Г.Р. Державин в оценке деятелей русской культуры. Традиции и новаторский характер оды «Фелица». Г.Р. Державин (1743-1816) — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Г.Р. Державин в оценке деятелей русской культуры. Традиции и новаторский характер оды «Фелица». Г.Р. Державин (1743-1816)

2017-10-11 859
Г.Р. Державин в оценке деятелей русской культуры. Традиции и новаторский характер оды «Фелица». Г.Р. Державин (1743-1816) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель – оценка творчества Державина как новаторского.Анализ оды «Фелица»

Державин гордился «не тем, что открыл добродетели Екатерины,

а тем, что первый заговорил «забавным русским слогом».

Он понимал,что его ода – первое художественное воплощение

русского быта, что она – зародыш нашего романа.

В.Ф.Ходасевич

1 Беседа по ДЗ с комментариями учителя

А) Биогафия

- поэт, перводчик, драматург. Родился 3(14) июля 1743 г в Казанской губернии в обедневшей дворянской семье знатного татарского мурзы Багрима, который владел 10 крепостными

- служил в Преображенском полку рядовым, принимал участие в дворцовом перевороте 1762 г, возведшем на престол Екатерину II. Участвовалв войне против Пугачева, награжден тремястами душ в Белоруссии и уволен из армиии.

- Первые литературные опыты относятся к 1773 г., но прославился только в 1782 г., когда без его ведома была опубликована ода «Фелица»

- императрица назначает его губернатором Олонецкой губернии, затем переводят в Тамбов. Он занимал должности личного секретаря императрицы, сенатора, в 1802 Александр II назначил на должность министра юстиции. Сторонник просвещенного абсолютизма. В октябре 1803 г., непримирившийся с беззаконием и лицемерием выходит в отставку, поселяется в своем имении Званка Новгородской губернии, где и скончался 8 (20) июля 1816 г. Погребен в любимом им Хутынском монастыре. В 1957 г. его прах был перевезен в Новгород и захоронен у западной стены Софийского собора.

Б) Литературная деятельность

Начал печататься с 1776 г.. Вначале следовал традициям Ломоносова, в дальнейшем создал свой самобытный стиль. Сочетая высокий и низкий штили, включил в жанр оды элементы злободневной сатиры, а также интимно-лирические мотивы («Фелица», «Видение Мурзы», «Вельможа»), вносил реалистические мотивы в пейзажную лирику. В его поэзии отразилось двойственное восприятие мира – трагедия смерти, неустойчивость судьбы («На смерть князя Мещерского», «Водопад») и наслаждение жизнью («Приглашение к обеду», «Евгению. Жизнь Званская»). Религиозно-философские идеи отразились в оде «Бог». Среди его произведений выделяют хвалебные, победные («На взятие Измаила»), сатирические и философские оды. Являясь последним представителем позднего русского классицизма, Державин одновременно разрушал принципы классицизма, подготавливая почву для «легкой поэзии» К.Н.Батюшкова и ранней лирики А.С.Пушкина. Неодическая поэзия Державина насыщена пейзажными зарисовками и портретными описаниями исторических лиц. Для его творчества характерна особая автобиографичность, синтез стиле и разнообразие метрики стиха.

1804 г. – сборник стихов «Ананкреонтические песни»

1805 – «Примечания на содержания Державина»

1806 – драма «Пожарский, или освобождение Москвы

1807 – трагедия «Ирод и Мариамна», по его инициативе стали проводиться литературные вечера – общество «Беседы любителей русской словесности»

1808 – ведется подготовка к изданию собрания сочинений (1-4 части)

1809 - 10 – Объяснения на литературные сочинения Державина» (литературная автобиография)

1811 - 15 – «Рассуждение о лирической поэзии, или об оде»

1812 - комическая опера «Дурочка умнее умных»

1816 – 5часть собрания сочинений

2 Анализ особенностей поэзии Державина на основе оды «Фелица»

- «Ода к премудрой Киргиз-кайсацкой царевне Фелице, написанная Татарским Мурзою, издавна поселившимся в Москве, а живущим по делам своим в Санкт –Петербурге. Первевод с арабского». Поводом к написанию послужила сказка императрицы «Сказка о царевиче Хлоре», где рассказывалось о приключениях царевича в поисках «розы без шипов» (добродетели), где под именем Фелица («счастье») был выведен образ самой государыни. Державин использует имя, в своем произведении прославляя императрицу и сатирически показывая ее окружение – бесконечных фаворитов. Название также отсылала читателя к многочисленным произведения восточной тематики.

- Друзья Державина – В.Капнист и Н.Львов предупредили, что оду нельзя печатать. Спустя год поэт Осип Козодавлев попросил ее почитать и распространил без ведома Державина по Петербургу. Президент Российской Академии Е.Р.Дашкова опубликовала ее в журнале «Собеседник любителей русской словесности». Говорят, императрица плакала, когда читала ее. Она пожаловала поэту золотую табакерку с бриллиантами с надписью «Из Оренбурга от Киргизской царевны мурзе Державину» и 500 червонцев. С этого дня к Державину пришла литературнаяслава, он стал приближен ко двору.

- «Фелица» - произведение новаторское по содержанию и форме

- Каковы канонические особенности жанра оды и в чем поэт отступает от них?

 

Своеобразие жанра оды в эпоху классицизма (повторение)

 

Высокий стиль – старославянизмы, эпитеты, риторические вопросы, восклицания
Лирическое начало Эпическое начало
Выражение поэтом чувств, вызванных грандиозным событием. Гражданская позиция автора Лирический герой выражает чувства в монологах, говоря не «Я», а «Мы» Повествование о событии и его описа ние Композиция: введение, рассуждение, заключение. Приближение к ораторской речи Пейзаж риторически –условный Положительные образы – монархи, полководцы, Средства создания – гиперболизация, мифологизация, обезличенность, типичность
           

 

Нарушение нормативной эстетики проявляется в том, что

А) в произведении взаимодействуют высокое одическое и низкое сатирическое начала

Б) в рамках одного произведения происходит соединение разных жанрово-стилистических пластов

В) отход от однопланового построения образа героя

Г) введение в оду автобиографического материала

В этом призведении нашли свое отражение 2 важнейших темы русского одописания – национально-историческая (Екатерина как государственный деятель эпохи) и нравственно-дидактическая («человек на троне»). Поэт включает в оду ряд жанровых образваний. Сближает оду с жанром дружеского послания, похвальным словом, стихотворной сатирой (о нравах в период правления Анны Иоановны), словесного натюрморта (описание пиров князя Потемкина), эпииграммы и анекдота (в изображении фаворитов Г.Потемкина, А.Вяземского, А. и Г. Орловых), пасторали (пейзажные зарисовки).

Ода имееет трехчастную макроструктуру:

- вступление (1-2 строфы), - основная часть (3-25), - заключение (26)

Вступление двухчастно – в первой строфе определяется проблематика и устанавливается типологическая связь со сказкой о царевиче Хлоре, доминирует одическое начало, во второй строфе проявляются иронико-сатирические ноты.

Основная часть, в которой хвалебная и обличительная линии находят свое развитие, распадается на три идейно-тематических блока. В комплиментарном заключении, выполненном в стиле восточной молитвы, присутствуют 2 темы: поэта и прославляемой им»богоподобной царицы». Основы оды бессюжетна, но в ней содержатся 3 сюжетно организованных фрагмента – рассказ о дне жизни русской императрицы, о развлечениях вельмож и потехах при дворе Анны Иоановны.

До Державина образ императрицы строился по канонам, определенным еще Ломоносовым: монархиня изображалась как земное божество, собрание добродетелей и источник милости. Образ Екатерины лишен статичности и одноплановости, он менчяется в зависимости от идейно-художественной задачи автора – создать полнокровный и многогранный образ выдающегося человека своего времени. В первой части – земная женщина в кругу забот и занятий (прогулка, обед, дела). Поэт противопоставляет императрице собирательныйобраз ее приближенного. Во второй части – Екатерина – госдеятель, ее антипод – Анна Иоановна.

До Державина в одической поэзии существовал условный образ автора, образ певца, госорившего с земными богами от лица русского народа. Державин отказывается от традиционной схме образа, наполняя его автобиографическими чертами – рассказ о сеье и увлечениях поэта. Образ Мурзы и привел к трансформации содержания и осбразо оды.

Т.о., в оде можно выделить два плана повествования: индивидуально-авторский и жанровый. Авторский проявляется ярче в 1 части,а жанрово-стилистическая одическая традиция – во 2 и 3

Новаторский характер оды оценили современники Державина и его собратия по перу. Сам державин заметил, что такой оды «на нашем зыке еще не было».

3 Г.Р. Державин в оценке деятелей русской культуры.

Работа со статьей в учебнике «Творческая лаборатория Г.Р.Державина» с. 65

ДЗ Подготовить выразительное чтение ст. «Властителям и судиям», «Памятник»

Читать ст. учебника с.62-64

Ответить устно на вопр.1, 3, 5, 6 с. 67

Урок 13


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.