Адаптивная физическая культура — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптивная физическая культура

2017-10-16 255
Адаптивная физическая культура 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Нарушения зрения осложняют на ранних этапах развития ребенка процесс активного
познания окружающего мира, который связан, прежде всего, с двигательной активностью.
Нарушения зрения также ограничивают движения детей в первые годы жизни (по сравнению со зрячими сверстниками).

Ряд авторов (Р. Н. Азарян, Л. С. Сековец, Л. А. Семенов, Л. Н. Ростомашвили, В. П. Шлыков и др.), изучавших особенности физического развития детей с тяжелыми нарушениями зрения, отмечают, что слепые и слабовидящие дошкольники характеризуются меньшей подвижностью, чем их зрячие сверстники, нечеткостью координации движений, снижением темпа их выполнения, ловкости, ритмичности, точности. Дети испытывают трудности при ориентировке в пространстве, выполнении движений на равновесие. Осложнено формирование понятий об основных движениях, что снижает двигательную активность, сдерживает развитие естественных потребностей в движении. Слепые и слабовидящие дети чаще подвержены простудным заболеваниям.

Вместе с тем убедительно показано, что при целенаправленном систематическом воспитании детей со зрительной патологией можно не только скорректировать недостатки их физического развития, но и предупредить его вторичные отклонения. При этом становятся возможными преодоление стихийности, непоследовательности, неравномерности развития, раскрытие потенциальных возможностей детей.

Учитывая тот факт, что развитие ребенка с нарушением зрения происходит в условиях
сенсорной депривации, необходима организация благоприятных условий для преодоления отклонений и предупреждения недостатков физического развития, для целенаправленного физического воспитания.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме физического развития детей с нарушением зрения и опыт работы со слепыми и слабовидящими дошкольниками позволили выявить их специфические особенности, связанные с возрастом, степенью и характером зрения, семейным воспитанием.

Эффективность работы взрослых по физическому воспитанию детей со зрительной патологией обусловливается в значительной степени формированием у детей потребности к активному, самостоятельному, осмысленному движению, специальных знаний и умений ориентировки в пространстве, преодолением фобии (страха) пространства.

Медико-педагогические исследования физического развития дошкольников в специальном детском саду и наблюдения за их свободной деятельностью выявили особенности
отставания физического развития детей раннего возраста в сравнении с возрастной нормой.
Например, овладение ходьбой происходит у слепых к двум - двум с половиной годам, у слабовидящих к полутора годам, тогда как нормально видящие дети овладевают ею к концу первого года жизни.

Особенно трудным для детей со зрительной патологией является овладение правильной вертикальной позой в положении стоя и ходьбой, что влечет за собой нарушение осанки, появление плоскостопия, делает невозможной выработку правильной координации движений и т. д.

К моменту поступления большинства детей в специальный детский сад (к трем годам
жизни) наблюдается их общее физическое отставание, что обусловливает необходимость
коррекции вторичных нарушений физического развития и разработки специальных компенсаторных приемов физического воспитания.

Основными задачами физического воспитания дошкольников с нарушением зрения являются:

· охрана и укрепление здоровья;

· совершенствование функций организма;

· полноценное физическое развитие;

· воспитание интереса к различным доступным ребенку видам деятельности;
формирование нравственных и личностных качеств детей.

Наряду с общими задачами физического воспитания, определяемыми в программе для детских садов, в специальном (коррекционном) дошкольном учреждении решаются специальные задачи с учетом познавательной деятельности и предшествующего двигательного опыта детей: повышение двигательной активности детей путем создания специальных условий, позволяющих преодолевать скованность, ограниченность, недостаточность движений, боязнь передвижения в пространстве;

• формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков на основе деятельности сохранных анализаторов;

·коррекция и компенсация недостатков физического развития;

·воспитание положительной мотивации и самостоятельной двигательной деятельности;

·преодоление неуверенности в своих силах;

·развитие коммуникативных умений.

 

Задачи психолого-педагогической и коррекционной работы:

· способствовать формированию положительных эмоций, активности в процессе самостоятельной двигательной деятельности;

· формировать положительную мотивацию к двигательной активности (к подвижным
играм, специальным занятиям по развитию движений и др.);

· содействовать правильной ориентировке в схеме собственного тела, умению ориентироваться в пространстве на слуховые и иные раздражители;

· развивать потребности в ежедневной утренней гимнастике, прогулке;

· привлекать детей к коллективным формам организации двигательной активности;

· учить детей реагировать на специальные сигналы, выполнять скоординированные действия при ползании, ходьбе, согласовывать свои действия с другими детьми (слабовидящие дошкольники);

· развивать моторику рук, силу, точность движений;

· обучать детей выполнению простейших построений и перестроений по образцу, упражнений по словесной инструкции с помощью взрослого и самостоятельно.

Содержание психолого-педагогической и коррекционной работы

Знакомство с основными положениями при выполнении движений

Основная стойка: стоять прямо, касаясь стены одновременно затылком, обеими лопатками, плечами, ягодицами, пятками. Пятки вместе, носки врозь, ноги в коленях не сгибать. Живот подобран, плечи и руки опущены вниз, пальцы полусогнуты и прижаты сбоку к бедрам (формирование правильной осанки). Стойка ноги врозь (на ширину плеч), руки на поясе. Обычное положение стоп, стопа на себя, стопа от себя. Прямое положение головы, наклоны головы влево - вправо, вперед - назад. Положение рук: руки вперед, вверх, в стороны, на пояс, за спину. Положение ладоней: кверху, книзу, внутрь, пальцы - прямые, сжатые в кулачок; обычное положение кистей рук. Положение сидя, лежа.

 

Построение и перестроение

Свободное построение: врассыпную, в колонну по одному, в круг (с помощью взрослых); повороты направо, налево (для слепых по звуковому сигналу, на основе тактильных ощущений).

 

Основные движения

Ходьба и упражнения в равновесии. Ходьба: обычная, на носках (на пятках), за воспитателем на звук, по специальной дорожке; ходьба по прямой дорожке, по доске, гимнастической скамейке, по ребристой доске, перешагивание через предметы.

Бег: обычный, на носках - по прямой, врассыпную (не шаркая ногами, не опуская головы, сохраняя правильную осанку); бег в колонне по одному (стараться не сталкиваться друг с другом), бег парами. При низкой остроте зрения ознакомление детей с техникой выполнения бега, стимуляция к переходу с ходьбы на бег, выполнение бега в паре с взрослым, самостоятельный бег по одному по специальной дорожке или на звуковой ориентир.

Ползание и лазание. Ползание на четвереньках по прямой, подлезание под предметы,
перелезание через скамейку, лазание по гимнастической стенке (учить хвататься за перекладину во время лазания, не пропуская реек).

Прыжки (при отсутствии офтальмологических противопоказаний). Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед, прыжки через невысокие предметы (слепые дошкольники с помощью взрослого), в длину с места («через ручеек»), спрыгивание с высоты (10- 15 см.), удерживая равновесие.

Катание, бросание, ловля, метание. Катание мяча друг другу, в определенном направлении (для слепых - с ориентировкой на звучащий предмет или звучащими мячами); подбрасывание и ловля мяча двумя руками; перебрасывание мяча друг другу (у слепых - с ориентировкой на голос); подбрасывание звучащего мяча вверх; бросание в цель, в том числе «озвученную».

 

Общеразвивающие упражнения

Для рук и плечевого пояса: поднимать и опускать прямые руки вперед, вверх, в стороны (одновременно); хлопать перед собой и отводить руки за спину; вытягивать руки вперед, в стороны, поворачивать их ладонями вверх; шевелить пальцами; сжимать кисть в кулак. Для ног: подниматься на носки; приседать, держась за опору, без нее, приседать, вынося руки вперед; поочередно поднимать и опускать ноги, согнутые в коленях.

Для туловища: повороты вправо, влево; из исходного положения сидя - поворачиваться (положить предмет сзади себя, повернуться и взять его); из исходного положения лежа на спине - одновременно поднимать и опускать ноги, двигать ногами попеременно.

На ориентирование: части тела (руки, ноги, голова, туловище), общие сведения о положениях, принимаемых ими; упражнения на формирование пространственных понятий: выше - ниже, спереди - сзади; определение направления по звуковому сигналу; передвижение к нему шагом и бегом, ходьба за звуковым сигналом; катание мяча в озвученную цель.

 

Подвижные игры

С ходьбой и бегом, прыжками (при условии отсутствия офтальмологических противопоказаний), с подлезанием, с мячом, на ориентировку в пространстве. При организации игровой деятельности необходимо учитывать состояние остроты зрения ребенка, особенности осязательно-слухового восприятия. Учить детей следовать правилам в подвижных играх, развивать интерес к ним. Поощрять самостоятельные подвижные игры с мячами, шарами.

 

Возможные игры

«Пузырь», «Воробушки и кот», «Через ручеек», «Докати мяч», «Прокати обруч», «Кегли», «Наседка и цыплята», «Птички в гнездышках», «Мыши в кладовой», «Мы топаем ногами», «Передача шаров», «Автомобили», «Воробьи», «Солнышко и дождик» и др.

Спортивные игры: знакомство с санками, трехколесным велосипедом. Катание на санках, катание на велосипеде с помощью взрослого по прямой поверхности, с поворотом, по кругу.

Танцевальные движения: кружение в парах, притопывание попеременно ногами и последовательно одной ногой; выполнение движений с предметами (платочки, флажки, ленточки), медленное кружение в обе стороны.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.