Средства психодиагностической деятельности практического психолога — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Средства психодиагностической деятельности практического психолога

2017-10-21 854
Средства психодиагностической деятельности практического психолога 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Различают следующие виды:

Методы оценки состояния элементов объекта психодиагностики – эмпирические методы практики психодиагностики (психодиагностические методики).

Метод – путь, способ познания или достижения цели, которая является последовательностью предстоящих операций.

Практический метод психодиагностики – приемы оценки с т.з. психологической нормы индивидуально-психологических различий и определение психологических причин конкретных жизненных ситуаций.

Метод научной психодиагностики – средства получения точной информации о состоянии оцениваемого объекта.

Стремление максимально стрости диагностической процедуры, излишняя озабоченность надежностью психодиагностической методики может иметь отрицательные последствия. Использование только стандартизированных инструментов приводит к рассмотрению личности как результата диагностического испытания. Точность измерения приносится в жертву целостности личности и динамике личностных свойств.

Специфические особенности психодиагностических методик:

- ограниченность времени проведения методов, обработки и интерпретации данных;

- простота и экономичность;

- наличие в методе способа соотнесения данных обследуемого с нормами;

- специфическая направленность.

Исследовательские методы – выявление отдельных факторов у множества единичных объектов. Поиск общих закономерностей.

Диагностический метод – установление множества фактов у единичного объекта. Определение индивидуальной структуры.

Взаимосвязь диагностических и исследовательских методов.

Любой диагностический метод может быть использован в качестве инструмента исследования, так же как любой инструмент исследования может применяться в качестве диагностического инструмента. При наложении времени и сохранении естественного состояния обследуемого. Нужна норма. Пример: методика Роршаха, ее использовал Бине для изучения фантазии, а затем методика стала диагностическим инструментом.

Не тождественность процессов применения диагностических методик и подстановки диагноза:

- Методы психодиагностики позволяют оценить состояние элементов объекта диагностики, но не выдвигают гипотезы.

- Прежде чем приметить метод нужно его выбрать из ста тысяч известных.

Средства описания психодиагностического процесса:

- схемы этапов диагностического процесса

- диагностические программы

- диагностические алгоритмы

- описание случаев из практики.

Классификация методов психодиагностики

I. Объективные тесты

Психологический тест – это систематическая процедура для сравнения двух или более людей (Кронбах, цит. по Фер, Бакарак. 2010). Тесты предполагают: определенное поведение; образцы поведения должны отбираться систематически; цель теста – сравнение людей либо показателей одного человека в разные моменты времени.

По мнению Кранбаха (цит. по Фер, Бакарак. 2010) к тестам относятся не только бланковые методики, но и экспериментальные процедуры в которых испытуемый дает ответ нажимая на кнопку либо решает какую-то поставленную задачу.

Типы тестов:

По содержанию – тесты достижений, тесты способностей, тесты интеллекта, личностные тесты, опросники установок и др.

По типу ответа: с открытыми вопросами, с закрытыми вопросами.

По способу предъявления: индивидуальные и групповые.

По цели использования тестовых балов: критериально-ориентированные (где решение принимается на основе уровня навыков человека, есть бал отсечения) и нормативно-ориентированные (используються для сравнения тестового бала испытуемого с репрезентативной выборкой). На практике эти понятия малоразделимы. т.к. и критериально-ориентированные тесты нормируются.

Также различают: тесты скорости (есть временные ограничения; балл по данному тесту – это решенное количество заданий за определенное время, при этом задания сравнимы по сложности) и тесты возможности (время не ограничено, предполагается что будут ответы на все вопросы, задания различаются по сложности, балл – сумма правильных ответов).

Тест (от англ. – проба, испытание, проверка) – стандартизированная методика психологического измерения и диагностики выраженности психических и поведенческих свойств и состояний личности. Тест – это стандартизированное, часто ограниченное по времени, испытание, предназначенное для установления сопоставимых количественных и качественных индивидуально-психологических различий. Под стандартизированностью имеется в виду то, что эти методики всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкций, получаемых испытуемым, кончая способами вычисления и интерпретации данных. Сопоставимость означает, что оценки, получаемые при помощи теста, можно сравнить друг с другом независимо от того, где, когда, как и кем они были получены.

Классификация тестов:

по цели тестирования:

-тесты для отбора;

-тесты для распределения;

-тесты для классификации

по содержанию:

- тесты общих способностей:

- тесты интеллекта

- тесты креативности

- тесты специальных способностей

- тесты личности

- тесты достижений

по целее использования тестовых баллов:

- критериально-ориентированные тесты;

- нормативно-ориентированные

по типу ответа:

- с открытыми вопросами (ответ дает обследуемый);

- с закрытыми вопросами (ответ выбирается из предложенных).

по форме:

- индивидуальные и групповые:

- вербальные и невербальные (по форме, в которой представлены задания)

- результативности и скорости

-бланковые (тесты карандаш-бумага), аппаратурные тесты (с помощью специальные приспособлений) и компьютерные (по форме представления испытуемому)

Тесты интеллекта. Относятся к тестам общих способностей. Предназначены для измерения уровня интеллектуального развития (умственного потенциала). Проявления интеллекта многообразны, но им присуще то общее, что позволяет отличить их от других особенностей поведения. Этим общим является активизация в любом интеллектуальном акте мышления, памяти, воображения, всех тех психических функций, которые обеспечивают познание окружающего мира. Соответственно под интеллектом как объектом измерения понимают те особенности человека, которые имеют отношение к познавательным свойствам. Это нашло свое отражение в многочисленных тестах для оценки различных интеллектуальных функций (тесты логического мышления, смысловой и ассоциативной памяти, арифметические, пространственной визуализации и т.д.). Эти тесты достаточно четко отделены от других методик измерения индивидуально-психологических особенностей – тестов личности, направленных на измерение поведения в определенных социальных ситуациях, интересов и эмоций личности. В большинстве тестов интеллекта испытуемому на специальном бланке предлагается установить указанные инструкцией логические отношения классификации, аналогии, обобщения и другие между терминами и понятиями, из которых составлены задачи теста. Свои решения он сообщает либо в письменном виде, либо отмечая один из нескольких вариантов, имеющихся на бланке. Успешность испытуемого определяется числом правильно выполненных задач, по нему выводится коэффициент интеллектуальности.

Успешность испытуемого связана с тем (по Г. Айзенку):

- насколько в своем предшествующем опыте он усвоил термины и понятия, из которых построены задачи теста;

- насколько были им усвоены именно те умственные действия, которые необходимы для решения задач теста;

- и может ли он эти действия произвольно актуализировать;

- насколько сложившиеся у испытуемого в его прошлом опыте мыслительные стереотипы пригодны для решения задач теста.

Таким образом, результаты тестирования выявляют скорее не умственный потенциал испытуемого, а те особенности его прошлого опыта, обученности, которые неминуемого сказываются на его работе над тестом.

Это обстоятельство послужило основанием для того, чтобы называть результаты получаемые при применении тестов интеллекта «тестовым» или «психометрическим» интеллектом.

Тест креативности. Это методики, предназначенные для изучения и оценки творческих способностей личности. Креативность – способность продуцировать новые идеи, находить нетрадиционные способы решения проблемных задач. Факторы креативности – беглость, четкость, гибкость мышления, чувствительность к проблемам, оригинальность, изобретательность, конструктивность при их решении и др.

Если решение тестов креативности может приниматься как одно из свидетельств наличия творческих способностей у человека, то не решение их еще не является доказательством отсутствия таковых.

Наиболее известны тесты для измерения познавательного аспекта креативности разработаны Джо Гилфордом с сотрудниками (1959) и Полем Торренсом (1962). В отечественных исследованиях на основе выделения единицы измерения творческих способностей, названной «интеллектуальной инициативой», разработана оригинальная методика «креативного поля». Д.Б. Богоявленская (1983).

Тесты специальных способностей. Методики, предназначенные для измерения уровня развития отдельных аспектов интеллекта и психомоторных функций, преимущественно обеспечивающих эффективность в конкретных, достаточно узких областях деятельности. В отличие от тестов интеллекта, направленных на широкие области деятельности, тесты специальных способностей направлены на конкретные области деятельности и часто служат дополнением к тестам на интеллект.

Возникли с целью профотбора и профориентации. В зарубежной психодиагностике различают следующие группы тестов способностей: сенсорные, моторные, технические (механические) и профессионализированные (счетные, музыкальные, скорости чтения и понимания прочитанного и др.). Наибольшее распространение за рубежом получили комплексные батареи способностей.

Тесты достижений. Оценка достигнутого уровня развития способностей, навыков и знаний. В отличие от тестов интеллекта, отражающих влияние накопленного опыта и общих способностей, тесты достижений измеряют влияние специальных программ обучения, профессиональной и другой подготовки на эффективность обучения тому или иному комплексу знаний, формирование различных специальных умений. Таким образом, тесты достижений ориентированы на оценку достижений человека после завершения обучения.

Тесты достижений, применяемые в школьной психодиагностике, имеют заметные преимущества по сравнению с существующей оценкой успеваемости учащихся. Их показатели ориентированы на измерение усвоения ключевых понятий, тем и элементов учебной программы, а не конкретной совокупности знаний, как это имеет место при традиционной школьной оценке. Тесты достижений благодаря стандартизированной форме оценки позволяют соотнести уровень достижений учащегося по предмету в целом и по отдельным существенным его элементам с аналогичными показателями в классе или в любой другой выборке испытуемых. Эта оценка носит более объективный характер и требует меньших затрат времени (т.к. чаще всего являются групповыми тестами), в чем традиционная школьная оценка. Охватывают большее количество тем. Тесты дают возможность однозначного объективного оценивания ученика, в то время как экзамены такой оценки не дают. Например, в 1994 году в Москве из 50 000 выпускников получили золотые медали 110, а в Новосибирске из 8 000 – 55 выпускников. Соотношение 1:4.

Критериально-ориентированные тесты (КОРТ) предназначены для определения уровня индивидуальных достижений относительно некоторого критерия на основе логико-функционального анализа содержания заданий. В качестве критерия (или объективного эталона) обычно рассматриваются конкретные знания, умения, навыки, необходимые для успешного выполнения той или иной задачи. Критерием служит наличие или отсутствие знаний.

В КОРТ устанавливается бал отсечения, с помощью которого выборка делиться на 2 группы: низкий и высокий результаты (пример, экзамен на водительские права: сдал или не сдал). от традиционных психометрических тестов, оценка в которых осуществляется на основе соотнесения индивидуальных результатов с групповым (ориентация на статистическую норму). Существенной особенностью КОРТ является то, что в них индивидуальные различия сводятся к минимуму (индивидуальные различия влияют на длительность усвоения, а не на конечный результат).

Нормативно-ориентированный тест, в отличие от КОРТ, используется для сравнения обследуемого с определенной выборкой. Необходимое условие – использование при создании теста репрезентативной выборки.

Тесты аппаратурные — тип методик, требующих применения специального оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных. Используются для оценки психофизиологических свойств. Достоинства этих тестов — высокая точность и объективность результатов, возможность автоматизации сбора данных, высокая валидность; недостатки — высокая стоимость оборудования, ограниченные возможности качественного анализа, отсутствие контакта с испытуемым. Аппаратурные тесты часто используются в школьной и групповой психодиагностике при групповых обследованиях уровня подготовки, достижений, профессиональных навыков, знаний. Примеры: приборы для измерения времени реакции (реактометры и рефлексометры); приборы для измерения типологических особенностей высшей нервной деятельности (прибор Хильченко).

Тесты результативности (power-tests) — тип методик, ориентированных на измерение или констатацию достигнутого испытуемым результата при выполнении тестового задания. Такой тест не органичен по времени. Предполагается, что обследуемый не решит все задания, поэтому тестовые задания должны различаться по сложности. Примеры: методики исследования личности.

Тесты скорости (speed-tests) — тип методик, в которых основным показателем продуктивности работы испытуемых является время выполнения (объем) тестовых задач. Тест имеет временные ограничения. Предполагается, что обследуемый не сможет выполнить все задания за отведенной время, а также все задания будут решены правильно. Задания теста должны быть сравнимы по сложности. Примеры: корректурная проба и большинство тестов интеллекта, тестов достижений.

 

II. Опросники

Опросник -исследовательский инструмент, с помощью которого у обследуемых получают ответы на множество письменных вопросов. Группа психодиагностических методик, в которых задания представлены в виде вопросов и утверждений. Предназначены для получения данных со слов обследуемого (стандартизированный самоотчет).

Особенности использования опросников.

1. Опросники похожи на проективные методики, так как не оцениваются ответы по критерию правильности. Баллы начисляются за совпадение с ключом, а не за правильность.

2. Опросники похожи на тесты: четкая инструкция, которая детерминирует способ выполнения задания, желательно ясное содержание вопросов или утверждений.

3. Опросники - разновидность самонаблюдения, косвенной самооценки.

Опросники предназначены для получения информации о личностных особенностях со слов испытуемого. Ответить – означает проявить умение рефлексии, самонаблюдения, самоанализа, чем обладают не все люди, поэтому опросники не используются для диагностики маленьких детей дошкольного возраста (тестирование с помощью опросника применяется в работе с детьми только с 8 лет).

Различают:

Опросники-анкеты – используются для получения информации об испытуемом, не имеющей отношения к сфере личностного характера (биографические данные, для оценки особенностей когнитивной сферы).

Личностные опросники - стандартизированные опросники, с помощью которых однозначно и количественно оценивается степень выраженности личностных черт испытуемых или других особенностей личности. Как правило, в личностных опросниках не бывает «правильных» и «неправильных» ответов. Они лишь отражают меру согласия или несогласия испытуемого с тем или иным высказыванием. По характеру ответов на вопросы они делятся на опросники с предписанными ответами (закрытые опросники) и со свободными ответами (открытые опросники). В закрытых опросниках заранее предусмотрены варианты ответов на поставленный вопрос. Испытуемый должен выбрать один из них. Наиболее распространенным является двух- или трехальтернативный выбор ответа (например: «да, нет»; «да, нет, затрудняюсь ответить»).

Достоинством закрытых вопросов является простота процедуры регистрации и обработки данных, четкая формализация оценивания, что важно при массовом обследовании. Вместе с тем, такая форма ответа «огрубляет» информацию. Нередко у испытуемых возникают затруднения, когда необходимо принять категоричное решение.

Открытые опросники предусматривают свободные ответы без каких-либо особых ограничений. Испытуемые дают ответы по своему усмотрению. Стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям. Достоинства: получение развернутой информации об испытуемом; проведение качественного анализа ответов. Недостатки: сложность формализации ответов и их оценок; затруднения в интерпретации результатов; громоздкость процедуры и большие затраты времени.

Опросники черт личности – группа опросников личностных, разработанных на основе выделения черт личности. Непосредственно наблюдаемые черты личности выступают как исходный материал для построения опросников. В отличие от конструирования типологических опросников, такой подход требует группировки личностных признаков, а не обследуемых. В опросниках черт личности диагностика осуществляется по степени выраженности черт. Пример: (16 личностных факторов) – опросник Кеттелла, УСК. Различают: многофакторные (12-, 16-тифакторные), однофакторные и двухфакторные опросники.

Типологические опросники – группа личностных опросников, разработанных на основе выделения типов личности как целостных образований, не сводимых к набору черт (или факторов). Такой подход требует группировки самих обследуемых, а не их личностных признаков. В типологических опросниках диагностика осуществляется на основе сопоставления с соответствующим /усредненным/ типом личности. Пример: Г. Айзенка, MMPI.

Опросники мотивов – группа личностных опросников предназначенных для диагностики мотивационно-потребностной сферы личности, которая позволяет установить на что направлена активность человека (мотивы как причины, определяющие выбор направленности поведения) и как осуществляется регуляция динамики поведения. Опросники эмоций и состояний.

Опросники интересов – группа опросников, предназначенных для измерения интересов и выбора профессиональной деятельности. Опросники интересов, в зависимости от насыщенности личностными показателями, могут быть отнесены как к личностным опросникам, так и к опросникам-анкетам.

Опросники ценностей – группа личностных опросников, предназначенных для измерения ценностей и ценностных ориентаций личности. Ценности формируются в процессе усвоения социального опыта и обнаруживаются в интересах, установках и других проявлениях личности.

Опросники установок – группа опросников, предназначенных для измерения относительной ориентировки человека в одномерном континууме установок.

Опросники-анкеты служат для получения какой-либо информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его психологическим и личностным особенностям. Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Анкетные опросы классифицируются по содержанию и конструкции вопросов (открытые, закрытые, полуоткрытые). Респондент – лицо, отвечающее на вопросы анкеты или интервью.

Опросники биографические – группа опросников-анкет для получения данных об истории жизни человека. Чаще всего вопросы касаются возраста, состояния здоровья, семейного положения, уровня и характера образования, специальных навыков, продвижения по службе и других относительно объективных показателей. Они помогают собрать информацию, необходимую для достоверной интерпретации показателей тестов.

III. Проективная техника

Понятие проекции для обозначения данных методик было впервые использовано Л. Франком (1939). Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных, неоднозначных (слабоструктурированных) стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. В соответствии с проективной гипотезой каждое проявление человека, его восприятие, эмоциональные переживания, высказывания, двигательные акты выражают его личностные качества, проблемы и состояния.

Различают следующие группы проективных методик:

Методики структурирования (конститутивные) – структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (тест Роршаха).

Методики конструирования – создание из оформленных деталей осмысленного целого (тест Мира).

Методики интерпретации – истолкование какого-либо события, ситуации (ТАТ, САТ, Hаnd-test).

Методики дополнения (аддитивные) - завершения предложения, рассказа, истории (методика «Незаконченные предложения»).

Методики катарсиса – осуществление игровой деятельности в специально созданных условиях (ролевые игры, психодрама).

Методики изучения экспрессии – рисование на свободную или заданную тему (Рисунок семьи, Дом-Дерево-Человек, Несуществующее животное).

Методики изучения импрессии: предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим (тест Выбора цвета М. Люшера, Тест портретного выбора Л. Сонди).


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.