Культура первобытного общества — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Культура первобытного общества

2017-10-11 609
Культура первобытного общества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

 

Возникновение человека и культуры – явления неразрывные: ни один из этих феноменов невозможен без другого. Культура антропогенна - человек создает и поддерживает культуру. Вне культуры нет человека, поскольку в процессе любой деятельности он создает те вещи, идеи, символы, которые в природе не существуют.

Возникновение общества.

Антропосоциогенез - формирование человека как общественного существа, создающего культурные ценности. Проблема - когда человек становится социальным (общественным) существом?

В истории первобытного общества выделяют два основных типа производственной деятельности – потребляющее (собирательство и охота) и производящее хозяйство (земледелие, скотоводство, позднее - ремесло), которые характерны для определенных этапов развития общества.

На первом этапе (потребляющее хозяйство) люди питались готовыми дарами природы. Важными моментами в развитии общества явились открытие способа добывания огня, использование лука и стрел, гончарное и ткацкое производство. Коллективный труд был способом выживания и базировался на коллективной собственности на средства производства и его продукты. Господствовали уравнительные (эгалитарные) отношения[7]

Люди объединялись в стадо, возглавляемое вожаком (пол вожака не имел значения). В стаде существовал промискуитет (неупорядоченные половые отношения), что не исключало создания более или менее устойчивых брачных пар или гаремных отношений. Еще нет общества, соответственно, нет социальных отношений.

Второй этап развития человеческого общества имел две ступени: Матриархат и Патриархат.

Матриархат. Внутри рода происходит естественное разделение труда по признаку пола. Одни производственные функции выполняют только мужчины (преимущественно охота, не приносящая стабильного результата), другие – женщины (собирательство, рыбная ловля, гончарное дело, организация лагерного быта и т.п.). Это способствует повышению авторитета женщин в коллективе. Отсутствовало понятие отцовства – дети знали только свою мать. Таким образом, возникает матриархат[8].

Основное стадо трансформируется в племя. Возникают зачатки социальных отношений. Племя разделяется на более мелкие группы – роды, способные вести хозяйство самостоятельно. Между родами поддерживаются производственные связи и родственные отношения. Внутри родов запрещаются брачные связи – вводится экзогамия[9] с целью создания здорового потомства. Одновременно поощряются брачные связи с представителями другой родственной группы (рода), внутри племени, т.е. вводится эндогамия[10].

Таким образом, формируются крупные устойчивые сообщества родственников – экзогамные роды и эндогамные племена. Связи внутри племени, но вне рода приводили к избежанию гемофилии.

Эгалитарные отношения исчезают. При разделе продуктов питания возникает иерархия: на первом месте - Старейшина, далее – охотники, женщины, старики, дети.

Патриархат. Мужчина осваивает ведущие отрасли семейного хозяйства, становится производителем основного дохода в семье, главой этого микроколлектива.

С развитием производства в позднем неолите и бронзовом веке (плужное земледелие, домашнее скотоводство, ремесла) произошли глубокие изменения в семейных отношениях – «революция в семье»: семья стала моногамной[11].

Переход от матриархата к патриархальным отношениям и новому типу семьи способствовал подрыву родовой общины: большие трудовые коллективы становятся ненужными, основной производственной ячейкой становится семья. Объединение таких малых семей приводит к возникновению соседской территориальной общины.

Таким образом, р одственная община (племя – род) перерастает в соседскую общину (семья). Старая родовая демократия уступает место новой форме политической организации – военной демократии. Начинается эпоха освоения/заселения новых территорий. При этом укрепляется положение вождя[12] – должность становится наследственной, с большими полномочиями.

Эволюция социально-экономических и политических факторов приводит к замене родового строя государством. Государство опирается на воинов и закон, который создается на основе старых родовых норм и новых начал, регулирующих жизнь частнособственнических коллективов (семей), а также на религию, которая осуществляет сакрализацию (освящение) светской власти.

Происхождение культуры.

Культура[13] возникает вместе с возникновением человека. Именно под воздействием культуры человек трансформируется из биологического существа в биосоциальное, т.е. становится Человеком.

Культурогенез – зарождение и развитие культуры - заключается в становлении человека социального. Как и под воздействием чего появляется сама культура?

Рассмотрим основные теории происхождения культуры.

«Трудовая» теория происхождения культуры

Ф. Энгельс (1820-1895) выдвинул и обосновал формулу: «Труд создал человека». Обезьяна начала манипулировать камнем или палкой и достигла при этом положительного результата при добывании средств пропитания и в защите от врагов. Этот полезный навык, закрепившись, получил развитие – приматы начали уже целенаправленное изготовление орудий труда. В результате не только повышалась эффективность труда и обороны, но и происходило совершенствование органов человеческого тела, развивались мышление, речь, усложнялась организация коллектива и т.д.

Критики этой «трудовой теории» усматривают два ее недостатка: переоценку интеллектуальных способностей обезьян и невозможность в краткий срок (2-3 млн. лет) осуществления всего комплекса эволюции.

Игровая концепция культуры

Многие европейские философы и культурологи усматривают источник культуры в способности человека к игровой деятельности. Игра в этом смысле оказывается предпосылкой происхождения культуры.

Й. Хейзинга[17] в книге “Homo Ludens” («Человек играющий») отмечал, что многие животные любят играть и если проанализировать любую человеческую деятельность она покажется не более чем игрой. Человеческая культура возникает и развертывается в игре. Сама культура носит игровой характер. Игра рассматривается не как биологическая функция, а как явление культуры и анализируется на языке культурологического мышления.

Хейзинга считает, что игра старше культуры. Понятие культуры, как правило, сопряжено с человеческим сообществом. Человеческая цивилизация не добавила никакого существенного признака к общему понятию игры. Все основные черты игры уже присутствуют в игре животных. Важнейшие виды первоначальной деятельности человеческого общества переплетаются с игрой. Человечество все снова и снова творит рядом с миром природы второй, измышленный мир. В мифе и культе рождаются движущие силы культурной жизни.

Игра – это прежде всего свободная деятельность, детерминирована только биологически, только логически или только этически. Она не есть «обыденная» жизнь и жизнь как таковая. Все исследователи подчеркивают незаинтересованный характер игры. Она необходима индивиду как биологическая функция. А социуму нужна в силу заключенного в ней смысла, своей выразительной ценности.

Раньше, чем изменять окружающую среду, человек сделал это в собственном воображении, в сфере игры.

Хейзинга оперирует широким понятием культуры. Она не сводится к духовной культуре; функционирующая культура рассматривается всегда как система, в которой взаимодействует все: экономика, политика, быт, нравы, искусство.

Все животные обладают способностью к игре. Откуда же берется «тяга к игре»? Архаическое общество играет так, как играет ребенок, как играют животные. Внутрь игры мало-помалу проникает значение священного акта.

Культура возникает в форме игры. Вот исходная предпосылка данной концепции. Культура первоначально разыгрывается. Те виды деятельности, которые прямо направлены на удовлетворение жизненных потребностей (например, охота), в архаическом обществе предпочитают находить себе игровую форму. В этих играх общество выражает свое понимание жизни и мира.

Игровой момент в целом отступает по мере развития культуры на задний план. Он в основном растворяется, ассимилируется сакральной сферой, кристаллизуется в учености и в поэзии, в правосознании, в формах политической жизни.

Тем не менее, во все времена и всюду, в том числе и в формах высокоразвитой культуры, игровой инстинкт может вновь проявиться в полную силу, вовлекая отдельную личность или массу людей в вихрь исполинской игры.

Мегалитические сооружения

Мегалиты(от греч. – большой камень). Воздвигались во многих регионах мира со времен позднего неолита и достигли расцвета в век бронзы. Различны их формы и назначение. Они являются загадкой древности – иногда их относят к погребениям. В западной Европе мегалиты получили широкое распространение: главная полоса их местонахождения протягивается вдоль побережья Атлантики, ее морей и заливов – от Португалии и Испании, через Францию, Ирландию и Южную Англию до Дании и южной Швеции. Количество мегалитических построек огромно: во Франции – около 5.000; на Британских о-вах – 2.000; в Дании – около 2.000.

Менгир (от бретонского men - камень и hir - длинный) – отдельно стоящий камень высотой до 20 м. Есть менгиры длиной более 21 метра и весом около 300 тонн. В Карнаке (во Франции) 2683 менгира стоят рядами в виде длинных каменных аллей.

Дольмен (от бретонского tol - стол и men - камень)– это два (или более) крупных камня, перекрытых огромной плитой и образующих погребальную камеру. Распространены в Западной Европе и на юге России.

Кромлех (от бретонского crom - круглый и lech -камень)– самая сложная мегалитическая конструкция, состоящая из расставленных по кругу многотонных вертикальных камней, перекрытых тщательно обработанными камнями-перекладинами. Кромлехи – вероятно культовые сооружения. Алтарь Солнца «Стоунхендж» был возведен в Англии около 1900–1600 гг. до н.э. Английский ученый-астроном Дж. Хокинс с помощью ЭВМ убедительно доказал, что это сооружение было не только местом ритуальных церемоний и погребений, но и астрономической обсерваторией, позволяющей с удивительной точностью вести календарный счет дням, отмечать начало времени года и даже предсказывать наступление солнечных и лунных затмений.

Первобытный человек накопил немало знаний в области географии (топография места обитания), минералогии (породы камней и их месторождения), ботаники и зоологии (повадки зверей, их виды, различия съедобных и ядовитых растений), физики (изготовление лука и стрел, копьеметалки, различных рычагов), химии (изготовление лекарств, красок, обработка шкур), медицины (лечение ран, вывихов, удаление зубов). Интересовались наши далекие предки и историей. Например, у индейцев (делаваров) на древесной коре было запечатлено целое историческое повествование – 184 рисунка о жизни племени от начала мироздания до прихода европейцев.

Формы религии.

Магия ( от греч. mageia –волшебство).

Является наиболее древней формой религии; в основе лежит вера в сверхъестественную связь между реальными объектами или действиями. Магия представляет собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами, совокупность средств мнимого воздействия на предметы и явления окружающего мира.

Первобытный человек был убежден, что можно влиять на вещи, обращаясь не к ним самим, а к их смысловым двойникам, к их символам. Поэтому магия представляет собой способ воздействия на вещи через использование не их объективных свойств, а мистической сопричастности друг другу. В связи с этим в магии большое значение обретает жест, ритуал, слово, обряд, обычай, которые могут вызвать соответствующие практические результаты.

Выделяют следующие виды магии: вредоносная, военная, любовная, лечебная и предохранительная, промысловая, метеорологическая и др. В одних видах магии преобладают обряды контактного типа - например, лечебная магия, в других – имитативного (например, метеорологическая). Корни магии тесно связаны с человеческой деятельностью.

Будучи не в состоянии практическими средствами обеспечить желаемый результат своих трудовых усилий, первобытный человек прибегал к мнимым средствам воздействия на природу. Первоначально члены первобытной общины искусственно воспроизводили процесс охоты, имитируя, с одной стороны, повадки зверя, а с другой — действия охотников. Однако такого рода имитации не были простым повторением охоты: они становились символами, которые выражали и радость людей в связи с их удачной охотой, и их уверенность в том, что подобные действия обеспечат успех охоты в будущем.

Помимо удовлетворения потребности в иллюзорном восполнении практической слабости первобытных людей, обряды удовлетворяли познавательную, эмоциональную, воспитательную и художественную функции (компоненты как изобразительного, так и танцевально-музыкального искусства).

Археологические данные свидетельствуют, что значительная часть рисунков животных на стенах пещер, а также скульптурные изображения использовались первобытными людьми в их обрядовых церемониях.

Первобытный охотник запечатлевал на стенах пещер образы животных, которые его больше всего интересовали, с которыми было связано все его существование.

«Палеолитическим Венерам» присущи наиболее ярко выраженные признаки пола: грудь, выпуклый живот и мощные бедра, что дает основание сделать вывод о роли «Венер» как культовых предметов, олицетворяющих связи с древним культом плодородия.

Другой вид антропоморфных изображений — так называемые «колдуны», или люди в звериных масках, изображавшие в магических ритуалах мифических тотемных предков.

Анимизм (от лат.– душа).

По мнению Э. Тайлора (1832-1917),[26] анимизм - вера в души и духов и наделение природы человеческими качествами.

Анимизм Тайлор рассматривал как первоначальную стадию в истории развития религии. Корни анимизма ученый видел в «философствовании первобытного дикаря», который интересовался такими явлениями, как летаргический сон, сновидение, смерть и верил в способность души (духа) отделяться от тела.

Изначальную религиозность человека современные мистики, экстрасенсы объясняют существованием семи уровней материального мира. По их мнению, мы живем в седьмом (последнем) мире грубой материи и не способны видеть или ощущать более тонкие материальные миры. Но это – сейчас, а в прошлом человек обладал способностью общения с тонкоматериальными мирами. Поэтому мифы, сказки о привидениях, русалках и домовых, о непосредственных контактах с божествами не выдуманы, они свидетельствуют о реально пережитом. В этих вопросах трудно отделить правду от вымысла. Но фактом остается то, что первобытный человек нередко приписывал себе возможность оказывать сверхъестественное воздействие на природу, животных и растения. Это воздействие осуществлялось при помощи особых колдовских (магических) обрядов.

Тотемизм (от северо-индейского «о тотеман» - его род).

В истории религии многих древних народов важную роль играло поклонение животным и деревьям. Постепенно в процессе развития анимизма произошло выделение из всей массы промысловых зверей (или растений – у собирателей) какого-то одного вида. Когда первобытный человек называл себя именем животного, именовал его своим «братом» и воздерживался от его умерщвления, такое животное называлось тотемным.

Тотемизм - вера в кровнородственные связи между родом и определенным растением или животным. От тотема зависела жизнь всего рода и каждого его члена в отдельности. Люди верили и в то, что тотем непостижимым образом воплощается в новорожденных (инкарнация). Обычными были попытки воздействия с помощью магических обрядов на тотем.

Фетишизм (от фр.– идол, талисман)

- культ неодушевленных (в современном понимании) предметов. Фетишами могут выступать любые предметы: они могут быть как естественного происхождения, так и созданные человеком.

Формы почитания фетишей также разнообразны: от принесения им жертв до вколачивания в них гвоздей с целью причинить боль духу и тем самым вернее заставить его выполнить адресованную ему просьбу.

Фетиш наделялся сверхъестественными свойствами, прежде всего, с целью защитить владельца (вера в чудодейственную силу амулетов, талисманов и оберегов[27]).

Вера в амулеты (от араб. Гамала – носить) восходит к фетишизму и магии. Она была связана с конкретным предметом, которому приписывалась сверхъестественная магическая сила, способная охранять владельца от несчастий и болезней.

 

На обыденном уровне первобытное общество часто представляется как «доистория». Однако следует помнить, что в первобытном обществе возникло множество явлений современной жизни – жилища, одежда, земледелие, скотоводство, общественное разделение труда, брак и семья, нравственность и этикет, наука. Культура первых цивилизаций Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками.


[1]«Антропос» – человек, «генезис» – зарождение и развитие.

[2] Эволюция ( лат. развертывание). В широком смысле – синоним развития. В узком смысле – один из типов развития: медленные, постепенные количественные и качественные изменения, в отличие от революции.

[3] Последующие археологические исследования показали, что неандерталец и кроманьонец – это два разных вида.

[4] Современными учеными не признана бесспорной его теория естественного отбора, так как не найдено еще одно звено эволюции (Л. Шишова).

[5] Ученые шутят, что «Человек – это обезьяна, которая сошла с ума».

[6] Прогноз: со временем у человека окончательно атрофируются мышцы, увеличится объем коры головного мозга; человек будущего не пропорционален: маленькое тельце, громадная голова.

[7] - от фр. «равенство».

[8] от греч. «arche» – власть, лат. «mater» – мать.

[9] от греч. «экзо» – вне, «гамо» – брак.

[10] от греч. «эндо» – внутри.

[11] «моно» – один, «гамо» – брак.

[12] Первоначально вождь выбирался только на время ведения войны, но постепенно он становится постоянным руководителем, а старейшина выполняет религиозные функции. Когда вождь соединяет в своих руках светскую и религиозную власть – возникает теократия («теос» – бог, «кратос» – власть) – власть наместника бога на земле.

[13] Культура – «возделывание»; первоначально агрономический термин, но фактически в ту же эпоху стал использоваться в переносном смысле – «воспитание, образование».

[14] 1856-1939; Основатель психоанализа, психоаналитик, психиатр, невролог

[15] Этнографическая версия Фрейда не совсем достоверна. Этнологи того времени – У.Риверс, Ф.Боас, А.Кребер, Б.Малиновский отвергали гипотезу Фрейда. Они отмечали, что тотемизм не является древнейшей формой религии, что он не универсален и далеко не все народы прошли через тотемическую стадию, что среди нескольких сот племен Фрезэр нашел только четыре, в которых совершалось бы ритуальное убийство тотема и т.д.

[16] Однако даже в русле психоанализа, в наследии учеников Фрейда эта концепция оспаривается. В частности, Фромм указывает на прямо противоположную тенденцию: именно история, культура раскрыли в человеке некие разрушительные потенции.

[17] 1872-1945; нидерландский философ, историк, исследователь культуры

[18] 1874-1945; немецкий философ и культуролог

[19] Действительно ли притупление инстинктов – продукт исторического развития? Новейшие исследования опровергают такой вывод. Слабая выраженность инстинктов вызвана вовсе не развертыванием социальности. Прямая связь здесь отсутствует.

[20] Идея о том, что человек плохо оснащен инстинктами, что формы его поведения мучительно произвольны, оказала огромное влияние на теоретическую мысль. Философские антропологи ХХ века обратили внимание на известную «недостаточность» человеческого существа, на некоторые особенности его биологической природы.

[21] До сих пор неясно, КАК были построены эти многотонные (5-8 тонн) сооружения и с помощью какой техники и технологий.

[22] Под стоянками подразумеваются поселения каменного и бронзового веков.

[23] от греч. «synkretismos» – соединение; нерасчлененность, слитность.

[24] Теогония – рождение богов; Космогония – рождение Космоса, окружающего мира.

[25] Многобожие: «поли» – много, «теос» – бог.

[26] Тайлор - крупнейший английский этнограф; работа «Первобытная культура»

[27] Русский обычай брать с собой горсть родной земли, отправляясь на чужбину, имеет очевидную связь с фетишизмом.

КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

 

Возникновение человека и культуры – явления неразрывные: ни один из этих феноменов невозможен без другого. Культура антропогенна - человек создает и поддерживает культуру. Вне культуры нет человека, поскольку в процессе любой деятельности он создает те вещи, идеи, символы, которые в природе не существуют.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.