Состав аппаратных средств, вошедших в состав АРМ ученика и учителя — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав аппаратных средств, вошедших в состав АРМ ученика и учителя

2017-10-09 483
Состав аппаратных средств, вошедших в состав АРМ ученика и учителя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проект

Примерный перечень

учебного и учебно-наглядного оборудования для кабинетов начальных классов общеобразовательных школ

Пояснительная записка

Данный документ представляет собой примерный перечень учебного и учебно-наглядного оборудования (далее – Перечень), соответствующий материально-техническим условиям введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).

Перечень составлен на основе реальной оценки социальной ситуации в современной начальной школе, в которой наблюдается возрастающее несоответствие между низким количественным и качественным уровнем ее оснащенности и уровнем требований, заложенных в ФГОС НОО.

Многообразие существующих средств обучения и дидактических возможностей их использования в учебном процессе, отсутствие ориентиров в выборе оборудования, обусловили объективные трудности в определении перечней и номенклатуры современных средств обучения для оснащения (дооснащения) образовательных учреждений с целью обеспечения условий реализации требований нового образовательного стандарта. В связи с этим, создание настоящего Перечня средств обучения, составленного в соответствии с требованиями ФГОС НОО и на основе анализа современных программ и учебников, имеет принципиально важное значение для модернизации начальной школы.

Системно-деятельностный подход, предусмотренный в ФГОС НОО, ориентированный главным образом на предметную (практическую) деятельность младших школьников, предопределил наличие в предлагаемом Перечне взаимосвязи (тематической, внутрипредметной и межпредметной) между средствами обучения. Особое внимание уделено взаимодействию субъектов процесса обучения: учитель -ученик. Учитель использует средства обучения в целях реализации воспитательной, обучающей и управленческой функций. Ученик применяет средства обучения для учебно-познавательной деятельности. Для реализации практической направленности процесса обучения младших школьников, получения возможности организовать на уроке их разнообразную деятельность, проведен специальный подбор средств обучения, включающих как традиционные, привычные для учителя массовой школы (печатные материалы, натуральные объекты, модели и т.п.), так и современные, представленные средствами информатизации процесса обучения.

Доля различных видов средств обучения представлена с учетом специфики каждого изучаемого предмета, причем исключена вероятность дублирования средств обучения, используемых на различных предметах и периодах обучения (1, 2, 3 и 4 классы).

Структура Перечня позволяет определить потребность в финансировании приобретения оборудования для начальных классов образовательных учреждений по периодам обучения (1 класс, 2-4 классы), исключив неэффективное расходование бюджетных средств по причине межпредметного дублирования отдельных номенклатурных позиций. Разнообразие видов средств обучения, включенных в настоящий Перечень, позволяет обеспечить их вариативное применение в соответствии с программой обучения, уровнями развития детей и особенностями методики преподавания предмета.

В основу разработки Перечня положены следующие требования Стандарта:

· воспитание и развитие качеств личности учащихся, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики; достижение личностных, предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования с использованием средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)[1] – необходимость оснащения кабинетов начальных классов высокотехнологичным учебным оборудованием на базе компьютерной техники;

· обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования – в пределах образовательного учреждения должен быть обеспечен доступ учащихся к основным средствам обучения в целях реализации учебно-познавательной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности (может быть реализовано посредством создания рабочих мест ученика, оснащенных компьютерной техникой);

· обеспечение осуществления в электронной (цифровой) форме деятельности по планированию образовательного процесса, размещение и сохранение материалов образовательного процесса (педагога), работ и результатов освоения образовательной программы учащимися (формирование портфолио), доступ участников образовательного процесса к информационно-образовательным ресурсам в сети Интернет, взаимодействие между участниками образовательного процесса посредством сети Интернет – может быть реализовано посредством создания рабочих мест учителя, оснащенных компьютерной техникой;

· необходимость учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значений видов деятельности и форм общения – должно быть реализовано посредством использования в учебном процессе как традиционных средств обучения (учебно-наглядные пособия на печатной и непечатной основах, гербарии, коллекции, модели, макеты, муляжи и пр.), так и инновационных, высокотехнологичных средств обучения на базе компьютерной техники;

· обеспечение условий для овладения учащимися практическими умениями и навыками: в различных видах художественной деятельности, в том числе в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.); технологическими приемами ручной обработки материалов; создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач; изучения природы и окружающего мира, в том числе с использованием цифровых (компьютерных) измерительных приборов, карт, планов и др. – необходимость оснащения кабинетов начальных классов учебно-практическим оборудованием и инструментами для выполнения учащимися практической деятельности по музыкальному и художественному творчеству, трудовому обучению, цифровому (электронному) и традиционному измерению, проектирования и конструирования, в т.ч. моделей с цифровым управлением и обратной связью и пр;

· обеспечение учебного процесса учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам – наиболее целесообразный путь реализации требования посредством обеспечения учебного процесса учебно-методическими комплектами, отвечающими требованиям ФГОС, созданных на основе единой методологии, по единым методическим принципам, обеспечивающих преемственность, универсальность и технологизацию организации учебного процесса.

При формировании Перечня всё множество средств обучения рассматривалось с позиции системности, где в качестве системообразующего компонента положен учебно-методический комплект (УМК), или система, линия учебников[2]:

ü создание материальных объектов;

ü обработка материалов и информации с использованием технологических инструментов; проектирования и конструирования;

ü планирование учебного процесса, фиксирования его результатов в целом и отдельных этапов;

ü размещение своих материалов и работ в информационной среде образовательного учреждения и т.д.

 

Современная система средств обучения рассматривается как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, обеспечивающих выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта. Условно средства обучения можно поделить на:

· основные информационно-образовательные ресурсы,

· вспомогательные информационно-образовательные ресурсы,

· программно-аппаратные средства, функционирующие на базе компьютерных технологий.

Основные информационно-образовательные ресурсы представлены учебно-методическим комплектом по предмету, который включает: учебники, тетради-тренажеры, тетради-практикумы и экзаменаторы, задачники, дидактические и методические учебные пособия, а также электронные приложения к учебникам.

Вспомогательные образовательные ресурсы включают учебно-наглядные пособия, в том числе мультимедийные (цифровые), а также приборы, оборудование, инструменты.

Программно-аппаратные средства представлены автоматизированными рабочими местами (АРМ) учителя и ученика.

Принять считать, что основные и вспомогательные образовательные ресурсы реализуют предметную составляющую образовательного процесса, программно-аппаратные средства - межпредметную.

Все многообразие средств обучения, связанных между собой, разделено в Перечне на два вида: традиционные (на печатной и непечатной основах, а также оборудование, приборы и инструменты для проведения натурных экспериментов и практических действий) и инновационные (функционирующие на базе компьютерных технологий). Данная классификация соответствует нормам Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, которые устанавливают, что достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования невозможно без комплексного использования в образовательном процессе всей совокупности существующих средств обучения, как традиционных, так и средств обучения, основанных на базе компьютерных технологий.

Учебное оборудование в Перечне представлено двумя вариантами: минимальной и базовой комплектации. Оба варианта отвечают требованиям ФГОС НОО к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и способствуют достижению зафиксированных в Стандарте результатов ее освоения.

В основу деления оборудования, представленного в Перечне, на уровни минимальной и базовой комплектации по составу традиционных и инновационных средств обучения по всем предметам начальной школы заложены следующие принципы:

- более высокий уровень оснащенности (базовый) дает возможность всем участникам образовательного процесса на более высоком качественном уровне решать задачи учебно-познавательной (ученик), обучающей и воспитательной (учитель) деятельности;

- учет различных финансовых возможностей образовательных учреждений.

Минимальный уровеньпозволяет обеспечить образовательный процесс в начальной школе необходимыми условиями для решения основных задач образования;

Базовый уровень позволяет обеспечить образовательный процесс достаточными условиями для эффективного решения задач образования.

 

 

По уровням комплектации

  Минимальный уровень комплектации Базовый уровень комплектации
АРМ учителя 1. Копи-устройство (интерактивная приставка) 1. Интерактивная доска 121x201 (86'')
2. Доска маркерная 120х180  
3.Ноутбук учителя (в составе мобильного компьютерного класса) 2.Ноутбук учителя (стационарный)
4. Мультимедийный длиннофокусный проектор 3. Мультимедийный короткофокусный проектор
5. Крепление проекторное потолочное 4.Крепление проекторное настенное телескопическое
6. Документ камера 5. Документ камера с автоматической фокусировкой в зависимости от освещения
7. Многофункциональное устройство (цветное, струйное) 6. Многофункциональное устройство (цветное, лазерное)
8. Колонки фронтальные акустические двухполосные 7. Колонки фронтальные акустические двухполосные
9. Фотокамера с возможностью видеосъемки 8. Видеокамера с возможностью фотосъемки
10. Сетевой фильтр 9. Сетевой фильтр
АРМ ученика(из расчета 1 компьютер - 2 ученика) Мобильный компьютерный класс на 13 учеников (тележка-сейф, 13 нетбуков ученика) 1. Мобильный компьютерный класс на 13 учеников (тележка-сейф, 13 нетбуков ученика) 2. Система интерактивного голосования на 13 учеников

 

 

Класс (учитель)

 

1. Учебники Федерального перечня по предметам (комплект)
Обучение грамоте
Русский язык
Литературное чтение
Математика
Окружающий мир
Изобразительное искусство
Музыка
Технология
Физическая культура 1-4 классы
2. Комплект справочных ресурсов (стандарты, примерные программы по учебным предметам и пр.)
3. Учебно-наглядные пособия (комплект)
Русский язык
Математика
Литературное чтение
Окружающий мир
Иностранный язык
Технология
Музыкальное искусство
Изобразительное искусство
Физическая культура

 

Состав традиционных средств обученияпо предметам,

Классы (учитель)

 

1. Учебники Федерального перечня по предметам (комплект)
Обучение грамоте
Русский язык
Литературное чтение
Математика
Окружающий мир
Изобразительное искусство
Музыка
Технология
Физическая культура 1-4 классы
2. Учебно-наглядные пособия (комплект)
Русский язык
Математика
Литературное чтение
Окружающий мир
Иностранный язык
Технология
Музыкальное искусство
Изобразительное искусство
Физическая культура

Состав традиционных средств обученияпо предметам,

Класс (ученик)

 

1. Учебники Федерального перечня по предметам (комплект)
Обучение грамоте
Русский язык
Литературное чтение
Математика
Окружающий мир
Изобразительное искусство
Музыка
Технология
Физическая культура 1-4 классы
2. Учебно-наглядные пособия (комплект)
Русский язык
Математика
Литературное чтение
Окружающий мир
Иностранный язык
Технология
Музыкальное искусство
Изобразительное искусство
Физическая культура

 

Состав традиционныхсредств обучения по предметам,

Классы (ученик)

 

1. Учебники Федерального перечня по предметам (комплект)
Обучение грамоте
Русский язык
Литературное чтение
Математика
Окружающий мир
Изобразительное искусство
Музыка
Технология
Физическая культура 1-4 классы
2. Учебно-наглядные пособия (комплект)
Русский язык
Математика
Литературное чтение
Окружающий мир
Иностранный язык
Технология
Музыкальное искусство
Изобразительное искусство
Физическая культура

 

Состав инновационных средств обученияпо предметам,

Класс

1. АРМ-всего:
- аппаратные средства
- программное обеспечение (Windows)
Руководство по эксплуатации автоматизированных рабочих мест ученика и учителя
2. Цифровые образовательные ресурсы (комплект)
Русский язык
Математика
Литературное чтение
Окружающий мир
Иностранный язык
Технология
Музыкальное искусство
Изобразительное искусство
Физическая культура

Классы

 

Цифровые образовательные ресурсы (комплект)
Русский язык
Математика
Литературное чтение
Окружающий мир
Иностранный язык
Технология
Музыкальное искусство
Изобразительное искусство
Физическая культура

 

 

Класс

 

1. АРМ-всего:
- аппаратные средства
- программное обеспечение (Windows)
- специализированное программное обеспечение (в составе АРМ учителя)
2. Цифровые образовательные ресурсы (комплект)
Русский язык
Математика
Литературное чтение
Окружающий мир
Иностранный язык
Технология
Музыкальное искусство
Изобразительное искусство
Физическая культура

 

Классы

 

Цифровые образовательные ресурсы (комплект)
Русский язык
Математика
Литературное чтение
Окружающий мир
Иностранный язык
Технология
Музыкальное искусство
Изобразительное искусство
Физическая культура

 

Перечень учебного и учебно-наглядного оборудования, предназначенного для оснащения кабинетов начальных классов общеобразовательных учебных заведений.

Предмет «Русский язык»

Группа средств обучения/субъект образовательного процесса Средства обучения, вошедшие в комплект Формы работы со средством обучения* Рекомендации по использованию
1 класс
Цифровые образовательные ресурсы (для учителя) Электронные пособия (для использования при работе с интерактивной доской)  
Цифровые образовательные ресурсы (для ученика) Электронные учебные пособия, тренажёры, тесты по основным разделам предмета.  
Демонстрационно-наглядные пособия (для учителя) 1.Комплект демонстрационных таблиц по основны разделам предмета Используется в 1 классе
2.Кассы букв, сочетаний и звуковых схем Используется в 1 классе
3.Наборы сюжетных (предметных) картинок по основным разделам предмета Используются с 1 по 4 классы
4.Репродукции картин Используются с 1 по 4 классы
Пособия для отработки практических умений и навыков (для учеников) 1. Комплект динамических пособий (веера, пособия со шнурком и эластичным элементом) Используется с 1 по 2 классы
2. Касса звуковых схем Используются с 1 по 4 классы
3.Дидактические карточки-задания Используется в 1 классе
4.Наборы образовательных конструкторов для составления слов и кроссвордов Используются с 1 по 4 классы
Книгопечатная продукция (для учеников) 1. Словари всех типов по русскому языку (орфографический, толковый, орфоэпический, этимологический, фразеологический) Используется с 1 по 4 классы
Игры и игрушки (для учеников) 1.Куклы в русской (национальной) одежде, другие предметы национальной культуры (матрешки, шкатулки, свистульки и пр.) Используются с 1 по 4 классы
2. Лингвистическое лото, домино, викторины и др.настольные игры Используются с 1 по 4 классы
2-4 класс
Цифровые образовательные ресурсы (для учителя) Электронные пособия (для использования при работе с интерактивной доской) Используются со 2 по 4 классы
Цифровые образовательные ресурсы (для ученика) Электронные учебные пособия, тренажёры, тесты по основным разделам предмета. Используются со 2 по 4 классы
Демонстрационно-наглядные пособия (для учителя) 1.Комплект демонстрационных таблиц по основны разделам предмета Используются со 2 по 4 классы
2.Панно демонстрационное магнитно-маркерное по различным темам предмета Используются со 2 по 4 классы
Пособия для отработки практических умений и навыков (для учеников) 1.Дидактические карточки-задания  

Предмет "Литературное чтение"

 

Группа средств обучения/субъект образовательного процесса Средства обучения, вошедшие в комплект Формы работы со средством обучения* Рекомендации по использованию
1 класс
Цифровые образовательные ресурсы (для учителя) 1.Электронные пособия (для использования при работе с интерактивной доской) Используются с 1 по 4 классы
2. Видеофильмы Используются с 1 по 4 классы
3. Аудиозаписи Используются с 1 по 4 классы
Цифровые образовательные ресурсы (для учеников) 1.Электронные учебные пособия, тренажёры, справочники по основным разделам предмета Используются с 1 по 4 классы
Демонстрационно-наглядные пособия (для учителя) 1.Комплект демонстрационных таблиц по основны разделам предмета  
2. Комплект портретов русских и зарубежных писателей Используются с 1 по 4 классы
3. Набор репродукций картин   Используются с 1 по 4 классы
Пособия для отработки практических умений и навыков (для учеников) 1. Дидактические карточки-задания  
Книгопечатная продукция 1.Набор детских книг для дополнительного чтения Используются с 1 по 4 классы
Игры и игрушки 1.Лото на темы литературных произведений, домино, викторины и др.настольные игры Используются с 1 по 4 классы  
2.Наборы кукол-героев народных сказок (кукольный театр) Используются с 1 по 4 классы
2-4 класс
Демонстрационно-наглядные пособия (для учителя) 1.Комплект демонстрационных таблиц по основны разделам предмета используются со 2 по 4 классы
Пособия для отработки практических умений и навыков (для учеников) 1. Дидактические карточки-задания используются со 2 по 4 классы

 

Предмет "Математика"

 

Группа средств обучения/субъект образовательного процесса Средства обучения, вошедшие в комплект Формы работы со средством обучения* Рекомендации по использованию
1 класс
Цифровые образовательные ресурсы (для учителя) Электронные пособия (для использования с интерактивной доской) Используются с 1 по 4 класс
Демонстрационно-наглядные пособия (для учителя) Комплект демонстрационных таблиц по основным разделам предмета Используется в 1 классе
Комплект для обучения (устномый счет, сравнение групп предметов, схематическая запись задач) Используются с 1 по 4 класс
Набор инструментов (линейка, транспортир, циркуль, угольники), счеты Используются с 1 по 4 класс
Цифровые образовательные ресурсы (для учеников) Электронные учебные пособия, тесты, тренажеры по основным разделам предмета Используются с 1 по 4 класс
Пособия для отработки практических умений и навыков (для учеников) Комплект динамических пособий (веера, пособия со шнурком и эластичным элементом, перекидные табло) Используются с 1 по 4 класс
Комплекты для обучения сложению и вычитанию в пределах 10 и 20 (математические пирамиды) Используется в 1 классе
2-4 класс
Демонстрационно-наглядные пособия (для учителя) Комплект демонстрационных таблиц по основным разделам предмета Используются со 2 по 4 класс
Модели: часы, числовая прямая; наборы: геометрические тела, единицы объема, части целого Используются со 2 по 4 класс
Пособия для отработки практических умений и навыков (для учеников) Модели: часовой циферблат, денежные знаки Используются со 2 по 4 класс
Математические пирамиды для обучения сложению и вычитанию в пределах 100, умножению, делению, работе с долями и дробями Используются со 2 по 4 класс
Конструкторы для изготовления различных геометрических моделей Используются со 2 по 4 класс
Учебно-лабораторное и практическое оборудование Используются со 2 по 4 класс  

 

Предмет "Окружающий мир"

 

Группа средств обучения/субъект образовательного процесса Средства обучения, вошедшие в комплект Формы работы со средством обучения* Рекомендации по использованию
1 класс
Цифровые образовательные ресурсы (для учителя) 1.Электронные пособия (для использования при работе с интерактивной доской)  
2.Видеофильмы    
Цифровые образовательные ресурсы (для ученика) Электронные учебные пособия, тренажёры, тесты по основным разделам предмета.  
Демонстрационно-наглядные пособия (для учителя) 1.Комплект демонстрационных таблиц по основны разделам предмета Используются с 1 по 4 классы
2.Наборы сюжетных (предметных) картинок по основным разделам предмета Используются с 1 по 4 классы
3.Набор муляжей (фрукты, овощи, ягоды, бахчевые культуры и т.п.) Используются с 1 по 4 классы
5.Глобус физический Используются с 1 по 4 классы
6.Флюгер демонстрационный Используются с 1 по 4 классы
7.Панно демонстрационное магнитно-маркерное по различным темам предмета     Используются с 1 по 4 классы
Пособия для отработки практических умений и навыков (для учеников) 1. Комплект динамических пособий (веера, пособия со шнурком и эластичным элементом) Используется в 1 классе
2.Комплекты раздаточных материалов по основным разделам предмета   Используется в 1 классе
3. Дидактические карточки-задания   Используется в 1 классе
Лабораторное оборудование (для ученика) 1.Набор химической посуды и принадлежностей по природоведению Используются с 1 по 4 классы
2.Гербарии (растения, виды почв, плоды и семена и пр.) Используются с 1 по 4 классы
3.Коллекции (плодов и семян растений пр.) Используются с 1 по 4 классы
3.Микроскоп ученический цифровой Используются с 1 по 4 классы
4.Термометры для измерения температуры воды Используются с 1 по 4 классы
6.Лупа Используются с 1 по 4 классы
7.Компас Используются с 1 по 4 классы
8.Компьютерные датчики для цифровых измерений Используются с 1 по 4 классы
Книгопечатная продукция (для ученика) Энциклопедии и справочники по основным разделам предмета Используются с 1 по 4 классы
Игры и игрушки (для ученика) Обучающее лото, домино, викторины и др.настольные игры Используются с 1 по 4 классы
2-4 класс
Цифровые образовательные ресурсы (для учителя) 1.Электронные пособия (для использования при работе с интерактивной доской) Используются со 2 по 4 классы
2.Видеофильмы Используются со 2 по 4 классы
Цифровые образовательные ресурсы (для ученика) Электронные учебные пособия, тренажёры, тесты по основным разделам предмета. Используются со 2 по 4 классы
Демонстрационно-наглядные пособия для учителя 1.Комплект демонстрационных таблиц по основны разделам предмета Используются со 2 по 4 классы
2. Модель "Торс человека" Используются со 2 по 4 классы
Пособия для отработки практических умений и навыков (для учеников) 1.Комплекты раздаточных материалов по основным разделам предмета Используются со 2 по 4 классы
2.Дидактические карточки-задания Используются со 2 по 4 классы
Игры и игрушки Обучающие настольные игры Используются со 2 по 4 классы

Предмет "Иностранный язык (на примере английского языка)"

 

Группа средств обучения/субъект образовательного процесса Средства обучения, вошедшие в комплект Формы работы со средством обучения* Рекомендации по использованию
2-4 класс
Цифровые образовательные ресурсы (для учителя) Электронные пособия (для использования с интерактивной доской) Используются со 2 по 4 класс
Цифровые образовательные ресурсы (для учеников) Электронные учебные пособия, тесты, тренажеры по основным разделам предмета, словари Используются со 2 по 4 класс
Демонстрационно-наглядные пособия (для учителя) Комплект демонстрационных таблиц по основным разделам предмета   Используются со 2 по 4 класс
Касса букв Используются со 2 по 4 класс
Пособия для отработки практических умений и навыков (для учеников) Комплект динамических пособий (веера, пособия со шнурком и эластичным элементом) Используются со 2 по 4 класс
Касса букв Используются со 2 по 4 класс
Дидактические карточки-задания Используются со 2 по 4 класс
Книгопечатная продукция (для учеников) Словари Используются со 2 по 4 класс

 

Предмет "Технология"

 

Группа средств обучения/субъект образовательного процесса Средства обучения, вошедшие в комплект Формы работы со средством обучения* Рекомендации по использованию
1 класс
Цифровые образовательные ресурсы (учитель) Электронные учебные пособия, книги, каталоги по основным разделам предмета, наглядные пособия (для использования с интерактивной доской) Используется в 1-4 классах
Цифровые образовательные ресурсы (ученик) Электронные учебные пособия, книги, каталоги по основным разделам предмета Используется в 1-4 классах
Демонстрационно-наглядные пособия (учитель) Комплекты демонстрационных таблиц по основным разделам предмета с методическими рекомендациями по их использованию на уроках Используется в 1-4 классах
Коллекции (учитель) Коллекции натуральных образцов сырья, ткани, бумаги, строительных материалов  
Коллекции (ученик) Коллекции натуральных образцов сырья, ткани, бумаги, строительных материалов Используется в 1-4 классах
Учебно-лабораторное и практическое оборудование (ученик) Доски и наборы стеков дл

Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.