Проблема происхождения человека. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Проблема происхождения человека.

2017-10-11 627
Проблема происхождения человека. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Антропогенез - происхождение и развитие физического типа человека[1]. Проблема антропогенеза: как и под воздействием чего человек как биологическое существо?

Существуют две основные точки зрения на проблему антропогенеза: религиозная и естественнонаучная.

1. Религиозная: «И создал Господь Бог человека из праха земного». Но процесс творения человека на этом не заканчивается. В шестой день творения был создан лишь биологический тип нашего предка, затем начался длительный процесс развития человеческой культуры. Издавна люди находили загадочные предметы: человеческие кости неправильной формы, каменные орудия труда и т.п. Считалось, что это – следы великих грешников, которых Бог покарал, обезобразив внешности и лишив цивилизованных орудий труда.

Или, другой вариант – миф о Прометее, которого наказали боги за передачу огня людям. Происходит осмысление разрыва человека с царством дикой природы и начала периода цивилизованного развития. Развивается производящее хозяйство – возделывание земли, одомашнивание животных, строительство городов. Одновременно развивается социальная сфера – вырабатываются нормы морали и права, создаются различные виды искусства и т.д. И все это происходит в результате длительной эволюции[2].

2. Естественнонаучная. Материалисты, основываясь на фактах и аналогиях, делают вывод, что процесс антропогенеза был длительным. Ученые античности впервые выдвинули идеи эволюционного развития человечества.

Демокрит (V в. до н.э.) называл прошлое людей звероподобным, но борьба за существование вывела их из животного состояния.

К. Линней (1707–1778)– в своей классификации животного мира отнес человека и обезьян к одной группе. Он ввел термин, обозначающий современного человека: homo sapiens – «человек разумный».

Во второй половине XIX века начинается глобальный поиск вещественных доказательств эволюции человека, часто приводящий к фальсификации доказательств.

В 1856 г. останки древнего человека, сильно отличавшегося от современного физического типа, были найдены в долине Неандерталь (Германия) - неандерталец.

В 1891–1894 гг. на острове Ява были обнаружены остатки еще более древнего человекоподобного существа – питекантропа,

в 1927 г. в пещере близ Пекина – кости 25 особей синантропа (китайского человека). Возраст этих находок определялся в несколько сотен тысяч лет, хотя точная датировка здесь невозможна. Находки самых древних предков человека - атлантропов, австралопитеков, зинджантропов – были сделаны в Восточной Африке в 30 – 80-е годы английскими археологами Лики. Возраст этих существ определялся в 2,5-3 млн. лет.

На основании подобных открытий появилась версия о том, что около 30 млн. лет назад возникли первые человекоподобные обезьяны (антропоиды, приматы). В ходе эволюционного развития приматов, около 3 млн. лет назад возник отряд гоминид – существ, умевших изготовлять орудия труда, обладавших навыками прямохождения (австралопитеков). Затем появились более совершенные виды человека: питекантроп (1,0–0,25 млн. лет), неандерталец (0,25-0,04 млн. лет) и современный тип человека (кроманьонец), возраст которого около 40 тыс. лет.

Таким образом, схема развития человека представляется линейно: Антропоиды – гоминиды (австралопитеки) – питекантропы – неандертальцы – кроманьонцы. Каждый последующий вид совершеннее предыдущего. Однако четкой генеалогии (эволюционного пути), признанной всеми учеными, не существует[3]. Спорным является вопрос: почему отдельные виды обезьян начали превращаться в человека и действительно ли этот процесс был эволюционным?

1. В 1859 г. Ч. Дарвин в своей работе «Происхождение видов путем естественного отбора...» заявил, что человек возник из обезьяны благодаря естественному отбору[4].

2. Ф. Энгельс (1820-1895) утверждал: «Труд создал человека»: человек из биологического существа трансформировался в существо социальное.

3. Многие ученые считают важным учитывать внешние факторы, повлиявшие на антропогенез.

А) Сторонники религии считают, что одним из таких факторов является непосредственное сотворение человека Богом (признание правоты Библии).

Б) Материалисты выделяют другой фактор – астрофизический. Это смещение магнитного полюса Земли (геомагнитная инверсия), в результате которого произошли глобальные изменения климата и животного мира планеты. Атлантропы, неандертальцы и современные люди появились именно во время таких инверсий.

В) Еще одна материалистическая позиция строится с учетом географического фактора: район Восточной Африки – прародины человека – это зона высокой тектонической активности и залегания радиоактивных руд. Радиоактивность могла повлиять на изменение генетической наследственности приматов, произошла мутация[5]. У обезьян стали появляться дети с врожденными дефектами: кости скелета стали менее крепкими, изменилась форма черепа – он стал больше, но исчезли острые клыки, служившие обезьянам естественными кинжалами. Это ослабление организма приматов заставило их заняться орудийной деятельностью, развивать свой интеллект. Таким образом, в человека превращается не обычная обезьяна, а та, которая утратила естественную связь со средой, т.е. ослабленная физически, но с более развитыми умственными способностями[6].

Возникновение общества.

Антропосоциогенез - формирование человека как общественного существа, создающего культурные ценности. Проблема - когда человек становится социальным (общественным) существом?

В истории первобытного общества выделяют два основных типа производственной деятельности – потребляющее (собирательство и охота) и производящее хозяйство (земледелие, скотоводство, позднее - ремесло), которые характерны для определенных этапов развития общества.

На первом этапе (потребляющее хозяйство) люди питались готовыми дарами природы. Важными моментами в развитии общества явились открытие способа добывания огня, использование лука и стрел, гончарное и ткацкое производство. Коллективный труд был способом выживания и базировался на коллективной собственности на средства производства и его продукты. Господствовали уравнительные (эгалитарные) отношения[7]

Люди объединялись в стадо, возглавляемое вожаком (пол вожака не имел значения). В стаде существовал промискуитет (неупорядоченные половые отношения), что не исключало создания более или менее устойчивых брачных пар или гаремных отношений. Еще нет общества, соответственно, нет социальных отношений.

Второй этап развития человеческого общества имел две ступени: Матриархат и Патриархат.

Матриархат. Внутри рода происходит естественное разделение труда по признаку пола. Одни производственные функции выполняют только мужчины (преимущественно охота, не приносящая стабильного результата), другие – женщины (собирательство, рыбная ловля, гончарное дело, организация лагерного быта и т.п.). Это способствует повышению авторитета женщин в коллективе. Отсутствовало понятие отцовства – дети знали только свою мать. Таким образом, возникает матриархат[8].

Основное стадо трансформируется в племя. Возникают зачатки социальных отношений. Племя разделяется на более мелкие группы – роды, способные вести хозяйство самостоятельно. Между родами поддерживаются производственные связи и родственные отношения. Внутри родов запрещаются брачные связи – вводится экзогамия[9] с целью создания здорового потомства. Одновременно поощряются брачные связи с представителями другой родственной группы (рода), внутри племени, т.е. вводится эндогамия[10].

Таким образом, формируются крупные устойчивые сообщества родственников – экзогамные роды и эндогамные племена. Связи внутри племени, но вне рода приводили к избежанию гемофилии.

Эгалитарные отношения исчезают. При разделе продуктов питания возникает иерархия: на первом месте - Старейшина, далее – охотники, женщины, старики, дети.

Патриархат. Мужчина осваивает ведущие отрасли семейного хозяйства, становится производителем основного дохода в семье, главой этого микроколлектива.

С развитием производства в позднем неолите и бронзовом веке (плужное земледелие, домашнее скотоводство, ремесла) произошли глубокие изменения в семейных отношениях – «революция в семье»: семья стала моногамной[11].

Переход от матриархата к патриархальным отношениям и новому типу семьи способствовал подрыву родовой общины: большие трудовые коллективы становятся ненужными, основной производственной ячейкой становится семья. Объединение таких малых семей приводит к возникновению соседской территориальной общины.

Таким образом, р одственная община (племя – род) перерастает в соседскую общину (семья). Старая родовая демократия уступает место новой форме политической организации – военной демократии. Начинается эпоха освоения/заселения новых территорий. При этом укрепляется положение вождя[12] – должность становится наследственной, с большими полномочиями.

Эволюция социально-экономических и политических факторов приводит к замене родового строя государством. Государство опирается на воинов и закон, который создается на основе старых родовых норм и новых начал, регулирующих жизнь частнособственнических коллективов (семей), а также на религию, которая осуществляет сакрализацию (освящение) светской власти.

Происхождение культуры.

Культура[13] возникает вместе с возникновением человека. Именно под воздействием культуры человек трансформируется из биологического существа в биосоциальное, т.е. становится Человеком.

Культурогенез – зарождение и развитие культуры - заключается в становлении человека социального. Как и под воздействием чего появляется сама культура?

Рассмотрим основные теории происхождения культуры.

«Трудовая» теория происхождения культуры

Ф. Энгельс (1820-1895) выдвинул и обосновал формулу: «Труд создал человека». Обезьяна начала манипулировать камнем или палкой и достигла при этом положительного результата при добывании средств пропитания и в защите от врагов. Этот полезный навык, закрепившись, получил развитие – приматы начали уже целенаправленное изготовление орудий труда. В результате не только повышалась эффективность труда и обороны, но и происходило совершенствование органов человеческого тела, развивались мышление, речь, усложнялась организация коллектива и т.д.

Критики этой «трудовой теории» усматривают два ее недостатка: переоценку интеллектуальных способностей обезьян и невозможность в краткий срок (2-3 млн. лет) осуществления всего комплекса эволюции.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.