Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2017-10-07 | 419 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Рейтинговая оценка знаний студента
№ п/п | Вид деятельности студентов | Сроки выполнения | Количествобаллов |
1. | Самостоятельное изучение источников и литературы по теме 4 | 8-я неделя | |
2. | Доклад по теме 6 | 12-я неделя | |
3. | Подготовка к практическому занятию по теме 8 | 16-я неделя | |
Итого за 6 семестр | |||
Итого |
Максимально возможный балл за весь текущий контроль устанавливается равным 55. Текущее контрольное мероприятие считается сданным, если студент получил за него не менее 60% от установленного для этого контроля максимального балла. Рейтинговый балл, выставляемый студенту за текущее контрольное мероприятие, сданное студентом в установленные графиком контрольных мероприятий сроки, определяется следующим образом:
Уровень выполнения контрольного задания | Рейтинговый балл (в % от максимального балла за контрольное задание) |
Отличный | |
Хороший | |
Удовлетворительный | |
Неудовлетворительный |
4. Методические рекомендации по изучению теоретического материала
Рекомендации по организации самостоятельной работы с источниками и литературой
В процессе подготовки бакалаврам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической и научной литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у бакалавров свое отношение к конкретной проблеме. Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной по каждой теме практического занятия, что позволяет бакалаврам проявить свою индивидуальность в рамках выступления на данных занятиях, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
|
Самостоятельное изучение теоретического материала предполагает работу с учебной, научной и справочной литературой. Ее итогом является конспект. Конспект – это краткая запись информации, полученной на лекции, при чтении литературы, просмотре видео-документа или из других источников. Работа над конспектом включает анализ полученной информации, выделение в ней самого необходимого для решения конкретной задачи, представление ее в сжатом письменном виде. Конспект способствует запоминанию текста, облегчает овладение специальными терминами, незаменим при подготовке более сложной работы в виде доклада, доклада, диплома, диссертации, статьи, книги. Качество конспекта определяется многими условиями. Часть из них не зависят от уровня подготовки бакалавра. В частности, это характер текста (есть работы, почти не поддающиеся свертыванию информации), логика и стиль изложения работы. Трудно конспектировать глубоко теоретические, крайне эмпирические, фактологические и описательные работы. К субъективным факторам относятся знание темы, степень владения языком конспективного изложения, четкость представления о необходимости конспекта в дальнейшей работе, владение оргтехникой и др. Первая операция, которой следует овладеть при составлении конспекта, – это структурирование информации. Выписки – простейшая форма конспектирования. Она состоит в переписывании части текста в виде цитаты или в виде собственных предложений, часто независимых друг от друга. План – это последовательный перечень проблем, затрагиваемых автором конспектируемой работы. Тезис – краткое изложение основной мысли, высказанной автором более широко и пространно; это авторское суждение, положение, изложенное «своим» языком. Аннотация – кратчайшая форма изложения всего содержания конспектируемого текста, дающая общее представление о нем. Рецензия – критический анализ и оценка прочитанного текста с использованием в качестве доказательств тезисов и цитат из самого текста.
|
Задания для самостоятельного изучения источников и литературы
№ п/п | Темы для самостоятельного изучения | Задания | Формы отчетности | Рекомендуемые источники информации (№ источника) | Срок выполнения | |||
Основная | Дополнительная | Методическая | Интернет-ресурсы | |||||
1. | Тема 1. Славяне в догосударственный период | выписки, план, рецензия | Конспект | 1,2,3 | 2-я неделя семестра | |||
2. | Тема 2. Средневековая Болгария | выписки, план, рецензия | Конспект | 3,4,6 | 4-я неделя семестра | |||
3. | Тема 3. Сербия до турецкого завоевания | выписки, план, рецензия | Конспект | 1,2,7 | 6-я неделя семестра | |||
4. | Тема 4. Словения и Хорватия до турецкого завоевания | выписки, план, рецензия | Конспект | 3,5,8 | 8-я неделя семестра | |||
5. | Тема 5. Южные славяне в позднее средневековье | выписки, план, рецензия | Конспект | 3,7,8 | 10-я неделя семестра | |||
6. | Тема 6. Хорватия и Словения под властью Габсбургов и Венеции в XVI-XVIII вв. | выписки, план, рецензия | Конспект | 2,3,5 | 12-я неделя семестра | |||
7. | Тема 7. Чехия в средние века и раннее новое время | выписки, план, рецензия | Конспект | 5,6,7 | 14-я неделя семестра | |||
8. | Тема 8. Польша в средние века и раннее новое время | выписки, план, рецензия | Конспект | 5,6,7 | 16-я неделя семестра |
Порядок оформления и предоставления результатов самостоятельного изучения источников и литературы
Выписки, план и рецензия на учебную книгу или научный материал (препринт, монография, научная статья в сборнике и т.п.) должны объективно оценивать рукопись и содержать всесторонний анализ её достоинств и недостатков. При этом бакалавру необходимо:
1. Определить соответствие материала, изложенного в научной литературе, содержанию плана занятия.
2. Определить актуальность содержания научной работы: соответствует ли уровень изложенного в ней материала современным достижениям науки.
|
3. Указать, чем отличается предлагаемое произведение от иных, опубликованных на такую же тему.
4. Дать оценку научной работе с аналитической точки зрения и определить, отвечает ли она требованиям современной науки.
5. Проанализировать полноту и качество научного аппарата издания, определить, насколько методологически верно подобраны проблемы и сделаны выводы.
6. Оценить эффективность использования научной работы для самостоятельной работы бакалавра.
7. Указать, насколько полно представлены элементы справочно-сопроводительного аппарата (с учетом вида издания).
8. Дать качественную и количественную оценку приведенного в работе материала: фактического; иллюстративного.
9. Оценить правильность и точность определений и формулировок.
10. Дать оценку использования в работе общепринятой терминологии, норм, правил, стандартов и т.д.
11. Оценить соответствие обозначений определений и понятий, принятым в аналогичной учебной литературе.
12. Дать оценку литературного стиля изложения материала.
13. Оценить возможность использования работы в собственном научном исследовании.
14. Дать обоснованные выводы о работе в целом и при необходимости – аргументированную критику.
Критерии оценивания самостоятельного изучения источников и литературы
Оценка «отлично» выставляется студенту, если при составлении выписки, плана и рецензии он полностью знает принципы составления докладов и самостоятельного изучения литературы по истории южных и западных славян в средние века; полностью умеет составлять доклады и самостоятельно изучать литературу по истории южных и западных славян в средние века; полностью владеет способностью составлять доклады и самостоятельно изучать литературу по истории южных и западных славян в средние века.
Оценка «хорошо» выставляется студенту, если при составлении выписки, плана и рецензии он уверенно знает базовую историческую информацию по истории южных и западных славян в средние века; уверенно умеет понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию по истории южных и западных славян в средние века; уверенно умеет способностью по истории южных и западных славян в средние века.
|
Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если при составлении выписки, плана и рецензии он частично знает базовую историческую информацию по истории южных и западных славян в средние века; частично умеет понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию по истории южных и западных славян в средние века; частично умеет способностью по истории южных и западных славян в средние века.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если при составлении выписки, плана и рецензии он поверхностно знает базовую историческую информацию по истории южных и западных славян в средние века; поверхностно умеет понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию по истории южных и западных славян в средние века; поверхностно владеет способностью по истории южных и западных славян в средние века.
Задания для подготовки к практическим занятиям
№ п/п | Темы практических занятий, формулировки проблемных заданий | Задания | Формы отчетности | Срок выполнения |
1. | Тема 3. Сербия до турецкого завоевания 3.1. Сербское государство по данным «Законника» Стефана Душана 1. Государственная и реформаторская деятельность Стефана Душана. 2. Статус царской власти и средств государственного принуждения. 3. Судебная система, организация армии и налогов. | выписки, план, рецензия | Конспект | 1-2-я неделя семестра |
2. | 3.2. Сербское общество по данным «Законника» Стефана Душана 1. Сословные границы властелы. 2. Статус крестьянской общины по нормам «Законника». 3. Правовое положение ремесленных и купеческих слоев. | выписки, план, рецензия | Конспект | 3-4-я неделя семестра |
3. | Тема 5. Южные славяне в позднее средневековье 5.1. Военно-феодальная система управления в балканских провинциях Османской империи 1. Османское завоевание Балкан. 2. Складывание системы управления в европейских провинциях империи. 3. Система эксплуатации и социальная политика Османов на Балканах. 4. Методы, формы и результаты политики исламизации славянского населения. | выписки, план, рецензия | Конспект | 5-6-я неделя семестра |
4. | 5.2. Статус южных славян в составе Османской империи. 1. Сословный статус южнославянского крестьянства. 2. Ухудшение положения южнославянского крестьянства на фоне кризиса сипахийской системы. 3. Османский город: статус ремесленников и торговцев славянского происхождения. 4. Южнославянские феодалы под властью Османов: проблемы интеграции. | выписки, план, рецензия | Конспект | 7-8-я неделя семестра |
5. | Тема 6. Хорватия и Словения под властью Габсбургов и Венеции в XVI-XVIII вв. 6.1. Инкорпорация Хорватии и Словении в состав государства Габсбургов 1. Последствия немецкой колонизации в Словении. 2. Турецкое наступление в Хорватии и раздел хорватских земель. 3. Социально-административный статус словенских и хорватских земель в составе империи. | выписки, план, рецензия | Конспект | 9-я неделя семестра |
6. | 6.2. Интеграция Хорватии и Словении в состав государства Габсбургов 1. Антигабсбургская оппозиция в Хорватии и ее последствия; 2. Реформация и Контрреформация в словенских землях. 3. Просвещенный абсолютизм Габсбургов. | выписки, план, рецензия | Конспект | 10-я неделя семестра |
7. | Тема 7. Чехия в средние века и раннее новое время 7.1. Предреформационная доктрина Яна Гуса 1. Предпосылки гуситского движения. 2. Личность и деятельность Яна Гуса. 3. Предреформационные мотивы доктрины Гуса. 4. Оценка доктрины Гуса в зарубежном и отечественном славяноведении. | выписки, план, рецензия | Конспект | 11-12-я неделя семестра |
8. | 7.2. Гуситское движение в Чехии 1. Восстание 1415-1419 гг. 2. Программы чашников и таборитов. 3. Гуситские войны. 4. Историография гуситского движения в зарубежном и отечественном славяноведении. | выписки, план, рецензия | Конспект | 13-14-я неделя семестра |
9. | Тема 8. Польша в средние века и раннее новое время 8.1. Фольварк в системе аграрного строя Речи Посполитой 1. Крупнопоместное хозяйство королевского дома, Церкви, светских магнатов и шляхты; 2. Структура поместья и организация труда на фольварке и крестьянском наделе; 3. Социально-правовой статус польского крестьянства. | выписки, план, рецензия | Конспект | 15-16-я неделя семестра |
10. | 8.2. Внутренний кризис Речи Посполитой 1. Причины кризиса производства на фольварке и признаки его преодоления. 2. Политика королевской власти по отношению к кризису. 3. Сословные привилегии шляхты и ее реакция на кризис. | 17-18-я неделя семестра |
|
Порядок оформления и предоставления результатов подготовки к практическим занятиям
При подготовке к каждому практическому занятию бакалавры должны внимательно ознакомиться с планом занятия по соответствующей теме, перечитать свой конспект, составить на его основе план и рецензию, изучить рекомендованную дополнительную литературу и источники. Следует изначально оценить степень собственной подготовленности к занятию. В этом помогут методические рекомендации, которые сформулированы по каждой теме.
Порядок подготовки практического занятия
- изучение требований программы дисциплины и методических рекомендаций для подготовки к практическим занятиям;
- изучение цели и задач практического занятия;
- изучение плана вопросов и задания практического занятия;
- изучение содержания практического занятия;
- составление планов, конспектов и рецензий по теме практического занятия.
Критерии оценивания подготовки к практическим занятиям
Оценка «отлично» выставляется студенту, если при подготовке к практическому занятию он полностью знает принципы составления докладов и самостоятельного изучения литературы по истории южных и западных славян в средние века; полностью умеет составлять доклады и самостоятельно изучать литературу по истории южных и западных славян в средние века; полностью владеет способностью составлять доклады и самостоятельно изучать литературу по истории южных и западных славян в средние века.
Оценка «хорошо» выставляется студенту, если при подготовке к практическому занятию он уверенно знает базовую историческую информацию по истории южных и западных славян в средние века; уверенно умеет понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию по истории южных и западных славян в средние века; уверенно умеет способностью по истории южных и западных славян в средние века.
Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если при подготовке к практическому занятию он частично знает базовую историческую информацию по истории южных и западных славян в средние века; частично умеет понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию по истории южных и западных славян в средние века; частично умеет способностью по истории южных и западных славян в средние века.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если при подготовке к практическому занятию он поверхностно знает базовую историческую информацию по истории южных и западных славян в средние века; поверхностно умеет понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию по истории южных и западных славян в средние века; поверхностно владеет способностью по истории южных и западных славян в средние века.
Задания для подготовкии защиты доклада
№ п/п | Темы, наименование тем докладов | Задания | Формы отчетности | Сроки выполнения |
1. | Тема 3. Сербия до турецкого завоевания 1. Принятие христианства и становление церковной жизни в славянских землях Балканского полуострова. 2. Расцвет сербской письменности при Неманичах. 3. Сербский героический эпос. 4. Этнокультурная консолидация сербской народности. 5. Образование и просвещение сербов под эгидой византийской цивилизации. 6. «Законник» Стефана Душана как исторический источник. | написание и защита доклада | доклад | 2-3-4-я неделя семестра |
2. | Тема 5. Южные славяне в позднее средневековье 1. Влияние идей гуманизма на культуру югославянских народов в XV в. 2. Расцвет культуры Далмации и Дубровника в эпоху позднего Возрождения. 3. М. Орбини и его вклад в развитие исторической науки. 4. Влияние исламской культуры на югославянские народы. 5. Хорватская историческая литература Х1У-ХУ вв. 6. Двуязычная культура Дубровника. | написание и защита доклада | доклад | 6-7-8-я неделя семестра |
3. | Тема 7. Чехия в средние века и раннее новое время 1. Принятие христианства и становление церковной жизни в славянских землях Центральной Европы. 2. Карлов университет в истории средневековой Чехии. 3. Строительство «Златой Праги». 4. Чешский гуманист и педагог Ян Амос Коменский. 5. Расцвет чешской культуры в правление Карла IV. 6. Школьная реформа Иосифа II в Чехии. | написание и защита доклада | доклад | 12-13-14-я неделя семестра |
4. | Тема 8. Польша в средние века и раннее новое время
| написание и защита доклада | доклад | 16-17-18-я неделя семестра |
Порядок оформления и предоставления результатов подготовки и защиты доклада
Доклад, как вид самостоятельной работы в учебном процессе, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, учит критически мыслить.
При написании доклада по заданной теме студент составляет план, подбирает основные источники.
В процессе работы с источниками систематизирует полученные сведения, делает выводы и обобщения.
К докладу по крупной теме могут привлекать несколько студентов, между которыми распределяются вопросы выступления.
Выбор темы доклада
Тематика доклада обычно определяется преподавателем, но в определении темы инициативу может проявить и студент.
Прежде чем выбрать тему доклада, автору необходимо выявить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить.
Этапы работы над докладом
Формулирование темы, причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию.
Подбор и изучение основных источников по теме (как правильно, при разработке доклада используется не менее 8-10 различных источников).
Составление списка использованных источников.
Обработка и систематизация информации.
Разработка плана доклада.
Написание доклада.
Публичное выступление с результатами исследования.
Структура доклада:
- титульный лист;
- оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт);
- введение (формулирует суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы);
- основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы);
- заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме доклада, предлагаются рекомендации);
- список использованных источников.
Структура и содержание доклада
Введение - это вступительная часть научно-исследовательской работы. Автор должен приложить все усилия, чтобы в этом небольшом по объему разделе показать актуальность темы, раскрыть практическую значимость ее, определить цели и задачи эксперимента или его фрагмента.
Основная часть. В ней раскрывается содержание доклада.
Как правило, основная часть состоит из теоретического и практического разделов.
В теоретическом разделе раскрываются история и теория исследуемой проблемы, дается критический анализ литературы и показываются позиции автора.
В практическом разделе излагаются методы, ход, и результаты самостоятельно проведенного эксперимента или фрагмента.
В основной части могут быть также представлены схемы, диаграммы, таблицы, рисунки и т.д.
В заключении содержатся итоги работы, выводы, к которым пришел автор, и рекомендации. Заключение должно быть кратким, обязательным и соответствовать поставленным задачам.
Список использованных источников представляет собой перечень использованных книг, статей, фамилии авторов приводятся в алфавитном порядке, при этом все источники даются под общей нумерацией литературы. В исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания.
Приложение к докладу оформляются на отдельных листах, причем каждое должно иметь свой тематический заголовок и номер, который пишется в правом верхнем углу, например: «Приложение 1».
Требования к оформлению доклада
Объем доклада может колебаться в пределах 5-15 печатных страниц; все приложения к работе не входят в ее объем.
Доклад должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения.
Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.
Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата.
Критерии оценки доклада
- актуальность темы исследования;
- соответствие содержания теме;
- глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников;
- соответствие оформления доклада стандартам.
По усмотрению преподавателя доклады могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях, а также использоваться как зачетные работы по пройденным темам.
Критерии оценивания доклада
Оценка «отлично» выставляется студенту, если в ходе доклада он полностью знает принципы составления докладов и самостоятельного изучения литературы по истории южных и западных славян в средние века; полностью умеет составлять доклады и самостоятельно изучать литературу по истории южных и западных славян в средние века; полностью владеет способностью составлять доклады и самостоятельно изучать литературу по истории южных и западных славян в средние века.
Оценка «хорошо» выставляется студенту, если в ходе доклада он уверенно знает базовую историческую информацию по истории южных и западных славян в средние века; уверенно умеет понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию по истории южных и западных славян в средние века; уверенно умеет способностью по истории южных и западных славян в средние века.
Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если в ходе доклада он частично знает базовую историческую информацию по истории южных и западных славян в средние века; частично умеет понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию по истории южных и западных славян в средние века; частично умеет способностью по истории южных и западных славян в средние века.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если в ходе доклада он поверхностно знает базовую историческую информацию по истории южных и западных славян в средние века; поверхностно умеет понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию по истории южных и западных славян в средние века; поверхностно владеет способностью по истории южных и западных славян в средние века.
5. Методические указания (по видам работ, предусмотренных рабочей программой дисциплины)
Методические указания для самостоятельного изучения источников и литературы
Самостоятельная работа с источниками и научной литературой – одна из форм самостоятельной работы бакалавров, способствующая углублению знаний, выработке устойчивых навыков самостоятельной работы. Это задание, которое содержит больший или меньший элемент неизвестности и имеет, как правило, несколько подходов.
В качестве главных признаков работы бакалавров с источниками и научной литературой выделяют: высокую степень самостоятельности; умение логически обрабатывать материал; умение самостоятельно сравнивать, сопоставлять и обобщать материал; умение классифицировать материал по тем или иным признакам; умение высказывать свое отношение к описываемым явлениям и событиям; умение давать собственную оценку какой-либо работы и др.
Выделяют следующие виды домашних творческих заданий:
Задания когнитивного типа:
1. Научная проблема – решить реальную проблему, которая существует в
науке.
2. Структура – нахождение, определение принципов построения различных
структур.
3. Опыт – проведение опыта, эксперимента.
4. Общее в разном – вычленение общего и отличного в разных системах.
5. Разно-научное познание – одновременная работа с разными способами
исследования одного и того же объекта.
Задания креативного типа:
1. Составление – составить план, конспект, рецензию.
2. Изготовление – изготовить историческую карту, схему, диаграмму и т.д.
Задания организационно-деятельностного типа:
1. План – разработать план-конспект научной работы, составить индивидуальную программу собственных занятий по дисциплине.
2. Выступление – составить показательное выступление.
3. Рефлексия – осознать свою деятельность (речь, письмо, чтение, вычисления, размышления) на протяжении определенного отрезка времени. Следует вывести правила и закономерности этой деятельности.
4. Оценка – написать рецензию на текст, фильм, работу другого бакалавра,
подготовить самооценку (качественную характеристику) своей работы по дисциплине.
Методические указания для подготовки к практическим занятиям (проблемным заданиям практических занятий)
Подготовку к каждому практическому занятию каждый бакалавр должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. На основе индивидуальных предпочтений бакалавру необходимо самостоятельно выбрать тему доклада по проблеме занятия и по возможности подготовить по нему презентацию. В случае выполнения практического задания, о его необходимо выполнить с учетом предложенной инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса. Результат такой работы должен проявиться в способности бакалавра свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении вопросов и заданий.
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие может состоять из четырех-пяти частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных рабочей программой дисциплины «История южных и западных славян в средние века».
2. Доклад и/ или выступление с презентациями по проблеме практических занятий.
3. Обсуждение выступлений по теме – дискуссия.
4. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено методическим рекомендациями для практических занятий.
Структура практического занятия
Первая часть – обсуждение теоретических вопросов - проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает выборочную проверку преподавателем теоретических знаний бакалавров. Примерная продолжительность - до 15 минут.
Вторая часть – выступление бакалавров с докладами, которые должны сопровождаться презентациями с целью усиления наглядности восприятия, по одному из вопросов занятия. Обязательный элемент – представление и анализ полученных данных, обоснование последствий любого факта, явления или процесса. Примерная продолжительность -20-25 минут.
После докладов следует их обсуждение – дискуссия. В ходе этого этапа занятия могут быть заданы уточняющие вопросы к докладчикам. Примерная продолжительность – до 15-20 минут.
Если программой предусмотрено выполнение практического задания в рамках конкретной темы, то преподавателями определяется его содержание и дается время на его выполнение, а замет идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно). Примерная продолжительность – 15-20 минут.
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Бакалаврам должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования. Примерная продолжительность – 5 минут.
Для подготовки презентации рекомендуется использовать: PowerPoint, MS Word, Acrobat Reader, LaTeX-овский пакет beamer. Самая простая программа для создания презентаций – Microsoft PowerPoint. Для подготовки презентации необходимо собрать и обработать начальную информацию.
Последовательность подготовки презентации:
1. Четко сформулировать цель презентации.
2. Определить каков будет формат презентации: живое выступление (тогда, сколько будет его продолжительность) или электронная рассылка (каков будет контекст презентации).
3. Отобрать всю содержательную часть для презентации и выстроить логическую цепочку представления.
4. Определить ключевые моменты в содержании текста и выделить их.
5. Определить виды визуализации (картинки) для отображения их на слайдах в соответствии с логикой, целью и спецификой материала.
6. Подобрать дизайн и форматировать слайды (количество иллюстраций и текста, их расположение, цвет и размер).
7. Проверить визуальное восприятие презентации.
К видам визуализации относятся иллюстрации, образы, диаграммы, таблицы. Иллюстрация – представление реально существующего зрительного ряда. Образы – в отличие от иллюстраций – метафора. Их назначение – вызвать эмоцию и создать отношение к ней, воздействовать на визуализация количественных и качественных связей. Их используют для убедительной демонстрации данных, для пространственного мышления в дополнение к логическому. Таблица – конкретный, наглядный и точный показ данных. Ее основное назначение – структурировать информацию, что порой облегчает восприятие данных аудиторией.
Структура выступления на практическом занятии
Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать: название, сообщение основной идеи, современную оценку предмета изложения, краткое перечисление рассматриваемых вопросов, живую интересную форму изложения, акцентирование внимания на важных моментах, оригинальность подхода.
Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части – представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока не должны даваться без наглядных пособий, аудио-визуальных и визуальных материалов.
Заключение – ясное, четкое обобщение и краткие выводы, которые должны отражать изначально заявленную цель выступления.
Методические рекомендации для написания и защиты доклада
Доклад, как вид самостоятельной работы в учебном процессе, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, учит критически мыслить.
При написании доклада по заданной теме студент составляет план, подбирает основные источники.
В процессе работы с источниками систематизирует полученные сведения, делает выводы и обобщения.
К докладу по крупной теме могут привлекать несколько студентов, между которыми распределяются вопросы выступления.
Выбор темы доклада
Тематика доклада обычно определяется преподавателем, но в определении темы инициативу может проявить и студент.
Прежде чем выбрать тему доклада, автору необходимо выявить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить.
Этапы работы над докладом
Формулирование темы, причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию.
Подбор и изучение основных источников по теме (как правильно, при разработке доклада используется не менее 8-10 различных источников).
Составление списка использованных источников.
Обработка и систематизация информации.
Разработка плана доклада.
Написание доклада.
Публичное выступление с результатами исследования.
Структура доклада:
- титульный лист;
- оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт);
- введение (формулирует суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы);
- основная часть (каждый раздел
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!