Германцы и славяне на пороге цивилизации — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Германцы и славяне на пороге цивилизации

2017-10-08 414
Германцы и славяне на пороге цивилизации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Изначально «варварами» (от греч. barbaros – непонятно болтающий) эллины и римляне именовали представителей всех других племен и народов, говоривших на непонятных, неблагозвучных языках и чуждых «настоящей», античной культуры. Даже римляне иногда называли себя варваврами, пока греческая культура не укоренилась в их среде. От слов «варвар» и «варварство» возникло пренебрежительное обозначение грубого, некультурного человека. В эпоху античности варварами именовались народы, обитавшие вне сферы влияния греко-римской цивилизации: киммерийцы, скифы, сарматы, авары, аланы, гунны. Варварами считались также находившиеся на более низкой ступени развития кельты, галлы, германцы, славяне и др. племена, обитавшие на севере и востоке Европы, еще не приобщившиеся к античной культуре и часто вторгавшиеся в пределы античного мира. Римляне, проводившие обширную колонизаторскую политику, считали, что те народы, которые принимали их порядки и античную культуру, оказывались в составе Римской империи на правах ее провинций, как бы переставали быть «варварами» и становились «цивилизованными людьми».

Уже в первые века своего существования Римская держава вступила в соприкосновение с племенами кельтов (римляне называли их галлами), обитавших на территориях современных Франции, Швейцарии, Бельгии и Нидерландов. С римлянами галлы то торговали, продавая выплавляемое ими железо хорошего качества, то воевали. В V в. до н.э. галлы неоднократно вторгались на Апеннинский полуостров, а в начале IV в. до н.э. взяли Рим и разграбили его. Со II в. до н.э. римляне начали серию войн с галлами, завершившихся в 58-51 гг. до н.э. победоносным Галльским походом Ю.Цезаря. Галлия стала римской провинцией. На исходе II в. до н.э. у Рима появился новый противник – германские племена. Строго говоря, собственно германцами в начале христианской эры были этнические общности «Верхняя Германия» и «Нижняя Германия», размещавшиеся на правом берегу Рейна. Но римские политики и интеллектуалы эпохи империи, особо не мудрствуя, распространяли понятие «германцы» на все варварские племена, обитавшие восточнее Рейна и севернее Дуная (Истра) на территории современных Германии, Австрии и частично Швейцарии.

Много неясностей вызывает употребление античными авторами понятия «венеды», «венеты», «винды» - древнего самоназвания предков современных западных славян – поляков, чехов, словаков, моравов. Еще Геродот в V в. до н.э. писал о племенах энетов (венетов), от которых в Грецию привозили янтарь с Балтийского моря; специалисты установили, что эллины пользовались именно этим янтарем. Согласно Плинию Старшему (I в.) венеды обитали на юго-восточном побережье Балтийского моря восточнее Вистулы (Вислы). Одновременно К.Тацит на основании имевшихся у него сведений о том, что венеды «ставят дома», «употребляют щиты» и «охотно передвигаются пешком» счел, что они отличались от уже известных римлянам кочевников-сарматов, «живущих в повозке и на коне». Веком позднее К.Птолемей считал венедов самостоятельным этносом, называл южное побережье Балтийского море Венедским заливом Сарматского океана (которым считалось само это море), Карпаты - Венедскими горами, а сарматов - соседями венедов. Т.е. географические и этнологические познания римской политической и интеллектуальной элиты эпохи империи не отличались точностью. Здесь просто не было такого понятия как «словене», «славяне», «славины», не говоря уже о фактически начавшемся их разделении на западных, восточных и южных. Более практичными оказались сами германцы и славяне. Они, опираясь на сохранившиеся фрагментарные знания вождей и жрецов о прошлом своих этносов, в процессе взаимного общения обнаружили сходство своих языков, корни которого уходили в когда-то общий праиндоевропейский или «гиперборейский» язык. В начале нашей эры эти языки вряд ли имели больше расхождений, чем древнерусский язык Афанасия Никитина и индийский санскрит конца XV в. Немецкие историки и языковеды для лучшего понимания этой лингвистической ситуации еще в 1950-е гг. ввели в научный оборот термин «древнеевропейский язык».

К началу н.э. геополитическая структура Европы значительно усложнилась и включала в себя Римскую империю на юге и западе континента по линии рек Рейна и Дуная, часть Британии и многочисленные (по римско-византийской терминологии) «варварские племена» на севере и востоке Европы. Это индоевропейцы – германцы и славяне, а также восточные кочевники - сарматы, алланы, авары гунны и др., вторгавшиеся в Европу из глубин Азии. В конце IV в. Римская империя разделилась на две: Западную со столицей в Риме и Восточную (Византийскую) со столицей в Константинополе.

Эта структура была взорвана в IV в. «Великим перселением народов» (ВПН) – массовой этнической экспансией «варварских племен» с севера на юг и с востока на запад в пределы Римской империи. Главной причиной ВПН стал усилившийся процесс разложения родоплеменного строя у «варваров», сопровождавшийся образованием больших племенных союзов, ростом дружин и власти военных вождей, жаждавших добычи, богатства, новых земель. Потребность в новых землях вызывалась экстенсивным характером земледелия у этих племен. Быстрый рост их численности вызывал перенаселение, усиливал давление одних племен на другие. С другой стороны, богатство, более благоприятные природно-климатические условия и культурная жизнь античного мира производили сильное впечатление на «варваров», особенно на их элиту. В Западной Европе в ВПН участвовали преимущественно германские племена, а в Восточной и Юго-Восточной Европе – преимущественно славянские. В результате очертания политической карты Европы претерпели коренные изменения.

Развитие стран Запада существенно ускорило богатое культурно-ци-вилизационное наследие античного мира. Некоторые германские племена и племенные союзы уже в начале н.э. вступили в непосредственный контакт с Римом по линии рек Рейна и Дуная, стали провинциями империи и значительно опередили в своем развитии родственные периферийные германские племена остготов, гепидов, вандалов, семнонов, не говоря о скандинавах и славянах. Часть германцев уже в III-IV вв. имели более развитое земледелие, скотоводство и ремесла. Их родовые общины постепенно превращались в соседские, территориальные общины – «марки», а земледельцы-общинники становились самостоятельными хозяевами своих земель, которые они могли продавать, покупать, дарить, завещать. Т.е. социально-экономический строй поздней Римской империи, базировавшейся на частной собственности на землю и строй некоторых германских племен уже в какой-то мере сочетались между собой. Знать германских племен, особенно тех, которые непосредственно граничили с империей, все ближе контактировали с римской элитой и ее культурой, нередко поступали на правах федератов на сужбу Риму. Из германцев-федератов формировались римские легионы. Бывали случаи, когда германцы, служившие Риму в качестве федератов, воевали с другими германскими племенами и союзами племен, также находившимися на стадии разложения первобытного общества. Именно рабы-германцы открыли в 410 г. ворота Рима своим (хотя и не близким) соплеменникам, вестготам Алариха.

С начала V в. некоторые союзы германских племен - федератов империи стали создавать свои «варварские королевства». Первым из них стало королевство германских племен вестготов (визиготов) в Южной Галлии с центром в Толозе (совр. Тулуза). Примерно одновременно племена вандалов (среди них, возможно, были славяне), пытались создать свое государство на Пиренейском полуострове под назваием «Вандалузия» (совр. провинция Андалузия в Испании). Но под давленим других германских племен переправились через Гибралтар в Северную Африку и на месте Карфагена образовали «вандальское королевство». Захватив острова Средиземноморья, вандалы стали нападать на побережье Италии. В 455 г. они захватили Рим и подвергли его страшному опустошению. Это варварское уничтожение памятников материальной и духовной культуры вошло в историю под названием «вандализм». Свое государство в Галлии с центром в Лионе основали германские племена бургундов. Римские власти утрачивали контроль над все большими территориями, хотя формально бургунды, вестготы, франки и др. германцы считались федератами, союзниками империи. С середины V в. германские племена англов, саксов, ютов, населявших побережье Северного моря и частично Балтийского моря, стали совершать грабительские морские рейды на Британские острова, уже давно оставленные Римом, и основали здесь несколько своих королевств – Кент, Уэссекс, Восточную Англию, Нортумбию и др.

С падением в 476 г Западной Римской империи политическая карта Западной Европы была основательно перекроена. На руинах империи возникли новые государственные образования со значительно изменившимся этническим составом населения. После свержения Ромула Августула предводитель германских наемников в императорской охране, славянин Одоакр не стал принимать титула римского императора, а был провозглашен конунгом (королем), как то было принято в других «варварских государствах». Единых законов в этих королевствах» не было. Местное население жило по римским законам, а германцы – на основе собственных древних, не зафиксированных в письменном виде, обычаев. Большинство римских городов пришли в упадок; некоторая их часть сохранилась лишь в Италии, Испании и на юге Франции. Германцы постепенно принимали христианство, пользовавшееся нараставшим влиянием на них. Начинался новый период в развитии всемирной истории – эпоха Средневековья.

Картина завершения истории Древнего мира немыслима без истории русов/росов (словен, славян, славинов) и венедов - будущих западных славян. Славяне со времен расселения потомков гиперборейцев с Южного Урала по Евразии и начала формирования индоевропейской этнолингвистической общности имели уже очень продолжительную историю. В ходе длительных миграций русы (славяне) и венеды (венеты) нередко давали свои имена не только гидронимам, но и этносам (племенам). Так с середины II тыс. до н. э. на севере Адриатики обитали племена иллирийских венедов. Но вскоре они были завоеваны пришедшими с севера одноименными западнославянскими племенами венедов, исчезли как самостоятельный этнос и стали говорить на славянском языке. На Балканах, Апеннинах, в Малой Азии венеты и русы (славяне) появились еще во II – начале I тыс. до н.э. Особенно много русов (славян) осталось на Пеллопонесском полуострове. Вспомним, что часть венедов, оказавшихся на севере Малой Азии, приняли участие в Троянской войне в числе защитников Трои. После ее падения венеды вместе с троянцами перебрались на Апеннины, где соединились с ранее пришедшими туда русами (славянами). Археологи прослеживают ощутимое присутствие русов (славян) и венедов в культурных слоях конца II – начала I тыс. до н.э. и относящихся к ранним периодам истории античных цивилизаций.

В Средней и Северной Италии в VIII-I вв. до н.э. существовала весьма развитая Этрусская цивилизация. Из двенадцати ее городов один имел явно русское имя – Russеlae. На территории Этрурии открыты захоронения русов и венедов с очень схожими артефактами древнейшей русской и этрусской культур: различного рода украшения, ро-спись керамических изделий, оформление захоронений и терракотовых погребальных урн, частое использование свастики в качестве общепринятого среди индоевропейцев еще с глубочайшей древности сакрального символа движения, света, благополучия, гармонии, созидания, удачи, счастья. В этрусском языке были слова, которые и сегодня звучат чисто по-русски и не нуждаются в переводе: цена, пити, жар, уж, гусыня и др., или слова, в которых легко угадываются прототипы будущих слов современного русского языка: праздник - церемония, антенна – выступающая балка, узил – узел, турину – тур, бык и др.

Обратим внимание на археологические находки профессора В.А.Чу-динова на севере и в центре Италии. Рядом с этрусскими захоронениями находятся аналогичные по форме славянские захоронения. Надписи на славянских надгробиях и погребальных урнах, датируемые VII-VI вв. до н.э., выполнены на древнеславянском языке. Некоторые из них читаются совершенно отчетливо: ант, анты, корсиканцы, храм, храмина, саркофаг, рака, мощи, кожа, Кипр, Крит, Корсика и др. Добавим к этому, что на островах Венецианской лагуны, которые начали заселяться местными жителями и славянами уже с V в. до н.э., обнаружено несколько тысяч отчетливо выраженных славянских захоронений с надгробными надписями на древнеславянском языке. Объясняя это, некоторые отечественные авторы, не являющиеся профессиональными историками, но активно выступающие в интернете, делают выводы о том, что этруски – это русские, ставшие основателями Этрусской цивилизации, а будущие западные славяне - венеды - основатели Венеции. Без ответа, однако, остается вопрос: почему же в культуре славян последующих веков никак не прослеживается уникальное наследие этрусков в скульптуре и архитектуре? Что касается Венеции, то известно, что она была основана в начале IX в. и получила свое название в память именно об адриатических венедах, издревле живших на этой земле, но позднее ассимилированных венедо-славянами.

Наиболее существенным является то, что наши далекие предки уже в I тыс. до н.э. писали по-славянски, т.е. обозначали отдельные звуки, слова, понятия ограниченным количеством (более сотни) гласных и согласных букв – фонем. Новая, более рациональная и практичная форма славянской письменности (в сравнении с преобладавшими в ту эпоху различными формами рунической или иероглифической письменности), рождалась примерно одновременно с аналогичной древнегреческой письменностью и раньше классической латыни. Т.е. становление славянской азбуки происходило примерно за 1,5 тыс. лет до официально установленного в нашем Отечестве «создания славянской письменности» в IX в. византийскими миссионерами, братьми Кириллом и Мефодием, которые были даже знакомы с текстом Нового Завета написанном на этом древнеславянском языке. Новая письменность, однако, еще долго оставалась достоянием преимущественно элитарных слоев славянского мира – «княжеской письменностью» - как ее именуют лингвисты. Наряду с новой азбукой славяне пользовались привычными рунами, названными в конце IX –начале Х в. в болгарском сказании «О письменах» черноризца Храбра «чертами и резами».

Среди найденных в Этрурии славянских надписей VII-VI вв. до н.э., значатся: ант и анты. Видимо, это имя стало (наряду с ранее возникшими самоназваниями росы, русы, словене, славяне и славины) еще одним самоназванием восточных славян - предков современных русских, украинцев и белоруссов. Заметим, что эти самоназвания, употреблялись среди наших предков не менее тысячи лет до того как они в VI – начале VII вв. впервые попали в поле зрения византийского историка Прокопия Кесарийского, готского историка Иордана и др. авторов. Те же авторы выделяли и южных славян (предков современных болгар, сербов, хорватов, словенцев, македонцев, черногорцев), именуя их «склавинами», не вполне адекватно передавая их возникшие ранее самоназвания: «славяне» и «славины».

Однако в отечественной науке после публикации в 1816 г. первого тома «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина, почти на два века прочно укоренилась традиция начинать историю древних славян исключительно с первых упоминаний о них под именем «венедов» («венетов», «винетов») в трудах римских историков I-II вв. Плиния Старшего, Корнелия Тацита и Клавдия Птолемея, а также под именами «склавинов» и «антов», упоминаемых византийскими и др. авторами VI-VII вв. Общепринятой для советской историографии вплоть до конца ХХ в. оставалась, концепция академиков Б.Д Грекова и Б.А.Рыба-кова согласно которой предки славян обитали на землях Восточной и Юго-Восточной Европы уже с III тыс. до н.э. Считалось, что к середине I тыс. н.э. славяне – «венеды» по сравнению с более развитыми германцами представляли собой еще этнически недифференцированную массу оседлых первобытных племен, обитавших на обширных территориях между Вислой и Днепром, Балтийским морем, и Карпатами, занятых примитивным земледелием, скотоводством, ремеслами и не проявлявших заметной геополитической активности на европейском контитненте. Разве, что вели борьбу с кочевниками, неоднократно вто-ргавшимися в начале нашей эры в Европу из глубин Азии. Много бед славянам (как мы увидим позднее) кочевники принесли на исходе ВПН и после него. Очевидно, что эта концепция уже никак не увязывается с новыми, ранее неизвестными фактами древнейшей истории славян, начиная с послегиперборейских времен, их расселения с Южного Урала и кончая участием в становлении античных цивилизаций Греции и Рима. Эти факты с конца ХХ в., хотя и с большим трудом, но все же постепенно усваиваются отечественными историками.

Славяне после Троянской войны и их вытеснения римлянами за пределы Апеннинского полуострова продолжили расселяться по всей Европе. Так в течение нескольких веков на территории столицы современной Австрии Вены (нем. – Wien), на месте лагеря, оставленного римским легионом в середине I в. н.э. существовало поселение венедо-славян (винетов) под названием Виндебож. Современные австрийские историки находят на территории своей страны еще десятки городов, поселков, сел и деревень, содержащих следы древних славянских поселений, а также реки, озера и др. топонимы, названия которых имеют ярко выраженный славянский характер. Ю.Цезарь еще в середине I в до н.э. писал о прибалтийских венедах как о прекрасных мореходах, пользующихся наибольшим влиянием по всему побережью Венедского залива (т.е. Балтийского моря), имеющих в своем распоряжении большое число кораблей, на которых они ходят в Британию, превосходя остальных галлов знанием морского дела и опытностью в нем. Поселения венедов существовали на полуострове Бретань во время Галльских походов Цезаря 58-51 гг. до н.э.

Заметный след в истории славян с конца дохристианской эры оставили киммерийцы и особенно скифы – отдаленные потомки гипеборейцев, забывших о своем происхождении и родстве с другими индоевропейскими этносами. Киммерийцы первыми в VIII-VII вв. до н.э. мигрировали из Сибири на юг Восточно-Европейской равнины. Одновременно часть их через Кавказский проход вторглись на Ближний Восток, где воевали с Ассирией и Урартским царством, существенно ослабив его. Современные армяне считают себя потомками урартов и заботливо относятся к сохранению памятников этой культуры. Следы киммерийцев заметны в Северном Причерноморье. Эллины-колонисты долгое время называли Керченский пролив не иначе как «Боспор Киммерийский» или «Кимерик». Геродот в V в. до н.э. писал об оставшихся в Скифии «киммерийских стенах». Это говорит о том, что их строители (вопреки устойчивому мнению большинства отечественных историков) не были кочевниками. Вероятно, эти укрепления были достаточно фундаментальными, если сохранились в течение трех веков. Но после столкновений с более многочисленными скифами, пришедшими в VII-VI вв. до н. э. из Сибири в Северное Причерноморье, меньшая часть киммерийцев смешалась с ними, а большинство ушло через устье Истра (Дуная), в Западную Европу. Кратковременное пребывание киммерийцев на юге Восточно-Европейской равнины и их проход через устье Дуная в Западную Европу, вероятно, не оказали заметного влияния на мир славянских племен. Некоторые зарубежные историки полагают, что в дальнейшем кимерийцы составили один из союзов древнегерманских племен, известный с начала I вв. до н.э. как кимвры. Известно, что после поражения, нанесенного римлянам в 105 г. до н.э. германскими племенами кимвров и тевтонов, была проведена военная реформа Г.Мария. Часть киммерийцев затем перебрались на Британские острова и в Уэльсе появилось племя кимбров.

Скифы (как и киммерийцы) не были ираноязычными кочевниками, как обычно вслед за Геродотом, считают отечественные и зарубежные историки. Кочевники, например, никогда не имели в своем обиходе мебели. У скифов же, как свидетельствуют исследованные археологами гравюры на серебре, были столы, стулья, табуреты, лавки. А это уже (по мнению современных исследователей) совершенно иной тип культуры. В VII-III вв. до н.э. скифы создали цивилизацию, занявшую гигантское геополитическое пространство в малонаселённых степях, от Байкала и Северного Китая до нижнего Дуная и временами вторгались на земли Центральной Европы. Следы пребывания скифов прослеживаются на Кавказе, в Закавказье, и на Ближнем Востоке. В VI в. до н.э. скифы разгромили царство Урарту, ненадолго завоевывали Малую Азию, Сирию, Палестину и пытались вторгнуться в Египет. Но завязли в болотах дельты Нила и отступили. Египетские фараоны называли скифских царей «царями Севера», а себя – «царями Юга».

О могуществе скифов говорит то, что в конце VI в. до н.э. они в безводных степях Северного Причерноморья, не вступая в решающее сра-жение, измотали тактикой выжженной земли и ночными нападениями армию могущественной Персидской империи. Понеся большие потери, Дарий III прекратил бессмысленное преследование скифов и предпочёл отступление. Александр Македонский поначалу планировал поход на Восток через Восточноевропейскую равнину. Но скифы в 335 г. до н.э. на северном берегу Дуная нанесли серьезное поражение одному из греческих военачальников. После встречи и беседы со скифскими послами Александр изменил свой план восточного похода. Биографы Александра предпочитают не вспоминать об этой встрече. Самые просвещённые люди той эпохи - эллины были поражены, услышав от «варваров» грамотную речь на греческом языке и здравые рассуждения о возможных негативных последствиях похода греков на их землю. Не исключено, что среди скифских послов были и славяне. Как знать, не измени Александр своего первоначального плана – и мог бы остаться без армии, а в истории никогда бы не было не знавшего поражений великого полководца всех времен и народов.

Скифская цивилизация не была единой, а состояла из 7 царств. Наи-

более известны «царские скифы», утвердившиеся в Северном Причерноморье в VII-VI вв. до н.э. Греки появились здесь в V-IV вв. до н.э. и к началу н.э. на черноморско-азовском побережье уже существовало целое ожерелье богатых и красивых греческих городов, прославившихся ремеслами, торговлей, и ставших с начала эпохи эллинизма крупными центрами духовной культуры. Скифы, занятые земледелием и ремеслами, активно торговали с эллинами и мирно уживались с предками южных и восточных славян в процессе освоения черноземных земель Поднепровья, Северного Причерноморья, нижнего Дуная. Часть зерна, продаваемого скифами эллинам-колонистам, поступала от славян. Скифы и славяне постоянно общались между собой и хорошо понимали друг друга. Ведь они имели общее – «гиперборейское» происхождение и близкие языки, имевшие общего предшественника – праиндоевропейский или «гиперборейский» язык. Эпизодов подобных изображёному на картине В.М.Васнецова «Бой славян со скифами» скорее всего не было. Надо сказать, что в конце XIX – начале ХХ вв. в русском обществе бытовало мнение о том, что славяне произошли от скифов. Вспомним хотя бы А.Блока: «Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы!». Историческая наука не подтвердила эту точку зрения. Наоборот, славяне вместе со скифами предпринимали походы в Юго-Восточную, Центральную и Западную Европу, осваивая новые для себя земли.

Столицей «царских скифов» в III в. до н.э. – III в.н.э. был город Неполь Скифский в Крыму. На его месте археологами в XIX-XX вв. были открыты остатки мощной крепостной стены с башнями и воротами, городская площадь, остатки жилых и общественных построек, часть которых были выполнены в греческом стиле, каменный мавзолей с погребениями скифского царя и знатных лиц, с оружием и большим количеством золотых предметов и украшений. Немало изделий из драгоценных металлов найдено археологами в богатых курганных захоронениях скифских царей в Северном Причерноморье: в 1897 г. в Майкопском кургане, а позднее в приднепровских курганах Солоха, Куль-Оба, часто именуемых «степными пирамидами». Эти изделия в количественном отношении уступают аналогичным изделиям, обнаруженным в 1922 г. в гробнице египетского фараона Тутанхамона. Но современные исследователи считают, что по качеству изготовления, приемам литья, пайки, чеканки, гравировки скифские шедевры из драгоценных металлов никак не уступают древнеегипетским.

Тем не менее, эллины, особенно жившие в метрополии, неизменно называли скифов варварами т.к. они носили меховые или кожаные штаны, куртки и сапоги со шнуровкой. Но такая одежда и обувь более практична как для верховой езды скифов – скотоводов, так и в повседневной жизни при более холодном, по сравнению с греческой метрополией, климате Северного Причерноморья. Для изготовления одежды и обуви из меха и кожи скифским умельцам требовалось никак не меньше искусства и навыков, чем эллинам для изготовления принятых в их среде тог, туник и сандалей на босые ноги.

Скифское царство в Северном Причерноморье в начале. III в. до н.э. было разгромлено кочевниками – сарматами, пришедшими с Южного Урала и Западного Казахстана. В начале I в. до н.э. часть сарматов, известные как аланы, установили свое господство на Кавказе (современные осетины являются их потомками), другая часть – западные сарматы – стали беспокойными соседями Римской державы, рассматривая её как источник богатой добычи. Способами её получения были: грабительские набеги, получение дани, военное наемничество. Сарматы добились от Рима выплаты ежегодных субсидий в обмен на участие в обороне границ империи. При задержках субсидий сарматы бесцеремонно вторгались в дунайские провинции империи. В начале II в. н.э. отряд сарматской конницы был даже принят в римскую армию, а часть его была отправлена в Британию. Ослабленное сарматами, Скифское царство продолжало существовать в Крыму, в низовьях Днепра и Буга. Но к исходу III в. н.э. оно было уничтожено германцами-остготами, под давлением гуннов мигрировавших в это время на Балканы и в Южную Европу. Сами скифы вскоре утратили свою самостоятельность и этническое своеобразие, растворившись в эпоху ВПН среди других племен, в первую очередь – среди наиболее близких к ним восточных и южных славян.

Северные и западные земли Германии от Одера до Ютландии уже в начале эпохи Рмской империи в значительной мере были заселены славянами. Археологи современной Германии с большим интересом изучают эти памятники более чем двухтысячелетней давности, некоторые из которых стали музеями под открытым небом. Славянские поселения были распространены на востоке, севере и в центре Баварии, в Швейцарии. В горно-лесистом регионе Гарц (Харц) на территории современных германских земель Нижняя Саксония, Саксрния-Анхальт и Тюрингия с конца II в. существуют четыре города, в названиях которых содержится имя венедов (винетов). На месте древнеславянских поселений, нередко мирно соседствовавших (как свидетельствуют данные археологии) с древнегерманскими и существовавших в течение нескольких столетий, были основаны в конце IX в. Лейпциг (прежнее славянское название Липск), а в XIII в. Берлин. По-древнерусски и по-немецки «бер» - медведь; отсюда: берлога – логово «бера» - медведя. С эпохи Средневековья медведь является символом Берлина. Близ Гамбурга, на месте современного немецкого города Ратцебург в начале нашей эры существовало славянское поселение Ратибор и т.п.

Славяне приняли активное участие в ВПН. Они удержали за собой ранее занимаемые ими территории от Южной Прибалтики до Северного Причерноморья и нижнего Дуная, а также между Карпатами и Вислой. Одновременно славяне расселялись на новые земли: южнее Дуная, в пределы Византийской империи; на запад – в Висло-Одерское междуречье и в среднее течение Дуная, также на восток и северо-восток Восточно-Европейской равнины в районы современных Киева, Воронежа, Смоленска, Полоцка, Новгорода, Пскова. Эти места славянам были уже частично знакомы, если вспомнить их многолетние странствия по Восточно-Европейской равнине рядом с будущими индоариями. Единый некогда праславянский, а затем славянский (словенский) этнический массив в ходе ВПН начал расчленяться на родственные группы восточных славян (предков современных русских, украинцев, белоруссов) и южных славян (предков современных болгар, сербов, хорватов, словенцев, черногорцев, македонцев). Одновременно термин «венеды» утратил былое значение общего самоназвания предков западных славян, которые стали именоваться поляками (самоназвание «поляци»; древнерус. «ляхи»), чехами, словаками, моравами. Впрочем, в Германии западных славян вплодь до начала XIX в. называли венедами, а в Финляндии и Эстонии и в наши дни венедами именуют всех славян, в т.ч. русских.

На исходе ВПН в Южной Прибалтике по обе стороны от р. Лаба (славянское название р. Эльба) начали формироваться новые западнославянские этнические общности, племена и племенные союзы полабских славян: лютичей (велетов), бодричей (ободритов) и лужичан. Еще в IV в. германские племена, обитавшие на северо-востоке Германии, передвинулись поближе к границам Римской империи, рассчитывая при ее грабежах получить свою долю добычи. Воспользовавшись моментом, полабские славяне с V в. стали занимать бесхозные территоррии. Именно полабами в последующие столетия в северной и восточной Германии были основаны десятки городов, которые до сих пор носят непосредственно славянские названия, или славянские названия, переведенные на немецкий язык. Например: Бранденбург – основан лютичами в VI-VII вв. под названием Бранибор, т.е. Бранный Бор («оборонный», пограничный «лес»); Росток – крепость, основанная в VII в. ободритами в устье реки Варнов в месте, где она «растекается» на два рукава; Мекленбург – основан ободритами в VI в. под названием Рерик; Шверин и Любек - основаны в XI-XII вв. на местах полабских укреплений Зверин и Круто; Ольденбург (земля ФРГ Шлезвиг-Гольштейн) – основан племенем вагров из союза обобритов под названием Староград и т.п. Примечательно, что эти и др. праславянские и древнеславянские названия в центре Европы остались в неизменном виде даже в годы фашистской диктатуры. В ФРГ в землях Бранденбург и Саксония сохранился единственный неассимилированный славянский этнос лужичан численностью ок. 60 тыс. чел., предки которых еще в VI в. поселились на территории исторической области Германии, издревле носящей славянское название Лужица. С учетом небольших городов, поселков, деревень, а также гидронимов и топонимов, учтенных современными немецкими и австрийскими учеными, количество славянских названий на территории Германии и Австрии (по сравнению с названными в данном тексте) многократно возрастет.

Восточные славяне с начала нашей эры оказались в менее благоприятных, по сравнению с германцами, а в значительной мере и по сравнению с южными и западными славянами, природно-климатиче-ских, историко-культурных и геополитических условиях. Так, в настоящее время холодная, продолжительная зима ограничивает сельскохозяйственный сеезон в средней полосе Европейской России всего 120-135 днями (из них на заготовку сена уходит месяц). На Западе сельскохозяйственный сезон составляет 8-9 месяцев; за это время мо-жно 5-6 раз вспахать землю и лучше подготовить ее к посеву, не спеша убрать и обработать собранный урожай. В России земля перед посевом вспахивается в лучшем случае 2-3 раза. Осенние продолжительные дожди в средней полосе Европейской России также начинаются раньше, чем на Западе. Т.е. урожай приходилось и в далеком прошлом, и приходиться в наши дни собирать в спешке, с неизбежными в этой связи большими потерями выращенного урожая. Учтем также, что в X и в XIV вв. были глобальные потепления, т.е. природно-климатичекие условия на большей части Восточно-Европейской равнины были в древности и в эпоху Средневековья гораздо худшими, чем в наши дни.

Соседями восточных славян оказались менее развитые и немногочисленные угро-финские племена, у которых можно было позаимствовать лишь некоторые приемы охоты, рыболовства и бортничества. С другой стороны соседями восточных славян в течение многих веков были агрессивные и многочисленные тюркские племена: сарматы, аланы, гунны, авары (обры), хазары, печенеги, половцы, монголо-татары. Главные пути их продвижений в Западную Европу проходили всего в двух конных переходах от Киева, т.е. по черноземным, высокоплодородным регионам нынешних Ставропольского, Краснодарского краев, юга и юго-востока современной Украины с До-нецким каменоугольным бассейном. Но ввести эти территории в хо-зяйственный оборот оказалось возможным ввести только после мно-гочисленных войн эпохи Средневековья с кочевниками, а в XVII- XVIII вв. с Турцией и присоединения к России Крыма в 1783 г.

Ареал постоянного обитания восточных славян с юга и юго-востока подвергался слишком частым набегам кочевников, результатами которых становились гибель и угон в плен людей, разрушение и разграбление того, что было создано, накоплено или выращенно ранее. Но человеческие потери и возрождение демографического потенциала, восстановление порушенного кочевниками – это же топтание на месте. Проведем для ясности историческую параллель. Согласно официальным советским данным объем промышленной продукции 1940 г. в СССР после Великой Отечественной войны был восстановлен только к концу 1948 г. Т.е. по этому показателю наша страна 8 лет топталась на месте. Довоенный объем производства зерна был превышен только к середине 1950-х гг., с началом освоения целины. А людские потери 1941-45 гг. в 27 млн. чел. периодически отзываются нам «демографическими провалами»: сокращением рождаемости, численности и воспроизводства дееспособного населения во всех сферах жизни. Эта ситуация повторяется в отечественной истории многие столетия.

Восточные и южные славяне, хотя их предки во II – I тыс. до н.э. и внесли свой вклад в становление античных цивилизаций Греции и Рима, но с начала I тыс. н.э. в, отличие от германцев, развивались практически вне влияния классической античности. Нельзя сказать, что восточные и южные славяне вообще не имели никаких контактов с Западной Римской империей. Среди славян, как и среди германцев эпохи ВПН всегда хватало молодых, энергичных людей, которым скучно было ходить за плугом или сохой, пасти скотину, сидеть за гончарным кругом, качать мех в кузне и т.п. Такие люди находили способы увязаться за ордами кочевников, проходивших через Северное Причерноморье и севернее Дуная в Западную Европу. Видимо, немало славян вступило в орды гуннов Атиллы в V в. Тогда это было единственной возможностью уберечь своих соплеменников от истребления, а родную землю от разорения. Так или иначе, но и восточные, и южные славяне вступали в боевые контакты с римлянами. Но они никогда, подобно германцам, не оказывались на положении федератов империи. Славянские элиты никогда не сближались с римской элитой, и не имели адекватного представления об античной цивилизации и культурев целом. Завершение истории греко-римского мира пришлось на более раннюю эпоху, чем активный выход славян на историческую арену и их переход к цивилизации.

К тому же во II-IV вв. восточногерманские племена готов и гепидов, придвигавшиеся в Причерноморье с низовьев Вислы через Полесье, неоднократно вторгались на земли западных и восточных славян, нанося им трудновосполнимые людские и материальные потери. В IV в. анты (восточные славяне) нанесли поражение готам. Их вождь Германарих для примирения сторон устроил пир, по окончании которого антский вождь Бож с сыновьями и 70 «старшими вельможами» были вероломно захвачены и распяты. Сами остготы в конце IV в. были разгромлены гуннами и вместе с ними двинулись на запад. В середине V в., после смерти вождя гуннов Атиллы, остготы подняли восстание и освободились от их владычества. Часть осготов стали наемниками Византии. Другая их часть во главе с Теодорихом двинулась в Северную и Среднюю Италию, где образовали одно из крупнейших «варварских государств» - Остготское королевство.

На этом этапе истории восточных и южных славян значительным для них было влияние Византии - сохранившейся среди варварских завоеваний и перешедшей к феодализму Восточной Римской империи. Но мертвый Рим дал для Западной Европы несопоставимо больше,


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.