Окружающий социальный мир. 1 класс — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Окружающий социальный мир. 1 класс

2017-10-16 361
Окружающий социальный мир. 1 класс 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.

Общая характеристика учебного предмета:

Отбор содержания курса «Окружающий социальный мир» направлен на формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.

В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения.

Задачи предмета:

- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);

- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Окружающий социальный мир» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение в 1 классе отведено 33 часа, 1 час в неделю, 33 учебные недели.

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Из-за системных нарушений развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой

Планируемые предметные результаты по учебному предмету:

1) Представления о мире, созданном руками человека

· Интерес к объектам, созданным человеком.

· Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, идр.), о транспорте и т.д.

· Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.

2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

· Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, водитель и т.д.).

· Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.

· Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

· Умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,

3) Развитие межличностных и групповых отношений.

· Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.

· Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

· Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.

4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.

· Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.

Базовые учебные действия.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги; карандаша, мела

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа представлена следующими разделами «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».

Для дополнительного и 1 класса наиболее востребованы и актуальны следующие разделы, которые непосредственно включены в рабочую программу: «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Квартира, дом, двор», «Предметы быта», «Город», «Транспорт».

Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования социально окружающего мира у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач


№ п/п Тема урока Кол-во часов Планируемые результаты обучения
личностные предметные базовые учебные действия
1 группа 2 группа 2 группа 1 группа 2 группа 1 группа
ШКОЛА
  Здравствуй, школа! Мой класс.   Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся развивающемся мире; Создать условия для овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся развивающемся мире; Получит элементарные представления о школе. Получит представления об основных помещениях школы. Создать предпосылки для овладения элементарными правилами безопасности поведения в школе.   Фиксировать взгляд на лице педагога Фиксировать взгляд на лице педагога; ориентироваться в пространстве школы;
  Я- ученик. Моя парта.   Способствовать принятию и освоению социальной роли обучающегося, развитию мотивов учебной деятельности Основы персональной идентичности, осознание себя как «Я» Умение находить свою парту, занимать ее по сигналу Умение находить свою парту, занимать ее по сигналу. Знать и использовать эталоны школьного поведения;   Создать условия для использования по назначению учебных предметов (парта, стул, доска) Находить нужное помещение; соблюдать элементарные правила безопасного поведения в школе;
  Девочки и мальчики   Создать условия для формирования представлений о половой принадлежности (мальчик – девочка).Создать условия для формирования представлений о себе, о своих физических данных Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я» Создать условия для узнавания себя на фотографии, в зеркале Получит представления о разделении людей на 2 пола (мальчики и девочки). Выбирать нужную пиктограмму Фиксировать взгляд на изображении Способствовать подготовке обучающегося к нахождению и обучению в среде сверстников,
4. Школьные принадлежности (действия с ними). Тетрадь, карандаш, портфель     проявлять эстетические чувства и ответственность за сохранность вещей, принимать оценку своей деятельности Создать условия для проявления интереса к объектам, созданным человеком. Создать предпосылки для формирования представлений о карандаше, действий с ним Получит представления о школьных принадлежностях (тетрадь, карандаш, портфель). Способствовать узнаванию предмета Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению (рука в руке) Понимать инструкцию к учебному заданию, произвольно включаться в деятельность; подражать  
ВСЕГО 6 часов
Этот рукотворный мир.
  Бумага. Свойства бумаги.   Будет иметь возможность понимать язык эмоций (одобрения – неодобрения) с помощью поз, мимики, жеста. Будет иметь возможность понимать язык эмоций (одобрения – неодобрения) с помощью поз, мимики, жеста. Способствовать развитию умения сминать бумагу Получит возможность познакомиться с бумагой и её свойствами Способствовать пониманию жестовой инструкции; Создать условия для понимания жестовой и словесной инструкции;
  Игрушки (мяч, кукла, машинка, кубики) (узнавание, способы игры, работа с пиктограммами)   Осознавать ответственность, связанную с сохранностью игрушек. Создать предпосылки для формирования умения работать в микрогруппе (катать мяч друг другу) Создать условия для проявления интереса к игрушкам Создать условия для адекватного манипулирования игрушками Получит представления об игрушках. Получит возможность адекватно манипулировать с ними. Способствовать выбору нужного изображения из 2х. Фиксировать взгляд на игрушке, на движущейся игрушке (мяч)  
ВСЕГО 6
  Дом, в котором я живу
  Мой дом (квартира). Части дома   Создать предпосылки для формирования умения принимать и оказывать помощь, стимулировать и поощрять желание оказать помощь   Создать условия для привлечения внимания к действиям других и вовлечение в совместную деятельность Получит возможность ставить кубик на кубик Получит представление о доме. Получит возможность построить дом из кубиков Фиксировать взгляд на изображении; Удерживать произвольное внимание на выполнении задания (до 4 мин.)
  Комнаты. Назначение комнат   Стимулировать и поощрять стремление к получению новых знаний с помощью создания соответствующих учебных ситуаций. Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей (ходить в туалет, мыть руки) Создать условия для понимания назначения туалетной комнаты Создать условия для понимания назначений комнат с помощью пиктограмм, картинок   Фиксировать взгляд на изображении; Удерживать произвольное внимание на выполнении задания (до 4 мин.)
ВСЕГО 4
Предметы быта
  Помощники в доме (бытовые приборы: пылесос, чайник   Проявлять личностные качества: усидчивость, терпение; адекватное поведение Проявляет интерес к предметам   Получит возможность узнавать о бытовых приборах, их назначении. Выбирать нужную пиктограмму из 2х Фиксировать взгляд на изображении, Понимать инструкцию к учебному заданию, произвольно включаться в деятельность; подражать  
  Мебель (стол, стул, кровать)   Формирование установки бережного отношения к материальным ценностям Создать предпосылки для формирования стремления заслужить одобрение   Получит возможность узнавать среди других предметов стол, стул, шкаф, кровать) Выбирать нужную пиктограмму из 2х Фиксирует взгляд на изображении, предмете; удерживать предмет в руке с помощью педагога Способствовать формированию умения действовать по подражанию (конструирование из палочек0
  Посуда (ложка, тарелка, стакан)   Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей Создать условия для нахождения и удержания предмета посуды. Способствовать развитию умения применять начальные сведения о предмете. Выполнять действие способом рука в руке принимать цели и произвольно включаться в деятельность
ВСЕГО 8
Транспорт
  Наземный транспорт. Части наземного транспорта.   Стимулировать и поощрять стремление к получению новых знаний с помощью создания соответствующих учебных ситуаций. Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей   Представления о транспорте Выполняет действие способом рука-в-руке   Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога  
  Автобус. Машина. (узнавание). Назначение. Аппликация.   Создать предпосылки для выполнения посильных трудовых поручений (собрать игрушки, организовать свое рабочее место, собрать мусор) Создать предпосылки для формирования стремления заслужить одобрение   Получит представления об автобусе, его назначении.   Выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемую с конкретным учеником) Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога  
3. Мы едем, едем. (игровые действия)   Создать предпосылки для формирования умения принимать и оказывать помощь, стимулировать и поощрять желание оказать помощь   Создать предпосылки для развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.   Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, правилах поведения согласно социальным ролям Выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемую с конкретным учеником) принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;  
ВСЕГО 5
  Город
  Магазин. Правила поведения в магазине   Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей   Создать условия для ознакомления с алгоритмом совершения покупок в магазине Выполняет действие способом рука-в-руке   Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога  
  Я- покупатель (игровые действия)   Социально – эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности. Игровая деятельность Создать предпосылки для развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Создать предпосылки для получения Представления о социальных ролях людей (покупатель, продавец), правилах поведения согласно социальным ролям Выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемую с конкретным учеником) следовать предложенному сюжету; использовать предметы по назначению
  ВСЕГО              

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Рабочая программа для 1 класса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 33 часа, количество занятий в классе в неделю – 1

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов, тем программы Кол-во часов по разделу
1. Школа.
  Школа. Мой класс.  
  Я - ученик. Моя парта.  
  Девочки и мальчики.  
  Школьные принадлежности. Тетрадь, карандаш, портфель  
  Всего:  
2. Этот рукотворный мир
  Материалы созданные человеком. Бумага. Свойства бумаги.  
  Игрушки (мяч, кукла, машинка, кубики)  
     
  Всего:  
3. Дом, в котором я живу
  Мой дом (квартира). Части дома.  
  Комната. Назначение комнат.  
  Всего:  
4. Предметы быта
  Помощники в доме (бытовые приборы: телевизор, пылесос, чайник)  
  Мебель (стол, стул, кровать)  
  Посуда (тарелка, ложка, стакан (кружка)  
  Всего:  
5. Транспорт
  Части наземного транспорта.  
  Автобус. Назначение.  
  Я – пассажир, я- водитель (игровые действия)  
  Всего:  
6. Город
  Магазин.  
  Продавец- покупатель (игровые действия)  
  Всего:  
  Всего часов за год:  

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

-компьютерные обучающие игры (например, «Лунтик познает мир»)

- натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты.

- детские наборы посуды, предметы быта;

- предметные, сюжетные картинки

- дидактические игры: «Одежда», «Лото – профессий», «Пазлы – профессий», «Транспорт»

- аудио и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах.

тетради – раскраски с различными объектами окружающего социального мира.

- комплект рабочих тетрадей "Я-говорю!" под редакцией Л. Б. Баряевой, Е. Т. Логиновой, Л. В. Лопатиной (из серии "Ребенок в семье", "Ребенок и его игрушки", "Ребенок в школе", "Ребенок и его дом".

- детские наборы «Больница», «Магазин»;

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию

с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги; карандаша, мела

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

Указанные в содержании программы результаты могу быть не достигнуты в течение даже нескольких уроков. Но педагог создает специальные условия, дает обучающимся возможность для выполнения определенных действий, для формирования новых умений, осуществляя деятельностный подход. Для 2 группы планируемые личностные и предметные результаты не являются приоритетными (поэтому в некоторых темах предметные результаты не определены), а основное внимание уделяется формированию базовых учебных действий.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.