Проблема традиций и новаторства в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Проблема традиций и новаторства в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

2017-10-11 957
Проблема традиций и новаторства в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель – проанализировать комедию с точки зрения соответствия классицистической комедии

Русская комедия началась задолго еще до Фонвизина,

но началась только в Фонвизина

В.Г.Белинский

1 Беседа по выявлению уровня первичного читательского восприятия

- В чем необычность начала пьесы?

- Какие герои выступают в первых эпизодах?

- Что мы узнаем о них по ходу действия?

- Какие приемы использует автор для характеристики образов? (речь персонажей, авторские ремарки, говорящие фамилии,характеристика другим лицом)

- Какие проблемы ставятся с первых же строк?

2 Работа с текстом произведения, комментарии учителя по соедующим положениям

В 1782 г. Фонвизин завершил работу над комедией, ставшей вершиной русской драматургии XVIII века. Он работал над ней примерно 3 года и создал, по мнению Гоголя, «истинно- общественную комедию».

А) «Недоросль» - многотемное, многопроблемное и новаторское произведение. Это первая социально-политическая комедия на русской сцене, главными проблемами, отраженными в ней являются проблемы государственной власти, крепостного права, воспитания и образования, данные в неразрывной связи

Б)Автор сохраняет в произведении формальные признаки «низкого» жанра

- Сатирическая направленность

- область изображаемой действительности – провинциальное дворянство, средний класс. Частная жизнь со всеми конкретными проблемами усиливает голос злободневности в их звучании, позволяет показать и высмеять именно то, что заботит автора и требует немедленного исправления – грубость, пошлость, невежественность и бескультурье – пороки общества современного Фонвизину

- конкретности изображаемого события соответствует язык произведения – проза, частое употребление живой разговорной речи, даже просторечья

- герои делятся на положительных и отрицательных (4*4). Книжная речь составляет основу языка положительных персонажей

- соблюдено правило трех единств. Сюжет - борьба за руку Софьи. Действие происходит в доме Простаковой. Автор вводит небольшие высказывания персонажей, что позволяет читателю и зрителю расширить картину происходящего (рассаказ Стародума о службе). Главное внимание Фонвизин уделял действию и диалог был тесно связан с событийной сторой произведения. Время действия в пределах 1 дня, но автор не дает каких-либо указаний. Единство действия – одна сюжетная линия, нет лишних персонажей, т.е. тех, которые не отвечают раскрытию авторской идеи.

В) Однако, своеобразие и новаторство пьсы бросаются в глаза с первой же сцены, условно назовем которую «Тришкин кафтан». Вместо пространной ремарки, долгих введений читателя и зрителя в суть происходящих событий, мы сталкиваемся с ясной завязкой основной сюжетной линии. Действие начинается с малого скандала в доме помещи Простаковой, мы сразу получаем представление о ней как о деспотичной хозяйке, но любящей матери. Кафтан – бытовая деталь, помогает получить первые характеристики героев, понять порядок, установленный в ее доме и отношения между действующими лицами. Затем, когда появляется Правдин в IV явлении, мы получаем его оценки, но они для нас не новы. С первых же слов комедии автор ставит проблему образования, а точнее всеобщей необразованности (Тришка как портной), путем обобщения Фонвизин идет дальше в рассуждениях выходит на проблему плохо организованных государственных дел.

Г) В финале также происходит отступление от классицистических правил. Комедия состоит из пяти действий, как и полагалось теорией классицизма. Финал все расставляет на свои места и воздает всем по заслугам

- отпущены учителя Цыфиркин и Кутейкин, Вральман возвращен на работу кучера

- госслужащий Правдин, исполняя предписание, берет именье под опеку

- Софья и Милон намерены пожениться

но вдруг возникает трагическое звучание

- Почему Стародум, Милон и Софья прощают Простакову, а Правдин решает наказать ее?

- Какое последнее злодеяние она совершила?

- Назовите понесенные ей наказания, выделите самое тяжкое среди них.

Простакова оказывается разоблачена и отвергнута единственным и любимым сыном. Она в обмороке от отчаяния и боли, а не из притворства, как бывает это в комедиях. Она потеряла власть и сына.

Следовательно, происходит смешение стилей – трагического и комического. Это ведет к нарушению чистоты жанровой системы трагедия с ее вековыми проблемами и гражданским идеалом вторгается в удел комического.

Путь к беде сопровождает и заканчивае авторская мысль, выраженная словами Стародума «Вот злонравия достойные плоды!»

Д) Эта же фраза и нарушает единство действия, выводя проблематику «Недоросля» далеко за рамки вопроса об истинном и ложном воспитании, заявленного в названии

Е) Это нарушение влечет за собой следующее

- рассуждение о проблемах государственной власти и проблемах дворянства приводят к разрастанию рядов действующих лиц – наряду со средним сословием появляется низшее – крепостные и холопы (Еремеевна, Тришка, Цыфиркин). Нарушается и принцип одноплановости героей, что подчеркивается индивидуализацией их языка

- О чем свидетельствует речь персонажей, каковы особенности речи каждого из героев

- Изменяется ли речь персонажей в завтсимости от ситуаций, в которые попадают герои

«Недоросль» справедливо считается вершиной творчества Фонвизина и всей отечественной драматургии XVIII века. Сохраняя связь с предшествующей литературной традицией, формально во многом следуя предписанными законами классицизма нормами, комедия оказывается глубоко новаторским произведением. Это первая трагикомедия. Сатирическая предвзятость была в Фонвизине побеждена живым вниманием к человеку, желанием сначала понять, а потом обличать.

Фонвизин вырос как автор вместе с русской литературой, ознаменовавший ее твердую поступь во всемирной историей культуры. Фонвизин как писатель ушел от своего века, он ближе к «Женитьбе» и «Ревизору»

Рекомендации к выполнению ДЗ

- Характеристика – это описание живого лица и характера, т.е устойчивых особенностей человека, зависящих от его воспитания, обстоятельств и образа жизни и проявляющегося в его действиях и поступках

- Необходимо дать общие сведение о персонаже, привести доказательства и проиллюстрировать мысли по порядку. Доказательство, обобщение и переход к следующей мысли должны быть последовательны, логичны и взаимосвязаны

- Не рекомендуется злоупотреблять цитированием и перессказом текста, не смешивать прямую и косвенную речь

ДЗ Письменная характеристика любого персонажа

Словарная работа – образование, воспитание

 

Урок 9

Постановка и решение проблемы воспитания и образования в комедии «Недоросль»

Цель – анализ проблемы воспитания и образования в «просвещенный век» Екатерины (межпредметные сязи с историей Отечества и культурой)

 

Все в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на все русское.

А между тем нет в ней ничего карикатурного: все взято живьем с природы.

Н.В.Гоголь

1 Повторение пройденного. Заполнение таблицы

В чем традиционность комедии «Недоросль» В чем Фонвизин отступает от традиций классицизма
5 действий Герои делятся на положительных и отрицательных (4*4) Говорящие фамилии Речевая характеристика Разговорная речь В основновном соблюдается принцип «трех единств» В финале порок наказан, добродетель торжествует Герои вводятся сразу без пространных объяснений Проблемы ставятся в начале пьесы Финал – смешение комического и трагического Не все герои одноплановы Первая социально-политическая комедия, трагикомедия Нарушается единство а) действия – проблематика шире заявленной в названии, вводит героев из низшего сословия б) времени – нет определенного времени, действие вневременное Индивидуализация речи персонажей

 

2 Проверка ДЗ. Беседа о персонажах, заслушивание характеристик

3 Тезисное конспектирование по основным чертам образов

Митрофан Терентьевич Простаков

- Недоросль, сын помещиков, 15 лет (недоросль – дворянский сын, не доросший до вступления на службу (при Петре – до 15 лет, с 1736 г. – с 20 лет). Понятие «недоросль» после комедии стало ироничным. Несло в себе отрицательную семантику

- имя Митрофан – «подобный своей матери». Стало нарицательным, обозначающим тупого и невежественного маминькиного сынка

- «Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться»

- экзамен (невежественная Простакова не могла оценить грамотности сына и усилия учителей)

- «Да отвяжись, матушка, как навязалась»

- «По мне, куды велят»

- Стародум «Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Скольео дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Через 15 лет и выходят вместо одного рабо двое, старый дядька да молодой барин»

- Домашний тиран, живет для себя, грубость души, лень («Невежда без души – зверь» Стародум)

Скотинина

- Фамилия указывает на простоту, неученость, необразованность, попадает впросак

- вначале – на вершине власти, в конце теряет власть

- цель жизни – охота за добычей – наследством Софьи

- держит дом на грубой силе, кроме отношения к Митрофану и Вральману

- «Смесь наглости и низости, трусости и злобы, гнусного бесчеловечья ко всем и нежности, равно гнусной, к сыну, при всем том невежество, из коего, как из мутного источника, истекают все сии свойства, согласованы в характере ее живописцем сметливым и наблюдательным» - П.А.Вяземский

- «Мастерица толковать указы» (Стародум)

- «на меже комедии и трагедии» (П.А.Вяземский)

- разная речь в разных ситуациях, грубые выражения, прием зоологизации

Софья

- имя означает «мудрость», но не ума, а души, сердца, чувства

- девушка на выданьи, наследница дядюшки Стародума, невеста Милона

- читает по-французски

- девушее приличны кротость и послушание старшим

- выбор жениха зависит от ее сердца

- оттенки сентиментального романа в речи

Стародум

- брат матери Софьи

- фамилия - носитель принципов Петровской эпохи, исказившихся при Екатерине

- отец «служил он Петру Великому», «отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во все времена»

- суровый нрав «кого уж и полюбит, так прямо полюбит», «А кого он невзлюбит, тот сам дурной человек»

- не терпит лести, угодничества

- его миссия помочь Софье

- выразитель авторских идей

- воспринимался современниками как учитель жизни. Фонвизин «Я должен признаться, что за успех комедии моей «Недоросль» одолжен я вашей особе. Из разговоров ваших с Правдиным, Милоном и Софьею составил я целые явления, кои публика с удовольствием слушает»

- книжная речь

Т.о. герои делятся на положительных и отрицательных в зависимости от уровня образвания и воспитанности, а так же гражданской позиции

4 Постановка и решение проблемы образования и воспитания

А) вступительное слово

Со времен Петра просвещение в России обретало все более четкий светский характер, более определенную практическую направленность. Вместе с тем традиционная форма «обучения грамоте» дьячками по чтению часослова была массовой и повсеместной. Для дворянских детей открыто множество закрытых учебных заведений, частных пансионов, но было и домашнеее обучение. В XVIII в. входит в моду приглашение учителей - иностранцев, это увлечение достигло своих крайних форм к концу века.

Мы были удивлены и огорчены, узнав,

что у многих знатных господ живут беглецы, банкроты,

развратники и немало женщин тако же рода, которые,

по здешнему пристрастию к французам,

занимались воспитанием детей значительных лиц.

А в особенности... в широкой российской глуши...

Член французской дипломатической миссии г-н Мессельер

Екатерина II имела репутацию «просвещенной» императрицы, вела переписку с Вольтером, участвовала в литературно-публицистической полемике, но это была видимость. Ее главная задавча – укрепление самодержавной власти, в то время как просвещенное дворянство пыталось эту власть ограничить. Она окружает себя фаворитами, которые фактически управляют страной и издает несколько указов, уличшающих положение дворянских кругов.

- 1762 г. «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» («Намерены мы помещиков при их имениях и владениях нерушимо сохранять, а крестьян в должном повиновении держать»). Крестьян было разрешено помещикам отправлять в Сибирь, а дворяне могли быть наказаны только церковным покаянием. В этих условиях происходило дальнейшее становление и развитие русского общества. Проблема образования и воспитания вынесена Фонвизиным в заглавие и является одной из основных. Как же решает ее Д.И.Фонвизин?

Б) Работа в группах по карточкам (найдите ответы в репликах героев)

 

Группа 1

- Грамотны ли Простакова и Скотинин?

- Как относились к образованию в их семье?

- Почему (= цель образования для него) обучается Митрофан?

 

Группа 2

- Чему и как обучается Митрофан?

А) «По-французски ми всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман. Этому по триста рубликов на год...Он робенка не неволит», бывший кучер

Б) отставной солдат Цыфиркин «малу толику арихметике маракую»

В) недоучившийся семинарист Кутейкин

- Глуп ли он?

- Как он относится к учению?

Группа 3

- Какие учителя обучают Митрофана?

- Каковы они и чему могут научить?

- Как к ним относятся в семье Простаковых?

Группа 4

- Что такое воспитание, какова его цель?

- Что такое образование, какова его цель?

- Что главнее – образование или воспитание?

Группа 5

- Сравните взгляды на воспитание Простаковой и Стародума

 

Старинное, допетровское или наоборот слишком новое (Простакова) - нас ничему не учили - отец Простаковой «прокляну робенка, который что-нибудь переймет у басурманов, не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет» - ее идеал – духовный застой - «ты хоть для виду поучись» -«Мастерица толковать указы» Петровское (Стародум), прогрессивное - воспитание состоит в просвещении души - человек обязан следовать добродетельным чувствам - счастье – не только богатство и знатность, но и знаки государственного и гражданского положения - противник эгоистического счастья Для девушки – свет опасен соблазнами - в свете важен первый шаг, умение поставить себя и зарекомендовать - дружбу надо вести с теми, кто ее достоин - зло исходит от тех, к то сам достоин презрения, но завидует добродетелям ближнего - в муже – потребна сила ума, в жене – добродетель Для дворянина - празность недостойна дворянина - главное возвратить дворянству его истинное содержание – честь и благородство - патриотическитй призыв послужить Отечеству

 

- На кого и почему возложена главная забота о воспитании истинного гражданина?

- Почему Фонвизин поднимает вопросы воспитания и образования?

В) подведение итогов

Мысль о воспитании просвещенного дворянина была не новой во времена Фонвизина. О необходимости просвещения говорили Петр I, Ломоносов, многие великие люди XVIII века. Но у Фонвизина было не так все просто. Он понимает, что одного просвещения мало. «Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло, - говорит Стародум. -...Вначале надо воспитывать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом – об уме»

Как это сделать?

«Нужен такой закон, чтобы добродетель стала выгодной...Но такого закона нет...И в злонравии своем, и в невежестве не Простакова и Скотинин виноваты, а те, кто устанавливает законы. А утверждает их государь». Вот в кого метил Фонвизин!

ДЗ Биография Ломоносова

открытия Ломоносова в области науки (индивидуальные задания)

Читать ст. учебника «М.В.Ломоносов» с. 42 – 44, 49

ответы на вопр. 1-4 с. 49

 

Группа 1

 

- Грамотны ли Простакова и Скотинин?

- Как относились к образованию в их семье?

- Почему (= цель образования для него) обучается Митрофан?

(найдите ответы в репликах героев, используйте материалы домашнего задания)

 

 

Группа 2

 

- Чему и как обучается Митрофан?

- Глуп ли он?

- Как он относится к учению?

(найдите ответы в репликах героев, используйте материалы домашнего задания)

 

 

Группа 3

 

- Какие учителя обучают Митрофана?

- Каковы они и чему могут научить?

- Как к ним относятся в семье Простаковых?

(найдите ответы в репликах героев, используйте материалы домашнего задания)

 

 

Группа 4

 

- Что такое воспитание, какова его цель?

- Что такое образование, какова его цель?

- Что главнее – образование или воспитание?

(найдите ответы в репликах героев, используйте материалы домашнего задания)

 

 

Группа 5

 

- Сравните взгляды на воспитание Простаковой и Стародума

- На кого и почему возложена главная забота о воспитании истинного гражданина?

- Почему Фонвизин поднимает вопросы воспитания и образования?

(найдите ответы в репликах героев, используйте материалы домашнего задания)

Урок 10

«Петр Великий русской литературы»

М.В. Ломоносов (1711 – 1765)

Цель – изучить общие сведения о Ломоносове как реформаторе в различных областях знания

Этот знаменитый ученый

был типом русского человека как по своему энциклопедизму,

так и по остроте своего понимания

А.И.Герцен

Убежденный и самобытный сподвижник просвещения

А.С.Пушкин

1 Проверка ДЗ. Беседа о Ломоносова. Заслушивание и обсуждение докладов

А) Биография

- 8 (19)1711 ноября родился в д. Мишанинской Холмогоровского уезда Архангельской губернии в семье помора

- 1730 – ушел учиться в Москву, учился в Славяно-Греко-Латинской академии, в Киевской духовной академии и в университете при Петербургской Академии наук

- 1736 – 41 находился за границей, изучая естественные науки

- 1742 – назначен профессором химии Петербургской Академии наук

- 1755 – открытие Московского университета

- 1760 – избран членом Шведской Академии наук

- 1764 – почетный член Болонской Академии

- 4 (15) апреля 1765 г. умер в Петербурге, похоронен на кладбище Александро-Невской лавры

Б) Открытия

Диапазон исследований ученого необычайно широк – химия, физика, навигация, мореплавание, астрономия, история, право, филология. Нет, пожалуй, такой области знания, куда бы не проник светлый ум Ломоносова. А.С.Пушкин называл его первым русским университетом.

- 1743 - «Краткое руководство по риторике»

- 1748 – работа «Опыт теории упругости воздуха» - строения атома

- 1754 – создание мозаичного портрета Петра в Эрмитаже, возрождение искусства мозаики и производства смальты

- 1755 – «Российская грамматика»

- 1756 – закон сохранения вещества (опыты по обжиганию металлов в закрытом сосуде)

- 1760 – «Краткий Российский летописец с родословием»

- 1761 – установил, что Венера окружена атмосферой, сконструировал точный телескоп

- 1763 – работа «О слоях земных»

- 1766 – «Древняя Российская История»

Цель жизни – утверждение наук в Отечестве, которое он считал залогом процветания своей Родины

В) Литературная деятельность - комментарии учителя

Тем же пафосом проникнута его филологическая и литературная деятельность

 

С Ломоносова начинается наша литература

...он был ее отцом, ее Петорм Великим»

В.Г.Белинский

Ученый стремился проникнуть в тайны языка и загадки стихотворства. Еще в 1736 г. он приобретает трактат теоретика русского стиха В.К.Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов». В Германии он пишет возражение Тредиаковскому и отсылает в Петербург вместе с одой «На взятие Хотина» в качестве отчета о своих занятиях. В «Письме о правилах российского стихотворства» (1739) смело распростанил тонический принцип на все русское стихосложение. Цель – дать свободу русскому стиху.

1757 г. пишет предисловие к собранию сочинений «О пользе книг церковных в российском языке», где излагает знаменитую историю трех штилей

 

Тредиаковский Ломоносов
- силлабическая система - пользовать только двухстопные стих (хорей) - женские рифмы - ориентировался на язык изрядной компании - силлабо-тоническая система (сочетание ударных и безударных слогов в строке) - двустопные и трехстопные стихи (ямб и хорей) - мужские и женские рифмы - в качестве основы литературного языка выдвигал общенациональный язык - разделил слова по стилистической окраске, связав это с «тремя родами речений» А) лексика церковнословянского и русского языка (высокий стиль – ода, трагедия, героическая поэма) Б) знакомые по книгам и понятные церковнославянские слова (средний – драма, сатира) В) слова живой речи, которых нет в церковных книгах (низкий – комедия, басня, эпиграмма)

 

- Главная тема поэзии – служение Родине, ее прославление. Образ Родины часто связан с образом Петра – любимого героя Ломоносова. Поэзия – не погружение в частный мир человека, а патриотическая гражданская деятельность.

- Основный лирический тон – торжественный. Он выражал самосознание только что вступившей на мировую арену и в этом смысле молодой нации, территория которой обширна, а возможности – неограниченны.

- Наиболее подходящим жанром для громкого выражения чувства национальной гордости сынов российских, отстоявших независимость родины от внешних врагов и в наступившем покое устремленных к просвещению, была торжественная ода. Он писал трагедии «Тамира и Селим», героические поэмы «Петр Великий», идиллии «Полидор», но именно ода стала основным жанром в его творчестве. Оды писались к каким-нибудь торжетсвенным датам – день рождения императрицы, победы русских воинов.

- Встречается два типа од Ломоносова – похвальные и духовные. Похвальные обычно писались на торжественные случаи придворной жизни. В них воздавалась хвала императрицам, особенно Елизавете, в царствование которой в основном протекала его литературная деятельность. Однако традиционная, узаконенная форма похвалы не мешала поэту развивать свои любимые темы - прославление России и Петра как просвещенного монарха. Ода перестала быть хвалебным жанром. Не заслуги Елизаветы волнуют Ломоносова, а судьба России. Поэт выступает от лица всей России. Задача его состоит в том, чтобы запечатлеть открывающиеся грандиозные перспективы развития страны. Поэт выступал главным героем оды, он произносил хвалебную речь поборникам просвещения или громил врагов. В этом он следовал искусству красноречия. Отсюда и стилистические особенности – словесное изобилие, неожиданные повороты мысли, яркие сравнения, резкие антитезы, гиперболизм чувств, отвлеченная аллегоричность, игра значений слов, нарочитая метафоричность. Ломоносов избирает высокие слова – славянизмы, мифологические и библейские имена. Ода не представляет собой сплошного лирического монолога, рядом с автором правоголоса имеют и исторические, и мифологические лица. Благодаря таким поэтическим принципам ода приобретает торжественность, монументальность, пышность и великолепие. Ломоносов не стремится к передаче события, его интересует не предметность изображения, а вызываемое им чувство. Духовные оды создавались как философские произведения. В них поэт перелагал Псалтырь, в тех сценах, которые были близки его чувствам. Ломоносов использовал сюжеты Псалмов для выражения мыслей и чувств философского и личностного характера. Основные темы – несовершенство человеческого общества, одиночество поэта и человека вообще во враждебном ему мире, величие природы.

ДЗ Читать «Оду на день восшествия...»

словарная работа – жанр оды

индивидуальное задание – выразительной чтение оды «Вечернее размышление о Божьем величестве, при случае великого северного сияния»

 

 

Урок 11

Жанр оды и ее развитие в русской литературе XVIII века. Ода «На день восшествия...»

Цель – изучение тематики творчества Ломоносова на примере жанра оды

В оде поэт бескорыстен:он не ничтожным события

собственной жизни радуется, не об них сетует,

он вещает праду и суд Промыла,

торжествует о величии родиого края,

межует перуны всупостатов,

блажит праведника, клянет изверга

В.К.Кюхельбекер

1 Беседа по ДЗ«Жанр оды и ее развитие в русской литературе XVIII века»

- Дайте определению жанра оды

- Где и когда возник жанр оды?

- Каковы его тематические, композиционные и стилистические особенности?

Ода – поэтический жанр, посвещенный прославлению важных событий жизни государств и известных исторических деятелей, отличается приподнятым характером и высоким гражданским содержанием.

- Ода возникла в Др.Греции как песнопение в честь героев и победителей Олимпийских игр. Из античных поэтов-одописцев известны Пиндар, Гораций, Анакреон, с именами которых связаны формирование гражданской, похвальной и анакреонтической разновидностей оды. Ода особо распространилась и получила свое развитие в эпоху классицизма. Во Франции теорию оды разрабатывали Н.Буало, в России – Сумароков, Тредиаковский, Державин, Ломоносов.

- Предметом изображения в оде были

А) важнейшие события общественной жизни

Б) лирическое состояние гражданина, для которого существовала неразрывная связь связь между личным и общественным

- Повествователь в оде – носситель общественного сознания, выразитель идеалов эпохи

2 Комментарии учителя

- Отечественная ода эволюционировала от собственно похвальной оды Тредиаковского к публицичстической Ломоносова, критической Сумарокова, сатирической Державина и тираноборческой Радищева

- Среди русских одописцев были защитники монархии (Петров, Ломоносов), сторонники гражданской и политической свободы (Радищев и Рылеев)

- Классификация жанра По тематическому принципу – духовные, позвальные, победно-патриотические, философские, тренические

По отношению к литературной школе – ломоносовская, сумароковская

А) «Витийственное», или ломоносовское, направление, которое культивировало похвальную и победно-патриотическую оду, отличавшуюся приоритетом образности и красоты слога над смыслом, обилием риторических фигур и тропов, ораторскими интонациями. К этому направлению принадлежали В.Петров, Державин, А.Радищев.

Б) Рационалистическое, или сумароковское, школа одописцев развивала формы похвальной и ананкреонтической оды, стремилась к простоте, ясности содержания, внутренней логичности композиции и стилевых решений. Это оды В.Майкова, М.Хераскова, В. Капниста

По отношению к литературной традиции – пиндарическая, горацианская. Ананкреонтическая

По социально-политической направленности – хвалебная, адресованная монарху, тираноборческая

Русская ода, как правило, чуждалась чистых форм

- Жанр оды был тесно связан с эстетическими категориями прекрасного, возвышенного и героического

- Макроструктура оды обычно была трехчастной (вступление, основная часть, заключение), микроструктура зависела от содержания и жанровой разновидности произведения

- Большая часть од построена как монолог

- Система образов строилась на основе антитезы с использованием разлиичных групп персонажей: реально-исторических, аллегорических, символических

- Жанр пришел в упадок к концу XVIII в., но продолжал существовать наряду с другими, сентименталисты и романтики пародировали оду.

3 Анализ «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны», ноября 25 дня, 1747 года»

- Какова основная мысль оды?

- За что прославляет поэт Елизавету и на что надеется поэт?

А) написана по случаю пятой годовщины восшествия на престол Елизаветы, дочери Петра. Чтение од раньше составляло часть церемониала, поэтому правители заказывали их. Поэт выходил за рамки придворной речи, поднимая важнейшие вопросы:

- необходимость развития науки и просвещения

- развития и процветания государства

- Петр как образец для царствующей императрицы

- важность миролюбивой политики Елизаветы

Б) Относится к жанру торжественной оды – доказать

В) Композиция – обычная, строгая

1-2 строфы – зачин с традиционным обращением к императрице, прославлением красоты, величия мироздания и самой императрицы

3-6 строфы – прославляются деяния Елизаветы Петровны

7-11 строфы – с восхищением поэт вспоминает Петра-реформатора, идеал русского монарха

С 12 строфы – вновь восхищение заслугами «Великой Петровой дщери». При этом описывает богатство, красоту и необъятность просторов державы. Описание завершается призывом к освоению еще неразработанных природных богатств и развитию в связи с этим науки

22 -23 строфы – знаменитое обращение к соотечественникам, которых Ломоносов убеждает в пользе занятий наукой

24 строфа - заключительное прославление императрицы и благословление ее мудрого, миролюбивого царствования

Г) Идея укрепления и развития государства на просветительских основах

Д) Автор – патриот, государственник, заботящийся о благе Отечества

Е) Художественное своеобразие

- Соответсвует лии произведение одическому канону?

а) торжественный стиль

б) герои античной мифологии, исторические личности

в) славянизмы

г) обилие риторических вопросов, восклицанний, обращений

д) сравнения, метафоры, олицетворения

4 Сравнить с духовной одой «Вечернее размышление о Божьем величестве, при случае великого северного сияния»

-Выразительное чтение оды

- Что такое духовные оды и каковы их особенности?

А) Не имеет библейского источника, навеяна научными занятиями по физике и астрономии. Это опыт создания научной картины мира средствами поэзии.

Б) Выдвигает научную гипотезуоб электрической природе северного сияния

В) В центре – образ человека-исследователя, подобного титану-первооткрывателю, который вопрошает Творца

Т.о. вера в человечский разум, стремление познать «тайны множества миров» сочетаются с преклонением перед безграничной созидательной силой Творца

Д) Эмоциональный диссонанс поражает в оде. С одной стороны, восторг перед ощущением божественной гармонии в миродзании, с другой – тревога перед непознаваемость мира.

Е) Это гимн и элегия (стихотворение рассуждение о жизни-смери, проблемах бытия) одновременно

ДЗ Читиать ст. Биография Державина – с.59-62, 65 (до Белинского включительно)

чтение оды «Фелица»

выучить отрывок из оды Ломоносова

Урок 12


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.162 с.