А1 общие представления о категориях и свойствах — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

А1 общие представления о категориях и свойствах

2017-10-16 282
А1 общие представления о категориях и свойствах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Еще древнегреческий философ Аристотель (384 -322 до н.э.) наиболее влиятельный из диалектиков древности, основоположник формальной логики создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления. Далее это направление активно развивалось (Фома Аквинский, Гегель, Кант и многие другие).

Аристотелем было введено понятие «категория» - предельно общее понятие, выражающее наиболее существенные отношения действительности. Первоначально Аристотель ввел 10 категорий, среди которых была введена категория качество. По современному представлению выведен бесконечный категориальный ряд, находящийся на промежутке между абстрактным тождеством и абсолютным различием. Итак, категории есть наиболее общие понятия, как правило, не поддающиеся определению в рамках одной теории, а часто и в целом научном направлении.

В числе таких основополагающих категорий 1 рода можно назвать философские понятия: материю, пространство и время – основу всего сущего во вселенной. Категории 2 рода: качество, отражение, тождественность, устойчивость и ряд других обеспечивают процессы переноса знаний (Knowledge Transfer) в многодисциплинарных исследованиях (МИ), они фиксируют классы знания, этапы и факторы познавательного процесса, поэтому они входят в систему управления знаниями. Надо четко понимать, что категории представляют собой внутренние сущности, которые нельзя измерить напрямую, а можно выделить их существенные признаки – свойства, которые можно измерить непосредственно.Примерная схема такого подхода представлена на рис.А1.

 

Рис.А1 Примерная связь категорий и свойств

 

Итак, материя существует в пространстве и развивается во времени, характеризуется одной из категорий 2-го рода качеством, подробное рассмотрение свойств качества проводится в основной части пособия.

Во введении же кратко рассмотрим содержание двух философских категорий второго рода, представленных на рис.А.1.

Отражение. Эта категория представляет собой зафиксированное разнообразие материи, позволяющее получить информацию, трансформируемую на основе полученных данных в знания. Связи отражения представлены на рис.А.2.

Рис.А.2 Связи отражения

Известный специалист в области теории информации К.Шеннон утверждал, что информация есть отражение реального мира, приводящая к снятию неопределенности. Напомним, что неопределенность – это полное отсутствие сведений о предмете познания, а получение новых данных приводит к снижению неопределенности, в идеале приводя к полной определенности. Итак, в дальнейшем будем полагать: «информация - сведения о чем-либо независимо от формы их представления, отражающие реальный мир и приводящие к снятию неопределенности».

С точки зрения информационной теории, информация обладает рядом фундаментальных свойств: новизна, актуальность, достоверность, объективность, полнота, ценность и др.

В менеджментеинформация является предметом управленческого труда, средством обоснования управленческих решений, без которых процесс воздействия управляющей подсистемы на управляемую и их взаимодействие невозможен. В этом смысле информация выступает основополагающей базой процесса управления.

Рассмотрим данные и знания наиболее интересные для создания любого проекта в любой области человеческой деятельности[11,20].

Данные -это результат фиксации, отображения информации на каком-либо материальном носителе, то есть зарегистрированное на носителе представление сведений независимо от того, дошли ли эти сведения до какого-нибудь приёмника и интересуют ли они его.

Зна́ние — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе. Главное отличие знаний от данных состоит в их структурности и активности, появление в базе новых фактов или установление новых связей может стать источником изменений в принятии решений. Рассмотрим разные толкования знания в зависимости от области использования:

· Зна́ние в широком смысле — субъективный образ реальности, в форме понятий и представлений.

· Зна́ние в узком смысле — обладание проверенной информацией (ответами на вопросы), позволяющей решать поставленную задачу.

· Зна́ние (предмета) — уверенное понимание предмета, умение обращаться с ним, разбираться в нём, а также использовать для достижения намеченных целей.

· Зна́ние — в теории искусственного интеллекта и экспертных систем — совокупность информации и правил вывода (у индивидуума, общества или системы ИИ) о мире, свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений, а также правилах использования их для принятия решений.

Классификация научного знания приведена на рис. А.3

Рис.А.3 Классификация научного знания

 

Вот как определяет понятие данные С.В. Симонович [Информатика. Базовый курс. Учебник для вузов / Симонович С.В. и др. – СПб.: Издательство Питер, 1999. – 640 с.] "Мы живем в материальном мире. Все, что нас окружает и с чем мы сталкиваемся относится либо к физическим телам, либо к физическим полям. Все объекты находятся в состоянии непрерывного движения и изменения, которое сопровождается обменом энергией и ее переходом из одной формы в другую. Все виды энергообмена сопровождаются появлением сигналов. При взаимодействии сигналов с физическими телами в последних возникают определенные изменения свойств - это явление называется регистрацией сигналов. Такие изменения можно наблюдать, измерять или фиксировать иными способами - при этом возникают и регистрируются новые сигналы, т.е. образуются данные". Таким образом, знания - это обработка данных, отражающая априорные знания, опыт и восприятие человека - специалиста (эксперта) в определенной предметной области и учитывающая множество всех текущих ситуаций в объектах данного типа и способы перехода от одного описания объекта к другому. Знание становится достоянием общества, а не только отдельных индивидов. Между информацией и знаниями имеется разрыв. Человек должен творчески перерабатывать информацию, чтобы получить новые знания.

Подводя итог можно сделать вывод, что фиксируемые воспринимаемые факты окружающего мира представляют собой информацию. При использовании информации в процессе решения конкретных задач - появляются данные. Результаты решения задач, истинные, проверенные данные, обобщенные в виде законов, теорий, совокупностей взглядов и представлений представляет собой знания. Необходимо также отметить, что понятие "информация", становясь предметом изучения многих наук, в каждой из них конкретизируется и обогащается. Понятие "информация" является одним из основных в современной науке и поэтому не может быть строго определено через более простые понятия.

По крупному различают структурную и оперативную информацию. Связь между ними представлена на рис. А.4

Рис.А.4 Структурная и оперативная информация

Для нас наибольший интерес представляет оперативная информация. Основные характеристики оперативной информации представлены в таблице А.1

Таблица А.1 Характеристики оперативной информации

 

Информация может быть классифицирована по разным показателям:

1) по объекту - показатели качества товара, его ресурсоемкость, параметры инфраструктуры рынка, организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды и т.д.

2) по принадлежности к подсистеме системы менеджмента -информация по целевой подсистеме, научному сопровождению системы, внешней среде системы, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистемам;

3) по форме передачи - вербальная (словесная) информация и невербальная;

4) по изменчивости во времени - условно-постоянная и условно-переменная (недолговечная);

5) по способу передачи - спутниковая, электронная, телефонная, письменная и т.д.;

6) по режиму передачи - в не регламентные сроки, по запросу и принудительно в определенные сроки;

7) по назначению - экономическая, техническая, социальная, организационная и т.д.

8) по стадиям жизненного цикла объекта - по стадии стратегического маркетинга, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства и т.д.;

9) по отношению объекта управления к субъекту - между фирмой и внешней средой, между подразделениями внутри фирмы по вертикали и горизонтали, между руководителем и исполнителями, неформальные коммуникации.

 

2. Системность. Эта категория послужила основой развития идей системного подхода. Развитие мировых интегративных факторов и проблем привело к тому, что принципы системности, системное видение и мировоззрение приобрели характер доминирующей ориентации философии, науки и методологии.

Современный этап развития системных понятий характеризуется следующими особенностями:

1. Резко усложнились создаваемые системы, произошла потеря возможности иметь о них полное и адекватное представление.

2. Возросло взаимодействие систем различной природы.

3. Стремительно увеличилась интенсивность информационных воздействий и информационных технологий, т.е. начался практический переход в информационную фазу развития общества.

Рассмотрим иерархию системности, представленную на рис. А.5 [12]

Рис.А.5 Составляющие системности

 

Расшифруем содержание прямоугольников I,II,II

I - системность среды, окружающей человека включает в себя:

- системность окружающей среды,

- системность человеческого общества,

- системность взаимодействия человека со средой, ведущая к возникновению проблем при создании проекта любого вида.

II. Системность познавательной деятельности:

- анализ и синтез,

- диалектичность,

- системность результатов познания (духовная культура, модели).

III. Системность практической деятельности:

- целенаправленность,

- алгоритмичность,

- системность результатов деятельности в технике и материальной культуре.

Принципы системности фиксируют недостаточность традиционных подходов к постановке и решению задач проектирования, исследования и управления и помогают строить новые объекты изучения, формируют новые исследовательские задачи; дают возможность соединить структуру системы и её динамику и, в конечном итоге, приводят к появлению новых знаний.

Учитывая большое число признаков классификации технических систем, возникает определенная терминологическая путаница. Порой, определения, в разных областях знаний имея одинаковый смысл, носят разные названия. Ниже приведена определенная связь и последовательность применения терминов, которую нужно понять и использовать во всех студенческих работах по любому предмету.

Будем считать, что все виды человеческой деятельности представляют собой проекты разной степени сложности. В таблице А.2 приведены различные определения, данные по принципу ниспадающей иерархии.

 

 

Таблица А.2 Термины, относящиеся к проекту

Термин   Определение (содержание, смысл, суть) Термины-синонимы  
    Проект уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированной и управляемой деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения цели, соответствующей конкретным требованиям, включающий ограничения по срокам, стоимости и ресурсам.     Операция
Свойство Признак, составляющий отличительную особенность процесса Признак  
Показатель   Степень интенсивности проявления свойства процесса Характеристика  
Цель     Желаемый или требуемый результат процесса Целевое значение показателя
Критерий   Правило принятия решения (например, о достижении цели процесса) Индикатор  

Контрольные вопросы к разделу А1

1.Основной смысл понятия «категория»

2. Охарактеризуйте концептуальные категории 1-го рода

3.Чем характеризуется внутренняя сущность категории системность

4. Связь понятий отражение, информация, данные, знание.

5.Принципы классификации информации.

6. Дайте определение понятию «проект».


А2. СИСТЕМА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

А2.1 Структура и функции Министерства образования и науки

Образование в Российской Федерации принято разделять на ряд ступеней, иллюстрация этого разделения приведена на рис. А.6

Рис.А.6 Ступени образования в РФ

 

Министерство образования и науки Российской Федерации наделено функциями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулирова­нию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельно­сти. Всеми этими вопросами занимаются департаменты Минобрнауки, решающие проблемы на всех приведенных на рис.А.3 ступенях. Кроме того Министерство образования и науки координирует и контролирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти:

  • Федеральное агентство по делам молодежи, или Росмолодежь. В его полномочия входит: предоставление государственных услуг и контроль за госимуществом в сфере государственной молодежной политики; взаимодействие с общественными организациями, занимающимися проблемами молодежи; организация молодежных мероприятий, связанных с пропагандой здорового образа жизни, нравственным и патриотическим воспитанием и реализацией молодежи в профессиональной сфере.

· Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, или Рособрнадзор. Рособрнадзор следит за деятельностью вузов и некоторых других образовательных учреждений, а также органов опеки и попечительства, проводит единый государственный экзамен и организует прием абитуриентов в вузы и ссузы, занимается лицензированием и государственной аккредитацией образовательной деятельности организаций, решает вопросы признания образования, полученного за рубежом.

При Минобрнауки работает также Высшая аттестационная комиссия, или ВАК, основное направление деятельности которой — государственная аттестация научных и научно-педагогических работников, то есть присвоение ученых степеней кандидатов и докторов наук. ВАК формируется по представлению министра образования и науки, а окончательно состав комиссии утверждается Правительством РФ на срок 4 года.

Бюджет на 2014 год предусматривал выделение Министерству образования и науки 373 520 миллионов рублей. Кроме того выделяются средства на государственные программы:

· «Развитие образования» (418 987,7 миллиона),

· «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» (150 952,7 миллиона),

· «Экономическое развитие и инновационная экономика» (132 650,7 миллиона рублей).

Подробнее задачами и функциями Минобрнауки можно познакомиться на ее сайте.

А2.2 Формы образовательных учреждений ВПО РФ

По данным Росстата* на 1 января 2014 г. в Российской Федерации насчитывается 1046 образовательных учреждений, реализующих программы высшего профессионального образования (из них государственных вузов — 609, негосударственных — 437) и около 2100 филиалов, реализуются 36 767 образовательных программ, обучается примерно 6 млн. студентов.

До начала процессов демократизации в России функционировали только государственные вузы, управление которыми осуществлялось центральным органом управления образования. Начиная с 1993 г., наблюдался значительный рост численности негосударственного сектора высшего образования (с 1993 года за 19 лет увеличение на 359 вузов). За счет создания новых вузов и выделения филиалов в самостоятельные учреждения произошел рост численности государственного сектора высшего образования (с 1993 года за 19 лет на 61 вуз). Общее число вузов выросло, таким образом, более чем в полтора раза. Но еще больший стимул получил процесс открытия филиалов вузов. Причем в этом процессе лидировали государственные вузы: если в 1993 году было всего 200 филиалов государственных вузов в стране, то в 2008 году их стало уже 1393, в 2012 году - 2100.

Произошло и значительное увеличение объемов высшего образования: в 1993 году в российских вузах обучалось чуть более 2,5 млн. студентов, к 2008 году их стало 7,5 млн. человек, т.е. число студентов возросло в три раза. В этот период государство способствовало росту объемов высшего образования за счет внебюджетного приема студентов в государственные вузы, создания филиалов и новых негосударственных вузов. Такая политика обеспечивала доступность высшего образования в период сложных экономических условий, которые ограничивали мобильность населения для получения образования в крупных городах России. Численность студентов в 2012 году составила 6 млн. студентов (снижение на 18% от уровня 2009 г.), что связано с демографическим спадом. В структуре высшего образования преобладают малые вузы (40% вузов имеют менее 1000 студентов, в частности, в негосударственном секторе менее 1000 студентов имеют две трети вузов (32% вузов обучают менее 200 студентов).
C 2000 по 2012 год число образовательных программ, реализуемых российскими вузами, выросло с 20 тысяч до 36 тысяч за счет открытия новых специальностей экономического, юридического и гуманитарного профиля.
В настоящее время В РФ существуют следующие формы ВПО:

· Вузы особого статуса, имеющие право проводить обучение по собственным образовательным программам и выдавать дипломы собственного образца: МГУ, СПГУ, МГТУ, СПГМТУ, РАНХиГС при Президенте РФ, РУДН, МГИМО. Особенности их правового статуса определяются специальным федеральным законом.

· Федеральные университеты по одному в каждом федеральном округе.

· Национальные исследовательские университеты -29 университетов.

На указанные университеты возложена миссия локомотивов развития высшего образования России, выработки лучших практик и моделей в области управления, методики и содержания образования.

· университет — реализующий образовательные программы высшего образования всех уровней по широкому спектру направлений подготовки, программы подготовки, переподготовки и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников. Университет должен выполнять фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук и являться ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

· академия —реализует образовательные программы высшего образования всех ступеней, осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности. Академия должна выполнять фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры и являться ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

· институт реализует образовательные программы высшего образования бакалавриата, специалитета, магистратуры (программы аспирантуры не являются обязательными для реализации). Институты, также как и другие вузы, осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников, но уже только для определенной области профессиональной деятельности. Институт ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования, но их широкий спектр не обязателен.

Необходимо отметить, что в последнее время активно ведется работа по переходу бюджетных образовательных учреждений в статус автономных, что дает вузам целый ряд преимуществ.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.