Теоретические и нормативно-правовые аспекты системы управления муниципальным имуществом — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Теоретические и нормативно-правовые аспекты системы управления муниципальным имуществом

2017-10-11 293
Теоретические и нормативно-правовые аспекты системы управления муниципальным имуществом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

Актуальность темы исследования определена значительной ролью муниципального имущества для обеспечения процесса управления на муниципальном уровне, т.е. именно отдача от имеющихся в распоряжении местных органов власти имущественных активов составляет социально-экономическую основу управления: позволяет решать текущие задачи социально-экономического развития территории, планировать целевые показатели экономического развития муниципального образования. Эффективное управление муниципальной собственностью является условием социально- экономического развития муниципального образования и представляет одну из важнейших задач органов местного самоуправления. Недостаток финансовых ресурсов муниципальных образований, отставание доходов местных бюджетов от возрастающих потребностей местного сообщества определяют необходимость повышения эффективности использования муниципальной собственности, выраженную не только в доходности муниципального имущества и земель, но и в эффективной функционально-целевой деятельности муниципальных организаций.

Теоретической основой выпускной квалификационной работы послужили труды российских и зарубежных ученых. Таких как: Клейнер Г., Кондратенко В., Свирчевский В. и другие.

Также были использованы законодательные и нормативно - правовые акты Российской Федерации, Республики Башкортостан (кодексы, законы, федеральные законы и комментарии к ним) и материалы специализированных интернет – сайтов.

Целью выпускной квалификационной работы является повышение эффективности системы управления муниципальным имуществом Белебеевского района.

Данная цель определила следующие задачи исследования:

- исследовать теоретические основы управления муниципальным имуществом;

- охарактеризовать нормативно- правовую базу обеспечения муниципального имущества;

- дать характеристику социально- экономических показателей МР Белебеевский район РБ;

- провести анализ состояния муниципального имущества МР Белебеевский район РБ;

- рассмотреть пути повышения эффективности управления муниципальным имуществом в МР Белебеевский район РБ.

Объектом исследования выпускной квалифицированной работы является МР Белебеевский район РБ.

Предметом исследования является система управления муниципальным имуществом.

В процессе написания работы применялись следующие методы: анализ и синтез, изучение литературных и иных источников, посвященных проблемам управления муниципальным имуществом, особенностям состава и использования муниципального имущества.

Практическая значимость сделанных выводов и предложений, заключается в том, что они могут быть интересны органам муниципальной власти и использованы при дальнейшем изучении практических проблем, связанных с управлением муниципальной собственностью.

Информационную базу исследования составили информационные, аналитические материалы органов государственной власти и местного самоуправления; статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ и ее территориальных органов, а также аналитические материалы в периодических изданиях.

Теоретические и нормативно-правовые аспекты системы управления муниципальным имуществом

Анализ эффективности системы управления муниципальным имуществом в МР Белебеевский район

Заключение

 

Целью написания дипломной работы ставилось изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом. При поэтапном изучении вопроса были сделаны следующие выводы.

Анализ теоретических положений позволил определить, что муниципальное имущество составляет ресурсную основу для выполнения социальных функций органов местного самоуправления и служит для эффективного осуществления конституционных полномочий местного самоуправления, решения основных задач жизнеобеспечения населения. Использование муниципального имущества должно обеспечивать возможность оказания услуг населению, в том числе функционирование муниципальных учреждений, оказывающих эти услуги, получение дополнительных доходов в местный бюджет и снижение расходов местного бюджета на решение вопросов местного значения.

Исследование состава муниципального имущества позволило определить, что к нему относится: имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, включая муниципальные земли и некоторые природные ресурсы; имущество, предназначенное для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий; имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений. Муниципальное имущество, в зависимости от его назначения, может быть разделено на две основные группы: имущество, позволяющее вести хозяйственную деятельность, производить товары и оказывать услуги, и имущество, обеспечивающее выполнение управленческих и иных нехозяйственных функций местного самоуправления.

При изучении вопроса управления муниципальным имуществом проанализировано федеральное законодательство, нормативные правовые акты муниципального образования. Конституция наделяет муниципальные образования правом самостоятельно управлять своим имуществом для обеспечения самостоятельности самоуправления в целом. Гражданский Кодекс Российской Федерации определяет использование муниципального имущества через передачу его муниципальным унитарным предприятиям и учреждениям. При этом важной особенностью является законодательно зафиксированная защищённость собственника от потери своего имущества в следствие неуспешной деятельности руководства предприятия (учреждения) по управлению этим имуществом. Регулирование отношений муниципальной собственности осуществляется также в соответствии с Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», О приватизации государственного и муниципального имущества). Они устанавливают общие принципы организации управления муниципальным имуществом, а также принципы и способы использования муниципального имущества. Управление и распоряжение муниципальным имуществом представляет собой организационно-распорядительную деятельность органов местного самоуправления в сфере владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью в целях ее наиболее эффективного использования, направленная на обеспечение бесперебойного, стабильного функционирования городского хозяйства, решение задач социально-экономического развития города, организацию развитой системы услуг населению. Такое управление нацелено на: оптимизацию структуры муниципальной собственности, предназначенной для решения вопросов местного значения; выполнения отдельных государственных полномочий и максимизацию неналоговых доходов бюджета, на основе эффективного управления муниципальной собственностью.

Анализ муниципальных нормативных правовых актов позволил раскрыть компетенцию органов местного самоуправления МР Белебеевский район РБ по участию в управлении муниципальным имуществом; выявить схожесть в подходах к организации местной системы управления собственностью с федеральной, а также общие подходы к определению целей и способов использования муниципального имущества.

Рассмотрение муниципального имущества МР Белебеевский район показало, что число объектов муниципальной собственности является не значительным и при этом немалая её часть находится в ненадлежащем, зачастую малопригодном для эксплуатации состоянии. И это создаёт значительные трудности в использовании муниципального имущества. На капитальный ремонт требуются значительные средства, которые можно было бы направить на другие - также социально значимые - нужды, на развитие тех или иных отраслей городского хозяйства.

КУС Министерства земельных и имущественных отношений определяет порядок реализации муниципальной политики управления имуществом и выступает участником гражданских правоотношений в этой связи. КУС осуществляются функции в области планирования, экономики, управления имуществом и финансами.

Проведённый анализ эффективности функционирования органов, участвующих в управлении муниципальным имуществом, показал в целом верное направление использования муниципального имущества (аренда). Была выявлена положительная тенденция. Но при этом рост показателей мог быть и большим. Однако недостаточная результативность соответствующей деятельности местных властей обусловлена большой изношенностью жилищного фонда и коммунального хозяйства.

Помимо упомянутой проблемы с ветхостью значительного числа объектов муниципального имущества существуют и другие проблемы: во-первых, в сфере управления муниципального имущества. Данная проблема заключается в слабой управляемости руководителей муниципальных предприятий, что влечёт за собой снижение эффективности деятельности этих организаций. Во-вторых, регламентированная правовыми актами система контроля за осуществлением учреждениями хозяйственных операций отсутствует. При этом анализ данных, полученных в результате проведённых проверок, показал, что большое количество учреждений использует закреплённое за ними имущество в коммерческих целях. При этом доходы от использования имущества не перечисляются и не учитываются в бюджете.

В ходе проведённого анализа был выявлен ряд проблем, препятствующих наиболее эффективному использованию муниципального имущества. Соответственно выявленным проблемам, в работе были предложены следующие пути решения:

- организовать систему учета муниципального имущества и ведение его реестра, включающего многоаспектное (техническое, экономическое, правовое) описание соответствующих объектов учета.

- ввести систему эффективного контроля за сохранностью и использованием по назначению муниципального имущества.

- разработать долгосрочную программу управления муниципальным имуществом в муниципальном районе

- проведение мониторинга отдельных ключевых показателей чаще, чем один раз в году.

- необходимы специализированные информационной аналитической системы, представляющие собой полноценную систему подготовки и принятия решений, в основе которой будут заложены принципы работы со статистическими данными по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления, отображающих в геоинформационном варианте результаты аналитических вычислений.

- стандартизация муниципальных услуг на федеральном уровне.

- высшим уровнем оценки и признания должны стать ежегодные процедуры выделения «лучших из лучших».

Предлагаемая система оценки деятельности муниципальных органов позволит выявить узкие места, а также повысить эффективность управления муниципальным имуществом.

 


Приложение А

Таблица 2.4- Анализ консолидированного бюджета района, тыс. рублей

Наименование       доля, %
     
Итого собственные доходы            
В том числе:            
Налог на прибыль(доход) организаций, зачисляемый в бюджет субъекта РФ       3,96 7,0 1,5
НДФЛ       52,0 50,3 58,8
Единый налог на вменённый доход для определенных видов деятельности       6,8 5,4 5,2
Налог на имущество физических лиц       0,6 0,5 0,98
Земельный налог       0,9 0,88 1,42
Государственная пошлина       1,53 1,25 1,16
Арендная плата на землю       12,1 7,5 7,2
Аренда помещений муниципальной собственности       10,1 11,49 10,63
Доходы от реализации муниципального имущества       1,44 2,26 0,83
Доходы от продажи земельных участков -     - 1,0 2,0
Платежи, взимаемые организациями муниципальных районов за выполнение определенных функций -1244 - - 0,2 - -
Прочие неналоговые доходы       0,7 0,9 0,93
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности       10,4 9,78 10,73

 


[1] Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г., №11 ФКЗ, принята всенародным голосованием (ред. от 21.07.2014г.), (дата обращения 06.06.2017г.)

[2] Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 №51 ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр.Рос. Федерации 21.10.1994г.: одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 1 ноября 1994г. (ред. от 28.03.2017). (дата обращения 06.06.2017г.)

 

[3] Федеральный Закон от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» принят Гос. Думой 16.09.2003г., одобрен Советом Федерации 24.09.2003г. (дата обращения 06.06.2017г.)

[4] Косаржевская О. Г. Муниципальное имущество как комплексный институт муниципального права / О. Г. Косаржевская // Вестник Моск. гор. пед. ун-та. - 2012. - № 1 (9). - С. 126. – Режим доступа: http://elibrary.ru

 

[5] Федеральный Закон от 21.12.2001г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» принят Гос. Думой 30.11.2001г., одобрен Советом Федерации 5.12.2001г. (дата обращения 06.06.2017г.)

[6] Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. №146-ФЗ.:принят Гос.Думой Федер.Собр. Рос.Федерации 16.07.1998г.: одобрен Сов.Федер. 17.07.1998г.(дата обращения 06.06.2017г.)

[7] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. №145-ФЗ.: принят Гос.Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 17.07.1998г.: одобрен Сов.Фед. Федер. Собр. Рос. Федерации 17.07.1998г. (послед. ред. от 28.03.2017г.)(дата обращения 06.06.2017г.)

[8] Саурин А. А. Право собственности в Российской Федерации: конституционно-правовые пределы реализации и ограничения / А. А. Саурин. - М.: Статут, 2014. – C. 351.

[9] Актуальные проблемы муниципального права: учеб. для магистрантов / Г. Н. Чеботарев [и др.]; ред. Г.Н. Чеботарев. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. –C.304.

 

[10] Синдеева И. Ю. Передача государственного и муниципального имущества в и хозяйственное ведение, и оперативное управление как особый вид административного договора / И. Ю. Синдеева // Административное и муниципальное право. - 2013. - N 2. - С. 172.

[11] Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (в ред. от 30.12.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).

[12] Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (постатейный) / ред. И. В. Бабичев, Е. С. Шугрина. – 2 изд. перераб и доп. – М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2015. C.125.- Режим доступа: http://www.garant.ru

 

[13]Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» принят Гос.Думой 4.07.2008г., одобрен Сов.Федерации 11.07.2008г.(дата обращения 06.06.2017г.)

[14] Соловьев С. Г. К вопросу об управлении имуществом муниципального образования / С. Г. Соловьев // Государственная власть и местное самоуправление. - 2013. - N 1. - С. 89.

 

[15] Андреев Ю. Н. Собственность и право собственности: цивилистические аспекты: монография / Ю. Н. Андреев. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2013. – С.320.

 

[16] Управление государственной и муниципальной собственностью: право, экономика, недвижимость и природопользование: монография / А. И. Галкин [и др.]; ред. С. Е. Прокофьев. - М.: Юстицинформ, 2014, - С.336.

 

[17] О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (в ред. от 29.12.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016). - Режим доступа: http://www.garant.ru

[18] О местном самоуправлении в Республике Башкортостан (принят Государственным Собранием - Курултаем - РБ 17.03.2005): Закон Республики Башкортостан от 18.03.2005 N 162-з (ред. от 25.03.2016). - Режим доступа: http://www.garant.ru

[19] Романова М. И. Некоторые вопросы управления государственным и муниципальным имуществом / М. И. Романова, Л. М. Пахомова // Экономика и социум. - 2015. - № 4 (17). - С.1136. – Режим доступа: http://elibrary.ru

[20] Иванова Т. А. Контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом / Т. А. Иванова // Вестник АКСОР. 2013. - № 3 (27). - С. 130. – Режим доступа: http://elibrary.ru

[21] О Федеральном реестре муниципальных образований в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. №65. - Режим доступа: http://www.garant.ru

 

[22] О порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями в Республике Башкортостан: Закон Республики Башкортостан от 22.05.2008 № 11-з (Принят Государственным Собранием - Курултаем РБ 15.05.2008). - Режим доступа: http://www.garant.ru

[23] Актуальные проблемы муниципального права: учеб. для магистрантов / Г. Н. Чеботарев [и др.]; ред. Г.Н.Чеботарев. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – С.304.

 

[24] О Федеральном реестре муниципальных образований в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. №65. - Режим доступа: http://www.garant.ru

[25] Комов В. Э. Влияние факторов внутренней и внешней среды на эффективность управления муниципальным имуществом / В. З. Комов // Известия ТульскГУ. Экономические и юридические науки. - 2015. - № 1-1. - С.147. – Режим доступа: http://elibrary.ru

[26] Абанкина Т. Проблемы управления местной собственностью / Т. Абанкина // Вопросы экономики. - 2014. - N 10. - С. 65.

 

[27] Муниципальное право России: учеб. для бакалавров / УрГЮА; ред. А. Н. Кокотков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. – С.559

 

[28] Андреев Ю. Н. Собственность и право собственности: цивилистические аспекты: монография / Ю. Н. Андреев. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2013. – С.320.

 

[29] Кленов С. Н. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления: учеб. пособие / С. Н. Кленов и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – С.268.

[30] Гайнанов Д. А. Разработка методических основ оценки эффективности управления муниципальной собственностью на земле / Д. А. Гайнанов // Аудит и финансовый анализ. - 2013. - № 5. - С.334.

 

[31] Институт государственных и муниципальных услуг в современном праве Российской Федерации: монография / С. А. Васильев [и др.]; ред. В. И. Фадеев. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2016. –С.208.

 

[32] Институт государственных и муниципальных услуг в современном праве Российской Федерации: монография / С. А. Васильев [и др.]; ред. В. И. Фадеев. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2016. – С.208.

 

[33] Мулагаева З. З. Способы эффективного управления муниципальной собственностью в рамках нового законодательства / З. З. Мулагаева// Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2015. - N 9. - С.132.

 

[34] Лушникова Т. Ю. Об оценке эффективности управления муниципальным имуществом / Т. Ю. Лушникова, А. М. Ахатова // Вестник ЧелГУ. - 2015. - № 1 (356). - С.30. – Режим доступа: http://elibrary.ru

 

[35] Картунен О. А. Методы совершенствования системы управления муниципальным имуществом / О. А. Картунен // Журнал правовых и экономических исследований. - 2015. - № 3. - С. 112-113.

[36] Еремин С. Г. Актуальные вопросы управления государственной и муниципальной собственностью: учеб. пособие / С. Г. Еремин. - М.: Юстицинформ, 2014. – С.236.

[37] Афанасьев А. А. Проблемы состава муниципального имущества / А. А. Афанасьев // Вестник Университета (ГУУ). - 2012. - № 18. - С. 117-118. - Режим доступа: http://elibrary.ru

[38] Макарова Е. П. Муниципальное имущество: проблемы современного теоретического анализа / Е. П. Макарова // Актуальные проблемы науки, экономики и образования XXI века: материалы II Междунар. научно- практ. конференции, 5 марта – 26 сентября 2012 года: в 2. - ч. Ч.1 / ред. Е. Н. Шереметьева. – Самара: Изд-во РГТЭУ, 2012. – С.181. –Режим доступа: http://www.creativeconomy.ru/articles/25763/

[39] Косаржевская О. Г. Муниципальное имущество как комплексный институт муниципального права / О. Г. Косаржевская // Вестник Моск. гор. пед. ун-та. - 2012. - № 1 (9). - С. 119-126. – Режим доступа: http://elibrary.ru

 

[40] Евдокимов Н. Н. Муниципальное управление имуществом в условиях разработки стратегии / Н. Н. Евдокимов // Региональное развитие. - 2014. - № 2. - С.67.

 

Введение

Актуальность темы исследования определена значительной ролью муниципального имущества для обеспечения процесса управления на муниципальном уровне, т.е. именно отдача от имеющихся в распоряжении местных органов власти имущественных активов составляет социально-экономическую основу управления: позволяет решать текущие задачи социально-экономического развития территории, планировать целевые показатели экономического развития муниципального образования. Эффективное управление муниципальной собственностью является условием социально- экономического развития муниципального образования и представляет одну из важнейших задач органов местного самоуправления. Недостаток финансовых ресурсов муниципальных образований, отставание доходов местных бюджетов от возрастающих потребностей местного сообщества определяют необходимость повышения эффективности использования муниципальной собственности, выраженную не только в доходности муниципального имущества и земель, но и в эффективной функционально-целевой деятельности муниципальных организаций.

Теоретической основой выпускной квалификационной работы послужили труды российских и зарубежных ученых. Таких как: Клейнер Г., Кондратенко В., Свирчевский В. и другие.

Также были использованы законодательные и нормативно - правовые акты Российской Федерации, Республики Башкортостан (кодексы, законы, федеральные законы и комментарии к ним) и материалы специализированных интернет – сайтов.

Целью выпускной квалификационной работы является повышение эффективности системы управления муниципальным имуществом Белебеевского района.

Данная цель определила следующие задачи исследования:

- исследовать теоретические основы управления муниципальным имуществом;

- охарактеризовать нормативно- правовую базу обеспечения муниципального имущества;

- дать характеристику социально- экономических показателей МР Белебеевский район РБ;

- провести анализ состояния муниципального имущества МР Белебеевский район РБ;

- рассмотреть пути повышения эффективности управления муниципальным имуществом в МР Белебеевский район РБ.

Объектом исследования выпускной квалифицированной работы является МР Белебеевский район РБ.

Предметом исследования является система управления муниципальным имуществом.

В процессе написания работы применялись следующие методы: анализ и синтез, изучение литературных и иных источников, посвященных проблемам управления муниципальным имуществом, особенностям состава и использования муниципального имущества.

Практическая значимость сделанных выводов и предложений, заключается в том, что они могут быть интересны органам муниципальной власти и использованы при дальнейшем изучении практических проблем, связанных с управлением муниципальной собственностью.

Информационную базу исследования составили информационные, аналитические материалы органов государственной власти и местного самоуправления; статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ и ее территориальных органов, а также аналитические материалы в периодических изданиях.

Теоретические и нормативно-правовые аспекты системы управления муниципальным имуществом


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.