Причины возникновения религии. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Причины возникновения религии.

2017-10-11 385
Причины возникновения религии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопрос о возникновении религии, ее влиянии на развитие общества и искусства вызывает немало споров. Ученые-материалисты обычно заявляют о наличии длительного «безрелигиозного» периода первобытной истории. Идеалисты подчеркивают важность влияния религии на развитие производства, искусства, мышления и т.д.

Критий, античный атеист (V в. до н.э.) указывал, что религия возникла из обмана, ее выдумали люди, стоящие у власти, чтобы держать в повиновении рабов и бедняков. Эту точку зрения в XVIII в. поддержал Вольтер.

Тит Лукреций Кар ( ок.99 г. до н.э. — 55 г. до н.э.), римский поэт и философ — связывал возникновение религии со сновидениями, воображением и страхом людей перед силами природы, что невольно рождало образы всемогущих богов.

Л. Фейербах (1804–1872) подчеркивал, что корни религии не на небе, а на земле. Страх и невежество первобытных людей (главное – страх смерти) составили основу религиозности. «Могила человека есть место рождения богов»,– писал он.

К. Маркс и Ф. Энгельс впервые обратили внимание на гносеологические (познавательные) основы религии. Они отмечали, что религия – это одна из форм общественного сознания, в которой превратно отражена социальная реальность. Возникновение религии – один из важнейших этапов развития человеческого сознания и культуры.

Время возникновения религии - средний палеолит. Свидетельством религиозности неандертальцев был, например, совершаемый ими обряд каннибализма – поедания своих умерших сородичей. Так они, очевидно, стремились получить от них силу, знания и прочие достоинства. Сложился и своеобразный погребальный обряд, согласно которому покойнику придавали определенную позу (чаще на боку) с ориентацией по сторонам света и помещали в погребальной камере съестные припасы, орудия труда, необходимые в загробной жизни. Идея смерти и воскрешения была известна человеку еще 100 тыс. лет назад.

С развитием земледелия и скотоводства распространился культ матери-земли как великой плодоносящей силы.

По мере разложения родового строя начинается обожествление племенных вождей. Возникла каста профессиональных служителей культа – жрецов, шаманов, колдунов, которые признавались посредниками в общении людей с духами. Жрецы монополизировали многие отрасли знаний и искусства. Складывался их союз с официальными (светскими) руководителями – вождями. Возник принцип: любая власть – от Бога.

Высшим уровнем развития религии в первобытном обществе стал политеизм [25].

У каждого племени складывался культ богов – покровителей различных видов хозяйственной деятельности, управляющих разными природными явлениями, а также культ предков, вождей, почитание неких сил природы вообще.

Религиозные представления оказывали воздействие на основные сферы жизни людей – мораль, право, эстетические потребности и т.п., а это в свою очередь обеспечивало стабильность и порядок в обществе, способствовало развитию различных отраслей знаний и искусства.

В ходе отправления религиозных культов возникла система ритуальных действий, которые, составляли основу праздничных церемоний. Во время этих действий складывались различные виды искусств – музыка, танец, театрализованные представления, пантомимы, литературные жанры и т.п.

Формы религии.

Магия ( от греч. mageia –волшебство).

Является наиболее древней формой религии; в основе лежит вера в сверхъестественную связь между реальными объектами или действиями. Магия представляет собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами, совокупность средств мнимого воздействия на предметы и явления окружающего мира.

Первобытный человек был убежден, что можно влиять на вещи, обращаясь не к ним самим, а к их смысловым двойникам, к их символам. Поэтому магия представляет собой способ воздействия на вещи через использование не их объективных свойств, а мистической сопричастности друг другу. В связи с этим в магии большое значение обретает жест, ритуал, слово, обряд, обычай, которые могут вызвать соответствующие практические результаты.

Выделяют следующие виды магии: вредоносная, военная, любовная, лечебная и предохранительная, промысловая, метеорологическая и др. В одних видах магии преобладают обряды контактного типа - например, лечебная магия, в других – имитативного (например, метеорологическая). Корни магии тесно связаны с человеческой деятельностью.

Будучи не в состоянии практическими средствами обеспечить желаемый результат своих трудовых усилий, первобытный человек прибегал к мнимым средствам воздействия на природу. Первоначально члены первобытной общины искусственно воспроизводили процесс охоты, имитируя, с одной стороны, повадки зверя, а с другой — действия охотников. Однако такого рода имитации не были простым повторением охоты: они становились символами, которые выражали и радость людей в связи с их удачной охотой, и их уверенность в том, что подобные действия обеспечат успех охоты в будущем.

Помимо удовлетворения потребности в иллюзорном восполнении практической слабости первобытных людей, обряды удовлетворяли познавательную, эмоциональную, воспитательную и художественную функции (компоненты как изобразительного, так и танцевально-музыкального искусства).

Археологические данные свидетельствуют, что значительная часть рисунков животных на стенах пещер, а также скульптурные изображения использовались первобытными людьми в их обрядовых церемониях.

Первобытный охотник запечатлевал на стенах пещер образы животных, которые его больше всего интересовали, с которыми было связано все его существование.

«Палеолитическим Венерам» присущи наиболее ярко выраженные признаки пола: грудь, выпуклый живот и мощные бедра, что дает основание сделать вывод о роли «Венер» как культовых предметов, олицетворяющих связи с древним культом плодородия.

Другой вид антропоморфных изображений — так называемые «колдуны», или люди в звериных масках, изображавшие в магических ритуалах мифических тотемных предков.

Анимизм (от лат.– душа).

По мнению Э. Тайлора (1832-1917),[26] анимизм - вера в души и духов и наделение природы человеческими качествами.

Анимизм Тайлор рассматривал как первоначальную стадию в истории развития религии. Корни анимизма ученый видел в «философствовании первобытного дикаря», который интересовался такими явлениями, как летаргический сон, сновидение, смерть и верил в способность души (духа) отделяться от тела.

Изначальную религиозность человека современные мистики, экстрасенсы объясняют существованием семи уровней материального мира. По их мнению, мы живем в седьмом (последнем) мире грубой материи и не способны видеть или ощущать более тонкие материальные миры. Но это – сейчас, а в прошлом человек обладал способностью общения с тонкоматериальными мирами. Поэтому мифы, сказки о привидениях, русалках и домовых, о непосредственных контактах с божествами не выдуманы, они свидетельствуют о реально пережитом. В этих вопросах трудно отделить правду от вымысла. Но фактом остается то, что первобытный человек нередко приписывал себе возможность оказывать сверхъестественное воздействие на природу, животных и растения. Это воздействие осуществлялось при помощи особых колдовских (магических) обрядов.

Тотемизм (от северо-индейского «о тотеман» - его род).

В истории религии многих древних народов важную роль играло поклонение животным и деревьям. Постепенно в процессе развития анимизма произошло выделение из всей массы промысловых зверей (или растений – у собирателей) какого-то одного вида. Когда первобытный человек называл себя именем животного, именовал его своим «братом» и воздерживался от его умерщвления, такое животное называлось тотемным.

Тотемизм - вера в кровнородственные связи между родом и определенным растением или животным. От тотема зависела жизнь всего рода и каждого его члена в отдельности. Люди верили и в то, что тотем непостижимым образом воплощается в новорожденных (инкарнация). Обычными были попытки воздействия с помощью магических обрядов на тотем.

Фетишизм (от фр.– идол, талисман)

- культ неодушевленных (в современном понимании) предметов. Фетишами могут выступать любые предметы: они могут быть как естественного происхождения, так и созданные человеком.

Формы почитания фетишей также разнообразны: от принесения им жертв до вколачивания в них гвоздей с целью причинить боль духу и тем самым вернее заставить его выполнить адресованную ему просьбу.

Фетиш наделялся сверхъестественными свойствами, прежде всего, с целью защитить владельца (вера в чудодейственную силу амулетов, талисманов и оберегов[27]).

Вера в амулеты (от араб. Гамала – носить) восходит к фетишизму и магии. Она была связана с конкретным предметом, которому приписывалась сверхъестественная магическая сила, способная охранять владельца от несчастий и болезней.

 

На обыденном уровне первобытное общество часто представляется как «доистория». Однако следует помнить, что в первобытном обществе возникло множество явлений современной жизни – жилища, одежда, земледелие, скотоводство, общественное разделение труда, брак и семья, нравственность и этикет, наука. Культура первых цивилизаций Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками.


[1]«Антропос» – человек, «генезис» – зарождение и развитие.

[2] Эволюция ( лат. развертывание). В широком смысле – синоним развития. В узком смысле – один из типов развития: медленные, постепенные количественные и качественные изменения, в отличие от революции.

[3] Последующие археологические исследования показали, что неандерталец и кроманьонец – это два разных вида.

[4] Современными учеными не признана бесспорной его теория естественного отбора, так как не найдено еще одно звено эволюции (Л. Шишова).

[5] Ученые шутят, что «Человек – это обезьяна, которая сошла с ума».

[6] Прогноз: со временем у человека окончательно атрофируются мышцы, увеличится объем коры головного мозга; человек будущего не пропорционален: маленькое тельце, громадная голова.

[7] - от фр. «равенство».

[8] от греч. «arche» – власть, лат. «mater» – мать.

[9] от греч. «экзо» – вне, «гамо» – брак.

[10] от греч. «эндо» – внутри.

[11] «моно» – один, «гамо» – брак.

[12] Первоначально вождь выбирался только на время ведения войны, но постепенно он становится постоянным руководителем, а старейшина выполняет религиозные функции. Когда вождь соединяет в своих руках светскую и религиозную власть – возникает теократия («теос» – бог, «кратос» – власть) – власть наместника бога на земле.

[13] Культура – «возделывание»; первоначально агрономический термин, но фактически в ту же эпоху стал использоваться в переносном смысле – «воспитание, образование».

[14] 1856-1939; Основатель психоанализа, психоаналитик, психиатр, невролог

[15] Этнографическая версия Фрейда не совсем достоверна. Этнологи того времени – У.Риверс, Ф.Боас, А.Кребер, Б.Малиновский отвергали гипотезу Фрейда. Они отмечали, что тотемизм не является древнейшей формой религии, что он не универсален и далеко не все народы прошли через тотемическую стадию, что среди нескольких сот племен Фрезэр нашел только четыре, в которых совершалось бы ритуальное убийство тотема и т.д.

[16] Однако даже в русле психоанализа, в наследии учеников Фрейда эта концепция оспаривается. В частности, Фромм указывает на прямо противоположную тенденцию: именно история, культура раскрыли в человеке некие разрушительные потенции.

[17] 1872-1945; нидерландский философ, историк, исследователь культуры

[18] 1874-1945; немецкий философ и культуролог

[19] Действительно ли притупление инстинктов – продукт исторического развития? Новейшие исследования опровергают такой вывод. Слабая выраженность инстинктов вызвана вовсе не развертыванием социальности. Прямая связь здесь отсутствует.

[20] Идея о том, что человек плохо оснащен инстинктами, что формы его поведения мучительно произвольны, оказала огромное влияние на теоретическую мысль. Философские антропологи ХХ века обратили внимание на известную «недостаточность» человеческого существа, на некоторые особенности его биологической природы.

[21] До сих пор неясно, КАК были построены эти многотонные (5-8 тонн) сооружения и с помощью какой техники и технологий.

[22] Под стоянками подразумеваются поселения каменного и бронзового веков.

[23] от греч. «synkretismos» – соединение; нерасчлененность, слитность.

[24] Теогония – рождение богов; Космогония – рождение Космоса, окружающего мира.

[25] Многобожие: «поли» – много, «теос» – бог.

[26] Тайлор - крупнейший английский этнограф; работа «Первобытная культура»

[27] Русский обычай брать с собой горсть родной земли, отправляясь на чужбину, имеет очевидную связь с фетишизмом.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.184 с.