Чему учить четвероклассников весь год, чтобы они успешно перешли в 5-й класс — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Чему учить четвероклассников весь год, чтобы они успешно перешли в 5-й класс

2017-10-15 528
Чему учить четвероклассников весь год, чтобы они успешно перешли в 5-й класс 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Чему учить четвероклассников весь год, чтобы они успешно перешли в 5-й класс

Елена Брилинг
руководитель социально-психологической службы, педагог-психолог ГБОУ Школа № 1561, Москва

Программа социально-психологической поддержки четвероклассников дает возможность педагогу-психологу помочь учащимся безболезненно адаптироваться к основной школе. Расскажем, какие упражнения и игры включить в программу, что обсудить с детьми.

 

 

Чтобы подготовить учащихся четвертых классов к самостоятельной жизни в основной школе и снизить их тревожность, реализуйте программу социально-психологической поддержки «Мост» (СКАЧАТЬ тематический план программы). Работу над программой начинайте, когда получите письменное согласие родителей (законных представителей) на психолого-педагогическое сопровождение учащегося. Программа состоит из двух частей: первую часть реализуйте во 2-м полугодии 4-го класса. Перечень и содержание занятий первой части. Вторую часть программы проводите с учащимися 5-го класса в 1-м полугодии.

Проводите занятия один раз в неделю. Местом проведения выберете свободное помещение, поставьте стулья по количеству участников. Разбейте учащихся на подгруппы по 15 человек. Малая группа сплачивает, создает атмосферу доверия. Если программу ведете с одним классом, то попросите классного руководителя участвовать на занятиях, чтобы он ближе познакомился с детьми.

СКАЧАТЬ
Программу социально-психологической поддержки «Мост»

 

Приложение

Программа социально-психологической поддержки «Мост»

ЧАСТЬ I. ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4-Х КЛАССОВ. ПОДГОТОВКА К ПЕРЕХОДУ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ
В ОСНОВНУЮ ШКОЛУ

Занятие 1. Диагностика эмоциональной сферы

Цели занятия: познакомиться с участниками, рассказать о целях и задачах программы, исследовать особенности эмоциональной сферы участников.

Инструкция. Представьтесь и расскажите учащимся о целях и задачах программы. Каждый участник называет свое имя и пишет его на бейдже. По желанию – украшает бейдж каким-нибудь символом, знаком, цветом.

Тест «Определение межличностной, школьной и самооценочной тревожности» А. Прихожан

Объясните детям, как заполнять тест, следите за выполнением задания. После того, как участники ответят на вопросы теста, проинформируйте их о плане второго занятия.

Занятие 2. «Я будущий пятиклассник!»

Цели занятия: познакомиться с участниками, выработать правила работы группы, снизить уровень тревожности в связи с переходом на новый образовательный уровень.

Упражнение «Снежный ком»

Педагог-психолог: Для того чтобы нам с вами лучше познакомиться, давайте сделаем «снежный ком». Придумайте себе прилагательное, которое начинается с первой буквы имени. Я начну первая: скажу свое имя и прилагательное к нему. Второй человек, который сидит от меня справа, повторяет мое высказывание и говорит свое. Далее каждый участник сначала повторяет все предыдущие высказывания, а затем называет свое. Так количество высказываний будет постепенно увеличиваться, образуя «снежный ком».

Упражнение «Соглашения»

Педагог-психолог: В ваших классах проводилось тестирование. По его итогам мы выяснили, что вам часто мешает повышенная тревожность, когда вы волнуетесь, переживаете из-за того, что еще не случилось. В процессе нашей работы могут возникать ситуации, о которых вы бы не хотели, чтобы знали другие люди. Чтобы этого не было, я предлагаю написать соглашения (или правила) нашей группы.

Первое правило: «Не разглашать тайны». Оно означает, что вы можете рассказывать своим друзьям и родителям, что вы сами делали на этом занятии, но не можете говорить о том, что делал или говорил другой человек. (Прикрепите на доску лист и запишите на нем правило.) А какие еще должны быть правила в группе, чтобы вам было удобно в ней работать? (Составьте с учащимися свод правил.)

Пригласите в путешествие

Цель: настроить участников тренинга на работу.

Педагог-психолог: Добрый день, ребята! Рада вас видеть. Я хочу пригласить вас сегодня совершить путешествие в мир сказки, где мы соприкоснемся с миром переживаний и сопереживания. Сказка наша морская, поэтому все, кто совершает путешествие, получают морской символ – морскую звезду, на которой надо написать свое имя.

Сказка погрузит нас в мир чувств и эмоций. Какие ассоциации у вас вызывают слова «чувства», «эмоции»? А теперь давайте уточним эти понятия. (Дайте определение понятиям.)

Творческая мастерская. Рисунок «Моя звезда»

Цель: развивать чувство сплоченности.

Педагог-психолог: Ребята, у нас есть уже одна отпущенная нами в океан Звезда. И я вам хочу предложить творческое задание. Перед каждым из вас лежит звезда. Вам нужно оживить, раскрасить ее и «отпустить» в море – приклеить к ватману в том месте, где вам покажется удобнее. Но перед тем как отпустить ее в Океан, напишите на ее лучике, с каким чувством вы ее отпускаете.

Перед тем как вы создадите свои звезды, давайте посмотрим, какие морские звезды живут в водных глубинах (покажите вторую часть презентации).

Примечание. Включите во время творческого задания тихую спокойную музыку.

Тест 1

Инструкция: Выберите один правильный ответ.

1. Противоположностью слова «надежда» является…
1) разочарование; 2) отчаяние; 3) уныние; 4) удовлетворенность; 5) ожидание.

2. В течение длительного времени труднее всего обойтись без…
1) питья; 2) еды; 3) ходьбы; 4) разговора; 5) сна.

3. В отношениях с людьми нужно быть…
1) осторожным; 2) хитрым; 3) сдержанным; 4) общительным; 5) веселым.

4. У осла всегда есть…
1) хлев; 2) подковы; 3) сбруя; 4) копыта; 5) грива.

5. Одинаковыми по смыслу являются слова «биография» и…
1) случай; 2) подвиг; 3) автограф; 4) книга; 5) писатель.

6. Начальные буквы имени и отчества называются…
1) вензель; 2) инициалы; 3) автограф; 4) индекс; 5) анаграмма.

Тест 2

Инструкция. Найдите лишнее слово.
1. Веревка, канат, нитки, шнур, волокно.
2. Швырять, отдавать, ловить, бить, бросать.
3. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.
4. Очки, лупа, бинокль, стекло, микроскоп.
5. Минута, секунда, час, вечер, сутки.

Тест 3

Инструкция. Решите задачу.
1. Лиса медлительнее черепахи. Лиса быстрее, чем олень. Кто самый быстрый?
2. Ира аккуратнее, чем Лиза. Лиза аккуратнее, чем Наташа. Кто самый аккуратный?
3. Толик намного легче, чем Сережа. Толик немного тяжелее, чем Валера. Кто легче всех?
4. Петя веселее, чем Лариса. Сережа грустнее, чем Петя. Кто самый грустный?
5. Коля толще, чем Артур. Артур толще Пети. Кто самый худой?

Тест 4

Инструкция. Определите, как связаны первые два слова, и по этому принципу подберите подходящее слово для второй пары.

1. Маленький – большой = короткий – …
1) длинный; 2) просторный; 3) широкий; 4) узкий; 5) глубокий.

2. Огурец – овощ = гвоздика – …
1) сорняк; 2) роза; 3) клумба; 4) цветок; 5) земля.

3. Огород – морковь = сад – …
1) забор; 2) садовник; 3) скамейка; 4) растение; 5) яблоня.

4. Стол — скатерть = пол — …
1) мебель; 2) ковер; 3) доски; 4) пыль; 5) гвозди.

5. Машина – растение = автомобиль – …
1) грузовик; 2) дуб; 3) птица; 4) кузов; 5) олень.

Тест 5

Инструкция. Из шести слов выберите два слова, которые можно объединить в одну группу.
1. Квартира, улица, парк, дворец, фонтан, дом.
2. Корень, дуб, роза, лес, листва, тюльпан.
3. Свеча, елка, люстра, гостиная, выключатель, ковер.
4. Автомобиль, финиш, асфальт, старт, шины, стадион.
5. Аэропорт, чемодан, стюардесса, самолет, проездной билет, вокзал.

Тест 6

Инструкция. Продолжите ряд двумя цифрами по логике.

1. 4, 8, 12, 16, ________, __________.

2. 23, 34, 45, 56, ________, __________.

3. 54, 48, 43, 39, ________, __________.

Занятие 8. Работа с конкретными школьными трудностями 3

Цели: помочь осознать особенности своего поведения в различных трудных школьных ситуациях, подобрать оптимальные варианты поведения.

Упражнение «Угадай предмет»

Инструкция. Учащиеся достают из мешочка предметы (но не показывают предмет другим) и демонстрируют, какие действия можно с ними делать. Остальные угадывают, что это за предмет.

Чему учить четвероклассников весь год, чтобы они успешно перешли в 5-й класс

Елена Брилинг
руководитель социально-психологической службы, педагог-психолог ГБОУ Школа № 1561, Москва

Программа социально-психологической поддержки четвероклассников дает возможность педагогу-психологу помочь учащимся безболезненно адаптироваться к основной школе. Расскажем, какие упражнения и игры включить в программу, что обсудить с детьми.

 

 

Чтобы подготовить учащихся четвертых классов к самостоятельной жизни в основной школе и снизить их тревожность, реализуйте программу социально-психологической поддержки «Мост» (СКАЧАТЬ тематический план программы). Работу над программой начинайте, когда получите письменное согласие родителей (законных представителей) на психолого-педагогическое сопровождение учащегося. Программа состоит из двух частей: первую часть реализуйте во 2-м полугодии 4-го класса. Перечень и содержание занятий первой части. Вторую часть программы проводите с учащимися 5-го класса в 1-м полугодии.

Проводите занятия один раз в неделю. Местом проведения выберете свободное помещение, поставьте стулья по количеству участников. Разбейте учащихся на подгруппы по 15 человек. Малая группа сплачивает, создает атмосферу доверия. Если программу ведете с одним классом, то попросите классного руководителя участвовать на занятиях, чтобы он ближе познакомился с детьми.

СКАЧАТЬ
Программу социально-психологической поддержки «Мост»

 

Приложение


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.