Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2017-10-07 | 580 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
6.1. Инкорпорация Хорватии и Словении в состав государства Габсбургов
Цель: изучение процессов политической, правовой и социально-экономической инкорпорации Словении и Хорватии в структуру государства Габсбургов
Знание и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы практического занятия, формируемые компетенции или их части:
студен должен
знать:
- постановку целей государства Габсбургов по отношению к словенским и хорватским землям и пути ее достижения;
- социальные этно-национальные, религиозные и культурные различия южнославянских народов и территорий в составе государства Габсбургов;
- методы использования в изученных исторических исследованиях базовых знаний в области истории Хорватии и Словении позднего средневековья;
- политическую организацию хорватского, словенского и австро-немецкого общества в ходе инкорпорации.
уметь:
- воспринимать, анализировать, обобщать информацию исторических источников и научной литературы о процессе инкорпорации Хорватии и Словении в состав государства Габсбургов;
- толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия южнославянских народов и территорий в составе государства Габсбургов;
- использовать базовые знания в области истории Хорватии и Словении позднего средневековья;
- понимать роль насилия и ненасилия в ходе инкорпорации Хорватии и Словении в состав государства Габсбургов;
владеть:
- культурой мышления применительно к изучению инкорпоративных процессов в хорватских и словенских землях по отношению к государству Габсбургов;
- готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям южнославянских народов и территорий в составе государства Габсбургов;
|
- способностью использовать в изученных исторических исследованиях базовых знаний в области истории Хорватии и Словении позднего средневековья;
- способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса инкорпорации Хорватии и Словении в состав государства Габсбургов.
Актуальность темы практического занятия
Проблема сосуществования славянских и соседних этносов, особенно в условиях потери национального суверенитета является одной из самых острых на современном этапе развития славяноведения. И положение славянских регионов в составе империи Габсбургов не является исключением. В данном случае на практическое занятие вынесена лишь часть проблемы: территории Словении и Хорватии (ее континентальной части – Славонии), в то время как Чехия и Словакия рассматриваются в лекционном курсе. Дело в том, что на настоящий момент почти отсутствуют комплексные исследования, охватывающие социально-экономическое, административное, конфессиональное и культурное развитие славянских провинций империи Габсбургов, в то время как дореволюционное славяноведение в России полагало данный вопрос одним из магистральных направлений в науке. Поэтому определенную часть предлагаемой к практическому занятию литературы составляют труды русских славистов второй половины XIX – начала ХХ вв. Задача студента заключается не только в оперировании фактами и событиями, но и в сравнительном анализе методологических подходов советской, современной и дореволюционной историографии. Кроме того, необходимо четко представлять ту разницу в развитии Словении и Хорватии, с которой они вошли в состав империи, их геополитический статус, интересы Габсбургов в каждом из регионов, их политику по отношению к ним и различные методы сопротивления ей у хорватов и словенцев.
Теоретическая часть
|
Подготовку вопроса о статусе словенских земель следует начать с изучения явления немецкой колонизации и выяснения ее последствий для социальной структуры, экономического уклада и правовых основ словенских городов и аграрной сферы. Нужно отметить позитивные и негативные последствия немецкой колонизации для развития региона, для чего ознакомиться с программной статьей М. Блока (изложенный в ней пример Польши является основой и для других славянских регионов).
Вопрос о турецком наступлении в Хорватии требует знания фактического материала, карты и обобщения данных. Следует начать с выяснения обстоятельств вхождения этих территорий в состав владений Габсбургов, приняв во внимание автономность Словении, Далмации и собственно Хорватии. Отдельное внимание надо уделить формированию Крайны, статуса граничар и Военной Границы на основе данных «Влашских статутов».
Далее следует вопрос о социально-административном статусе словенских и хорватских земель в составе империи. Нужно последовательно рассмотреть изменения политической, экономической и общественной жизни Хорватии второй половины XVIII в. Словенская история требует выявления характерных черт социально- политического развития ее отдельных областей: Штирии, Каринтии и Краины. Наконец, отдельное внимание следует уделить положению крестьян и городов и церковной организации Словении и Хорватии.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Последствия немецкой колонизации в Словении.
2. Турецкое наступление в Хорватии и раздел хорватских земель.
3. Социально-административный статус словенских и хорватских земель в составе империи.
Задания:
1. Составить хронологическую таблицу вхождения словенских и хорватских земель в состав государства Габсбургов;
дата | событие | результаты |
2. Составить план-конспект источников (по соответствующему разделу хрестоматии).
3. Какие последствия немецкой колонизации в Словении могут быть оценены как достижения для развития региона, а какие – как упущения; почему?
4. По каким причинам словенцы не сформировали собственное государство, а словенские земли в итоге вошли в состав державы Габсбургов?
5. Почему турецкое наступление на Европу было остановлено государством Габсбургов, и граница с Османами прошла именно по хорватским территориям?
|
6. Кто такие граничары по этническому и религиозному признакам; насколько они были значимы для формирования Военной Границы?
7. Почему Австрия ввела на территории Военной Границы свое прямое правление, при этом оставив Банской Хорватии права внутренней автономии?
8. Чем отличался и был сходен социально-административный статус Словении и Хорватии под властью Габсбургов, и как можно объяснить черты этого тождества и дифференциации?
8. Почему Далмация и Истрия не вошли в состав Габсбургской империи в рассматриваемый период?
9. По итогам инкорпорации можно ли говорить о югославянском регионе Австрийской империи?
Список литературы
Основная
1. История южных и западных славян: [учебник]. Т. 1: Средние века и Новое время / под ред.: Г. Ф. Матвеева, З. С. Ненашевой. - 3-е изд. - М.: Изд-во МГУ: Печатные Традиции, 2008.
2. Хрестоматия по истории южных и западных славян: В 3 т. – Т.1. Эпоха феодализма / Под ред. М. М. Фрейденберга. – Минск, 1987. Раздел «Хорватия и Словения». Тема IV. «Хорватские земли под иноземной властью». С.132-134. Тема V. «Народные движения». С134-139.
( http://www.edu.ru )
3. Блок М. Проблема социального прикосновения: немецкая колонизация в Польше // Анналы экономической и социальной истории. Избранное / Пер. Н. Авдониной, Е. Балаховской, А. Зайцевой, К. Кортуновой, М Сокольской. – М., 2007. С. 296-302.
Дополнительная
1. Австро-Венгрия. Опыт многонационального государства. – М., 1995.
2. Акимова О.А. Развитие этнического самосознания хорватов в XII-XIV вв. // Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху зрелого феодализма. М., 1989. С. 130-151.
3. Акимова О.А. Формирование хорватской раннефеодальной государственности // Раннефеодальные государства на Балканах. VI-XII вв. М., 1985. С. 219-249.
(http://mirknig.com/knigi/history/1181115631-rannefeodalnye_gosudarstva_na_balkanakh_vixii_vv..html)
4. Акимова О.А. Этническое и культурное самосознание хорватов в XV веке // Этническое самосознание славян в XV столетии. М., 1995. С. 138-156.
(http://www.propokupki.ru/etnografiya/off280)
5. Наумов Е.П. Возникновение этнического самосознания раннефеодальной хорватской народности // Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху Раннего Средневековья. М., 1982. С. 167-181.
|
(http://www.propokupki.ru/etnografiya/off281)
6. Фрейдзон В.И. История Хорватии. Краткий очерк с древнейших времен до образования республики (1991 г.). СПб., 2001. С. 9-51.
(http://mirknig.com/knigi/history/1181239873-istoriya-xorvatii.html)
7. Бромлей Ю.В. Крестьянское восстание 1573 г. в Хорватии (Из истории аграрных отношений и классовой борьбы в Хорватии XVI в.). – М., 1959.
(findlib.ru › authors/bromleji.html)
8. Исламов Т.М. Империя Габсбургов. Становление и развитие. XVI – XIX вв. // Новая и новейшая история. – 2001. – №2. С.11-40.
9. История Австрии. – М., 2008.
10. Костюшко И.И. Аграрные реформы в Австрии, Пруссии и России в период перехода от феодализма к капитализму. Сравнительный очерк. – М.,1994.
(books.google.ru)
11. Коцелка К. История Австрии / Пер. с нем. – М., 2007.
12. Макова Е.С. Из истории социально-экономического развития славонского города XIII-XVII вв. – М.,1980.
(books.google.ru)
13. Медведева К.Т. Австрийские Габсбурги и сословия в начале XVII в. – М., 2004.
14. Митрофанов П.А. История Австрии с древнейших времен до 1792 г. – М., 2003.
15. Освободительные движения народов Австрийской империи. Возникновение и развитие, конец XVIII в. – 1849 г. – М., 1980.
(historic.ru › books/item)
16. Чулинович Ф. Крестьянские восстания в Хорватии (XIV-XIX вв.). – М.,1959.
(books.google.ru)
Интернет - ресурсы
1. http://www.hist.msu.ru - Сайт кафедры истории южных и западных славян МГУ им. М.В. Ломоносова
2. http://www.slavlib.ru – Сайт «Славянская библиотека»
3. http://www.inslav.ru/ – Сайт Института славяноведения и балканистики РАН
4. http://www.inslav.ru/index.php - Краткие сообщения Института славяноведения и балканистики РАН
5. http://annals.xlegio.ru/sbo/contens/__islav.htm - Ученые записки Института славяноведения и балканистики РАН
6. http://annals.xlegio.ru/sbo/contens/vi2.htm#77_12 - Вопросы истории
7. http://www.inslav.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=29&Itemid=62 - Институт славяноведения и балканистики РАН. Электронная библиотека
8. http://www.inslav.ru/index - Сайт журнала «Славяноведение»
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!