочения человеческих взаимоотношений в соответствии с надлежаще установленными правилами.

В первой половине XX в. в западной юриспруденции сформировалось и такое самостоятельное направление социологии права, как институционализм, представителями которого являются, в частности, М. Ориу, Л. Дюги, Ж. Гурвич, П. Сорокин и др. Согласно их юридико-социологической трактовке право - это не только особый социальный институт, но и организующая идея для формирования и функционирования других социальных институтов. Так, согласно концепции «социального права» (или «социабельного права») Ж. Гурвича право выступает как фактор интеграции и институционализации общественных отношений. П. Сорокин трактовал право как конституирующее начало любой общественной группы или института. С этих позиций он характеризовал все социальные образования (семью, государство, церковь, партию, профсоюзы, школу, университет, организованную группу преступников и т. д.) как социально-практическую форму объективации и олицетворения правовых норм и убеждений всех или решающего большинства членов соответствующего социального образования.

Значительный вклад в развитие современной социологии права внесли исследования профессоров юридического факультета Парижского университета Ж. Карбонье, Р. Пэнто и М. Гравитца, венгерского юриста К. Кульчара, польского ученого А. Подгурецкого, труды многих других ученых-юристов. Заметное распространение получила юридпко-социологическая концепция немецкого профессора общей социологии и социологии права в университете Билефельда (Германия) Н. Лумана, который рассматривает общество как коммуникативную систему и в этом контексте трактует право как универсальное средство социальной коммуникации.

1 См.: Подгурецкии А. Очерк социологии права. М., 1974.

Большую роль в становлении социологического подхода к праву сыграли такие известные русские юристы начала XX в., как С. А. Муромцев (трактовка права как юридически защищенного порядка общественных отношений), М. М. Ковалевский (соединение историко-сравнительного подхода к изучению права и государства с методологией эмпирических социологических исследований, трактовка права как выражения потребности общества в социальной солидарности), Н. М. Коркунов (право как разграничение интересов), Л. И. Петражицкий (концепция интуитивного права как продукта человеческой психики, обусловленного социокультурной средой), первых российских криминологов (И. Я. Фойницкий, Е. Н. Тарновский, С. К. Гогель, М. Н. Гернет и др.).

Социологический подход стал мощным подспорьем для либерального направления правовой мысли, противостоящего господствовавшему тогда в России формально-догматическому подходу с его апологетическим отношением к самодержавию. Делая акцент на социальных аспектах права, социологические исследования правовых явлений не могли не критиковать существовавший общественно-политический строй. Показательно, что все ведущие представители социологического подхода в юридической науке того времени были видными деятелями либерального движения. Достаточно сказать, что С. А. Муромцев был председателем первой Государственной думы, депутатами Думы были М. М. Ковалевский, Л. И. Петражицкий и другие либеральные юристы. Борьба правовых идей в тот период имела ярко выраженную политическую окраску, и социологический подход к праву, ставший орудием в этой борьбе, сыграл значительную прогрессивную роль в российской юриспруденции и в общественно-политической жизни в целом.

Утвердившееся позднее марксистское правоведение изначально провозглашало социологический характер своей доктрины. Марксистская теория права, как отмечал ее видный представитель И. Разумовский, в своей основе была не чем иным, как «социологической и социалистической критикой буржуазной общей теории права». Социологизм марксистского правоведения обусловлен историко-материалистическими основами учения К. Маркса и Ф. Энгельса об обществе, праве и государстве. Исследования советских теоретиков права 20-х гг. XX в., осуществлявшиеся в рамках историко-материалистической парадигмы, сформировали так называемое социологическое направление - самое крупное в советской теории права того периода. И даже в последующий период гонений на социологию в условиях сталинизма в теории права сохранилась внешняя атрибутика истматовского социологизма. С одной стороны, право определялось как совокупность властно-волевых, принудительных установлений, а с другой - отдавая словесную дань историческому материализму, говорилось о социальной обусловленности права материальными экономическими отношениями.

Со второй половины 50-х гг. XX в., когда начали возрождаться прерванные на несколько десятилетий социологические исследования, опыт, накопленный российской юриспруденцией в прежние годы, вновь оказался востребованным. И при всей неизбежной ограниченности социологического подхода к изучению права в советский период к концу 80-х гг. отечественная социология права уже вполне сложилась в самостоятельную юридическую дисциплину общенаучного профиля, занимающуюся теоретическим и эмпирическим изучением права в его социальном выражении, проявлении и измерении, в контексте его социальных связей, в его соотношении с другими социальными явлениями и процессами.

В связи с тем, что в последние годы в российской правовой науке и практике наблюдается заметный интерес к непозитивистскому правопониманию, основанному на различении права и закона, перед социологией права открываются новые перспективы. В сферу ее исследований все активнее вовлекаются проблемы, связанные с познанием объективной нормативной структуры общественной жизни и механизмов ее нормативной саморегуляции; с выявлением правовой природы фактических социальных норм, нуждающихся в законодательном закреплении; с изучением социальной обусловленности законодательства, степени его легитимации; с поиском механизмов разрешения социальных конфликтов на базе правового согласования социальных интересов и т. д. Теоретическая разработка этой актуальной социально-правовой проблематики и выработка соответствующих практических рекомендаций для законодателя и правоприменителя - актуальные задачи современной социологии права как юридической дисциплины.

 

§ 2. Юридический и социологический позитивизм

Социология как самостоятельная научная дисциплина зародилась в XIX в. на базе так называемого позитивистского направления в философии. Позитивизм как течение философской мысли возник в 30-40-х гг. XIX в. в значительной мере под влиянием впечатляющих успехов научно-технического и естественно-научного знания. К этому же периоду относится и возникновение социологии как науки, опирающейся на наблюдение и ориентированной на эмпирические исследования социальных явлений и процессов. Основоположником позитивной философии и одновременно основателем науки социологии был французский философ О. Конт. Смысл предложенного О. Контом позитивистского подхода к анализу социальных явлений состоит в признании единственным источником познания конкретных, эмпрических данных, в сведении задач любой науки к описанию фактов и эмпирических закономерностей, в отказе от постижения явлений и причинно-следственных связей между ними, не доступных непосредственному наблюдению. Позитивистская философия, включая и социологию, по Конту, заменяет недоступное определение причин простым исследованием эмпирических закономерностей. Наука согласно такому позитивистскому подходу должна отвечать на вопрос «как?», а не «почему?», ей следует отказаться от вопросов, которые не могут быть подтверждены или опровергнуты фактами, установленными путем опыта и наблюдения, К таким метафизическим, т. е. не поддающимся наблюдению, вещам он относил сущность и причины явлений и процессов.

Подобная трактовка смысла и целей применения методов естественных наук в социологии (так называемый натурализм в социологии) породила два основных направления исследований, т. е. две формы социал-натурализма, - социальный биологизм и социальный механицизм. Социальный биологизм отождествляет общество и биологический организм. Его основными направлениями являются социальный органицизм (трактующий общество как единое целое, в котором все элементы находятся в такой же тесной взаимосвязи и взаимозависимости, как и органы в живом организме) и социальный дарвинизм (рассматривающий биологический принцип естественного отбора в качестве основного фактора общественного развития). Другое направление в рамках социал-натурализма - социальный механицизм - находится под влиянием физики, и прежде всего классической механики. Для него характерны понимание общества как некоего агрегата, состоящего из различных социальных механизмов, стремление установить общие закономерности социальных процессов и процессов, происходящих в неорганическом мире.

Отрицание позитивизмом научного значения исследований сущности и причин социальных явлений и процессов обусловливает характерный для него так называемый плюралистический (т. е. множественный) подход к изучению законов общественного развития. Позитивизм отрицает наличие главного, движущего фактора социального развития, который оказывал бы определяющее влияние на все аспекты общественной жизни и мог бы рассматриваться в качестве основной причины, обусловливающей течение общественных процессов в том или

ином направлении. Поэтому в основе методологии позитивизма находится концепция множественности факторов социального развития (так называемая плюралистическая концепция общественного развития), которая исходит из того, что общественные процессы протекают в контексте сложного взаимодействия различных социальных факторов без доминирующего влияния одного из них. В этом принципиальное отличие позитивизма от монистических концепций общественного развития, выделяющих в сложном комплексе взаимодействующих социальных факторов главный, движущий фактор, т. е. ту группу общественных отношений, изменения в которых дают импульс для изменения всех основных элементов социальной системы. Ярким примером монистического подхода является марксизм, который исходит из определяющей роли в развитии общества производственных отношений.

Позитивизм был доминирующим направлением в социологии с момента ее зарождения и до конца XIX в. В это время методология позитивизма с ее акцентом на методах наблюдения и эксперимента, приемах историко-сравнительных исследований и т. п. получила широкое распространение в других гуманитарных науках, включая и юриспруденцию. Однако последующее развитие обществоведения продемонстрировало ограниченность позитивизма, отказывающего науке в изучении сущности социальных явлений, причинных связей между ними и т. п. Уже к концу XIX в. появляются антипозитивистские концепции социологии, отрицающие характерный для раннего позитивизма натурализм, т. е. ориентацию на построение социологического знания на основе методологии и теории естественных наук (биологии и физики). К середине XX в. в рамках социологии складываются мощные антипозитивистские направления.

Позитивистский подход к исследованию социальных явлений, являвшийся научным кредо социологии на первых этапах ее становления, не стал откровением для юриспруденции. Ко времени появления позитивистских социальных теорий и терминологического обозначения

 

 

науки об обществе как «социологии» юриспруденция уже обладала огромным собственным опытом юридического познания общественных отношений и глубокими знаниями о праве как общественном явлении. Позитивизм социологии и ее призывы к утверждению «позитивной политики» - это по существу то, что всегда входило, наряду с другими направлениями исследований права и государства, в круг научных интересов юриспруденции. Следует отметить, что юриспруденция задолго до появления позитивистской социологии с ее устремлениями к «позитивности» и «позитивной политике» уже располагала и успешно оперировала термином и понятием «позитивность» применительно именно к социальным явлениям (к праву и государству).

Теоретическое понятие позитивного права в его различении и соотношении с естественным правом появилось в древнегреческой политико-правовой мысли (софисты, Аристотель и др.). Терминологически позитивное право в то время означало право, установленное полисными властями, волеустановленное право. Эта терминология уже выражала существенный момент понятия позитивности в сфере права и отличия позитивного (положительного) права от естественного права: право позитивно (положительно) в том смысле, что оно установлено, позитивирова-но; положено, внешне выражено в реальной социально-политической действительности в виде общеобязательных правил, т. е. в виде определенного социально-властного явления, установления, института.

Термин «позитивное право» появился в римской юриспруденции (Цицерон и др.) и окончательно утвердился в средневековой юриспруденции (Р. Луллий и др.). Исследование проблем позитивного права (с естественно-правовых или легистско-позитивистских позиций) тесно сочеталось в рамках юриспруденции с разработкой концепций о формах и процедурах осуществления позитивации (установления государством) источников и норм действующего права, о правовых основаниях учреждения и легитимации (и делегитимации) тех или иных государств, форм правления, политических и общественных институ

тов и т. д. Кстати говоря, в силу этой неразрывной связи позитивного права и позитивно-правовых форм деятельности государства социология права как юридическая дисциплина включает в себя и проблематику юридико-социологического изучения государства.

Таким образом, ключевое для социологии понятие позитивного было, применительно к своей предметной сфере исследований, разработано в юриспруденции, а не заимствовано из недавно возникшей социологии. Скорее, наоборот. Ведь ко времени появления социологии именно опыт юридических исследований позитивного права отражал наиболее развитые представления и формы той социальной позитивности, поиски которой воодушевляли основоположников позитивистской социологии.

Однако существенное отличие юриспруденции от позитивистской социологии состояло в том, что в юридической науке помимо догмы позитивного права и государства всегда была общая теория права и государства, которая включала в себя как позитивистские, так и антипозитивистские (естественно-правовые) школы и направления в трактовке права и государства. Позитивизм в юриспруденции сосуществовал с антипозитивизмом, с надпозитивистскими и непозитивистскими (естественно-правовыми) учениями о праве и государстве. И разрабатывавшееся в рамках юриспруденции понятие естественного права (в борьбе и компромиссах с юридико-догматическими представлениями о позитивном праве) - это антипозитивистская концепция социального права, социальное понятие права. Говоря современным языком, естественное право - это юридико-социологическое понятие права как объективного социального явления, не зависящего от государства и воли законодателя. Причем по своему правовому смыслу и значению естественное право трактуется в соответствующих концепциях как нечто первичное и определяющее по отношению к позитивному праву и реально действующему (позитивному) государству.

В досоциологической юриспруденции, конечно, не применялись методы и приемы эмпирических исследований в их современном смысле. Это, однако, в определенной мере компенсировалось тем обстоятельством, что юриспруденция (римская, а затем и средневековая) возникла п развивалась как практически ориентированная (и в этом смысле прикладная) наука, в рамках которой теория права представляла собой обобщение положений правовой практики и одновременно имела непосредственное практическое значение, поскольку юридическая доктрина (теория) была важнейшим источником действующего права. Римские, а затем и средневековые правоведы (юристы) - это знатоки права, не просто практикующие юристы, но творцы реально действующего в обществе права, т. е. особые остальные субъекты, ведающие правом и правовой жизнью (не только блюстители, толкователи и применители права, но и одновременно его преобразователи и создатели). Опора юридической теории на правовую практику, теоретическое осмысление и обобщение положений этой практики, ее комментирование и интерпретация и сегодня относятся к числу существенных требований и важных задач юриспруденции.

Вплоть до XIX в. юридическая доктрина (т. е. учение юристов о действующем праве) в странах континентальной Западной Европы (в национальных системах романо-германского права) была основным источником действующего правя. Но и после того, как с усилением роли государственного законодательства (с XIX в.) основным источником права в этих странах стал закон, правовая доктрина продолжает оставаться одним из источников действующего права в национальных системах романо-германской правовой семьи, к которой примыкает и российская система права. В национальных же системах общего (судебно-прецедентного) права (в Англии, США и многих других странах) право вообще состоит из судебных решений, т. е. судебно-правовая практика, осуществляемая юристами, до сих пор является основным источником права, а теоретическая часть юриспруденции по преимуществу посвящена изучению и толкованию этой судебной практики.

Такая взаимосвязь теоретических и практических аспектов (функции и направлений деятельности) юриспруденции свидетельствует о том, что ее представители с качестве знатоков права - теоретиков и практиков) не только изучали и знали социально-правовую практику, но и непосредственно, активно участвовали в ней, в качестве ее основных субъектов целенаправленно и теоретически осмысленно формировали, совершенствовали и развивали позитивное право и правовые формы деятельности государства с учетом реальных потребностей постоянно меняющейся общественной жизни.

Подобная взаимосвязь теории и практики права (теоретических проектов и практики их осуществления) и в целом ориентированность положений юриспруденции на их реализацию в практике дает определенное основание для того, чтобы вслед за известным американским социогом Р. Паукдом охарактеризовать юриспруденцию как «юридическую социальную инженерию».

На основе позитивистской концепции познания в теории права во второй половине XIX в. сложилось два направления исследований: 1) юридический позитивизм (легизм) и 2) социологический позитивизм. В рамках обоих направлений право сводилось лишь к наблюдаемому праву (т. е. к неким социальным фактам, поддающимся эмпирическому наблюдению). При этом оба подхода к праву отрицали научный характер исследований природы и сущности права как особого социального феномена и относили данную проблему к области метафитки, выдумки, иллюзии.

Несмотря на то, что юридический позитивизм и социологический позитивизм имели общую теоретико-методологическую основу (позитивистскую философию), предопределявшую их отказ от исследований сущности права и причинно-следственных связей в развитии права, они тем не менее принципиальным образом отличались друг от друга в понимании того, что такое право, как надо его изучать, что составляет предмет исследования теории

' Подробнее см.: Зорькин В. Д. Полипшистская теория нрава России'. С. 8 - J 9.1.

права. Можно сказать, что в теоретическом отношении эти два подхода к праву были антиподами.

В своем противоречивом единстве данные направления вместе составляли позитивистскую теорию права.

Юридический позитивизм (или легизм — от лат. lex — закон) взял у философии позитивизма теорию познания и отбросил социологическое содержание. Он свел наблюдаемое (позитивное) право к текстам источников права (главным образом к закону). Юридический позитивизм трактовал право как произвольный продукт государства, как приказ суверенной власти, обращенный к подданным. Такая трактовка права всегда была удобна для властных структур, поскольку придавала правовой статус любому властному решению независимо от того, имеет ли оно подлинно правовую природу или основано на произволе законодателя. В условиях господствовавшей тогда в России абсолютной монархии юридический позитивизм являлся одним из теоретических оплотов абсолютизма.

С позиций юридического позитивизма теория права (а по сути дела, и вся юридическая наука) ограничивалась лишь догмой позитивного права, т. е. описанием, обобщением, классификацией и систематизацией законодательства. Из проблематики юридической науки были исключены сущностные и ценностные аспекты права, проблемы природы права, его связи с обществом, специфики права как особого социального явления и т. п. Таким образом, юридический позитивизм замыкался на изучении формы права, игнорируя его социальное содержание. С позиций юридико-позитивистского подхода остается неясным, почему одни формы отношений закрепляются с помощью правовых норм, а другие - с помощью моральных, религиозных норм, деловых обыкновений и т. д.

Социологический позитивизм так же, как и юридический позитивизм, не был ориентирован на раскрытие сущности и природы права и так же ограничивал сферу своего научного интереса лишь наблюдаемым позитивным правом. Но право толковалось им уже не формально-догматически, не как система нормативных предписаний

государственной власти, а как факт социальной жизни. Сторонники социологического подхода к праву, развивавшегося в рамках позитивистского направления в теории права, исследовали право как эмпирический факт в его взаимодействии с другими социальными явлениями (трактовка права как правоотношения, как порядка общественных отношений, как внутреннего порядка человеческих союзов, как защищенного интереса, как правосознания и т. п.). Юридическую догматику они считали лишь вспомогательной, чисто технической частью теории права.

Большое влияние на формирование и развитие социологического направления в юриспруденции оказала позитивистская концепция права немецкого юриста Рудольфа Иеринга (1818—1892), которую нельзя однозначно отнести к юридическому или социологическому позитивизму. С одной стороны, под правом Р. Иеринг понимал юридически защищенный интерес (именно он, кстати, включил категорию интереса в понятийный аппарат юриспруденции). Предназначение права он видел в обеспечении общих интересов против агрессивного, угрожающего им частного интереса. В этом смысле он определял право как защищенные государством интересы. С другой стороны, в учении Р. Иеринга социологическая трактовка процесса формирования права как результата борьбы различных интересов в обществе сочеталась с юридико-позитивистским подходом к праву как совокупности принудительных норм, установленных государством, которое и решает, какой из интересов взять под свою защиту. Таким образом, защищенный интерес, по Р. Иерингу, - это интерес, который защищается государством путем закрепления его в законодательстве.

Предложенная Р. Иерингом легистско-позитивистская концепция социологических исследований права получила довольно широкое признание и распространение на Западе и в России и дала важный импульс для формирования социологического направления в рамках позитивистской теории права и позитивистской юриспруденции.

Социологический подход к праву возник и развивался в борьбе с юридическим позитивизмом. В рамках социологического позитивизма сформировались различные концепции правопонимания, ориентированные на изучение так называемого права в жизни. При этом под правом понимались правовые отношения, правовой порядок общественной жизни, совокупность защищенных интересов, правовое сознание и т. д. Для изучения права как эмпирически наблюдаемого социального явления широко использовались методы историко-сравнительного анализа, статистических исследований, изучения юридических документов, непосредственное наблюдение за социальными процессами.

Таким образом, юридический позитивизм и социологический позитивизм в юриспруденции хотя и имели общую методологическую основу, но существенно расходились в трактовке права и соответственно в подходах к построению теории права, к методологии правовых исследований, к пониманию социальной природы права и его специфики как социального явления.

 

 

Глава 3. Правовая проблематика в работах классиков социологической мысли

§ 1. Огюст Конт

Огюст Конт (1798 - 1857) - французский философ, основоположник позитивной философии и основатель социологии как самостоятельной науки. Именно ему принадлежит и сам термин «социология» (от лат. societas — общество, и греч. logos — учение). Некоторое время он работал секретарем известного французского социалиста-утописта К. А. де Сен-Симона и находился под большим влиянием его идей. По мнению выдающегося французского социолога Э. Дюркгейма, уже в работах Сен-Симона содержатся все основные идеи контовской социологии. Однако именно Конту принадлежит заслуга оформления этих идей в целостную концепцию, положившую начало созданию новой науки об обществе.

Главным сочинением Конта, в котором изложены основы философии позитивизма и новой науки социологии, был шеститомный «Курс позитивной философии» (1830-1842). Здесь он сформулировал свою эволюционистскую концепцию развития общества, согласно которой основной вектор общественного развития идет по линии прогресса человеческого разума, прогресса в познании человеком окружающего его мира. Согласно сформулированному им закону трех стадий духовной (интеллектуальной) эволюции человечества наше знание о мире проходит последовательно три различных состояния: 1) теологическое (природные явления объясняются действием сверхъестественных божественных сил), 2) метафизическое (объяснения явлений мира основываются на различного рода абстрактных, умозрительных суждениях, посредством метафизических сущностей и причин, оторванных от жизненных реалий) и 3) позитивное, или научное (познание мира опирается на научное знание о природе и обществе, основанное на изучении эмпирически наблюдаемых закономерностей с использованием методологии точных наук). Последнее Конт расценивал как конечное достижение прогресса человеческого разума. Такой позитивной наукой об обществе и является, по Конту, социология, которая призвана рационализировать организацию и функционирование социальной жизни человечества на основе сочетания начал порядка и прогресса.

В соответствии с принципами позитивизма Конт рассматривал социологию как своего рода «социальную физику». В структуре социологии он различал социальную статику, имеющую дело с устойчивыми условиями существования любого общественного строя (это как бы «анатомия» общественного организма), и социальную динамику, изучающую естественные законы общественного развития («физиология» общественного организма).

Утверждая наличие объективных закономерностей в развитии общества, Конт обосновывал мысль о том, что политика и политические деятели не в состоянии изменить естественный ход истории. И те политики, которые не поняли духа своего времени, закономерностей его развития (как, по его мнению, не понял этого Наполеон), обречены на неудачу. В этом смысле теория Конта «была направлена против общественных реформаторов, утопистов и различного рода революционеров, то есть против всех, кто полагает, что можно изменить ход истории либо путем планирования нового общества, либо посредством насилия». В теоретической же плоскости такой подход пытался опровергнуть идеи и положения рационалистической философии XVIII в., рассматривавшей общество, государство, право как продукты сознательного творчества людей (вспомним концепцию общественного договора Ж.-Ж. Руссо).

Позитивистская концепция общества Конта отвергала дух индивидуализма и индивидуальные права людей. Право личности, считал Конт, - это безнравственное и анархическое понятие; в обществе, построенном на началах позитивной философии, будут существовать лишь обязанности. Вместе с правами личности он отрицал и право вообще. Понятие права, утверждал Конт, должно исчезнуть из области политики, как понятие причины - из физики. Все члены общества, согласно его представлениям о «социократии», должны выполнять свои общественные функции (частных функций он вообще не признавал), и у них остается лишь одно право - право выполнять свой долг.

Такое нигилистическое отношение к праву исключает саму возможность признания социологии права в рамках и на базе контовской концепции позитивной социологии.

Идеологии идивидуализма Конт противопоставлял идеологию солидарности людей. Идеи Конта о социальной солидарности впоследствии получили развитие в <


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.