Тема 6. Хорватия и Словения под властью Габсбургов и Венеции в XVI-XVIII вв. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Тема 6. Хорватия и Словения под властью Габсбургов и Венеции в XVI-XVIII вв.



6.1. Инкорпорация Хорватии и Словении в состав государства Габсбургов

 

Цель: изучение процессов политической, правовой и социально-экономической инкорпорации Словении и Хорватии в структуру государства Габсбургов

Знание и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы практического занятия, формируемые компетенции или их части:

студен должен

знать:

- постановку целей государства Габсбургов по отношению к словенским и хорватским землям и пути ее достижения;

- социальные этно-национальные, религиозные и культурные различия южнославянских народов и территорий в составе государства Габсбургов;

- методы использования в изученных исторических исследованиях базовых знаний в области истории Хорватии и Словении позднего средневековья;

- политическую организацию хорватского, словенского и австро-немецкого общества в ходе инкорпорации.

уметь:

- воспринимать, анализировать, обобщать информацию исторических источников и научной литературы о процессе инкорпорации Хорватии и Словении в состав государства Габсбургов;

- толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия южнославянских народов и территорий в составе государства Габсбургов;

- использовать базовые знания в области истории Хорватии и Словении позднего средневековья;

- понимать роль насилия и ненасилия в ходе инкорпорации Хорватии и Словении в состав государства Габсбургов;

владеть:

- культурой мышления применительно к изучению инкорпоративных процессов в хорватских и словенских землях по отношению к государству Габсбургов;

- готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям южнославянских народов и территорий в составе государства Габсбургов;

- способностью использовать в изученных исторических исследованиях базовых знаний в области истории Хорватии и Словении позднего средневековья;

- способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса инкорпорации Хорватии и Словении в состав государства Габсбургов.

 

Актуальность темы практического занятия

Проблема сосуществования славянских и соседних этносов, особенно в условиях потери национального суверенитета является одной из самых острых на современном этапе развития славяноведения. И положение славянских регионов в составе империи Габсбургов не является исключением. В данном случае на практическое занятие вынесена лишь часть проблемы: территории Словении и Хорватии (ее континентальной части – Славонии), в то время как Чехия и Словакия рассматриваются в лекционном курсе. Дело в том, что на настоящий момент почти отсутствуют комплексные исследования, охватывающие социально-экономическое, административное, конфессиональное и культурное развитие славянских провинций империи Габсбургов, в то время как дореволюционное славяноведение в России полагало данный вопрос одним из магистральных направлений в науке. Поэтому определенную часть предлагаемой к практическому занятию литературы составляют труды русских славистов второй половины XIX – начала ХХ вв. Задача студента заключается не только в оперировании фактами и событиями, но и в сравнительном анализе методологических подходов советской, современной и дореволюционной историографии. Кроме того, необходимо четко представлять ту разницу в развитии Словении и Хорватии, с которой они вошли в состав империи, их геополитический статус, интересы Габсбургов в каждом из регионов, их политику по отношению к ним и различные методы сопротивления ей у хорватов и словенцев.



 

Теоретическая часть

Подготовку вопроса о статусе словенских земель следует начать с изучения явления немецкой колонизации и выяснения ее последствий для социальной структуры, экономического уклада и правовых основ словенских городов и аграрной сферы. Нужно отметить позитивные и негативные последствия немецкой колонизации для развития региона, для чего ознакомиться с программной статьей М. Блока (изложенный в ней пример Польши является основой и для других славянских регионов).

Вопрос о турецком наступлении в Хорватии требует знания фактического материала, карты и обобщения данных. Следует начать с выяснения обстоятельств вхождения этих территорий в состав владений Габсбургов, приняв во внимание автономность Словении, Далмации и собственно Хорватии. Отдельное внимание надо уделить формированию Крайны, статуса граничар и Военной Границы на основе данных «Влашских статутов».



Далее следует вопрос о социально-административном статусе словенских и хорватских земель в составе империи. Нужно последовательно рассмотреть изменения политической, экономической и общественной жизни Хорватии второй половины XVIII в. Словенская история требует выявления характерных черт социально- политического развития ее отдельных областей: Штирии, Каринтии и Краины. Наконец, отдельное внимание следует уделить положению крестьян и городов и церковной организации Словении и Хорватии.

 

Вопросы и задания

 

Вопросы:

1. Последствия немецкой колонизации в Словении.

2. Турецкое наступление в Хорватии и раздел хорватских земель.

3. Социально-административный статус словенских и хорватских земель в составе империи.

 

Задания:

1. Составить хронологическую таблицу вхождения словенских и хорватских земель в состав государства Габсбургов;

 

дата событие результаты
     

2. Составить план-конспект источников (по соответствующему разделу хрестоматии).

3. Какие последствия немецкой колонизации в Словении могут быть оценены как достижения для развития региона, а какие – как упущения; почему?

4. По каким причинам словенцы не сформировали собственное государство, а словенские земли в итоге вошли в состав державы Габсбургов?

5. Почему турецкое наступление на Европу было остановлено государством Габсбургов, и граница с Османами прошла именно по хорватским территориям?

6. Кто такие граничары по этническому и религиозному признакам; насколько они были значимы для формирования Военной Границы?

7. Почему Австрия ввела на территории Военной Границы свое прямое правление, при этом оставив Банской Хорватии права внутренней автономии?

8. Чем отличался и был сходен социально-административный статус Словении и Хорватии под властью Габсбургов, и как можно объяснить черты этого тождества и дифференциации?

8. Почему Далмация и Истрия не вошли в состав Габсбургской империи в рассматриваемый период?

9. По итогам инкорпорации можно ли говорить о югославянском регионе Австрийской империи?

 

Список литературы

 

Основная

1. История южных и западных славян: [учебник]. Т. 1: Средние века и Новое время / под ред.: Г. Ф. Матвеева, З. С. Ненашевой. - 3-е изд. - М. : Изд-во МГУ : Печатные Традиции, 2008.

2. Хрестоматия по истории южных и западных славян: В 3 т. – Т.1. Эпоха феодализма / Под ред. М. М. Фрейденберга. – Минск, 1987. Раздел «Хорватия и Словения». Тема IV. «Хорватские земли под иноземной властью». С.132-134. Тема V. «Народные движения». С134-139.

(http://www.edu.ru)

3. Блок М. Проблема социального прикосновения: немецкая колонизация в Польше // Анналы экономической и социальной истории. Избранное / Пер. Н. Авдониной, Е. Балаховской, А. Зайцевой, К. Кортуновой, М Сокольской. – М., 2007. С. 296-302.

 

Дополнительная

1. Австро-Венгрия. Опыт многонационального государства. – М., 1995.

2. Акимова О.А. Развитие этнического самосознания хорватов в XII-XIV вв. // Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху зрелого феодализма. М., 1989. С. 130-151.

3. Акимова О.А. Формирование хорватской раннефеодальной государственности // Раннефеодальные государства на Балканах. VI-XII вв. М., 1985. С. 219-249.

(http://mirknig.com/knigi/history/1181115631-rannefeodalnye_gosudarstva_na_balkanakh_vixii_vv..html)

4. Акимова О.А. Этническое и культурное самосознание хорватов в XV веке // Этническое самосознание славян в XV столетии. М., 1995. С. 138-156.

(http://www.propokupki.ru/etnografiya/off280)

5. Наумов Е.П. Возникновение этнического самосознания раннефеодальной хорватской народности // Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху Раннего Средневековья. М., 1982. С. 167-181.

(http://www.propokupki.ru/etnografiya/off281)

6. Фрейдзон В.И. История Хорватии. Краткий очерк с древнейших времен до образования республики (1991 г.). СПб., 2001. С. 9-51.

(http://mirknig.com/knigi/history/1181239873-istoriya-xorvatii.html)

7. Бромлей Ю.В. Крестьянское восстание 1573 г. в Хорватии (Из истории аграрных отношений и классовой борьбы в Хорватии XVI в.). – М., 1959.

(findlib.ru › authors/bromleji.html)

8. Исламов Т.М. Империя Габсбургов. Становление и развитие. XVI – XIX вв. // Новая и новейшая история. – 2001. – №2. С.11-40.

9. История Австрии. – М., 2008.

10. Костюшко И.И. Аграрные реформы в Австрии, Пруссии и России в период перехода от феодализма к капитализму. Сравнительный очерк. – М.,1994.

(books.google.ru)

11. Коцелка К. История Австрии / Пер. с нем. – М., 2007.

12. Макова Е.С. Из истории социально-экономического развития славонского города XIII-XVII вв. – М.,1980.

(books.google.ru)

13. Медведева К.Т. Австрийские Габсбурги и сословия в начале XVII в. – М., 2004.

14. Митрофанов П.А. История Австрии с древнейших времен до 1792 г. – М., 2003.

15. Освободительные движения народов Австрийской империи. Возникновение и развитие, конец XVIII в. – 1849 г. – М., 1980.

(historic.ru › books/item)

16. Чулинович Ф. Крестьянские восстания в Хорватии (XIV-XIX вв.). – М.,1959.

(books.google.ru)

Интернет-ресурсы

1. http://www.hist.msu.ru - Сайт кафедры истории южных и западных славян МГУ им. М.В. Ломоносова

2. http://www.slavlib.ru – Сайт «Славянская библиотека»

3. http://www.inslav.ru/ – Сайт Института славяноведения и балканистики РАН

4. http://www.inslav.ru/index.php - Краткие сообщения Института славяноведения и балканистики РАН

5. http://annals.xlegio.ru/sbo/contens/__islav.htm - Ученые записки Института славяноведения и балканистики РАН

6. http://annals.xlegio.ru/sbo/contens/vi2.htm#77_12 - Вопросы истории

7. http://www.inslav.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=29&Itemid=62 - Институт славяноведения и балканистики РАН. Электронная библиотека

8. http://www.inslav.ru/index - Сайт журнала «Славяноведение»






Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.009 с.