НОУ ВПО «Новосибирский гуманитарный институт» — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

НОУ ВПО «Новосибирский гуманитарный институт»

2017-10-11 319
НОУ ВПО «Новосибирский гуманитарный институт» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

НОУ ВПО «Новосибирский гуманитарный институт»

Кафедра практической психологии

Е.Г. Панова

ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Проблемно - модульный курс

Новосибирск


Автор

доцент кафедры практической психологии НГИ Е.Г. Панова

 

Рецензенты:

кандидат биологических наук, доцент кафедры ФСиЕНД НГИ Н.В. Мозолевская,

зав. кафедры педагогики и психологии, кандидат педагогических наук

Б.Р. Мандель

 

Панова Е.Г.

Зоопсихология и сравнительная психология: модульный курс. — Новосибирск: НОУ ВПО НГИ, 2014. — 60 с.

Модульный курс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, и основными положениями, изложенными в монографии академика РАСН Е. А. Соколкова «Модульная образовательная технология в преподавании гуманитарных наук».

Цель данного курса — формирование у студентов системных знаний о теории психической жизни животных в ее связи со средой обитания, поведением, способами жизнедеятельности, что дает возможность понять исходные предпосылки, а также условия возникновения и развития психики человека в процессе эволюции, и ознакомлении с многообразием составляющих психики животных. В издании содержится необходимая информация по курсу «Зоопсихология и сравнительная психология», входящая в блок общепрофессиональных дисциплин. В нем представлены рабочая образовательная программа в рамках проблемно-модульного подхода, методические указания, организационные блок-схемы по каждой теме учебного модуля, задания для выполнения самостоятельной работы студентов и самоконтроля, глоссарий.

Курс предназначен для студентов, обучающихся по психологическим специальностям.

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета НОУ ВПО НГИ.

 

Ó НОУ ВПО Новосибирский гуманитарный институт, 2014

Ó Е.Г. Панова, 2014

 

Оценочный лист студента

 

ФИО студента________________________________________________­­­­­­­­­­

 

Факультет____________________________________________________

 

Направление подготовки________________________________________

 

Курс, номер группы____________________________________________

 

Дата поступления работы_______________________________________

Отчетность за модульный курс

Оценка Дата ФИО преподавателя Роспись
Модуль 1        
Модуль 2        
Модуль 3        
Общая        

Выводы преподавателя по работе студента

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

«___» _________________20___ г. __________________________

подпись преподавателя


Пояснительная записка

Программа курса «Зоопсихология и сравнительная психология» содержит материал, направленный на более глубокое изучение эволюции психики. Основной акцент делается на рассмотрение развития психической деятельности животных, на проявлении, закономерностях, эволюции психического отражения на уровне животного, о происхождении и развитии в онто- и филогенезе психических процессов у животных и о предпосылках предыстории человеческого сознания. Рассматриваются стадии развития психической деятельности высших животных, стадии развития психики, сравнительное изучение психики человека и животных, аналогии поведения животных и человека, прикладные аспекты зоопсихологии и сравнительной психологии.

Дисциплина «Зоопсихология и сравнительная психология» входит в вариативную часть, обязательных дисциплин профессионального цикла и имеет код Б3.В.ОД.2 по учебному плану ООП по специальности «Психология».

Её предметная область имеет содержательно методологическую взаимосвязь с такими учебными дисциплинами профессионального цикла, как общая психология, психология развития и возрастная психология, психология личности, общепсихологический практикум, психофизиология, психология стресса, этнопсихология, учебная практика, производственная практика.

Курс «Зоопсихология и сравнительная психология» опирается в решении своих образовательных задач на компетенции, сформированные у студентов в процессе изучения целого ряда психологических, педагогических, философских, физиологических дисциплин, а также на их собственный опыт, обретенный в ходе практики.

 

Образовательные задачи курса:

1. Освоение системы теоретических знаний о зоопсихологии и сравнительной психологии.

2. Развитие ценностно-смысловых основ педагогической деятельности в области наиболее общих закономерностей функционирования и организации психики животных и природно – биологических составляющих психики человека

3. Формирование ряда специальных педагогических умений и навыков:

· выделение основных, наиболее прогрессивных направлений развития психики и поведения животных;

· овладение умением сравнивать психические свойства, проявляющиеся во внешней активности, разных групп животных и человека.

Теоретико-методологической основой курса являются общепсихологическая категория «психическое отражение», представления о психике и общих закономерностях развития материи, закономерности эволюции психики, разработанные в системных теориях развития в разных направлениях отечественной психологии: Вагнером В.А., Выготским Л.С., Ладыгиной-Котс Н.Н., Сеченовым И.М., Рубинштейном С.Л., Леонтьевым А.Н., Фабри К.Э., Новоселовой С.Л., Мешковой Н.Н., Филлиповой Г.Г. и других.

Весь курс дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология» состоит из введения и 10 тем, объединенных в 3 схематично изложенных модуля в соответствии с основными разделами курса. Каждый модуль включает теоретическую базу, задачи и контрольные вопросы, ответы на которые могут способствовать лучшему усвоению теоретических положений курса, а также рейтинговую оценку каждого студента, которая определяется в ходе тестирования.

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурные ОК-7;

В резьултате освоения данной ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): способностью и готовностью к:

- восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7).

Профессиональные (ПК): ПК-2, ПК-3, ПК-5;

- отбор и применение методов исследования, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2);

- описание структуры деятельности профессионала в рамках определенной сферы (ПК-3);

- выявление специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (частично формируется ПК-5).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основы социального управления и межличностного взаимодействия; основные категории, понятия, законы, направления развития зоопсихологии;

- основы психодиагностики, математические методы в психологии;

- психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке подходов;

- психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке подходов;

- основные подходы к психологическому воздействию на индивида, группы и сообщества, в зависимости от возрастных, гендерных и этнических особенностей;

- основные закономерности психического развития личности человека;

- основы библиографической и информационно-поисковой работы;

-основы проведения психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний.

Уметь: устанавливать доверительные взаимоотношения, управлять группой, командой;

- применять психодиагностические методики, адекватные целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций;

- описывать структуру деятельности профессионала в рамках определенной сферы;

- анализировать и оценивать психологическую информацию;

- использовать данные поисковой системы при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений и пр.;

- применять различные виды занятий в проведении лабораторных и практических работ по психологии.

Владеть: навыками убеждения, общения и другими способами психологического влияния;

- основными приемами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп;

- навыками использования в профессиональной деятельности базовых знаний в области естественных наук;

- основами теоретических положений, необходимых для работы в профессиональной деятельности;

- приемами подготовки и проведения лабораторно-практических занятий.

 

Схема межпредметных связей


МОДУЛЬНЫЙ КУРС

Вопросы для самоконтроля усвоения основных понятий темы

 

1. Перечислите этапы филогенеза заботы о потомстве.

2. Назовите аналогии психического развития человека и животных.

3. Что такое эмоциональная связь матери и плода?

 

 

Знания и умения по теме 4

· Знать предмет, назначение и основные термины сравнительной психологии.

· Знать этапы формирования филогенеза заботы о потомстве.

· Уметь выявлять аналогии поведения и дифференцировать различия поведения животных и человека.

 

Контрольные вопросы

 

1.Дайте определение предмета изучения дисциплины и его функций.

2.Приведите примеры аналогии поведения животных и человека.

 

Знания и умения по модулю 1

· Знать предмет, назначение и основные термины дисциплины.

· Знать этапы формирования филогенеза заботы о потомстве.

· Уметь выявлять аналогии поведения и дифференцировать различия поведения животных и человека.

 


Модуль 2. Взаимодействие животных как фактор эволюции

Цели модуля:

1. Обеспечить необходимую теоретическую подготовку студентов по вопросам зоопсихологии, связанным с пониманием особенностей информационной организованности среды, коммуникативного поведения животных.

2. Дать представление о взаимодействии животных как факторе эволюции. Сформировать взгляды на взаимодействие животных как фактор эволюции.

3. Формировать у студентов представления о психосоциальных явлениях у животных и человека, об эволюционных, функциональных аналогиях основных форм поведения: репродуктивного, родительского, агрессивного.

4.Способствовать формированию знаний об основных категориях зоопсихологии и сравнительной психологии.

                   
 
 
   
Структура модуля
 
     
 
   
Рубежное тестирование

 

Тема 5. Коммуникативное поведение животных

 
 
Проблемы темы: Коммуникативное поведение животных это общение или нет? Как проявляется психологическая природа организации животных в сообществе.


Позиция 14. Роль взаимодействия животных при адаптации к среде обитания


В

Вопросы для самостоятельного изложения

Можно ли коммуникативное поведение животных назвать общением?

 

 

Как вы можете объяснить «Территориальное поведение как механизм саморазобщения в пространстве».

В чем проявляется психологическая природа организации животных в сообществе?

 

 


Позиция 15. Структура территории

           
   
Территория
 
   

 

 


Вопросы для самостоятельного изложения.

Дайте определение территориальному поведению животных.

Приведите аналогии территориального поведения животных и человека.

Зачем в животном мире в ходе эволюции закрепилось наличие индивидуального пространства? Назовите и обоснуйте несколько причин.

 


Позиция 16. Структура коммуникативного поведения

 
 

 


Вопросы для самостоятельного изложения

Дайте определение понятию «территориальное поведение».

Что понимается под языком животных?

 

Перечислите средства коммуникации животных. Приведите несколько примеров.

 

 

Приведите аналогии коммуникативного поведения человека и животных.

 

 

 

Проанализируйте особенности типов сообществ животных.

-Ананимная стая

 

 

-Сообщество без любви

 

 

-Союз

 

 

 

Позиция 17. Организация биосоциальных систем

 
 


Вопросы

Дайте определение понятию – «социотомия».

 

Как вы понимаете, что социотомия обеспечивает организацию численности группы. Приведите примеры из жизни конкретного вида животного и человека.

 

Дайте самостоятельно определение понятию - биосоциальная система.

 

 

Стабилизирующие трансакции-элементарные взаимодействия. Объясните действие этого механизма.

 

Знания и умения по теме 5

· Знать определения терминов по теме.

· Знать механизмы организации сообществ животных.

· Уметь наблюдать и анализировать аналогии поведения человека и животных.

 

Контрольные вопросы

 

1.Дайте определение понятия - коммуникативное поведение, его составляющие и функции.

2.Приведите примеры аналогий поведения человека и животных.

 

 

Практическое задание

 

Тема 6. Агрессивное и половое поведение

 
 
Проблемы темы: Агрессивное поведение человека – приобретенное или врожденное? Аналогии агрессивного и полового поведения животных и человека.

 


Позиция18. Природа агрессивного и полового поведения животных и человека

 

 


Вопросы для самостоятельного изложения

Раскройте смысл понятия агрессивное поведение.

 

 

Агрессивное поведение человека – приобретенное или врожденное?

Проведите аналогии проявления агрессивного поведения у животных и человека.


Позиция 19. Способы размножения у животных

                   
 
 
       
 
   

 


Вопросы для самостоятельного изложения

Каким образом половое поведение связано с агрессией?

 

 

В чем заключается процесс ухаживания в половом поведении?

Опишите брачные церемонии.

Перечислите причины, появления полового поведения.

Сформулируйте критерии оценки возможного проявления отцовского инстинкта.

 

Знания и умения по модулю 2

· Знать основные термины темы.

· Знать типологию сообществ.

· Знать способы размножения животных, их преимущества и ограничения.

· Уметь анализировать и оценивать психологическую информацию в содержании темы взаимодействие животных как фактор эволюции.

· Уметь проводить аналогии в поведении человека и животных, выделять инстинктивную природу и отмечать проявление рассудочного поведения.

· Владеть приемами подготовки и проведения лабораторно-практического занятия.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Дайте определение агрессивного и полового поведения их функций.

2. Приведите примеры взаимосвязи агрессивного и полового поведения у человека и животных.

 

Практическое задание

☼ Задача 4.1.. 1. Какое нарушение развития можно предположить?2. В каком типе дошкольного учреждения надо находиться девочке?

Ответ:

 

Задача 3.1. [2] 1. К какому типу относится в данном случае?2. Ответ: Задача 3.2. 1. Каков тип развития?2. Возможно ли? Ответ:

Модуль 3. Эволюция психики

Цели модуля:

1.Обеспечить необходимую теоретическую подготовку студентов по вопросам зоопсихологии и сравнительной психологии, связанным с пониманием психики как формы отражения.

2.Дать представление об основных стадиях развития психики животных и человека, сформировать умения и навыки.

3.Формировать у студентов представления о значимости психического отражения, выявления сходств и различий содержания и форм психического отражения животных и человека. О специфике искусственных знаковых средств и организации отражения, структуры деятельности, и функции распредмечивания.

                       
 
 
   
 
       
 
 
 
   
Рубежное тестирование

 

Тема 7. Сенсорная стадия развития психики

 
 
Проблемы темы: Анализируя психику как форму отражения обнаружить и сформулировать основания для выделения стадий развития психики в эволюции. Описание развития психики на сенсорной стадии рассматривается в науке как предварительное, предполагающее внесение значительных изменений.

 


Позиция 20. Происхождение психики

 

 


Вопросы для самостоятельного изложения

Какая из теорий происхождения психики находит больший отклик в вашем понимании? Обоснуйте.

Какой критерий определения наличия психики готовы предложить Вы?

На ваш взгляд какие условия и механизмы развития психики в понимании эволюционно - системного подхода необходимы.

 

 

Позиция 21. Логика изложения характеристики психики животных

 

 

       
   
Логика изложения характеристики стадий эволюции психики
 
 

 

 


В

Вопросы для самостоятельного изложения

Что является основанием для выделения стадий развития психики в эволюции по мнению А.Н. Леонтьева?

Г.Г. Филиппова в учебнике «Зоопсихология и сравнительная психология» сохраняя классификацию А.Н. Леонтьева, применяет к ней выделение высшего и низшего уровней по ….., а также использует представления ….. о формах обобщения опыта деятельности при анализе возникновения сознания человека. Вставьте фамилии авторов.

С 256

Перечислите, что необходимо учитывать, проводя классификацию стадий развития психики и распределение животных по ним.

 

Позиция 22.. Сенсорная стадия развития психики

 

 

 


Вопросы для самостоятельного изложения

В чем проявляются высшие формы поведения у кольчатых червей?

 

общение

В чем проявляется интеллектуальная форма деятельности на низшем и высшем уровнях стадии?

Объясните, что означает высказывание «на сенсорной стадии у животных вся деятельность состоит в том, что бы двигаться так, чтобы состояние было оптимальным».

 


Позиция 23. Общая характеристика сенсорной стадии развития психики


 
 

 


*Представители - одноклеточные, примитивные, низшие многоклеточные

Вопросы для самостоятельного изложения

Что является основой психического образа животных этой стадии?

Раскройте сущность процесса отражения у животных этой стадии развития психики.

В таксисе, как во врожденной реакции (полностью обеспеченной врожденными механизмами, т. е. инстинктивной), можно выделить три основных компонента, перечисленных ниже. Приведите примеры проявления каждой из этих реакций у человека.

- способность приходить в определенное состояние под воздействием определенного стимула и переживать это состояние как «нужное» или «ненужное для себя»:

 

 

-способность отвечать на это состояние определенной двигательной реакцией:

 

 

-способность изменять характер реакции при изменении инстинктивного стимула:

 

 

 

Вопросы для самоконтроля усвоения основных понятий темы

 

1. Выделите группы животных разных уровней развития на сенсорной стадии.

2. Охарактеризуйте содержание отражения сенсорной стадии.

3. Каковы особенности структуры деятельности данной стадии?

4. Дайте характеристику форм регуляции деятельности сенсорной стадии.

5. Опишите особенности сенсорной стадии развития психики.

7. Как влияет процесс рефлексии на развитие психики?


Тема 8. Перцептивная стадия развития психики

 
 
Проблемы темы: в эту стадию входят животные с двумя типами нервной системы – ганглиозная, центральная, построенные по одному типу цефализации. Центральная система хордовых – другой путь развития.

 


Позиция 24. Перцептивная стадия развития психики

 

 

 


Вопросы для самостоятельного изложения

Что входит в характеристику филогенетических стадий развития психики?

 

Центральная система хордовых – другой путь развития.

 

Объясните, как вы понимаете фразу «поведение роющей осы «тупость инстинкта» и «изощренность ума» в одном теле».


Позиция 25. Общая характеристика перцептивной стадии развития психики

 


Структура деятельности - животное строит движение, ориентируясь на расположение объектов относительно себя, ориентируется на сам объект и то, что его окружает, -объект надо отыскивать по направляющим стимулам, взаимодействуя с «промежуточными» объектами, -появляются новые формы жизнедеятельности (размножение, гнездостроение, территориальное поведение, общение и др.). Головной мозг позвоночных не контролирует «по отдельности» различные функции организма, все отделы мозга включены в регуляцию каждого акта жизнедеятельности.  

*Представители – низший уровень брюхоногие моллюски, членистоногие, бесчелюстные, хрящевые рыбы; высший уровень – высшие членистоногие, головоногие моллюски, холоднокровные позвоночные (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся).

 

Вопросы для самостоятельного изложения

Выделите группы животных низшего и высшего уровней данной стадии.

 

 

Общение – самостоятельная форма поведения у представителей перцептивной стадии?

Охарактеризуйте основные формы регуляции деятельности животных на данной стадии.

 

 

Вопросы для самоконтроля усвоения основных понятий темы

 

1. Выделите группы животных разных уровней развития на перцептивной стадии.

2. Охарактеризуйте содержание отражения перцептивной стадии.

3. Каковы особенности структуры деятельности перцептивной стадии?

4. Дайте характеристику форм регуляции деятельности перцептивной стадии.

5. Опишите особенности перцептивной стадии развития психики.

7. Как влияет процесс цефализации на развитие психики?

 


Тема 9. Интеллектуальная стадия развития психики

 
 
Проблемы темы: в недрах этой стадии необходимо обнаружить предпосылки появления новой формы психического отражения – сознания человека.


Позиция 26. Интеллектуальная стадия развития психики

 

 

 


Вопросы для самостоятельного изложения

Дайте свое определение понятия «интеллект животных».

Какие основные преобразования происходят в структуре деятельности в процессе эволюции?

Существует ли способность к колличественным оценкам предметного мира у животных стадии интеллекта?


Позиция 27. Общая характеристика интеллектуальной стадии развития психики

           
   
Потребностно – мотивационная сфера -прижизненное образование мотива, -построение образов объектов деятельности в онтогенезе, -частичная интеграция базовых потребностно – мотивационных сфер, -появление функциональных потребностей, -прижизненное возникновение новых потребностей.  
     
Интеллектуальная стадия  
 
 
Структура деятельности - операция - свободна от мотива деятельности, -возможно осуществление прогноза успешности данной операции, -в формировании свободной операции ориентировочно – исследовательская и игровая деятельности оказываются взаимодополняющими, -освобождение операции от субъекта происходит в научении по подражанию -выделение действия с целью представления (двухфазная деятельность-фаза подготовки и фаза осуществления), -ориентировочные компоненты приобретают статус ориентировочно – исследовательской деятельности.  
 

 


Содержание отражения -животные могут отражать внешний мир не только в форме внешних объектов и их совокупностей, но и в связях и отношениях между объектами и строить деятельность с учетом этих отношений, т.е. с представляемым изменением отношений объектов между собой, -ассоциативные зоны коры головного мозга дают возможность при восприятии объектов актуализировать обобщенные модели всех возможных ситуаций из прошлого опыта и предвидеть возможные изменения соотношения объектов в ситуации, -низший уровень - содержанием отражения является отражение объектов, их пространственных связей и их передвижения относительно субъекта, -высший уровень - содержанием отражения является отражение пространственных и динамических связей и отношений объектов относительно субъекта и между собой, -переходная фаза – отражать функциональные свойства объектов, способность взаимодействовать с двумя объектами. Форма отражения -образы – представления («ситуация +действие»).  

 

Формы регуляции деятельности Инстинктивная - внутренние, внешние факторы инстинктивной регуляции, -развитие движений, участие в общей регуляции деятельности. Научение - три варианта запечатления, облигатное, факультативное научение. Интеллектуальная форма регуляции деятельности - развивается в онтогенезе, становится ведущей, появляется новая структура деятельности - интеллектуальная: способность отражать связи и отношения между объектами, свободно строить и применять операции, использовать представления как цель действия. Сигнальная - включается в регуляцию общения (проявления эмоционального состояния, «деловые» движения), два пути формирования средств общения, -начальная ступень превращения сигнальной функции в знаковую (искусственные знаковые средства у человека).  

 


*Представители – птицы, большинство млекопитающих.

Вопросы для самостоятельного изложения

Объясните, что означает «»операция свободна внутри деятельности…» (структура деятельности).

 

Охарактеризуйте основные качественные преобразования форм регуляции деятельности данной стадии.

 

Напишите, почему появление головного мозга и прижизненное формирование функциональных систем мозга обеспечивает новое содержание отражения: и объекты, и отношения между ними.

 

Вопросы для самоконтроля усвоения основных понятий темы

 

1. Раскройте роль головного мозга в развитии психики высших животных.

2. Перечислите основные формы регуляции деятельности.

3. Назовите особенности содержания и форм отражения интеллектуальной стадии.

4. Дайте общую характеристику структуры деятельности животных данной стадии.


Тема 10. Стадия сознания

 
 
Проблемы темы: большую проблему составляет разделение стадии сознания на низший, высший и переходный уровни. Сегодня в науке этот вопрос остается открытым. В современной науке изучены четыре формы отражения реальности: физическая, химическая, физиологическая, психическая. Метафизика, парапсихология – этап дальнейшего развития живых систем?

 


Позиция 28. Стадия сознания

 

 

 


Вопросы для самостоятельного изложения

Как изменяется в эволюции инстинктивная форма регуляции деятельности?

 

Какие особенности возникают в психике человека при наличии развития кисти и пальцев руки?

Объясните, в чем проявляются изменения взаимосвязей субъекта психики со средой?

 

С 370 Фил

В со


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.23 с.