модуль «Общая характеристика психической деятельности животных» — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

модуль «Общая характеристика психической деятельности животных»

2017-10-11 345
модуль «Общая характеристика психической деятельности животных» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. История формирования научного подхода в биологии.

2. Основные представители описательного периода станов­ления зоопсихологии (А. Брем, Ч. Дарвин, Ж.А. Фабр).

3. Общая характеристика регуляции поведения простейших и растений (таксисы и тропизмы).

4. Условные и безусловные рефлексы (понятие, строение ре­флекторного кольца).

5. Привыкание и сенситация - простейшие формы науче­ния.

6. Мозг как инструмент запоминания и научения.

7. Изменения поведения, связанные с искусственным вскармливанием.

 

Модуль «Взаимодействие животных как фактор эволюции»

1. Влияние средовых факторов на развитие поведения,

2. Особенности поведения при переходе к взрослости и ста­рению.

3. Намеренность коммуникации животных.

4. Сравнительная психолингвистика.

5. Птичьи языки и птичья речь.

 

Модуль «Эволюция психики»

1. Групповое поведение высших беспозвоночных.

2. Инстинкт и научение в поведении насекомых.

3. Ригидность и пластичность в поведении высших позво­ночных.

4. Эволюция гаптических и сенсорных функций высших млекопитающих.

5. Орудийная деятельность обезьян.

6. Использование зоопсихологических знаний в психотерапии и развивающей работе с детьми.

7. Структура размножения у людей.

8. Человеческая семья: возникновение и развитие взаимоот­ношений между мужчиной и женщиной.

9. Феномен жилища и идея дома.

10. Понятие «аналогия» в этологии. Аналогия детства.

11. Редукция инстинкта «самосанации».

12. Агрессивное поведение. Формы агрессивного поведе­ния.


Рекомендуемая литература

Основная

1. Правоторов Г.В. Зоопсихология для гуманитариев. Новосибирск, 2001.

2. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 2001.

3. Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. М., 2013.

4.

Дополнительная

 

1. Американские прерии. Перевод с французского. Изд.»Росмэн»,с. 36, 53, 116, 145.

2. 2.Войтонис Н.Ю. Предыстория интеллекта. М.,Л., 1949

3. 3.В полях и лесах. Перевод с французского. Изд. «Росмэн», с. 116, 133.

4. 4.Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение. М., 1992

5. Грант В. Эволюция организмов. - М.: Просвещение, 1992.

6. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных, СПб.: Питер, 2001.-384 с.

7. Дембовский Я. Психология обезьян. М., 1963.

8. Дьюсбери Д. Поведение животных. М., 1981.

9. Зоопсихология и сравнительная психология. Учебное пособие. Автор-составитель Т.Е. Левицкая. –Томск, 2000. - 48с.

10. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни. – М.:»Академия», 2001.

11. Келер В. Исследование интеллекта человекообразных обезьян. М., 1930.

12. Лавик-Гудолл Дж. В тени человека. М., 1974.

13. Ладыгина-Котс Н.Н. Предпосылки человеческого мышления. М., 1965.

14. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М., 1972.

15. Лоренц К. Агрессия. М., 1994.

16. Лоренц К. Кольцо царя Соломона. М., 1970.

17. Лоренц К. Человек находит друга. М., 1971.

18. Миллер С. И., Психологические игры (стр.-66, 246),М. 1999.

19. Мак-Фарленд Д. Поведение животных: психобиология, этология и эволюция. М., 1988.

20. Новоселова С.Л., Мешкова Н.Н., Зорина З.А., Зоопсихология, М.,2002.

21. Под солнцем пустыни. Перевод с французского. Изд. «Росмэн», с. 135.

22. Резникова Ж.И. Структура сообществ и коммуникация животных, Новосибирск, 1997.

23. Сравнительная психология и зоопсихология / Сост. и общая редакция Г.В. Калягиной. - СПб.: Питер, 2003. -416с.

24. Тинберген Н. Поведение животных. М., 1985.

25. Фридман Э.П. Приматы. М., 1979.

26. Фабр Ж.А. Жизнь насекомых. М., 1963.

27. Фриш К. Из жизни пчел. М., 1980.

28. Хайнд Р., Поведение животных. М., 1975.

29. Хаксли Д. Язык животных. М., 1968.

30. Шитиков Д. А., Загадки животных, М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. Астрель», 2002, с. 300 -311.

31. Шовен Р. От пчелы до гориллы. М., 1965.

32. Шовен Р. Поведение животных. М., 1972.

Ресурсы Интернет

1. Зоопсихология и сравнительная психология http://www.zoo-psih.kiev.ua/

2. Курс лекций по сравнительной психологии http://works.tarefer.ru/70/100225/index.html

3. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. Электронный учебник http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/90147/Fabri_-_Osnovy_zoopsihologii.html

4. Сотская, М.Н. - Зоопсихология и сравнительная психология Электронный учебник http://lib.mgppu.ru/opacunicode/index.php?url=/notices/index/23304/default

5. Библиотека психолога http://psychologiya.ucoz.ru/publ/40-1-0-304

6. ЗООПСИХОЛОГИЯ Общие принципы поведения животных http://www.peterbald-cattery.ru/kotik-482.php


 

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Модуль 1. Общая характеристика психической деятельности животных

Безусловный рефлекс – это врожденная видоспецифическая реакция организма, возникающая в ответ на специфическое воздействие раздражителя, на воздействие биологически значащего стимула, адекватного для данного вида деятельности.

Габитуация – привыкание.

Гальванотаксис – движение под действием электрического тока.

Геотаксис – движение под действием сил гравитации.

Дегабитуация – снятие привыкания.

Предметом зоопсихологии является специфические психические свойства, обеспечиваемые присущими им нейробиологическими механизмами, проявляющимися во внешней активности у разных групп животных. При этом внимание сосредоточено на закономерностях развития психики как в ходе эволюции, так и в индивидуальном развитии.

Зрелорождение животных - способность к самостоятельному выполнению жизненных функций в различной мере выражена у разных новорожденных, что обусловлено различиями в филогенетическом уровне и образе жизни. В большей степени разнообразие онтогенеза у разных групп животных определяется наличием или отсутствием личиночных форм, ведущих подчас совершенно иной образ жизни, чем половозрелые формы (имаго).

Импритинг - это психическое явление, в результате которого в строго определенные моменты жизни животных запускаются процессы запоминания «образа» специфических ключевых стимулов, которые способны инициировать включение комплексов врожденных реакций (инстинкты).

Индивидуальное пространство – неотчуждаемая, неотделимая от индивидуума «психологическая территория».

Инстинкт – совокупность врожденных видотипичных действий, способов реагирования на стимулы окружающей среды. Инстинктивная деятельность направлена на удовлетворение потребности. Выделяют поисковую фазу как ориентацию активности субъекта в среде для достижения объекта, содержащего предмет потребности, а также завершающую фазу как конечное взаимодействие с объектом деятельности, приводящим к удовлетворению потребности.

Врожденный сигнал, запускающий инстинкт называется релизёром.

Научение – это способность животного, воспринимающего определенные внешние стимулы, во-первых – «удерживать» их специфическую конфигурацию, во-вторых – реагируя на данные стимулы, «удерживать» последовательность успешных ответных действий. А главное, в третьих – способность сопоставлять первое со вторым, подбирая к пакетам распознанных стимулов, пакеты ответных акций, отличая «правильные» ответы от любых других сочетаний действий, приводящих к совсем иным результатам.

Облигатное научение – все формы научения, которые в естественных условиях совершенно необходимы для выполнения важнейших жизненных функций, т.е. относящихся к видоспецифическому, инстинктивному поведению.

Охота (хищничество) – активная форма межвидовой конкуренции, связанная с нападением на жертву и ее умерщвлением.

Подражание – это способ научения путем прямого копирования деятельности или действий без оценки их назначения.

Пренатальный возрастной период – развитие зародыша (плода) у животных в период перед рождением.

Привычка – распространенный способ индивидуальной коррекции поведения у высших животных, основанный на научении.

Релизеры – это врожденные коммуникационные сигналы, приводящие к запуску инстинктивных программ.

Реотаксис – движение против течения воды или струи воздуха.

Сенситация – явление усиления ответа на слабый специфический стимул в том случае, если он сочетается во времени с неприятным воздействием.

Сравнительная психология – научная дисциплина, исследующая психические явления у животных с целью конструктивного сопоставления их с аналогичными явлениями в психике человека. Причем точкой отсчета, сравнительным эталоном является человек.

Таксис – это ответные двигательные реакции животных на определенные стимулы среды. Они обеспечивают пространственную ориентацию движения. Ориентация всегда осуществляется по отношению к чему-то (к определенному стимулу) и в определенном направлении.

Телотаксис – выбор и фиксация одного источника раздражения и направление к этому источнику.

Термотаксис – движение под действием тепловых стимулов.

Факультативное научение – научение, которое модифицирует, совершенствует и приспособляет видотипичное, врожденное поведение в соответствии с особыми, частным, преходящими элементами среды обитания особи.

Предметом этологии являются непосредственные акты внешней активности – законченные, координированные действия животных, связанные некоторой целесообразностью. Этологов интересуют воплощенные формы поведения и они избегают апелляций к психике.

Ювенильный период – игровой период.

 

Модуль 2. Взаимодействие животных как фактор эволюции.

Агрессивное поведение - это действия, адресованные другой особи того же вида и приводящие к ее запугиванию, подавлению или нанесению ей физических травм. В этологии термин «агрессия» означает злобу, злость, ненависть, ярость. В быту агрессия часто понимается как нападение, причем отношение к ней отрицательное. В мире животных агрессивное поведение рассматривается как необходимый механизм поведения для адаптации в сообществе, который гарантирует жизненное пространство, необходимое для пропитания особи, служит отбору лучших брачных пар, обеспечивает защищенность потомства, создает иерархическую структуру взаимного подчинения.

Агрессия – это особого типа акция или акции, направленные на устрашение оппонента.

Агрессивность – это индивидуальная характеристика животного и человека, определяющая то, как много и, главное, насколько настойчиво совершаются им действия по достижению своих целей.

Груминг – взаимное добровольное обслуживание, взаимный уход животных друг за другом.

Дестабилизирующая группа – союз молодых нетерриториальных самцов, которые подключаются к исполнению расселения (социотомии) и готовые на открытый конфликт с доминантом и «законопослушными» членами стада.

Доминанта – особь, занимающая господствующее положение в иерархии.

Знаки и символы служат: а) средствами понимания ситуации и б) инструментом коммуникации между индивидуумами, стремящимися воздействовать на ситуацию.

Иерархия – механизм, обеспечивающий в сообществах организованность потоков информации, распределение функций и целесообразность действий членов группы в самых различных ситуациях.

Моногамия – единобрачие.

Клуб – организованное социальное пространство для релаксации и игр членов сообщества.

Полигамия – многобрачие.

Промискуитет – беспорядочное спаривание с разными партнерами.

Самозащита (критическая или оборонительная реакция) – это индивидуальная и, в определенном смысле, пассивная форма межвидовой борьбы.

Социотомия – механизм, обеспечивающий оптимизацию численности группы.

Социальное партнерство – это механизмы кооперации особей, обеспечивающие достижение целей частью членов сообщества (группой или отдельным членом) в условиях конкуренции или конфликта целей с другими его членами.

Территория – определенная зона, более или менее обширная в зависимости от размеров или образа жизни животного, контролируемую и охраняемую им (или ими).

Модуль3. Эволюция психики.

 

Кинезы – элементарные инстинктивные движения.

Клинокинез – движение с изменением направления.

Менотаксис – движение под углом к источнику, производимое при несимметричном раздражении в симметрично расположенных рецепторах.

Ортоткинез – поступательное движение с переменной скоростью.

Тропотаксис – движение, которое ориентируется на равнодействующей, образуемой в результате выравнивания интенсивности возбуждения в симметрично расположенных рецепторах.

Элементарную сенсорную психику А.Н. Леонтьев определяет как стадию, на которой деятельность животных «отвечает тому или иному отдельному воздействующему свойству в силу существенной связи данного свойства с теми воздействиями, от которых зависит осуществление основных биологических функций животных.

Общение-процесс обмена информацией.

Субъект-субъект психики, определяемый как инстанция, в которой в форме субъективного переживания представлена своя собственная целостность. Живые существа, обладающие психикой.

Объект - внешний по отношению к субъекту член системы взаимодействия. Объект может быть любым компонентом среды или компонентом образа мира субъекта.

Стимул- свойство объекта или производимое объектом изменение в среде, которое отражается субъектом в процессе субъективно- объективного взаимодействия.

Деятельность- вся совокупность активности субъекта, организованная в единую систему для удовлетворения определенной потребности.

Объект деятельности- то, в чем заключен предмет потребности и на что объективно направлена актуальная деятельность субъекта. Объект деятельности, всегда конкретен и единичен.

Предмет деятельности - содержание субъективного опыта, обобщенная форма объектов деятельности, несущих предмет какой-либо определенной потребности.

Психика - свойство живых, высокоорганизованных материальных тел, которое заключается в их способности отражать своими состояниями, данными им самим в субъективной форме, окружающую их, независимо от них существующую действительность. Психика является отражением действительности, имеющей свою специфику, состоящую в особенности самого качества отражения: отражение в форме своих состояний, которые самому отражающему субъекту даны в форме субъективного переживания. Психическое отражение еще характеризуется активностью: отражающий субъект является инициатором процесса отражения, оно необходимо ему для организации взаимодействия с объектом.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка …………………………………………………. Методические указания по работе с курсом ………………………………………. Фрагмент содержания ФГО стандарта………….. Учебная программа………………………………………………………….   МОДУЛЬНЫЙ КУРС Модуль 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВОТНЫХ ………………………………………………………………………… Тема 1. Введение в предмет зоопсихологии и сравнительной психологии ……………………………………………………… Тема 2. Проблема инстинкта и научения ……………… Тема 3. Развитие психической деятельности животных в онтогенезе ……………………………………………………………………….. Тема 4. Сравнительная характеристика онтогенеза млекопитающих и человека …………………….. Модуль 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЖИВОТНЫХ КАК ФАКТОР ЭВОЛЮЦИИ ………………………………………………………. Тема 5. Коммуникативное поведение ……………………………………… Тема 6. Агрессивное, половое поведение животных ……………………… Модуль 3. ЭВОЛЮЦИЯ ПСИХИКИ ……………. Тема 7. Сенсорная стадия развития психики развития психики ……….. Тема 8. Перцептивная стадия развития психики …………………………… Тема 9. Интеллектуальная стадия развития психики………… Тема 10.Стадия сознания.……………………………………. Проблемное поле и задачи специальной психологии ………………… Вопросы для подготовки к экзамену………… Тематика рефератов для самостоятельной работы Рекомендуемая литература……………………………………. Глоссарий ………………………………………………………………..                  

 


[1] Курсивом выделены требования ФГ о с высшего профессионального образования по специальности 030300.62 «Психология», квалификация — психолог.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.